11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гибель Анны Карениной случайность или закономерность

Эпизод смерти в романе «Анна Каренина»

Смерть Анны Карениной была безальтернативна по закону, который вывел и согласно которому творил Л.Н. Толстой: семья – это самое важное в жизни человека. Этот постулат он с успехом доказал в романе «Война и мир». И он же является ключевым для раскрытия замысла романа «Анна Каренина».

Анна бросила мужа и ребёнка, пожертвовала священными узами брака во имя своей любви. И в этом её сила. Но в этом же и её грех.

С одной стороны, самоубийство Анны – импульс, которому она поддалась после ссоры с Вронским. Это некая роковая случайность. Но с другой стороны, это предопределённый факт.

После размолвки Анна, как любая оскорблённая женщина, придумывает самые жестокие слова, которые, по её воспалённому воображению, хотел сказать ей Вронский. Она жаждет теперь одного – наказать его. Мотив возмездия очень чётко прослеживается в её мыслях и поступках. «Вы раскаетесь в этом», – бросает она в конце разговора Вронскому. Но этот мотив не единственное, что толкает её на самоубийство.

«В душе у неё была какая-то неясная мысль, которая одна интересовала её, но она не могла её сознать Да, это была та мысль, которая одна решала всё. «Да, умереть!» Смерть – был единственный выход, который она видела из создавшегося положения; единственный выход для Алексея Александровича, Серёжи и для неё. «

Когда она смотрит на бутылочку опиума, внезапно гаснет свеча и становится темно. Мысль о смерти опять возникает в её голове, и «. такой ужас нашёл на неё, что она долго не могла понять, где она, и долго не могла дрожащими руками найти спички и зажечь другую свечу вместо той, которая догорела и потухла». Она сама как «догоревшая свеча», у которой нет основы, чтобы продолжать гореть и жить.

Одним из доказательств её скорой смерти становятся ночные кошмары, в которых старичок-мужичок что-то делает, нагнувшись над железом. Этот образ появится, когда Анна будет ехать в поезде:

«Испачканный уродливый мужик в фуражке, из-под которой торчали спутанные волосы, прошёл мимо этого окна, нагибаясь к колёсам вагона». Анна отшатнулась, вспомнив свой сон.

Внутренне, ещё не осознанно, Анна была уже готова к смерти. Не случайны её слова, сказанные Кити: «Я заехала проститься с тобой». И Долли она говорит почти ту же фразу: «Так прощай, Долли».

Она вдруг начинает прозревать и по-новому анализировать отношения с Вронским. Перед ней пропасть. Мысли, обращённые к весёлой компании: «От себя не уйдёте», – обращены к ней самой. Ей некуда идти.

Ей некуда идти, но и умирать она не хочет. Она цепляется за жизнь, но та не даёт ей шанса. Анна пишет записку Вронскому, но она не доходит. Анна едет в гости к Долли, но ни Долли, ни Кити не понимают её состояния, они не могут понять, а соответственно, не могут помочь. Анна пытается удержаться любовью к Серёже, но сама себя обвиняет в том, что променяла свою любовь к сыну и смогла без неё жить.

На вокзале все были противны ей. Молодые мужчины были «уродливые, наглые и торопливые». Пётр прошёл «с тупым животным лицом». Мимо пробежала «уродливая» дама с «кривляющейся» девочкой. Даже семейная пара, сидящая напротив, вызывала у Анны лишь чувство омерзения. Мир, который не принимал Анну, не был принят и ею.

Последней каплей стала записка от Вронского, написанная небрежным почерком.

««Нет, я не дам тебе мучить себя», – подумала она, обращаясь с угрозой не к нему, не к самой себе, а к тому, кто заставлял её мучаться. » Эта мысль и воспоминание о раздавленном человеке в день её первой встречи с Вронским натолкнули на решение, что ей надо делать.

«Туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».

Она перекрестилась и бросилась под поезд между вагонами. Она не хотела умирать, она «упала под вагон на руки и лёгким движением, как бы готовясь тотчас же встать, поднялась на колени». Она ужаснулась содеянному, но было уже поздно: «что-то огромное, неумолимое толкнуло её в голову». Это была судьба. ««Господи, прости мне всё!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы». Борьба была действительно невозможна. Нельзя противостоять наказанию, можно было только успеть попросить прощения.

Толстой не оправдывает смерть Анны. Её описание жестоко. Даже после смерти Каренина хочет жить: «вьющиеся волосы на висках», «прелестное лицо, с полуоткрытым румяным ртом». Но в «незакрытых глазах», молящих о жизни, «ужасное выражение», которое напоминает Вронскому её слова о том, что он раскается. А в губах – «застывшее странное, жалкое».

Гибель Анны Карениной

Подбирая материалы для поста, я встретила мнение, что самоубийство Анны Карениной убедительно с художественной – но сомнительно с, так сказать, «технической» точки зрения. Однако подробностей никаких не было – и мне захотелось самой разобраться.

Как известно, прообраз Анны Карениной – это сочетание внешности Марии Гартунг, дочери Пушкина, судьбы и характера Марии Алексеевны Дьяковой-Сухотиной, и трагической смерти Анны Степановны Пироговой. О последней мы и поговорим.

В первоначальном замысле Каренину звали Татьяной, и расставалась она с жизнью в Неве. Но за год до начала работы над романом, в 1872 г., в семье соседа Толстого, Александра Николаевича Бибикова, с которым они поддерживали добрососедские отношения и даже вместе затевали строительство винокуренного заводика, произошла трагедия. Вместе с Бибиковым в качестве экономки и гражданской жены проживала Анна Степановна Пирогова. По воспоминаниям, она была некрасивой, но приветливой, доброй, с одухотворённым лицом и лёгким характером.

Читать еще:  Кого лучше завести кошку или котенка

Однако в последнее время Бибиков начал отдавать предпочтение немецкой гувернантке его детей и даже принял решение на ней жениться. Когда Анна Степановна узнала о его предательстве, её ревность перешла все границы. Она убежала из дому с узелком одежды и в течение трех дней бродила по местности вне себя от горя. Перед смертью она послала письмо Бибикову: «Ты – мой убийца. Будь счастлив, если убийца вообще способен быть счастливым. Если желаешь, то можешь увидеть мой труп на рельсах в Ясенках» (станция недалеко от Ясной Поляны). Однако Бибиков письма не прочитал, и посыльный вернул его. Отчаявшаяся Анна Степановна бросилась под проходящий товарный поезд.

На следующий день Толстой отправился на станцию, когда в присутствии полицейского инспектора там производилось вскрытие. Он стоял в углу комнаты и видел во всех деталях лежавшее на мраморном столе женское тело, окровавленное и искалеченное, с размозженным черепом. А Бибиков, оправившись от потрясения, вскоре женился на своей гувернантке.

Это, так сказать, предыстория. А теперь давайте перечитаем ещё раз описание самоубийства несчастной героини.

Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда. Она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона и глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами и ту минуту, когда середина эта будет против нее.

«Туда! – говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, – туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».

Она хотела упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда, купаясь, готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знамения вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со всеми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи, прости мне все!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла.

То, что Анна Каренина бросилась под товарный, а не под пассажирский поезд – абсолютно правильно с технической точки зрения. Сыграла ли тут свою роль толстовская наблюдательность или он специально обратил внимание на устройство вагонов – неизвестно, но факт остаётся фактом: броситься под дореволюционный пассажирский вагон было исключительно сложно. Обратите внимание на подвагонные ящики и железные распорки для прочности. Незадачливого самоубийцу скорее бы покалечило и отшвырнуло на платформу.

А вот товарный вагон. Примерно под такой, если верить описанию, и бросилась несчастная героиня. Здесь нет никаких подвагонных ящиков, много свободного места и достаточно легко можно «отсчитать» середину. Если учесть, что Анна успела «поднырнуть» под вагон, упасть на руки, встать на колени, ужаснуться тому, что она делает, и попробовать приподняться – то становится понятным, что поезд ехал очень медленно.

…упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена.

Но вот тут я с классиком не соглашусь: упасть можно между вагонами, а под вагон всё-таки придётся «поднырнуть», то есть наклониться, податься вперёд и только потом упасть на рельсы. Для дамы в длинном платье с турнюром (по моде того времени), в кружевах и в шляпе с вуалью (дамы с непокрытой головой на улицу не выходили, да и выше в тексте упоминается, что «на её лице под вуалью отразился ужас») дело трудновыполнимое, но в принципе возможное. Кстати, обратите внимание – «мешочек» она сняла и отбросила, а шляпу – нет.

«Что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину» – тут уж Толстой сжалился над читателями и постарался избежать излишнего реализма. Безымянное «что-то» – это тяжёлое чугунное колесо (вернее, колёсная пара). Но я тоже не буду углубляться, потому что представлять это на самом деле страшно.

– Но почему же она просто не бросилась под паровоз? – спросила я у С. – Зачем было нырять под вагон?
– А как же передний отбойник? Именно для этого его и устанавливали – чтобы в случае необходимости сталкивать с путей коров, коз и прочих Карениных… Её бы просто отшвырнуло в сторону, и была бы вместо романтической смерти глубокая инвалидность. Так что способ технически правильный, хотя и не очень удобный для дамы, одетой по моде того времени.

Читать еще:  Скачать бесплатно на honor 6 фортнайт

Словом, никаких «технических» ляпов в описании гибели Анны Карениной мы не нашли. Видимо, Толстой не просто наблюдал за вскрытием погибшей Анны Пироговой, но и беседовал со следователем, собирая жутковатый, но необходимый для описания самоубийства материал.

Л.Н.Толстой «Анна Каренина»: сюжет, конфликт, композиция.

Роман “Анна Каренина” начал печататься в журнале “Русский вестник” с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения.

Всего в романе три сюжетных линии: 1) история супружеской измены Анны, треугольник Анна – Вронский – Каренин; 2) история семейство Облонских; 3) история любви Левина и Кити Щербацкой.

На первый взгляд, эти сюжетные линии слабо связаны между собой. Анна – сестра Стивы Облонского. Кити – сестра Долли Облонской; Анна и Левин дважды встречаются в романе (на балу, когда Левин делает предложение Кити, и незадолго до гибели Анна). Судьбы героев переплетены. Но на самом деле их связь гораздо глубже. Эти три сюжетных линии – три версии семьи, человеческих отношение и человеческих типов. Роман построен так, что история Анны – это роман в романе. Начинается повествование с семьи Облонских, с приезда и сватовства Левина и последняя глава романа описывает события после смерти Анны. Т. о., на примере судьбы Анны Толстой решает важные общественные вопросы: что есть семья, добро и зло, жизнь и смерть. На уровне проблематики судьбы Анны и Левина тесно переплетены, хотя сюжетно они не пересекаются.

Это одно из немногих произведений, которое начинается с эпиграфа: «Мне отмщение, и Аз воздам». Правосудие в руках Божьих, и только он может судить. Смысл этого эпиграфа в том, что Анна стала жертвой общественной морали. Судьба человека не в его руках, она подчинена неправильным, безнравственным законам общества, так как есть высшая правда, о которой люди часто не подозревают. Иначе это можно сказать: «Не судите, да не судимы будете». Это не значит, что Т-ой оправдывает Анну. Толстой показывает человеческую трагедию, в том числе трагедию совести, которая усугубляется общественным осуждением и общественной моралью.

Первая фраза «Все смешалось в семействе Облонских» задает авторскую идею и поднимает вопрос о супружеской измене. Стива Облонский изменяет жене с гувернанткой, но Анна тоже в девичестве Облонская, т. о., мысль о супружеской измене потенциально связана и с ней. Этот мотив, так или иначе, организует все три сюжетные линии. Но максимально он реализуется в треугольнике: Анна – Вронский – Каренин. Это дает Толстому поставить нравственные и социальные вопросы о праве человека на свободные чувства, об ответственности за свои поступки, в том числе и перед детьми, о губительной роли государства, которое вмешивается в личную жизнь человека. Мотив супружеской измены становится сквозным в романе. Помимо этого в произведении есть общая атмосфера неверности и измены. В петербургском обществе, куда возвращается Вронский, считается хорошим тоном соблазнить хорошенькую жену и обмануть ее мужа. Анну осуждают не за то, что она изменила мужу и завела любовника, а за то, что эта связь стала явной, и Анна настаивает на своем праве на любовь. Толстой изображает любовь Анны и Вронского от ее рождения до ее конца. Вначале – это соблазнительное чувство, любовная игра. Ни у Вронского, ни у Анны нет мысли о серьезных отношениях. Анна в целиком отдается семье, а для Вронского – это очередная интрижка. Вронский и Анна постоянно меняются местами: то Вр-й «нападает», Анна защищается, то наоборот. Важен тот факт, что Анна долго сопротивлялась близости, пока любовь становится неодолимой. Наконец, он начал тяготиться ею, она это чувствует, поэтому гибнет. Любовь Анны и Вр-го Толстой изображает как всепоглощающую страсть. В этом смысле она противопоставлена рациональной любви Каренина к Анне. Между Анной и Вронским развиваются прекрасные, но гибельные отношения. Каждый из них несколько раз стоит на грани жизни и смерти: Анна чуть не умирает при родах, Вронский стреляется; Анна бросается под колеса поезда, Вронский – едет в Среднюю Азию. Оба они все потеряли: общественное положение; Анна первого ребенка. Но, несмотря на это, между Анной и Вронским существует только физическая близость. Анна целиком занята заботой о своей внешности, даже в ущерб материнскому чувству: она не знает ничего о своей дочери, Анна редкий гость в детской. Между Анной и Карениным существует именно душевная близость. Это видно из того, что Каренин недоумевает, почему Анна перестала говорить с ним по вечерам. Ведь раньше каждый вечер они делились мыслями и впечатлениями. Особенно ярко положительные качества Каренина проявляются в эпизоде болезни Анны. Но, по мнению Т-го, общественные условия способствуют не лучшим человеческим качествам, а худшим. И Каренин играет роковую роль в судьбе Анны, как и Вронский. Их параллелизм по отношению к Анне подчеркнут именами: они оба Алексеи, они допускают возможность тайной связи, если это не вредит репутации, хотят получить Анну в нераздельную собственность. И оба губят ее. В романе много образов символов. Сквозным символом является железная дорога, поезд как символ жизненного пути и одновременно неодолимого влияния обстоятельств на человека. В поезде происходит первая встреча Анны и Вронского. В этот момент под поездом гибнет рабочий, и Анна воспринимает это как предзнаменование. Символическим является образ свечи, который живет в сознании Анны и гаснет в момент ее смерти. Символом является образ Фру-фру, лошади Вронского, и в целом сцена скачек как гонки, состязания героев романа. Неловкое движение Вронского ломает спину Фру-фру и он ее пристреливает. Вронский является виновником гибели и Анны. Т. о., тема смерти становится очень важной в романе и приобретает философский смысл: для чего живет человек? Анна и Вронский живут для любви, но любви чувственной, плотской. Каренин для общественной деятельности, и только Левин в романе дает окончательный и верный ответ: человек живет ради любви к людям. Левин единственный в романе задумывается над философскими вопросами. Он приходит к выводу, что в патриархальном укладе русской деревни ничего не нужно менять. Смерть Анны приводит его к мысли о зыбкости человеческого существования. Его тоже посещают мысли о смерти, но любовь к Кити и ребенку, ко всему миру спасает его и устанавливает равновесие между ним и миром: он обретает смысл жизни в деятельности для людей.

Читать еще:  Как женщине найти работу

С самого начала романа параллельно сюжетной линии Анны развивается линия Константина Левина. Константин Дмитриевич Левин — помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом “был целым миром для Левина”. Он с гордостью рассуждает об истинном аристократизме, патриотизме своих предков. Теперь же наступает период разорения “дворянских гнезд”, и Левин понимает неизбежность этой драмы.

Константин Дмитриевич пытается понять тайну новых общественных отношений, свое место в этих новых условиях и правду жизни. Левин не оторванный от жизни мечтатель. Он трезво смотрит на жизнь, борется за счастье, стараясь найти душевное равновесие.

В общении с простыми мужиками, в близости к природе, ее естественным законам Левин видит залог своего счастья и благополучия. Его брак с Кити Щербацкой вполне счастливый, они понимают друг друга с полунамека, без слов. Но духовные запросы Левина не ограничиваются интересами семьи. Он внимательно вглядывается в окружающую жизнь, видит важность момента: “Но у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть единственный важный вопрос в России”.

Примерным укладом для России Левин видит большую и дружную крестьянскую семью, которой до всего есть дело, где все производится самими ее членами. Левин понимает, что западные теории преобразований страны не годны для России. Надо учитывать ее специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поднимут государство.

Левин мучительно ищет правду жизни, старается обрести душевное равновесие. Близко общаясь с крестьянами, он проникся “мужицкой правдой жизни”, бессознательной верой в Бога.

Роман Толстого «Анна Каренина» — произведение, обладающее художественным единством.

Описание жизни Левина образует свою сюжетную линию в романе “Анна Каренина”, но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией произведения.

Душевные терзания Анны и поиски истины Левина — это взаимосвязанные стороны жизни России в пореформенную эпоху, раскрывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления.

Сюжетная линия Анны развертывается «в законе» (в семье) и «вне закона» (вне семьи). Сюжетная линия Левина движется от положения «в законе» (в семье) к сознанию незаконности всего общественного развития («мы вне закона»). Анна мечтает избавиться от того, что «мучительно беспокоило» ее. Она избирает путь добровольной жертвы. И Левин мечтает «прекратить зависимость от зла», и его мучает мысль о самоубийстве. Но то, что представляется Анне «правдой», было для Левина – «мучительная неправда». Он не может остановиться на том, что зло владеет обществом. Ему необходимо найти «высшую правду», тот «несомненный смысл добра», который должен изменить жизнь и дать ей новые нравственные законы: «вместо бедности общее богатство, довольство, вместо вражды — согласие и связь интересов»[9,52]. Круги событий в обоих случаях имеют общий центр.

При всей обособленности содержания эти сюжеты представляют концентрические круги, имеющие общий центр. «В области знания существует центр, и от него бесчисленное количество радиусов,— говорил Толстой.— Вся задача в том, чтобы определить длину этих радиусов и расстояние их друг от друга». Это высказывание, если его применить к сюжету «Анны Карениной», объясняет принцип концентричности расположения больших и малых кругов событии в романе.

Толстой сделал «круг» Левина значительно более широким, чем «круг» Анны. История Левина начинается гораздо раньше, чем история Анны и заканчивается уже после гибели героини, именем которой назван роман. Книга завершается не гибелью Анны (часть седьмая), а моральными исканиями Левина и его попытками создать положительную программу обновления частной и общественной жизни (часть восьмая).

Особенность композиции романа в том, что в центре него – две истории, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной, и судьба дворянина Левина, который живет в селе и стремиться усовершенствовать хозяйство. Это главные герои романа. Их пути пересекаются под конец произведения, но это не влияет на развитие событий романа. Существует внутренняя связь между образами Анны и Левина. Эпизоды, связанные с этими образами, объединены между собой контрастом, или по закону соответствия, так или иначе, дополняют друг друга.

Источники:

http://lit.1sept.ru/article.php?ID=200103101
http://mopsia.livejournal.com/166996.html
http://studopedia.ru/19_12755_p—ocherednost-pogasheniya-trebovaniy-kreditora.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector