0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как Владимир Святославович выбрал религию для Руси

Легенда о том, как князь Владимир выбрал веру христианскую

В давние-предавние времена князь Владимир поклонялся старым богам. В боях с врагами он всегда выходил победителем, а от соседей своевременно получал дань. В родном Киеве у него тоже все складывалось благополучно. Купцы привозили самые лучшие товары, житницы были наполнены отборным зерном. Его бабка, княгиня Ольга, передала Владимиру свою мудрость и везение. От нее узнал внук о своем пращуре — вещем Олеге. Истории о походах Олега были теми рассказами, на которых воспитывался князь Владимир. Он также любил слушать о далеких землях, о том, как живут другие люди и каким богам поклоняются.

Повзрослев, князь Владимир продолжал интересоваться чужими верованиями. Он знал о главных религиях, которые существовали у других народов: христианской, иудейской, мусульманской. И слышал он, что не на лесной поляне молятся своим богам христиане, иудеи и мусульмане.

Купцы, которые видели храмы чужестранцев, в красках описывали великолепие внутреннего убранства церквей и соборов, минаретов и домов, где молились иудеи. И в эти мгновения князю Владимиру становилось не по себе, когда он вспоминал о языческих богах.

Долго размышлял Владимир и выбрал из трех религий одну, христианскую. Она показалась ему самой светлой. По словам купцов, тысячи свечей зажигают в храмах, чтобы прославить Господа.

Решился князь на то, чтобы принять новую веру, но унижаться перед цареградскими императорами он не хотел. И пошел он походом на Херсонес. Пришел с верною дружиною под стены города и взял его в осаду.

А греки вовсе и не ожидали от Владимира такого коварства, потому что давно торговали с Киевом и мирно сосуществовали. Но не сдавались жители Херсонеса, несколько приступов выдержали, много крови пролили — и русской, и греческой.

Князь Владимир с верными своими соотечественниками похоронили убитых, помянули их и продолжали осаду. Решили через стену проникнуть и даже громадную насыпь из земли сделали. В течение десяти дней сыпали землю возле городской стены, но каждый раз наутро удивлялись, что земля опять оседает. А потом поняли, что хитроумные греки подкоп изнутри сделали и землю в город вносили.

И вновь осада продолжалась — так и осень прошла, и зима. Девять месяцев держатся греки! Сколько еще все это длилось бы — неизвестно. Но нашелся в городе человек по имени Настас. Он сообщил русским воинам, чтобы они перекрыли источник, который давал воду в осажденный город. Без воды, естественно, греки вынуждены были сдаться. А Владимир дал слово оставить в живых всех херсонеситов.

Взяв Херсонес, князь Владимир послал письмо византийскому императору, у которого была сестра Анна. Попросил Владимир ее руки, а иначе пригрозил, что пойдет на Византию.

Долго сомневались византийские императоры, а потом поставили условие: князь Владимир должен покреститься. Обрадовался князь, ведь это и было главной его целью. И еще он доволен был тем, что станет родственником представителей очень влиятельного рода Палеологов.

И вот Анна отправилась на корабле в Корсунь. На быстрых волнах приближалась она к своей судьбе, не зная, радоваться или печалиться. Боялась она того, что ожидает ее в далеком Киевском княжестве.

Наступил момент встречи! Увидела Анна берега, изрезанные многочисленными бухтами. Весь причал был покрыт коврами дорогими. А по обе стороны такой дорожки стояли воины в кольчугах и шлемах. Впереди же всех она увидела того, кто должен быть стать ее супругом. Густые волосы, развевающиеся на ветру, короткая борода и глаза, которые сначала смотрели на нее чуть настороженно, а потом заискрились теплом и лаской. И стало ясно Анне, что понравилась она князю своей красотой.

Спокойствие разлилось в ее сердце, потому что поняла она, что отныне с этим мужчиной она будет жить душа в душу, рожать ему детей и делить все, что судьба пошлет. И веру свою разделит она с ним, будет укреплять отныне и его в своей вере. С этого момента, когда принял князь Владимир христианство, стали креститься все русичи. И пошла эта вера и по земле Киевской.

И до сих пор стоит над красавцем Киевом Владимир, которого прозвали Красно Солнышко, с крестом в руках. А на том месте в Херсонесе, где принял он веру христианскую, сооружен собор Святого Владимира.

Читать еще:  Где найти спонсоров для благотворительности

Как Владимир Святославович выбрал религию для Руси

Официальная дата крещения Руси – 988 год. Однако некоторые исследователи не согласны ни с принятой датировкой, ни с традиционной оценкой этого судьбоносного для России события.

Христианство до крещения

На сегодняшний день помимо основной версии принятия христианства на Руси – от Владимира – существует ряд других: от апостола Андрея Первозванного; от Кирилла и Мефодия; от Аскольда и Дира; от константинопольского патриарха Фотия; от княгини Ольги. Некоторые из версий так и останутся гипотезами, но другие имеют право на жизнь. В прошлом русская церковно-историческая литература историю христианства на Руси вела с I века, связывая ее с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию озвучивал Иван Грозный в беседе с папским легатом Антонио Поссевино: «Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим». Событие, произошедшее в Киеве в 988 году, называли, как «обращение князя Владимира», или как «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире». О путешествии апостола Андрея Первозванного по пути «из варяг в греки», во время которого проповедник посетил Приднепровье и Ладогу, мы знаем из «Повести временных лет». Однако, уже Николай Кармазин в своей «Истории государства Российского» замечал: «впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия». Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия «Росия» формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

Первые христиане

После политических и торговых договоров Олега с Константинополем русско-византийские связи стали крепнуть. В славянские земли активно потянулись византийские купцы, частыми гостями в Причерноморье и на берегах Днепра стали миссионеры. Хотя крещение русичей и не носило массовый характер, вполне вероятно, что к середине X века в Киеве уже существовала христианская община. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре 944 года. В числе принявших крещение была киевская княгиня Ольга. Это событие стало знаковым, так как Ольга стала первым в истории Древнерусского государства правителем, порвавшим с язычеством. «Для следующего поколения пример энергичной, умной княгини разбивал лед холодности и предубеждения против христианства, которое теперь уже не казалось таким чуждым, необычным и неподходящим для Руси», – писал историк Владимир Пархоменко. Дата и обстоятельства крещения Ольги до конца неясны. Автор «Повести временных лет» связывает это событие с поездкой княгини в Константинополь. Повествование летописца местами насыщено баснословными подробностями, но сам факт крещения не вызывает у историков сомнения, так как подтвержден многими византийскими источниками. Опираясь на эти документы, крещение Ольги датируют 957 годом. Принятие Ольгой (в крещении Елена) христианства носило скорее частный характер и никак не отразилось ни на ее приближенных, ни на сыне Святославе. «Како аз хочю ин закон прияти един? А дружина моа сему смеятися начнуть», — отвечал Святослав матери на ее призывы креститься. В договоре 971 года князя Святослава с византийским императором Цимисхием мы по-прежнему видим Русь, которая клянется Перуном и Волосом. Новая вера в первую очередь затронула торговый люд, часто посещавший Константинополь, так как принятие христианства обеспечивало ему в Византии гораздо более выгодные условия. Помимо купечества к христианству охотно приобщались и русские дружинники, находившиеся на службе у византийского императора. Именно о таких «русах-христианах», которые по возвращении домой пополняли христианскую общину, упоминает Константин Багрянородный.

Читать еще:  Как попросить прощения в Прощенное Воскресенье

Выбор веры

Между тем Древняя Русь все ближе подходила к моменту, когда единая вера должна была подчинить княжеской власти разрозненные племена. Историк Борис Греков отмечал попытки Владимира Святославича с помощью пантеона различных языческих богов создать религию, «которая могла бы крепче объединить все его государство». Отживающее язычество оказалось плохим объединяющим началом и не смогло предотвратить распад огромного племенного союза во главе с Киевом. Видимо тогда Владимир и обратил свой взор на монотеистические религии.Выбор Владимиром религии часто связывают с легендарной историей, носящей название «испытание вер». Киевский князь, выслушав проповеди представителей римского католичества, булгарского магометанства, хазарского иудаизма и греческого православия отправил своих послов в эти страны для близкого знакомства с богослужебными обрядами. Летописец сообщает, что посланники, вернувшиеся из Константинополя со словами «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле» произвели наиболее сильно впечатления на Владимира. Это и предопределило выбор веры по греческому обряду. Многие историки хоть и относятся к рассказу об «испытании вер» скептически, наделяя его книжным, поучительным характером, все же признают, что в основе могли лежать реальные события. Известный специалист по Древней Руси Владимир Мавродин считает, что в этом рассказе можно усмотреть «обрывки воспоминаний о реальных исторических событиях, ярко отражающих Русь на перепутье». В частности, о подлинности таких событий может свидетельствовать сообщение арабского писателя XIII века Мухаммеда аль-Ауфи «о посольстве Буламира (Владимира) в Хорезм с целью «испытания» мусульманства и о посольстве на Русь мусульманского имама для обращения русских в магометанскую веру». Так или иначе, решение о крещении Руси не было основано исключительно на мнении посольства. Принятие единой религии для Владимира определялось в первую очередь политическими мотивами, сложной обстановкой не только внутри государства, но и на его окраинах. В то время южные границы Руси беспрестанно подвергались нападению кочевников, которые жгли нивы, разоряли села и осаждали года. В этих условиях Владимир рассчитывал на дружеские и союзнические отношения с Византией, которые могли состояться только после принятия Древнерусским государством христианства. Историк Михаил Покровский важную роль в крещении Руси приписывал верхнему слою древнерусского общества – князьям и боярам, которые «гнушались старыми, славянскими религиозными обрядами и славянскими колдунами, «волхвами», а стали выписывать себе вместе с греческими шелковыми материями и золотыми украшениями и греческие обряды, и греческих «волхвов»- священников». Специалист по древнерусской истории Сергей Бахрушин расставляет несколько иные акценты, отмечая, что в X веке на Руси образуется слой феодальной знати, которая «торопилась освятить свои притязания на господствующее положение». На сегодняшний день достоверно неизвестно, где принял крещение Владимир. Традиционная версия, по которой киевский князь крестился в Херсонесе, отвергается, в частности, академиком Алексеем Шахматовым, который считает, что известия о корсунском походе князя Владимира — «позднейшая вставка, разорвавшая первоначальный летописный текст». Нет точных данных и о крещении жителей Киева: часть исследователей считает, что массовое крещение состоялось в Днепре, другие называет Почайну. По мнению современных историков 988 год можно считать лишь условной датой крещения всего Древнерусского государства. Российский религиовед Николай Гордиенко связывает это событие исключительно с «обращением в христианство киевлян», которое стало лишь одним из начальных моментов растянувшегося на долгие годы, зачастую болезненного процесса приобщения к новой вере жителей всего Древнерусского государства.

Читать еще:  В чем заключается механизм двойного дыхания птиц

Как на самом деле князь Владимир веру для Руси выбирал?

Одна легенда гласит, что Князь Владимир принял христианство в одном из городов Византии Херсонес, который захватил и соглашался вернуть только взамен за царевну Анну. По другой версии Владимир послал своих людей узнать о вере в других странах. Он не стал принимать законы евреев потому, что они после своего падения подвергались гонениям, и правитель не хотел такой судьбы для своего народа. Не устроили его и католики, и мусульмане, и в итоге князь остановил свой выбор на православии, приняв его в Киеве. Так как же было на самом деле?

Сейчас, мне кажется, достаточно трудно восстановить все события, но ученые неустанно собирают информацию по крупицам. По некоторым данным история великого киевского правителя началась то ли в 960-ом, то ли в 963-ем году от рождения Христова, в селение Будутино или Будутино-весь, что расположено под Псковом. Там у любовницы князя Святослава появился на свет сын, и дали ему имя Владимир, что значило владеющий миром.

Владимир с раннего возраста патологически боялся смерти. Возможно, это и подтолкнуло его к поиску ответов в новой религии. События, послужившие возникновением этого страха, произошли, когда мальчик был еще совсем юным, 9-ти лет от роду. В это время Киев оцепили печенеги. Лето того года вышло невыносимо жарким и к его середине в городе не было ни еды, ни воды. Люди стали есть не только своих домашних животных, но и себе подобных. Будущий князь запоминает состояния одиночества, безнадеги и огромного страха смерти, который будет двигать им всю его сознательную жизнь.

Определенно, большую роль в выборе Владимиром христианства сыграла его бабушка Ольга. Она стала первой православной женщиной на Руси. Историю ее крещения интересно описывает летопись: Ольга была не только умна, но и прекрасна и сводила многих мужчин с ума. В их числе оказался император Византии, который активно начал завоевывать ее расположение. Тогда княгиня сказала, что союз состоится только в том случае, только если они будут принадлежать одной религии, и византийский император крестил её. После обряда Ольга хитро вскинула бровь и произнесла, что отношения между ними теперь невозможны, ведь он стал её крестным отцом, на что правителю оставалось только восхититься умом женщины.

Когда княгиня ушла из жизни, Владимир был еще маленьким, но, несомненно, мудрости он научился у неё. В начале своего правления, князь имел большое количество наложниц, отличался буйным и дерзким нравом. Но еще тогда молодой правитель понял, что хочет иметь власть не только над Киевом, а над всей Русью, что в то время была необъединенной абстрактной территорией. Князь понимал, чтобы собрать все земли и народы воедино, мало просто захватить их, нужно дать еще что-то общее, что сплотило бы племена людей.

В то время стало важно наладить связи с Византией – крупнейшей и развитой державой. Это можно было сделать самым простым способом – женится на сестре императора. Таким образом, за 4 года до крещения, Владимир уже просил руку Анны, но получил решительный отказ. Но, спустя некоторое время, империя начала переживать сложные мятежные времена, и не могла справиться своими силами. Тогда византийский правитель обратился за подмогой к Владимиру. Князь поставил условие, что помощь будет только взамен за царевну, на что получил согласие, но в последующем императоры не сдержали слово.

Владимир не хотел отступать от задуманного и, собрав свое войско, захватил один византийский город. Он не предпринимал никаких боевых действий, просто ждал с дружиной ответа императоров. Спустя два месяца царевну Анну привезли князю и для того, чтобы соединить их союз, Владимир принимает христианство.

Также существует еще одно предание, рассказывающее о жестоком правителе, который безумно боялся смерти – исчезнуть навсегда, и пытался найти способ решения. Он нашел все ответы в византийском христианстве, что говорило о возможности воскрешения, и о том, что человеческая жизнь – это не просто короткий отрезок времени. Князь уверовал и отказался от язычества.

После принятия новой веры, Владимир начал воздвигать храмы на территории всей Руси, и достаточно жестко заставлял население отказаться от идолопоклонства. Сжигались статуи уходящего божества, обряды крещения проводились против воли жителей. Несмотря на грубый переход от одной религии к другой, это был умный политический ход для сплочения народов. Православие хорошо прижилось на Руси и что удивительно, даже в век развитой науки и технологического прогресса, не прекращает развиваться и набирать все большие обороты.

Источники:

http://www.krimoved-library.ru/kak-knjaz-Vladimir-vybral-veru-khristianskuju.html
http://russian7.ru/post/pochemu-vladimir-svyatoslavich-vybral-i/
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5bc7a9b28bff9200adeff057

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector