0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как провести мастер класс для детей

Как провести мастер-класс
методическая разработка на тему

Мастер-класс — это эффективный способ демонстрации нако­пленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщении собтвенного опыта, каждому педаго­гу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятель­ности и разработавшему авторские методики работы с обучающимися, по­вышающие качество образования, желательно освоить технологию подготовки и проведения мастер-классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 25

Как провести мастер-класс

Методические рекомендации для педагогов

Идея мастер-класса заимствована из практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы широкому кругу подготовленных в большинстве своем слушателей.

Здесь, в отличие от публичных выступлений, обучающиеся имеют возможность увидеть процесс достижения результата, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удается лишь немногим. А учениками на это время могут стать и опытные специалисты, и начинающие, поскольку мастер-класс позволяет увидеть как работу над конкретной проблемой, исходным продуктом, так и общие принципы и походы к тому или иному виду деятельности. Вот почему мастер-класс — это и форма повышения квалификации, и особый методический подход.

Уникальность этой формы обучения состоит еще и в том, что приемы и способы решения педагогических и исполнительских задач, часто невербальные, демонстрируются не на отдельных, разрозненных примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей. В результате на глазах у обучающихся рождается целостная картина.

Что такое мастер-класс

Мастер-класс — это показательное занятие признанного мастера для специалистов, обучающихся без отрыва от производства. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают для себя что-то новое, неизвестное.

Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых. Здесь задача мастер-класса двояка. Во-первых, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся некоторыми своими профессиональными секретами, которые могут помочь опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым — открыть новые привлекательные грани выбранной специальности.

Целью проведения мастер-класса является демонстрация лучших достижений педагога как подлинного мастера в своей области. Мастерство — это всегда высокий профессионализм, большой и разнообразный опыт определенной деятельности, обширные познания теории и практики в конкретной сфере.

Мастер своего дела всегда отличается индивидуальностью, особым стилем, неподражаемым своеобразием результатов своей деятельности. Не отрицая традиций, норм, образцов, общепринятых стандартов, мастер выражает свои личностные качества, этические и эстетические идеалы, стремясь достигнуть определенных вершин в том или ином виде деятельности. Особенно ярко это проявляется в области культуры, образования.

Обучение мастерству — особый вид деятельности. Издревле у мастеров были ученики, помощники, которых называли подмастерьями. Навыки ремесла, секреты успеха передавались из поколения в поколение годами упорного труда учеников рядом с учителем. Передача мастерства происходила «из рук в руки», по принципу — «делай как я, делай вместе со мной». Умение передать свой богатый опыт — составная часть мастерства.

Как провести мастер-класс

В системе профессионального образования мастер-классы используются достаточно широко. Проведение опытным специалистом мастер-класса позволяет раскрыть индивидуальность педагога, творческий потенциал, а также продемонстрировать достижения и новые возможности самого учреждения. Непосредственное общение ведущих педагогов с коллегами позволяет передавать «из рук в руки» все самое ценное, что достигнуто многолетней практикой, поделиться своим «золотым запасом» с начинающими.

Во время мастер-класса происходит обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. Очень важно и то, что благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в ОУ.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. В большинстве своем она основывается на педагогической интуиции преподавателя (мастера производственного обучения) и творческой восприимчивости слушателя (коллеги-педагога, обучающегося). В то же время мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «педагог — ученик» здесь совершенно оправданны. Не случайно мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления.

Помимо чисто практического назначения, это занятие преследует и еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель — интеллектуальное и эстетическое развитие педагога-слушателя. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся способности самостоятельно и нестандартно мыслить.

Итак, мастер-класс — это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Его высокая эффективность подтверждена социологическими исследованиями в области социальной и педагогической психологии.

Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание индивидуальной работы с возможностью приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления.

Мастер-класс сродни семинару: и там и здесь специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Но, в отличие от семинара, который может продолжаться не один день, мастер-класс — это всегда однодневное мероприятие.

Читать еще:  Как по нумерологии узнать судьбу человека

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю — вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.

К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и еще не получившие признания в своей области специалисты. А успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников.

Мастер-классы могут различаться по предмету предлагаемой деятельности, например:

  1. Обзор актуальных проблем и технологий.
  2. Различные аспекты и приемы использования технологий.
  3. Авторские методы применения технологий на практике.
  4. Тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;
  • участвуют в обсуждении полученных результатов;
  • задают вопросы, получают консультации;
  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Как? На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что их отдельные элементы. Вместо этого — масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным, должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.

Для кого? Мастер-классы будут особенно полезны для тех педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу. Они также нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием, да и просто повысить свое профессиональное мастерство. Они будут полезны и тем, кто формирует портфолио: список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопрезентации на любом уровне.

Чему научат? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Зато здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в формат традиционных способов передачи педагогического опыта.

На мастер-классе наверняка будут:

  • описание общего алгоритма работы;
  • разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;
  • обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;
  • рассказ о том, как создать «портфолио» и как эффективнее им пользоваться;
  • ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.

Условия проведения мастер-класса

Время проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычно он занимает от нескольких часов до целого дня, в зависимости от количества участников, помещения, оборудования, даже климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Но все же есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать. А именно:

  • удобное для проведения занятий помещение;
  • технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т. п.;
  • канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т. д.);
  • вода, чай, кофе и продукты питания для использования в перерыве.

Формы проведения мастер-класса могут быть представлены по признаку субъект-объектных отношений в следующем виде: мастер-педагог – педагоги, повышающие квалификации., мастер-педагог – опытные педагоги-специалисты по профилю деятельности, мастер-педагог – руководители методических объединений, методист.

  • В зависимости от объекта мастер-класса степень его интерактивности, вовлеченности участников будет различна. Да и от субъекта требуется различная подготовительная работа.

Пример проведения мастер-класса

1. Теоретическая часть:

  • постановка цели и задач мастер-класса;
  • краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.

2. Практическая часть:

  • зарисовки образцов;
  • изготовление продуктов (мастер демонстрирует образцы, изготовленные ранее обучающимися в ходе обучения, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально);
  • оформление готовых работ.

3. Подведение итогов:

  • просмотр и обсуждение выполненных работ;
  • самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;
  • ответы на вопросы участников мастер-класса;
  • общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению);
  • заключительное слово педагога-мастера.

Мастер-класс — это эффективный способ демонстрации накопленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщении собтвенного опыта, каждому педагогу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятельности и разработавшему авторские методики работы с обучающимися, повышающие качество образования, желательно освоить технологию подготовки и проведения мастер-классов.

Умение проводить мастер-классы так же может пригодиться преподавателям, готовящимся стать участниками областного профессионального конкурса «Преподаватель года».

  1. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. — № 3. – С.13-22.

Мастер-классы. Изготовление поделок своими руками с пошаговыми фотографиями

Нет сомнений в том, что лучший мастер-класс – тот, каждый этап, или шаг которого зафиксирован в соответствующих фотографиях. Только такие мастер-классы собраны Вам в помощь на страницах данного тематического раздела.

Здесь — потрясающее разнообразие поделок на любые темы и «все случаи жизни», процесс создания которых подробно и понятно запечатлён шаг за шагом. Пользоваться публикациями этого раздела очень удобно. Листая его страницы, по главной фотографии поделки «на обложке», как правило, уже можно определить, интересен ли Вам в данное время этот материал.

Читать еще:  Как влияет хозяйственная деятельность человека на растения

Удобно. Наглядно. Для Вас.

Показаны публикации 1-10 из 31623 .
Все разделы | Мастер-классы. Изготовление поделок своими руками с пошаговыми фотографиями

Мастер-класс «Эмблема «Планета Земля» для оформления Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Невозможно переоценить роль экологического воспитания и образования особенно в наше время, когда мир стоит на грани экологической катастрофы. Дети начинают.

Мастер-класс по изготовлению арт-объекта к 75-летию Победы Доброго времени суток, коллеги! Все мы знаем, что наступивший год объявлен годом памяти и славы. Очень много мероприятий и конкурсов посвящено этой теме. Мы подготовили несколько работ к областному патриотическому конкурсу арт-объектов и рисунков, посвященному 75-летию Победы в.

Мастер-классы. Изготовление поделок своими руками с пошаговыми фотографиями — Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию на тему «Одуванчики»

Публикация «Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию на тему. » Основная образовательная область:  «Художественное творчество» Интеграция:  Коммуникация;  Познание;  Чтение художественной литературы; Цель:  Расширять представление детей о весне и появление первоцветов; .

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мастер-класс изготовления корзинки из бумаги «Весеннее настроение» Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Вашему вниманию предлагаю мастер-класс изготовления корзинки из бумаги «Весеннее настроение» Необходимые материалы и инструменты: • цветной двусторонний картон синего цвета • бумага белого цвета • линейка • карандаш • ножницы.

Мастер-класс по изготовлению декоративного камина Заканчивается прекрасное, волшебное время года — зима, и нам немного грустно с ней расставаться. Поэтому мы решили собраться вместе с родителями и детьми в «Зимней литературной гостиной», чтобы поделиться воспоминаниями и впечатлениями об уходящей волшебнице-зиме, а еще для.

Мастер-класс изготовления открытки «Десантник» к Дню 23 февраля в технике аппликации с элементами рисования Мастер – класс изготовление открытки «Парашютист» в технике аппликация с элементами рисования ко «Дню защитника отечества» Ольга Усачева Здраствуйте , дорогие друзья ! Вашему вниманию предлагаю мастер – класс изготовления открытки «Парашютист» из цветной бумаги в технике.

Мастер-классы. Изготовление поделок своими руками с пошаговыми фотографиями — Детский мастер-класс по созданию плаката «Чтобы знали и помнили»

Статья «Детский мастер-класс по созданию плаката «Чтобы знали и. » Этот плакат мы подготовили с ребятами группы к 75 – летию Великой Победы в Великой Отечественной войне в рамках реализации целей и задач в работе над долгосрочным информационно – познавательным Проектом «Я расскажу вам о войне». Материал для выполнения мастер – класса.

Мастер-класс по вязанию крючком атрибутов для сюжетно-ролевой игры «День рождения». Шоколадный торт с клубникой Техника вязания крючком любима многими воспитателями.Она не только позволяет решить проблему пополнения развивающей среды, но и несёт в себе терапевтический эффект: мягкая шерсть приятна на ощупь, цвет радует глаз, а плетение петелек одну за другой успокаивает после напряжённого.

Презентация «История и мастер-класс скандинавской игрушки» В презентации включены разделы — что такое «Скандинавия»? И какие в нее включены страны. Также как выглядела скандинавская игрушка в древности и в нашей современности? Скандинавия – это дружная тройка стран северной Европы: Швеция, Дания и Норвегия. часто в эту группу также.

Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей » Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Соловьева Татьяна Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по.

Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс»

Ирина Гридчина
Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс»

(Слайд 2) Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.

В методической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта и получить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.

Ключевые правила проведения мастер-класса

Мастер-класс – это методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.

Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог- мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.

Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной цели. Но внутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства и способы для достижения цели, темп работы, ищут ответы на проблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог- мастер предоставляет им методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.

В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.

Педагог- мастер должен обеспечить интерактивную форму общения в ходе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.

Таким образом, в процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами с помощью всех участников мероприятия.

У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию и предложить самостоятельное решение проблемы, заявленной в мастер-классе. Такой подход и является интерактивным.

Читать еще:  Как очистить микроволновку

Мастер-класс имеет определенную структуру: (Слайд 3)

• показ или демонстрацию технологии процесса;

• практическую часть – создание продукта;

• презентацию продукта (афиширование);

На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. (Слайд 4) Согласно ему, педагог- мастер:

• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;

• представляет участникам мастер-класса технологию;

• формирует рабочие творческие группы;

• организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;

• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.

Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.

Предлагаю вам заранее продумать расположение столов и стульев для практической работы. Существует множество способов размещения участников мастер-класса в зависимости от целей и формы поведения. (Слайд 5 — 8)

Пример подготовки и проведения мастер-класса

Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса.

Это будет мастер-класс по ознакомлению педагогов с технологией изготовления лепбуков.

Структура мероприятия включает три части: общую организационную (теоретические аспекты, основную практическую (работу участников по отдельным мастерским) и заключительную (презентацию полученных продуктов).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА «Использовани елепбуков в работе с детьми дошкольного возраста»

• Рассказ о видах лепбуков и возможности их применения.

• Создание творческих групп и распределение тем работы

• Практическая часть (мастерские) – создание лепбуков.

• Обсуждение и обмен мнениями.

На этапе подготовки мастер-класса формируется инициативная группа. В нее могут входить методисты или старшие воспитатели, воспитатели, которые владеют практическими технологиями и выступают в качестве педагогов- мастеров, и инициативные родители.

Инициативная группа определяет тематику и количество мастерских, решает организационные вопросы: подготавливает помещение, необходимое оборудование и материалы, оформляет презентации.

После определения цели и этапов практической работы участники разбиваются на творческие группы по 3 – 4 человека. В мастерских они определяют форму своего лепбука и самостоятельно изготавливают его.

На заключительном этапе – этапе афиширования -участники мастер-класса демонстрируют изготовленные лепбуки, и предлагают варианты их использования в образовательной деятельности.

Цель подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт, а продумать последующее его применение в игровой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности.

Изготовление лепбуков – увлекательное занятие. Педагог в совершенстве овладевший этой техникой может не только изготавливать их самостоятельно, но и привлекать к работе детей и их родителей. Лепбук можно использовать как для изучения какого-либо предмета или явления, но и для закрепления знаний по заданной теме. Работать с лепбуком ребенок может как самостоятельно, так и в группе сверстников. Создание лепбука может стать отличным завершением любого проекта.

Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов

1. Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.

2. Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.

3. Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.

4. Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.

5. Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.

6. Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.

7. Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.

8. Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.

9. Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.

10. Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/10/31/kak-provesti-master-klass
http://www.maam.ru/obrazovanie/master-klassy
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-konsultaci-dlja-pedagogov-na-temu-kak-pravilno-provesti-master-klas.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×
×
×