0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться импровизировать на гитаре

Импровизация

Данный текст является продолжением статьи о пентатонике. Так что если вы ещё не прочитали её, то прочтите. Импровизация на гитаре в рок музыке строится на основе пентатоники, пятинотной гаммы, о которой говорилось в предыдущей статье. Однако только пентатоникой дело, как правило, не ограничивается. В соло присутствуют разные дополнительные ноты, и сама пентатоника играется в разных позициях. О них мы сейчас и поговорим:

Система боксов

В соло обычно используется не вся пентатоника, а только верхние 3-4 струны. Это называется игра в боксе (англ. Box — коробка). Пример бокса для ля-минорной пентатоники приведён на картинке. Бокс ограничен 5-м и 8-м ладами и называется Боксом А в тональности ля (А).

Это наиболее распространённый бокс. В нем начинаются большинство рок-н-рольных соло.

Теперь попробуем сохранить ноты взятые на 8-м ладу, а ноты с 7-го и 5-го ладов перенести (транспонировать) вверх по грифу. В результате мы получим первое «обращение» ля минорной пентатоники, или Бокс B. Выглядит он следующим образом:

Здесь ладами ограничивающими бокс будут 8-й и 10-й (только блюзовая нота наверху играется на 11-м). Попробуйте сыграть ноты этого бокса как показано на таблатуре. Вы услышите ту же самую ля минорную пентатонику, только с начиная с ноты ми. В этом боксе мы можем играть развитие нашего соло, фразы будут несколько иными, чем в боксе А. Переход между боксами обычно осуществляется по третей струне, через блюзовую ноту на 8-м ладу.

Если нам нехватает пространства для нашей импровизации, то мы можем перейти в Бокс С. Для этого оставим ноты взятые на 10-м ладу, а с 8-го и 9-го их опять транспонируем наверх.

Этот бокс используется реже, обычно он является продолжением бокса B.

Транспозиция боксов

До сих пор мы говорили о боксах и пентатонике в тональности ля-минор или A. Если наша песня звучит в другой тональности, например в си (B), то для того чтобы сыграть соло, нам нужно передвинуть или, выражаясь правильными терминами транспонировать нашу пентатонику на два лада наверх. Таким образом мы получим си-минорную пентатонику и бокс А для неё (см. рис). Далее можно играть её в боксе B и боксе C, как было рассмотрено ранее. Передвигая пентатонику выше мы попадем в тональность С и т.д.

Блюзовая гамма по всему грифу

Дальнейшим развитием навыков импровизации является представление пентатоники или блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Для тональности ля-минор (A) это выглядит следующим образом:

Здесь показаны все пять обращений блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Соответственно Бокс А у нас будет на 5-м ладу, бокс B на 8-м и т.д. пока на 17-ладу не повторится пентатоника в её стандартном виде (Бокс А). Признанные мастера блюзовой импровизации, такие как Д. Хендрикс, Д. Пейдж, Г. Мур, используют весь гриф, переходя из пентатоники в открытой позиции сразу на 12 лад и обратно. В некоторых случаях фраза может начинаться с самого низа (6-я струна в открытой позиции) и, постепенно повышаясь, проходить по всему грифу наверх, заканчиваясь на 15-17 ладах, охватывая три с половиной октавы. В любом случае, где бы мы не играли нашу импровизацию, её основой должна служить пентатоника соответствующей тональности. Об использовании дополнительных нот, не входящих в пентатонику, мы поговорим в следующей статье.

Импровизация на гитаре. Развитие имитационных и вариативных навыков

Предисловие

Научиться импровизировать на гитаре! Как много гитаристов (и не только) получивших базовый курс обучения игры на инструменте мечтают об этом. Сейчас очень много печатных и видеошкол, посвященных этой теме, можно найти в Интернете, на полках музыкальных магазинов, ноты-почтой и так далее. Авторами этих школ являются как общепризнанные корифеи своего жанра виртуозы-исполнители, так и не очень известные – теоретики от импровизации.

Я, наверное, тоже отношусь больше к последним. По роду своей деятельности мне пришлось изучить огромное количество материала, посвященного игре на электрогитаре и импровизации. Анализируя информацию, полученную из множества различных источников, просматривается общая тенденция подачи материала по принципу «Делай как я».

В первых разделах, как правило, изучаются различные звукоряды от простого к сложному (от пентатоник, до гамм, арпеджио септаккордов и так далее), а так же аппликатурные схемы их исполнения. Затем идёт большой ряд фраз, методов обыгрывания ладов, «вертушек», «клише» и исполнительских трюков, характерных для того или иного исполнителя. И в последних разделах представлены большие целые инструментальные пьесы для самостоятельного осваивания.

Если дать определение импровизации, как «спонтанная реализация комбинаторных навыков, навыков игры различных ритмических структур и использования исполнительских приёмов, объединенная художественным замыслом», то данная методика подачи информации этих школ вполне себя оправдывает. Изучи мой музыкальный исполнительский метод мышления, а дальше делай с этим что хочешь!

С другой стороны, если рассматривать импровизацию, как «разговор со слушателем», то встает проблема – есть ли у тебя собственный музыкальный язык, есть ли что сказать твоему слушателю? Здесь ключевым словом является «язык»! Язык общения со слушателем.

Давайте попробуем дать критерии хорошего соло, или хорошей импровизации. Это такие характеристики, как «запоминаемость», «эффектность», «логичность», «яркость» и т д. «Запоминаемость» подразумевает «песенность» фраз, они хорошо «ложатся на слух», легко запоминаются. «Эффектность» подразумевает технику исполнения, набор исполнительских приемов, обилие контрастов. «Логичность» — это чёткая форма построения фраз, архитектура частей, чередования образа мышлении во время исполнения. «Яркость» определяет диапазон контрастов регистров исполнения, ритма, плотности фактуры, ладового мышления, трюков исполнения и т д.

Предложенные ниже упражнения способствуют формированию своего собственного музыкального языка, манеры исполнения, способа мышления в процессе импровизации. Они разделены на две группы. Упражнения, развивающие имитационные навыки и упражнения, развивающие вариативные навыки. Хорошие имитационные навыки придадут вашей импровизации «песенность», «узнаваемость», «логичность», а пользуясь вашими вариативными навыками, вы придадите импровизации «эффектность», «яркость», «контрастность». Эти упражнения рассчитаны на достаточно долгую практику и тренировки с тенденцией усложнения по мере роста техники, развития внутреннего слуха и способности «предслышания», расширения использования множества исполнительских приемов и так далее.

Читать еще:  Разбил экран на телевизоре что делать

Упражнения на развитие имитационных навыков на гитаре

Сыграйте однотактовую музыкальную фразу и повторяйте её без изменения на протяжении четырёх тактов. Затем играйте новую фразу и так же её повторяйте. Старайтесь, чтобы фразы были спонтанными и достаточно удобными, простыми для вас. Играть важно под аккомпанемент, слушая как одна и та же фраза звучит на каждый аккорд.

Пример для аккомпанемента: Am/ F/ Dm/ G/ Am/ F/ Dm/ E//.

Цель этого упражнения: научиться повторять нужное количество раз спонтанно сыгранную фразу. Развивается моторная память пальцев, слух и музыкальная память. Играйте короткие фразы по пентатонике, гамме, арпеджио септаккордов и т д.

Упражнение №2.

То же, но фразы играются на два такта с использованием пауз, синкоп. Чередуйте начало фразы на сильную долю – со слабой доли, быстрые фразы – более протяжные. Двухтактовые фразы имеют больше пространства для ритмического разнообразия.

Упражнение №3.

Вспомните из любой песни или стихотворения двух или четверостишие и играйте фразы, про себя проговаривая слова выбранного текста. Варьируйте мелодику фраз, но ритмика должна подчиняться проговариваемым стихам. Это упражнение учит вас придавать «смысл» музыкальным фразам, подчинять их ритмике речевого языка человека. Как следствие, фразы становятся более понятными, лаконичными, запоминаемыми, песенными, так как становятся ближе к человеческой речи.

Мы учимся имитировать речь, которой пользуемся постоянно, но только теперь применительно к музыке! Обратите внимание, что слушатель никогда не узнает, какие стихи вы про себя проговариваете, но почувствует энергетику, образную составляющую, настроение этих стихов в ваших музыкальных фразах. Поэкспериментируйте!

Упражнение №4.

Выбрав любую хорошо знакомую и желательно любимую вами мелодию или соло из какой-нибудь композиции, сымитируйте её звучание, используя ритмику, мелодическое движение, интонацию выбранного произведения. Сыграйте по пентатонике, по гамме, по арпеджио, интервалами. Чем больше вариантов, тем лучше!

Обратите внимание, что в навыке имитирования на первый и самый важный план выходит ритм, пульсация, а не мелодика. Мелодия может быть абсолютно непохожей на оригинал, но имея родство с ней по ритму, будет иметь аналогичную энергетику. И это основное свойство имитационности.

Упражнения на развитие вариативных навыков на гитаре

Упражнение №1.

В аккомпанементе звучит один аккорд, например ля минор. Сыграйте музыкальную фразу (модель) и заканчивайте её на тонике – звук «ля», терции – звук «до», квинте аккорда – звук «ми». Можно использовать тонику «ля» октавой выше. Конечная нота фразы называется «целевой тон» и как правило является длинной нотой, относительно предыдущих.

Это упражнение хорошо развивает «предслышание», умение привести фразу в аккордовый тон, то есть в звук содержащийся в аккорде, звучащем на вашу фразу в аккомпанементе. Играйте это упражнение на разные аккорды – мажорные, минорные, доминантсептаккорд мажорный и минорный. Используйте целевыми тонами все звуки, входящие в аккорд, включая септиму.

Упражнение №2.

То же самое, но «целевой тон» играйте разными исполнительскими приёмами: тоновыми и полутоновыми «бэндами» ( подтяжками), опеванием, задержанием, тэппингом, слайдом и т д. Чем больше вариантов придти в «целевой тон» в вашем арсенале, тем самобытней ваш музыкальный язык! Тем он индивидуальнее!

Упражнение №3.

Секвенцирование фразы. Играйте фразы и перемещайте их по звукам лада в любом направлении – вверх или вниз. Как вариант, можно поиграть фразу в разных октавах, сдвигать её поступенно, по терциям и т д.

Упражнение №4.

Играйте фразу и трансформируйте её по звукам одноименных мажора и минора, по гармоническому и мелодическому виду мажора и минора, по дитоническим ладам. Каждый лад будет привносить свою характерную окраску в вашу фразу. Упражнение подразумевает хороший багаж знаний ладов в современной музыке. При достаточно продолжительной практике игры этого упражнения в импровизации вы сможете «раскрашивать» фразы в характерный колорит используемых ладов.

Упражнение №5.

Игра трансформаций музыкальной фразы по «принципу центральной симметрии».

а) Сыграйте простую однотактовую фразу.

б) Сыграйте её в обратной последовательности от последней ноты до первой, соблюдая обратную ритмику фразы (ракоход). На первых порах это довольно сложно!

в) Сыграйте исходную фразу в обратном мелодическом направлении, то есть если фраза имела восходящее движение, то играйте её трансформацию в нисходящем движении.

г) Сыграйте ракоход третьей трансформации фразы.

Получаем алгоритм данного упражнения: играем фразу, затем её ракоход, исходную фразу в противоположном мелодическом направлении,её ракоход. Это упражнение развивает гибкость музыкального мышления и внутренний слух, умение из минимального количества звуков получить максимум возможностей построения мелодической линии, вписывающейся в четырех, восьми и шестнадцатитактовые структуры.

Упражнение №6.

Играйте музыкальную фразу, а затем, используя синкопы, метро-ритмические смещения, ноты-призраки («щелчки на заглушенных струнах») «поразрывайте» исходную фразу максимальным количеством вариантов, насколько хватит вашей ритмической фантазии. Это упражнение хорошо развивает ритмическую свободу исполнения, а следовательно «эффектность», «яркость» игры.

Упражнение №7.

Возьмите хорошо знакомую вам мелодию или соло и поиграйте в различных размерах (2/4; 3/4; 4/4; 6/8; 12/8), подстраивая мелодические фразы под данный размер. Обратите внимание, что при использовании принципа вариативности на первый план выходит значение мелодики, интонации, образности импровизации, её формы.

Заключение

Постоянно практикуя развитие навыков имитационности (ключевая характеристика – ритм) и вариативности (ключевая характеристика – мелодия) мы формируем оптимальный баланс между этими характеристиками в импровизационной линии. У каждого музыканта этот баланс будет индивидуальным, в зависимости от его психотипа, темперамента, стилевых предпочтений и фантазии.

Читать еще:  Как стать преподавателем в ВУЗе

Данный курс упражнений способствует формированию индивидуальности музыканта, выработке своего собственного музыкального языка общения со слушателем. Эти упражнения не содержат никаких ограничений и запретов и будут полезны для музыкантов, играющий в любых стилях от джаза , блюза до рока и неоклассических стилей.

Щеницын Константин, преподаватель по классу гитары МОУ ДОД ДМШ им.П.И.Чайковского, г.Северск

Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.

Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?

Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.

Более того, на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.

И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие. Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко. И тогда уже через пару дней тренировок на гитаре вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!

Простые уроки для новичков

Без знания гамм и нот

Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете .

Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука. Вообще эти звуки зовутся доминанта и субдоминанта, но даже эта терминология вам не понадобится.

Небольшой экскурс в теорию.

Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.

Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.

Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми. Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ. Что получилось? Правильно – аккорд F. Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G.

И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.

Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами.

Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу. Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов. Это также поможет вам и выучить ноты на грифе – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.

Пентатоника – это просто!

А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.

Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.

Гамма До-мажор

Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

То есть мажорная гамма До выглядит вот так:

До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.

Гамма Ля-минор

Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

В этом случае возьмем минорную гамму Ля:

Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.

Читать еще:  Как жить дальше после смерти мамы

Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.

Пентатоника До-мажор

То есть для того, чтобы построить пентатонику, вам надо просто убрать из гаммы две ноты.

В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:

До – ре – ми – соль – ля – до

Пентатоника Ля-минор

От Ля-минора так:

Ля – до – ре – ми – соль – ля.

Поэтому для того, чтобы построить пентатонику, следует просто понимать, какую ноту на грифе вы сейчас играете, подобрать к этой ноте гамму – что очень просто, если действовать по схеме – и после этого убрать из нее нужные ступени. Конечно, это потребует времени, однако это просто необходимо для рок-импровизации, а также для решения вопроса – как играть красивые соло на гитаре.

Джазовая импровизация на гитаре

А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.

Блюзовая импровизация на гитаре

По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.

Импровизация на гитаре – все, что нужно знать

Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре красивыми переборами, и соло-партий, и аккордовых позиций.

Играйте больше, учите больше

Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.

Разбирайте каждую композицию

Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их. Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает. Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.

Начинайте с простого

Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.

Например, простые переборы на гитаре схемы для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.

Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.

Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.

Больше слушайте

Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала. И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас. Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.

Чаще подбирайте песни на слух

Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других. В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха. А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.

Учите теорию

Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко. Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений. Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.

Источники:

http://uroki-guitary.ru/boxes
http://guitarsolo.info/ru/guitar-articles/improvizatsiia-razvitie-imitatsionnykh-i-variativnykh-navykov/
http://pereborom.ru/kak-improvizirovat-na-gitare/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector