2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое этнокультура

Этнокультура, как основа развития современного дошкольника
статья по теме

Рассматривается опыт работы со старшими дошкольниками по воспитанию этнокультуры в условиях ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 20 «Алиса»

города Димитровграда Ульяновской области

Автор: Жанна Николаевна Зубанова

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.

Тема: «Этнокультура, как основа развития современного дошкольника»

Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Для нашего региона работа по сохранению исторической памяти народов является наиболее актуальной, так как в Ульяновской области проживают граждане 112 национальностей . Наиболее многочисленно в Ульяновской области представлены следующие этносы: русские –72,65 % от общего количества населения области; татары –12,21 %; чуваши –8,0 %; мордва –8,05 %. Также проживают представители малочисленных этносов: албанцы, афганцы, евреи грузинские, евреи среднеазиатские, украинцы, абазинов, бесермянины, азербайджанцы, белорусы, немцы, башкиры, таджики, узбеки и др. Все этносы имеют разный ландшафт и различное прошлое, у каждого своё видение мира, поэтому общечеловеческой культуры, одинаковой для всех, не существует. Отсутствие конкретной национальной идеи, способной объединить общество, создаёт определённые трудности в решении задач воспитания подрастающего поколения.

Начавшиеся в нашей стране процессы модернизации образования дают толчок для творческого развития и самореализации каждого человека сфере формирования толерантной личности дошкольника средствами национальной культуры. Федеральными государственными требованиями определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов [7]. У современных дошкольных учреждений в этом плане своя роль. По важности она сравнима только с ролью семьи: там происходит передача из поколения в поколение тех знаний, умений, традиций, которые и позволяют народу сохранить свою культуру, историю, самобытность, что влечёт за собой особенности в воспитании и обучении. В связи с этим в наше время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К.Ушинский писал: Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, — писал он – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» [8, С. 161].

Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью её сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры [2, С. 24].

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что наш регион с преобладающим русским населением этнокультурное воспитание наших воспитанников опирается на традиционную культуру русского народа в сравнении её своеобразия с другими этнокультурами.

Цель нашей работы — это помочь ребёнку раскрыть мир национальных культур, сформировать многосторонние представления о многообразии культур в Ульяновской области; создать условия для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями и традициями; воспитать положительное отношение к культурным различиям народов.

Формирование культурного поля ребёнка во многом зависит от линейности работы всех участников образовательного процесса, поэтому этнокультурное воспитание в нашем ДОУ ведётся в трёх направлениях: работа с воспитателями, работа с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников. Вся работа делится на блоки: «Культура моего народа», «Край Симбирский — Край Родной», «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Нами разработан план работы с родителями и воспитателями, перспективное планирование мероприятий с детьми, с учётом интеграции образовательных областей; конспекты непосредственно /организованной/ образовательной деятельности с детьми, подобран иллюстративный и практический материал, разработаны сценарии национальных праздников и развлечений.

При разработке методического материала для работы с детьми мы учитывали доступность знаний для ребёнка, соотнесения их с его личным опытом и повседневной жизнью. Так блок «Культура моего народа» включает игровые – познавательные мероприятия по ознакомлению детей с национальностями жителей родного региона: русская национальная культура, татарская национальная культура, чувашская национальная культура, мордовская национальная культура. В соответствии с этим работа построена таким образом, что на организованных и в самостоятельных видах деятельности детей знакомят с тем, что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе. Отсюда задачи сегодняшнего времени — брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Цикл мероприятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры проходит в мини – музее «Русская изба», созданном при поддержке родителей. Русская изба — символ жизненного уклада русского народа. Здесь тоже собран материал, касающегося жизненного уклада русского народа: расшитые рушники, люлька, прялка, национальная одежда и посуда. Именно здесь должны сосредоточены краеведческий, методический, дидактический, игровой материал в помощь педагогам, родителям, а главное нашим воспитанникам. Уют, атмосфера культуры, необычности, похожести на все то, что постоянно окружает ребенка, в его повседневной жизни, дает свои результаты. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре – через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее. Здесь дети знакомятся с предметами русского быта через деятельность с этими вещами, через собственный опыт. Знакомство с национальной одеждой, кухней, играми, музыкой и песнями, народным фольклором — вот направления работы по этнокультуре с детьми. Знакомясь с подлинными вещами, дети осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то, изготовил эти вещи, пользовался ими. Прошло много лет, а они сохранили и донесли до нас информацию о жизни, быте и культуре прошлого. Результаты работы в мини-музее свидетельствуют о ее востребованности родителями и воспитателями, об огромных потенциальных возможностях ее использования не только в процессе поликультурного, но и нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников. Конечно же, весь материал подается в игровой и непринужденной работе. В игре в упрощённом виде воспроизводится, моделируется действительность, имитирующая реальные действия. Почти вся непосредственно /организованная/ образовательная деятельность носит интегрированный характер. Дети могут смотреть видеоматериал, слушать музыку, принимать участие в практической деятельности: выполнять аппликации, мастерить поделки народного промысла, рисовать и вырезать разнообразные орнаменты, изготовить обрядовую тряпичную куклу, расписать матрешку, читать стихи, играть в дидактическую игру и т.д. В учебно-игровой, музыкальной, театрализованной деятельности воспитатели стремятся обогатить речь детей терминами нравственно-духовного направления, этнокультурного обучения.

Читать еще:  Как должен был закончиться Дэдпул

Реализация блока «Край Симбирский — Край Родной» знакомит детей с работой симбирских мастеров /деревянное зодчество, кузнечное дело, ткачество, гончарное искусство/. Основными формами работы по данному блоку являются – экскурсии по городу и в Краеведческий музей города, рассматривание тематических альбомов и иллюстраций, художественное творчество детей. Для повышения активности детей и организация взаимодействия с родителями мы используем проектную технологию. Так был реализован проект «Симбирские мастера» итогом которого была презентация на тему: «Деревянное зодчество симбирской губернии». Работа по блоку «Я, ты, он, она – вместе целая страна» представляет собой преимущественно «путешествие» по России, ознакомление с народами России особенностями их быта и традиций. С этой целью мы использует ИКТ – технологии. С помощью современных компьютерных технологий и программ /PowerPoint – презентаций/, музыкальных инструментариев /компьютерные музыкальные программы, синтезаторы/, а также сети Интернет ведём работу по подбору материалов для ознакомления детей с нашей многонациональной Россией, даём детям возможность прослушать народные, этнические мелодии, песни, послушать национальный язык, сказку.

Организуя работу с воспитателями, основная цель направлена на обмен опытом в области этнокультурного воспитания детей, а также работа по подбору необходимого материала и пополнение развивающей сред, разработка практического материала для работы с детьми. Проведение деловых игр, как нетрадиционной формы работы с кадрами, способствовали лучшему усвоению педагогами проблемы приобщения дошкольниками к народным культурам.

Целью взаимодействия с семьями воспитанников является передача объёма знаний, необходимых старшему дошкольнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры. Для этой цели с родителями проводятся консультации: «Нравственное воспитание личности ребёнка через традиции своего народа», «Народные традиции в моей семье», вовлекаем родителей в совместные мероприятия при организации экскурсий, праздников «Каждый ребёнок имеет право» и развлечений «Моя Россия», «Путешествие по Волге», «А у солнышка лучи яркие»; в «Неделю национальных игр», к пополнению развивающей среды при создании мини – музеев «Русская изба», «Народная культура».

Достижениями в нашей работе считаю:

Разработана система мероприятий для погружения дошкольников в окружающую этническую среду региона;

Сформированы основы поликультурного сознания дошкольников;

Оформлено предметно-развивающее пространство для ознакомления детей с разными национальностями;

Участие и победа наших воспитанников в городских и областных смотрах– конкурсах и фестивалях детского народного творчества / в 2008 г. осуществлялась подготовка и участие троих детей в областном фестивале детского творчества «Симбирёнок» в номинациях «Декоративно-прикладное искусство» и «Юный художник». В 2010 г воспитанника Фёдорова Александра стала победителем городского этапа областного детского фестиваля чувашского народного творчества «Путене!», в 2011 г воспитанники ДОУ стали Лауреатами городского фестиваля детского музыкального творчества «Счастливый мир детства», с 2010 г. по 2012 г наши воспитанники являются лауреатами городского детского музыкального фестиваля «Все сказки к нам», в 2012 г. стали участниками VIII Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира», который проводился в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Учредитель Конкурса – Московская Патриархия. В 2011г. – коллектив ДОУ стал победителем в городском смотр-конкурс «Организация мини-музеев и пространств», в 2011 г. – коллектив ДОУ стал победителем в городском смотре – конкурсе «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»/.

Читать еще:  Какова роль родителей в воспитании ребенка

1. Афанасьева А. Б. Дни погружения в фольклорную тему //Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н/Д, 2004.

2. Акбаева Л.Н. Специфика этноэстетического воспитания в Казахстане» Журнал Бiлiм-Образование, 2004 № 3, с 24

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. – 2002. – № 42.

4. Концепция национальной образовательной политики РФ //Народное образование. – 2007. – № 1.

5. Корепанова, М.В. Методические рекомендации к программе социально-личностного

развития детей дошкольного возраста / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М. : Баласс, 2007.

6. Муналбаева У.Д. «Атамекен – очаг духовного воспитания», Журнал Бiлiм-Образование 2004.-№ 4.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

8. Ушинский К.Д. М, «Педагогика» 1988 г, Собр.соч.Т.2,с 161

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Татьяна Трещева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

— приобщение детей к культуре своего народа;

развитие национального самосознания;

— воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность — это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для:

— целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

— воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы:

— изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

— знакомство с русскими народными игрушками и играми;

— создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду).

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки, ладушки», «Потягуни — потягушечки», «Кашку варили».

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках — они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

Читать еще:  БДСМ это что

В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Развитие внимания детей дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании, Для этого необходимо развивать.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Опыт работы на тему: Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий Актуальность Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста 1.1 Роль цветовосприятия в развитии и воспитании детей Цвет окружает нас повсюду: в интерьере, одежде, еде, украшениях, природе. Он не.

Развитие словаря детей дошкольного возраста Аннотация. В статье рассмотрены задачи и содержание словарной работы, последовательность усвоения новых слов, приемов работы с дошкольниками.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому наряду.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних.

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством инновационного проекта «Ине тiлi» В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально. В Конституции РФ и в проекте «Национальной доктрины образования Российской.

Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей

Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.

Картинка 37 из презентации «Этнокультурное воспитание дошкольников» к урокам дошкольного образования на тему «Дошкольное воспитание»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока дошкольного образования, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Этнокультурное воспитание дошкольников.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 67 КБ.

Дошкольное воспитание

«Военно-патриотическое воспитание в ДОУ» — Война глазами детей. Никто не забыт, ничто не забыто. Участник блокады Ленинграда. Учебно-методический пакет. Настоящий солдат. Деятельность педагога. Формирование представлений о военных событиях. Нравственно-патриотическое воспитание. Обобщение результатов. Открытие новых представлений об участниках и героях ВОВ.

«Этнокультурное воспитание дошкольников» — Футурологический подход. Термин «этнокультура». Региональная характеристика. Этнокультурологический компонент. Инфраструктура в сфере культуры. Становление опыта жизнедеятельности. Сохранение этнокультурных ценностей региона. Этнокультурная компетентность. Праздники. Актуализация этнокультурных ресурсов региона.

«Нравственно-духовное воспитание дошкольников» — Инновационный проект. Уровни взаимодействия. Принципы построения связи с социумом. Создание условий и механизмов духовно-нравственного воспитания. Формирование партнёрских отношений. Этапы проекта. Интегральная модель взаимодействия. Забота о воспитании нравственности. Условия для осуществления инноваций в ДОУ.

«Семейное воспитание в ДОУ» — Семейный праздник. Дерево счастья. Конструирование. Социализация. Воспитание у детей любви к своей семье. Семья Бондаревых. Составление рассказа по набору картинок. Продуктивная деятельность. Взаимодействие с семьёй. Стенгазета для родителей. Составление задач о семье. Компьютерные игры по теме «Семья».

«Патриотическое воспитание дошкольников» — Подвижная игра. Мой любимый город. Подвижная игра «Кто быстрее соберёт подсолнушек». Образовательная область «познание». Расширять знания о родном крае. В. Канунник. Творческий проект. Настольная игра «Сложи картинку». Город на Тихой Сосне. Образовательная область «социализация». Образовательная область «коммуникация».

«Гендерное воспитание в подготовительной группе» — Направление государственной политики в образовании. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили. Используем дидактические игры. Задачи. Игра. Январь. Гендерное воспитание. Мальчикам необходимо более обширное пространство. Методические приемы. План реализации. Цель.

Всего в теме «Дошкольное воспитание» 23 презентации

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/30/etnokultura-kak-osnova-razvitiya-sovremennogo-doshkolnika
http://www.maam.ru/detskijsad/yetnokulturnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
http://900igr.net/kartinki/doshkolnoe-obrazovanie/etnokulturnoe-vospitanie-doshkolnikov/037-etnokultura-eto-sovokupnost-traditsionnykh-tsennostej.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector