Что является центральной проблемой философии нового времени
центральная проблема философии Нового времени
Проблема метода познания как
XVII –XVIII века – это период, принесший крупные перемены в жизнь Европы, которые нашли отражение в новой проблематике философии. В культуре Нового времени светские элементы преобладают над элементами церковными. Освобождение от авторитета церкви привело к росту индивидуализма.
Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс.
Особенности философии того или иного периода всегда отражают особенности соответствующего периода в развитии культуры. Рационалистический дух европейской культуры Нового времени отразился в главной отличительной черте философии Нового времени – рационализме.
Философия Нового времени строится на уверенности в безграничных возможностях человеческого разума в познании и преобразовании мира. Сущность человека в разуме, разум имеет не божественную, а биологическую или социальную природу. Рационализм проявился во всех отраслях философского знания.
В онтологии рационализм получил своё выражение в концепции деизма.
Деизм – учение, согласно которому божественный дух редуцируется к божественному разуму: Бог, проявив свою волю лишь однажды, создавая мир, больше её не проявляет. Миропорядок воплощает в себе мудрость божественного разума. Большинство выдающихся ученых Нового времени были деистами.
Рационалистическое понимание бытия выразилась также в уверенности большинства философов Нового времени в гармоничном и совершенном устройстве бытия, в разумности существующего миропорядка. Это нашло отражение в концепции дуализма.
Дуализм – это философская концепция, сводящая все многообразие бытия к двум субстанциям – материальной и духовной, которые связаны друг с другом. Параллельное изменение в материальной и духовной субстанции скорректированы Богом. Неотъемлемым, сущностным свойством или атрибутом материальной субстанции является протяжение, а духовной – мышление. Дуализм декларирует принцип тождества мышления и бытия.
В гносеологии рационализм выразился в твердом убеждении в возможности постижения мира силами человеческого разума. Большинство философов Нового времени разделяло эту точку зрения, считая, что разумно и логично устроенном мире нет ничего, что было бы недоступно человеческому разуму, надо лишь найти верный метод познания. Учения, ставящие под сомнение или даже отрицающие возможность постижения объективной реальности силами человеческого разума, появляются только в конце XVIII века (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант).
В социальной философии рационализм наиболее ярко выразился в виде социальных утопий. Идеальное социальное устройство – это Царство Разума, как рационально организованный порядок общественной жизни.
Философы Нового времени искали разумные и справедливые начала социального развития. Это получило воплощение в понятии «естественного права» и в теории «общественного договора» (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), на основе которых эпоха Просвещения провозгласила равенство всех граждан перед законом, неотъемлемость прав каждого человека на жизнь, свободу и собственность.
Важным событием, определившим характер и направленность западной философской мысли XVII века, стала научная революция, в результате которой в новоевропейской культуре сложилась механистическая научная картина мира. Согласно механистической картине, мир представляет собой некий неизменный, раз и навсегда созданный механизм, где все материальные объекты перемещаются, не претерпевая развития, в абсолютном пространстве и времени, подчиняясь законам механики и строгой причинности.
Особую актуальность в философии Нового времени приобретает проблема метода научного познания – проблема основы познания и критериев истины. Проблема метода познания решалась в рамках трех основных направлений: сенсуализма, рационализма и эмпиризма.
Источником всех знаний сенсуалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Главный тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». К сенсуалистам причисляют П. Гассенди, Т. Гоббса, Дж. Локка, К.Гельвеция, Д. Дидро, П. Гольбаха. Главным органом познаний действительности является человеческий мозг. Дени Дидро (1713 – 1784) сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов.
Сенсуализм XVIII в. не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на пути познания сущности реальности, которое возможно только посредством разума.
Однако среди сенсуалистов не было единства. Материалистический сенсуализм Нового времени представлен концепцией английского философа Джона Локка (1632–1704). Он критиковал теорию «врождённых идей» Платона и считал, что сознание человека с рождения представляет собой «чистую доску», которая наполняется содержанием посредством ощущений. Локк называет ощущения идеями. Идеи воспринимаются душой в себе самой или являются непосредственными объектами восприятия. Ум способен только комбинировать идеи, а не производить их.
Когда возникает вопрос о достоверности чувственного восприятия реальности, Локк принимает во внимание возможную субъективность чувств, и предлагает концепцию первичных и вторичных качеств. К первичным качествам следует отнести пространственно-временные характеристики объектов: фигуры, величины, положения и т. д. Вторичные качества – это цвет, вкус, запах и т. д.
Философскому учению Локка противостоит идеалистический сенсуализм Джорджа Беркли (1685 – 1753) и Давида Юма (1711 – 1776). Д.Беркли считает, что существовать – значит быть воспринимаемым. Вещи, тела природы – это комплексы человеческих ощущений. Природа – это часть нашего разума и последний, диктует ей свои законы. Различие между тем, что люди называют реально существующим, и тем, что называют иллюзией, состоит в том, что иллюзия есть плод человеческого сознания, а «реальность» порождается в сознании Богом. Вне человеческого сознания никакой реальности нет.
Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая в разуме. В Новое время рационализм представлен в философии Рене Декарта (1596–1650).
Декарт, как и Бекон, ставит задачу очистить разум от предрассудков средневековой науки. Призывает не поддаваться обаянию красиво построенных, но ложных теорий и заняться поисками (экспериментальным и дедуктивным путем) таких сведений о природе, которые имели бы устойчивый и обоснованный характер. Чтобы знания стали обоснованными и превратились в науку их надо вывести из единого, достоверного принципа. Один путь отыскания такого принципа лежит через индукцию и анализ, другой – через дедукцию и синтез. Второй путь для Декарта предпочтительнее.
Метод Декарта включает четыре правила. Первое правило – правило интеллектуальной интуиции. Интеллектуальная интуиция – это твердое и отчетливое представление (настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения), рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, а не чувственного познания. Таким образом, за основу познания надо взять только те истины, которые представляются разуму предельно ясными, очевидными, не требуют доказательств. Для того, чтобы увидеть эти истины, Декарт предлагает процедуру универсального сомнения: только то, что выдержит проверку сомнением, может стать основой последующих логических построений.
Единственная истина, в которой, как оказалось, человеческий разум не может усомниться, это факт самого сомнения. Достоверность своего существования, таким образом, человек обнаруживает не через свое тело, не через внешний мир, а через акт мышления: «Я мыслю, следовательно, существую».
Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.
Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных. Дедукция – это такое действие ума, с помощью которого мы из определенных предпосылок делаем заключения, получаем определенные следствия, другими словами это определение неизвестного через ранее познанное и известное.
Четвертое правило – правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.
Эмпиризм – это принципиально новая концепция, появление которой соответствовало интенциям развития новоевропейской науки. Основа познания и критерий истины кроется в опыте. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Для реформирования науки, Бэкон предложил проделать два вида работ: критическую и позитивную. Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами – искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал четыре вида идолов: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра.
Позитивная составляющая философской модели Бэкона заключается в поиске правильного метода познания.
Свой метод Бэкон образно назвал «методом пчелы», противопоставив его «методу муравья» и «методу паука». Сторонники первого метода – сенсуалисты – «только собирают и довольствуются собранным». Сторонники второго – рационалисты – «производят нить рассуждений из самих себя». Пчела же, как пишет Ф. Бэкон, «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению». Ф. Бэкон считает, что его метод соединяет в себе достоинства первых двух путей, но свободен от недостатков каждого из них.
Бэкон говорит, что чувства являются недостаточной основой познания: они либо отказывают человеку в постижении истины, либо искажают действительность. Именно поэтому нужен разум, который способен извлекать истину из чувственного опыта. Извлечь эту истину он может благодаря эксперименту.
В отличие от сенсуализма, основанного на пассивном созерцании природы, эмпиризм провозглашает необходимость активности субъекта познания. Природу надо не созерцать, а задавать ей вопросы, то есть ставить эксперименты с изучаемыми объектами, активно вмешиваться в природные процессы, вплоть до их разрушения, если это необходимо.
В отличие от рационализма, основанного на дедуктивном способе умозаключений, эмпиризм использует индуктивный: умозаключение от частного – к общему. Следует заметить, что в теории и практике познания три представленные выше течения философии Нового времени дополняют друг друга.
Что является центральной проблемой философии нового времени
В течение 16-17 веков в наиболее передовых странах Западной Европы развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия превращается в самостоятельный класс. Феодальные собственники начинают приспосабливаться к развивающимся капиталистическим отношениям. Примером этому служит огораживание пастбищ в Англии, так как шерсть необходима для текстильной промышленности.
В это время происходит ряд буржуазных революций: нидерландская (конец 16 в), английская (середина 17 в.), французская (1789-1794 гг.).
Происходит развитие естествознания. Это связано с нуждами развивающегося производства.
В это время происходит процесс секуляризации духовной жизни общества.
Образование перестает быть церковным и становится светским.
К концу XVI века перед философией встала задача преодоления религиозного догматизма, схоластики, научного истолкования природы, а также обоснования потребностей нового этапа в развитии общества — этапа зарождения, развития и утверждения капиталистического способа производства. Для решения этих проблем философии следовало в первую очередь освободиться от опеки теологии, заново утвердить себя в качестве самостоятельной отрасли знания. Она должна была учесть достижения естествознания и в то же время содействовать его развитию. В этих условиях на первый план вышли проблемы метода и средств познания, вопросы о роли опыта, чувств, разума в познавательном процессе.
Основные проблемы философии Нового времени:
1. связь человеческого сознания с социокультурной средой
2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса
3. автономизация философии истории как особой области знания
Философы этого периода отождествляли себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.
Задачи философии:
1. выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы
2. выработка методов познания общих оснований познавательного процесса
3. ликвидация невежества и абскурантизма (враждебного отношения к науке)
4. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании
В философии XVII—XVIII вв. сложился и стал господствующим метафизический подход к миру, когда объекты природы и общества, а также отражающие их понятия, считались раз и навсегда данными, неизменными, подлежащими изучению обособленно друг от друга. Характерной чертой этого периода в развитии философии являлся также механизм. Механика была самой развитой отраслью естествознания того времени. Поэтому предполагалось, что все сущее живет по законам механики.
Основными направлениями философии Нового времени являются
На первом плане проблемы гносеологии.
1. Эмпиризм – направление в теории познания которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.
а) идеалистический (Беркин, Юм) Эмпирический опыт – совокупность ощущений и
представлений, величина мира = величине опыта.
б) материалистический (Бекон, Гобсс) – источник чувственного опыта сущ. внешний мир.
сенсуализм (единственным источником достоверных знаний о мире является чувственное восприятие) Сенсуализм – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются в опыте и посредством опыта.
2. рационализм (источником достоверных знаний о мире является разум). Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.
Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему.
Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.
Ф. Бэкон — основатель эмпиризма (в основе познания лежит исключительно опыт). Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, его философское кредо: «Знание — сила». Бэкон создал индукцию — метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию, философию.
Т. Гоббс — ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, которые способствовали научно-техническому прогрессу. В споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступал на стороне эмпиризма; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства в своем произведении «Левиафан» («Чудовище»), где утверждал, что право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», поэтому необходимо ограничивать свободу людей, спасая их от самих себя, а это может сделать государство, с этой целью необходимо заключить общественный (совместный) договор.
Дж. Беркли (субъективный идеализм) утверждал, что материи нет, существовать — значит быть воспринимаемым. Источником всех наших ощущений, за которыми ничего нет, является Бог (все мы снимся Богу и одновременно друг другу). Мир состоит из духов и идей (люди и предметы). Идеи не могут быть причиной чего-либо, их причина — дух. Идеи духа нет, о существовании других духов мы узнаем по идеям их действий. Дух — это ум и воля. Законы природы — это связь идей. Мировой Дух (Бог) производит идеи, не зависящие от нас («Трактат о принципах человеческого знания»).
Р. Декарт — основоположник рационализма (основой как бытия, так и познания является разум), считал, что в основе всякого познания лежат сомнения и интеллектуальная интуиция («Я мыслю, следовательно, я существую»), остальное постигается методом дедукции (определение неизвестного через ранее познанное). Основал дуализм (наша психическая жизнь полностью автономна), утверждал, что человек совмещает в себе две субстанции (материальную и духовную), следовательно, дуалистичен (двойственен). Материя и сознание существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
Б. Спиноза — рационалист, представитель пантеизма (Бог является синонимом Вселенной). Природа Бога постижима через его атрибуты — протяженность и мышление. Они комбинируются и создают бесконечное многообразие аспектов (модусов). Ум человека — один из модусов бесконечной Мысли, тело — модус протяженности. Через размышление человек может подняться над иллюзией чувств и найти покой в союзе с Богом. Субстанция Природа — Бог имеет внутреннюю причину самой себя, самостоятельна и независима от кого-либо, бесконечна в пространстве и времени.
Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.
Философия Нового времени
Философия Нового времени: кратко о самом главном
Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.
В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Крупными представителями философии Нового времени являются:
Проблемы философии Нового времени
В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:
- онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561-1626);
- гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632-1704).
По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.
Английский философ Дэвид Юм (1711-1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.
Особенности философии Нового времени
Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:
- проблемы философского научного метода;
- методологии познания человеком внешнего мира;
- связи внешнего и внутреннего опыта;
- задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:
- эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон);
- рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:
- принцип автономно мыслящего субъекта;
- принцип методического сомнения;
- индуктивно-эмпирический метод;
- интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;
- гипотетико-дедуктивное построение научной теории;
- разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека.
Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.
Кроме того, философии Нового времени были присущи такие особенности, как:
- механицизм. В качестве модели для построения картины мира брались идеи механики — отрасли знания, которая в то время пользовалась большой популярностью и была наиболее развитой. При этом философы исходили из предположения, что все сферы бытия организованы и функционируют в соответствии с законами этой науки;
- особый интерес к проблемам познания. В Новое время философия максимально сближается с наукой, продолжая удаляться от теологии и религии и начиная удаляться от искусства, с которым она сблизилась в эпоху Возрождения. Естественно, это было связано с очень быстрым ростом значимости научных методов для культуры и социально-экономической жизни того времени. А потому философия стремилась удовлетворить потребности общества, связанные с разработкой методов естественнонаучного познания;
- предпочтение метафизического метода. Мир рассматривался как совокупность тел, которые существуют не изменяясь. Это имело последствия и для представлений о мышлении и понятийном аппарате науки и философии. Если предметы не изменяются, а сознание отражает действительность, то и все понятия — это нечто статичное, неизменное. А потому и изучать их необходимо отдельно друг от друга.
Идеи философии Нового времени
Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:
- философского научного метода;
- методологии познания человеком внешнего мира;
- связи внешнего и внутреннего опыта.
Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.
Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм и рационализм.
Источники:
http://studopedia.ru/19_98585_yagoditsi-ot–rub.html
http://www.sites.google.com/site/28voprosov/filosofia-novogo-vremeni
http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-novogo-vremeni.html