22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое эпические образы в музыке

Виды музыкальных образов

Музыкальный образ – это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.

Музыкальные образы бывают:

-лирические – образы чувств, ощущений;

-драматические – образы-конфликты, столкновения;

-сказочные – образы-сказки, нереальные;

-комические – смешные и т.д.

Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором воплощает те или иные творческие замыслы , то или иное жизненное содержание.

Лирический образ

Слово лирика происходит от слова “лира” – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях. Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.

Вот главные свойства лирики:

Эпический образ

ЭПОС, [греч. epos — слово]

Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле.

-Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги;

-Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами);

-Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища);

-Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости).

Эпические образы в музыке – это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему:

I.Организационный момент.
II.Повторение пройденного материала, подготовка к изучению новой темы.
1. 1 .Мотивационно – целевой блок.
– «Музыка – универсальный язык человечества» – сказал американский поэт Г.Лонгфелло.
Мы продолжим сегодня изучать то, как этот язык проявляет себя в музыкальных образах. Вы узнаете ещё один вид музыкальных образов.
1. 2 Повторение значений определений.
– Какие бывают образы в музыке? (лирический, драматический)
Работа со стихотворением.
Стихотворение Ф.Тютчева «Слёзы людские, о слёзы людские…»!
Подумайте и ответьте на вопрос: если бы была сочинена музыка к этому стихотворению, какой бы образ был в музыке (лирический или драматический)?
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые –
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
(Образ в стихотворении лирический потому, что есть чувства, но нет драмы или конфликта)
III.Формирование новых знаний.
Учащиеся вспоминают свойства лирического и драматического произведения
Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;
Слово лирика происходит от слова “лира” – это древний инструмент, на
котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.
Лирика – это непосредственное, очень личное восприятие мира и различных событий. Это чувства и переживания героя, лирического героя, это его монолог, в котором он повествует о том, что ему довелось пережить.
В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.
Главные свойства лирики: чувство, настроение, отсутствие действия
Драма- один из родов литературы, передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов.
Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.
Главные свойства драмы:
Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной, Он ищет выход из этой ситуации, Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией
Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего.
В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.
Мы обратились к настоящему и будущему, но ведь это не может быть без прошлого.
А в каких же образах мы узнаем о прошлом?
Как называется род литературы , повествующий о прошлом? (эпос)
Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах.
Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических., деяниях.
Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.
А какой образ у эпического произведения будет в музыке? (эпический)
Запись темы урока.
Какие задачи вы поставите на этот урок?
Я хочу узнать (я хочу узнать, что эпический образ?)
Я хочу научиться (Я хочу научиться отличать эпический образ от лирического и драматического)
Я хочу понять (какими выразительными средствами этого можно добиться)
Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.
Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.
Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле.
Свойства эпоса: Героизм, Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги, Историчность , Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)
Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)
Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.
В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
В качестве примера прослушаем 2 произведения эпического жанра:

Читать еще:  Как быстро печатать на клавиатуре

2-я симфония, “Богатырская симфония” А.Бородина. Она признана вершиной русского и мирового эпического симфонизма
Ария князя Игоря из оперы А.Бородина “Князь Игорь”
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов “Могучей кучки”.
Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.
Об этом – и “Богатырская симфония”, запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера “Князь Игорь”, созданная по мотивам русского эпоса “Слово о полку Игореве”.
Бывает так: мы долго рассматриваем картину — она словно оживает в нашем воображении, и кажется, начинает звучать чудесная мелодия.
Бывает и наоборот: знакомая с детства любимая музыка начинает превращаться в красочные, живые картины. Это снова наша фантазия проделывает с нами удивительные вещи.
Именно так задумал свою знаменитую симфонию Бородин, которая позже получила название «Богатырской». Мы словно воочию видим Илью Муромца, Добрыню Никитича или Микулу Селяниновича, слышим их речи, их песни, видим их на пиру или в походе. Музыка эта сродни древнерусским богатырским былинам. Она словно рождена богатырским талантом — такой мощью дышат мелодии.
Слушание «Симфония № 2»
Какие музыкальные образы рисует вам музыка?
Три славных богатыря едут по степи, что-то привлекло их внимание и заставило насторожиться. Зорко охраняют богатыри свою землю. Никто из врагов не пройдёт.
Подберите слова, характеризующие русского богатыря, воина.
Дети- Честь, доброта, доблесть, любовь к Родине, отвага.
В музыке Бородина какие «действуют» люди?
Дети- Сильные, могучие, люди-богатыри.
Бородин видел в богатырях черты характера, которые присущи русскому народу. Вот почему музыка Бородина не потеряла силы своего воздействия и в наши дни.
«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова— самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем.
Мы послушаем Арию князя Игоря
Что такое ария?
Ария – главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.
Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.
Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: “Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…” Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход – жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.
Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: “О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!” Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. “Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня” – поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах.
Во время разбора ответить на вопросы:
Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))
Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)
Каково настроение героя? (мрачное)
Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)
О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)
В своей арии князь Игорь выражает печаль по поводу своего плена и гибели своего полка, мечтает о свободе и возможности организовать новый поход, победоносный.
V.Рефлексивно-оценочная часть.
Я узнал (а) :
Я научился (лась) :
Я понял (ла) :

Читать еще:  Что такое Россия

Конспект по музыке на тему “Эпические образы в музыке”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: Эпические образы в музыке

ЭПОС, [греч. epos — слово]

Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики).

Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п.

Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле.

Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

Читать еще:  Что такое экзистенциализм

Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

Пусть будет он у вас отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил:

Нам дорог вспыльчивый, стремительный Ахилл;

Он плачет от обид — нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность.

Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

В качестве примера прослушаем 2 произведения эпического жанра:

2-я симфония, “Богатырская симфония” А.Бородина. Она признана вершиной русского и мирового эпического симфонизма

Ария князя Игоря из оперы А.Бородина “Князь Игорь”

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов “Могучей кучки”.

Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и “Богатырская симфония”, запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера “Князь Игорь”, созданная по мотивам русского эпоса “Слово о полку Игореве”.

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова— самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем.

В своей арии князь Игорь выражает печаль по поводу своего плена и гибели своего полка, мечтает о свободе и возможности организовать новый поход, победоносный.

СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ опера «Садко»

Содержание заимствовано из русского народного эпоса (былина “Садко, богатый гость” и др.)

Опера создана в 1897 г. и предложена для постановки Мариинскому театру. Однако Николай II вычеркнул оперу из планируемого репертуара театра. Первое исполнение оперы состоялось в Москве силами артистов Русской частной оперы на сцене театра Солодовникова. Успеху оперы способствовали в частности исполнители (Н.Забелла, Ф.Шаляпин) и декорации художника К.Коровина. Далее опера стала репертуарной на русской оперной сцене (Харьков, Тифлис, Петербург, Пермь, Баку, Самара.) Из последних постановок в России отметим спектакль Мариинского театра (1993 г. Дирижёр В.Гергиев).

Вне России опера ставилась в Париже (1908), Нью-Йорке (1930 г. Художник С.Судейкин), Праге (1928).

Источники:

http://studfile.net/preview/8134919/
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razrabotka_uroka_muziki_dlya_7_klassa_na_temu_epi_155217.html
http://infourok.ru/konspekt-po-muzike-na-temu-epicheskie-obrazi-v-muzike-949944.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: