18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое театрализованное чтение

научная статья по теме ЧЕРЕЗ ИГРУ — К ЧТЕНИЮТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ Культура. Культурология

Цена:

Авторы работы:

ЯКОВЛЕВА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ЧЕРЕЗ ИГРУ — К ЧТЕНИЮТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ»

Через игру -к чтению

Театральное представление как метод работы с юным читателе

Ребенка все труднее заинтересовать книгой. Ведь вокруг столько «интересного»: компьютерные игры, телевизор с его бесчисленными силиконовыми «героями» и мультсериалами про монстров. Однако привлечь к книге надо, потому что чтение развивает разносторонне, и нельзя упускать момент. Но как прийти к этому? Через игру и творчество.

Яковлева Елена Витальевна, заведующая методическим отделом Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара

Разнообразие форм театрализации

СЕГОДНЯ детские библиотеки находятся в поиске новых форм и методов работы, позволяющих вызвать интерес к книге, чтению, к самой библиотеке. Среди наиболее эффективных специалисты в области детского чтения называют методики, направленные на развитие творческого чтения, когда свои впечатления от прочитанной книги ребенок выражает в рисунках, отзывах, играх, театральных импровизациях. Главной опорой библиотекаря в этой работе является богатое воображение ребенка, его стремление к игре.

Создать в детской библиотеке сказочную, творческую атмосферу можно при помощи регулярных театральных представлений. Особенно успешно этот метод применяется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Именно театральное представление как форма работы с детьми стало наиболее востребованным в нашей библиотеке. Синтетическая природа театра, его способность воздействовать на эмоциональную и интеллектуальную стороны личности позволяют привлечь ребенка к чтению, к музыке, познакомить его с книгами по искусству и прикладному творчеству, раскрыть для него духовно-творческий потенциал книги.

Всплеск интереса к театрализации в библиотеках России пришелся на 20-е годы XX века. Советские библиотекари тех лет широко использовали ее в целях пропаганды книги и руководства чтением рабочих и крестьян, устраивая, например, «похороны» контрреволюционных и вредных книг, книжные карнавалы.

Условно все формы театрализации (кукольной и драматической) в библиотеке можно разделить на три вида:

• театрализованные представления, в которых актерами выступают сами библиотекари;

• театрализованные представления, в которых в действие вовлекаются зрители;

• театральные кружки, в которых в роли актеров выступают дети.

Театрализованное представление, с актерами-библиотекарями, представляет собой действие, в котором предполагается четкое разделение на сцену и зал. В зависимости от темы, задач и возраста слушателей формы театра ли зо ван ных предс тав ле ний мо гут быть раз лич ны.

Как правило, в форме литературно-музыкальных композиций и тематических вечеров проходят ме роп ри я тия, пос вя щен ные историко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, писателя, известного деятеля. Для них разрабатывается специальный сценарий. Театрализация в таких мероприятиях может заключаться в участии одного-двух персонажей, в костюме ведущего, в использовании декораций или бутафорских предметов, помогающих создать соответствующую атмосферу. Такие мероприятия в библиотеках проводятся преимущественно для читателей среднего и старшего возраста.

Для детей младшего школьного возраста и дошкольников библиотекари разыгрывают небольшие спектакли. В этих представлениях очень часто участвуют куклы. Они делают более наглядной такую традиционную форму работы с детьми, как громкое чтение, помогают детям не только услышать сказу, но и увидеть ее.

Для «настенного» театра необходима доска, обтянутая фланелью. Важный момент в подготовке такого спектакля — подбор картинок. Рисунки должны быть выразительны ми, кра соч ны ми и ис пол не ны в еди ной манере. Поэтому хорошо к каждому литера-

Л Л О #12 [36] *2005

турному произведению составлять свои комплект картинок.

Для организации «настольного» театра необходимы куклы, которые смогут стоять на столе. Их можно изготовить из любого материла (пластилина, папье-маше, ткани, для устойчивости их можно набить ватоИ) или использовать уже готовые игрушки. Стол накрывают большим отрезом ткани (до пола). С помощью разноцветных шеИ-ных платков можно создать луг, озеро, дорогу. Украсят «пеИзаж» разложенные по столу коряги, камни, ракушки и т. п. Хорошо еще закрепить за сценоИ задник из плотноИ голу-боИ ткани — небо, а к нему булавками прикрепить бумажные домики и деревья — это будет задниИ план. От этого ваша сцена приобретет глубину.

Стоя сбоку, взрослыИ читает или рассказывает сказку, а по ходу деИствия прикладывает к доске одну за другоИ картинки, нарисованных персонажеИ или меняет кукол на столе. Таким образом, декорации меняются у детеИ на глазах. В этом и заключается вся прелесть: ведь дети ведут себя точно так же, когда играют.

Для самых маленьких

В последние годы для маленьких читате-леИ наши библиотекари все чаще устраивают игровые театрализованные представления, в которых к активному сотворчеству привлекаются и зрители. Играя, дети сами по ходу деИствия придумывают сюжет, драматические коллизии. Игровое театрализован ное предс тав ле ние име ет множество форм проявления.

Среди наиболее популярных — театрализованные литературные праздники. В их основе лежит пьеса, специально написанная для мероприятия, в которую включаются игры или игровые эпизоды со зрителями. В большинстве случаев игровые пьесы пишутся по мотивам сказок. За основу можно взять уже известную сказку с определенным количеством героев, но наделить их обратными качествами (Золушка — капризная, а мачеха и сестры — добрые, заботливые, хорошие хозяИки). Под общим сюжетом можно объединить героев разных сказок. Главное, чтобы герои были хорошо знакомы детям, это даст им возможность быстро включиться в деИствие.

В сценарии должны быть заложены разнообразные приемы активизации аудитории: речевки, загадки с хоровыми ответами, физминутки, песни, танцы.

Во время работы творческой мастерской «Через театрализацию к творческому чтению»

(АОДБ им. А. П. Гайдара, 29—30 ноября 2005 г.)

грамотности библиотекари активно используют кукол. КукольныИ театр хорошо зарекомендовал себя и в импровизационном спектакле. Представление создается как будто бы сию минуту самими зрителями, а библиотекари (часто в роли сказочника или сказочных ге ро ев) толь ко на меча ют сюжет. Для этого библиотекарь должен разбудить детскую фантазию, вызвать у детеИ желание импровизировать. Организация такого деИствия невозможна без предварительноИ работы. Сначала необходимо провести беседу по теме будущего представления (погрузить детеИ в тему). Затем прочитать сказку, рассказ, отрывок произведения, которыИ будет инсценироваться, и обсудить его. Затем -распределить роли. При проведении подобно го ме роп ри я тия не обходи мо за пастись костюмами. Хорошо использовать для этого пальчиковые куклы и куклы для настольного театра — они просты в изготовлении, и работать с ними могут даже дети 3-4 лет. Вос-питательныИ эффект усилится, если такими импровизационными спектаклями сопровождать беседы о нравственности и о творчестве писателеИ и поэтов.

Часто детеИ в игру вводят сами герои, задавая вопросы. В этом случае зрители выступают в роли коллективного, положительного персонажа. Написать такоИ двигающиИ деИствие диалог, в котором участвовали бы зрители, очень трудно, поэтому авторы чаще всего применяют упрощенные вопросы типа: «А куда спрятался злодеИ?» и др. Подобные вопросы отводят зрителям роль сторонних наблюдателеИ и информаторов. Лучше всего дети реагируют на вопросы на знание литературных произведениИ, сказочных героев и пр. Подвижные игры, заложенные в деИствие, дают возможность зрителям проявить себя, свои ловкость, силу и сноровку, помогают переключить внимание и отдохнуть. А сценарист, благодаря подобным приемам, может создать захватывающую интригу, обо гатить сюжет.

Читать еще:  Почему поручень эскалатора движется быстрее самого эскалатора

Другая популярная форма игровых театрализованных мероприятиИ — народные праздники или ярмарки. Они дают возможность работникам библиотек в яркоИ, игро-воИ форме познакомить детеИ с историеИ и культуроИ своего народа, рассказать о праздниках, обычаях и ремеслах. Национальные костюмы и предметы народного быта помогают создать атмосферу праздника.

Для проведения театрализованных вик-то рин, обзо ров, бе сед, для фор ми ро ва ния у детеИ дошкольного и младшего школьного воз раста биб ли отеч но-биб ли ог ра фи чес коИ

Как показывает практика, самоИ актив-ноИ формоИ театрализации в библиотеке являются театральные кружки. Они позволяют формировать у юных читателеИ художе-ственныИ вкус и развивают творческие способности у детеИ, причем целенаправленно

и комплексно. Занятия, в основе которых лежит театрализация, — это прекрасная возможность «оживить книгу», вызвать у детей непосредственную эмоциональную реакцию (радость, сопереживание) и, конечно, — желание прочитать книгу.

Во многих библиотеках страны и, в частности, в Архангельской области успешно работают драматические и кукольные кружки. Причем есть кружки, где все необходимое для спектакля дети делают своими руками под руководством библиотекаря.

Библиотекари России в своей работе с детьми активно используют все описанные выше формы театрализации. Их богатый опыт обобщен на страницах нашего нового методического издания «Использование кукольной театрализации в библиотечной работе с детьми». Там вы найдете рекомендации по организации кукольных кружков при библиотеках.

Впервые кукол мы использовали для проведения экскурсий по библиотеке для дошкольников. Сегодня у нас разработаны библиотечные уроки с участием кукол и для учащихся 1-3 классов. При их разработке специалисты Архангельской областной детской библиотеки старались учесть возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. На экскурсиях дош коль ни ков встреча ют хоро шо зна ко-мые герои сказок (Машенька и Медведь, Царевна-Лягушка, Пьеро), которые разыгрывают перед детьми сценки из книг. Начинается занятие с викторины, которую проводят герои из книг Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского, Г. Андерсена. Проводить библиотечные уроки для первоклассников об

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»

Ольга Костыгина
Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Я считаю, что современные дети предпочитают просмотр мультиков и компьютерные игры, а не чтение книги, так как в силу своих возрастных особенностей обладают наглядным характером мышления, высокой

физической активностью, дефицитом внимания. При слушании текста, ребенку надо самостоятельно воссоздать образ, приложив к этому определенные усилия (активное участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, а для современного ребенка это непросто, и поэтому у детей отсутствует устойчивый интерес к чтению.

Результаты обследования детей

Данная проблема не обошла стороной и моих воспитанников. В процессе беседы и наблюдения за детьми выяснилось, что при наличии книг дома дети дошкольного возраста не знают русских народных сказок, т. к. родители мало читают детям художественные произведения Результаты наблюдения показали, что дети любят слушать художественные произведения, но по разным причинам книги дома родители не читают. У 100% детей есть любимые книги, герои

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение.

Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому я решила использовать в своей работе по приобщению дошкольников к художественной литературе театрализованные игры, что, несомненно, приблизит моих воспитанников к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, поможет им воспринимать художественное произведение целиком.

Я в своей работе использую театральную деятельность, которая пробуждает в детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети останется в их сердцах и умах надолго, т. к. театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий, необходимых для организации совместной деятельности детей и родителей.

Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения, поэтому я уделяю особое внимание работе с родителями.

Я считаю, что включение литературного опыта ребенка в его творческую деятельность, в частности в театрализованную игру, позволит привить интерес к восприятию художественной литературы, а в дальнейшем к самостоятельному чтению.

Именно поэтому была поставлена цель: Прививать интерес дошкольников к художественной литературе, через театрализованную деятельность.

1. Создать систему работы по приобщению детей к книге.

2. Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе группы.

3. Воспитывать у детей чуткость к художественному слову.

4. Создать условия, для развития театрализованных игр дошкольников, в которых нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек, былин.

5. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

1. Принцип поэтапности — «погружения» в проект. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.

3. Учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности. Опираясь на него, воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности

Читать еще:  Что можно привезти из Испании

Для эффективной работы и решения поставленных задач вся деятельность была разбита на 3 этапа

этапы Практические формы работы с детьми Практические формы работы с родителями

1. Информационно-аналитический • Организация выставки книг в книжном уголке

• Просмотр иллюстраций в книгах

• подбор методической литературы

• разработка перспективного плана

• подбор дидактических игр • анкетирование

• разработка перспективного плана

2. Внедренческий • чтение книг

• беседы по прочитанному.

• показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• просмотр видеороликов, фильмов.

• изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации)

• изготовление масок, костюмов.

• создание книжек — малышек • родительские собрания;

• выставки детской литературы;

• участие родителей в литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок

• изготовление масок, костюмов

• создание книжек — малышек

3. Оценочный • театральная постановка сказки

• наблюдение за деятельностью детей

• опрос • совместные досуги, праздники;

1. Создание и апробирование системы работы по приобщению детей к книге, через театрализованную игру.

2. Оказание помощи родителями в решении проблемы

3. Заинтересованность детей в изучении русских народных сказок, потешек, басен.

4. Выражение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек через театральную деятельность.

Возможные проблемы (риски)

Риски Пути преодоления

Нет постоянно обновляемой библиотеки в детском саду Взаимодействие с сельской и районной детской библиотекой

Недостаточно литературы, методических материалов по проблемам детского чтения Изучение опыта работы других детских садов

Небольшое разнообразие игрушек и атрибутики для театрализованной игры Взаимодействие с родителями

Отсутствие театра в нашем городе Приглашение детских выездных театров в детский сад

Я считаю, что в результате работы создана система работы по приобщению детей к книге, удалось познакомить детей с жанрами художественной литературы. Они хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, рассказов, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать не большой текст. Дети охотно составляют свои сказки, дети осознано рисуют сказочных героев, стали пользоваться театральной атрибутикой (выступают в роли режиссера) Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что ребята стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Мои воспитанники стали чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу

Эта работа помогла нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг дошкольников показал, что более 95% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы.

С ребятами проводится большая системная работа.

В течение 4 месяцев я знакомила детей с устным народным творчеством (былины, сказки). Воспитанники пересказывали, изображали прочитанное в рисунках, лепили героев используя пластилин, глину, совместно с родителями делали поделки из природного материала, шили костюмы, репетировали роли любимых героев, показывали сказки.

Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению» Уважаемые родители! Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг.

«Книжкин день». Выставка работ «Мой любимый сказочный герой» Одной из проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. В наш век информатики отношение детей к книге изменилось, интерес.

Что такое театрализованное чтение

методист МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим нормам и ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – это и важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии каждого человека. Нам, взрослым, надо понять: чтение для дошкольника – самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавать мир и человека. Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.

Чтение художественной литературы – одна из форм совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми. Эта деятельность не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно или перейти в их свободную деятельность, так как они не умеют свободно читать и зависят от взрослого.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать круг детского чтения, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребёнком о прочитанном, быть искренним в выражении своих чувств.

Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы обладает театрализованная деятельность. Она поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

На основе работ Антипиной Е. А. и Чуриловой Э. Г. можно выделить несколько этапов по приобщению дошкольников к театрализованной деятельности.

Первый этап работы связан с выбором произведения художественной литературы. Далее педагог читает произведение детям и проводит беседу по его содержанию, обращая внимание на мелкие детали.

Второй этап включает: деление пьесы на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей произведения, пересказ по ролям.

На третьем этапе ведётся работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, затем привлекаются все остальные. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев.

На четвёртом этапе детей знакомят с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать во время театрализации. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку. Затем они двигаются, превращаясь вкакой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Пятый этап предполагает постепенный переход к тексту произведения. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. На этом этапе уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Читать еще:  Сколько иностранных языков знал Тургенев

Шестой этап связан с работой над ролью. Ребёнок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Ни в коем случае нельзя навязывать дошкольникам логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Лучше подсказать, помочь ребёнку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев произведения. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнёрами, умения слышать и слушать друг друга и, соответственно, менять своё поведение. Работая над выразительностью и чёткостью речи, надо выявлять речевые характеристики героев произведения. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем.

На седьмом этапе проводится репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.

Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идёт с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.

Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На следующий день после показа спектакля проводится беседа. Педагог совместно с детьми старается указать на основные промахи и недостатки в спектакле. Но, в то же время, педагог старается похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребёнка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям (Э. Г. Чурилова).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством. Постоянное общение с книгой активно развивает читательский интерес, а также творческие способности и наклонности, которые успешно под руководством и с помощью педагога реализуются в ролевых играх, по сюжетам литературных произведений, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов.

Мы должны понимать, что заботясь о воспитании читательского интереса, мы заботимся об интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале нашей страны, о её культурном, творческом развитии, экономическом и политическом благополучии, национальной безопасности.

1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. – № 4. – С. 24 – 26.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – Москва, 2003.

3. Балакирева, Т.Эмоции и дети // Дошкольное воспитание, 2005. – № 1. – С. 65 – 68.

4. Горшкова, Е. В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. – Москва : Дрофа, 2007. – 79 с.

5. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок. – Москва : ACT Астрель, 2005. – 294 с.

6. Клименкова, О.Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002. – № 4. – С. 7 – 19.

7. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – Москва : ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

8. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород:НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

9. Петрова, Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2001. – № 4. – С. 32 – 39.

10. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – Москва : АРКТИ, 2004.

11. Чистякова, М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

12. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – Москва :Владос, 2001.

1. Эти идеи и послужили толчком к использованию театрализованных игр для развития речи детей. В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. В процессе театрализованной деятельности с детьми я стараюсь уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Детей подвожу к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, можно показать по-разному. В театрализованных играх я поощряю желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. Так, на занятиях по художественной литературе дети с удовольствием участвуют в драматизации таких сказок как «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие. Разыгрывают сказки с театральными куклами. Это позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество. Также предлагаю сочинять небольшие сказки, песенки. Большинство детей довольно легко справляются с заданием. Постепенно в действие ввожу шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые придают сочиненной ребенком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.Во время занятия я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы. Так, на занятиях по грамоте с помощью театрализованных игр учу детей правильному произношению звуков.Итак, с уверенностью могу сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал.

2. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети стали принимать в них участие.

3. Анализируя свою работу, могу сказать, что театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, развила интерес к литературе, а также активизировала словарь, совершенствовалась связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность. А самое главное, благодаря именно театрализованным играм, дети стали более раскрепощенными.

Источники:

http://naukarus.com/cherez-igru-k-chteniyuteatralnoe-predstavlenie-kak-metod-raboty-s-yunym-chitatelem
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-teatralizovanaja-dejatelnost-kak-sredstvo-priobschenija-doshkolnikov-k-hudozhestvenoi-literature.html
http://sodb.ru/node/2951

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector