13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличаются экосистемы прибрежных и открытых вод

Экосистемы: среда обитания – вода

Понятие, типы и факторы влияния

Подводная растительность может быть не менее красивой чем наземная

Само уже название «Водные экосистемы» говорит о том, что это такой вид экологических систем, местом существования которых является водная среда. Структура, физические и химические свойства водной среды предопределяют видовой состав растительного и животного мира, особенности трофических цепей, ее сложность и устойчивость.

В зависимости от этих показателей водные экосистемы делятся на два типа: морские и пресноводные. В основе этого разделения лежит показатель количества содержащихся в воде солей. Измеряется этот показатель в промилле, то есть в тысячных долях. Он показывает, сколько грамм солей содержится в тысяче граммах воды или одном килограмме.

Кроме «солености» на водные экосистемы оказывают влияние еще два фактора. Количество поступающего солнечного света и содержание кислорода в воде.

Солнечный свет попадает на поверхность планеты, а значит, и водные пространства, неравномерно. Его количество больше к экватору и меньше к полюсам. С содержанием кислорода дело обстоит несколько по-другому. Его растворено больше в приполярных водах.

Морские

Цветовая гамма морских кораллов

К морским относятся такие экосистемы, которые сформировались в водной среде, с количеством растворенной в ней соли около 35% или промилле. Это в основном натрий и хлор. Морские экосистемы занимают почти 71% поверхности нашей планеты и входят в состав глобальной системы Мирового океана и в структуру гидросферы Земли.

Морские экосистемы – часть биосферы, производящая 32% всей чистой первичной продукции. Их можно разделить на зоны, в зависимости от глубины и береговой линии. Океанические обладают большой глубиной и площадью поверхности. Открытый океан мало заселен. В нем живут в основном киты, акулы и тунцы, а также донные беспозвоночные.

Экосистема морской флоры

Водные зоны возле берега называются приливов и отливов или прибрежные. К ним относят также:

  • лиманы;
  • солончаки;
  • коралловые рифы;
  • лагуны;
  • мангровые болота.

Животный и растительный мир здесь разнообразнее и основная масса его сосредоточена на глубинах до 100 м. от поверхности. Это:

  • коричневые водоросли;
  • кораллы;
  • моллюски;
  • иглокожие;
  • различные виды рыб;
  • млекопитающие;
  • акулы и т. д.

В придонных пластах и на дне растительность отсутствует. Там обитают некоторые виды рыб, беспозвоночные, а там, где скапливается большое количество сероводорода, существуют только хемосинтезирующие серные бактерии.

Морские экосистемы оказывают существенное влияние на формирования климата. Испарения с их поверхности – основной источник воды в атмосфере, а течения – регулятор температуры.

Разнообразие живых существ под водой

Морские экосистемы, благодаря своему большому биологическому разнообразию, являются устойчивыми ко многим видам воздействия. Они успешно противостоят занесенным человеком агрессивным видам живых организмов, природным вредителям и антропогенному влиянию.

Прибрежная зона — это мелководная линия вдоль побережья и до края континентального шельфа с теплой и богатой биогенами водой. Ее площадь менее 10% площади океана, но здесь живет 90% его биомассы. Места на побережье, где смешиваются соленые и пресные речные воды, называются эстуарии. Здесь биомасса максимальна и сравнима с тропическими лесами. Коралловые рифы располагаются также в прибрежных зонах тропических и субтропических широт с температурой воды более 20 0 С. Продуцентами в них являются красные и зеленые водоросли. Мир потребителей чрезвычайно разнообразен. Здесь проживает треть всех видов морских рыб.

Мелководье вдоль берега на прибрежной зоне

В морские экосистемы включается зона открытого океана. Хотя по площади и объему воды она превышается все другие вместе взятые, количеством и разнообразием флоры и фауны похвастаться не может. На его долю приходится лишь 10% общей биомассы. Его основная функция в другом – он поставщик первичного биологического продукта.

Пресные

Скалистая местность наполняет воду кислородом

Пресноводные экосистемы занимают всего лишь 0,8% суши и содержат 0,009% всех водных ресурсов Земли. Чистой первичной продукции в них производится только 3%. Хотя в пресных водоемах обитает около 41% видов рыб, известных науке на сегодняшний день. Основным критерием их отличия является скорость воды в них. Различают стоячие типы водных экосистем. К ним относят пруды и озера, то есть те объекты, где вода движется очень медленно. В реках и ручьях вода движется иногда с огромной скоростью, и такие типы экосистем называют проточными. Еще выделяют в отдельную категорию болота. Это места, где присутствие воды носит переменный характер, в результате чего почва бывает обводнена или насыщена водой.

Стоячие водоемы бывают глубокие и мелкие. Их экосистемы строятся в зависимости от того какое количество солнечного света и на какую глубину проникает в толщу воды. Глубоководные озера делятся на три зоны.

Вода в стоячих водоемах требует постоянной подкормки кислородом

У побережья – мелководье или литоральная зона. Далее зона открытой воды и глубоководья. В них свет проникает на определенную глубину и создает освещенную зону. В ней существуют фотосинтезирующие растения, в первую очередь водоросли, и все что ими кормиться. На глубоководье образуется неосвещенный пласт воды, придонная область и дно. К ним свет не проникает. Это пелагическая зона.

Вода наполненная кислородом, содержит в себе множество живых организмов

Неглубокими или мелкими водными объектами являются пруды. Их размеры и глубина меняется в зависимости от времени года. Растительный и животный мир прудов разнообразен. Пруды относят к водохранилищам искусственного происхождения, но не всегда они созданы человеком. Могут образоваться в результате строительной деятельности бобров или из-за крокодильих нор.

Читать еще:  Где находится багажный отсек в самолете

Главное отличие проточных экосистем в направлении и скорости их течения. Чем выше скорость, тем больше в воде концентрация растворенного кислорода и, соответственно, больше видовое разнообразие. Различают горные и равнинные реки. У одних источник питания происходит от деревьев, у других от водорослей. Реки и ручьи имеют зоны мелководных перекатов и глубоководных плес.

Течение наполняет горную реку кислородом

Самую большую опасность для существования проточных экосистем несут строящиеся на реках гидросооружения, регулирующие проток воды.

Принудительное торможение течения гидросооружениями

В результате такого строительства и регулирования водные экосистемы могут погибнуть.

Участки суши, покрытые водой или переувлажненные и заполненные значительным количеством неразложившихся органических, в основном растительного происхождения, остатков – это болото. Это такой участок, где слой торфа более 0,3 м, если меньше – заболоченная земля. Болота является природным накопителем избыточного углерода. Оно играет большую роль в очитке вод и нередко становится истоком рек.

У водной экосистемы структура практически не отличается от наземной. В ней сосуществуют автотрофные и гетеротрофные организмы, которые распределены по вертикальным уровням и в горизонтальной плоскости.

Структура

Автотрофные синтезируют органические соединения из неорганических. Находясь в водной среде и используя энергию солнечных лучей, они из углекислого газа вырабатывают кислород и увеличивают свою биомассу. Не всегда бурный рост биомассы положительно сказывается на развитии и существование экосистемы в целом. Увеличением своего объема, растения могут перекрыть доступ света вглубь водоема, замедлись его внутренний обмен питательными веществами и снизить содержание кислорода в воде. Отчего видовой состав экосистемы изменится в сторону увеличения количества хемосинтезирующих бактерий. Это микроорганизмы, питающиеся сероводородом.

В глубинах океана, эти бактерии являются источником питания других живых организмов. Например, гигантских трубчатых червей. В других водных объектах, они не находят своего потребителя. Потому довольно быстро превращают водоем в болото, а затем в торфяные залежи.

На дне океана может обитать множество живых существ

Автотрофными организмами питаются гетеротрофные. Для них это источник энергии и «материал для строительства» собственной биомассы.

Моря экосистема отличается от пресноводной тем, что морские организмы или эвриганные не живут в пресной воде, а стеногалинные, то есть нетерпимые к соли, наоборот. Хотя, есть и исключения из этого правила. Некоторые виды рыб основное время жизни проводят в океанской воде, но на нерест приходят в пресные реки. Например: лососевые или черноморский судак. Есть также некоторые виды акульих и крокодилов, которые прекрасно себя чувствуют как в соленой, так и в пресной воде.

Загрязнение

Загрязнение водных экосистем это любое изменение свойств воды:

При этом загрязняющие вещества могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Источниками загрязнения являются любые объекты и процессы, в результате которых в воду сбрасываются или попадают иным способом загрязняющие вещества. К которым можно отнести сверхнормативную концентрацию природных элементов и искусственно синтезированных веществ.

Чистая горная река, которых осталось уже очень мало

Загрязнение водных экосистем можно разделить на типы.

Первый – механическое загрязнение. Это повышение содержания в воде механических примесей. Его можно отнести к поверхностному виду.

Второй – химический, веществами органического или неорганического происхождения.

Третий – бактериологический или биологический. Это загрязнение патогенными микроорганизмами, грибами и водорослями. И последний на сегодня – радиоактивный. Это и природное радиоактивное излучение и последствия работы ядерных реакторов.

Авария: утечка нефти в открытое море

Насчитывается более 400 веществ, которые могут вызвать загрязнение воды. К химическим загрязнителям относят нефть и нефтепродукты, поверхностно-активные вещества, фенол, нафтеновые кислоты, пестициды, неорганические соли, кислоты и щелочи, мышьяк, соединения ртути, свинца и кадмия. Этот тип загрязнения стоек и распространяется на большие расстояния.

К бактериальным загрязнителям относят только вирусов более 700 видов.

Радиоактивные загрязнители остаются в воде дольше всех остальных. Это стронций-90, уран, радий-226, цезий и так далее.

Они концентрируются в мельчайшем планктоне и по пищевой цепи с эффектом накопления передаются дальше.

Прилив выбрасывает мусор на берег

Механические загрязнители – песок, шлам, ил, твердые бытовые и промышленные отходы и тому подобное. Изменяет свойства и структуру воды повышение ее температуры, технологическими водами тепловых и электрических станций.

Загрязнение воды происходит в результате следующих процессов:

  • сброса неочищенных сточных вод;
  • смыв ядохимикатов с сельскохозяйственных полей;
  • выбросы газа и дыма;
  • утечка нефти и нефтепродуктов.

Особенности

Морские экосистемы или пресноводные, как и наземные, строятся по присущим им правилам формирования. Основным является то, что в экосистеме столько видов живых организмов, сколько необходимо для усвоения и переработки поступающей энергии Солнца. Особенности водных экосистем в том, что они обладают внутренней сложностью и нелинейностью связей, подвержены различным внешним воздействиям и незамкнуты, большое количество гетеротрофных организмов и быстрый биотический кругооборот, высокая устойчивость, резистентность и адаптивность, регулирование популяции осуществляется за счет ограничения ресурсов или активностью хищников.

Кроме того, Мирового океана экосистема консервирует внутри себя значительные объемы излишнего углекислого газа. Это глобальная система, обладающая признаками непрерывности.

Видео — Вода источник жизни. Среда обитания

§ 44. Разнообразие и ценность естественных и водных экосистем

Подробное решение параграф § 44 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко 2011

Читать еще:  Что такое скрапбукинг

• Где проходят границы жизни в гидросфере?

Ответ. Граница жизни в гидросфере проходит на границе соприкосновения с атмосферой и литосферой в гидросфере на глубине 10—11 км, что определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения.

Вопросы после § 44

• Чем отличаются экосистемы открытых и прибрежных вод?

Ответ. Прибрежная зона – это относительно теплые, богатые питательными веществами мелководья, протягивающиеся от линии прилива на суше до края подводного продолжения континента, которое именуется континентальным шельфом. В прибрежной зоне, занимающей менее 10% общей площади океана, сосредоточено 90% биомассы и животных.

От открытого океана прибрежную зону отделяет область резкого увеличения глубин у края континентального шельфа. Открытый океан занимает около 90% общей площади океана, но на него приходится лишь около 10% биомассы океанических растений и животных.

В пределах открытого океана выделяются три зоны, основным различием которых является глубина проникновения солнечных лучей.

• Составьте схемы пищевых цепей, начинающиеся с фитопланктона.

Ответ. Фитопланктон – зоопланктон – бентос; зеленая эвглена – инфузория туфелька – мальки рыб- щука; хлорелла – дафния- плотва – рыбий филин.

• Каково биосферное значение рек, озер?

Ответ. Реки и ручьи – особые экосистемы проточных вод. Организмы, обитающие здесь, имеют приспособления к жизни в условиях подвижности вод. В отличии от других экосистем реки отличаются тем, что в них источником энергии служит органическое вещество, поступающее с наземных и озерных экосистем.

Переоценить значение рек в жизни человека и всей планеты в целом очень трудно. Достаточно лишь оценить какой объём воды расходует человечество в год, чтобы в этом убедиться. А объём этот превышает 3,5 тысячи кубических километров и ежегодно возрастает. В древности реки служили важнейшим путем сообщения, поэтому большинство городов строилось именно вблизи крупных рек. Сегодня река потеряла свое значение главного торгового пути, но ее значение остается огромным. Река — основной источник пресной воды, необходимой в быту, для сельского хозяйства и промышленности. Река остается важным транспортным путем, позволяющим перевозить как людей, так и грузы. При постройке ГЭС (гидроэлектростанций) гигантские плотины перегораживают реки, и огромные турбины вырабатывают с помощью движения воды необходимое человеку электричество. Река является важнейшим рекреационным ресурсом, который используется в процессе восстановления и развития физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья. Большинство мировых курортов расположены вблизи рек или морей. Река является местом ловли рыбы.

Озера- водоемы со стоячей, в большинстве случаев с пресной водой. В них жизнь наиболее разнообразно представлена в прибрежной зоне.

Озёра регулируют сток рек, задерживая в своих котловинах талые воды и отдавая их в другие периоды. В водах озёр происходят химические и биологические реакции. Одни элементы переходят из воды в донные отложения, другие — наоборот. В ряде озёр, главным образом не имеющих стока, в связи с испарением воды повышается концентрация солей. Результатом являются существенные изменения минерализации и солевого состава озёр. Благодаря значительной тепловой инерции водной массы крупные озёра смягчают климат прилегающих районов, уменьшая годовые и сезонные колебания метеорологических элементов.

• К каким последствиям может привести осушение болот?

Ответ. Искусственное осушение болот приводит к непоправимым нарушениям водного режима на огромных территориях, не связанных непосредственно с болотной экосистемой. Болота выполняют роль биологических фильтров. Стекающая в них вода несет остатки пестицидов, удобрений, нефтепродуктов, а вытекающие из болот ручьи очищены от ядовитых примесей.

Конспект урока по биологии «Разнообразие и ценность естественных водных экосистем» (9 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Класс 9 Предмет Биология Урок № 44 Дата:

Тема: Разнообразие и ценность естественных водных экосистем.

Цель: изучить многообразие водных экосистем.

Продолжить формирование знаний об экологическом разнообразии на примере рассмотрения естественных водных экосистем.

Показать значение естественных водных экосистем для природы и человека.

развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам, творческие способности;

продолжить формирование информационной компетентности.

осуществлять экологическое воспитание школьников на основе рассмотрения ценности естественных водных экосистем, роли человека в сохранении экологического разнообразия.

Тип урока: урок-семинар.

Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная.

Основные понятия и термины: морские экосистемы, фитопланктон, зоопланктон, бентос; пресноводные экосистемы (река, ручей, озеро, пруд, болото).

Предварительная работа: за пару дней до урока раздать учащимся перечень вопросов, которые будут рассматриваться на семинаре.

Оборудование и материалы:

Актуализация опорных знаний.

Какие экосистемы являются главными источниками кислорода?

Как называют лишайнико-травянистый биогеоценоз?

Установите соответствие между биогеоценозами суши и их характерными чертами.

Какие признаки характерны для биогеоценоза дубравы?

А) замкнутый круговорот веществ;

Б) наличие продуцентов, консументов, редуцентов;

В) отсутствие хищников;

Г) постоянство структуры;

Д) независимость от изменений абиотических факторов;

Е) несбалансированный круговорот веществ и энергии.

Мотивация учебной деятельности.

Что такое гидросфера?

Где проходят границы жизни в гидросфере?

Ответ. Граница жизни в гидросфере проходит на границе соприкосновения с атмосферой и литосферой в гидросфере на глубине 10—11 км, что определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения.

Какие моря, крупные реки и озера расположены на территории России?

На прошлом уроке мы с вами изучали биогеоценозы суши. Судя по моим вопросам, которые я вам задала, как вы думаете, что будет объектом нашего изучения на сегодняшнем уроке?

Читать еще:  Как засчитываются просмотры на YouTube

Определение темы урока, постановка цели и задач урока.

Изучение нового материала.

Водной называется экосистема, для которой естественной средой обитания является вода. Именно она определяет уникальность той или иной экосистемы, видовое разнообразие и ее устойчивость.

Вспомните факторы, которые могут влиять на водную экосистему?

Ответ: Главные факторы, которые влияют на водную экосистему:

Ее химический состав

Количество солей в воде

Концентрация в воде кислорода

Доступность питательных веществ.

Из каких компонентов состоят водные экосистемы?

Ответ: Компоненты водной экосистемы делятся на два вида: абиотические (вода, свет, давление, температура, состав почвы дня, состав воды) и биотические.

Назовите продуценты водных экосистем?

Ответ: Продуценты — организмы, производящие органические вещества с помощью солнца, воды и энергии. В водных экосистемах продуцентами являются водоросли, в мелководных водоемах — прибрежные растения.

Кто является редуцентами?

Ответ: Редуценты — организмы, потребляющие органику. Это разнообразные виды морских животных, птиц, рыб, земноводных.

В экологии водные экосистемы принято разделять на пресноводные и морские. В основе этого деления лежит показатель солености воды. Если в литре воды содержится более 35% солей — это морские экосистемы.

К морским относятся океаны, моря, соленые озера. К пресноводным — реки, озера, болота, пруды.

Еще одна классификация водных экосистем базируется на таком признаке, как условия создания. Здесь выделяют природные и искусственные. Природные созданы при участии сил природы: моря, озера, реки, болота. Искусственные водные экосистемы создает человек: искусственные пруды, водохранилища, дамбы, каналы, водные фермы.

Доклад учащегося о разнообразии пресноводных экосистем.

Доклад на тему «Реки и ручья».

Доклад на тему «Озера».

Доклад на тему «Болото».

Пресноводные экосистемы — это реки, озера, болота, пруды. Все они занимают лишь 0,8% поверхности нашей планеты. Хотя в пресных водоемах обитает более 40% известных науке рыб, пресноводные экосистемы все равно значительно уступают в видовом разнообразии морским.

Главным критерием отличия пресноводных водоемов является скорость течения воды. В этой связи выделяют стоячие и проточные. К стоячим относятся болота, озера и пруды. К проточным — реки и ручьи.
Для стоячих водных экосистем характерна ярко выраженное распределение биотических организмов в зависимости от слоя воды:

В верхнем слое (литорали) главным компонентом является планктон и прибрежные заросли растений. Это царство насекомых, личинок, здесь обитают черепахи, амфибии, водоплавающие птицы, млекопитающие. Верхний слой водоемов является охотничьими угодьями для цапель, журавлей, фламинго, крокодилов, змей.

Средний слой водоема называется профундаль. Он получает намного меньше солнечного света, а питанием служат вещества, оседающие их верхнего слоя воды. Здесь обитают хищные рыбы.

Нижний слой воды называется бенталь. Огромную роль играет состав почвы, ила. Это место обитания придонных рыб, личинок, моллюсков, ракообразных.

Доклад учащегося о разнообразии морских водных экосистем.

Доклад «Пищевые цепи в морских водных экосистемах».

Самой большой морской экосистемой является Мировой океан. Он подразделяется на более мелкие: океаны, моря, соленые озера. Все они занимают свыше 70% поверхности нашей планеты и являются важнейшей составляющей частью гидросферы Земли.

В морских экосистемах главным компонентом, продуцирующим кислород и питательные вещества, является фитопланктон. Он формируется в верхнем слое воды и под действием солнечной энергии вырабатывает питательные вещества, которые потом оседают в более глубокие слои водоема и служат питанием для остальных организмов.

Большие морские экосистемы — это океаны. В открытом океане видовое разнообразие невелико по сравнению с прибрежными зонами. Основная масса живых организмов сосредоточена на глубинах до 100 метров: это различные виды рыб, моллюсков, кораллы, млекопитающие. В прибрежных зонах морских экосистем видовое разнообразие дополняется многочисленными видами морских животных, амфибий, птиц.

В прибрежных зонах морских экосистем выделяют более мелкие (по территории): мангровые болота, шельфы, лиманы, лагуны, солончаки, коралловые рифы.

Места на побережье, где морская вода смешивается с пресной (устья рек), называются эстуариями. Видовое разнообразие здесь достигается максимума.

Все морские экосистемы весьма устойчивы, способны сопротивляться вмешательству человека и быстро восстанавливаются после антропогенного влияния.

Обитатели озер, рек, ручьев, прудов образуют хрупкие пресноводные экосистемы. Они состоят из прикрепленных ко дну (кувшинок, кубышек) и плавающих (ряски, водокраса лягушачьего, пузырчатки) растений, мелких ракообразных (дафний, циклопов), различных насекомых (жуков-плавунцов, личинок комаров и стрекоз), разнообразных рыб, земноводных, водных млекопитающих, многочисленных микроорганизмов.

Водные экосистемы способны обеспечивать естественный процесс формирования чистых вод. Например, одно из величайших озер планеты — озеро Байкал — имеет самый большой запас пресной воды, удивительной по своему качеству. Чистоту воды Байкала обеспечивает его уникальная флора и фауна.

Но в настоящее время большинство водных экосистем подвержено негативному влиянию деятельности человека. В водоемы сбрасывают огромное количество промышленных и бытовых отходов, сливают сельскохозяйственные стоки. Многие реки и озера испытывают влияние гидротехнических сооружений (гидроэлектростанций, плотин). В результате в этих экосистемах нарушаются процессы самоочищения, наносится урон растительным, животным и другим сообществам, входящим в их состав, ухудшается качество воды.

В 1995 г. в Российской Федерации был принят Водный кодекс, который регулирует использование и охрану водных ресурсов, определяет режим использования их территорий, то есть проводит государственный мониторинг водных объектов и охрану их от загрязнений.

Закрепление изученного материала.

Чем отличаются экосистемы прибрежных и открытых вод?

Составьте схемы пищевых цепей, начинающихся с фитопланктона.

Каково биосферное значение рек, озер?

К каким последствиям может привести осушение болот?

Источники:

http://ecology-of.ru/eko-razdel/ekosistemy-sreda-obitaniya-voda/
http://resheba.me/gdz/biologija/9-klass/suhorukova/44
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-raznoobrazie-i-cennost-estestvennih-vodnih-ekosistem-klass-3546401.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector