0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Достоинства и недостатки республики как формы правления

Республиканская форма правления (плюсы и минусы)

«Республиканская форма правления (плюсы и минусы)»

1. Выборность власти, а, следовательно, её ответственность перед народом.
2. Только в демократической республике могут учитываться интересы меньшинства и соблюдаться права человека.
3. Только в республике возможно разделение властей, что является необходимым условием настоящей демократии.
4. «Эластичность» власти. При недовольстве и напряжении в обществе власть вынуждена считаться с народом, а иначе сменяется. Это уменьшает напряжение и позволяет ему консолидироваться в тяжёлую минуту. Вспомним Первую мировую войну. Демократии — Франция, Англия, США, находили выход в уступках населению. Монархии же – Германия, Австрия, Турция, Россия этого не делали и в результате пришли к взрыву.

Демократичное правление – наилучшее при высоком уровне политической активности, благосостояния, образованности и уровня жизни населения.

Минусы:
1. Республика может затруднять принятие нужных, но непопулярных решений. Так Фемистоклу было очень трудно добиться решения о постройке флота.
2. Если демократия ассоциируется с поражением (Веймарская республика) , тогда народу захочется твёрдой руки, что может быть очень опасно в плане возникновения диктатуры.
3. Государство вечно балансирует между охлократией и диктатурой. Но, говоря о слабости демократии, необходимо привести слова Алексиса де Токвиля: «…нельзя сказать, что демократическая власть от природы лишена сил и возможностей. Напротив, она почти всегда гибнет от злоупотребления силой и неудачного использования возможностей. Анархию почти всегда вызывает её тирания или её неискусность, а не её бессилие»
4. Диктатура личности может смениться диктатурой большинства, что не лучше, если не хуже. Так, Токвиль описывая современную ему американскую демократию, пишет про его всевластие. «Тираническая власть большинства пока ещё слабо отражается на политической жизни общества, но её досадные последствия заметны в американском национальном характере». Так, казнь Сократа была совершена с согласия всего Афинского демоса
5. Никто не гарантирует, что выбор населения будет верным. Напомним, что Гитлер пришёл к власти демократическим путём – получив большинство в рейхстаге.
6. Ограничена возможность быстрых решений. Это является столь существенным недостатком, что даже в конституции США предусмотрена возможность решения конгресса о наделении президента диктаторскими полномочиями
7. Даже современные демократии не сумели избавиться от плутократии (власти богатства).

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία – «единовластие»: μόνος – «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и как правило передаётся по наследству.

Основными признаками классической формы правления являются:

— существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

— как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;

— монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

— юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

По объёму ограничений:

1. Абсолютная монархия – монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

2. Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867–1918 гг., Япония 1889–1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция). Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

3. Дуалистическая монархия (лат. Dualis – двойственный) – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

По традиционному устройству:

1. Древневосточная монархия – первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

2. Феодальная монархия (средневековая монархия) – последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии. Раннефеодальная монархия – хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности.

3. Вотчинная монархия – монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

Читать еще:  В каком банке лучше взять кредит наличными

4. Сословно-представительная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

5. Абсолютная монархия – монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

6. Теократическая монархия – монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Преимущества и недостатки

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

— монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

— замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью. Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

— монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

— монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

— при монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

— при монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

— монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:

— монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;

— после смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

Недостатками монархии называют:

— монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства. (Правда, монархические правители за всю историю монархий на земле приняли значительно меньше решений, не отвечающих интересам государства, нежели какие угодно другие представители властных образований. И при этом, гораздо большее влияние на монархов, оказывали духовная ответственность перед Богом и долг перед собственным народом, а не «юридическая ответственность». Необходимость в которой, в общем-то, возникает когда на сцене появляются люди нечестные).

Монархия с точки зрения монархистов – это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса – всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества)[6]. Монарх для монархиста – в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного устройства, в то время как республика нередко – «выдумкой дьявола».

Бельгия – король Альберт II (с 1993);

Ватикан – папа римский Бенедикт XVI (с 2005);

Великобритания – королева Елизавета II (с 1952);

Дания – королева Маргрете II (с 1972);

Испания – король Хуан Карлос I (с 1975);

Люксембург – великий герцог Анри (с 2000);

Нидерланды – королева Беатрикс (с 1980);

Норвегия – король Харальд V (с 1991);

Швеция – король Карл XVI Густав (с 1973).

Кувейт – эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006);

Малайзия – король Абдул Халим (с 2011) Джохор – султан Ибрагим Исмаил (с 2010).

Япония –император Акихито (с 1989).

Плюсы и минусы унитарного государства

1. унитарное устройство проще и поэтому соответствует исторической традиции. Поэтому исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, хотя сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в. ) и является антонимом термина «федеративное».

2. позволяет избежать излишнего усложнения системы управления, дублирования функций или конфликтов, поэтому удобно при малой и этнически и культурно гомогенной (хотя возможны исключения, типа автономий) территории.

3. унитарное государство устойчиво. на всей территории одна конституция.

единая система высших органов государственной власти.

единый бюджет, единый рынок.

«Минусы» начинаются, когда единство нарушено, т. е. в случае, если в наличии:

1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет;

2. Ощущение регионами (частями) невыгодности объединения по экономическим причинам.

3. Насильственное (неестественное) присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства;

Читать еще:  Какой характер присущ военной доктрине рф

4. Недовольство населения уровнем жизни. Вера в быстрое решение всех проблем в своем «отдельном» государстве (регионе);

5. Низкая политическая культура населения. Общественным мнением такого населения легко манипулировать политикам-сепаратистам.

Достоинства и недостатки федерализма

Можно отметить ряд достоинств и недостатков, присущих федерализму.

Достоинства
1. Препятствие злоупотреблениям власти . Во-первых, разграничение предметов ведения между федерацией в целом и ее субъектами существенно ограничивает власть. Во-вторых, наличие специфических интересов субъектов федераций требует их согласования и препятствует монополизации власти.
2. Эффективность инноваций . Федеративная система государственного устройства позволяет минимизировать ошибочные решения на общегосударственном уровне. В федерации существует возможность апробировать любые нововведения, проекты реформ в одном или нескольких субъектах федерации.
3. Расширение возможностей преодоления конфликтов . В федеративных государствах сужается социальное пространство конфликтов. Чаще всего они возникают и развиваются на региональном уровне, носят автономный характер и не подрывают стабильность государства.
4. Активизация политического участия . Федерализм позволяет разнообразить формы политического участия. Индивиды имеют право участвовать не только в выборах общефедеральных органов власти, но и на уровне субъектов федерации, а также в органы местного самоуправления.
5. Военные и политические преимущества . Федерализм позволяет объединить ресурсы и силы для обеспечения национальной безопасности и достижения внешнеполитических целей.
6. Экономический выигрыш . Федеративное государственное устройство позволяет снять таможенные барьеры между регионами, минимизировать затраты для внутреннего перемещения товаров, рабочей силы и других ресурсов, а также создать общие «правила игры» в экономике, что существенно облегчает работу на внутреннем рынке.

Недостатки
1. Эгоизм субъектов федерации . Каждый субъект имеет специфические интересы, которые могут противоречить интересам других субъектов. Стремление к их реализации, ущемляющее интересы других участников федерации, ослабляет государство в целом.
2. Проблемы координации . Усложняется координация деятельности органов власти, особенно если они мало зависят друг от друга. Полицентризм власти приводит к затягиванию решений, что обусловлено необходимостью их согласования между различными уровнями власти. Возникают проблемы строительства властной вертикали.
3. Социально-экономическое неравенство . В условиях федерализма возможно существование достаточно глубоких социальных различий (в уровне экономического развития, доходов населения и т. п.) между различными регионами и субъектами федерации.
Плюсы и минусы конфедерации

Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам. Во-первых, в мире очень много военных конфликтов локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи. Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных. В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами — конфедерация. Государство – это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.
Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод.

Президентская республика: плюсы и минусы формы правления

Обозначить плюсы и минусы такой формы правления, как президентская республика- это не простая задача. Следует понимать, что не существует идеальной формы правления государством, такой, при которой не было бы слабых мест, не было бы минусов. Нет, в каждой из них есть и положительные характеристики и отрицательные.

Поэтому довольно сложно рассуждать на тему, какая форма правления лучше, монархическая или республиканская, парламентская монархия или президентская республика. Всегда есть те, кто страдает от господствующей формы правления. Поэтому, раскрывая нашу тему, нельзя говорить лишь о положительных или лишь об отрицательных сторонах президентской республики, ибо одного без другого не бывает.

Вместе с тем, президентская республика имеет некоторое отличие от иных форм правления. Примечательным является то, что избрание президента и формирование правительства происходит внепарламентским методом, из чего следует, что президент имеет довольно обширные права, ибо он назначает председателя правительства или вовсе сам его возглавляет. Тем не менее, прежде чем раскрыть положительные и отрицательные стороны этого строя, выяснить плюсы и минусы президентской республики, следует сначала обозначить что эта форма правления из себя представляет.

Президент России

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Иными словами, президент соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Соответственно, права президента не ограничиваются решением правительства, что дает ему больше власти. Вместе с тем, существует четкое разделение власти исполнительной, находящейся в руках президента, и власти законодательной, в руках парламента, от чего ее еще называют дуалистической республикой.

Какие же плюсы можно привести?

  • Парламент и президент избираются независимо друг от друга путем всеобщего голосования, обуславливая двойную систему выборов.
  • Всенародно избранный президент олицетворяет единство страны и выступает символом единства.
Читать еще:  Каковы причины 1 революции в России

  • Эта форма позволя­ет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенацио­нальных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны
  • Более последовательное разделение властей.
  • Избиратели формируют, необходимый им, тип политика.
  • Так же к плюсам я бы отнес наличие жесткого разделения властей, что обуславливает точную работу государственной системы.
  • В-четвертых, пре­зидентская форма правления исключает или серьезно ослабляет ее за­висимость от различных и переменчивых партийно-фракционных при­страстий, сильно проявляющихся в парламентской деятельности.
  • Президент США

    Минусы

    К минусам можно отнести следующее:

    • Вероятность диктатуры.
    • Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской респуб­лики возрастает опасность противостояния законодательной и испол­нительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий. Последняя ситуация не раз складывалась в зарубежных странах, а сегодня имеет место, например, как в США, так и в России.
    • Зависимость политической системы от одного человека и от его физических качеств. Следует так же указать, что существуют разновидности президентских республик, такие как суперпрезидентская республика, в которой президент имеет огромные полномочия. Чаще всего человек в таком случае становится президентом в результате государственного переворота. Так же есть Североамериканская президентская республика, где президент назначает министров по согласованию с парламентом, и латиноамериканская, где президент самостоятельно назначает кабинет министров.

    Вывод

    Таким образом можно сделать следующий вывод нашего обзора: Как и во всех других формах государственного правления, президентская республика имеет и плюсы, и минусы. Главным минусом, если обобщить, является зависимость государственного аппарата от 1 человека, а плюсом- четкое разделение властей и участие народа в избрании властвующих лиц. Лучше ли эта форма правления чем остальные? Не думаю, что кто-то сможет ответить на этот вопрос.

    Характерные достоинства и недостатки республик

    Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недостатки.

    К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

    Основной же недостаток президентской республики — чрезмерная концентрация власти в руках одного лица — президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

    Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х годов правительство менялось почти ежегодно. (Морозова Л.А. Указанная работа с. 71-72)

    Полупрезидентская или смешанная — это такая республика, когда президент — глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

    Что касается современной России, то по форме правления она представляет собой президентскую республику с сильной исполнительной властью [ч. 1 ст. 1 Конституции РФ].

    Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и являются доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

    Республиканская форма правления (независимо от ее разновидностей) обладает следующими признаками:

    • — выборность органов государственной власти на определенный период и их коллегиальный характер;
    • — наличие выборного на определенный срок главы государства;
    • — производный характер государственной власти от власти суверенного народа;
    • — юридическая ответственность главы государства.

    Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

    Полупрезидентская или смешанная — это такая республика, когда президент — глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

    Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства — президента и правительство — исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

    Источники:

    http://topuch.ru/respublikanskaya-forma-pravleniya-plyusi-i-minusi/index.html
    http://plusiminusi.ru/prezidentskaya-respublika-plyusy-i-minusy-formy-pravleniya/
    http://studwood.ru/581586/pravo/harakternye_dostoinstva_nedostatki_respublik

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector