6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое исторический материализм

Содержание

Исторический материализм — составная часть марксистско-ленинской философии, философская наука об обществе, материалистически решающая основной вопрос философии применительно к истории и исследующая на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Исторический материализм составляет теоретическую и методологическую базу социологии и других общественных наук.

Все домарксистские философы, в том числе и материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в обществе действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями. В связи с этим Ленин указывал, что сама идея материализма в социологии была гениальной идеей [1]. Её реализация — создание исторического материализма — означала проникновение науки в сущность исторического процесса, открытие его законов. Социальные предпосылки для решения этой задачи возникли с развитием капитализма, когда отчётливо выявились экономические основания социальной деятельности людей, борьбы общественных классов, а в лице пролетариата на историческую арену выступила социальная сила, объективно заинтересованная в знании законов общественного развития, в прогрессе науки об обществе.

Создание исторического материализма было коренным переворотом в развитии общественной мысли. Оно позволило, с одной стороны, провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на общество, с другой — вскрыть материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех других её сторон.

Свою основную идею о естественно-историческом процессе развития общества Маркс выработал, выделив из разных областей общественной жизни область экономическую, из всех общественных отношений — отношения производственные как основные и определяющие все другие отношения. Взяв за исходный пункт основной для всякого человеческого общества факт — добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел ту основу — реальный базис каждого определённого общества, — которая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания.

Каждая система производственных отношений, возникающая на определённой ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. Действия людей в пределах каждой общественно-экономической формации — бесконечно разнообразные, индивидуализированные, казалось бы, не поддающиеся никакому учёту и систематизации — были обобщены и сведены к действиям больших масс, в классовом обществе — классов, реализующих в своей деятельности назревшие потребности общественного развития.

В противоположность идеализму исторический материализм не ограничивается рассмотрением идейных мотивов человеческой деятельности, а исследует то, чем вызываются эти мотивы, какими материальными причинами они порождаются. Признавая роль выдающихся личностей в истории, исторический материализм в противовес вульгарно-материалистическим теориям, отрицающим роль идей, политических и других учреждений и организаций, подчёркивает их обратное, активное воздействие на породивший их базис и выявляет огромную роль субъективного фактора — действий людей, классов, партий, сознательности и организованности масс. Исторический материализм враждебен как фатализму, так и волюнтаризму. Люди сами творят свою историю, но не могут творить её по произволу, ибо каждое новое поколение действует в определённых объективных условиях, созданных до него. Эти условия и действующие на их основе законы открывают разнообразные возможности для деятельности людей. Реализация этих возможностей, а значит, реальный ход истории зависит от людей, их активности и инициативы, от организованности и сплочённости прогрессивных сил.

Поскольку человек есть социальное существо, то научный анализ общества в историческом материализме даёт ключ к пониманию развития человека в истории и взаимоотношения общества и личности в различные исторические эпохи. Исторический материализм показал, что антагонизм между обществом и личностью при капитализме есть прямое следствие частной собственности и порождаемого ею отчуждения от человека социальных сил и законов, которые господствуют над ним как внешняя необходимость. Это отчуждение преодолевается в рамках коммунистической формации, утверждающей принцип единства интересов личности, коллектива, общества на базе общественной собственности и создающей постепенно всё более благоприятные условия для всестороннего развития свободной человеческой индивидуальности.

Впервые основные черты исторического материализма были изложены Марксом и Энгельсом в работе «Немецкая идеология». Формулировка сущности исторического материализма дана в предисловии «К критике политической экономии» (1859) [2]. Но «синонимом общественной науки» исторический материализм стал только со времени выхода в свет «Капитала» [3].

Вместе с накоплением нового опыта исторического развития необходимо происходит развитие и обогащение исторического материализма в целом. Замечательный образец такого развития дал Ленин. Исторический материализм тесно связан с задачами революционной классовой борьбы пролетариата, с потребностями социалистического и коммунистического строительства, развитием наук.

Исторический материализм (Кузнецов, 2007)

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, материалистическое понимание истории — термин появился в марксистской литературе в начале 90-х гг. XIX в. Суть этого понимания Маркс выразил следующим образом: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-7).

И.м. требует изучения действительной жизни людей, поэтому оно обращено к анализу деятельности людей, которые в первую очередь должны жить, для чего им необходимы пища, жилище, одежда и т.д. Вот почему первым историческим актом следует считать производство самой материальной жизни. Материальное производство есть основное условие всякой истории, и оно должно выполняться непрерывно. Но удовлетворенные потребности ведут к новым потребностям, ибо новое производство порождает новые потребности. Так Маркс формулирует закон возрастания потребностей. Люди, производя ежедневно свою собственную жизнь, производят также и других людей. В этой связи Маркс выделяет три стороны социальной действительности: производство жизненных средств, порождение новых потребностей и производство людей.

Читать еще:  Как вы относитесь к Путину

И.м. можно резюмировать таким образом: а) данное понимание исходит из детерминирующей роли материального производства непосредственной жизни; б) оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания — религия, философия, мораль, право и т.д. — и каким образом они детерминируются материальным производством; в) оно считает, что каждая ступень развития общества застает определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения и что новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы; г) оно исследует законы развития и функционирования общества, показывает, что любой социальный организм подчиняется общим, частным и специфическим законам.

Открытие И.м. претендовало на научную революцию в философии истории. Во- первых, Маркс открыл новое экономическое поле, на котором создаются ценности, выступающие в роли фундамента всякой общественной жизни. Во-вторых, это поле нельзя было исследовать с помощью старых философских категорий и старого логического аппарата. Поэтому Маркс совершает не только концептуальный, но и эпистемологический разрыв с прежней философией истории. Он разрабатывает новые категории: общественное бытие, общественное сознание, базис и надстройка, способ производства, производственные отношения, общественно-экономическая формация, экономическая структура и др. Они предопределяют способ анализа и изучения общества.

Еще при жизни Маркса многие исследователи начали упрекать его в том, что он якобы все многообразие истории и общественной жизни свел к экономическому фактору и тем самым упростил исторический процесс. Противники И.м. назвали его экономическим материализмом.

Одним из первых критиков Маркса выступил профессор Лейпцигского университета П. Барт, с работами которого был знаком Энгельс. Барт пишет, что Маркс был воспитан на гегелевской философии, и поэтому все, что не вытекало из единого принципа, он считал ненаучным. Сам Маркс в качестве такого принципа выбрал экономику, из которой он выводит все остальные сферы общественной жизни. Он, продолжает Барт, лишает эти сферы самостоятельности и полностью подчиняет их экономическому фактору. На самом же деле право, идеология, политика и т.д. независимы от экономики и развиваются самостоятельно.

На многие критические замечания противников И.м. Энгельс ответил известными письмами 90-х гт. XX в., в которых разъяснял основные положения И.м., подчеркивая, что существует взаимодействие всех моментов, «в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей, т.е. вещей и событий, внутренняя связь которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что мы можем пренебречь ею». Энгельс это иллюстрирует на примере государства, философии, права и т.д. Так, он пишет, что влияние государственной власти на экономику может проявиться в трех формах. Во-первых, государство может действовать в том же направлении, в каком развивается экономика. Тогда развитие экономических структур идет быстрее. Во-вторых, оно может действовать против экономического развития. В-третьих, оно может ставить экономике определенные преграды и изменять таким образом направление ее развития. Во втором и третьем случаях государство влияет на развитие экономики.

Несмотря на разъяснения Энгельса о роли неэкономических факторов в историческом процессе, критики И.м., тем не менее, считают, что оно уязвимо, т.к. нельзя все объяснить экономическими условиями жизни людей. Эта критика продолжается до настоящего времени. Многие даже назвали И.м. позитивистской интерпретацией исторического процесса. Некоторые утверждают, что философия истории Маркса носит такой же натуралистический характер, как естественнонаучные теории, в частности дарвиновская теория эволюции. И.м. будто бы больше касается специфического объекта своего исследования – материального производства и связанных с ним общественных форм.

Спрашивается, правы ли критики Маркса? Чтобы ответить на этот вопрос, начнем с того, что формирование материалистического взгляда на общество проходило несколько этапов. Первое всестороннее изложение дается в «Немецкой идеологии» (1845-1846). Здесь можно встретить не совсем зрелые теоретические высказывания. Например, Маркс и Энгельс пишут: «Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития; люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 25). Вполне понятно, что те, кто, скажем, исследовал роль религии в истории человеческого общества, не могли согласиться с такой точкой зрения.

Энгельс признавал, что они с Марксом «сами виноваты в том, что молодежь иногда придает большее значение экономической стороне, чем это следует. Нам приходилось, возражая нашим противникам, подчеркивать главный принцип, который они отвергали, и не всегда находилось время, место и возможность отдавать должное остальным моментам. Но как только дело доходило до анализа какого-либо исторического периода, т.е. до практического применения, дело менялось, и тут уже не могло быть никакой ошибки» (Там же. С. 25). Иначе говоря, при разработке И.м. Маркс и Энгельс несколько абсолютизировали роль экономического фактора, но в работах, посвященных конкретным историческим событиям и явлениям, все процессы рассматривались в единстве.

Но даже оппоненты И.м. единодушны в том, что оно заняло важное место в философии истории. Так, русский философ и историк Н.И. Кареев пишет: «Не будучи сторонником экономического материализма, я, однако, взглянул на него как на одну из историологических теорий, которая, вернее — элементы которой должны вместе с разными другими идти в общий социологический синтез». Ж.-П. Сартр прямо заявляет, что он безоговорочно согласен с тезисом Маркса, согласно которому способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни.

Читать еще:  Куда спрятать телефон на контрольной в школе

И.м., или материалистическое понимание истории, изучает наиболее общие законы общественного развития, рассматривает общество как целостное качественно новое образование в движении и развитии, исследует переход от одной общественно-экономической формации к другой. И.м. — это часть философии истории.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 225-226.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Найдено 8 определений термина ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Исторический материализм

historical materialism). Принадлежащая Марксу интерпретация социальных изменений в истории, согласно которой процессы изменений определяются прежде всего экономическими факторами.

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ

англ. materialism, historic; нем. Materialismus, historischer. Материалистическая теория истор. развития общества, рассматривающая его как закономерный процесс становления и смены обществ, формаций, обусловленный взаимодействием производительных сил и производственных отношений.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

HISTORICAL MATERIALISM) К. Маркс предложил материалистическое понимание истории, согласно которому социальные, культурные и политические явления детерминируются способом производства материальных благ. Такое понимание при объяснении исторических процессов отдает приоритет причинности не идеям, а экономике, что выражается в различении базиса и надстройки. См. также: Диалектический материализм; Материализм.

Исторический материализм

марксистское учение об обществе, основанное на категории “способ производства” и материалистическом понимании истории, которое утверждает соответствие производственных отношений материальным производительным силам. Институционализация И. м. в советском обществоведении в начале 1920-х гг. связана с теоретической деятельностью Н. И. Бухарина. До начала 1990-х гг. И. м. преподавался как обязательный предмет во всех высших учебных заведениях.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

historical materialism) – общий термин для концепции Маркса и Энгельса об историческом. социальном и экономическом изменении и методе ее анализа. Базисная идея, лежащая в основе материализма Маркса и заложенная в предисловии к “Критике политической экономии” (1859), состоит в следующем: “В ходе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил”. В отличие от более жесткого экономического редукционизма диалектического материализма, предложенного позднее “официальным марксизмом”, исторический материализм включает ряд интерпретаций: “гуманистическую”, “волюнтаристскую” и “детерминистскую”. Отчасти это оправдано настойчивостью Маркса в “необходимости всегда отличать материальный, научно констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение”. Следующее значение исторического материализма сводится к “методу” (ср. Экономическая интерпретация истории), требующему от исследователя сконцентрироваться на роли экономических факторов в исторических объяснениях, а не на выработке теории, в которой превалируют эти факторы. См. также Марксизм; Марксистская социология; Базис и надстройка.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

материалистическое понимание истории) – социально-философская и социологическая парадигма , созданная и разработанная Марксом и Энгельсом . В основе И.М. лежит методологическая процедура апплицирования диалектической схемы развития по Гегелю на тенденции развития социально-экономической структуры человеческого общества. И.М. объясняет внутренние взаимозависимости общественных структур по универсальной системообразующей формуле: “Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”. По Энгельсу, общественное развитие и его закономерности задаются (с некоторыми оговорками) материальными условиями жизни людей.

Амбиции теоретиков и апологетов И.М. на придание ему статуса универсальной парадигмы социальной философии и социологии, основанной на позитивистских методологиях, натурализме в трактовке общества и причинно-механической модели мирообъяснения, были опровергнуты достижениями общенаучных и гуманитарных дисциплин 20 ст. – новейшими макроэкономическими моделями, общей теорией систем, представлениями о нелинейных процессах, данными наук о массовых коммуникациях. Одновременно крушение социализма в Европе, наиболее общей санкцией которого на теоретическом уровне являлся И.М., наглядно продемонстрировало реальные преимущества современных неортодоксальных социологических, политологических, психоисторических и прочих методик адекватного отображения и перспективной реконструкции хода исторического процесса. Серьезные сомнения европейских интеллектуалов в правомерности концепции неограниченного социального прогресса (сердцевины и “души” И.М.) также содействовали закату этой некогда модной идеологической доктрины социально-философского толка. также: Маркс.

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ

теория об общих и специфич. законах и закономерностях функционирования и развития об-ва Об-во является объектом исследования М.и. а М.и. – объяснительной теорией об-ва. Он представляет собой одну из теорий социологич. знания. В подходе к предмету Ми. существуют несколько точек зрения. 1. Отождествляется предмет М.и. и предмет философии. Предмет М.и. с этой т. зр. – проявление наиболее общих законов мира в целом. 2. Предметом М.и. считаются наиболее общие (или всеобщие) законы развития об-ва и его движущие силы. Иногда наряду с законами развития включаются и законы функционирования. 3. Круг исследований М.и. ограничивается проблемами функционирования и развития различн. соц. систем. 4. М.и. рассматривается как философско-социологич. наука, выполняющая функцию конкретизации диалектич. материализма применительно к об-ву и функцию исследования системы обществ. отношений, законов их развития и функционирования. 5. М.и. является наукой о соотношении обществ. бытия и обществ. сознания, о наиболее общих законах формирования структуры развития и функционирования об-ва, его движущих сил. 6. Определение предмета М.и. перемещается с общефилос. уровня на уровень соц. науки. Однако особенность М.и. как теории об об-ве заключается в том, что он претендует на то, чтобы дать систему изучения, во-первых, соц. законов, т. е. законов соц. деятельности людей, и, во-вторых, систему изучения не только общих соц. законов, действующих во всех обществ. формациях, но и соц. законов, действие к-рых ограничено строгими рамками данной обществ. формации. Связь М.и. с философией не может оыть представлена ни как его включение в диалектич. материализм, ни как разобщение единой системы филос. знания и полагания рядом стоящих двух ее частей: 1) философии диалектич. материализма, имеющей своим предметом наиболее общие законы развития природы, об-ва человеческого мышления, и 2) философии историч. материализма. Г.В. Осипов.

Читать еще:  К кому ушел Мартиросян от Васильевой

Исторический материализм

материалистическое понимание истории) составная часть марксистско-ленинской философии, социально-философская теория общества, изучающая наиболее общие законы, источники, движущие силы его развития, впервые материалистически решившая основной вопрос философии применительно к обществу об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, в связи с чем материализм был последовательно распространен и на область истории. По словам Ф. Энгельса, он применил «выражение «исторический материализм» для обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой» (М арке К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 305-306). Как научная теория И. м. является системой достоверного знания о наиболее общих свойствах и закономерностях развития социального целого общества. Теоретическое отражение действительности в И. м. осуществляется чеоез логически связанную систему понятий (категорий), законов, которая базируется на исходных системообразующих принципах. Будучи формой духовного, теоретического освоения действительности, И. м. включается в науку как определенную сферу человеческой деятельности, направленную на фиксацию итогов познания, получение нового знания, описание, объяснение и предсказание социальных явлений и процессов, на достижение нового знания. И. м. как философская наука выполняет интегрирующую функцию по отношению к частным общественным наукам, составляя базисную основу мировоззрения, вооружает их системой общих методов и принципов познания, выступая в качестве методологии. Имея свой специфический предмет и метод, И. м. принципиально отличается от предмета и методов социологии и поэтому не может отождествляться с общесоциологической теорией, хотя подобный взгляд еще встречается в научной литературе. Через анализ практической деятельности общества И. м. раскрывает его генезис, материальные источники и движущие силы развития, лежащие в способе производства материальных благ как диалектическом единстве производительных сил и производственных отношений. Производство определяет возможности человека в преобразовании им природы для удовлетворения своих потребностей, формирует содержание и условия реализации последних, объединяет людей и дифференцирует общественный труд по его видам, определяет объективное положение людей в системе общественного производства, их отношение к средствам производства, обмен, распределение и потребление произведенного общественного продукта (производственные отношения). Через практическую деятельность осуществляется познание человеком явлений природы и социальных отношений, которые возникают на экономической основе базисе, порождающем определенные идеологические формы жизнедеятельности надстройку (идеи, учреждения, отношения), которые осознаются и определяются людьми. Система общественных отношений, обусловленная данным способом производства материальных благ, образует исторический тип общества общественно-экономическую формацию. Смена формаций объективный естественно-исторический процесс преемственного, последовательного перехода от одного типа общества к другому, более развитому (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации). Материальное производство обусловливает формирование социальной структуры и политической организации общества, классовых интересов и отношений, борьбу антагонистических классов между собой. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция, в результате которой происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой, к власти приходит класс носитель новых производственных отношений. В этих процессах находят отражение механизмы действия объективных законов истории, проявляющихся через деятельность масс, классов и их организаций и институтов. Богатство общественных отношений и форм деятельности определяет степень свободы человека, исторические типы личности и сущность самого человека как «совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 3). И. м.научная теория исторического процесса, раскрывающая генетическую зависимость духовного процесса от материального, диалектику объективных условий и субъективного фактора в псторико-культурном процессе. Поэтому он выступает как наиболее общая, философская методология наук, изучающих общество. Раскрывая объективные детерминанты различных социальных элементов (подсистем, образующих общество), явлений, процессов, их закономерности и взаимосвязи, И. м. открывает возможности и создает необходимые научные предпосылки для познания и практического преобразования социальной действительности. Объясняя закономерные взаимодействия и взаимозависимости между различными структурными элементами социального целого-общества, И. м. тем самым показывает логическую связь между общественными науками, позволяет интегрировать частнонаучные формы знания в целостную систему-науку об обществе, о человеке. И. м. объясняет многие социальные системы и подсистемы, институты, общности людей, раскрывает место и значение этих образований как органических составных элементов целостного организма, разграничивает познавательную сферу наук об обществе. Он обеспечивает социологию общими научными принципами познания (материализм, детерминизм, историзм, партийность и др.). Общие законы И. м. помогают объяснять механизмы проявления, действия и функционирования многообразных форм институциональных, общностных, групповых, межличностных, подсистемных связей и отношений, существующих закономерностей и тенденций их развития, изучаемых социологией. На основе категориального аппарата И. м. формируются и развиваются многие категории и понятия социологической науки. Вместе с тем само социологическое знание, его фактологический материал, вскрываемые социологией закономерности и тенденции, ее практические и теоретические данные, в свою очередь, являются существенной эмпирической базой для дальнейшего развития самого И. м.

Источники:

http://esperanto.mv.ru/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
http://ponjatija.ru/node/194
http://voluntary.ru/termin/istoricheskii-materializm.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: