0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем истинное знание отличается от ложного

Как отличить истинное знание от ложного?

Духовное знание позволяет отделить реальность от иллюзии, материальное знание (так называемое «знание») не позволяет отделить реальность от иллюзии. Мало того, люди путают иллюзию c реальностью. Оказывается, научные теории и открытия нередко возникают не столько в результате логических умозаключений, сколько из беспорядочного, причудливого и даже мистического состояния ума. Это признают сами философы-эмпирики. Не отрицая пользы науки, следует отметить, что значительная ее часть мало чем отличается от научной фантастики. К этой категории относятся целые области западной науки: теории, которые кажутся незыблемыми как скала…

Духовное знание позволяет отделить реальность от иллюзии, материальное знание (так называемое «знание») не позволяет отделить реальность от иллюзии. Мало того, люди путают иллюзию c реальностью.

Оказывается, научные теории и открытия нередко возникают не столько в результате логических умозаключений, сколько из беспорядочного, причудливого и даже мистического состояния ума. Это признают сами философы-эмпирики.

Не отрицая пользы науки, следует отметить, что значительная ее часть мало чем отличается от научной фантастики. К этой категории относятся целые области западной науки: теории, которые кажутся незыблемыми как скала и, по сути дела, лежат в основе большинства западных философских учений, на поверку оказываются в лучшем случае неподтвержденными, а в худшем – просто предрассудками.

В наши времена фразы «наука доказала», «наука открыла», имеют тот же вес, что и цитаты из библейских писаний во времена средневековья. Другими словами, в обществе – в том числе и среди ученых – в полную силу действует тот же самый, старый метод доказательства «Сам сказал», отвергнутый когда-то Декартом. Если в средние века над умами людей довлел религиозный догматизм, то сейчас его на этом посту заменил догматический материализм.

Существует два способа познания: ведический и «невежественный». Слово «ведический» не является религиозным, историческим, географическим или теоретическим понятием, изобретенным людьми. Санскритское слово «веда» означает «знание». Поэтому выражение «ведический метод познания» по сути означает «метод познания, исполненный знания».

Это значит, что есть еще «метод познания, исполненный невежества». Веданта-сутра (2.1.4) объясняет: «Ведическое знание по самой своей природе отлично от теорий, изобретенных умами людей.»

Они отличаются друг от друга принципиально: одно принадлежит к материальной природе, другое – к духовной. «Материальное», «духовное» – это не просто слова, это научные обозначения, термины.

Ведический метод познания научен. В чем состоит его научность? Ведический метод познания характеризуется термином «духовный».

Духовной субстанции присущи:

  1. Вечность, неизменность;
  2. Полнота знания.

А отличительные признаки материи таковы:

  1. Недолговечность, непостоянство, тленность;
  2. Невежество, тупость, инертность.

Тщательный анализ ситуации показывает, что у ученых-материалистов нет знания. На самом деле, так и должно быть, по природе вещей. Ученый-материалист – в переводе на язык Вед означает ученый, погруженный в невежество.

Фрагмент из лекции Е.М. Враджендра Кумара прабху «Расплата за автономию души».

Как отличить истинное знание от ложного?

Как отличить истинное знание от ложного? Логика тут проста. Знание «я есть, я существую» — истинно. Но почему? Да потому, что оно ясно и очевидно. Не требует никаких доказательств. Значит, и всякое знание, которое столь же ясно и очевидно моему сознанию, которое устоит против всякой критики и сомнения, истинно. Если же знание неясно, если оно требует проверки, истинным его не назовешь. Оно может оказаться истиной, а может — ложью. Это — проблематичное знание. Взрослый говорит, что у него в кармане зажигалка. Но возможно ее там нет. Понимает ли это ребенок?

Читать еще:  Какими способами человек выражает своё эмоциональное состояние

Оказалось, что 4—5-летние дети не в состоянии отличить истинное знание от проблематичного. Если взрослый говорит, стало быть, так и есть. Более старшие (6—13 лет) решительно возражают: «Не знаю, надо проверить. Надо лично убедиться — может, есть, а может, и нет. Надо увидеть, потрогать». Для них критерий истины — личный опыт. Ясность и отчетливость личного восприятия. Если предмет перед глазами, в руках, он есть. Это — истина. Такая же ясная, как и истина «я есть». Если же о наличии зажигалки говорят другие — пусть авторитетные — люди, но сам ты ее не видишь, сомневайся! Итак, ясность и отчетливость личного опыта — критерий истины. И вот что удивительно: его используют уже 5-летние дети, а ведь они не смогли сформулировать, что такое истина! Выходит, критерий истины детям известен и даже используется на практике, но, что такое истина, они не знают. Еще один парадокс «тайной шкатулки знаний».

А теперь посмотрим, как дети пользуются этим критерием, всегда ли прибегают к нему. Предложим им сравнить несколько типов знания. Знание первого типа — о наличии собственных ощущений и восприятий — безусловно истинно. Если я вижу солнце или чувствую голод, это несомненно, это ясно и отчетливо и не требует доказательств. Знание второго типа — о названиях предметов — усвоено детьми на веру. Ведь один и тот же предмет можно назвать по-разному: название «кошка» не принадлежит данному животному так же, как ему «принадлежит» шерсть, лапы и хвост. Название условно. Следовательно, знание «это животное — кошка» проблематично, оно может быть изменено (животное можно назвать по-другому) . Критерию очевидности, истинности это знание не удовлетворяет. Наконец, знание третьего типа — о том, что предметы таковы, какими мы их видим. Мы видим солнце маленьким, зная, что его объективные размеры иные. Значит, знание, которое нам дают органы чувств, не является несомненным. Оно нуждается в проверке, в опыте. Итак, снова обратимся к детям с вопросами.

  1. А есть ли что-нибудь такое, в чем тебя никогда никто не может обмануть?
  2. А если бы все сговорились и стали тебя убеждать, что тебя нет, что ты не существуешь, ты бы поверил? Почему?
  3. Если, например, ты очень хочешь есть, а все станут тебе говорить, что ты совсем не хочешь есть, ты поверишь им или нет?
  4. А если ты видишь солнце, а тебе станут говорить, что сейчас ночь ты ничего не видишь, ты поверишь этому или нет? .
    Почему?
  5. Вот ты уже многое знаешь, знаешь, как называются предметы, которые нас окружают. А откуда ты все это узнал? От взрослых?
  6. Значит, взрослые, ‘если бы захотели, могли бы тебя во всем обмануть, например по-другому назвать все предметы?
  7. Если бы, например, все между собой сговорились и стали бы тебя убеждать, что слон называется котом, ты бы поверил?
  8. А как ты думаешь, если ты видишь какой-то предмет, например солнце, он на самом деле такой, каким ты его видишь, или другой?
  9. А что такое солнце? Оно большое или маленькое? Его можно закрыть рукой?
  10. Но ведь солнце, которое ты видишь, маленькое, его можно закрыть рукой. Почему? Выходит, оно не похоже на настоящее солнце?
  11. Значит, глаз не всегда видит предметы правильно, он может ошибаться?
Читать еще:  Сколько времени ребёнок может находиться в ходунках

Читатель видит, что мы и тут начинаем беседу с вопросов о собственном бытии ребенка. Это не случайно: надо косвенно, намеком, напомнить ребенку критерий истины, задать «масштаб» для сравнения разных типов знания.
Разумеется, все дети подтвердили несомненность для них знания «я есть». Столь же истинным было для детей знание о наличии собственных ощущений. Почему? Да потому, утверждают дети, что оно ясно и отчетливо. Не нуждается в доказательствах. И кто бы мне ни говорил, что я не хочу есть, чувство голода не исчезнет («Не поверю, что не хочу есть, потому что мне самой хочется кушать»; «Не поверю, что ничего не вижу, потому что раз я это вижу, так это есть!»; «Если солнце светит, как его не видать-то?»; «Не поверю, потому что у меня чувство — есть захотел. Хоть убеждай, хоть не убеждай — все равно хочется есть»).

Тест по обществознанию 1.4 понятие истины. ее критерии

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

1.4 Понятие истины, ее критерии. 1 вариант

1. Выберите верные суждения об истине.

1) Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

2) Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

3) Истина — это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

4) Истина — это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

5) Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

6) Относительная истина — это полное, неизменное знание

2. Выберите верные суждения об истине. Истинное знание:

1) всегда объективно;

2) всегда разделяется большинством людей.

3) является неотъемлемым свойством и относительной и абсолютной истины;

4) выражается в независимости знания от пристрастий и интересов людей.

5) заключается в получении знания, соответствующего предмету изучения;

6) выражается в разделении знания большинством людей.

3 Выберите верные суждения о истине.

Истина-обязательный результат познавательной деятельности человека;

Под истиной понимается объективное отражение действительности в сознании человека;

Истинное знание отличается от ложного тем, что оно соответствует познаваемому объекту;

Истинное знание не противоречит предшествующим представлениям;

абсолютная истина исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;

Объективная истина — это знание: независящее от пристрастий и интересов людей;

4. «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют_____________

5. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите все соответствующие позиции из второго столбца.

Достоверное знание, не зависящее от мнений и 1) объективная истина

2) Относительная истина

Б) Исчерпывающее, полное, достоверное знание об

3) Абсолютная истина

Знание, дающее приблизительное

и неполное отражение действительности

Г). Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

Д) Информация, соответствующая действительному положению вещей

Читать еще:  Как бросить девушку

6. Относительная _____ ________зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности, от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.

7. Абсолютная и относительная истины являются формами истины_______________

Результатом познавательной деятельности является получение _______________

9._______________________как один из критериев истины включает в себя накопленный предыдущими поколениями людей опыт.

10.._______________________выражается в независимости знаний от пристрастия и интересов людей.

1. Выберите верные суждения

1 Истина – это соответствие знаний интересам человека.

2.. Истина – это соответствие мысли действительности.

3. Истина- это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

4. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

5. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

6. Абсолютная истина практически недостижима.

2. Выберите верные суждения

1) Относительной истиной называется знание неполное, верное лишь в определенных условиях.

2) Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.

3) Практика – это единственный критерий истинности наших знаний о мире.

4) Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.

5) Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

6) Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

3. Выберите верные суждения

1.Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.

2. Объектом познания может быть человек.

3.Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

4. Наука и религия являются формами познания мира

5. Особенностью социального познания является независимость влияние позиции исследователя на оценку фактов.

6. Научное изучение общества требует субъективного подхода к фактам.

4.. Выберите верные суждения

1. В структуру познания входят цель, средства, результат.

2. Результаты рационального познания закрепляются в ощущениях.

3. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

4. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.

5. Умозаключение – это логическая связь суждений.

6. Результаты чувственного познания существуют в форме понятий.

5. Какое понятие в ряду является обобщающим для всех остальных?

6. (зад.26) 26. Назовите три аспекта роли практики в познании и раскройте каждый из них.

7. (зад.20) Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Наблюдение — это целенаправленное систематическое (А) объекта. Концентрируя

внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые (Б) о

нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью (В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью ис

следования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется (Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведется наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические (Д). Как метод научного познания наблюдение дает исходную ______(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Источники:

http://krishna.lg.ua/kak-otlichit-istinnoe-znanie-ot-lozhnogo/
http://parohod.kg/psihologiodetjah/2120-kak-otlichit-istinnoe-znanie-ot-lozhnogo.html
http://infourok.ru/test-po-obschestvoznaniyu-ponyatie-istini-ee-kriterii-3620977.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector