1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как объяснить ребёнку что такое ответственность

Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Представляем вашему вниманию текстовый вариант одного из вебинаров для родителей, проведённых психологом «Домашней школы Фоксфорда». Обсуждались обязанности тинейджеров, связь между ответственностью и самостоятельностью, а также санкции, допустимые за проступки.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то. ». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Читать еще:  В каких международных документах закреплены права ребенка

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то. », сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Воспитание ответственности у ребенка

Кадет Стоун, принимайте управление взводом!
скачать видео

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Приемы:

  • Давать посильную нагрузку. Если родители стараются защитить ребенка от трудностей жизни, отстраняют ребенка от бытовых, материальных и других жизненных трудностей, ребенок привыкает к тому, что за него все сделают родители. Или кто-то другой. Маленький ребенок не понимает такого самопожертвования, но привыкает к беззаботной жизни. Привлекайте его к семейным делам — пусть помогает. Привлекайте к своим размышлениям, как лучше сделать то или иное.
  • Учите его, как справляться с трудностями. Самый ответственный по натуре ребенок будет отказываться от ответственности, если он элементарно не знает, как сделать то или иное. Разговаривайте с подростком о его планах, сомнениях, возможностях, о семейном бюджете и семейных проектах, о ваших собственных проблемах и желаниях. Ваши ожидания и обиды не должны быть скрыты от ребенка. В доверительных и честных обсуждениях, небольших общих делах, намечаемых вместе с ним (это могут быть какие-то усовершенствования в вашей квартире, устройство семейного праздника, семейная поездка) можно выработать постепенно ту линию поведения, которая будет устраивать и вас, и его.
  • Помогайте в делах, которые пока для него трудны. Наверное, любой ребенок хотел бы заработать деньги, так как они расширяют его возможности. Но работу надо искать, надо договариваться с незнакомыми людьми, перестраивать привычный ритм жизни. Часто подростка сдерживает опасение, что не хватит сил и на занятия, и на работу. Лучшее время начать работать — каникулы. Предложите свою помощь в поиске работы. Сначала можно даже поработать вместе с ребенком. А потом, скорее всего, подросток захочет объединиться со своим приятелем.
  • С делами, с которыми он может справиться уже самостоятельно — пусть справляется самостоятельно. Свои игрушки может убрать уже маленький ребенок, если его к этому приучать. А если ребенок свои игрушки не ценит, их ломает (бросает, забывает, не убирает) — то остается без игрушек. Когда школьник уже умеет делать уроки — он должен свои уроки делать самостоятельно.
  • Время от времени полезно поставить ребенка в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить ребенка в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность.
  • Приучать платить за свои инициативы и за свои проколы.

Как помочь ребенку стать ответственным?

Со временем вам придется избавиться от привычки руководить жизнью вашего ребенка. Это должно стать уже не вашей заботой, а его прямой обязанностью. Для этого попробуйте воспользоваться советами американских специалистов по работе с родителями подростков, супругов Р. Т. и Дж. Байярд. Они советуют проделать следующие три шага.

Читать еще:  Как продать биткоины за рубли через сбербанк

Первый шаг. Возьмите бумагу и карандаш и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит вас в поведении вашего ребенка. Беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей. Например: не хочет переодеваться после школы; целыми днями смотрит телевизор; не делает уроки; не убирает в своей комнате и т.д. Просмотрите список, обдумывая в это время, все ли проблемы в нем имеют отношение лично к вам.

Второй шаг. Когда список будет готов, снова просмотрите его и отберите в отдельный перечень те позиции, которые имеют определенные последствия для ребенка, но никак не влияют на вас Допустим, вас беспокоит то, что подросток стал плохо учиться, вам не удается заставить его ходить в школу или делать домашние задания. Но это влияет, прежде всего, на его или ее жизнь. Он или она не сможет выбрать тот вид деятельности, который нравится, людей, с которыми придется общаться, и т. д.

Исключайте этот пункт из своего списка и включайте его в перечень того, что должно заботить вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к вам. Например, из-за него вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать обвинения в его плохой учебе или поведении. Или, перестав ходить в школу, живет дома как иждивенец, не выполняя никаких обязанностей.

Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Как применить теорию на практике?

Начните с одного из пунктов. Выбрав, представьте, что ваш подросток совершает поступок, относящийся к этому пункту. Как только вы сделаете это, вы почувствуете знакомый вам эмоциональный толчок — смесь беспокойства, гнева и беспомощности.

Но затем заставляете себя вспомнить: теперь не вы, а ваш ребенок отвечает за это поведение. Вы не должны больше испытывать эти неприятные чувства. Почувствуйте новое состояние облегчения и свободы. Сейчас вы можете посмотреть на поступок подростка как бы со стороны: с интересом и доверием к тому, что он сам может разрешить свою проблему.

Затем обдумайте и отрепетируйте ваше сообщение сыну или дочери, что вы передаете им ответственность за данный пункт перечня. Можно сказать так: «В прошлый раз я беспокоилась, что ты не пошел в школу и сердилась оттого, что не могу заставить тебя ходить туда. Я долго думала об этом и решила, что это действительно твое дело, потому что это влияет, прежде всего, на твою жизнь. Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать решения по поводу твоей учебы. С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, это будет для тебя правильным. Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь. Но в целом теперь это твое дело».

Потом обдумайте, что вы скажете по поводу тех аспектов его нежелания ходить в школу, которые могут беспокоить лично вас. Например: «Я не собираюсь вмешиваться в твои дела, но я хочу, чтобы во время школьных уроков ты не приводил домой своих приятелей. Я хочу, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца».

​​​​​​​Вы пользуетесь именно «я-высказываниями», от своего лица, и по возможности более краткими.

Теперь отправьтесь к сыну или дочери, прямо заявите им, что вы приняли решение по определенной проблеме, и сформулируйте это решение.

В течение следующих нескольких дней или недель тем же способом передайте подростку ответственность за остальные пункты перечня.

Реакция ребенка бывает разной, иногда неожиданной, — от радости до обвинений, что о нем не заботятся. Реакция может отсутствовать вообще. Но первый шаг на пути к решению ваших проблем будет сделан.

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Ответственность и дети: советы родителям

Советы родителям о том, как научить ребенка ответственно подходить ко всему, что он делает

Ответственность и дети: советы родителям

Когда ваш ребенок делает что-то неправильно, вы можете заметить, что при этом он пытается переложить свою вину на других людей. Он говорит: «Я поступил так под влиянием таких-то обстоятельств» или «Это не мои отпечатки здесь на стене». Маленькие дети должны понимать, что ошибки являются нормальной частью жизни, и им никого не нужно в них винить.

Принятие на себя ответственности за свои поступки – это часть процесса становления здорового взрослого человека. Поэтому родителям очень важно знать, как правильно научить детей быть ответственными. Советы, описанные в данной статье, помогут вашему ребенку научиться нести ответственность за собственные слова и поступки.

Как научить детей ответственности

Родители должны понимать, что обучение ребенка ответственности потребует от них большого количества времени и усилий. Это не произойдет в одночасье. Вы должны будете подкреплять зарождающееся чувство ответственности, беседовать о нем с ребенком в течение долгого периода времени (по мере его взросления) и использовать свой жизненный опыт в качестве примера.

1. Четко объясняйте ребенку позитивные и негативные последствия

Когда в вашей жизни что-то происходит, используйте это в качестве примера. Подкрепляйте положительные моменты, например, «Ты получил хорошую оценку за контрольную работу, потому что усердно готовился к ней» и объясняйте негативные: «Ты весь промок, потому что бегал по лужам».

Попросите ребенка подумать о различных ситуациях и сказать вам, что может произойти, если он поступит определенным образом. Например, что произойдет, если он забудет включить будильник, чтобы не опоздать в школу? Вы можете также использовать себя в качестве примера. Спросите у ребенка: «Что случиться, если мама забудет поставить будильник, чтобы вовремя пойти на работу?». Пусть малыш выскажет свое мнение. Так он научится рассуждать о связи причин и следствий в тех или иных ситуациях.

Читать еще:  Чем закончился ангел кровопролития

2. Не отклоняйтесь, не отступайте от правил

Это основа обучения детей ответственности. Иногда родителям проще настоять на своем, но если вы не опишете последствия сейчас, позже вам будет гораздо труднее добиться от ребенка соблюдения правил. Плюс ваш ребенок не будет принимать вас всерьез тогда, когда в следующий раз что-то случится. Возлагайте на малыша ответственность за его поступки и будьте последовательными в своих правилах.

3. Наглядно демонстрируйте прогресс и достижения ребенка

Дети любят наглядность. Прикрепите на дверь или холодильник диаграмму, на которой отображаются успехи и ошибки ребенка. Каждый раз, когда ребенок делает что-то хорошее, награждайте его определенным количеством баллов, которые затем отобразите на графике. Если малыш делает что-то неправильно и обвиняет в этом кого-то или что-то, вычитайте баллы из общего количества. Посоветуйте ребенку копить свои баллы, чтобы их можно было обменять на приз в конце недели. Потеря баллов будет означать для него необходимость лучше стараться, чтобы получить желаемое вознаграждение.

4. Помогайте ребенку понять, что он уже большой

Подкрепляйте чувство ответственности ребенка, возлагая на него обязанности по дому по мере взросления. Назначайте ему домашнюю работу, и если при этом он задает вопрос, почему должен делать то или это, отвечайте: «Ты уже большой, и я надеюсь, что ты станешь хорошим помощником нам с папой (нам с мамой)».

5. Давайте малышу возможность для ответственных поступков

Дайте ребенку список хозяйственных работ по дому. Так он сможет выбрать для себя обязанности и подумает над тем, как их правильно выполнить. Это позволит ребенку ощутить ответственность и повысит его самооценку. Объясните, как нужно выполнять ту или иную работу и то, какую работу вы приготовили для ребенка, дайте ему время на выполнение и расскажите о последствиях за невыполнение или недобросовестное выполнение своей работы. Затем позвольте малышу приступить к работе и по окончании дайте свою деликатную оценку проделанному.

6. Не спешите помогать ребенку

Старайтесь не «склеивать осколки», когда ваши дети переживают последствия собственного плохого решения. Если ребенок отказывается есть то, что вы приготовили на ужин, и хочет чего-то другого, скажите, что это все, что у вас есть. Если он не ест, поставьте тарелку в холодильник. Затем, когда в 11 часов вечера в своей комнате ребенок начнет жаловаться вам на то, что голоден, скажите, что он может съесть свой ужин, который вы оставили в холодильнике. После того как ребенок пару раз заснет голодным, он поймет, что лучше есть то, что приготовила мама.

7. Позволяйте ребенку помогать вам

Как научить ребенка быть ответственным? Объясните ему, что он может сделать очень многое, чтобы помочь вам. Если работа по дому приводит вас в уныние, не показывайте свои эмоции малышу. Лучше улыбнитесь и попросите его помочь. Превращая ответственность в веселую командную работу, вы помогаете ребенку быстрее освоить ее. Вы также учите его заботиться о себе и брать на себя ответственность за собственную жизнь.

8. Будьте образцом для подражания

Лучший способ побудить детей принимать на себя ответственность заключается в том, чтобы самим нести ответственность и демонстрировать это на собственном примере. Покажите им, как вы складываете свои вещи, когда приходите домой, убираете за собой и признаете свои ошибки.

9. Давайте ребенку задания, подходящие для его возраста

Давайте малышу соответствующие возрасту задания, с которыми он может справиться. Шестилетний ребенок может самостоятельно заправлять свою постель, ополаскивать посуду и даже пылесосить. Поговорите с подростком о том, что ему нужно для школы, помогите ему распланировать домашнюю работу или попросите вести календарь с учетом своего расписания.

10. Помогите ребенку осознать такое понятие, как «приоритет»

Ваш ребенок хочет играть весь день и ночь, но он должен понимать, что ответственность стоит в жизни на первом месте. Если малыш спрашивает: «Могу я поиграть с друзьями?», вы должны объяснить ему, что сначала он должен убрать за собой. Когда вы это произносите, будьте дружелюбными, но твердыми. Вы можете сказать малышу, что вам хочется смотреть телевизор, но сначала вы должны вымыть посуду. Так вы продемонстрируете ребенку, что умеете расставлять приоритеты.

11. Старайтесь не критиковать ребенка

Будьте терпеливыми, когда ваш ребенок забывает делать что-то правильно. Слишком много нотаций и наказаний все равно не поможет. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором. Можно даже добавить нотку дурашливости, чтобы сделать процесс обучения ответственности забавным. Если ребенок что-то забывает или упускает, спросите у него в смешной манере: «Разве мы храним носки в банке?». Затем спросите у малыша, куда он на самом деле должен отнести свои носки, позвольте ему ответить, но поддерживайте при этом непринужденную атмосферу.

12. Поощряйте позитивную манеру речи

Превращайте все, что происходит, в позитив. Вместо того чтобы говорить ребенку о том, что он не получит и чего не произойдет, сделайте наоборот. Скажите малышу, что если он сделает что-то правильно, то получит что-то хорошее. Если ваш ребенок просит вас о чем-то, скажите ему, что вы дадите то, что он просит, когда он выполнит свою работу по дому.

Предостережение: избегайте использовать этот метод в качестве взятки. Например, не говорите малышу, что если он выполнит свою работу по дому, вы отведете его в кафе. Слишком большое вознаграждение со временем обесценивается.

13. Вооружите ребенка инструментами необходимыми для ответственности

Облегчайте ребенку задачу нести ответственность, предоставляя ему инструменты, необходимые для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его исправным будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для канцелярских принадлежностей и папки. Обеспечьте его блокнотами, держателями и скоросшивателями. Дайте ребенку еженедельник, чтобы он записывал туда даты выполнения школьных заданий и домашних дел.

Купите необходимые материалы и позвольте ребенку самому решить, как их использовать в своих интересах. Просто предоставьте ему инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу. Можно также рассмотреть вариант покупки часов. Скажите ребенку, когда он должен прийти домой, и дайте часы в качестве инструмента, который поможет ему не опаздывать.

Источники:

http://externat.foxford.ru/polezno-znat/responsibility
http://www.psychologos.ru/articles/view/vospitanie-otvetstvennosti-u-rebenka
http://childdevelop.ru/articles/upbring/2495/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector