70 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличались селения украинцев и жителей Поволжья

Чем отличались селения украинцев и жителей Поволжья

По материалам Самойловского филиала Саратовского областного музея краеведения.

Появление украинцев в Поволжье относится к XVII веку. Украинцы, или, как их тогда называли, малороссияне, стали селиться на окраине Нижнего Поволжья совместно с русскими в конце этого века, а первые украинские слободы появились в начале следующего. Выбор места поселения не случаен: люди увидели здесь географические и климатические условия, сходные с теми, к которым они привыкли на родине.

По приказанию Петра I в 1716 году была построена Царицынская сторожевая линия. Именно здесь впервые поселились малороссы. Они являлись выходцами из Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний. Позднее малороссийское население увеличилось в связи с разработкой соляного промысла. Следующим этапом стал перевод украинцев из других уездов и губерний помещиками. Это привело к тому, что украинский этнос стал одним из преобладающих в Саратовском, Аткарском, Балашовском, Камышинском и Царицынском уездах, а также в Заволжье. В 1900-е годы в Саратовской губернии из 2 419 834 человек населения украинцы составили 172 тыс. человек.

В Самойловском филиале Саратовского областного музея краеведения за 13 лет зарегистрировано 6488 экспонатов, 294 из которых характеризуют украинский этнос. Это предметы материальной и духовной культуры. Населенные пункты, в которых приобретены вещи для музея, — это старые украинские села, располагающиеся рядом с Самойловкой. Жители Залесянки, Ольшанки, Песчанки, Криуши в течение XVIII века выделились из Самойловки и образовали отдельные поселки.

Малороссы селились преимущественно отдельными слободами, частью вместе с великорусами, но почти никогда с другими народностями. Живущие отдельно от великорусов сохраняли в неприкосновенности свой язык, традиции, культуру, а поселившиеся вместе с русскими заметно теряли свои типичные отличия, подчинялись влиянию русского костюма и языка.

Исторически сложившийся тип народного жилища украинцев отличается своими особыми традиционными приемами, планом и конструкцией постройки. Традиции во многом сохранились благодаря сходству географических и климатических условий южной Украины и Нижнего Поволжья Саратовского края. Для строительства малороссами использовалось дерево, глина, камыш и солома. Кровельным материалом служила солома, камыш, реже — дерево.

Внешний вид постройки был характерен для данной местности и совпадал с традиционными приемами жилищных конструкций украинцев. Называлось это строение «хата» или «саманка». Хата — прямоугольное наземное жилище площадью 50 кв. м, с деревянными каркасами, сплетенными из хвороста и промазанными стенами, потолками из горбылей и двускатными крышами, крытыми соломой, камышом, дерном; изнутри и снаружи дома обмазывались замесом глины, а затем белились и расписывались. Подобные жилища встречались в украинских селах Поволжья вплоть до середины XX века. Традиция расписывать стены хат со временем была утрачена. В 2002 году в Самойловке были расписаны заборы двух украинских домов. Основным рисунком здесь являлись петух и цветы.

В застройке слободы руководящим требованием являлась традиционная ориентация по сторонам света. Жилое здание в большинстве случаев ориентируется своим главным фасадом и одним боковым на южные румбы, и только задняя стена обращена на север. При таком расположении достигается наилучшее использование солнечного тепла. Две стороны прогреваются солнцем, одна — боковая — утеплена прилегающими к ней сенями, а потеря тепла через заднюю стену уменьшается из-за отсутствия в ней оконных проемов и компенсируется расположенной непосредственно у стены печью и лежанкой. Эти важные практические соображения, касающиеся ориентации здания по свету, часто не соответствуют положению дома по отношению к улице. Отсюда своеобразный беспорядочный тип застройки украинского села, в том числе и Самойловского.

В Самойловском музее хранится очерк, написанный в 1871 году. Автор так описывает постройки малороссов: «Отличительная черта заключается в способе расположения дворов и домов: они жмутся в кучу и соломенные крыши надворных и уличных построек почти сливаются между собой. Горький и тяжелый опыт, заключающийся во все истребляющем пожаре, который так часто испытывают села, мало научает крестьян, и если в несколько часов исчезают целые улицы, то через некоторое время на этих местах и в таком же точно порядке являются новые дома до нового пожара».

После отмены крепостного права в Самойловке возникла улица «Москаливка». Предположительно с этого времени украинский и русский этносы Самойловки стали сливаться. В музее хранятся воспоминания жителей, характеризующие постепенное слияние двух народов.

Народный украинский костюм представляет сложное явление. В нем сохранились в более или менее измененном виде древние типы одежды, восходящие к ранним историческим эпохам. Вместе с тем в костюм вошли многие черты более позднего происхождения.

Преобладающим материалом для одежды служило льняное и конопляное полотно. Кроме тканей простого переплетения, применялись многоремизная и бранная техника. В вышивке широко применялась техника «низь», аналогичная русскому «набору», двусторонний шов, «штопівка», шитье по выдерганному холсту, «мережка», или «вирізування», а также вышивка крестом — «хрещиком».

Читать еще:  Какие бывают клубы по интересам

В Самойловском музее хранятся рушники, одежда украинского населения. К сожалению, нет полного национального костюма. Только благодаря изобретению фотографии и созданию в начале XX века Самойловского народного театра, на сцене которого ставились украинские спектакли, мы можем увидеть украинский национальный костюм.

Одежда малороссиянки состояла из холщовой сорочки и укрепленной на поясе плахты. Наиболее характерный для украинок тип женской рубахи был известен в двух вариантах: 1) с прямыми «уставками», пришитыми параллельно основе ткани стана сорочки; 2) с «суцільними» рукавами, доходящими до ворота, также пришитыми по основе ткани. Характерную черту сорочки составляли украшения. Больше всего украшались плечевая часть рубахи, рукава и ворот. Особенно ярко выражен геометрический узор. Предпочитается богатая цветная орнаментация. Женская набедренная одежда, состоящая из двух полотнищ, называется плахта, она крепится на корпусе при помощи пояса.

Одной из особенностей национального женского украинского костюма является «кірсетка» — безрукавка, состоящая из лифа и пришитой к нему расширяющейся нижней части. В зависимости от возраста женщины шили кірсетку из темной или яркой фабричной ткани.

Обычай обязательного накрывания волос женщины был распространен у всех восточнославянских народов. Украинские девушки на голове носили венок из цветов, именно по этому признаку без труда можно определить национальную принадлежность малороссийской девушки, а замужние повязывали хустынку. Неизменной частью костюма были бусы.

Традиционный мужской костюм — это сорочка туникообразного покроя с прямым разрезом посередине груди, заправлявшаяся в шаровары. В мужском костюме шаровары являются отличительной чертой малоросса. Распространенной прической была стрижка «в кружок» или «під макітру».

В отличие от русских украинцы никогда не носили лаптей, обувь использовалась кожаная. В нашем фонде есть красный женский сапожок, вышитый красной нитью. Очевидно, он принадлежал молоденькой девушке, т.к. сшит для ноги маленького размера. Народный костюм многосторонне отражает быт народа, показывает возрастные различия, художественный вкус малороссов.

У каждого народа есть своя национальная кухня. Отличительной чертой украинского характера является гостеприимность, ибо «веселый гость — всему дому радость». В украинской хате на столе на вышитом рушнике всегда лежал хлеб, а рядом — соль. По древнему обычаю хлеб-соль подносили дорогим гостям в знак глубокого уважения.

В украинской кулинарии десятки тысяч рецептов блюд, которые отличает простота приготовления и прекрасные вкусовые качества. Украинцы шутят: «У нас просто: борщ, каша и третья кваша». Кому не известны украинские борщи, пампушки, галушки, вареники, калачи, шпигованное сало, жаркое. Многие блюда отличаются удачным сочетанием овощей и мяса. Большое внимание в украинской кулинарии уделяется особым вкусовым качествам блюд. Для придания им различных оттенков используется множество пряностей: лук, чеснок, хрен, мята, перец, чабрец, петрушка, пастернак, укроп. Все вышеперечисленные пряности и овощи переселенцы смогли вырастить на новом месте жительства, поэтому многие рецепты не были утрачены. И сегодня хозяйки готовят по рецептам бабушек.

Лук и чеснок малороссияне считали сильным оберегом. Для избавления от чародейства мать невесты перед выходом свадебного поезда в церковь клала молодой в карман завязанную в тряпицу головку лука или чеснока. Если луковица в кармане чернела, полагали, что она приняла на себя порчу и спасла невесту или жениха. Сильно пахнущая полынь и мята также служили падежными оберегами.

Национальным украинским музыкальным инструментом является бандура. Именно она в XX веке связала Самойловку с Украиной. В октябре 1971 года в Днепропетровске гостила делегация саратовцев. Слушая бандуристок Студенческого клуба им. Ю.А. Гагарина , гости вспомнили о Самойловке, о том, что самойловцы — потомки переселенцев из-под Киева. И родилась мысль в областном отделе культуры создать ансамбль бандуристок в Самойловке. Обратились к руководителю Днепропетровского ансамбля Лидии Степановне Вориной с просьбой помочь организовать такой ансамбль. Она не смогла отказать. Бандуры пришлось добывать сначала во Львове, а потом в Чернигове через Министерство культуры Украины.

Начались репетиции. А.С. Ворина вспоминает: «Такого энтузиазма я не припомню за свою жизнь. Они могли заниматься по 16 часов в день. Я встретилась с одержимостью и удивительной любовью к музыке, к бандуре».

Через 10 дней ансамбль выступал на районном смотре художественной самодеятельности, затем победил в областном смотре, в зональном Всероссийском смотре в Куйбышеве. На Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности посвященном 50-летию СССР ансамбль «Чаривницы» получает высшую награду — диплом лауреата. Это было 30 марта 1973 года. И сегодня дружба с днепропетровцами продолжается. В мае 2002 года в Днепропетровске проходил фестиваль «Звени, бандура», в котором принял участие и Самойловский ансамбль «Чаривницы».

На фото: Українська хата в саратовському Заволжжі.

Об истоках украинских притязаний на Нижнее Поволжье

В статье про кубанскую диаспору украинцев я уже приводил карту «Соборной Украины», которая обобщённо отражает территориальные претензии украинских националистов к России, Польше, Белоруссии и ряду других государств.

В этой статье предлагаю рассмотреть так называемый «Жёлтый Клин», который по мнению сторонников геополитического проекта «Великая Украина» занимает территорию Нижнего Поволжья и включает в себя Саратовскую, Волгоградскую и Астраханскую области.

Читать еще:  Комедия недоросль чему учит

Вот как отвечает на вопрос «Почему Желтый Клин?» сайт «об истории и культуре украинцев Нижнего Поволжья» с одноимённым названием:

«Переселяясь на новые земли в пределах Российской империи, украинцы нередко называли места своего компактного поселения Клином, Клином, врезавшимся в пустующие и неосвоенные человеком земли. Таким образом, на территории России появились украинские анклавы – «Малиновый Клин» на Кубани, «Серый Клин» — Казахстан и юг Западной Сибири, «Зеленый Клин» на Дальнем Востоке и так далее. К сожалению, украинцы, переселившиеся в Нижние Поволжье и образовавшие компактные места проживания, никак не назвали свою новую родину, да, наверное, в то время это было и ненужно. Основным занятием нижневолжских украинцев было хлебопашество. Прошли годы и освоенные переселенцами – украинцами земли стали желто-золотыми от цвета пшеничных полей. Если бы наши предки смогли посмотреть на наш край, то обязательно назвали свою землю «Желтым Клином».»

Данный ресурс создан преподавателями Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А., осознавшими свою украинскую идентичность. Инициатором и основным разработчиком выступил кандидат исторических наук Шульга Игорь Иванович. Редактирует сайт и ведёт там рубрику по изучению украинского языка некто Настенко Алексей Григорьевич. В 1998 году данный гражданин начал выпускать газету поволжских украинцев «Український часопис», но просуществовала она недолго.

Как и на других украинских националистических ресурсах, в исторических статьях все жители, переселившиеся в Нижнее Поволжье с территории современной Украины, называются «украинцами», несмотря на то, что до 19 века такого понятия вообще не существовало. Кстати, в приведённых на сайте документах той поры также не встречается употребления термина «украинец».

В разделе про украинские поселения Нижнего Поволжья обязательная для украинских националистов ссылка на «Голодомор» в следующей формулировке:
«В 1933-1934 гг. на Украине и Поволжье искусственно созданный большевиками голод уничтожил не одну тысячу украинских семей.»

Среди «научных материалов» обнаружил интересную статью Владимира Пержило под названием «Забытая ветвь украинского народа», которая на украинском языке излагает концепцию, обосновывающую претензии украинских националистов на Нижнее Поволжье.
Основой этой концепции является утверждение, что заселение Нижнего Поволжья украинцами началось в конце 16-го века, сразу после покорения Казанского и Астраханского ханств Иваном Грозным. А к началу массового заселения Поволжья в середине 18 веке там уже наряду с казахами жило и автохтонное украинское население. На эту тему на сайте есть отдельные статьи Валентины Синельниковой «Политические и экономические предпосылки появления украинских поселений в поволжских степях в ХVІ-ХІХ столетиях» и Александры Северьяновой «Из истории автохтонного украинского населения Нижнего Поволжья», кстати тоже на украинском языке.
В разделе «Традиции» в статье «Свадьба переселенцев-малороссиян, находящихся в Саратовской губернии», которая излагается по книге Терещенко А. Быт русского народа. – М. 1848. – С., присутствует выделенная при публикации вставка:

«Туземные малороссияне отличаются хлебосольством, радушием, хорошей жизнью, и они особенно любят хорошо поесть и попить. Переселенцы-малороссияне утратили многие хорошие свойства: они очень скупы и негостеприимны, особенно царевские, которые до того скупы, что превратились в отчаянных скряг, не смотря на то, что многие из них имеют стада рогатого скота, лошадей и овец. Вместо супа хлебают почти одну воду, даже в скоромные дни. Трудно поверить: в Светлое воскресенье и Рождество Христово едва разговляются, и часто встречают, эти великие праздники, одним сухим хлебом и рыбою, но чтобы попить, то ничего не жалеют»

Трактовать её можно двояко, понимая под термином «туземные малороссияне» как жителей собственно основной территории Украины, так и малороссийское население Нижнего Поволжья, переселявшееся туда с 16 века.


При нажатии картинка открывается в полном размере

Наряду с этим, в вышеупомянутой статье Владимира Пержило приводится отчёт об фольклорно-этнографической экспедиции в Волгоградскую область, которая состоялась в октябре 1991 года. Там же публикуется письмо некоего главы украинского культурного общества в Волгограде Якова Худика участникам экспедиции, он пишет следующее:

«С тех книг, которые Вы привезли, я сделал для себя большое приятное открытие. Оказывается, такие люди наши, как Донцов, были не проклятыми националистами, а большими талантами, славой, при том национальной славой Украины. Тем более Бандера и Петлюра были большие национальные герои. Надеюсь, что наши дети (речь идет о вокальный ансамбль «Радость», гостивший на Рождественские праздники в нашем городе. — В. П.) будут приняты так во Львове, что все увиденное, услышанное и прочувствованное останется на всю их жизнь»

Таким образом получается, что ещё до распада СССР в Поволжье направлялись «экспедиции» для пропаганды среди местных потомков переселенцев-малороссов националистических идей идеолога ОУН Дмитрия Донцова и карателя-палача Степана Бандеры. А сейчас информация о них открыто публикуется на сайте, размещённом в домене Саратовского государственного технического университета.

Но это ещё не всё.
На главной странице написано: «Рубрика «Ссылки» представляет коллекцию ссылок на другие сайты или отдельные материалы по нашей теме или близкие к ней», а в ней мы видим следующие адреса:

http://www.ukrsvit.kiev.ua – “Україна-світ” — Общество связей украинцев за пределами Украины
http://www.uvkr.com.ua — Украинский Международный Координационный Совет
http://ukrainianworldcongress.org — Международный конгресс украинцев
http://www.UkrNationalism.org — Молодежный Националистический Конгресс
http://idd.ukrsat.com — Институт изучения диаспор
http://www.huri.harvard.edu — Украинский Научный Институт Гарвардского Университета
http://www.stvladimir.ca — Институт Святого Владимира в Торонто
http://www.u-u-m.boom.ru — Украинский Университет г. Москвы
http://webcenter.ru/

Читать еще:  Как оригинально отпраздновать день рождения

libukr/diaspzeit.htm — Украинская библиотека в Москве
http://zeleniyklin.com.ua — «Зелений Клин» — сайт посвящен истории и культуре украинцев Дальнего Востока
http://www.siryj-klyn.narod.ru — «Сірий Клин» — сайт объединения украинцев г. Омска
http://www.ssu.samara.ru/

povolzje/ukraincy.htm — сайт об истории самарских украинцев
http://www.omsk.edu.ru/schools/sch004/diaspor/ukr/index.htm — страничка об украинской диаспоре Омской области
http://kobza.com.ua — «Кобза» — независимый правозащитный сайт по теме «Украинцы России»
http://rus.gateway.kg/ukr — украинское общество Киргизской Республики

Многие из ссылок уже не работают, но общая тематика понятна. «Молодежный Националистический Конгресс» и многочисленные сайты западных институтов и международных структур, говорят сами за себя. А изложение основных материалов на украинском языке явно адресует к украинской аудитории, которая должна проникнуться пониманием того, что Нижнее Поволжье — это исконно украинская земля.

Обсудив кратко историческую часть возникновения «Жёлтого Клина», в следующей статье я подробнее разберу действующие на данный момент украинские общественные организации Волгоградской и Саратовской областей.

Чем отличались селения украинцев и жителей поволжья?

Ответы на вопрос

смотря что мы называем под словом «готов». тут придется разобрать ситуацию сразу с нескольких сторон.

1) техническая сторона вопроса. тут, скорее, следует сказать, что да. обладал военной техникой, существенно превосходившей . монстры кв-1 и кв-2! в 1941 им противостояли средние танки pz iv! реактивные установки «катюша» бм-13. они имели почти на километр большую дальность, нежели аналог, и в два с половиной раза большую массу залпа нежели аналог. яркий эпизод — противотанковая пушка зис-2. она была сделана в до начала вов. и в первый период ее сняли с производства, потому что вместо того, чтобы пробивать корпус танка и взрываться внутри машины, ее снаряды прошивали танк насквозь. она была слишком мощной. стрелковое оружие было примерно на уровне. неавтоматические винтовки были основным оружием пехоты и там и там. единственное в чем по бумаге не имел явного преимущества, это авиация. новых машин, которые могли на равных конкурировать с лучшими образцами не хватало. но и тут не все так очевидно. к примеру, советские бомбардировщики могли достать до рима и берлина, а вот за урал летать не могли.

2) квалификация бойцов. вот тут, увы, проблема. глубина резерва была не так уж высока. некоторое время в не было массового военного призыва. техническая подготовка новобранцев также оставляла желать лучшего. к тому же работы над индивидуальной подготовкой рядового в общем она была отнюдь не на том уровне! один боец не был самостоятельной боевой единицей, которой нужно было что-то решать на поле боя. в то время как у немцев рядовой состав и унтер-офицеры также были частью военной машиной и многие (конечно не все и не всегда) четко знали свою роль и были готовы к действиям.

3) квалификация командования. вот тут, конечно, беда. среди военачальников был ряд военачальников. взять того же рокоссовского! но, увы, значительная часть командного состава хромала. взять хотя бы генерала власова. на начало войны у него было в мехкорпусе почти тысяча боевых машин. где они были уже через месяц? причем не только потери случались в боях. танки гоняли туда сюда на сотни километров, а танк к такому не приспособлен, машины ломались. кроме того, армия это не только генералы. средний командный состав тоже далеко не всегда соответствовал требованиям. в результате расширения армии за несколько лет до войны понадобилась туча офицеров, а их взять было негде, отсюда и лейтенанты во главе батальона.

4) организация. этого мы частично коснулись. , это то, в чем немцы превосходили всех на начальном этапе войны. огромная машина советской армии, прекрасно вооруженная и имевшая не такой маленький опыт военных действий (финская война, события на дальнем востоке, испанская война) оказалась слишком неповоротливой. командование оставляло желать лучшего, так наряду с героями оказывались генералы, которые сидели в 100 км от линии фронта, тогда как генерал гот наступал, сидя в командирском танке! танки посылались на 400 км защищать город стоя, а артиллерия шла воевать в поле выражаясь метафорически. это приводило к тому, что в одном месте бросались десятки танков, просто сломавшихся на марше или без горючки, а в другом месте воевали палками. на это накладывался кризис страной. сталин расстреливая одних генералов, прощал других за те же самые проступки. чем отличается так уж сильно павлов от власова и их действия непонятно.

о том, что могла бы сделать красная армия при должном говорит контрнаступления на дубненском направлении под командованием комиссара попеля. но нем лучше прочитать уже отдельно — итак ответ получился слишком большим : )

Источники:

http://kobza.com.ua/ukrajinskyj-chasopys-saratov/1007-ukraynskyj-tnos-v-povolzhe.html
http://shturman1922.livejournal.com/41297.html
http://reshebnik-gdz.com/istoriya/task32186025

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector