1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как объяснить ребёнку что такое Родина

Как познакомить ребёнка с понятием Родина

Даже в эпоху глобализации, когда границы между разными государствами почти исчезают, любовь к собственной отчизне всё равно остается важной и значимой. Потому при воспитании детей стоит уделить особое внимание понятию Родины. Что в таком случае нужно рассказать и показать малышу, чтобы он проникся уважением и гордостью за свою страну?
Любовь к Родине не рождается сразу.

Для начала надо чётко понять: разговор о родине должен быть далеко не один. Чтобы ребёнок узнал о своей стране больше, чтобы он увидел её красоту, величие и значимость, нужно потратить много времени в течение не одного дня, периодически возвращаясь к данной теме. Поэтому не стоит ожидать, будто он проникнется вашим рассказом сразу, как только вы его окончите. Более того, сначала он, скорее всего, вообще мало что поймёт и запомнит. И тут важно учесть один момент: нельзя навязывать ребёнку любовь к отчизне. Прививать её, требовать что-то, говорить, что он «должен любить свою страну» – всё это не принесёт никакого результата (и даже может вызвать у него, наоборот, отторжение). Потому грамотная политика родителей в такой ситуации: действовать мягко, исподволь, объясняя всё, что необходимо, показывая, что нужно, но не ожидая, что ребёнок моментально станет истинным патриотом. А начать, конечно же, стоит с самого понятия Родины.

Если вы уже беседовали с ним о космосе, то наверняка рассказывали о планете Земля как об общем доме всех людей. К этой теме можно вернуться, расширив её: рассказав о множестве стран, в которых живут разные народы. Они отличаются друг от друга обычаями, порядками, одеждой, погодой, языком в конце концов – буквально всем! И в одной из этих стран живём мы: это наш ещё один общий дом. У страны есть свои название, флаг, территория, традиции, история и достижения. И каждый уважающий себя гражданин должен как минимум знать их.

О чём говорить с ребёнком?

Вы будете показывать ребёнку Родину, рассказывать о ней, помогая узнать больше. Все действия в этом случае можно разделить на несколько направлений:

знакомьте с природой

Знакомство со страной всегда начинается с её территории. Возьмите глобус либо карту мира и покажите малышу государственные границы страны. Поясните, какая она огромная на понятных ему примерах – сравнив с вашим городом, например. А ещё расскажите, что Россия крупнейшее государство на планете. Далее можно перейти к природе и климату отчизны. Причем не просто рассказывайте, но и показывайте: найти научно-познавательные фильмы или адаптированные для детей книги обо всём этом не так уж и трудно. Обязательно акцентируйте внимание на чём-то необычном, что могло бы заинтересовать ребёнка. Например, можно отметить, что в России есть практически все климатические зоны: от снежной тундры, где вечная зима, до субтропиков, где могут жить экзотические животные, от пустынь до высочайших гор. Не забудьте рассказать про природные богатства: леса, реки, драгоценные камни и металлы – всё это поможет формированию у малыша образа своей страны.

знакомство с обычаями

Территория ничто без людей, её населяющих. Поэтому логичным продолжением будет знакомство с народом: его культурой, традициями, разнообразием. И тут как нигде важна наглядность! Причём не стоит ограничиваться всё теми же фото и видео, которые бы показали, как живут или жили соотечественники. Это, конечно, тоже будет интересно ребёнку (особенно если это всё заметно отличается от того, что он наблюдает вокруг себя), но гораздо больше ему даст личное знакомство с обычаями своего народа. Продемонстрируйте национальные костюмы и расскажите о них. Можно приобрести что-то и для самого малыша: рубаху с традиционным орнаментом для мальчика, красивый головной убор для девочки. Продолжите рассказ о национальной кухне. Детям наверняка понравится что-то вкусненькое, необычное и с красивой историей, напоминающей сказку. Да и сами сказки народов отчизны, как и народные песни, нельзя забывать: малыш от них наверняка придёт в искренний восторг!

знакомство с историей

Разговоры с ребёнком об обычаях и культуре народа, берущих свои традиции с древних времён, логично подводят к знакомству с историей родины. Ведь у ребёнка появится масса вопросов: почему мы не ходим в такой же одежде, почему быт людей на старых фото отличается от нашего, как произошли все эти и другие изменения в поведении людей, проживающих в нашей стране? Конечно, слишком углубляться в историю в общении с малышом вряд ли стоит, он ничего не запомнит. Но выбрать наиболее яркие моменты, которые бы отложились в его памяти, нужно. Что это может быть? Да все, что угодно: от царей Древней Руси и татарского нашествия, до Великой Отечественной войны и Юрия Гагарина. Главное, чтобы описание действительно увлекло ребёнка, чтобы было созвучно его формирующимся интересам. Отдельно расскажите о национальных героях родины: маленькие дети любят события, в которых участвуют необычные, сильные, умные и отважные персонажи. И не забывайте, что всю информацию надо адаптировать для дошкольника: иначе он может ничего не понять.

Читать еще:  Как помолосолить помидоры на еду в кастрюле

знакомство с искусством

О том, что искусство само по себе очень важно для гармоничного развития детей, говорить вряд ли стоит. Но в случае рассказа о родине это играет особую роль. Почитайте малышу сказки, стихи или другую, подходящую ему по возрасту литературу, которая была написана вашими соотечественниками. Поставьте ему послушать классическую музыку, созданную композиторами прошлого. Расскажите об этих произведениях искусства и истории их создания. Кстати, персонификация и здесь нужна. Ребёнок наверняка с интересом послушает о жизни писателей, поэтов, композиторов, актёров, режиссёров, посмотрит их фотографии (если таковые, конечно, имеются). А ещё в данном случае хорошо бы поинтересоваться мнением малыша. Узнайте у него, что он думает о прочитанном и прослушанном, что ему запомнилось. Это не только позволит вам понять, на чем он сосредоточил своё внимание и что запомнил об искусстве отчизны, но и позволит ему потренироваться в изложении собственного мнения, значимость чего нельзя переоценить.

знакомство с современностью

История, обычаи, культура, искусство, природа – всё это важно, но, наверное, не имеет особого значения без настоящего. Поэтому дайте возможность составить представление о стране в данный момент. А для этого нужны не столько походы по музеям и галереям (без чего невозможно представить знакомство с прошлым), сколько беседы о современности. Расскажите, как живёт родина, какое у неё население, что интересного происходит в стране. Конечно, не стоит долго говорить об особенностях общественно-политического устройства или действующей модели экономики, но хотя бы в общих чертах раскрыть их можно. Поясните, что производится в стране и как. Сводите на интересные экскурсии по своему городу или на какое-то местное предприятие. Очень полезен внутренний туризм, благодаря которому вы покажите, что окружает вас: города, люди, природа. И это возможно не только во время «большой» поездки на каникулах, но и в туре выходного дня. В пределах вашей или ближайших областей наверняка есть что-то необычное, что будет интересно малышу.

Если следовать этим советам, то вы обязательно пробудите в малыше искренний интерес к своей стране во всём её многообразии. А оттуда уже и до любви к отчизне, уважению к ней и гордости за неё, недалеко – и без всякого навязывания.

Что такое Родина?

Содержание

  1. Определение родины
  2. Государственные символы России
  3. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Определение родины

Слово «родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. Каждый человек – это дальний потомок какого-то древнейшего рода.

Родина объединяет людей, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, вместе отмечают государственные праздники. В случае необходимости люди встают на защиту своей родины.

Наша Родина, наше Отечество – это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. У каждого человека есть и малая родина – его родное село или город, в котором он родился и вырос.

Россия – самое большое государство в мире. Она занимает огромную площадь и имеет водные и сухопутные границы с 18 странами. Протяженность России настолько велика, что пока на одном ее краю люди только собираются идти на работу, на другом уже ложатся спать.

Рис. 1. Россия на карте.

Россию населяют многие народы: русские, татары, буряты, удмурты, якуты, чеченцы, даргинцы, ненцы, осетины и другие. Столица нашей родины – город Москва.

Во время правления Петра Первого столицей Российского государства был Санкт-Петербург. Этот город славится своими прекрасными дворцами, разводными мостами и белыми ночами.

Государственные символы России

Каждое государство имеет свои символы, которые отличают его от других стран. Все они уникальны и неповторимы.

В переводе слово «герб» означает «наследство». Это официальный символ государства, его опознавательный знак. Гербами украшают печати, документы, монеты, флаги.

Государственный герб РФ представляет собой изображение двуглавого золотого орла на красном четырехугольном щите. Крылья орла подняты вверх, головы его увенчаны малыми коронами, а над ними расположена одна большая корона – это символы независимости нашего государства.

Читать еще:  Где самые красивые места в Хорватии

В правой лапе орел держит скипетр – символ закона, а в левой лапе – державу – символ объединения российского народа.

На груди у орла на красном щите изображен всадник, пронзающий копьем поверженного дракона.

Рис. 2. Герб России

Государственный флаг – важный опознавательный каждого государства, его символ. Он выполняет такую же функцию, что и герб – вместе они дополняют друг друга. При помощи флага можно сразу узнать, какое это государство. Именно поэтому флаг, который можно отличить с большого расстояния, устанавливают на крупных объектах: морских судах, сооружениях, территориях.

Государственный флаг РФ – это прямоугольное полотно, состоящее из трех одинаковых по ширине полос. Сверху размещается белый цвет, в середине – синий, и внизу – красный.

Не принципиально, какой оттенок будет выбран на флаге: светло-синий или темно-красный. Главное, чтобы три цвета – белый, синий и красный – были четко видны. Но еще важнее, чтобы цвета располагались в установленном порядке. Если по невнимательности российский флаг установить в перевернутом виде, белая полоса окажется внизу, а красная – вверху. Это очень грубая ошибка, проявление неуважения к стране.

Рис. 3. Флаг России.

Государственный гимн – это торжественная песня, музыкальное произведение, которое является одним из символов государства. Гимн выполняет такую же функцию, как герб и флаг – отличает страну от других государств.

Музыку к гимну РФ написал композитор А. В. Александров, а слова – С. В. Михалков. Гимн может звучать как со словами, так и без них – любое исполнение будет считаться правильным.

Гимн звучит в наиболее важных, торжественных случаях. Но его можно исполнять и при возникновении такой потребности, когда хочется подчеркнуть принадлежность к своей стране.

Что мы узнали?

При изучении темы «Что такое Родина?» по программе 1 класса окружающего мира мы узнали, что такое Родина и какое значение она имеет для каждого человека. Также мы выяснили, что такое малое родина. Мы узнали, какие государственные символы принадлежат России. Данная тема очень важна не только для первоклассников, но и для детей других возрастов.

Конспект НОД «Что такое Родина?»

Наталья Коваль
Конспект НОД «Что такое Родина?»

Конспект НОД «Что такое Родина

Цель: Формировать у детей представление о Родине: место, где родился, живёшь-все это Родина.

1. Закрепить знания детей о семье, о своих родственниках.

2. Дать детям понять, что у каждого народа Родина своя. Учить детей называть Родину разных народов. У русских-Россия, у французов-Франция.

3. Закрепить с детьми пословицы и поговорки о Родине.

4. Учить детей называть предметы. Сделанные руками человека.

5. Закрепить с детьми профессии всех сотрудников детского сада, их имена, отчества.

1. Развивать умение высказывать свои мысли о Родине.

Развивать грамматически правильную речь.

2. Развивать умение думать, размышлять, делать выводы, умозаключения

4. Развивать двигательные умения и навыки во время физкультминутки.

Развивать самостоятельность, инициативность и творчество в процессе рисования своего представления Родине

Развивать умение самостоятельно выбирать для рисования

1. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Отчизне.

2. Воспитывать любовь к своей семье, к родственникам.

3. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

Словарная работа: Родина, Отечество, Отчизна, патриотизм.

Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, художественно-эстетическая.

Интеграция образовательных областей: физическая культура, социализация, музыка.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная

Предварительная работа: Чтение стихотворений о Родине, беседы о родной природе. О семье

Материалы и оборудование: интерактивная доска, слайдшоу, музыка, э электронные образовательные ресурсы «Назови, сделанное человеком, материалы для рисования: фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, кисти, цветные карандаши, альбомы

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о Родине. Послушайте стихотворение:

«-Что такое Родина? _ у мамы я спросила.

_ Ты сама подумай,- мама говорила.

Ну, а я, подумав, решила так, друзья,

Родина, конечно, прежде всего-Я,

Мамочка и папочка, ну и братик мой,

И подружки милые, что ходят в сад со мной.

И березки стройные, что под окном растут.

Взрослые и дети, что рядышком живут.

Это стихотворение написала Настя Боголюбская. Верны ли мысли Насти о Родине? Какое ваше представление о Родине?

. —Родина-это моя семья.

Родина-это место, где родился, живёшь.

-Это наш дом, планета наша.

— Это родной город.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы Родина-это наш родной край, наш родной город, наша страна, наша планета, наша семья и все. Что нас окружает, дома, улицы, люди, природа-это все наше, родное. Недаром один мальчик (ему 10 лет) в кинофильме «Дом, в котором я живу» на вопрос отца «Что такое Родина ответил: «Родина-это ВСЕ». Как верно сказано: «ВСЕ!»

Показ слайдшоу: страны, природы, городов, людей, животных. Звучит музыка.

Читать еще:  Почему при работе мышц процессы распада усиливаются

И шум ветра, и стук паровоза, и шелест листвы берез, и голоса птиц, которые мы слышим изо дня в день, все такое до боли родное, близкое: и лица людей, и дома, и магазины, и красавица Волга-матушка-ВСЕ, что мы видим, слышим, ощущаем с детства в своем крае, где мы живем, в своей стране, там, где родился и вырос.

У каждого народа своя Родина. Как называется страна, в которой мы живем?

Дидактическая игра «Чья Родина

Воспитатель называет страну, а дети-народ этой страны: Франция-французы, а потом наоборот: сначала народ, а потом страну, которая является их Родиной.

Воспитатель: Родина начинается прежде всего с семьи. Что такое семья?

Дети: Это я и мои родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

Воспитатель: Вслушайтесь в само слово: СЕМЬ-Я. Вспомните, как сказала Настя№Родина, конечно, прежде всего Я» В Семье СЕМЬ-Я-все родные –мама, папа, брат, сестра, они схожи с тобой характером, внешностью, вместе живете в одном доме, близкие друг другу.

Дидактическая игра «Назови родственников»

Мамина или папина сестра-тетя, ты-племянник.

Мамин или папин брат-дядя, их дети-двоюродные братья и сестры, родители твоих родителей-бабушка и дедушка.

Все родственники, которых вы назвали, даже, если и живут с вами не вместе-ваша родная кровь, близкие по духу, помогают вам во всем и не только в трудную минуту, а вы-им, никого ближе них у вас нет, родственников надо любить, беречь. Помогать, ценить. Воспитатель предлагает рассказать детям о том, как помогают друг другу их родственники, как вместе отдыхают.

Воспитатель: Как по-другому называют Родину?

Дети: Отечество, Отчизна.

Воспитатель: В словаре сказано, что Отечество, Отчизна- все, переходящее по наследству от отца, «предков вообще». В более узком смысле — родная страна, народ, племя…

Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

Дети Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Всяк кулик своё болото хвалит.

Всякому мила своя сторона.

Где кто родится, там и пригодится.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Дома и стены помогают.

Дым Отечества светлее чужого огня.

Если народ един, он непобедим.

За морем теплее, а у нас светлее.

К нам с пушками, а от нас с клюшками.

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Москва не сразу строилась.

Народы нашей страны дружбой сильны.

На чужбине родная землица во сне снится.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Нет в мире краше Родины нашей.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Родина — мать, умей за неё постоять.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Сибирь — золотое дно.

Человек без Родины — что соловей без песни.

Воспитатель: Но Родина-это не только семья, страна, но и все. Что нас окружает-родная природа, а также все, что сделано руками человека.

Игра «Назови сделанное человеком»

Родина-это ваш детский сад, все дети, родители, сотрудники детского сада.

Игра «Знаешь ли ты сотрудников своего детского сада». Дети называют профессии сотрудников и их имена, отчества.

Воспитатель: Когда вы вырастете, пойдете в школу, колледж, институт, поступите на работу. И все эти места будут вам родными, близкими, и всегда вас будет тянуть в те места, где выросли, ходили в детский сад, учился в школе. Куда не забросила бы человека судьба (в другой город, страну, он всегда будет помнить о месте, где родился, провёл детство, юность, и возвращается туда, на свою Родину. Слушание песни из кинофильма «Мой дом»

Наша жизнь-это будни, в которых мы не всегда замечаем красоту родной природы, потому что спешим куда-то, постоянно заняты. Но, если человек находится на чужбине, вдали от Родины, он тоскует по белоствольной кудрявой березке, помнит каждую травинку, на которой лежал в детстве, вспоминает аромат цветов, растущих на лугу, целует горстку земли, привезённую со своего родного края. Да и не находясь на чужбине, любит и бережет родную природу.

Стихотворение «Люблю березку русскую» Есенина

Воспитатель предлагает нарисовать свое представление о Родине

Информационный проект «Моя Родина Россия» в старшей группе Информационный проект «Моя Родина Россия» Первый этап. Целополагание. Воспитание любви к Родине,есть неотъемлемая часть в жизни каждого.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в общеразвивающей группе детей 2–3 лет «Моя малая Родина» Конспект непосредственной образовательной деятельности в общеразвивающей группе детей 2-3 лет. Тема: «Моя малая Родина» Цель. Расширение.

Источники:

http://www.garmonya.net/statii/kak-poznakomiti-rebaenka-s-ponyatiem/
http://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/chto-takoe-rodina-opredelenie-1-klass.html
http://www.maam.ru/detskijsad/rodina-otechestvo-otchizna-kakie-dorogie-rodnye-slova-i-ochen-vazhno-chtoby-deti-yeto-ponjali-s-detstva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector