27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где находится Нулевой километр в Москве

Нулевой километр

“Нулевой километр автодорог Российской Федерации” – памятный знак и популярная туристическая достопримечательность, расположенная перед Воскресенскими воротами и Иверской часовней на Манежной площади с 1995 года.

Бронзовый знак символически обозначает начало всех российских дорог, точку отсчёта их расстояний; он выполнен в виде компаса, вмонтированного в брусчатку площади. В центре размещён небольшой круглый пятачок с розой ветров (уже практически стёршейся), числом “0” и подписью “Нулевой километр автодорог Российской Федерации”, а вокруг него, образуя по периметру ровный квадрат – 4 угла-стрелки, указывающие на север, юг, запад и восток. На углах выгравированы изображения животных, характерных для фауны расположенных в соответствующей стороне света регионов: олень, полярная сова, тюлень на севере, дельфин, тур и гриф на юге, зубр, глухарь и угорь на западе, тигр, тукан и кобра на востоке.

Квадратный знак вписан в бронзовую окружность, которая в свою очередь заключена в квадрат из крупной чёрной плитки.

Автор знака: скульптор Александр Рукавишников.

Подвох в том, что знак нулевого километра лишь условно его символизирует, и настоящий нулевой километр находится совершенно в другом месте: у здания Центрального телеграфа на углу Тверской улицы и Газетного переулка. По сути, этот бронзовый пятачок – просто туристическая пустышка, установленная в удобном для этого месте.

Загадывание желаний

Хотя знак нулевого километра установили совсем недавно, он уже успел обрасти собственной мифологией, и у туристов вошло в традицию загадывать на нём желания. Загадывать желания рекомендуют по особой технологии: необходимо встать в центр знака (некоторые путеводители советуют стоять на одной ноге), затем левой рукой через левое плечо бросить за спину монетку, но так, чтобы она не вылетела за пределы бронзовой окружности.

Ритуал обрёл невероятную популярность: монетку бросает едва ли не каждый очутившийся у Воскресенских ворот турист.

Любовь туристов к загадыванию желаний превратила знак нулевого километра в настоящую свинью-копилку для “профессиональных нищих”, которые круглосуточно дежурят поблизости и моментально поднимают все брошенные туристами монетки. Это выглядит довольно неприятно, и если бы кому-нибудь пришло в голову составить рейтинг самых омерзительных достопримечательностей Москвы, знак нулевого километра имел бы все шансы занять первое место.

История знака

Нулевой километр – точка, с которой начинается отсчёт дорог. Традиция отмечать в городах нулевые километры имеет древнюю историю: считается, что она восходит к древнеримскому Milliarium Aureum (“Золотой мильный камень”) – колонне, установленной в центре Рима, от которой начинались все основные дороги Римской империи.

Во многих городах мира нулевой километр отмечают знаком, табличкой или даже статуей, а иногда роль знака играет целое здание. В городах России нулевые километры находились обычно у здания главного почтамта.

Знак нулевого километра в Москве – совсем молодая достопримечательность, его установили лишь в 1995 году. Но на самом деле его история начинается ещё с 1980-х годов: впервые идея установить памятный знак появилась в 1982 году, а в 1985 для него уже начали подбирать место. Городские власти рассматривали целых 14 мест, в том числе Красную площадь, Театральную площадь, у колокольни Ивана Великого и перед памятником Юрию Долгорукому. Однако, идея заглохла.

В 1995 году к установке памятника вернулись, выбрав для него удобное место в проезде Воскресенских ворот, на Манежной площади.

В наши дни знак нулевого километра – одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, и немудрено: ведь он расположен по пути на Красную площадь – в одном из самых проходных местечек! Редкий турист пройдёт мимо, не обратив внимания на бронзовый пятачок посреди брусчатки, вокруг которого всегда стоит толпа с монетками – на радость профессиональным нищим.

Знак нулевого километра расположен в проезде Воскресенские ворота (на Манежной площади). Добраться до него можно пешком от станций метро “Охотный Ряд” Сокольнической линии, “Театральная” Замоскворецкой и “Площадь Революции” Арбатско-Покровской.

Найден настоящий нулевой километр в Москве

Откуда отсчитывается километраж российских трасс

16.09.2015 в 19:14, просмотров: 12201

Большинство россиян уверены, что отсчет километража наших трасс начинается от знака нулевого километра, установленного в проезде Воскресенских ворот перед ступенями часовни Иверской Божьей Матери. Но это не так.

Будем мерить от почтамта?

В Первопрестольной почтовыми отправлениями и ямским извозом ведали в XVII веке Ямской и Тайный приказы, которые располагались в Кремле, возле колокольни Ивана Великого. Поэтому некоторые специалисты-историки предполагают, что именно от этого самого высокого в Златоглавой «столпа» мерили тогда дорожные расстояния в тогдашней Московии.

С 1693 года в Белокаменной был учрежден специальный Почтарный двор. Он находился сперва на Сретенке, потом переехал в нынешний Большой Харитоньевский переулок, на двор известного русского дипломата П.Шафирова, который был по совместительству еще и московским почтмейстером. Несколькими годами позже почтамт перевели в район Басманных улиц, а после опустошительного пожара 1737 года он занимал дом в Немецкой слободе, на улице, которая до сих пор в память об этом именуется Малой Почтовой. Каждый из упомянутых выше адресов вполне мог быть точкой отсчета расстояний на московских дорогах.

Читать еще:  Что такое генетический груз

С 1742 года главная московская почта обосновалась во владениях архиепископа Новгородского (нынешний адрес: ул. Мясницкая, 40). Наконец, в 1783-м почтамт переехал в последний раз — теперь в бывшую усадьбу князя Меншикова у Мясницких ворот. Именно здесь позднее, в 1912 году, построили здание Главпочтамта.

Значит, начало всех московских дорог оказалось в итоге здесь, на Мясницкой? Попробуем проверить. Дело в том, что в современной Москве сохранился-таки один старый верстовой знак. На площади Рогожской Заставы (в советское время — площадь Ильича) около железнодорожного моста через шоссе Энтузиастов (бывшее прежде началом знаменитого Владимирского тракта) стоит посреди газона гранитный столб. Надпись на его боковой грани извещает: «От Москвы 2 версты». Внизу на постаменте указано и время установки столба: «1783 год». Остается отложить на крупномасштабной карте города от этой точки расстояние, равное двум верстам (2134 метра), и узнать, откуда же тогда, в конце XVIII века, вели отсчет расстояний на почтовом тракте, ведущем во Владимир. Берем линейку, отмеряем. И обнаруживаем, что нулевая отметка оказалась где-то в районе высотного здания на Котельнической набережной! До Мясницкой же, с ее почтовыми ведомствами, ну никак не получается двух верст от старинного гранитного указателя.

В оправдание такому фиаско можно припомнить мнение некоторых краеведов, что старинный столб перенесли на площадь Рогожской Заставы с какого-то другого места.

Точка отсчета — Мавзолей Ленина

Новая Советская Россия, новая социалистическая Москва. Случившиеся в 1917 году государственные пертурбации коснулись в итоге даже такого далекого от всякой политики заведения, как дорожное ведомство. Пришедшие к власти большевики назначили в столице новую точку отсчета расстояний по дорогам. В 1920-е ею стало здание Центрального телеграфа на Тверской. Однако и этот вариант оказался не последним. Еще через три десятка лет, в 1959-м, Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР утвердило инструкцию, в соответствии с которой «на автомобильных дорогах общегосударственного значения, выходящих из Москвы, исчисление километража производится от Мавзолея В.И.Ленина и И.В.Сталина на Красной площади».

В моей домашней библиотеке сохранился раритет — Атлас автомобильных дорог СССР 1978 года выпуска. На размещенной в нем схеме главных магистралей Москвы указаны расстояния по ним до пересечения с МКАД: Ленинский проспект — 18 230 м, Ярославское шоссе — 16 600 м, Щелковское шоссе — 15 983 м. Начало отсчета, определено в некоторых случаях с точностью до одного метра! Впрочем, даже это не позволяет на практике определить, от какого же именно угла Мавзолея отмеряли эти метры.

Бурные времена перестройки и демократизации в очередной раз заставили изменить представления о том, где же полагается быть точкам отсчета расстояний по автомагистралям в нашем царстве-государстве.

Постановление Правительства РФ «О классификации дорог. », подписанное в декабре 1992 года вице-премьером Г.Бурбулисом, декларирует: «. За начальные и конечные точки отсчета протяженности автомобильных дорог общего пользования принимаются: для дорог, соединяющих между собой населенные пункты, — почта, либо государственные здания или сооружения, расположенные в центре населенного пункта». Спрашивается, как реализовать подобные «ценные указания» в Москве? Опять глаза разбегаются от обилия возможных «нулевых точек»: почтамт, Белый дом, мэрия.

Судя по тому, что в послеперестроечные годы на главных магистралях, ведущих из столицы, не замечено перестановок километровых столбов или изменения цифр, которые написаны на них, то бурбулисовское постановление в реальных московских условиях оказалось мало востребованным. По крайней мере, в московских условиях: ведь точка отсчета, хоть и не выявленная нами точно, осталась прежней. Впрочем, наряду с этим «местом Х» (какой-то из углов Мавзолея?) в Москве появился-таки «абсолютный километровый ноль» — символический знак «нулевого километра».

Приключения ноля

Впервые предложение установить такой знак высказал глава Минавтодора РСФСР А.Николаев еще в 1982 году. Чтобы получить соответствующее разрешение, пришлось обращаться не только к руководству столицы, но и в ЦК КПСС. После одобрения проекта «в инстанциях» к его реализации подключилось Министерство культуры. В сентябре 1985 года в Манеже состоялись закрытые «смотрины». Отлитый из бронзы 400-килограммовый «нолик» апробировали члены ЦК партии. И остались недовольны.

Нарекания вызвали, некоторые барельефы. Дело в том, что авторы проекта представили на четырех плитах-сегментах, окружающих «ноль», рельефные изображения сухопутных и водоплавающих животных, птиц, растений, характерных для севера, юга, запада и востока нашей страны. Север по их замыслу могут символизировать олень, полярная сова, морской котик, морошка; юг — горный козел, гриф, дельфин, мандарин. Кто-то из бдительных кремлевских товарищей усмотрел в подобном подборе представителей флоры и фауны некий издевательский намек на руководителей партии и правительства.

Читать еще:  Как называется болезнь худобы

Впрочем, формально этот знак никто тогда не забраковал. Дело упиралось лишь в окончательное решение вопроса о месте его установки. Комендант Кремля категорически возражал против того, чтобы монтировать «ноль» на Красной площади: здесь, мол, тяжелая военная техника проходит во время парадов, раскатает она эти барельефы в пыль! Пока суд да дело, составные части знака передали на хранение в одно из строительных управлений Главмосинжстроя — бронзовые барельефы отвезли на склад, располагавшийся на Поклонной горе. Где они в итоге… благополучно исчезли!

«Нолик» числился «без вести пропавшим» на протяжении почти 10 лет. Лишь во время разборки и вывоза строительных отходов, оставшихся после завершения постройки Мемориала Победы на Поклонной горе, работники стройуправления с удивлением обнаружили в одном из опустевших складских помещений «инородные» предметы.

С обретением самого знака возобновились и попытки «пробить» разрешение на его установку. Однако неопределенность в этом вопросе длилась до тех пор, пока один из авторов не обратился напрямую к Лужкову. Мэр одобрил проект — и дело, наконец, пошло.

Для размещения отметки «нулевого километра» было предложено в общей сложности 14 разных точек в Москве. Среди них четыре — на Красной площади, столько же — на Манежной, а кроме того — еще у памятника Юрию Долгорукому, у колокольни Ивана Великого, у Большого театра… Самым удачным казалось место на Красной площади, точно по ее поперечной оси, перед центральной аркой ГУМа. Однако вовремя вспомнили, что есть куда более законный претендент на эту «территорию» — памятник Минину и Пожарскому, который стоял именно здесь в дореволюционные годы. Пришлось в итоге «нулевому километру» подвинуться на несколько сот метров к северу. Его вмонтировали посреди брусчатки в проезде Воскресенских ворот, перед ступенями часовни Иверской Божией Матери.

Но установка знака «зеро» в центре столицы не привела к перестановке километровых столбов на наших автотрассах. Эти 200–300 метров, судя по услышанному вашим корреспондентом мнению специалистов-дорожников, для отсчета расстояний на длиннющих российских дорогах никакого значения не имеют. Ведь даже на самых «топовых» наших магистралях многие километровые отметки стоят не там, где следует. У специалистов для данного феномена есть даже особый служебный термин — «рубленые километры». Скажем, спрямили в свое время на Ленинградском шоссе участок в районе Торжка, потом сделали объезд вокруг Твери — в итоге общее расстояние между двумя российскими столицами по этой автомагистрали немного изменилось. Но не переставлять же всякий раз сотни километровых столбов по всей трассе на новые места! Их и не переставляют, а просто делают некоторые километры подлиннее или покороче. Причем разброс получается порой весьма внушительный. В реальных условиях километр на российских дорогах может равняться и 800, и 1200 метрам. Что уж тут придираться к каким-то паре сотен метров, «набежавших» из-за установки нового «нулевого километра».

Заголовок в газете: Откуда отсчитывается километраж российских трасс
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №26914 от 17 сентября 2015 Тэги: Транспорт Организации: Правительство РФ Места: Россия, Москва

Где находится Нулевой километр в Москве

Нулевой километр — особый знак во многих странах. Он обозначает начальную точку отсчета дорожных расстояний.

Обычно нулевой километр приходится на главный почтамт города. Но есть исключения, поэтому во многих странах «нулевой километр» отмечают табличкой, знаком на земле, а иногда статуей, стелой или даже исторической достопримечательностью (дворцом, башней, мостом). Такая точка отсчета присутствует во многих городах мира, где-то в виде специального знака, а где-то и в виде памятника, как, например, в Барнауле, Минске.

Но почетное звание первого нулевого километра в мире можно, вероятно, присудить колонне Milliarium Aureum, » (золотой мильный камень) древнего Рима, часть, которой сохранилась. От нее начинались все дороги некогда великой империи, а сейчас мы можем наблюдать лишь только некоторые части основания этой колоны. От этой колонны пошло выражение «Все дороги ведут в Рим».

Знак нулевого километра России находится в самом центре Москвы, перед Воскресенскими воротами в небольшом переходе, что соединяет Красную площадь с Манежной. Знак этот называется «Нулевой километр автодорог Российской Федерации». Сам же нулевой километр находится чуть дальше — на середине линии, соединяющей Мавзолей Ленина и ГУМ.

Место выбрано очень приблизительно, если следовать точным наукам. Точка отсчета находится значительно севернее, примерно на месте Центрального телеграфа, на пересечении Тверской улицы и Газетного переулка. Однако создатели памятника и начальство Москвы посчитали, что место в самом центре наплыва туристов подходит куда больше, и топографией можно слегка пренебречь, и потому установили нулевой километр именно на Манежной площади.

Читать еще:  Как сделать очки виртуальной реальности своими руками

Эта достопримечательность под названием Нулевой Километр, представляет собой круг, диаметром около полуметра из желтого металла (предположительно – латуни), размещенный на земле. Считается, что от этой точки ведется отсчет километража всех российских дорог.

Туристы, приезжая в Москву, обязательно попадут на место, где располагается Знак. Он вмонтирован в брусчатку и окружен различными памятными местами, которые непременно посещаются в столице: Музей Отечественной войны 1812 года, Исторический музей, Красная и Манежная площади. И, кстати, место, где расположен нулевой километр Москвы, ранее было Лобным. Тут собирались, чтобы послушать указы царей или поклониться святым мощам.

История создания Знака Нулевого километра в Москве:

Автором этой достопримечательности — бронзовой метки отсчета автодорог — является архитектор, скульптор и реставратор А.И. Рукавишников, отец и дед которого тоже посвятили жизнь искусству. Он заслуженный художник РСФСР, среди его известных работ памятники Высоцкому, Михалкову, Достоевскому, Никулину.

Известно, что Знак, который был отлит из бронзы, был готов уже в 1985 году. Далее пошли переговоры о месте, куда будет установлен знак. Но переговоры о месте установки затянулись, и, вероятно, в силу исторических событий, знак был утерян. Лишь по счастливой случайности во время разбора складских помещений в 1995 году Знак обнаружили. В этот раз место нашлось быстро. И не где-нибудь, а в самом центре Москвы. Дата постройки памятника — 1996 год.

Теперь знак, обозначающий нулевой километр Москвы, находится между Красной площадью и Манежной, рядом с Вознесенскими воротами. Его установили на почетном месте, доступном для любого туриста.

Откуда на самом деле отсчитывают длину дорог:

Официальное название памятника — нулевой километр автодорог Российской Федерации. Но сам нулевой километр по исторической традиции находится у здания Центрального Почтамта.

Где в Москве нулевой километр на самом деле, можно узнать из исторических источников. Ранее отсчет проводили от основного здания почты, и в Москве этим зданием является Центральный телеграф. Это немного севернее, чем установленный популярный знак, по адресу: ул. Тверская, дом 7

А во времена Российской империи нулевой километр находился в тогдашней столице, в Санкт-Петербурге, и как нулевой километр Москвы, он располагался у главпочтамта.

Как правильно загадывать желание на Нулевом километре:

Нулевой километр появился в Москве в 1996 году. Автор проекта — Александр Рукавишников — использовал при его создании известную символику: квадрат с изображением знаков зодиака и указанием сторон света. Квадрат символизирует Рай, а круг, в который квадрат вписан, символизирует гармонию. Квадрат поделен на четыре части согласно четырем частям света, на каждой из которых — рельефные изображения животных и растений, характерных для этой части света.

Нулевой километр Москвы уже успел стать достопримечательностью города и обрасти поверьями, хотя установлен был сравнительно недавно, всего двадцать с небольшим лет назад. Откуда они появились никому доподлинно неизвестно, особенно удивляет то, что связано оно со столь молодым произведением искусства, ведь легенды и поверья чаще окружают элементы древности. Однако именно вокруг нулевого километра можно регулярно наблюдать скопление туристов.

Говорят, что… нулевой километр автодорог Российской Федерации исполняет желания и раскрывает имя будущего мужа.

Отметку «нулевого километра» редко можно увидеть пустующей в разгар дня. Рядом с ним всегда люди. Существует поверье, что желания, загаданные, стоя на нулевом километре спиной к Воскресенским воротам, обязательно сбываются. Надо бросить через себя вверх монетку через левое плечо.Правда монетка тут же будет поднята кем-нибудь из бомжей, которые тут постоянно дежурят.

Другое поверье: если встать спиной к Иверским воротам, повернуться по часовой стрелке и спросить у первого встречного, как его зовут, можно узнать имя будущего мужа.

Москва теперь — единственный в России город, расстояние в котором исчисляется не от почтамта, а от духовной святыни — Иверской часовни. Связывают это с тем, что в старину всякий москвич, собираясь в путь, или возвращая с дороги, обязательно приходил поклониться Иверской иконе — заступнице в пути.

Кстати, во Владивостоке на перроне вокзала установлена стела с надписью: «Здесь заканчивается Великая Транссибирская железная дорога. Расстояние до Москвы — 9288 километров». А на перроне Ярославского вокзала между третьим и четвертым путями находится железнодорожный нулевой километр.

Источники:

http://mosprogulka.ru/places/nulevoj_kilometr
http://www.mk.ru/moscow/2015/09/16/nayden-nastoyashhiy-nulevoy-kilometr-v-moskve.html
http://obshe.net/posts/id1082.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: