5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К чему привело крещение Руси

Крещение Руси князем Владимиром

Содержание

  1. Язычество Древней Руси
  2. Поиск новой религии
  3. Крещение князя Владимира
  4. Крещение Руси
  5. Значение и результаты крещения Руси
  6. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Язычество Древней Руси

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества.
Самыми значимыми в Древней Руси были:

  • Перун (бог грозы, молнии и грома);
  • Волос или Велес (бог скота, торговли и богатства);
  • Даждьбог и Хорс (различные ипостаси бога солнца);
  • Стрибог (бог ветров, вихря и вьюги);
  • Мокошь (богиня земли и плодородия);
  • Симаргл (бог семян и посевов).

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов.

Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии.
Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 988 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь.

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Крещение Руси

Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:

  • Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
  • Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
  • Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
  • Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.

Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).

Значение и результаты крещения Руси

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

Что мы узнали?

К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.

Кто крестил Русь? Крещение Руси: причины, значение, последствия

Значимость крещения Руси для истории славянских народов нельзя переоценить. Именно оно стало основой культурного развития русского, украинского и белорусского народов.

Крещение Руси как выдающееся событие для всех славянских народов

Крещение Руси – это выдающееся событие в мировой истории. Оно оказало влияние не только на Русь, но и на окружающие ее государства, и изменило ход многих культурных процессов.

Зарождение христианства на восточнославянских землях

Согласно многочисленным историческим источникам, распространение христианства на Руси началось задолго до ее крещения. Крещение Руси, дата которого всеми признается как 988 год, на самом деле началось еще в самом начале нашей эры. Это предсказал апостол Андрей Первозванный, который в первом веке нашей эры путешествовал по русским землям. «Повести временных лет» сообщают об этом так: Андрей со своими учениками плыл в лодке по Днепру и увидел горы и холмы. И он сказал своим ученикам, что на этом месте будет стоять город, осененный Благодатью Божией. И на этих горах он установил крест.

Личность князя Владимира – крестителя Руси

Великий Владимир, князь, крестивший Русь в 988 году, был неординарной личностью. Его бабушка, княгиня Ольга, была окрещена и пыталась уговорить своего сына Святослава принять крещение, но неудачно. Святослав и его дружина так и остались язычниками. А вот внук Ольги Владимир пошел по другому пути. Во многом это было обусловлено тем, что Ольга занималась его воспитанием и сумела внушить ему христианские понятия.

Еще в юности князь, крестивший Русь, не очень придерживался христианских моральных норм. У него было несколько жен, и у всех этих жен были дети. Христианские заповеди о непротивлении злу и запрет убивать своих ближних тоже были в диковинку для языческого властелина, который привык ходить в походы и беспощадно мстить врагам за любые обиды. Он принимал участие в междоусобных распрях на Руси, и именно благодаря этому сел на киевский престол.

Личность того, кто крестил Русь, находилась под влиянием разных культурных традиций. Но после своего тридцатилетия он все же решил принято христианство. Его собственное крещение произошло или в городе Херсонесе (недалеко от нынешнего Севастополя), либо в его резиденции в городе Василев. Сейчас на месте этого поселения находится город Васильков в Киевской области.

Читать еще:  Что лучше эпиляция воском или шугаринг

Учитывая, что князь Владимир обладал в народе большим авторитетом, народ охотно пошел за князем и сменил веру. Легкость распространения у нас христианства облегчалась еще и тем, что все службы проводились на славянском языке.

Религиозные обычаи славян до крещения Руси

Крещение Руси нельзя считать совершенно новой формой духовной жизни. До него на Руси существовала стройная система языческих верований. И тот, кто крестил Русь, понимал, что совершенно новую и необычную религию привить здесь не удастся. Ведь еще до появления христианства на Руси существовал культ бога Рода, который был небесным богом, правил тучами, вдыхал жизнь во все живое. По сути дела, крещение Руси только подтолкнуло переход славянских народов от политеизма, то есть многобожия, к монотеизму, то есть единобожию.

Выбор религии для славян

Тот, кто крестил Русь, понимал, что стране нужна сильная религия, которая объединит народ, и не будет при этом противна ему. Но какую религию выбрать? О выборе веры князем Владимиром подробно рассказывается в «Повести временных лет».

Понимая, что нужно уходить от язычества и приходить к одной из монотеистических религий, князь Владимир долго размышлял, какую из религий ему лучше взять. Сначала он расспросил волжских болгар, которые к тому времени исповедовали ислам, об их вере. Болгары рассказали ему о том, что их вера запрещает употребление спиртных напитков. Владимир подумал и сказал, что веселье на Руси состоит в питье вина, а поэтому такая религия ему не подходит. Дело в том, что все важные дела обсуждались русской знатью по время пиров у князя, и отказ от распития спиртных напитков выглядел на этом фоне странно.

После болгар к Владимиру пришли немцы. Они были посланы Папой Римским и предлагали Владимиру католичество. Но Владимир знал, что Германская империя всеми силами пытается завоевать славянские земли, поэтому отверг их предложения.

Приходили к Владимиру и иудеи, рассказывали о праведности своей древней веры. Это были хазары. Но Хазарии к тому времени как государства не существовало, и Владимир не хотел принимать религию народа, который не имел своего государства и своей территории.

Самым последним к Владимиру пришел грек, учитель философии. Он рассказал Владимиру об основах православного вероучения и почти убедил его в своей правоте. Князь решил еще спросить совета у своих бояр.

Бояре захотели узнать больше о богослужении в этих верах, и греческое православное богослужение пришлось им по душе больше всего. Русские после рассказали Владимиру, что им очень понравилось в храме в Царьграде. Поэтому и стал поворотным для российской истории 988 год, крещение Руси произошло именно в этом году.

Причины крещения Руси

Существуют разные мнения по поводу причин крещения Руси. Историк Н. М. Карамзин считал, что князь, крестивший Русь, стремился к ее просвещению. Он рассылал по городам и весям Руси священников, которые проповедовали Слово Божие, и люди постепенно изучали христианскую религию. Князь Владимир приказал отобрать у семей знатных людей в Киеве детей и отправить их изучать грамоту, и матери этих детей плакали по ним и голосили. Такой поступок Владимира был продиктован необходимостью развития государства. Для того чтобы правильно вести учет в сельском хозяйстве и в торговле, нужны были люди, умеющие читать и писать.

Историк С. Ф. Платонов считает, что главными причинами крещения Руси были экономические. Тот, кто крестил Русь, хотел, чтобы усилилась роль государства, чтобы государственные традиции возобладали над общинными традициями. К тому же языческая Русь рисковала остаться в изоляции посреди христианских народов, которые не хотели общаться и вести торговлю с язычниками.

Значение крещения Руси

Крещение Руси оказало на страну огромное влияние. Начала развиваться материальная культура. После крещения на Руси развилась иконопись, мозаика, дома стали строиться из кирпича – более долговечного материала, чем дерево. Тот, кто крестил Киевскую Русь, рассчитывал, что христианство изменит суровые языческие нравы. И оказался прав. При христианстве запретили работорговлю и принесение людей в жертву.

Принятие христианства сделало Русь равной другим европейским государствам. Европейцы больше не смотрели на русских как на варваров, а стали вести с ними диалог. Но Русь все равно ощущала себя изолированной, оттого, что христианство в ней было православным и пришло из Византии, а в Западной Европе в это время господствовал католицизм. И тот, кто крестил Киевскую Русь, не знал того, что греческая Византия скоро падет, и поэтому Русь останется единственным православным государством.

Сама Русь получила от христианства еще и письменность. Стали открываться школы, появились рукописные книги, увеличилось количество грамотных людей.

Как славяне восприняли крещение Руси

Крещение Руси явилось для части тогдашнего русского народа драмой. В «Повести временных лет» указывается, что князь Владимир крестил Русь силой. Сначала был дан указ всем киевлянам явиться на реку Днепр для крещения. Те, кто хотел отказаться от крещения, были объявлены врагами князя.

Крещение различных русских земель сопровождалось разными вооруженными конфликтами. Иоакимовская летопись сообщает, что жители Софийской стороны Новгорода с оружием в руках сопротивлялись крещению. В 989 году была проведена расправа с прихожанами Спасского храма, и он был подожжен.

Та часть народа, которая не особенно поддерживала язычество, восприняла распространение христианства относительно спокойно. Христианство на Руси вводилось при помощи Болгарской Церкви, и поэтому все богослужения проводились на славянском языке, доступном для понимания. Тогда главным русским городом считался Киев. Крещение Руси началось именно здесь. Киев поддерживал тесные связи с Первым Болгарским Царством, и оттуда на Русь прибывали миссионеры, которые и осуществляли катехизическую программу. Надо сказать, что Болгария была крещена в 865 году, то есть столетием раньше, чем Русь, и к моменту крещения Руси там уже были развитые христианские традиции и богатая библиотека. Поэтому, когда пришел год 988, крещение Руси стало вполне закономерным явлением.

Последствия крещения Руси

После крещения Руси не все были согласны с утверждением власти киевского князя. Отдельные регионы были против, в частности, Новгород. Во главе несогласных стояли волхвы.

Крещение Руси, дата которого приходится на 988 год, дало начало обширному культурному развитию. Были построены множество монастырей, в частности, Киево-Печерский монастырь. В начале 12 века он стал Киево-Печерской Лаврой. В 1037 году начинается строительство Софиевского собора в Киеве. Он строится при поддержке князя.

Мифы о Крещении Руси

Крещение Руси, как любое значительное историческое событие, окружено вымыслами и фальсификациями. Самый известный миф утверждает, что христианство на Руси уничтожило высокоразвитую языческую культуру. Но почему тогда от этой высокой культуры не осталось никаких следов?

Второй известный миф утверждает, что христианство на Руси прививалось насильно, так сказать, огнем и мечом. Но при этом ни в каких исторических источниках нет сведений о том, чтобы происходили массовые убийства русских язычников. Князь Владимир не заставлял креститься непокорные города, такие, например, как Ростов или Муром. При этом большинство горожан воспринимали спокойно крещение Руси, имя князя Владимира – инициатора крещения – воспринималось ими с уважением.

Третий миф говорит о том, что даже после крещения Руси по стране господствовало язычество. Это утверждение в чем-то верно. Языческие волхвы и после крещения управляли народными массами, особенно в селах. На протяжении ста лет после крещения многие еще поклонялись идолам и занимались жертвоприношениями. Окончательное утверждение христианства произошло в 13 и 14 веках, когда русское общество столкнулось с необходимостью объединения перед лицом наступления Золотой Орды.

Читать еще:  Какова грузоподъемность грузового лифта в жилом доме

Крещение Руси: как это было и к чему привело

В 989 году правитель Древней Руси – каган Владимир, более известный как великий князь Владимир Святославович ( годы правления 980-1015 ) – осуществляет одну из важнейших реформ – наделение византийского христианства статусом государственной религии. В историю оно вошло под названием “Крещение Руси”

Греческий обряд был известен русам (норманнам) с 60-х годов IX века. Киевские конунги Хаскольд и Дир приняли его в 860 году после неудачного похода на Константинополь: большую часть кораблей и воинов погибли в результате бури, вызванной как сообщают гомилии патриарха Фотия I “На нашествие росов” церковной службой и крестным ходом вдоль стен города с ризой Богородицы. Вернувшись домой, князья крестили часть горожан. Так произошло Первое или Аскольдово Крещение Руси.

В 882 году Киев захватил конунг Хельг (Олег). Он подло и жестоко убил законных правителей. Будучи ярым язычником, узурпатор остановил распространение “истинной веры”, но и не стал проводить репрессий против христиан.

Помимо Киева христианская община существовала и в Новгороде, созданная усилиями ирландских миссионеров. Скорее всего были христианские общины и в других крупных городах. И, соответственно, действовали христианские храмы. Нам доподлинно известно о существовании храма святого Ильи в Киеве. О нём есть упоминание в русско-византийском договоре 944 года.

В 955 году княгиня Хельга крестилась в храме Святой Софии в Константинополе. Крёстным отцом русской правительницы был византийский император Константин VII Багрянородный. Веру Христову она приняла из рук патриарха Феофилакта. При крещении получила имя Елена.

Вернувшись в стольный град, Хельга-Елена попыталась уговорить сына Святослава принять христианство. Но он, пленённый желанием военной славы, ответил решительным отказом. Отказ сына побудил княгиню пересмотреть планы крестить всю Русь. Однако она помогала киевской общине, приглашала миссионеров. Одним из них являлся Адальберт, епископ Магдебургский. Его миссия оказалась провальной.

На плечи Хельги легло воспитание троих внуков – Ярополка, Владимира и Олега. Она оказала на них серьёзное влияние. Больше всего верой бабушки проникся старший из подопечных.

Очередную попытку сделать христианство гос-ной религией предпринимает старший сын Святослава и старший внук Хельги соответственно – Ярополк. В 972 году после гибели отца в стычке с печенегами он становится полноправным правителем. Киевский князь принимает послов из Рима, ведя переговоры о крещении. Также он распоряжается отправить посольство в германские земли для установления дипломатических контактов с императором Оттоном II: переговоры проводятся в Кведлинбурге на съезде германских князей зимой 973 года. Главным образом переговоры шли по вопросу организации христианской миссии и династического брака. Об этом повествует хроника Титмара Мерзенбургского и Иоакимовская летопись. К сожалению, начинание Ярополка не увенчалось успехом: в 980 году он был убит варягами после захвата власти Владимиром.

Утвердившись на киевском престоле, князь, проводит политику укрепления власти. Большую часть наёмных варягов, которые требовали непомерной награды, он отправил в Византию, а остальным раздал города в кормление. Правитель создал линию оборонительных укреплений против печенегов и основал ряд городов в качестве опорных пунктов, один из которых – Белгород. Также он вёл успешную внешнюю, завоевательную политику, отвоевав у Польши города Перемышль и Червлень, окончательно покорив племя радимичей, подчинив и обложив данью балто-славянское племя ятвягов. Совершил он поход и против Хазарии, окончательно подорвав её силы и приняв на себя титул кагана.

В 980 году Владимир провёл первую религиозную реформу – систематизация восточнославянского язычества и возвышение культа Перуна. Перун – бог молнии и грома. Он являлся покровителем воинов и княжеской власти.

Возвышая культ бога грома, правитель, таким образом, стремился возвысить, укрепить собственную власть и авторитет. В Киеве были собраны воедино кумиры всех славянских богов, самым величественным среди которых был кумир Перуна, украшенный золотом и серебром. Кумирам приносили обильные и частые жертвы, в том числе человеческие. Культ Перуна насильно внедрялся в других городах. Языческая религиозная политика Вальдемара встретила сопротивление и жречества, и широких масс.

Первая религиозная реформа не оправдала ожиданий. Она в принципе не могла быть успешной по объективным социально-экономическим и политическим причинам.

Во-первых, на Руси к 80-м годам X века начали складываться раннефеодальные отношения. Варяжская аристократия получала города в кормление. Суть кормления заключалось в присвоении части собранных налогов себе. Аристократы были заинтересованы в усилении налогового гнёта, в их бесперебойном поступлении, а следовательно в беспрекословном повиновении подвластного населения. Сделать это только репрессивными методами невозможно. Требовалась соответствующая идеология, которая в средневековую эпоху могла выступать только религиозной форме.

Также в древнерусском обществе усиливалось социальное неравенство. Появилось зависимое население – смерды, закупы, холопы. Это требовало идеологического объяснения и обоснования.

Во-вторых, на Руси шла активная урбанизация. К 80-м годам X века в русских землях существовало более двадцати крупных городов. Города являлись центрами ремесла и торговли. В них кипела жизнь, происходил обмен и синтез знаний, культур, этносов. Последнее особенно активно проходило в городах, находящихся на пути “из варяг в греки” и на волжском торговом пути. Это приводило к появлению родов деятельности, которые не освящались соответствующими богами славянского пантеона.

В-третьих, Древняя Русь к концу X века стало крупным государством. Хельга и Святослав провели ряд мер, которые укрепили его, но оно всё-равно оставалось непрочным. Тенденции племенного сепаратизма оставались очень сильными и входили в жёсткое противоречие со стремлением к централизации, укреплению власти киевского князя.

В-четвёртых, древнерусское общество – общество многонациональное. В его состав входили восточные славяне, составляющие большинство, финно-угры, тюркоязычные народы и собственно русы.

В-пятых, Русь соседствовала с сильными государствами, которые исповедовали ту или иную монотеистическую религию. На западе находилась католическая Польша, на востоке, в среднем течении Волги – мусульманская Булгария, а на юге – православная Болгария и Византия. На юго-востоке располагалась иудейский Хазарский Каганат.

В сложившихся условиях язычество, тем более восточнославянское, отличающееся хаотичностью и неразвитостью культа, не могло оставаться государственной религией. Оно с идеями обожествления сил природы, этнической замкнутости, слепого преклонения перед традициями, циклического понимания времени не отвечало потребностям времени. К тому же “вера предков” мешала развитию культуры, формированию гуманистических этических норм. Оно не могло объяснить и тем более легитимизировать, узаконить нарождающиеся феодальные отношения , формирование централизованной княжеской власти.

Руси требовалась новая государственная религия. Религия монотеистическая, освящающая все стороны жизни человека, всё многообразие его деятельности. Религия, которая освобождает от слепого следования традициям.

В 987 году к Владимиру по его приглашению пришли представители ислама, православия, католицизма и иудаизма. Князь, как сообщает летопись, выслушал всех, отдав предпочтение греческому обряду. Чтобы воочию познакомится с предлагаемыми религиями, в соседние страны отправились посольства. Возвратившись, послы поведали о красоте и пышности православного богослужения:

“И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах”

Читать еще:  Что относится к практическим методам обучения

В итоге, дружина и городские старейшины высказались за приём “закона греческого”.

Однако рассказ летописи о выборе веры – красивая легенда. Легенда, внесённая Нестором в начальную летопись. Посольства в соседние страны не отправлялись, потому что в этом не было необходимости: представители четырёх, указанных выше конфессий, жили в Киеве, и с их обрядами, заповедями и дружина, и старейшины были хорошо знакомы. А православие более ста двадцати лет исповедовалось в русских землях.

Выбор в пользу византийского христианства объясняется не красотой и пышностью богослужения, а более прозаическими причинами: богослужение на народном языке, модель цезеропапизма (подчинение церковной власти светской), укрепление торговых, политических и культурных связей с Византией, которая в раннем средневековье была самым развитым и богатым государством Европы.

В 989 году Владимир принимает крещение, получая новое имя – Василий, и играет свадьбу с Анной – сестрой византийский императоров. После этого правитель отправляет в поход две армии: первая отправляется в Малую Азию, а вторая – в Херсонес (Корсунь). Цель похода – оказание помощи властителям Византии в подавлении восстания Варды Фоки. Посланные князем войска помогают подавить мятеж – 13 апреля 989 года в битве у Абидоса императорские солдаты наголову разбивают армию восставших. Варда Фока попадает в плен. Херсонес, осаждённый русской ратью, сдаётся на милость победителей.

После наведения порядка, в Киев из империи ромеев прибывают епископы и митрополит. Князь приказывает разрубить и сжечь кумиры, а кумир Перуна – обвязать верёвками и стащить в реку, награждая по пути ударами палок.

Действия дружинников вызвало у части киевлян ужас: они ожидали божественного гнева. Но когда они увидели, что ничего плохого не происходит, что земля не разверзлась, а с неба не полетели огненные камни, успокоились и разошлись. А затем в назначенный день приняли крещение.

В 989 году крестились жители Киева и окрестных деревень и городков. Крестились добровольно. И формально, потому что каноны новой религии никто толком не объяснял.

Следить за каждым шагом новообращённых не было ни возможности, ни желания. Средневековая церковь проявляла терпимость и снисходительность, удовлетворяясь внешними атрибутами. На совершение некоторых языческих обрядов духовенство закрывало глаза.

Затем новую веру приняли жители Любеча, Смоленска и нескольких других крупных городов, находивщихся на пути “из варяг в греки”. Приняли мирно и добровольно.

Только новгородцы оказали упорное сопротивление. Сопротивление горожан было вызвано политической причиной – принять крещение означало ещё сильнее подчиниться Киеву. Религиозный мотив – повод. Следует учесть, что сопротивление оказали только малая часть жителей – большинство было на стороне законного правителя.

Восставшие учинили грабёж, устроили поджог. На их совести оказалось и разрушение христианского храма в Новгороде. Лишь благодаря решительным действиям дружины, мятеж был быстро подавлен. После наведения порядка, люди смирились и приняли новую веру. В последующем новгородцев жители других русских городов не раз укоряли тем, что их “Добрыня крестил мечом, а Путята – огнём”, указывая на их горделивый и чванливый нрав.

Отдельного разговора заслуживает история Крещения Полоцка. Его жители приняли христианство из рук исландского монаха Торвальда Путешественника. Произошло это в 986 году. После обращения полочан в новую веру, Торвальд основал монастырь св. Иоанна Крестителя

Следует отметить, что большая часть жителей Древней Руси, особенно окраин, остались язычникам. У государства не было сил и не было необходимости крестить всех до единого – публично объявив страну христианской и поспособствовав созданию поместной церкви, Вальдемар сделал Русь христианской, а правители соседних государств признали это.

Против язычников не применялось никаких репрессивных мер, за исключением совершения ими беспорядков и уголовных преступлений. Их убеждали проповедью. От них требовали своевременной и регулярной выплаты дани, участия в военных походах и соблюдения законов. Поэтому различные утверждения о том, что Русь крестили огнём и мечом, что Крещение – это сознательный геноцид славяно-ариев, являются безосновательной и намеренной ложью. Ложью, которая не подтверждается ни письменными источниками, в том числе иностранными, ни археологией. Не подтверждается она и элементарной логикой: какой профит уничтожать данников и лишать свою же армию живой силы.

Крещение Руси запустило многовековой процесс христианизации русских земель. Церковь была вынуждена идти на некоторые уступки, мириться с определёнными языческими обрядами и включать праздники в свой календарь. Одним из них является Масленница, которая с большой радостью накануне Великого Поста отмечается в нашей стране по сей день.

И в тоже время усилиями церковных деятелей со временем сошли на нет наиболее жестокие языческие обряды. В первую очередь церковь объявила непримиримую войну практике кровавых, в том числе человеческих жертвоприношений, языческому похоронному обряду, в ходе которого убивали и сжигали с покойником его слуг, одну из жён или наложниц. Беспощадной анафеме предали многожёнство. Содомия, скотоложество и другие сексуальные девиации были объявлены вне закона и перестали быть культурной нормой. Колдуны и волхвы, провоцировавшие беспорядки и совершавшие ритуальные убийства, подвергались жесточайшему преследованию.

С 989 года в русских землях началось строительство каменных храмов. Первым каменным храмом является Храм Успения Пресвятой Богородицы. Он более известен под названием Десятинная церковь. К огромному сожалению, храм был разрушен в 1240 году ордами Батыя, а фундамент пострадал при строительстве второго храма.

Вместе с каменной храмовой архитектурой появилась фресковая живопись. Появилось и мозаичное искусство.

В 989 году на Руси появляется самое важное новшество – письменность. Ею стала кириллица. Вместе с ней появляются школы.

Письменность распространяется и внедряется очень быстро. К концу XI столетия все жители крупных городов умеют читать и писать. Доказательство этому – берестянные грамоты, в огромных количествах обнаруженные в Новгороде Великом, в Пскове, в Ладоге (совр. Старая Ладога).

Появление письменности позволило соответствующим образом зафиксировать правовые нормы. Первым письменным сводом юридических норм является “Церковный устав Владимира Святославовича”

Проведение богослужения по единому канону и на одном языке (старославянский) запустило процесс формирования национального самосознания.

Таким образом, Крещение Руси – важное и значимое событие нашей истории. Оно является рубежным и, как это не странно, будничным. Ничего масштабного и оригинального в 989 году не произошло: усиление социального неравенства и центростремительных тенденций привели к смене одной государственной религии на другую. Владимир Святославович поступил также как и другие правители раннего средневековья. Если бы не Владимир, то вышеуказанную смену осуществил бы Ярополк Святославович.

Принятие греческого обряда оказало двойственное влияние на дальнейшее развитие: с одной стороны, Русь восприняла многие культурные достижения Византии, переняла её политическую модель, а с другой – оказалась ограждённой от стран католической Европы. Это привело и к ряду кровавых вооружённых конфликтов, в первую очередь с орденами крестоносцев, и ко всё более нарастающему отставанию от них. Принадлежность к православию помешало организовать с “братьями-католиками” совместные походы против хищных степных кочевников. Русь оказалось в стороне от бурных событий европейской истории, оказавшись к рубежу XIV-XV веков в культурной изоляции.

Источники:

http://obrazovaka.ru/istoriya/kreschenie-rusi-kratko.html
http://www.syl.ru/article/167438/new_kto-krestil-rus-kreschenie-rusi-prichinyi-znachenie-posledstviya
http://zen.yandex.ru/media/id/5db609b76d29c100b4f90972/krescenie-rusi-kak-eto-bylo-i-k-chemu-privelo-5ddbdaa8bd6e064b370f1c1b

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: