0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как найти общий язык с подростком

Как найти общий язык с подростком?

Порой нам кажется, что отношение с ребенком зашли в тупик. Он ничего нам не рассказывает, огрызается, живет в своем мире, в котором нам места нет.

Мы не понимаем, что твориться в голове нашего подростка, а ведь нам так хочется все контролировать. В этом-то и кроется вся проблема: зачастую мы считаем, что дети обязаны нам отвечать на любые вопросы и «изливать душу», ведь мы хотим им помочь. Но вспомните себя в подростковом возрасте – это время бунта, время поиска себя.

Возможно ли найти общий язык с подростком? Однозначно, да! Главное — знать несколько техник общения, и тогда у вас есть все шансы стать друзьями с вашим ребенком.

Безусловное принятие

Начнем мы с принципа, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Принцип этот — безусловное принятие.

Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей фразы: «Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить» . Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(лениться, грубить, драться), не начнешь … ( хорошо учиться, помогать по дому) .

В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят, «только если…».

Чем это может обернуться? По мере взросления у ребенка может развиться «комплекс неприятия» , из-за которого дети просто не хотят видеть своих родителей, общаться с ними.

Как слушать ребенка

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Но как узнать, что тревожит ребенка, если он не хочет об этом говорить?

Психологи очень подробно описали прием активного слушания .

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

7 секретов активного слушания:

1. Быть на одном уровне.

Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

2. Прием «угу-поддакивание».

Когда слушаете ребенка, используйте междометия «угу», «ага», «да-да», «ну» . Только не переусердствуйте, иначе это может вызвать обратную реакцию.

3.Примем «Обозначение чувств».

Здесь очень важно избегать фраз: «да что ты расстраиваешься, повода то нет», «ты что, расстроен?» Озвучьте эмоцию ребенка в утвердительной форме: «Я вижу: ты чем-то расстроен».

Так ребенок будет чувствовать, что вы понимаете его.

4.Прием «уточняющие вопросы».

В порыве эмоций сложно собрать свои мысли, здесь-то нам и помогают уточняющие вопросы: «Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что Петя обижает тебя?» или «Ты хотел сказать, что Петя тебя обижает, потому что …?»

5.Прием «Наводящие вопросы».

Для того чтобы вывести ребенка на диалог, используйте дополнительные вопросы: «Как?», «Где?», «Когда?», «Почему?».

Очень сильный прием активного слушания – передача содержания другими словами.

Сын: Не буду больше водиться с Петей!

Отец: Не хочешь с ним больше дружить (парафраз)

Отец: Ты на него обиделся (обозначение чувств)

Повторение последних слов собеседника.

Маша: Я больше не пойду в эту школу!

Мама (после паузы): Не пойдешь в школу

Маша: Да! Меня там все обижают

Мама (после паузы): Все обижают

Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, когда вы увидите результаты:

  • Исчезает или, как минимум, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
  • Ребенок, убедившись, что взрослый его слушает, начинает рассказывать о себе больше и охотнее.
  • Ребенок сам продвигается в решении своих проблем.

Что мешает наладить контакт с ребенком?

А теперь поговорим о том, чего не стоит делать и говорить, если вы хотите наладить контакт с ребенком.

Существуют типы традиционных родительских высказываний — настоящих помех на пути активного слушания ребенка.

Давайте же познакомимся с этими типами автоматических ответов родителей, а также с тем, что слышат в них дети.

1.Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Чтобы больше я этого не слышала!», «Замолчи!» .

В этих фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему.

2.Предупреждение, предостережения, угрозы: «Еще раз это повториться, и я возьмусь за ремень», «Не придешь вовремя, пеняй на себя», «Смотри, как бы хуже не стало» .

Угрозы бессмысленны, а при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.

3.Мораль, нравоучение: «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых» .

Из таких фраз дети не узнают ничего нового. Они чувствуют давление, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.

4.Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте дал сдачи», «По-моему, нужно подойти и извиниться».

Дети негативно реагирует на такие высказывания, ведь они хотят быть самостоятельными.

5.Нотации, лекции: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила…».

И здесь уже дети отвечают: «Отстань», «Хватит», «Сколько можно!»

6.Критика, выговоры, обвинения: «Опять все сделал не так», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялся».

Никакой воспитательной роли такие фразы не несут. Они вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние и подавленность.

Читать еще:  Как работает в России военная ипотека

7.Обзывание и высмеивания: «Не будь лапшой», «Ну просто дубина», «Какой же ты лентяй».

Все это лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе.

8.Догадки, выспрашивания: «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», «Нет, ты все-таки скажи, я все равно узнаю» .

За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

Понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось. Не узнаете ли вы в них некоторые типы высказываний из нашего списка?

Упражняйтесь в активном слушании. Это самый главный навык, без которого очень сложно наладить контакт с ребенком.

Советы этой статьи взяты из книги Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» . Советую всем родителям прочитать эту книгу и использовать полученные навыки в общении с вашим ребенком.

Автор статьи: Судиловская Инна – преподаватель Юниум по искусству общения.

Консультация для родителей «Как найти общий язык с подростком?»

Юлия Музалевская
Консультация для родителей «Как найти общий язык с подростком?»

Как найти общий язык с подростком?

Многие родители задают вопрос, как найти общий язык с подростком, ведь он становится более замкнутым, раздражительным, агрессивным. Ему не интересно проводить время с родителями. Школьная успеваемость снизилась.

У родителей все чаще возникают проблемы, конфликты с подростком и все чаще встает один вопрос: Что же делать в данной ситуации?

Ни в коем случае не ругать подростка, а наоборот, подчеркивать то обстоятельство, что в вашей семье он нужен таким, какой он есть, со всеми его проблемами и недостатками.

Доказывать ему поступками, а не словами, что вам можно доверять. Держать слово, соблюдать все договоренности.

Хвалить за хорошие поступки и начинания, акцентировать на них его внимание, даже если их меньше, чем плохих поступков и хулиганских выходок.

Попытаться свои требования превратить в его желания, т. е. он должен сам захотеть того же, что и вы.

Повысить успеваемость подростка и привить интерес к обучению можно, необходимо ненавязчиво подчеркивать значимость хорошего образования в современном мире. Подчеркните выгоды того, что он может получить благодаря хорошему образованию в будущем.

Помогите подростку правильно расставлять приоритеты. Например, быть лидером – хорошо, но научиться взаимопониманию, правильному общению со сверстниками – важнее.

Поменять формулировку некоторых вопросов, чтобы у подростка исчезло желание не общаться с вами. Например, не «что ты сегодня получил?» (в плане оценок, а «что интересного было в школе?», «что тебе сегодня там понравилось/не понравилось?»

Не применять физическое наказание, если оно есть. Ребенок не должен бояться говорить родителям правду, какой бы она не была. Чем быстрее взрослые о ней узнают, тем больше у них будет времени на то, чтобы исправить данную ситуацию.

Не использовать в своей речи обидных слов и каких-либо выражений. Это оскорбляет достоинство подростка.

Ни в коем случае, не сравнивайте своего ребенка, с какими-то там ни было детьми, сравнивайте его только с самим собой. Стремитесь оценивать его положительно. Не превращать свои замечания в обвинения.

Если хотите похвалить, то хвалите именно его. Если вынуждены критиковать, то только данный поступок.

Стараться уделять больше времени своему ребенку. Радуйтесь вместе с ним даже самым маленьким его успехам, переживайте вместе с ним любую его неудачу.

Помогать ему решать даже маленькие проблемы. Он должен знать, что родители – союзники, а не противники.

Верить в него, и тогда он будет стремиться домой, потому что дома его принимают, любят и уважают.

На самом деле, это только на первый взгляд, кажется, что найти общий язык с подростком сложно и даже невозможно, но это не так. Главное начать правильно вести себя с подростком, и вы увидите, что ваша жизнь налаживается.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика. Общий комплекс» Уважаемые родители! Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению.

Консультация для родителей «Баловень семь. Как найти лекарство от вируса вседозволенности?» Вы и сами не заметили, как любое «хочу» вашего чада превратилась в приказ? Отказ купить двадцать пятую по счету куклу или заменить обед.

Конспект урока «Русский язык — язык русского народа». 6 класс Тип урока: вводный урок. Цели как деятельность учеников. Метапредметные: М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных.

Консультация для родителей «Как любить живое?» Консультация для родителей «Как любить живое?» Подготовила воспитатель: Иванова Л. И. Ребенку изначально свойственна любовь ко всему.

Консультация для родителей «Как не срываться на ребенка, как не кричать на него?» Почему родители кричат на своих детей?Как этого избежать?Крик считается самым малоэффективным методом воспитания из всех возможных. Но.

Консультация для родителей «Как поставить звуки [л], [р]» Консультация для родителей «Как поставить звуки Л, Р» Вопрос: «Как поставить букву «Л» ?» Правильная артикуляция Чтобы что-то исправить,.

Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей» Иммунитет — ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жизни. Крепкий иммунитет важен в любом возрасте,.

Консультация для родителей «Как предупредить конфликт?» Виды конфликтов Внутренний конфликт. Наиболее распространенной формой внутреннего конфликта является ролевой конфликт. В этом виде конфликта.

Памятка для педагогов «Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой?» Рекомендации при работе с гиперактивными детьми: 1. Не следует заставлять гиперактивного ребёнка заниматься больше, чем он может. Например,.

Читать еще:  Сколько произведений написал толстой лев николаевич

Тренинг для родителей «Дети и родители как найти взаимопонимание?» Тренинг рассчитан на: 1 ч. 40 мин. Адресат: родители детей старшего дошкольного возраста. Цель: повышение функциональной психологической.

Как найти общий язык с подростком: стратегия общения

Общение с подростками – это не всегда просто. И говорить, и порой понимать их затруднительно. Они уже не дети, но еще не взрослые, гормоны кипят, и их часто захлёстывают эмоции. Но всё это не означает, что говорить с ними невозможно. В этом материале мы поговорим про базовые особенности общения с подростками, которые доступны любому взрослому.

Найдите время для беседы

Попробуйте начать разговор за совместным ужином. Пусть приём пищи станет ещё и моментом семейного времяпрепровождения, поощряйте диалог между членами семьи за столом.

  • если есть возможность, договоритесь не использовать мобильные телефоны и иные гаджеты за столом, оставьте их в другой комнате или хотя бы выключите звук. Таким образом, все члены семьи смогут сосредоточить больше своего внимания на разговоре за ужином.
  • возможно стоит подумать заранее о вопросах, которые можно будет задать каждому члену семьи. Самые лучшие темы связаны с тем, что произошло за день, планов на будущее или каких-то комментариев, связанных непосредственно с ужином. Избегайте «оценок» комментариев друг друга и старайтесь выбирать «нейтральные» темы, которые не приведут к конфликту или ссоре.
  • пробуйте понять и узнать своего подростка как личность. Спросите их о актуальных телевизионных шоу, книгах, блогерах, музыкальных группах, которые им интересны. Поделитесь своими интересами в ответ.
  • ещё одной тактикой беседы за обеденным столом может стать ненавязчивое «интервью» подростка. Можно начать беседу с ненавязчивой шутки, или обсуждения каких-то хороших академических или спортивных результатов. А может стоит обсудить текущие новости, к примеру последние исследования космоса. Делитесь своими радостными моментами и слушайте, не перебивая, когда подросток решит поделиться чем-то своим.

Прекрасная возможность поговорить – общение в дороге

Если вы много времени проводите в машине вместе с подростком, то используйте максимально это время для того, чтобы наладить с ним контакт. Поскольку общение за рулем может отвлекать водителя, старайтесь просто предлагать темы для разговора, поддерживая подростка, чтобы ему самому захотелось что-то Вам рассказать.

  • постарайтесь создать такую атмосферу, чтобы разговор был естественным и открытым. Можно прокомментировать что-то во время поездки «А ты заметил, как этот водитель поехал налево?», «Кажется, что красный длится вечно» и т.п. Если для подростка это покажется скучным, то попробуйте узнать его планы на вечер, или на время после школы.

Если вы смотрите что-то вместе, или просто находитесь в одной комнате, то лучшее время для мини-диалога – время рекламы.

Когда вы смотрите вместе шоу, или новости, то реклама даёт нам несколько минут для короткой беседы. Можете спросить, что сейчас происходит в сериале, который подросток смотрит, или высказать мысли по поводу того, что вы вместе видели не так давно.

  • таким образом, вы сможете найти что-то общее со своим подростком, сможете найти что-то забавное и создадите особенные общие воспоминания. Подобное общения – лучший формат, чтобы «разговорить» тихого подростка.

Хороший способ начать разговор – это немного поговорить перед сном

Некоторым подросткам легче говорить вечером. Постучите в их дверь и узнайте, есть ли у них немного времени для разговора. Присядьте с ними в комнате и обсудите прошедшее за день до того, как они лягут в кровать.

  • другой вариант «ночного» разговора, на удивление, это общение с утра. Поприветствуйте своего подростка, постучав в дверь, и спросив, хочет ли он или она перекусить. Особенно хороша данная тактика, если подросток пришёл домой очень поздно или отсыпается после вечеринки с друзьями. Таким образом, Вы покажете свою открытость к диалогу и со временем подросток сможет расслабиться и рассказывать Вам всё больше и больше важных для него вещей.
  • пробуйте начинать разговор с легких фраз «Ты выглядела чудесно, когда убегала к подружкам. Как всё прошло?» или «Было приятно познакомиться с твоими друзьями, когда они за тобой зашли. Где вы, в итоге, оказались под вечер?»
  • помните, что это общение, а не допрос. Постарайтесь не использовать агрессивный стиль общения и не используйте выражения, обесценивающие возможность подростка гулять и веселиться («где ты пропадала?», «и как было шляться всю ночь напролет?» и т.п.). Не следует входить в их комнату без стука или ждать подростка с вечеринки, стоя у порога квартиры – всё это лишь подпитывает желание подростка быть изолированным от родителей. Предложение горячего напитка или вкусной закуски – располагает на общение куда больше.

Что можно сделать, чтобы сохранить общение открытым?

Попробуйте поговорить о тех вещах, которые интересны подростку. Не так важно, что это конкретно: спорт, танцы, компьютерные игры, природа, друзья – подготовьтесь к разговору о чём угодно. Главное быть хорошим слушателем и стараться проявлять искренний интерес к тому, что хочет обсуждать подросток.

  • хорошее практическое правило – слушать вдвое больше, чем говорить самому. Это гарантирует, что Вы уделяете подростку достаточно времени и внимания.

Будьте готовы к собственным реакциям на Вашего подростка, узнавайте их

Подростки способны делать или говорить то, что раздражает взрослых. Вместо эмоциональной реакции на их слова или действия, подумайте, а почему они это делают? Может быть это обида или временный каприз?

  • когда Вы размышляете над своими ответами подростку, Вы можете и сами определить корень проблемы в диалоге. Зная в чём суть конфликта, можно избегать его повторения. Кроме того, показывая, что Вы можете себя контролировать и взвешивать слова в пылу словесных баталий, Вы научаете подростка такому же типу поведения.
Читать еще:  Как сформировать инвестиционный портфель

Если Вы ошибаетесь, признавайтесь в этом и извиняйтесь

Это может быть непросто, так как хочется всегда быть примером и авторитетом для подростка. Но признание того, что даже Вы допускаете ошибки, позволяет увидеть подростку, что родитель тоже человек, а не небожитель. На самом деле, признать свою неправоту и извиняться – это и означает «показать хороший пример» подростку. «Извини меня» – мощные слова, которые может услышать подросток из уст родителя или наставника.

  • подобный позитивный опыт общения даёт возможность учиться говорить честно и уважительно с другими, даже, когда люди друг с другом не согласны в чём-то. Этот опыт позволяет чувствовать себя увереннее, когда подросток будет учиться говорить о своих чувствах, он будет меньше бояться сделать «что-то не то».

Предлагая своё мнение, но избегайте лекций и нотаций

Рано или поздно Вы услышите, что подросток говорит что-то, с чем Вы не согласны. Важно избегать таких фраз, как «Это глупое решение» или «Ты ошибаешься насчёт этого человека». Вместо этого пробуйте говорить о своих чувствах или опыте «Я понимаю, почему ты хочешь сделать так, но если тебе интересно, я думаю…» или «Я здесь, чтобы выслушать тебя, но дай мне знать, если хочешь получить от меня какой-то совет».

  • отмечайте чувства подростка. «Я вижу, что ты расстроен». Если использовать утверждение вместо вопроса, то это будет похоже на предположение, а не на обвинение.
  • уделите подростку всё своё время, послушайте, что они хотят сказать. Уберите гаджеты, отложите книгу, закройте дверь. Создайте такую атмосферу, чтобы подросток понял, что с Вами можно поговорить.
  • предложите свою помощь или совет, когда подросток закончит говорить. Задайте вопрос: «чем я могу помочь?» или «ты хочешь, чтобы я дал тебе совет?»
  • часто подростка просто нужно поговорить о проблеме, выговориться. Они могут даже не искать решения проблемы, поэтому будьте готовы к тому, что Вам придётся только лишь слушать.

Избегайте крика, обвинений и обзываний.

Всё это – проявления агрессии, которые, скорее всего, убьют любые содержательные разговоры между Вами и Вашим подростком. Помните, Вы пытаетесь поговорить с ним, а не кричать на него или расстраивать (и расстраиваться).

Поддерживаем доверительное общение

  • уважайте личное пространство подростка

Согласитесь на то, что у подростка есть возможность приватных разговоров, или разговоров за закрытыми дверьми, просто установите основные правила. Может быть, после полуночи или во время семейного ужина звонки недопустимы? А еще, если Вы уходите сами надолго из дома, договоритесь с подростком, где он будет, но не названивайте каждые 5 минут. Покажите своему подростку, что Вы его уважаете и доверяете ему. Такое поведение расположит к более близкому общению и обсуждению ранее сложных для подростка тем.

  • очень важно уважать частную жизнь, даже, если это кажется незначительным на первый взгляд. Достаточно стучать в дверь спальни перед тем, как войти. Или спрашивать о необходимости посещения ванной до того, как Вы займёте ее на некоторое время.
  • избегайте врываться в жизнь Вашего подростка в разное время суток. Планируйте время для обсуждения каких-то школьных дел или уборки его территории. Застигнутый врасплох, подросток может стать агрессивным или очень сильно расстроиться. Не следует нарушать привычный распорядок жизни, если Вы привыкли обсуждать семейные дела в машине или за обеденным столом, продолжайте придерживаться подобного режима.

Дайте подростку возможность высказываться при принятии важных решений

Будь то переезд или серьезное финансовое решение – это повлияет на жизнь семьи6 и подростка в том числе. Вместо того, чтобы принимать решение о смене жизни Вашего сына или дочери, посоветуйтесь с ними заранее. Разговор об их мнении при принятии важного решения покажет Ваше уважительное отношение к подростку и его мнению. Кроме того, это поможет сделать резкие перемены чуть менее болезненными, заранее будет готовить подростку к необходимости адаптации.

Не сообщайте другим то, что рассказал Вам подросток

Построенное между Вами и подростком доверие строится, в том числе, на сохранении конфиденциальности разговоров. Безусловно, бывают проблемы, которые необходимо обсуждать с Вашим супругом/супругой или другими взрослыми людьми. В таком случае, поставьте подростка в известность о том, что Вам кажется, что есть что-то, чем Вам надо поделиться и объясните свое решение «То, что ты рассказал тревожит меня и я чувствую, что мне нужен совет другого человека». Если подросток наотрез отказывается разрешать Вам рассказывать весь разговор, спросите, какую часть Вашей беседы Вы сможете предъявить другому человеку, чтобы подросток сам выбрал, чем можно делиться.

  • если Вы не проговорите этого, то подросток может прекратить доверительное общение или общение вовсе. Не обманывайте чужое доверие, раскрывая что-то, что было сказано Вам «по секрету».

Источники:

http://unium.ru/blog/how-to-find-common-ground-with-a-teenager/
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-kak-naiti-obschii-jazyk-s-podrostkom.html
http://tochka-centr.ru/2019/10/20/kak-najti-obshhij-yazyk-s-podrostkom/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×
×
×