2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое жизнь с точки зрения философии

Что такое жизнь?

Жизнь — это совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи.

Жизнь — это физиологическое существование человека, животного, всего живого.

Жизнь — это время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь его период.

Жизнь — это деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях.

Жизнь — это реальная действительность.

Жизнь — это оживление, проявление деятельности, энергии.

Жизнь с философской точки зрения

Философия жизни — общее обозрение чрезвычайно широкого спектра философских концепций, в большинстве случаев термин использовался теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, а для прояснения отдельных ее аспектов.

Иногда «философами жизни» называли Сократа, французских моралистов и Гёте. Понятие осталось наиболее популярным в немецкоязычной англо- и франкоязычной культуре и использовалось оно, как интерпретация с биологической позиции.

Большее внимание уделялось проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил и выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных.

Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых. К философии жизни в широком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенглера, Зиммеля, Клагеса, Шпрангера и др. Философию жизни в узком смысле представляют и Дильтей, и основывающаяся на его философии школа. Работа Риккерта «Философия жизни» объединяет все разнородные философии в одно «течение», в которой автор пытается опровергнуть идеи, приобретающие необычайную популярность в первых десятилетиях 20 в., и показать, что они являются симптомом общего кризиса философии.

На рубеже 18-19 вв. философия жизни является синонимом «философии практической жизни» в качестве реакции на рационалистическую философию Канта, Вольфа и их школы с ее разделением на теоретическую и практическую философию. В последние десятилетия 18 в. сформировалось философское направление, впервые ставшее употреблять этот термин. Эта «практическая философия» должна была быть нацелена на распространение этических и прагматических принципов поведения, быть обращена не к «специалисту», но к тому, кто находится в реальной жизни. В этом же смысле о философии жизни говорили и философы эпохи Просвещения. Развитие прагматически ориентированной философии жизни подготавливается пробуждением интереса к педагогическим проблемам (под влиянием Руссо), переплетение педагогики и психологии.

К середине 19 в. философия жизни достаточно часто используется для обозначения философских дисциплин об органических и биологических процессах жизни, а также в качестве общего понятия для различных биологических теорий жизни, Ницше выступает против органицистского понимания. Именно на этом понимании жизни как «присвоения, повреждения, преодоления и подавления чуждого, более слабого» основывается одна из ключевых для Ницше идей — «воля к власти».

К концу 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях (Дильтей) невозможно найти точку опоры для новой философии.

В начале 20 в. наиболее крупными представителями философии жизни являются Зиммель, Шелер и Шпенглер. Зиммель полагает, что интеллект «разрывает материал» жизни и вещей, превращая его в инструменты, системы и понятия. В философии жизни Шпенглера соединяются отдельные элементы философии Дильтея, однако отвергается метод описания.

Читать еще:  Как позвонить в Болгарию с мобильного

В 20 в. идеи философии жизни развивались мыслителями, опирающимися на Дильтея. Между тем отдельные представители философии жизни (Литт, Шпрангер, Клагес) зачастую упрекаются в чрезмерной акцептации иррационального аспекта философии жизни.

Философия жизни — смысл жизни и смерти человека

Жизненная философия — это система воззрений человека. Поиск ответов на главные вопросы в жизни, в чем ее смысл, для чего, что и как делать, не прекращается. С античных времен умы философов мудрствуют над этим. Сформированы десятки учений, но по-прежнему люди задают себе эти вопросы.

Что такое философия жизни?

Понятие «философия жизни» имеет два значения:

  1. Личная философия, в центре которой решение экзистенциальных вопросов о состоянии человека.
  2. Философское направление, зародившееся в Германии во второй половине XIX века как реакция на рационализм. Главные представители:
  • Вильгельм Дильтей;
  • Анри Бергсон;
  • Пьер Адо;
  • Фридрих Ницше;
  • Георг Зиммель;
  • Артур Шопенгауэр.

Понятие жизни в философии

Жизнь определение в философии занимало умы многих мыслителей. Сам по себе термин многозначен и может быть рассмотрен с разных точек зрения:

  • биологической (как форма существования материи);
  • психологической (как форма существования сознания);
  • культурно-исторической (как форма существования человечества).

Философия жизни — основные идеи

Философия жизни объединила в себе различные направления, объединенные общими идеями. Она возникла как реакция на устаревшие философские традиции, обусловленные рационализмом. Идеи философии жизни в том, что бытие – это первооснова, и только через него можно что-то постичь. Все рациональные методы познания мира – в прошлом. На смену им приходят иррациональные. Чувства, инстинкты, вера – основные инструменты постижения реальности.

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм. Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

Смысл жизни человека — философия

Проблема смысла жизни в философии была и остается актуальной. Ответы на вопросы, в чем смысл жизни и что делает жизнь значимой ищут философы разных направлений на протяжении веков:

  1. Античные философы были единодушны во мнении, что суть человеческой жизни таится в стремлении к благу, счастью. Для Сократа счастье равно совершенствованию души. Для Аристотеля – воплощению человеческой сущности. А сущность человека – это его душа. Духовный труд, мышление и познание ведут к достижению счастья. Эпикур видел смысл (счастье) в удовольствии, которое он представлял не как наслаждение, а как отсутствие страха, физических и духовных страданий.
  2. В Средние века в Европе представление о смысле жизни было напрямую связано с традициями, религиозными идеалами и сословными ценностями. Здесь наблюдается схожесть с жизненной философии в Индии, где повторение жизни предков, сохранение сословного статуса являются ключевыми.
  3. Философы XIX-XX веков считали, что жизнь человека бессмысленна и абсурдна. Шопенгауэр утверждал, что все религии и философские течения – это лишь попытки найти смысл и сделать бессмысленную жизнь выносимой. Экзистенциалисты, Сартр, Хайдеггер, Камю, приравнивали жизнь абсурду, и только человек мог собственными действиями и выбором придать ей некий смысл.
  4. Современные позитивистский и прагматичный подходы утверждают, что жизнь обретает тот смысл, который важен для отдельного человека в рамках его реальности. Это может быть все, что угодно – достижения, карьера, семья, искусство, путешествия. То, за что конкретный человек ценит свою жизнь и к чему стремится. Такая философия жизни очень близка многим современным людям.
Читать еще:  Какие красивые слова можно сказать мужчине

Философия жизни и смерти

Проблема жизни и смерти в философии является одной из ключевых. Смерть как результат процесса жизни. Человек как любой биологический организм смертен, но в отличие от других животных, он осознает свою смертность. Это подталкивает его к мыслям о смысле жизни и смерти. Все философские учения можно условно поделить на два типа:

  1. Нет жизни после смерти. После смерти нет никакого бытия, вместе с телом человека погибает и его душа, его сознание.
  2. Жизнь после смерти есть. Религиозно–идеалистичный подход, жизнь на земле – это подготовка к загробной жизни или реинкарнации.

Книги о философии жизни для саморазвития

Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:

  1. «Посторонний». Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
  2. «Сиддхартха». Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
  3. «Портрет Дориана Грея». Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
  4. «Так говорил Заратустра». Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
  5. «Превращение». Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…

Фильмы о философии жизни

Режиссеры обращаются в своих картинах к теме человеческой жизни. Фильмы о философии жизни, которые заставят задуматься:

  1. «Древо жизни». Режиссера Терренса Малика. Это кино поднимает миллионы риторических вопросов о значении жизни, проблеме идентичности человека.
  2. «Вечное сияние чистого разума». Картина Мишеля Гондри, вышедшая на экраны в 2004, своего рода философское учение о том, как жить свою жизнь, принимать ошибки и не забывать о них.
  3. «Фонтан». Фантастическое кино от Даррена Аранофски покажет новые интерпретации действительности.

Что такое жизнь с точки зрения философии

Жизнь: размышления великих умов

Жизнь – своеобразная дилемма для множества поколений, в том числе и философов. Данная контроверза волновала людей еще во времена античности, что достаточно легко проследить на примере работ известных мыслителей.

О ней дискутировали Антисфен и Диоген Синопский, которые принадлежали к сократической философской школе под название киники, а так же их условные оппоненты, именовавшие себя стоиками.

Многие из общеизвестных мудрецов, таких, как Диоген, Платон, Сократ, Спиноза и другие, имели доказательное и отчетливое постижение того, какой является жизнь предпочтительнее. Сводили мысль об экзистенции, как поиске самоцели или лейтмотиву существования, соотнося смысл бытия непосредственному благу.

Читать еще:  Как поступить в театральный

Прерогативой средневековой философии была направленность на воплощение и воссоздание жизни предков, наиболее почитаемой группы.

Философия жизни образовалась окончательно в конце ХIХ века в Германии и Пятой республике. Основоположником принято считать Фридриха Ницше, к этому же направлению причисляют Дильтея, Шпенглера, Бергсона.

Первоосновой для эволюции данного направления послужили труды А.Шопенгауэра реферированные в его труде “Мир как воля и представление”. Им выводится понятие о некой “мировой воле”.

Суть этого термина достаточно проста. Он развивал мысль в направлении того, что в сущности людьми движет чужая воля, а вовсе не сугубо индивидуальная, а также, что мудро живущий человек осознает неизбежность вещей.

И это влечет за собой непосредственное противостояние смерти, все попытки избавиться от страданий лишь иллюзорны, ибо одно заменяется иным, а удовлетворение потребностей неизбежно оборачивается перенасыщением и унынием.

В попытках осмысления сущего человек и создает религии и саму философию, чтобы жизнь приобрела хотя бы легкий оттенок облегченности.

А.Шопенгауэр уверен в том, что человечество сделало уже все, что в его силах относительно осознания абсурдности. Можно выделить два основных механизма бегства от алогичности: иллюзии и различные занятия.

Это миропонимание есть проявлением обструкции релятивно-классического рационализма, объективного абсолютного идеализма и всеобщему оптимизму. Толчком для размышлений над такими понятиями и условностями был действующий человек.

Стремление раскрыть саму сущность человека, с последующим поползновением толкования бытия, исходя из морально-нравственных категорий людского. Таким образом, была обозначена сфера первоочередных задач и вопросов для философии, на первый план выходят категории “существования/жизни” и “воли”.

Нидус жизни весьма сложен и имеет разнохарактерное воззрение, например, по Ницше это “воля к власти”, а у Зиммеля “поток сознания”.

Долгоденствие беспредельно и по этой причине его невозможно осмыслить посредством разума. Объективное постижение же имеет чисто биологически направленную самоцель, приземленные интересы. Достояние в виде логики и языка имеющие налёт интеллигентности, просвещенности и цивилизованности переиначивают действительность.

В течение освоения свершается субституция жизни “существенным”, что означает стабильность и цикличность. Эта роль отведена науке, именно она пытается все урегулировать, рационализировать и заключить.

Но познать не значит грубо и четко изъяснить и интеллектуализировать, а понять и погрязнуть в сложном переплетении истин. Жизнь – это сумбур, ад кромешный, лишенный смысла и самоцели.

Наиболее верным механизмом штрудирования является искусство различных нидусов. Культура же базируется на фиксированных индивидах, которые посредством этого имеют влияние на массы, что за собой и влечет возникновение той самой “массовой культуры”.

Так люди живут ради кротости и нужды в более сильных мирянах, которые будут иметь приписанную и в какой-то мере иллюзорную статусность.

Жизнь – всецело стенический конструкт, процесс формирования жизни тяготеет не к устойчивости, а к эволюции. Через установленные промежутки времени возможно повторение определенных событий в более искаженном виде, нежели предшествующие им, но невозможно отрицать “вечное возвращение”, которое выводит Ницше.

Также стоит отметить, что воля к власти отчетливо дает понять саму суть понятия “либо ты, либо тебя”, все именно так, выбор есть, но каков этот выбор? Если наблюдается дефицит или же полное отсутствие воли к власти, то последствием является не что иное, как вырождение, упадок и деградация.

Воля к власти не имеет места в этом диверсификациированом пантеоне общечеловеческих ценностей, именно поэтому нынче человек настолько слаб перед современностью, поэтому возникает сложные конструкции из разряда метапостиронии.

Источники:

http://studwood.ru/1631449/meditsina/takoe_zhizn
http://womanadvice.ru/filosofiya-zhizni-smysl-zhizni-i-smerti-cheloveka
http://glav-inform.ru/chto-takoe-zhizn-s-tochki-zreniya-filosofii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector