Что такое элитарная культура
Элитарная культура
Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите). Её основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству. Элитарная культура способна концентрировать интеллектуальный, духовный и художественный опыт поколений.
Историческое происхождение элитарной культуры
Историческое происхождение элитарной культуры именно таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, которые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Впоследствии подобного рода отношения между элитарной культуры и культурой массовой в той или иной форме, в частности секулярной, неоднократно воспроизводились (в различных религиозных конфессиях и особенно сектах, в монашеских и духовно-рыцарских орденах, масонских ложах, в ремесленных цехах, культивировавших профессиональное мастерство, в религиозно-философских собраниях, в литературно-художественных и интеллектуальных кружках, складывающихся вокруг харизматичного лидера, ученых сообществах и научных школах, в политических объединениях и партиях, — в том числе особенно тех, что работали конспиративно, заговорщицки, в условиях подполья и т.д.). В конечном счете формировавшаяся таким образом элитарность знаний, навыков, ценностей, норм, принципов, традиций была залогом утонченного профессионализма и глубокой предметной специализированности, без которых в культуре невозможны исторический прогресс, поступательный ценностно-смысловой рост, содержательное обогащение и накопление формального совершенства, — любая ценностно-смысловая иерархия. Элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней; в то время как массовая культура шаблонизирует, рутинизирует, профанирует достижения элитарной культуры, адаптируя их к восприятию и потреблению социокультурным большинством общества.
Происхождение термина
Элитарная культура как антитеза массовой
Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения — языком, вырабатываемым её носителями, где особые социальные группы — священнослужителей, политиков, деятелей искусств — используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.
Углубления противоречий между элитарной культуры и массовой
Эта тенденция — углубления противоречий между элитарной культуры и массовой — небывало усилилась в 20 веке и инспирировала множество острых и драматич. коллизий. Одновременно в истории культуры 20 века немало примеров, ярко иллюстрирующих парадоксальную диалектику элитарной культуры и массовой: их взаимопереход и взаимопревращения, взаимовлияния и самоотрицание каждой из них.
Элитаризация массовой культуры
Так, напримр, творческие искания различных представителей культуры модерна (символистов и импрессионистов, экспрессионистов и футуристов, сюрреалистов и дадаистов и т.п.) — и художников, и теоретиков направлений, и философов, и публицистов — были направлены на создание уникальных образцов и целых систем элитарной культуры. Многие формальные изыски носили экспериментальный характер; теоретики манифеста и декларации обосновывали право художника и мыслителя на творческую непонятость, отделенность от массы, ее вкусов и потребностей, на самоценное бытие “культуры для культуры”. Однако по мере того, как в расширяющееся поле деятельности модернистов попадали предметы повседневности, житейские ситуации, формы обыденного мышления, структуры общепринятого поведения, текущие исторические события и т.п. (пусть и со знаком “минус”, как “минус-прием”), модернизм начинал — невольно, а затем и сознательно — апеллировать к массе и массовому сознанию. Эпатаж и ерничество, гротеск и обличение обывателя, буффонада и фарс — это такие же законные жанры, стилевые приемы и выразительные средства массовой культуры, как и обыгрывание штампов и стереотипов массового сознания, плакат и агитка, балаган и частушка, декламация и риторика. Стилизация или пародирование банальности почти неотличимы от стилизуемого и парадируемого (за исключением ироничной авторской дистанции и общего смыслового контекста, остающихся практически неуловимыми для массового восприятия); зато узнаваемость и привычность пошлости делает ее критику — высокоинтеллектуальную, тонкую, эстетизированную — мало понятной и эффективной для основной массы реципиентов (которые не способны отличить насмешку над низкопробным вкусом от потакания ему). В результе одно и то же произведение культуры обретает двойную жизнь с различным смысловым наполнением и противоположным идейным пафосом: одной стороной оно оказывается обращено к элитарной культуре, другой — к массовой культуре. Таковы многие произведения Чехова и Горького, Малера и Стравинского, Модильяни и Пикассо, Л. Андреева и Верхарна, Маяковского и Элюара, Мейерхольда и Шостаковича, Есенина и Хармса, Брехта и Феллини, Бродского и Войновича. Особенно противоречива контаминация элитарной культуры и массовой культуры в культуре постмодерна; например, в таком раннем феномене постмодернизма, как поп-арт, происходит элитаризация массовой культуры и одновременно — омассовление элитарности, что дало основание классику совр. постмодерна У. Эко охарактеризовать поп-арт как “низкобровую высокобровость”, или, наоборот, как “высокобровую низкобровость” (по-англ.: Lowbrow Highbrow, or Highbrow Lowbrow).
Особенности высокой культуры
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.
Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные её трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант её инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат — репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста — в виртуальном музее). Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации — в том числе с традиционного книжного на цифровой — не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель — полиграфический или электронный — этой информации. Определять подобные произведения высокой культуры, изменившие характер функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности, когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие акцентируются и выступают в качестве ведущих. Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в формировании «ценностных ориентаций», соответствующих характеру господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов массового сознания членов «потребительского общества». Тем не менее элитарная культура является для массовой своеобразным образцом, выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания.
По мнению И. В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно её творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех её исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX века и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:
- сложностью, специализированностью, креативностью, инновационностью;
- способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
- способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
- наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
- жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
- индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
- созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
- использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре её преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
- смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а её носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре
Что такое элитарная культура
Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс» .
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритического восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.
Элитарная культура — это высокая культура , противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию .
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.
Особенности элитарной культуры:
- сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
- способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
- способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
- наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
- жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
- индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
- созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
- использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
- смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.
Что такое культура. Признаки народной, массовой и элитарной культуры
Культура – это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, объясняют обычно в учебниках истории. Под такое широкое определение попадают и технологии, и образование, и искусство, и многое другое.
Культура в более узком смысле – это активная творческая деятельность людей, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Но единого определения культуры не существует – ученые насчитывают около 200 вариантов. Например, в обиходе словом культура иногда называют воспитание и образованность человека.
Материальная и духовная культура
Нередко культуру делят на материальную и духовную. Главный критерий этого разделения – потребности человека, которые она удовлетворяет.
Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности.
Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве.
Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными.
Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.
Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура
Культуру можно делить на типы по множеству признаков. Например, по национальному: на русскую, немецкую, китайскую, американскую. Можно говорить о сельской и городской культуре, о средневековой и античной культуре, о дворянской и крестьянской культуре… Однако основной способ деления – на три основные формы: элитарную, народную и массовую.
Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.
Фольклорный коллектив «Иван да Марья» на фестивале в Шушенском Красноярского края. Фото: Reuters
Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу. Элитарная культура отличается сложностью содержания. Ее создатели – профессиональные писатели, музыканты, художники. К элитарной культуре относятся классическая музыка и живопись, опера и балет, современное искусство и артхаус – «кино не для всех».
Кадр из фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (1979). «Сталкер» – пример элитарного кино, не рассчитанного на широкую публику
Массовая культура рассчитана на максимально широкий круг потребителей, на коммерческий успех. Ее произведения, как и произведения элитарной культуры, создают профессионалы. При этом массовая культура отличается простотой форм и стандартизованностью – она должна быть понятной большинству, демократичной. К массовой культуре относят эстрадную музыку, популярное кино и сериалы, массовую литературу, компьютерные игры, рекламу.
Поп-певица Майли Сайрус на концерте. Фото: Reuters
Массовая культура: плюсы и минусы
Массовую культуру нередко критикуют. Например, говорят о том, что она снижает общий культурный уровень, потакая невзыскательной публике и апеллируя к низменным инстинктам. Массовая культура приучает пассивно потреблять готовое, а не создавать что-то новое, учит мыслить упрощенными шаблонами, «отупляет», сетуют ее критики. Она подменяет реальную жизнь красивой картинкой, раздувает искусственные потребности, полагают противники масскульта.
При этом у массовой культуры, безусловно, есть положительные черты. Она демократична, доступна каждому. Она просто и понятно говорит о сложных вещах: способна учить и воспитывать в людях лучше качества. Например, популярные комиксы и фильмы о супергероях учат детей смелости и дружбе, умению бороться за справедливость, считают их ценители.
Наконец, человеку далеко не всегда нужны сложные произведения искусства – массовая культура позволяет получить психологическую разгрузку, расслабиться и набраться сил для новых свершений.
Кадр из фантастического боевика «Человек паук-2» – образца массовой культуры. Фильм собрал в прокате 783 миллиона долларов
Как связаны массовая и элитарная культура
Массовая и элитарная культура не враждуют. В современном мире они тесно связаны и питают друг друга. А многие выдающиеся произведения рождаются на стыке элитарной и массовой культуры.
Например, Фредди Меркьюри и группа Queen в знаменитой композиции Bohemian Rhapsody объединили рок-музыку с хоровым искусством и оперой. Песня получила небывалый успех, став одним из лучших образцов и массовой, и элитарной музыки.
Произведения массовой культуры, выполненные на высоком уровне, могут войти в золотой фонд элитарной культуры. Например, песни поп-короля Элвиса Пресли сегодня считаются музыкальной классикой XX века.
С другой стороны, образцы элитарной культуры усваиваются в массовой культуре. Например, полотна Винсента Ван Гога в XIX веке были непонятны его современникам, а сегодня продаются миллионы репродукций и сувениров с его картинами.
Посетители на выставке «Ван Гог – Живые полотна» в Санкт-Петербурге. Фото: Reuters
Что такое субкультура и контркультура
Особыми разновидностями культуры являются субкультура и конткультура.
Субкультура – это часть общей культуры, свойственная определенной группе со своей системой ценностей. Например, можно говорить о подростковой субкультуре, о профессиональных и музыкальных субкультурах, о криминальной субкультуре. Внутри одной субкультуры можно выделять другие. Например, к молодежной субкультуре относятся представители разных неформальных объединений – «неформалы».
Лондонская девушка-панк перед концертом. 1977 год. Фото: Getty Images
Субкультура включает в себя определенные ценности и нормы, картину мира, стиль и образ жизни, в том числе внешние атрибуты. Порой представителей определенных субкультур общество рассматривает как маргиналов.
Контркультура – это протестная культура. Ее представители противопоставляют себя культуре, господствующей в обществе. Представителями контркультуры в разное время были битники, хиппи и панки. В СССР одно время существовала контркультура стиляг, которых советская власть считала своими «идеологическими врагами».
Кукрыниксы. «Поганки», 1959. Советская карикатура на стиляг
Источники:
http://www.baget1.ru/culture/high-culture.php
http://www.sites.google.com/site/obsestvoznaniesch88omsk/home/ucebn/kulturologia/massovaa-i-elitarnaa-kultury
http://www.anews.com/p/105105042-chto-takoe-kultura-priznaki-narodnoj-massovoj-i-ehlitarnoj-kultury/