3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем выполняется учебный натюрморт в технике гризайль

Открытый урок по живописи «натюрморт из трех предметов быта в технике «Гризайль»

Открытый урок по предмету живопись

«натюрморт из трех предметов быта в технике гризайль»

Преподаватель: Никитина Т.С.

Открытый урок по живописи в технике «гризайль» в 3 классе художественной школы

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета, чаще всего сепии.

Цель урока: ознакомиться с техникой «гризайль» на уроке живописи и грамотно применить эту технику на работе

Натюрморт в технике «гризайль»

-Выполнение рисунка. После того как найдена композиция, выполняется рисунок, в котором очень точно передаются все детали. Рисунок должен быть выполнен тонкими линиями, чтобы они не просвечивали сквозь акварель. Если в процессе подготовительной работы рисунок получился грязным, со многими исправлениями, то для работы цветом его можно перевести через оконное стекло на новый лист.

-При первой прокладке тоном, не увлекайтесь деталями, постарайтесь обобщенно прописать всю поверхность листа.

-Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.

-По просохшему слою краски приемом лессировки (наложением краски поверх просохшего слоя) наносится более темный тон для проработки основных масс.

1. Выявление объема предметов средствами светотени. Объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени — тона. Приступая к выявлению объема предметов тоном, прежде всего надо определить самое светлое место в натуре. Наметим свет в каждом из предметов и передний край стола.

2. Далее надо определить самое темное место в натуре.

3.Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо (т. е. где будет свет), по каким плоскостям лучи света скользят (т. е. где будут полутени) и на какую плоскость луч света совсем не падает (т. е. где будет тень). Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета.

4. Детальная прорисовка формы предметов.

Надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за деталями формы. Работая над одной деталью, нельзя забывать сравнивать ее с находящейся рядом

П. П. Чистяков рекомендовал:«Работать над деталью долго не следует, так как пропадет острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать». ( Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания.— С. 366.)

При проработке форм предметов должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой (ручка, носик кувшина с туловом;кружка;ручка кружки), чем отличается блик на кувшине от блика на груше, а последний от блика на кружке и т.п.

5. Синтез — подведение итогов работы над рисунком. Заканчивая рисунок, надо внимательнее проверить общее впечатление от изображения и натуры. Следует посмотреть на свой рисунок издали и определить, не слишком ли сильны по тону (черные) отдельные предметы, не выпадают ли они из рисунка, проверить силу рефлексов. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Когда смотришь на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями. Нужно не забывать о первом плане, линии всегда четкие яркие, по сравнению со вторым планом.

Методическая разработка по живописи. Тема: Натюрморт в технике «гризайль»

ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им »

Читать еще:  Как избавиться от соперницы навсегда

Методическая разработка по живописи

Методика организации и проведения занятий по теме: натюрморт в технике «гризайль»

Тема: Натюрморт в технике «гризайль».

Великий Новгород 2017 г.

Значение учебной натурной постановки «натюрморт в технике гризайль» в процессе обучения живописи.

Гризайль — техника, которой в живописи очень часто пренебрегают, считают ее невыразительной и скучной, потому что для выполнения работы используются только ахроматические цвета, отличающиеся друг от друга лишь по светлоте.

Между тем у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить по степени светлоты до 300 — 400 переходных оттенков от белого к черному цвету. Они позволяют наглядно передать объем и свет, пространство, наполненное воздухом, его туманную, дымчатую глубину.

Важную роль гризайль играет в преподавании живописи на начальном этапе обучения, с целью развития у студентов умения анализировать форму предметов.

Форма — одно из основных средств изобразительного искусства. Учащиеся в учебных работах должны грамотно передать цветовые отношения и при этом не забывать о форме и объеме предметов. Эта задача не из простых. Типичная ошибка студентов — увлечение цветом в ущерб передаче объема тоном. Они забывают, что тон является неотъемлемой частью живописи. Получается, что за живописностью мазков теряется объем, глубина, пространство, т. е. все то, что необходимо для передачи правдивого изображения предметов. Поэтому прежде чем приступить к изображению в цвете, полезно познакомиться с процессом тонального изображения натуры в технике гризайль.

Методика организации занятий.

Для развития сознательного отношения к живописи большое значение имеет правильная организация учебного процесса и метод руководства педагога. Руководство педагог осуществляет как в форме объяснительных бесед (обращение к классу), так и в форме индивидуальной помощи учащимся при выполнении ими практических заданий.

Объяснительные беседы преподавателя не только имеют целью поставить перед учащимися определенные задачи перед выполнением задания, но и обогатить их знания необходимыми теоретическими сведениями.

Для наглядности объяснения темы преподавателю следует использовать репродукции с картин художников, фотографии, распечатки, методические таблицы, работы учащихся из методического фонда, показ слайдов, презентаций на интерактивной доске.

Практическое задание. Выполнение натюрморта, составленного из 4-5 предметов на фоне драпировок в технике «гризайль». Освещение боковое (электрическое). Учебных часов – 12.

Цель: научиться передавать тоновыми отношениями объемную форму изображаемых объектов, их пространственное расположение, состояние освещенности.

— развить умение лепить форму средствами светотени – тона

— научить грамотно, выстраивать тоновую гармонию в натюрморте на основе светотеневых градаций.

— закрепить умение последовательно вести живописную работу от рисунка до последних стадий прописки деталей.

Наглядные пособия: таблица последовательного ведения работы в технике «гризайль», таблица с чёрно-белой тональной шкалой, живописные работы в данной технике из методического фонда.

Оборудование: мольберты, стулья, натурный стол с постановкой, подсветка.

Материалы: лист ватмана формат А-2, карандаш, гуашь, кисти, палитра, тряпочка.

Для выполнения данного практического задания учащийся должен:

знать: основные методы пространственного построения натюрморта, формообразующие свойства света и тени в передачи объёма и воздушной перспективы;

уметь: конструктивно строить натюрморт, выявлять объём средствами светотени, лепить форму тоном, анализировать и наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, последовательно вести работу.

— организация рабочих мест – 2 мин;

— изложение нового материала, постановка учебной задачи на сеанс – 10-15 мин;

— работа с группой и индивидуально с каждым студентом;

— промежуточный анализ качества выполнения работ;

— подведение итогов по этапам ведения живописных работ;

— уборка рабочих мест 5 минут.

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

У любого цветового оттенка есть три характеристики: цветовой тон, насыщенность и светлота.

ЦВЕТОВОЙ ТОН в живописи это не то же самое, что ТОН в рисунке. Это характеристика цветов по восприятию, обозначаемая соответствующим названием: красный, желтый, синий, то есть это, собственно, цвет.

То, что мы называем ТОНОМ в рисунке, в живописи называют СВЕТЛОТОЙ. То есть у каждого цветового оттенка есть определённая светлота. Например, синий мы можем взять в разной светлоте, от светло-голубого до тёмно-синего индиго. Каждому из этих оттенков будет соответствовать тот или иной серый тон в рисунке или гризайли.

Читать еще:  Как восстановить удаленные с почты письма

Работа в этой технике учит начинающего художника правильно видеть тон, и прорабатывать светотень. Практика гризайли даёт возможность более осмысленно подойти к живописной работе, применив в неё всё, что мы знаем о работе с тоном и прибавив к этому цвет.

Теоретический анализ данного практического задания:

— анализ перспективно-конструктивного построения изображения группы предметов;

— выявление объёмных форм светотенью – тоном;

— анализ светотеневых отношений при верхнем боковом освещении;

— определение собственных и падающих теней предметов;

— выявление света, тени, полутонов пропорциональных натуре;

— сравнение, обобщение деталей, выявление главного в живописной композиции.

Последовательность ведения живописной работы:

— конструктивное построение натюрморта;

— создание тонального масштаба (тональной шкалы) для передачи света, тени, полутонов пропорциональных тем, что мы наблюдаем в натуре;

— выявление объёма предметов тоном;

— выявление структуры, передача характерных особенностей материала;

— обобщение (смягчение второго плана, усиления тона, контрастно освещённых, предметов на первом плане).

В итоге студент должен сформировать умения и навыки:

— анализа композиции объекта изображения;

— выявление светотеневых градаций тона;

— выполнения живописной работы тональными градациями одного цвета;

— лепки формы предметов цветом (тоном);

— поэтапно выполнять учебное задание;

— качественно завершить свою работу.

Таблица 1. Последовательность ведение живописной работы.

1. Выявление объема предметов средствами светотени. Объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени — тона. Приступая к выявлению объема предметов тоном, прежде всего надо определить самое светлое место в натуре. Наметим свет в каждом из предметов и передний край стола.

2. Далее надо определить самое темное место в натуре.

3.Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо (т. е. где будет свет), по каким плоскостям лучи света скользят (т. е. где будут полутени) и на какую плоскость луч света совсем не падает (т. е. где будет тень). Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета.

4. Детальная прорисовка формы предметов.
Надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за деталями формы. Работая над одной деталью, нельзя забывать сравнивать ее с находящейся рядом.

рекомендовал: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадет острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать». ( Письма, записные книжки, воспоминания — С. 366.)

При проработке форм предметов должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой (ручка, носик кувшина с туловом; переплетения в корзине), чем отличается блик на кувшине от блика на луке и чесноке, а последний от блика на кабачке.

5. Синтез — подведение итогов работы над рисунком. Заканчивая рисунок, надо внимательнее проверить общее впечатление от изображения и натуры. Следует посмотреть на свой рисунок издали, и определить, не слишком ли сильны по тону (черные) отдельные предметы, не выпадают ли они из рисунка, проверить силу рефлексов. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Когда смотришь на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями. Нужно не забывать о первом плане, линии всегда четкие яркие, по сравнению со вторым планом.

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».
учебно-методическое пособие на тему

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области

«Губернский профессиональный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

Составитель: Кодоев Т.М.

Учебно-методическая разработка для студентов

по специальности «Преподаватель рисования и черчения»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области

«Губернский профессиональный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

Читать еще:  Как избавиться от хвоща на огороде навсегда

ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

Составитель: Кодоев Т.М.

Учебно-методическая разработка для студентов

по специальности «Преподаватель рисования и черчения»

ТЕМА: ЭТЮД НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

Цель: Научиться передавать форму и объем в предметах с помощью светотеневых отношений, понять распределение тона от самых светлых предметов до самых темных.

Задача: В диапазоне одной краски решить на листе бумаги общее тональное состояние натюрморта. Научиться свободно владеть кистью, уметь писать форму, одновременно решая большие отношения цветовой и теневой части ее с фоном

Постановка: Из предметов различных по цветовым и светлотным характеристикам. Освещение – контрастное, боковое.

Материал: акварель, бумага 45х55 см.

Количество часов: 8 часов

В данном задании студенту необходимо узнать, что тон является неотъемлемой частью живописи, и передается он в единстве с цветом. Начинающие студенты в своих первых работах, часто ищут только цвет, забывая о его светлоте, и этим самым нарушают цветовую гармонию.

Для закрепления понимания роли света при изображении натюрморта необходима работа над этюдом в технике «Гризайль».

«Гризайль» — это живопись одной краской. Для выполнения этюда гризайлью нужно взять краску темного цвета, чтобы можно было выдержать тональный диапазон от самого светлого до самого темного. Такой краской могут быть черная, коричневая, умбра и т.п..

Это задание выполняется после выполнения подготовительного рисунка в 3 этапа.

После выполнения серии фор — эскизов , определения формата данной постановки , композиционного и тонального решения +необходимо выполнить подготовительный рисунок для живописи . Его цель – определение пропорций элементов изображения натурной постановки , их характерных объемных форм и размещения в пространстве относительно друг друга. Рисунок для живописи выполняется линейно , без светотеневой моделировки форм элементов изображения , допускается лишь линейный намек на границы светотеневых градаций тона на предметах или формах натурной постановки , определение площади освещенных участков , полутени и тени , что способствует выявлению объема форм.

Подготовительный рисунок для живописи выполняется карандашом . Рисунок рекомендуется делать легким , типа наброска , практически не пользуясь резинкой для сохранения фактуры и поверхностного слоя бумаги , которая является основанием для дальнейшей живописной работы акварелью.

1 этап работы

Когда подготовительный рисунок выполнен, проверен преподавателем, можно начинать выполнять кистью гризайль.

Первая стадия работы начинается с нахождения основных отношений. Определяются светотеневые отношения основных объектов натуры: светлота фона к светлоте поверхности предметов и их самих друг к другу.

Сначала наносится общий тон предметов постановки, затем работу нужно вести от теней к свету, причем теневые места наносить по возможности тонким и прозрачным слоем краски, а свет лепить более плотным слоем, более четкими мазками. Почти одновременно с прокладыванием теней на этюде следует широко и смело писать фон, прилегающий к теневой части кувшина, а затем фон, прилегающий к освещенной ее части, что определяет пространство за кувшином, и помогает правильно вести по тону «лепку» формы предмета на свету

2 этап работы

На втором этапе работы продолжается дальнейшая конкретизация деталей и уточнение общей формы предметов. Изображая с натуры, необходимо следить за отношениями предметов не только по силе тона, но и по контрастности границ поверхностей предметов. Заметность контура каждого предмета на всем своем протяжении разная: левая, освещенная сторона кувшина, близка по силе света к фону, граница правого бока кувшина почти слилась по тону с фоном, а нижний край резко выделяется на фоне.

Кроме передачи правильных тоновых отношений между основными предметами и их поверхностями, необходимо вылепить светотенью объемную форму каждого предмета (керамический горшок, кувшин, яблоко и т.п.).

Покрывать тени, полутени, рефлексы лучше всего сразу мазками краски, соответствующей нужному тону, при этом стремиться мазки класть по форме, «лепить» тоном форму предметов.

3 этап работы

После того, как объемная форма предметов прописана, решены пространственные планы, необходимо перейти к обобщению. В этом состоит третий этап работы над гризайлью. В процессе изображения каждого предмета, возможны увлечения отдельными деталями, которые могут быть резкими по контрасту светотени.

По этой причине предметы второго плана могут зрительно выступать на первый план. Чтобы привести всю группу предметов в единое целое, надо смотреть на все одновременно, воспринимать цельно, оценивая силу каждого участка света и тени по отношению ко всему остальному.

Очень важно на завершающей стадии подчинить все мелкие проработки единому, целостному решению натюрморта.

Источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=108348
http://pandia.ru/text/81/113/18548.php
http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/03/30/gosudarstvennoe-avtonomnoe-obrazovatelnoe-3

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector