Как хорошо выучить историю
Как понять и выучить историю России
Если вам необходимо выучить историю России для успешной сдачи экзамена (ЕГЭ или ОГЭ), тогда очень рекомендуем сначала прочитать эту статью. Данная же статья открывает для всех интересующихся простой методологический принцип изучения истории, позволяющий действительно понять и потому более прочно запомнить все самые значимые события истории России (и не только России).
Почему школьники плохо знают историю?
Почему за многие годы изучения истории в школе большинство людей, в лучшем случае, получают лишь очень поверхностные представления о событиях отечественной истории, не помнят дат, путают правителей и т.д.? Ответ прост: люди стремятся зазубрить учебник, не пытаясь его понять. Того требует от нас во многом сама система образования. Чтобы сдать экзамены в школе или даже вузе надо знать уроки и погосты ввела княгиня Ольга, министерство государственных имуществ появилось при Николае I, а синод – при Петре Великом, крещение Руси было в 988 г., а полтавская битва – в 1709 г. и т.д.
Но что все это значит? Что такое министерство государственных имуществ по своей сути, почему оно появилось именно при Николае I и зачем? Кто на кого напал в полтавской битве? И кто за что воевал там вообще? Об этом думать некогда. Надо очень быстро зазубрить основные даты – ведь скоро экзамен.
Между тем, именно отсутствие понимания истории является главной причиной того, что все зазубренное к экзамену тут же забывается после сдачи экзамена (если не на самом экзамене).
Думающий читатель может возразить: «Ну и что Вы предлагаете? Тратить огромное количество времени на детальный анализ всего и вся с целью получить глубокое понимание истории?». Эффект от такой работы конечно будет, но мало у кого сегодня есть столько свободного времени, чтобы самостоятельно вникать во все тонкости исторических перипетий. Более того, пониманию тоже надо научиться! Как же это сделать? Для этого есть очень удобная и простая схема.
Как начать понимать историю?
Физические факты имеют значение только тогда, когда они объяснены какой-либо теорией. Так и в истории. Она понятна только тогда, когда у вас есть «теория», общая схема исторического процесса. Тогда отдельные, прежде разрозненные даты и события сами собой укладываются в эту схему и легко запоминаются. Что же это за схема? С этого момента нужно читать особенно внимательно.
Что изучает история вообще? Она изучает общество. И не просто общество, а общество в развитии. Вам, наверное, известно, что слово общество имеет много значений. Какое же именно общество изучает история? То общество, которое мы обычно имеем в виду изучая историю в школе, представляет из себя некую систему, большую группу людей, характеризующуюся единством социально-экономического уклада, политического устройства (единая публичная власть) и культуры. Чаще всего такое общество называют просто напросто государством. И уж естественно, что в рамках истории России мы изучаем российское государство. Но в нашем определении общества мы выявили 4 основных составляющих элемента любого общества (и российского государства в частности):
- Экономическая сфера
- Социальная сфера
- Политическая сфера
- Духовная сфера
Любое общество включает в себя эти сферы. В обязательном порядке. И все эти сферы тесно взаимосвязаны и постоянно влияют друг на друга. Поэтому изучая разные исторические эпохи, мы должны анализировать их по этим четырем сферам. Когда нас спросят, что из себя представляла Древняя Русь, нам не нужно пытаться вспомнить какие-то даты, чьи-то имена и т.д. Достаточно вспомнить 4 сферы жизни общества и спросить себя: какова была экономика Древней Руси? Ее социальное и политическое устройство и культура?
Пока эта методика может показаться не такой уж и легкой, но не спешите расстраиваться и закрывать статью. Взаимосвязь и взаимовлияние каждой из сфер также подчиняется определенным схемам. Вам необходимо запомнить лишь несколько ключевых идей и схем и далее история «зашевелится» у вас в голове сама собой.
Как связаны 4 сферы жизни любого общества между собой?
В основе любого общества лежит экономика. Потому что именно экономика позволяет нам удовлетворять первичные потребности, без чего нам просто не выжить. Экономика, в свою очередь определяет социальные отношения. Социальные отношения – это слои, на которые делится общество. Например: если мы имеем дело с первобытной экономикой (простое присваивающее хозяйство, где люди сразу же потребляют то, что добыли и ничего не накапливают), то и структура общества будет простой и примитивной, не будет по сути никаких слоев, богатых и бедных (родовая община). В рабовладельческой экономике естественно существует два основных класса – рабов и рабовладельцев. В феодальной экономике (где крестьяне производят основные продукты) будет класс крестьян (работающих на земле) и класс землевладельцев, подразделяющийся на множество сословий (дворяне, бояре, духовенство и т.д.). Экономика индустриального общества (промышленность) порождает социальное разделение общества на рабочих и предпринимателей, владельцев фабрик, заводов, пароходов.
В свою очередь, социально-экономические отношения определяют основы политического устройства. Например: переход от присваивающего хозяйства к производящему позволил обществу накапливать материальные блага и одновременно породил потребность в организации совместных работ (например, на оросительных каналах) и защите «нашего» хозяйства от грабительских набегов соседей. Так «защитники» и «организаторы» постепенно превратились в правителей и придворных (монархов и дворян).
И наконец, совокупность социально-экономических и политических отношений определяет особенности культуры данного общества. Например: древние общества, как правило, языческие и в этой языческой религии каждый бог соответствует тем или иным слоям населения, покровительствует земледельцам и ремесленникам, воинам и т.д. С развитием монархического правления, религия тесно связывается с властью, монарх объявляется потомком божеств и т.д. Природные явления также объясняются через деятельность духов и богов.
Все вышесказанное справедливо и для России и для истории любого общества вообще. Именно через анализ 4 сфер жизни общества и нужно изучать историю. Когда перед вами стоит задача изучения реформ того или иного правителя, нужно не просто зазубривать какую реформу в какой год он произвел. Нужно проанализировать, что он изменил в экономике, социальной сфере, политическом устройстве и культуре. Поняв, например, что сделал в этих сферах Петр, уже гораздо легче будет понять и запомнить реформы и изменения в обществе после Петра, при его преемниках.
Поняв данную схему, следует также учесть, что в истории имеет место и обратный процесс: когда духовная сфера определяет политику, социальную сферу и экономику. Но об этом мы поговорим уже на конкретном историческом материале при изучении истории России.
Далее вам предлагается краткий курс истории России с древнейших времен до наших дней, построенный именно по описанной схеме. Попробуйте наконец не зубрить историю, а понимать!
Обязательно ознакомьтесь с нашим авторским “Полным курсом истории. Теория и практика”
Как выучить всемирную историю и не потратить часы на конспектирование учебников
О необходимости введения истории в перечень обязательных предметов на ГИА чиновники заговорили еще несколько лет назад, аргументируя свое желание тем, что каждый гражданин обязан знать о прошлом. Но до сих пор вопрос о том, как выучить историю без труда и в кратчайшие сроки интересовал лишь тех, кто планировал сдавать эту дисциплину по выбору. Тем не менее, уже в ближайшем будущем все может измениться.
Как выучить с нуля
Основная сложность, которая возникает у учащихся при изучении истории – огромный объем информации, который необходимо охватить. Тем более, значение имеют цифры, даты – на них строятся тестовые задания, ошибки в которых порой стоят кучу баллов. Учиться в таких условиях сложно, но можно.
На вопрос о том, как выучить историю с нуля преподаватели отвечают единогласно: материал следует систематизировать, чтобы понять. Но, прежде всего, важно правильно подобрать учебник. Для учащихся, которые не претендуют на высокий бал, достаточно будет школьного. Остальным лучше взять издание А. С. Орлова и В. А. Георгиева «История России» (издания МГУ). По нему можно хорошо выучить теорию.
Практические навыки следует оттачивать с помощью пособий ФИПИ, книг с КИМами, других источников с пробными тестами. В идеале важно найти человека, который хорошо владеет материалом и сможет проверять результаты, однако, в крайнем случае, можно самостоятельно проверять себя по ключам.
Эффективность работы напрямую зависит от приложенных усилий. Важно набить руку на тестах, тратя на их решении впоследствии как можно меньше времени не в ущерб внимательности. Также следует изучить кодификатор, чтобы понять, за что дают и отнимают баллы на ЕГЭ и ОГЭ.
Тонкости и нюансы
Перед началом занятий важно уяснить: быстро и легко выучить историю, не прилагая при этом усилий, не получится. В любом случае нужно будет много читать.
- Делить параграфы на блоки, тем более что сами они состоят из нескольких частей, объединенных общей идеей, а затем записывать последнюю.
- Вдумываться в каждое предложение, ведь одной зубрежкой сдать ЕГЭ по этой дисциплине удачно не получится.
- Активно использовать пособия с картами и картинками. На первых, как правило, проверяют знания, касающиеся месторасположения славянских племен, восстаний, крупных сражений. Вторые помогают, как минимум, увидеть, как выглядят правители России. Причем речь идет не о Святославе и Рюрике, а о Хрущеве, Андропове.
- Завести таблицу. В нее нужно будет записывать особо важные даты, касающиеся решающих сражений и реформ. Впоследствии их придется повторить не один раз, чтобы запомнить, однако без этого на высокий балл по ЕГЭ и ОГЭ можно не рассчитывать.
- Упрощает запоминание материала его схематическое изложение. На листе бумаги нужно изобразить факты из всемирной истории, обозначив связь между ними стрелочками. Благодаря подобным графическим заметкам можно будет и вовсе отказаться от огромных конспектов в пользу компактных.
Выучить историю совсем без конспектирования не получится, и все из-за большого объема информации.
На что еще обращать внимание
Многие выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, отвечая на вопрос о том, как выучить историю быстро и легко, говорят, что прежде ее нужно полюбить. По историческим фильмам и книгам, картинкам в журналах, неважно, главное, вызвать интерес к дисциплине, и тогда материал будет легче запоминаться.
- При подготовке задействовать работы историков. Они, как правило, не только описывают сухие факты, но и упоминают события жизни исторических личностей, их поступки, которые демонстрируют силу их духа, черты характера и прочее. Так эти люди становятся нам ближе, а их деятельность – понятнее.
- Искать причины и следствия. Войны, перевороты в одной стране могут влиять на жизнь соседних государств. Если отмечать изменения, мысля логически, можно существенно облегчить себе жизнь.
- Помнить о культуре, и это в первую очередь касается тех, кто не планирует сдавать ЕГЭ по литературе. Забывая во время подготовки о деятельности Феофана Грека, Феофана Прокоповича, Фальконе и других, многие впоследствии теряют баллы на тесте.
- Конспекты нелюбимых или тяжелых для восприятия тем лучше повесить над рабочим столом, чтобы ежедневно их видеть и, тем самым, быстрее запоминать.
Наконец, готовиться лучше с единомышленником, другом. Так не только интереснее, но и познавательнее, например, если сам он знает больше вас!
Как запомнить даты по истории: быстро
В школьные годы учащиеся часто сталкиваются со следующей проблемой: необходимо выучить большой объем исторических дат за короткий срок. Для чего это нужно? Во-первых, для общей осведомленности о том, как протекала жизнь до нашей эры, какие битвы и сражения протекали и в какие периоды. Во-вторых, это неплохо развивает память, что пойдет только на руку школьникам. Но иногда бывает так, что даже при большом желании не получается запомнить периоды правления князей и царей, а также даты великих сражений. Что же тогда делать? Именно на этот вопрос даст ответ данная статья, ведь здесь перечислены целых 8 методов, при помощи которых выучить историческую хронологию не составит особого труда.
Что такое память и как ее тренировать
Память — это умственный процесс захвата, хранения, воспроизведения и забвения информации. Этот процесс – одна из основ развития интеллекта человека. Поэтому очень важно учитывать особенности этого процесса для разных возрастных стадий. Это позволит получить максимальный эффект от применения методов обучения.
Любой этап обработки и хранения информации в человеческой памяти отвечает за определенные области его умственной деятельности.
В зависимости от этого методы и задачи по улучшению психических процессов различаются.
- Мгновенная память. Этот процесс, по мнению ряда психологов, носит прямой характер, он неуправляем. Мгновенная память также связана с ощущением и обеспечивает целостное восприятие окружающего образа мира за минимальное время.
- Краткосрочная память. На этом этапе информация, которая утеряна или становится предметом интерпретации, сохраняется. Это уровень управляемой информации, который можно развить с помощью повторения, символизации, его объем считается равным 7 ± 2 единицам, хотя некоторые исследователи также считают, что этот показатель следует рассматривать как 5 ± 2 ед.
- Буфер памяти. Промежуточная стадия, трансформация, трансформация информации в долгосрочной перспективе, происходит в стадии сна, неконтролируемой.
- Долгосрочная память. Он не ограничен во времени и объеме, но его доступность определяется типом хранилища. Добровольная форма — претерпевает трансформацию, непроизвольная — остается неизменной. Это наиболее важный этап психических способностей человека, который напрямую связан с их социальным успехом.
Как запомнить даты по истории быстро
Для детей преобладающей формой является кратковременная память. В этот период важно подобрать для них методы развития, которые помогают формированию ассоциативного и эмоционального восприятия мира. Игры для развития воображения и логического мышления должны быть постоянным элементом их обучения. Это не должно ограничиваться стандартами школьной программы, но должно быть естественным элементом в процессе воспитания детей.
Методы запоминания информации
Методы запоминания — это методы, которые используются для улучшения изучения тех предметов, которые вы хотите запомнить или выучить. Память — это не изолированная функция, а сложное целое, а запоминание влияет на мотивацию и другие психологические аспекты. Методы запоминания помогают нам эффективно понимать и сохранять информацию.
Выбор методов улучшения психических процессов зависит от возраста человека и его индивидуальных особенностей. Есть общие правила. Например, предоставление возможности развивать как правую, так и левую руку помогает гармонизировать обе области мозга, отвечающие за развитие символического и логического мышления.
Чтобы узнать, как иметь хорошую память и научиться лучше запоминать информацию, мы рассмотрим самые полезные и эффективные методы.
Метод ассоциаций
Ассоциация играет фундаментальную роль в обучении и запоминании. Как мы знаем, наш мозг запоминает изображения или визуальные сцены гораздо легче, чем тексты, фразы или слова. Если мы научимся правильно использовать умственные ассоциации, мы можем запомнить все виды данных, такие как:
- Списки слов
- Числовые ряды, математические формулы
- Отношения между понятиями или объектами
- Имена людей, странные слова, иностранный словарь
- Классификации, диаграммы, диаграммы
Как запомнить даты
Этот способ подойдет для тех, у кого отлично работает фантазия. Суть проста: при разборе какого-либо события необходимо связывать его с определенным предметом. К примеру, годы Ледового Побоища со льдом в холодильнике, или отмену крепостного права с освобождением от занятий в школе. Если же речь идет об изучении памятников архитектуры и их создателях, фамилии архитекторов можно выучить через ассоциации с особенностями их стиля или места, где возведено строение.
Такой метод крайне прост в исполнении, под силу даже маленьким детям, и признан наиболее быстрым и эффективным для запоминания большого объема информации. К тому же, если ежедневно повторять заученный материал, смотря на ассоциативные предметы, выученное на долго задержится в памяти и не потеряется после сдачи зачета или экзамена.
В этом методе даже не обязательно проводить ассоциации с предметами, ведь в роли объекта привязки может выступать сам человек. При помощи определенного ритма шагов, жестикуляции, каких-либо особых интонаций можно запомнить любой объем информации, и, выступая, повторять комбинацию заученных движений, воспроизводя весь подготовленный текст.
Метод систематизации
Систематизация как производство и увеличение знаний — это в основном методологический процесс, посредством которого главные герои спрашивают о природе, характеристиках и результатах своих действий, восстанавливая отношения с ними через знания, которые они производят. Любая методология, если вы хотите быть полезной, должна применяться на основе ряда требований с учетом соответствующего контекста и сроков. Систематизация должна сделать это полезным и не разочаровывающим опытом.
Именно этого способа запоминания дат придерживаются создатели школьных учебников, ведь не зря все даты распределены по главам и параграфам. В чем смысл данного метода? Человек должен выстроить точную историческую цепочку, в которой все даты и события будут идти друг за другом, не в коем случае нельзя допускать хаотичность или пустоты в этой последовательности. Цепочку можно составить как в голове, так и на бумаге, но преподаватели советуют использовать последний способ, пусть даже он занимает больше времени и сил, зато точно нельзя будет запутаться или случайно потерять в этой цепочке какую-либо дату.
Ни один человек не может запомнить информацию, пока она не точно систематизирована в его сознании, либо же не записана на бумаге. Без порядка и определенной системы невозможно будет запомнить что-либо.
Метод «цифра-картинка»
Этот способ так же можно назвать наиболее действенным для тех, у кого хорошо развита способность ассоциировать. Суть метода заключается в том, чтобы разобрать каждую цифру в необходимой для запоминания дате, на обособленный, отдельный элемент, привязав его к какому-либо действию, картинке.
Так, цифру 7 можно ассоциировать с косой, 8 — с бесконечностью или утонченной женской фигурой, 9 — с надвигающейся перед штормом волной, 2 — с изящным лебедем и так далее. В конечном итоге, когда человеку будут называть историческую дату, в его голове должна всплывать картинка из ассоциаций, которую он сам нарисовал в процессе заучивания. Если все условия выполнены верно, правильный ответ не заставит себя долго ждать.
Желательно не придумывать все ассоциации в один день, потому как в голове будет каша, цифры и их картинки будут путаться. А также желательно придумывать ассоциации из разных областей, то есть не нужно все цифры привязывать, скажем, только к животному или растительному миру, это тоже может очень легко запутать.
Буквенный метод
Способ чем-то похож на тот, что был представлен выше, только теперь цифры необходимо привязывать к букве, которая либо имеет схожесть с определенной цифрой, либо просто первая пришла на ум (но лучше использовать привязку по первому признаку, потому что так исторические даты запоминаются намного легче). Таким образом, у человека должен образоваться определенный набор специальных секретных шифров, мысленно произнося которые он будет с легкостью вспоминать нужные ему даты. Для удобства можно выписывать эти комбинации букв на листочек. Вот примеры нескольких цифр, которые легко можно привязать к похожим на них буквам:
Как запомнить даты по истории методы
- 0 похоже на букву «О»;
- 1 схоже с английской буквой «I»или же с печатной русской «Т» (и цифра, и буква имеют в основании одну черту);
- 2 точная копия прописной буквы «Г»;
- 3 схожа с «З», поскольку пишутся они абсолютно одинаково;
- 4 начинается с буквы «Ч» и очень похожа эту букву;
- 6 похожа на «Б», при чем как печатная, так и прописная
- 8, если спереди добавить палочку (или например, цифру 1), станет похожа на букву «В».
Список можно продолжать долго, но не исключено, что можно придумать и другие ассоциации с буквами, все абсолютно индивидуально.
Метод фона
Главная задача данного метода: попытаться провести аналогию между историческими датами и событиями, которые происходят с человеком в реальной жизни. Это могут быть дни рождения родственников или друзей, какие-то особо значимые даты для самого человека или праздники какой-либо страны.
Если на историческое событие не получается вспомнить ни одного памятного дня в нынешней жизни, то можно просто запомнить, как конец, середина или начало определенного месяца или сезона.
Смысловой метод
Этот способ подходит тем, кто не может придумывать ассоциации и связывать события с памятными датами. Смысл прост: необходимо логически разобрать дату по частям. К примеру, цифры 96 и 69 могут означать стороны света или берега рек, потому что они всегда читаются одинаково, как ни крути.
Аналитические методы
Данный вид запоминания исторических дат подходит для настоящих фанатиков этого предмета. Нужно максимально правдоподобно восстановить ход событий, происходящий в указанную дату, вплоть до перевоплощения в определенных исторических личностей.
Различают 2 аналитических метода: причинно-следственный метод (это когда весь ход сражений четко уложен в голове и человек понимает всю последовательность действий) и метод смысловых блоков (признан самым сложным среди представленных. Необходимо длительный период времени (к примеру, 19 век) разбить на блоки поменьше и привязать их ко всем необходимым датам. Тогда в голове даты будут расположены словно по главам, как в книге, и ничего уже не забудется).
Другие методы тренировки памяти
Это скорее определенный стиль жизни, придерживаясь которого, человек сможет запоминать информацию в 2 раза больше обычного. Необходимо четко концентрироваться на запоминаемой дате, выписывать ее несколько раз на листочек и повторять каждый день, пока она твердо не отпечатается в сознании.
Как запомнить даты по истории методы и приемы
Также, очень важно работать с объемом, который надо выучить, в тишине, чтобы человека ни что не отвлекало.
Вместо заключения
Все представленные здесь методы точно помогут с легкостью и в игровой форме запомнить важные исторические даты. Какая техника запоминания самая лучшая? Нет хороших или плохих методов, но вы должны знать и пробовать их, потому что каждый человек будет работать лучше, в зависимости от наших способностей. Лучше всего то, что вы знаете, как каждый из них работает, чтобы применить их на практике, и видите тот, который подходит вам лучше всего. Главное — это систематическое повторение и закрепление уже выученных событий, чтобы они как можно дольше задерживались в памяти.
Источники:
http://www.ed-star.ru/kak-ponyat-i-vyuchit-istoriu.html
http://ege-merlin.ru/kak_vyiuchit_vsemirnuyu_istoriyu_i_ne_potratit_chasyi_na_konspektirovanie_uchebnikov.html
http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/starshie-klassyi/kak-zapomnit-daty-po-istorii-bystro.html