Что является предметом экономики
Предмет науки экономики
Желательно использовать учебники по экономической теории и микроэкономике.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Базовый конспект лекций
для студентов дневного отделения I курса
филиала МГОУ в г. Воскресенске
( по специальности 080200 «Производственный менеджмент»)
Лекции – 26 часов;
Практические занятия – 24 часа;
Самостоятельная работа- 70 часов;
К.э.н., доцент кафедры экономики _________________С.Н. Орлова.
1. Булатова А.С. Экономика. 3-е издание. – М.: Юрист, 2008.
2. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория (политэкономия).- М.: ПРОМО – Медиа, 2005г.
3. Виноградов В.В. Экономика России. – М.: Юрист, 2011.
4. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – СПб: Питер, 2010г.
5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.:ВЛАДОС, 2010г.
6. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 400с.
7. Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 2005. по 400с.
8. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник. – М.: Дело, 2008. – 416с.
9. Иванова С.И. Основы экономической теории. Высшая школа экономики. 1 книга. – М.: Вита – Пресс, 2011г.
10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2009. 456 с.
11. Яковлева Е.Б. Экономика.– М.: СПб, Поиск, 2010 – 358с.
Тема 1. Предмет экономической теории. – 2 часа
Предмет науки экономики. Микроэкономика. Сферы экономического исследования. Основы экономического анализа. Методы исследования в экономической теории. Функции экономической науки. Фундаментальные проблемы экономики
Само название науки -. «экономика» – подразумевает экономию или максимизацию: все участники хозяйственной деятельности стремятся в конечном счете повысить свое благосостояние. Экономика является специфической наукой, которая изучает способы решения человечеством проблемы ограниченных ресурсов. У всякого общества потребности превышают ресурсы, и поэтому должна быть создана система распределения этих ресурсов.
Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Американский ученый А.Маслоу расположил все потребности по принципу иерархии в восходящем порядке от “низших” материальных до “высших” духовных.
Именно потребности побуждают людей к деятельности. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – стимулируют интерес людей к приобретению. Интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду. Реализуя свои интересы, субъекты хозяйствования обеспечивают себе самостоятельность, саморазвитие.
Любое общество сталкивается с проблемой ограниченности, редкости ресурсов или факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательство). Под ресурсами понимается все, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг и из чего человек может извлечь пользу.
Общество сталкивается с фундаментальной экономической проблемой – с противоречием между растущими человеческими потребностями в разнообразных благах и ограниченными ресурсами для удовлетворения этих потребностей. Из этого универсального противоречия выводится предмет экономической науки – исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Как пишут К.Макконнелл и С.Брю, «экономика – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов».
Общей исходной предпосылкой при постановке и решении экономических задач является выбор вариантов поведения в условиях ограниченности ресурсов. Выбор вариантов, направлений и способов распределения редких ресурсов занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Этот выбор осуществляют все: потребители, предприятия и правительство. Экономисты исходят в своих рассуждениях об экономическом выборе из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение – это поведение, направленное на достижение участниками хозяйственной деятельности максимальных результатов при имеющихся ограничениях. К задачам, связанным с рациональным ведением хозяйства, относится, например, распределение дохода потребителя на цели потребления и сбережения, общей суммы расходов на потребление между различными видами товаров и услуг, средств предприятия на приобретение станков или рабочей силы и т.д.
Таким образом, экономику можно считать также наукой о рациональном поведении людей в процессе их хозяйственной деятельности.
Экономика — это общественная наука, которая изучает поведение людей и их групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию при их использовании.
Постоянное увеличение материальных и духовных благ, поступление их в обмен образует экономический рост общества. Экономика изучает закономерности и факторы экономического роста на каждой стадии воспроизводственного процесса. Возобновление производства и экономический рост происходит как на уровне отдельного предприятия (фирмы), так и на уровне общества в целом. Поэтому экономическая наука структурно состоит из нескольких разделов:
• микроэкономики, изучающей поведение отдельных экономических субъектов;
• макроэкономики, предметом исследования которой является функционирование национальной экономической системы в целом;
• мезоэкономики, изучающей поведение отдельных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства;
• метаэкономики (мировой экономики), то есть мировой или глобальной экономики.
Тема 1. Экономика как наука
1. Предмет экономики
2. Методы экономического исследования
1. Предмет экономики
А. Экономический выбор
Экономика (экономическая теория) как наука существует потому, что потребности людей безграничны, тогда как ресурсы, которыми они располагают для их удовлетворения, ограничены. Отсюда – проблема выбора, связанного с наилучшим использованием ограниченных ресурсов. Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем, выбирая одно, приходится отказываться от чего-то другого.
Например, покупатель не может скупить весь магазин из-за недостатка денежных средств. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ.
Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо так распределить ограниченные ресурсы для производства различных благ, чтобы получить максимальную прибыль.
Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.
Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор в условиях ограниченности ресурсов, и занимается экономика.
Предметом выбора являются экономические (редкие) блага, т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага. Блага, количество которых не ограничено в сравнении с потребностями в них, называются свободными. Примерами могут быть атмосферный воздух, чистая питьевая вода для людей, живущих где-нибудь в сибирской деревне и т.д. По мере исчерпания свободных благ они могут становиться экономическими благами.
В своих рассуждениях экономисты исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Это означает, что экономические агенты способны определить свои потребности и стремятся к достижению максимальных результатов при имеющихся ресурсах, т.е. к эффективному использованию ресурсов. Так обычно считается, что отдельные индивиды максимизируют свое личное благосостояние, фирмы – прибыль, а государство – благосостояние общества в целом.
При этом экономистов интересует, как экономические агенты взаимодействуют друг с другом при принятии решений, к каким результатам приводят эти взаимодействия. Важно, например, определить, как в результате конкуренции производителей и потребителей формируется равновесная рыночная цена данного товара.
Наконец, задача экономического исследования состоит в том, чтобы понять, каким образом можно улучшить благосостояние экономических агентов. Возможно, например, что для снижения затрат или увеличения производства следует сделать рынки более конкурентными или повысить эффективность функционирования государственных органов.
Таким образом, предмет экономики – решения, принимаемые в обществе при распределении ограниченных ресурсов между различными вариантами их использования в целях максимизации благосостояния людей.
Экономический выбор предполагает ответ на три основных вопроса:
1). Что и сколько производить?
Например, местные власти остановились на строительстве дороги.
2). Как производить?
Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.
3). Для кого производить?
Коль скоро «пирог испечен», его надо делить. В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.
Б. Экономические затраты и невозвратные издержки
В процессе выбора возникает понятие экономических затрат (издержек). Оно принципиально отличается от знакомого всем нам понятия бухгалтерских затрат. Оценивая затраты, бухгалтер фиксирует сумму фактически совершенных платежей за купленные фирмой ресурсы. Напротив, экономические затраты получения некоего блага – это другие блага, которые могли бы быть получены при помощи тех же ресурсов, но от которых придется отказаться, если выбор будет сделан в пользу данного блага. Поэтому их еще называют альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.
Предположим, некто решил оценить альтернативные затраты своего обучения в вузе. Прежде всего, он, вероятно, вспомнит о плате за обучение в рублях или в долларах. Однако размер денежной платы сам по себе еще мало о чем говорит. Дорого или дешево обходится учеба, можно сказать, лишь приняв в расчет количество тех благ, которые могли бы быть приобретены на плату за обучение. Если, например, семестр стоит столько же, сколько необходимый студенту новый костюм, то экономические затраты на учебу равны костюму. (Иногда, впрочем, так и говорят: «Были в отпуске, проездили новую шубу!»)
На практике, однако, экономические затраты не ограничиваются денежными платежами. Учеба требует времени, в течение которого студент мог бы зарабатывать деньги, ремонтировать квартиру, воспитывать ребенка, просто отдыхать. От всего этого он отказывается, решив учиться. Поэтому экономические затраты обучения включают в себя также и незаработанные деньги (вернее те блага, которые на эти деньги можно было бы купить), запущенную квартиру, невоспитанного ребенка, потерянный отдых и т.д.
Важно иметь в виду два обстоятельства. Первое: альтернативные затраты возникают только там, где есть альтернатива. С этой точки зрения, например, расходы на питание в период учебы не учитываются в качестве экономических затрат получения образования. Дело в том, что эти расходы не связаны с обучением: есть хочется независимо от того, учится индивид или нет. Только если учеба требует дополнительных затрат на питание, в экономические затраты входит данный излишек.
Второе: альтернативных благ бывает очень много. Студент может, например, весь вечер изучать экономику или пойти в клуб, или убирать квартиру, или смотреть телевизор и т.д. Все это нельзя делать одновременно. Поэтому для оценки альтернативных затрат получения экономических знаний надо принимать в расчет лучшую из возможных альтернатив.
Подводя итог, можно еще раз сказать: дабы оценить полные экономические затраты получения некоего блага, надо просуммировать все альтернативные потери (в виде самых лучших неполученных благ), которые приходится в связи с этим нести. Очень удобно, если эти потери удается измерить в деньгах. При таком подходе экономические затраты получения данного блага есть ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов.
Измерить затраты в деньгах не всегда легко. Непросто, например, оценить в рублях ценность потерянного отдыха или ущерб от недостатка внимания ребенку со стороны матери, которая учится. Тем не менее, люди интуитивно делают это, принимая то или иное решение. Весьма распространенную фразу «За такие деньги я лучше дома посижу!» можно перевести на экономический язык так: «Получаемая на работе заработная плата меньше, чем мои альтернативные издержки труда, выраженные в стоимости отдыха, который я потеряю, пойдя работать».
Следует различать экономические затраты и невозвратные издержки. Невозвратные издержки – это затраты, которые были понесены ранее и которые невозможно вернуть.
Пусть некто стоит перед выбором: учиться или не учиться. Чтобы сделать выбор, ему предстоит сопоставить все выгоды от обучения со всеми экономическими затратами, с этим связанными. Предположим, и то, и другое можно выразить в рублях. Пусть выгоды составляют 120 руб., а затраты – 100 руб. Выгоды превышают затраты, и студент начинает учебу.
Очень скоро, к сожалению, выясняется, что учат хуже, чем ожидалось. В связи с этим фактические выгоды такого образования составляют только 80 руб. Таким образом, встает новый вопрос: продолжать или бросить учебу. Если бы студент знал о плохом обучении раньше, он вообще не пошел бы учиться (затраты превышают выгоды), но теперь ситуация сложнее. Пусть из 100 руб. затрат 70 руб. – это плата за учебу, а 30 руб. – все остальные затраты, выраженные в потерях в заработной плате из-за занятий, потерянном отдыхе и т.д. После того как плата за учебу внесена, эти 70 руб., которые студент в любом случае назад не получит, из альтернативных затрат превратились в невозвратные издержки. Далее их можно не учитывать.
Поэтому рационально мыслящий индивид будет рассуждать примерно так: «Меня, конечно, обманули, пообещав лучшие знания. Однако, если я заберу документы, то не получу выгод от образования на 80 руб., сэкономив лишь 30 руб. затрат. Что касается 70 уже уплаченных рублей, то они для меня потеряны при всех обстоятельствах. Лучше уж продолжать!»
Итак, невозвратные издержки не влияют на будущие решения. Поэтому экономисты, изучающие альтернативные возможности использования ресурсов, и не принимают их в расчет.
В. Микроэкономика и макроэкономика
Экономическая теория включает в себя две основные части – микро- и макроэкономику.
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов (фирм, потребителей, сберегателей и т.д.) и их взаимодействие на отдельных рынках. В центре ее внимания находятся цены и объемы производства отдельных товаров, выбор отдельного потребителя, выпуск и ресурсы отдельной фирмы и т.д.
Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом как единую систему. В центре ее внимания такие обобщающие показатели общественного производства как валовой внутренний продукт экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.
Здесь важны три обстоятельства. Первое: приставка «микро» (малый), в слове «микроэкономика» не должна вводить в заблуждение. Дело совсем не в размерах. Микроэкономика занимается поведением и взаимодействием отдельных хозяйственных агентов как первичных звеньев экономической системы. Однако, в качестве таковых выступают не только отдельные потребители или домашние хозяйства, но и фирмы вплоть до гигантских. С другой стороны, микроэкономика изучает формирование цен на отдельные товары на отдельных рынках. Но речь идет не обязательно о местных или даже национальных рынках; мировой рынок какого-либо важнейшего товара – тоже предмет микроэкономического исследования.
Второе: никак нельзя сказать, что микроэкономика занимается менее важными в сравнении с макроэкономикой проблемами. Подобно тому, как все большое складывается из малого, функционирование всей экономики и ее больших агрегатов прямо определяется деятельностью каждого из экономических субъектов и не может быть верно понято в отрыве от последней.
Третье: невозможно провести четкую грань, разделяющую микро- и макроэкономику. Оба эти раздела экономической теории тесно переплетаются, дополняют друг друга и незаметно переходят один в другой.
Лекция 1. Понятие “экономика” и предмет её изучения
Часто не задумываясь, мы употребляем термин “экономика” в разных смыслах. К примеру, говорим о недостаточном развитии экономики (т.е. хозяйства) какой-либо страны, региона. Либо изучаем экономику (т.е. науку). Таким образом, можно выделить два смысла экономики:
1) экономика – это хозяйство, в котором осуществляется производство, распределение, обмен, потребление, развиваются хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле является всё экономически активное население – люди, принимающие участие в экономических отношениях;
2) экономика – это наука, изучающая хозяйство, хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле являются учёные, а также все те, кто её изучает (школьники, студенты и т.п.).
Экономическая наука выполняет ряд функций:
– познавательная функция – проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества;
– методологическая функция – предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины;
– практическая функция – проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.;
– образовательная функция – проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества – экономической;
– идеологическая функция – заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.
Перечень этих функций не закрытый – возможно добавить и другие функции экономики как науки.
В современной экономической науке выделяют два раздела:
1) макроэкономика – раздел экономической науки, изучающий хозяйство в целом страны или мира. Важнейшими проблемами исследования этого раздела экономической науки являются: занятость, объёмы производства страны или региона, инфляция, кризисы и т.п.;
2) микроэкономика – наука об отдельных отраслях производства, деятельности производителей и рациональном поведении потребителей. Микроэкономика акцентирует внимание на динамике спроса и предложения конкретных товаров, проблемы ценообразования и т.п.
В целом, главный предмет исследования экономики – экономические отношения. Такие отношения реализуются по поводу экономических благ. Экономическое благо – это благо, удовлетворяющее двум условиям: 1) ограниченность, относительная редкость; 2) способность удовлетворять потребности, полезность. К примеру, воздух полезен – безусловно. Но – он не ограничен, поэтому и не является экономическим благом; у него нет цены. Книги – благо экономическое. Книг в мире не безграничное количество, и они способны удовлетворять потребности в чтении. Поэтому книги имеют цену.
Цена – это оценка участниками рынка степени ограниченности и полезности какого-либо блага. Чем благо более редкое и полезное, тем оно имеет, как правило, более высокую цену.
Экономические отношения реализуются в четырёх стадиях (другими словами это можно назвать циклом воспроизводства товара):
1) производство – процесс создания экономического блага;
2) распределение – разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи, как правило, безвозмездно в отдельные фонды, отдельным лицам. Примером распределения может служить выплата налогов, благотворительность – они осуществляются безвозмездно;
3) обмен – возмездная купля-продажа или бартер (обмен без использования денег) товаров. Исходя из этого, обмен можно разделить на два типа: а) Т – Д – Т (товар – деньги – товар, т.е. купля-продажа) и Т – Т (товар – товар, или бартер). Примером обмена может являться покупка овощей в магазине. Покупатель обменивает деньги на товар;
4) потребление – извлечение полезных свойств из товара. Потреблённый товар прекращает своё существование, а цикл воспроизводства товаров повторяется.
Качество экономических отношений и, в целом, уровень развития производственной сферы в немалой степени зависит от экономической культуры. Экономическая культура общества – это общественная система мотивов, ценностей, установок хозяйственной деятельности, экономических отношений, а также совокупность знаний, оценок, предопределяющие деятельность людей в экономической сфере. От уровня экономической культуры общества зависят уважение к частной собственности и коммерческому успеху, неприятие экономических правонарушений, одобрение и поддержка предпринимательства.
Экономическая культура включает три компонента: экономические знания, экономическое мышление и экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы) личности.
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Источники:
http://studopedia.ru/3_26454_predmet-nauki-ekonomiki.html
http://studfile.net/preview/5899497/
http://social-studies.ru/theory/razdel-2-ekonomika/ponyatie-ekonomika-i-predmet-ejo-izucheniya.php