3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как подростку пережить переезд в другой город

Переезд – так ли это просто для ребенка

Мотивов, чтобы поменять место жительства у взрослых, более чем достаточно: более интересная и выше оплачиваемая работа, стремление дать детям наилучшее образование, желание жить в привлекательном для себя городе и многие другие. И, как правило, когда на переезд решаются семейные люди, дети неизбежно следуют за родителями. Легко ли переживают смену места обитания юные переселенцы, с каким трудностями им приходится столкнуться, как им могут помочь в этой ситуации взрослые – будем обсуждать в этой статье.

Кто-то может возразить: «А что тут такого? Тем более, если родители все уже продумали: и комнату для своего чада подготовили и на счет садика или школы позаботились, а друзей можно и на новом месте найти?». Но на деле все не так просто. Переезд может оказаться сильнейшим стрессом и сказаться самыми неожиданными последствиями. При этом дошкольники, младшие школьники и подростки могут по-разному реагировать на жизненные изменения.

«Там было все мое!»

Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.

На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.

Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.

Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения. Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.

Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.

«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» — заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.

«Хочу, чтобы как раньше…»

Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде.

Другой садик, другие воспитатели, которые совсем не знают вашего малыша. Они будут присматриваться к вашему ребенку и, вполне возможно, иначе реагировать на его трудности, по-другому предъявлять требования, по-иному выстраивать с ним отношения. Необходимость вливаться в новый коллектив детей и одновременно подстраиваться под новых взрослых, — стрессовая ситуация, даже без осложняющих факторов.

Кроме того, сильные эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при переезде, могут дать неожиданные реакции, как будто бы и не связанные с переменой места жительства.

Из письма. «Недавно мы переехали на новое место жительства, и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели. Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все-таки волновалась и переживала. Сначала все пошло хорошо, но на пятый день случился конфликт из-за забытого дома сарафана. Дочь очень расстроилась, долго не могла успокоиться и воспитатель строгим голосом сделала замечание. Увидев вечером папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Каждое утро начинается с истерики…»

Читать еще:  Как вывести себя из депрессии самостоятельно

Чувства, которые испытывает ребенок при переезде, могут быть самыми разными: опасения, что у него не будет друзей, сожаления об оставленных «там» знакомых детях и взрослых, грусть от расставания с любимыми вещами, повышенная напряженность, тревожность, связанные с периодом адаптации. Иногда это беспокойство, причин которого не может понять сам маленький человек, а если и понимает, не всегда находит того, кому можно выразить все те эмоции, которые его переполняют. И тогда происходит срыв в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом. Иногда это внезапные слезы, иногда – вспышка злости, иногда – просто подавленное состояние и пониженный фон настроения.

Школьникам порой приходится еще тяжелее, так как перемена образовательного учреждения может негативно сказаться на успеваемости. На сложности подстроиться под требования новых взрослых (учителей) накладываются необходимость адаптироваться в уже сложившемся детском коллективе, разница в программах, а порой – и не оправдавшиеся ожидания от получаемых оценок или отношения новых одноклассников .

Еще одной трудностью может стать невозможность продолжить то увлечение, которое было у ребенка на предыдущем месте жительства. Дзюдо, кружок кройки и шитья, рок-н-рол – любое увлечение может быть очень важным, так как через него ребенок решает важные для него личностные задачи: реализовываться и раскрывать свои способности, чувствовать себя успешным, находить единомышленников.

«Я здесь чужой!»

Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники. Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей. На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.

Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.

Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки. В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются. Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.

Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений. Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.

Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.

Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе. С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг. Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором. Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.

Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации. Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.

Когда стоит обратиться к психологу

Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:

1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.

Читать еще:  В чем заключается транзитная роль россии

2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.

3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.

4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.

5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.

6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.

Любой из этих симптомов является достаточным поводом для возникновения беспокойства у родителей и обращения за помощью к детскому психологу. Конечно, они могут возникнуть из-за других причин, не только переезд может спровоцировать их появление. Однако, необходимо помнить, что смена места жительства – сильный стресс для ребенка, требующий от него активизации всех психологических ресурсов, который может привести к нежелательным изменениям в поведении и эмоциональном состоянии вашего чада.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Как подростку пережить переезд в другой город

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа «боевой готовности»?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Помогает ли школьный психолог в вашей школе разрешать конфликты?

Да, и отлично справляется со своими обязанностями

Очень редко что-то получается

В основном он/а занимается профориентацией

У нас нет школьного психолога

Всего проголосовало: 81

Текущий номер

Великое счастье — получать удовольствие от своей работы

номер 06, от 11 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

На майке подростка, совершившего непоправимое в керченском колледже, крупными буквами было написано «Ненависть». На какой почве? На любой: социальной, конфессиональной, национальной, на почве зависти или неразделенной любви. «Надо спасать детей от ненависти», – призывает Евгений Ямбург, директор школы №109, академик РАО. Он убежден: нашей стране необходима длительная педагогическая терапия, в результате которой всем предстоит обучиться искусству диалога.

В доставшемся новому министру просвещения РФ наследстве самым революционным вызовом остается незавершенная битва за новый ФГОС. Когда предложенный Ольгой Васильевой проект называют «стандартом юрского периода», компромисс найти трудно, как и обойтись косметической правкой текста. Как поступит Сергей Кравцов, который привык к жесткому администрированию? Рассуждает, доктор философских наук, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

Добровольческий поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» теперь заработал и в Кабардино-Балкарии. Его представитель Екатерина Зарипова рассказала о том, как работают волонтеры, что предстоит сделать в республике и чему родители должны научить детей, чтобы однажды не потерять их.

Валерий Кипелов не любит крайности и умеет примирить даже, казалось бы, самые полярные точки зрения. В преддверии выхода двойного винила «Кипелов. Легенды русского рока» музыкант дал интервью «Учительской газете», в котором заявил, что он многим обязан школе.

У Залива

Подростковые проблемы после переезда: часть 1

Подростковые проблемы после переезда: часть 1

Светлана Тихонова

Родителям подростков

Я регулярно провожу родительские тренинги и всякий раз радуюсь вместе с родителями тому, как меняются к лучшему их отношения с взрослеющими детьми, и как, в ответ на понимание и уважение, дети начинают раскрывать свои лучшие стороны.

Автор – Светлана Тихонова, психотерапевт, практикующий в Mountain View и Redwood City (лицензия #LMFT79777

Существует миф, что, когда дети переходят в подростковый возраст, отношения с ними у родителей обязательно портятся, и с этим ничего невозможно сделать. И что взрослые никак не могут повлиять на поведение подростков, когда оно выходит из-под контроля. Из моего, в общей сложности, более чем 15-летнего опыта работы в области психологического консультирования и психотерапии, как в России, так и здесь, в Калифорнии, я знаю, что, в действительности, родители могут многое поменять к лучшему, когда начинают понимать разницу между потребностями маленьких детей и подростков, и начинают обращаться со своими подростками в соответствии с их возрастом. Я регулярно провожу родительские тренинги и всякий раз радуюсь вместе с родителями тому, как меняются к лучшему их отношения с взрослеющими детьми, и как, в ответ на понимание и уважение, дети начинают раскрывать свои лучшие стороны.

Особенно хочу обратиться к недавно приехавшим родителям с детьми – подростками. Американские психологические исследования показывают, что, в случае иммиграции, самыми психологически уязвимыми оказываются дети 12-16 лет, и им необходимо больше пoддержки и внимания со стороны взрослых.

Маленькие дети ещё очень привязаны к родителям, семье, и если семья переезжает вместе, то для детей это – огромная опора. К школе и новому языку они приспособятся. Все младшие дети, находясь в процессе освоения языка, правил поведения, ориентируются на заботу взрослых, и их адаптация, в целом, проходит легче.

У старших подростков и молодёжи уже достаточно жизненных навыков, эмоциональной устойчивости и морального развития, чтобы освоиться в новом месте. Для них основной становится ориентация на карьеру, на самоопределение, и они так или иначе скоро уехали бы из родительского дома и осваивали бы «новые территории».

Читать еще:  Что нужно для создания предприятия

А вот подростки 12-16 лет оказываются в самом сложном положении. Нормальное развитие направлено на поиск друзей в это время , быть частью какой-то группы, отдалиться от родителей. В результате, даже и без иммиграции, родители часто испытывают трудности в общении с взрослеющим ребёнком. Даже без стресса иммиграции, дети этого возраста часто подвержены спадам настроения и повышенной тревожности просто из-за биологической перестройки всего организма. А теперь представьте себе уровень стресса у человека, которому жизненно необходимы друзья и успех в своей среде, а он пока только осваивает английский. Это значит, что он не понимает словечек и оборотов, шуток, принятых у сверстников, возможно, одет «не как все», не в курсе популярных музыкальных хитов и принятых электронных игр, и т.п. И ведь даже спросить не у кого – для этого как раз и нужны друзья и достаточное владение языком. В школе уже нет влияния учителей, которые могли просто сказать: «Майкл, поиграй с Ваней». Папа и мама не помогут – тоже из другой страны… Приехавший из другой страны и культуры подросток легко может стать аутсайдером просто потому, что нет достаточного знания языка и локальной подростковой субкультуры. В результате, если нет достаточно тёплых и поддерживающих отношений в семье, а группы друзей по разным причинам пока нет, младшие подростки могут оказаться в вакууме общения.

Кроме того, родители часто не осознают, что при переезде дети любого возраста, так же как и мы с вами, переживают состояние потери. Это потеря привычного уклада жизни, потеря привычной окружающей природы и погоды…Где-то остались любимые игрушки, привычные вещи, жильё, еда. Остались очень далеко любимые друзья и родственники, одноклассники, учителя, просто соседи, наконец – всё, к чему мы неосознанно привязываемся, пока живём на одном месте, и это создаёт комфорт. ВСЁ ВЫШЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ СОЗДАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОГРОМНЫЙ СТРЕСС! По принятой психологами шкале стресса, он равен уровню, когда необходимы помощь, дополнительная поддержка и забота, чтобы не развились как серьёзные эмоциональные и поведенческие проблемы, так и физические заболевания «на нервной почве». Даже и без иммиграции нам, родителям, полезно освоить новые родительские навыки, чтобы успевать за ростом своих детей и не тормозить их развитие. Но это становится особенно важно в случае иммиграции.

Младшие подростки вообще очень подвержены низкой самооценке, стрессу, переменам в настроении, и готовы защищаться, даже когда к ним обращаются с очень мирным вопросом или советом. У них ещё нет достаточного жизненного опыта и навыков решения сложных жизненных задач. Они учатся на своём опыте и на примере окружающих. Регулярно мы слышим очень печальные истории, в которые попадают подростки. Это и жестокость в школе, и проблемы, связанные с наркотиками и алкоголем, и самое страшное – самоубийства, совершённые подростками. Когда нам, психотерапевтам и психологам приходится иметь дело с подобными случаями, каждый раз очень хочется надеяться, что родители как можно раньше обратятся за профессиональной помощью, а также начнут осваивать родительские навыки, помогающие успешному развитию детей, не дожидаясь, пока произойдёт что-то непоправимое.

Дети растут, и это естественно, что и нам, родителям, нужно расти и учиться чему-то новому. Стресс иммиграции- это, в том числе, необходимость решать одновременно много задач за очень короткий срок. Прохождение родительского тренинга – один из самых эффективных способов сберечь время и снизить уровень стресса у себя и своих детей. По отзывом многих родителей, прошедших мои тренинги, они очень эффективны и дают реальные практические навыки: как регулировать уровень эмоционального напряжения, как общаться, как решать конфликтные ситуации, мотивировать подростков на выполнение необходимого, как восстановить доверие, если оно было нарушено, и многое другое. Современные исследования в области нейропсихологии и пластичности мозга привели к более эффективным подходам в сфере психологической помощи, и я использую эти знания во время занятий с родителями.

К сожалению, у многих родителей, приехавших из стран СНГ, есть страх обращения за психологической помощью ( «А вдруг это как-то повлияет на поступление в колледж или ещё на что-то…»). В действительности, Калифорния- штат, в котором существует один из самых строгих законов по охране конфиденциальности в случае обращения за психологической и психиатрической помощью. Если вы обратились к частно практикующему лицензированному профессионалу, кроме немногих описанных законом случаев, ваша информация абсолютно конфиденциальна. Более того, здесь, в США, очень принято обращаться за помощью к психологу. Это считается признаком зрелости и ответственности человека. Возникла проблема? Чем скорее её решишь, тем меньше последствий и потерь в будущем, поэтому самое быстрое и эффективное – идти к профессионалу. Логично, правда? В русскоговорящей среде в районе Кремниевой Долины довольно много высококвалифицированных специалистов с разнообразной специализацией, получивших здешнее психологическое образование. Часто ваш запрос может оплачиваться вашей медицинской страховкой, так как высокий уровень стресса- это фактор риска для здоровья. Вы обязательно сможете найти необходимую помощь, если она нужна вам или вашим детям.”

В следующий раз я перечислю основные полезные, на мой взгляд моменты для вновь прибывших родителей с детьми подросткового возраста.

Источники:

http://fidem.spb.ru/detskiy-psyholog/pereezd-dlya-rebenka/
http://www.ug.ru/article/1149
http://uzaliva.com/1917-2/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×
×
×