0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит думать

Что значит думать?

Добрый день, уважаемые читатели !

Продолжим тему «Мышление».

В общем-то человек редко думает. Наличие мыслей в голове – это еще не способность думать, — это лишь извлечение из памяти ассоциативных образов. Эти образы вызываются автоматически под влиянием различных ситуаций. А вот почему возникают те или иные мысли судить сложно, какие там в мозгу установились ассоциативные связи — понять сложно.

Как развить способность мыслить ?

Именно это для нас важно понять.

У нас есть две ноги, чтобы ходить. И есть мозг- чтобы думать.

Научить ходить могут все, что и делают родители – учат детей ходить. Но вот чему большинство родителей, к сожалению, не может научить – научить думать. И перекладывают это на плечи школы.

А что же дает школа -«абсолютные истины». Мы эти истины заучиваем и они становятся нашими ориентирами, не предполагающими никакой критики. Даже если эта истина сталкивается с реальностью ей противоречащей, редко у кого возникает желание «пошевелить мозгами». Наш мозг двигается по установленной этой «истиной» колее и ни шага вправо-влево.

Примерно так формируется мышление у школьных «зубрил», у них не возникает вопроса – что и почему, есть лишь одно – вызубрить и ответить. А способность к собственному суждению так и не вырабатывается. «Искалеченный ум» и больше ничего.

Простой пример: истина — «дважды два равно четыре». Но две капли воды и еще две капли воды – могут дать всего одну каплю, а могут и десять.

Рассуждения – это одно из качеств мышления, извлечение из памяти знакомого ответа – это не есть мышление.

Как же научить думать ?

В первую очередь не путем развития памяти и запоминания массы информации, а путем самостоятельного решения задач, и не только школьных, но и ежедневных, возникающих в нашей жизни. И чем сложнее, тем лучше для мышления.

В основе умения мыслить лежит — умение ставить вопросы.

Обучение же построено по принципу – когда даются готовые ответы. Но поскольку вопросы человеком еще не поставлены, он их не прочувствовал, то и особого интереса получать эти ответы у него не возникает.

Отсюда — неусвоенные знания, отсюда «дистрофия» мышления, т.е. привыкание к тому что все тебе разжуют и подадут на блюдечке.

Если возникает задача – ум, воспитанный в штампах, начинает искать ответ в шаблонах, т.е. «типовое решение». Если это решение не подходит, ум либо удовлетворяется шаблоном, либо впадает в панику – что же делать. А делать надо просто – искать решение, т.е. подумать.

Поэтому учить думать надо начинать с того, чтобы возникающие проблемы не ставили человека в шоковое паническое состояние, а заставляли искать решение, т.е. мыслить самостоятельно. Не искать в памяти готовый вариант, которого там может и не оказаться. В памяти лишь «абсолютные истины», но жизнь сплошь и рядом состоит из противоречий.

Ваше мнение не совпало с мнением другого человека – это уже противоречие. Культура мышления предполагает способность порассуждать, взвесить все «за» и против», а не сорваться в раздражение и истерику.

*****
Задача думающего человека – правильно ставить вопросы и творчески искать ответы.

Это пожалуй самое главное.

Сначала я хотел дать читателям алгоритмы мышления, позволяющие находить нужные решения. Но алгоритмы алгоритмами (это чуть позже), а человек должен понимать, что алгоритмам предшествует постановка вопроса. Что собственно решаем ?

Учиться задавать вопросы, чтобы стать думающим – намного важнее, чем знать «абсолютные истины» или алгоритмы.

Вопросы побуждают к поиску ответов. Если нет вопросов – жизнь скучна. «Он уже все понял, и у него нет вопросов», — надеюсь это не о вас.

Поэтому жду ваших вопросов, будем вместе размышлять, учиться думать и искать ответы. Пишите в комментариях.

И напомню мою просьбу, я начал активно продвигать блог в поисковиках, требуется активность моих читателей в части комментариев.
А если статья понравилась, нажмите пожалуйста, на социальные кнопки.

С уважением, Медведев Николай.

Поделиться в соц. сетях

Похожие статьи:

6 комментариев к записи “Что значит думать?”

[…] вопросов по предыдущей статье я так и не дождался. Хотя именно вопросы говорят о том, […]

Эта статья как раз самая интересная и важная во всей теме «Мышление», но не всегда хватает времени на комментарий.

Давайте начнем с начала. У нас есть проблема, требующая решения и мы задаемся вопросом — «Как же ее решить?» Возьмем мой любимый жизненный пример, касающийся за редким исключением, абсолютно каждого человека, потому что нет людей, которые бы это не сделали хотя бы раз в жизни. Это водители, проскакивающие на желтый, красный свет и пешеходы, перебегающие перед идущим транспортом.

Читать еще:  Где происходит репликация ДНК

Вспоминая свое состояние в эти моменты, констатирую, что и в том и другом случае появляется непреодолимое эмоциональное желание успеть проскочить или успеть перебежать. Итак, желание есть. Чтобы решить проблему, мы должны задать себе правильный вопрос. Ведь при все обыденности этого явления не стоит забывать, что ошибка всего в одну секунду может привести человека к большой материальной потере, потере здоровья, свободы или жизни. Какой же это будет вопрос — успею или не успею? Или — для чего я это делаю? Что мне это даст и что я могу потерять при этом? Но состояние человека при этом таково, что он видит только ограниченный ситуативный смысл и совершенно не видит большего и самого важного — как это может отразиться на его жизни в случае ошибочного решения. Ведь даже правильный, на наш взгляд, вопрос не гарантирует правильного решения с нашей стороны.

Так какие же вопросы нужно задавать себе в разных ситуациях? И, может быть, они должны быть из разных «плоскостей»? Для одних задач, возможно, можно ограничиться только ситуативными вопросами, а для других, особенно тех, которые связаны с опасными последствиями, может быть нужно задавать и более глобальные вопросы? Или всегда задавать себе разные вопросы?

Спасибо Константин за комментарий!

Как я уже упоминал в одной из статей — наши действия на 90 % автоматические. Мы не думаем, а делаем по инерции: раньше так делали (память) или попали в толпу, где все так делают. Например, часто водитель или пешеход продолжает движение, поскольку попал в поток, где это делают другие водители или пешеходы. Ну и он делает то же самое — по закону толпы.

Задать себе вопрос в критической ситуации — это сложно, не хватает секунд и вряд ли кто это делает (посмотрите мою книгу «Нестандартная самооборона» в бесплатных пособиях, там об этом есть немного информации).

Научиться задавать вопросы хотя бы в обычных случаях — это уже прогресс. Прав Гурджиев — мы спим, и не осознаем себя.

Для Вашего случая, я бы ответил так: поведение в критически важных ситуациях необходимо формировать до этих ситуаций. Т.е набор правил — как я себя веду на светофоре, при переходе и тд. Эти принципы закладываются в память, а уже затем они автоматически определят ваши действия. Поскольку всегда думать и задавать вопросы — вряд ли удастся.

а я вот задаю простой вопрос «почему?»»отчего?»»зачем»?.я ищу причинно следственные связи.

мне вот кажеца,что в опасной ситуации набор правил может как раз и не сработать,тк рискуем жизнью мы не часто,значит ситуация исключительная,поэтому решение принимаеца свежевыдуманное.Здесь бы помогло умение выделять нужное и совладать с собой

Все верно Лиля. Учиться думать в критических ситуациях не стоит. Лучше не доводить до критических ситуаций, думая заранее.

Умение совладать собой, личный опыт поведения в тренировочных ситуациях, имитирующих критические и много другое что нужно уметь.

Но я в статье писал об обычных ситуациях.

Что касается критических ситуаций, то некоторые моменты поведения в критических ситуациях приведены в моей книге «Нестандартная самооборона» Возможно будет интересно, вот ссылка

Что значит — думать?

Никакая энциклопедия , на этот вопрос ответа не дает.Приводятся только синонимы и раслывчатые формулировки.А школа!! Вспомните учительское- ну думай, вспоминай. А ведь это не одно и то же, иногда помогает , иногда нет.Помнить важно конечно, из того , что помнишь, важнее то, что добыто собственным опытом, остальное ведь приходится принимать на веру. смотреть на мнения прочих, иногда противоречивые.И тут , если не возникнет когнитивный диссоннанс или ступор, приходится включать сопоставление, т.С вводить весовые коэффициенты — кто то уже в похожей ситуации был прав, кто-то нет.Чей-то образ жизни похож на ваш или наоборот.Сопоставление приводит в анализу, результатом которого должен стать вывод-ответ.Не всегда однозначный, иногда парадоксальный.Так или иначе все вечные вопросы прийдется пропустить через себя, решив по пути массу жизненно важных и более простых.Ассоциации- вещь сложная , но без них не обойтись- чем тебе интереснее мир, тем больше связанной между собой информации структурируется , хорошо укладывается по полочкам.И если в нужной тебе ячейке ничего не окажется, то может быть небесполезными окажутся соседние, исследовав которые, можно пол аналогии , воссоздать искомое.А искомое базируется на жизненных ценностях , почерпнытых из кних,СМИ и социума, разнообразных мифов- так не принято, а так можно.То- внезаконно, а это чтобы уважали — делать приято именно так.К методикам поиска имеет отношение внимае, собранность, концентация, позитивизм, религии, а также степень уверенности.Способность делиться опытом и знаниями приведет к тебе людей , способных сделать то же самое и для тетя.Способность к контактам, порождает не только согласованность, но и дискусси , где оценивая доводы и аргументы сторон, находят если не безусловное, то взхаимоприемлимое решение

Читать еще:  В чём разница между IELTS и TOEFL

Что такое — Думать? А вы этим занимаетесь?

Фрау Заурих вначале играла, не думая, но получила мат и стала каждый ход обдумывать.
скачать видео

Этель не научили думать, теперь ей придется за это дорого заплатить.
скачать видео

Виен показалось, что на горящей барже ее дочь, Анук. Ею овладели чувства, она потеряла способность думать и начала вести себя неадекватно.
скачать видео

Как сформулировать, что же такое — думать? Я думал об этом, искал ответы и возвращался к формулировками более десятка лет. Как отвечу на этот вопрос сегодня? Наверное, так.

Думать — это останавливать себя в суете мельтешащих мыслей и задавать в первую очередь самому себе важные вопросы. Например, к самым вроде бы очевидным вещам задавать вопросы: «А почему это так?». По поводу того, во что все верят бездумно, задавать вопросы «Какие основания так думать?» Думать — это реагировать не вспыхнувшей эмоцией или спонтанной реакцией, а остановиться, найти несколько вариантов поведения, представить их последствия, сопоставить их со своими целями — и принять наилучшее решение. Это умение грамотно распорядиться своими ресурсами, организовать свое мышление, память и внимание. Думать — это жить не потоком желания и не гидравликой потребностей, не по принципу «потому что», а целями и ценностями, всегда задавая вопрос «Зачем? Для чего? Во имя чего?». Думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.

На языке позиций восприятия, это выход в четвертую позицию, где все происходящее рассматривается системно.

Думать — это способность, которая у разных людей развита в разной степени. Кто-то умеет думать быстро и глубоко, кто-то медленно и близоруко. Впрочем, чтобы жить, в современном мире думать уже не обязательно. Можно делать как говорят, и будет неплохо. Можно жить чувствами, вообще без головы, и во многих ситуациях этого будет вполне достаточно.

Как много люди думают?

Думают люди не всегда, некоторые — не часто. Бернард Шоу писал: «Немногие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю. » Возможно, это преувеличение, но прежде чем посмеяться над этим и отложить в сторону, над этим стоит подумать. Специальные исследования, посвященные вопросу «как часто люди думают», нам неизвестны. Согласно экспертным оценкам в процессе естественного наблюдения, большинство людей действует чаще на основе автоматизмов и думает едва ли более 5% времени.

Как понять, думает человек или нет? В первую очередь — по выражению глаз. Когда люди включают голову, у них появляется особый, внимательный и осмысленный взгляд, его вполне можно заметить. Дополнительным признаком является качество коммуникации и деятельности. Бесцельная болтовня и безадресные, не служащие ничему переживания — признак бездумности. Точные и глубокие вопросы, качественный анализ происходящего, адекватные выводы — признак того, что человек думал и умеет думать.

Что мешает думать? На поверхности — эмоции и чувства. Как только человек впадает в чувства, голова обычно отключается, думать уже нечем. Если посмотреть поглубже, то мешает думать отсутствие привычки это делать. Если девочек с детства думать не приучали, им было достаточно привлекательно выглядеть и мило щебетать, то такие девочки, имея прекрасный интеллект, думать не приучены. На работе думают, потому что там с них это требуют, а только начинается личная жизнь — девушка живет уже без головы, живет чувствами.

Для тех, кому жить бездумно кажется неправильным, нужно развивать две вещи: 1) привычку включать голову и 2) учиться думать качественно. К сожалению, умение думать в малой степени развивается в школе и даже в вузах, соответственно многие люди думать толком не умеют. Более того, когда их голова работает сильно криво, достаточно удачным (иногда) решением оказывается отключить голову и пользоваться в большей степени автоматизмами и чувствами. Рекомендация «отключить голову» среди части психологов является очень распространенной, однако делать это жизненной стратегией и учить себя жить бездумно, без головы — неправильно. Правильнее все-таки — учиться думать!

Как воспитывать детей, чтобы они умели и любили думать?

Метода, как ни странно, простая (но только для умных родителей). Во-первых, подавать детям пример: думать самим, делать это почаще, вслух и с удовольствием. Во-вторых, с детьми разговаривать, с миром знакомить, задавать детям вопросы и учить детей самих задавать вопросы — и вопросами задаваться. Далее — приучить детей слушаться по принципу «Сказано — сделано»: чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги — это как раз про дурика). Сюда же — слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать привычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) — в своих мыслях болтается, но не думает.

Читать еще:  Когда был последний теракт в Москве

Реалистичная программа? Как это делать конкретно, посмотрите например в статье «И о чем мы будем сегодня разговаривать?​».

Значение слова &laquoдумать»

1. о ком-чем, над чем и без доп. Размышлять, предаваться раздумью. Думать над задачей.Прости, будь счастлива — и думай иногда — о твоем верном Ибрагиме. Пушкин, Арап Петра Великого. Он о чем-то все время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он — просил повторить вопрос. Чехов, Мальчики. Даша сидела, поджав ноги, закрыв глаза, и думала до головной боли, до отчаяния. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год. || о ком-чем. Иметь какое-л. мнение. Дурно думать о ком-л. □ — Вот все, что я имела сказать вам; засим — прощайте. И думайте обо мне что хотите. Тургенев, Новь. — Почему там, в городе, никто не спросит Якутова, не поинтересуется: а как ты, парень, относишься к колхозам? Что ты о них думаешь? Жестев, Земли живая душа.

2. Полагать, считать, предполагать. [Клотильда:] Скажи, братец, долго ли граф пробудет у нас? [Альбер:] Думаю, сестра, что это будет зависеть от тебя. Пушкин, Сцены из рыцарских времен. О, кто из нас думал тогда, Что сердца забудутся муки, Что рану излечат года. Плещеев, Ты помнишь: поникшие ивы. — Браслет надо непременно отослать обратно! — воскликнул Василий Львович. — Я тоже так думаю, — согласилась Вера. Куприн, Гранатовый браслет. || (сов. подумать) на кого. Разг. Подозревать, считать виновным в чем-л. — Неужто же, неужто вы до сих пор не знали [кто убил Федора Павловича]? — — Нет, не знал. Я все на Дмитрия думал. Достоевский, Братья Карамазовы. — Он нисколько не виноват, а ты на него думаешь, — — забормотал Алька. Гайдар, Военная тайна.

3. с неопр. Намереваться, собираться делать что-л. Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. И. Крылов, Волк на псарне. [Лариса:] Вы когда же думаете ехать в деревню? А. Островский, Бесприданница. Переправляться через реку Билимбе, пока не спадет вода, нечего было и думать. Арсеньев, Дерсу Узала.

4. о ком-чем. Заботиться, беспокоиться. Думать только о себе. □ — Папенька у вас старый, ничего не делает, а она [маменька] с утра до вечера об вас думает, — чтоб будущее ваше было обеспечено. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. [Коростелев] предпочитал пока оставаться у матери на обжитом месте, где все подано-принято, не нужно думать о стирке, топке, стакане чая. Панова, Ясный берег.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДУ’МАТЬ, аю, аешь, несов. 1. о ком-чем и без доп. Иметь мысли направленными на кого-что-н. Он совсем не думает о своих обязанностях. Ему лень д. || над чем и о чем. Размышлять, производить какие-н. умозаключения. Долго я думал над этим вопросом. Я думал уж о форме плана, и как героя назову. Пшкн. 2. о ком-чем, с союзом «что» или с местоим. «что», «ничего». Полагать, считать, держаться мнения. Я думаю, что он скоро вернется. Что вы об этом думаете? 3. с инф. Предполагать, иметь намерение (разг.). Он думает поехать в Крым. — Вы кажется уезжаете? — И не думал даже. 4. о ком-чем. Заботиться, интересоваться кем-чем-н., принимать кого-что-н. во внимание. Д. только о себе. Всё берет себе, а о других не думает.

(разг.) — без колебаний, сразу.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источники:

http://tehread.ru/chto-znachit-dumat.html
http://www.psychologos.ru/articles/view/chto-takoe—dumat-vop-zn—a-vy-etim-zanimaetes-vop-zn-
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector