3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как подростку пережить переезд в другой город

Переезд – так ли это просто для ребенка

Мотивов, чтобы поменять место жительства у взрослых, более чем достаточно: более интересная и выше оплачиваемая работа, стремление дать детям наилучшее образование, желание жить в привлекательном для себя городе и многие другие. И, как правило, когда на переезд решаются семейные люди, дети неизбежно следуют за родителями. Легко ли переживают смену места обитания юные переселенцы, с каким трудностями им приходится столкнуться, как им могут помочь в этой ситуации взрослые – будем обсуждать в этой статье.

Кто-то может возразить: «А что тут такого? Тем более, если родители все уже продумали: и комнату для своего чада подготовили и на счет садика или школы позаботились, а друзей можно и на новом месте найти?». Но на деле все не так просто. Переезд может оказаться сильнейшим стрессом и сказаться самыми неожиданными последствиями. При этом дошкольники, младшие школьники и подростки могут по-разному реагировать на жизненные изменения.

«Там было все мое!»

Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.

На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.

Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.

Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения. Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.

Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.

«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» — заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.

«Хочу, чтобы как раньше…»

Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде.

Другой садик, другие воспитатели, которые совсем не знают вашего малыша. Они будут присматриваться к вашему ребенку и, вполне возможно, иначе реагировать на его трудности, по-другому предъявлять требования, по-иному выстраивать с ним отношения. Необходимость вливаться в новый коллектив детей и одновременно подстраиваться под новых взрослых, — стрессовая ситуация, даже без осложняющих факторов.

Кроме того, сильные эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при переезде, могут дать неожиданные реакции, как будто бы и не связанные с переменой места жительства.

Из письма. «Недавно мы переехали на новое место жительства, и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели. Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все-таки волновалась и переживала. Сначала все пошло хорошо, но на пятый день случился конфликт из-за забытого дома сарафана. Дочь очень расстроилась, долго не могла успокоиться и воспитатель строгим голосом сделала замечание. Увидев вечером папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Каждое утро начинается с истерики…»

Чувства, которые испытывает ребенок при переезде, могут быть самыми разными: опасения, что у него не будет друзей, сожаления об оставленных «там» знакомых детях и взрослых, грусть от расставания с любимыми вещами, повышенная напряженность, тревожность, связанные с периодом адаптации. Иногда это беспокойство, причин которого не может понять сам маленький человек, а если и понимает, не всегда находит того, кому можно выразить все те эмоции, которые его переполняют. И тогда происходит срыв в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом. Иногда это внезапные слезы, иногда – вспышка злости, иногда – просто подавленное состояние и пониженный фон настроения.

Читать еще:  Могут ли приставы арестовать электронный кошелек

Школьникам порой приходится еще тяжелее, так как перемена образовательного учреждения может негативно сказаться на успеваемости. На сложности подстроиться под требования новых взрослых (учителей) накладываются необходимость адаптироваться в уже сложившемся детском коллективе, разница в программах, а порой – и не оправдавшиеся ожидания от получаемых оценок или отношения новых одноклассников .

Еще одной трудностью может стать невозможность продолжить то увлечение, которое было у ребенка на предыдущем месте жительства. Дзюдо, кружок кройки и шитья, рок-н-рол – любое увлечение может быть очень важным, так как через него ребенок решает важные для него личностные задачи: реализовываться и раскрывать свои способности, чувствовать себя успешным, находить единомышленников.

«Я здесь чужой!»

Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники. Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей. На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.

Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.

Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки. В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются. Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.

Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений. Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.

Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.

Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе. С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг. Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором. Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.

Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации. Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.

Когда стоит обратиться к психологу

Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:

1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.

2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.

Читать еще:  Сущность человека как проблема философии

3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.

4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.

5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.

6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.

Любой из этих симптомов является достаточным поводом для возникновения беспокойства у родителей и обращения за помощью к детскому психологу. Конечно, они могут возникнуть из-за других причин, не только переезд может спровоцировать их появление. Однако, необходимо помнить, что смена места жительства – сильный стресс для ребенка, требующий от него активизации всех психологических ресурсов, который может привести к нежелательным изменениям в поведении и эмоциональном состоянии вашего чада.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Как подростку пережить переезд в другой город

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа «боевой готовности»?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Помогает ли школьный психолог в вашей школе разрешать конфликты?

Да, и отлично справляется со своими обязанностями

Очень редко что-то получается

В основном он/а занимается профориентацией

У нас нет школьного психолога

Всего проголосовало: 81

Текущий номер

Великое счастье — получать удовольствие от своей работы

номер 06, от 11 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

На майке подростка, совершившего непоправимое в керченском колледже, крупными буквами было написано «Ненависть». На какой почве? На любой: социальной, конфессиональной, национальной, на почве зависти или неразделенной любви. «Надо спасать детей от ненависти», – призывает Евгений Ямбург, директор школы №109, академик РАО. Он убежден: нашей стране необходима длительная педагогическая терапия, в результате которой всем предстоит обучиться искусству диалога.

В доставшемся новому министру просвещения РФ наследстве самым революционным вызовом остается незавершенная битва за новый ФГОС. Когда предложенный Ольгой Васильевой проект называют «стандартом юрского периода», компромисс найти трудно, как и обойтись косметической правкой текста. Как поступит Сергей Кравцов, который привык к жесткому администрированию? Рассуждает, доктор философских наук, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

Добровольческий поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» теперь заработал и в Кабардино-Балкарии. Его представитель Екатерина Зарипова рассказала о том, как работают волонтеры, что предстоит сделать в республике и чему родители должны научить детей, чтобы однажды не потерять их.

Валерий Кипелов не любит крайности и умеет примирить даже, казалось бы, самые полярные точки зрения. В преддверии выхода двойного винила «Кипелов. Легенды русского рока» музыкант дал интервью «Учительской газете», в котором заявил, что он многим обязан школе.

У Залива

Подростковые проблемы после переезда: часть 1

Подростковые проблемы после переезда: часть 1

Светлана Тихонова

Родителям подростков

Я регулярно провожу родительские тренинги и всякий раз радуюсь вместе с родителями тому, как меняются к лучшему их отношения с взрослеющими детьми, и как, в ответ на понимание и уважение, дети начинают раскрывать свои лучшие стороны.

Автор – Светлана Тихонова, психотерапевт, практикующий в Mountain View и Redwood City (лицензия #LMFT79777

Существует миф, что, когда дети переходят в подростковый возраст, отношения с ними у родителей обязательно портятся, и с этим ничего невозможно сделать. И что взрослые никак не могут повлиять на поведение подростков, когда оно выходит из-под контроля. Из моего, в общей сложности, более чем 15-летнего опыта работы в области психологического консультирования и психотерапии, как в России, так и здесь, в Калифорнии, я знаю, что, в действительности, родители могут многое поменять к лучшему, когда начинают понимать разницу между потребностями маленьких детей и подростков, и начинают обращаться со своими подростками в соответствии с их возрастом. Я регулярно провожу родительские тренинги и всякий раз радуюсь вместе с родителями тому, как меняются к лучшему их отношения с взрослеющими детьми, и как, в ответ на понимание и уважение, дети начинают раскрывать свои лучшие стороны.

Особенно хочу обратиться к недавно приехавшим родителям с детьми – подростками. Американские психологические исследования показывают, что, в случае иммиграции, самыми психологически уязвимыми оказываются дети 12-16 лет, и им необходимо больше пoддержки и внимания со стороны взрослых.

Маленькие дети ещё очень привязаны к родителям, семье, и если семья переезжает вместе, то для детей это – огромная опора. К школе и новому языку они приспособятся. Все младшие дети, находясь в процессе освоения языка, правил поведения, ориентируются на заботу взрослых, и их адаптация, в целом, проходит легче.

У старших подростков и молодёжи уже достаточно жизненных навыков, эмоциональной устойчивости и морального развития, чтобы освоиться в новом месте. Для них основной становится ориентация на карьеру, на самоопределение, и они так или иначе скоро уехали бы из родительского дома и осваивали бы «новые территории».

Читать еще:  В чём отличие элитарной культуры от массовой

А вот подростки 12-16 лет оказываются в самом сложном положении. Нормальное развитие направлено на поиск друзей в это время , быть частью какой-то группы, отдалиться от родителей. В результате, даже и без иммиграции, родители часто испытывают трудности в общении с взрослеющим ребёнком. Даже без стресса иммиграции, дети этого возраста часто подвержены спадам настроения и повышенной тревожности просто из-за биологической перестройки всего организма. А теперь представьте себе уровень стресса у человека, которому жизненно необходимы друзья и успех в своей среде, а он пока только осваивает английский. Это значит, что он не понимает словечек и оборотов, шуток, принятых у сверстников, возможно, одет «не как все», не в курсе популярных музыкальных хитов и принятых электронных игр, и т.п. И ведь даже спросить не у кого – для этого как раз и нужны друзья и достаточное владение языком. В школе уже нет влияния учителей, которые могли просто сказать: «Майкл, поиграй с Ваней». Папа и мама не помогут – тоже из другой страны… Приехавший из другой страны и культуры подросток легко может стать аутсайдером просто потому, что нет достаточного знания языка и локальной подростковой субкультуры. В результате, если нет достаточно тёплых и поддерживающих отношений в семье, а группы друзей по разным причинам пока нет, младшие подростки могут оказаться в вакууме общения.

Кроме того, родители часто не осознают, что при переезде дети любого возраста, так же как и мы с вами, переживают состояние потери. Это потеря привычного уклада жизни, потеря привычной окружающей природы и погоды…Где-то остались любимые игрушки, привычные вещи, жильё, еда. Остались очень далеко любимые друзья и родственники, одноклассники, учителя, просто соседи, наконец – всё, к чему мы неосознанно привязываемся, пока живём на одном месте, и это создаёт комфорт. ВСЁ ВЫШЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ СОЗДАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОГРОМНЫЙ СТРЕСС! По принятой психологами шкале стресса, он равен уровню, когда необходимы помощь, дополнительная поддержка и забота, чтобы не развились как серьёзные эмоциональные и поведенческие проблемы, так и физические заболевания «на нервной почве». Даже и без иммиграции нам, родителям, полезно освоить новые родительские навыки, чтобы успевать за ростом своих детей и не тормозить их развитие. Но это становится особенно важно в случае иммиграции.

Младшие подростки вообще очень подвержены низкой самооценке, стрессу, переменам в настроении, и готовы защищаться, даже когда к ним обращаются с очень мирным вопросом или советом. У них ещё нет достаточного жизненного опыта и навыков решения сложных жизненных задач. Они учатся на своём опыте и на примере окружающих. Регулярно мы слышим очень печальные истории, в которые попадают подростки. Это и жестокость в школе, и проблемы, связанные с наркотиками и алкоголем, и самое страшное – самоубийства, совершённые подростками. Когда нам, психотерапевтам и психологам приходится иметь дело с подобными случаями, каждый раз очень хочется надеяться, что родители как можно раньше обратятся за профессиональной помощью, а также начнут осваивать родительские навыки, помогающие успешному развитию детей, не дожидаясь, пока произойдёт что-то непоправимое.

Дети растут, и это естественно, что и нам, родителям, нужно расти и учиться чему-то новому. Стресс иммиграции- это, в том числе, необходимость решать одновременно много задач за очень короткий срок. Прохождение родительского тренинга – один из самых эффективных способов сберечь время и снизить уровень стресса у себя и своих детей. По отзывом многих родителей, прошедших мои тренинги, они очень эффективны и дают реальные практические навыки: как регулировать уровень эмоционального напряжения, как общаться, как решать конфликтные ситуации, мотивировать подростков на выполнение необходимого, как восстановить доверие, если оно было нарушено, и многое другое. Современные исследования в области нейропсихологии и пластичности мозга привели к более эффективным подходам в сфере психологической помощи, и я использую эти знания во время занятий с родителями.

К сожалению, у многих родителей, приехавших из стран СНГ, есть страх обращения за психологической помощью ( «А вдруг это как-то повлияет на поступление в колледж или ещё на что-то…»). В действительности, Калифорния- штат, в котором существует один из самых строгих законов по охране конфиденциальности в случае обращения за психологической и психиатрической помощью. Если вы обратились к частно практикующему лицензированному профессионалу, кроме немногих описанных законом случаев, ваша информация абсолютно конфиденциальна. Более того, здесь, в США, очень принято обращаться за помощью к психологу. Это считается признаком зрелости и ответственности человека. Возникла проблема? Чем скорее её решишь, тем меньше последствий и потерь в будущем, поэтому самое быстрое и эффективное – идти к профессионалу. Логично, правда? В русскоговорящей среде в районе Кремниевой Долины довольно много высококвалифицированных специалистов с разнообразной специализацией, получивших здешнее психологическое образование. Часто ваш запрос может оплачиваться вашей медицинской страховкой, так как высокий уровень стресса- это фактор риска для здоровья. Вы обязательно сможете найти необходимую помощь, если она нужна вам или вашим детям.”

В следующий раз я перечислю основные полезные, на мой взгляд моменты для вновь прибывших родителей с детьми подросткового возраста.

Источники:

http://fidem.spb.ru/detskiy-psyholog/pereezd-dlya-rebenka/
http://www.ug.ru/article/1149
http://uzaliva.com/1917-2/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector