Что такое тональность в музыке
Песни под гитару Что такое тональность?
Аккорды песен под гитару, видео
Что такое тональность?
Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии.
Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению покоя и устойчивости. А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота украшенная мажорным или минорным аккордом. Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА. Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей. Отсюда можно сделать смелое определение:
ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?
Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней. Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.
Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА». На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:
Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.
Перейдем к практике:
Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.
Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E – снова A и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию . А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G . Только при этом не спешите. Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.
Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой. Как вы заметили их всего 3. В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта». Я предлагаю называть их «Т» , «2» и «3» . А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m» .
Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:
Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда. 🙂
Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F тональности До-мажор будет — «2» . , в Фа-мажор он станет «Т» , а в Ля- диез мажоре – «3» .
И снова практика:
Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.
И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.
И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:
Что такое тональность в музыке
Бемольные
Как определить тональность произведения
Узнать основную для композиции тональность можно при помощи приведенного ниже плана:
- Посмотрите на ключевые знаки.
- Найдите в таблице.
- Это могут быть две тональности: мажорная и минорная. Чтобы определить, какой лад необходимо посмотреть, каким звуком заканчивается произведение.
Существуют способы, упрощающие поиск:
- Для мажора в диезных тональностях: последний диез+м2 = название тональности. Так, если крайний ключевой знак до-диез, то это будет ре мажор.
- Для бемольных мажорных тональностей: предпоследний бемоль = искомой тональности. Так если, ключевые знаков будет три, то предпоследним будет ми-бемоль – это и будет искомая тональность.
Можно использовать как стандартные способы, так и приведенные выше. Главное научиться правильно определять тональность и ориентироваться в ней.
Упражнения для закрепления
Определите тональность по ключевым знакам.
Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major
- Cis minor 2. B minor 3. E minor
Кварто-квинтовый круг
Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.
Главные трезвучия в тональности
Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3, и состоит из малой и большой терции.
От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.
Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.
Родственные тональности
Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.
Степень родства
Группа
Разница знаков
Какие тональности
S, D и их параллели
S гарм для мажора
Тонально-сти на б.2 ↑↓ и их параллели
Мажор – м2, м3, б3 ↑↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор
Минор – м2, м3, б3 ↑↓ и
Мажор DD на б2↑ и одноименный мажор
Для мажора ↑ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.
Тритонанта и ее параллель
Первая группа разделяется на 3 категории:
- Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
- 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
- Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.
Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:
- 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
- Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
- Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
- Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.
Третья группа делится на 2 группы:
- 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
- Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.
В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.
Как изменить тональность в минусовках
Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.
- Открываем программу Audacity
- Кликаем на раздел «Файл». Выбираем «Открыть…»
- Выбираем необходимую аудиозапись
- Сочетанием клавиш CTRL+A выделяем всю дорожку.
- Кликаем на раздел «Эффекты», выбираем «Смена высоты тона…»
- Выставляем число полутонов: при повышении значение выше нуля, при понижении значение меньше нуля. Можно выбрать конкретную тональность.
- Сохраняем полученный результат. Откройте раздел «Файл», выберите «Экспортировать аудио…»
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.
Теория музыки. Лад, тональность и интервалы
Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.
В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:
То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.
Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.
Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.
Каждая ступень лада имеет свое название:
- I ступень – тоника (Т)
- II ступень – нисходящий вводный звук
- III ступень – медианта (средняя)
- IV ступень – субдоминанта (S)
- V ступень – доминанта (D)
- VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
- VII ступень – восходящий вводный звук
Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.
Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:
Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.
И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение.
Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.
Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.
Интервал – это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.
Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.
Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:
Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:
- Чистая прима – 0 тонов
- Малая секунда – 1/2 тона
- Большая секунда – 1 тон
- Малая терция – 1 и 1/2 тона
- Большая терция – 2 тона
- Чистая кварта – 2 и 1/2 тона
- Увеличенная кварта – 3 тона
- Уменьшенная квинта – 3 тона
- Чистая квинта – 3 и 1/2 тона
- Малая секста – 4 тона
- Большая секста – 3 и 1/2 тона
- Малая септима – 5 тонов
- Большая септима – 5 и 1/2 тона
- Чистая октава – 6 тонов
Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.
Консонирующие интервалы:
1. Весьма совершенный консонанс:
2. Совершенный консонанс:
3. Несовершенный консонанс:
- Малая терция
- Большая терция
- Малая секста
- Большая секста
К диссонирующим интервалам относятся все остальные.
Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.
Мажорный лад (в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта. Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.
В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.
В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.
В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.
Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.
Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше. Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса. Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.
Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.
Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.
Гармонический мажор – это мажорный лад с пониженной четвертой ступенью. Он имеет своеобразное восточно-экзотическое звучание и присущ мелодиям многих азиатских народов.
Мелодический мажор – это мажорный лад, в котором понижены и четвертая, и седьмая ступени. Такой лад имеет особую певучесть и очень приятен для слуха.
Источники:
http://nagitaru.ru/tonalnost/
http://soundtimes.ru/uroki-muzyki/tonalnosti
http://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-lad-tonalnost-i-intervaly.html