2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как взаимодействуют государство и гражданское общество

Гражданское общество: основы взаимодействия с государством

Стартовая позиция гражданского общества в целом заключается в преобразовании коллективности, которая организована по природным законам в жизни людей, становлении каждого конкретно взятого индивида, вышедшего из сферы необузданной свободы, общего враждебного настроения. Итогом подобных тенденций является возникновение граждан в одном целостном обществе.

В термин «гражданское общество» закладывается постоянное усовершенствование, переход от не очень развитого состояния индивида, власти и общества к цивилизованным, развитым положениям. Основная предпосылка развития – общее равенство обязанностей, свобод, прав, взаимное равенство, равносильное развитие главных компонентов:

  • общества;
  • каждого конкретного индивида;
  • государства.

При главенстве любой конкретной сферы из тех, что названы выше, гражданское общество будет разрушено.

Что такое гражданское общество?

Формирование термина осуществляется с определением основных компонентов, свойств и характеристик, которые ему присущи, нахождением нюансов становления, функционирования. Гражданское общество имеет определенное влияние на государство:

  1. Преодолевается отчуждение граждан, их политических, социальных союзов от государственного управления, осуществления социальной, политической воли. Граждане страны активно включаются в общий политический процесс.
  2. Организация противовесов (оппозиции) в противовес правящей элите и властвующим государственным органам. Контрэлита является независимой от различных общественных организаций, государства, народных политических движений, групп давления, поддержки и СМИ.

Первым исходным компонентом гражданского общества считается суверенная личность, которая успешно функционирует в обществе демократических ценностей, правового государства. Общество именуется «гражданским», поскольку состоит из свободных граждан, которые не являются подневольными подданными, поэтому не чувствуют стеснения в собственных действиях. Каждая личность общества, которое считается гражданским, ориентирована исключительно на созидание.

Общество нередко функционирует, существует исключительно автономно без вмешательства государственных структурных подразделений, других личностей и наличия четких рамок, хотя систематически взаимодействует с государством. Каждая личность реализует свои свободы, права, автономию, суверенитет с одновременным выполнением гражданских обязанностей. Стандартные характеристики честности, порядочности, человечности составляют фундаментальные устои современного гражданского общества совместно с правовым государством в целом.

Государство в условиях наличия гражданского общества не имеет простых форм. Оно становится правовым и ведет деятельность, строго ограниченную рамками, которые определяются законом. Государство преодолевает огосударствление различных жизненных сфер и обеспечивает их эффективное регулирование, которое так необходимо обществу. Хотя такое государство фактически невозможно представить без единого этического, культурного, идеологического, политического механизма влияния гражданского общества на органы власти, а также государственную социальную жизнь. Представленный механизм практически представляет собой реализацию демократизма в реальности.

Формирование гражданского общества

Интеграция элементов функциональной и социальной структуры общества осуществляется через организацию взаимодействия их между собой и обществом как единым целым. Существуют централизованный и децентрализующий способ объединения в целостность самостоятельно функционирующих общественных сфер и деятельности отделенных индивидов. Исторически первым возник централизованный способ, связанный с построением государства, а впоследствии проявил себя и децентрализующий способ организации общественной жизни — формирование гражданского общества.

Государство возникло из сверхобщинного центра кровнородственной общины после ее распада. Оно осуществляет жизненно важные функций общества, взаимодействие между относительно самостоятельными индивидами и областями общественной жизни. Поэтому с государством отождествляется целостность общества: оно выступает его организационным центром.

Взаимодействие государства и общества

Главное задание каждого государства — сохранение целостности общества и предотвращение его распада, что обеспечивается формированием верховной (суверенной) власти и органов ее осуществления, которые часто отождествляются с самим государством. Ключевым признаком государственной власти является ее легитимность, которая означает признание всеми членами общества права осуществлять соответствующие действия государственными органами. Реализация государственной власти приобретает разнообразные формы — от принятия правовых актов и управленческих решений, обязательных для выполнения всеми членами общества, к применению силы и принудительным действиям.

Противоположным полюсом относительно государства как центра общества являются самостоятельно действующие индивиды или общественные субъекты. Их природа и условия деятельности определяются совокупностью прав, которыми они владеют и реализуют свою принадлежность к данному обществу. Право является одной из наиболее глубоких категорий обществоведения, которое раскрывает общественную природу человека и его связь с обществом. Историческое развитие объема и форм прав индивидов отображает эволюцию общества.

Взаимодействие между двумя полюсами общества (центром, олицетворением которого является государство или церковь, и общественными субъектами) обеспечивается в процессе осуществления государственной или духовной власти, обеспечения прав субъектов. Поэтому особенности организации каждого общества можно раскрыть через определение характера власти и средств ее реализации, с одной стороны, и совокупности прав субъектов, условий их осуществления, которые являются главными в деятельности государства, с другой стороны.

Источником движущих сил, которые обеспечивают функционирование и развитие общества, является активная деятельность субъектов. Она формируется в процессе достижения личных целей, связанных с обеспечением потребностей и развитием способностей каждого человека, и проявляется в качестве интересов индивидов. Общество влияет на действие этой живой силы социального развития, на интересы индивидов через установление разнообразных стимулов.

Взаимодействие интересов субъектов и внешних стимулов ведет к появлению определенной мотивации деятельности субъектов. Здесь следует усматривать сложное сочетание живой силы индивидов, направленной на достижение собственных целей, и сил власти (государства, денег или морально-этичных императивов), что подчинены реализации общих целей. Мотивация дает возможность раскрыть процессы саморазвития общества в целом и его отдельных сфер, источники внутренних сил, условия и особенности их реализации.

Что особенного в правовом государстве?

Правовое государство имеет признаки:

  1. Безраздельное верховенство правового закона в общественной, государственной жизни:

а) Распространение правового закона на различные области общественной жизни, элементы общества, а также всех граждан без исключения. В государстве на всех уровнях утверждается главенство правового закона. Никто не вправе обходить его положения, предписания. Если же наблюдается их нарушение, виновные понесут наказание, которое предусматривается правовым законом.

б) Правовой закон принимается представительным высшим государственным органом власти или народом на референдуме во время волеизъявления – это основа правовой системы, обладающая максимальной юридической силой. Другие различные нормативные акты, которые представляют собой инструкции, директивы, распоряжения, приказы, решения, указы и постановления, считаются подзаконными.

в) Распространение правового закона на общество и государство, которое его породило. Он связывает, вводит ограничения на работу государственных структур, должностных лиц при помощи рамок компетенции, строго установленных на государственном уровне. Выхода из них не допускается. Таким образом, удается предотвратить произвол, злоупотребление властью, вседозволенность во всех делах государства.

г) Правовым законом регулируются важные вопросы общественной, государственной жизни без допуска приоритетов различных подзаконных нормативных актов и документов, которые носят исключительно ведомственный характер. В их задачи входит обслуживание групповых, но не общенародных и общегосударственных интересов. Конституция страны официально отражает верховенство правовых законов.

  1. За личностью признаются неприкосновенные, нерушимые, неотъемлемые свободы, права, а также общая ответственность индивидов, государства.
  2. Государственная власть функционирует, организуется на основе принципа, разделяющего власть. Разные ветви власти государства имеют полномочия, которые в обществе балансируются при помощи системы противовесов, сдержек, препятствующих утверждению рискованной управленческой односторонности. Их применение позволяет получить условия, оптимизирующие работу государственных структур. Кроме того, они увеличивают эффективность механизма управления в целом.
Читать еще:  Сколько стоит обслуживание кассового аппарата для ИП

Важный элемент гражданского общества – это именно само общество с различными компонентами, которые в него входят. Речь идет об общественных организациях, трудовых коллективах, семье, союзах, ассоциациях предпринимателей, кооперативах, церкви, СМИ и проч.

Естественно, не менее значимую роль играет экономика. В имущественных отношениях современного гражданского общества и экономической деятельности главная роль отдается именно человеку-собственнику. При этом содержание термина «собственник», как правило, не следует ограничивать только наличием средств производственной деятельности.

Другой особенностью существования гражданского общества является наличие самоуправленческих начал, заложенных в основе развития, функционирования. Согласно с ней граждане выступают одновременно и управляемыми, и управляющими. Если демократия составляет политическую оболочку общества, в таком случае управленческие начала ему свойственны внутренне. Они составляют его качественную черту, которая является неотъемлемой при функционировании. Гражданское общество – это система, которая имеет саморазвивающийся, самоорганизующийся, саморегулирующийся характер.

Какие особенности имеет гражданское общество?

В гармоничном единении с самоуправленческими началами также пребывает специфическая особенность жизнедеятельности гражданского общества, в частности, речь идет о приоритете, преобладании в ней разных горизонтальных отношений, связей над иерархическими, выступающими в роли вертикальных.

Также к важным специальным особенностям существования гражданского общества причисляется мировоззренческий плюрализм (перевод с лат. как «множественный»). Гражданское общество, в составе которого содержится огромное количество независимых элементов, отличающихся между собой, изначально имеет структуру с плюралистическим характером взаимоотношений между ними. По данной причине исключительное значение отдается консенсусу (единодушию, согласию) в качестве важнейшего компонента общества, организованного плюралистически.

Гражданское общество – комплекс независимых, самостоятельных социальных составляющих (отдельных индивидов, а также организаций, объединений, учреждений, которые они создают), выражающих собственную волю во время равноправных, свободных отношений. Кроме того, осуществляется реализация интересов, удовлетворение личных потребностей, в процессе чего обеспечиваются оптимальные условия для успешного развития, функционирования.

Сегодняшним призывникам грех жаловаться, поскольку срок.

Подвиг солдат, оборонявших в 1941 году Брестскую крепость, останется в.

Процесс внедрения полностью государственной плановой экономики в СССР шел не.

Процесс восстановления общерусской государственности и.

Русская освободительная армия — это воинская добровольческая организация.

В 1598 году умер Федор Иоаннович — сын Ивана Грозного и последний прямой.

боль-шая или больша-я Единственно правильный вариант переноса: «боль-шая». Правило Наличие.

Иван IV был сыном московского князя Василия III и его второй жены Елены.

Теория молниеносной войны «Блицкриг» предполагала.

В отличие от полулегендарного Рюрика, князь Олег является первым правителем Руси.

Во второй половине XIX века в Европе произошли политические события.

Взаимодействие государства и гражданского общества

Правовое государство может создаваться и функционировать только в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.

Важно понимать, что процесс государственного управления происходит в постоянном взаимодействии государства и общества. Государство является механизмом реализации потребностей и интересов людей, однако не все потребности и интересы реализуются именно через этот механизм. В случае, если государство по каким-либо причинам не занимается определенной сферой жизни общества или отдельным вопросом — общество компенсирует недостаток государственного регулирования саморегулированием. В различных государствах сложившееся соотношение саморегулирования общества и государственного регулирования сильно различается. Однако, история развития человечества позволила выработать некие общие «договорённости» о том, какие вопросы эффективнее считать сферой деятельности государства и исключить из саморегулирования общества (например, охрана государственных границ или предоставление общественных благ в экономической сфере), а какие — исключить из регулирования государства (например, некоторые вопросы духовной жизни общества).

Эффективное саморегулирование общества и нормальное взаимодействие его с государством возможно только при наличии развитого гражданского общества.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

В гражданском обществе действуют многочисленные и разнообразные силы (политические и иные), достигающие своих целей путем горизонтального взаимодействия, консенсуса, компромисса.

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

  • • высокий уровень гражданского, политического, личностного самосознания людей;
  • • достаточная материальная обеспеченность на основе владения частной собственностью;
  • • большое количество преимущественно горизонтальных связей между членами общества;
  • • наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
  • • децентрализация власти;
  • • передача части власти органам самоуправления;
  • • использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;
  • • развитое чувство коллективности, обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
  • • личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства при необходимости. Подчеркнем, что оно представляет собой не некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Напротив, гражданское общество и правовое государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, без которых не может успешно существовать ни одно, ни другое. Важно понимать, что эта связь не односторонняя, не связь повелителя и подданных (как эта связь выглядит в антидемократических режимах), а равноправный диалог, совместная коллегиальная работа. Гражданское общество предполагает наличие правового государства и многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Гражданское общество подразумевает не только известную степень политической свободы, но и экономическую независимость человека, возможность получать доход не из рук государства.

Рассмотрим базу развития гражданского общества по сферам жизнедеятельности общества:

  • — Экономической основой гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, основанная на институте частной собственности, свободная экономическая деятельность. Предполагается экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за добросовестный труд.
  • — Социальной основой гражданского общества является так называемый средний класс, включающий наиболее мобильную и активную часть населения самого трудоспособного возраста. Основные признаки среднего слоя — доходы, образование, образ жизни, общественный престиж. Гражданское общество предполагает эффективную социальную политику, обеспечивающую достойный уровень жизни людей, а также социальный плюрализм (возможность создания различных клубов по интересам, ассоциаций, объединений и т.д.)
  • — Политической основой гражданского общества является наличие правового государства, политический плюрализм; гарантированная законом защита прав и свобод граждан, их возможность объединяться в независимые от государства различные партии, профессиональные союзы и объединения; наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, наличие негосударственных средств массовой информации.
  • — Духовной основой гражданского общества составляет идеологический плюрализм, сосуществование различных культур, идеологий, конфессий, не запрещенных законом; формирование культуры консенсуса, компромисса; создание необходимых условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества.
Читать еще:  Кто осуществляет поверку газовых счетчиков

Основные институты гражданского общества, обуславливающие как само его развитие, так и определяющие уровень этого развития:

  • 1. Объединения и организации экономической сферы (например, союзы предпринимателей, союзы производителей, общества потребителей, торгово-промышленные палаты и т.п.)
  • 2. Политические партии и общественно-политические движения
  • 3. Социальные объединения (профсоюзы, массовые общественные движения, ассоциации по защите прав отдельных групп населения, организации по интересам и т.п.)
  • 4. Религиозные организации, конфессии, иные духовные ассоциации.
  • 5. Трудовые, научные, школьные, студенческие объединения.
  • 6. Семья
  • 7. Средства массовой информации.

Гражданин в обществе может входить в целый ряд организаций. Именно данные организации гражданского общества обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов. Если они не могут решить проблемы человека самостоятельно, им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее обратить внимание на проблемы данной группы интересов и решить их.

Абстрактные понятия гражданского общества и правового государства в реальности составляют целостную единую структуру. Без развитого гражданского общества не может быть правового государства, а есть тирания, насилие над личностью. Без правового государства не может быть развитого гражданского общества, а будет хаос, дезорганизация, анархия, распад. Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии последнего на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. В таком взаимодействии содержатся гарантии разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.

государство политический правовой управление

Взаимосвязь государства и гражданского общества

Гражданское общество и государство находятся в тесной взаимосвязи, первое невозможно без второго. Благодаря государству человеческое сообщество вступает цивилизованности и становится обществом. Гражданское общество — это не только школа и церковь, но и гражданская война, противостояние социальных интересов, антиобщественное поведение, мафия и т.д., с которыми может справиться только государство. В конце концов, сам смысл концепции гражданского общества существует лишь при рассмотрении этого общества в соотношении с государством.

В то же время государство не может существовать вне общества. Она производная от гражданского общества, и назначение ее заключается в том, чтобы служить ему. Гражданское общество является противовесом государству в ее постоянном стремлении к господству над обществом. От степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства.

В понимании роли государства в обществе есть две крайние позиции — анархизм и етатизм. Анархизм отвергает государство вообще как орган принуждения и насилия над людьми. Етатизм, наоборот, всячески преувеличивает роль государства в жизни общества. Етатизм (от франц. etat — государство) — это засилье государства в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Теоретически етатизм обосновывает необходимость активного вмешательства государства во все сферы общественной жизни, исходя из восприятия государства как всеобщей ценности, высшего результата и цели общественного развития. Практически етатизм проявляется в централизации, концентрации и бюрократизации политической власти, распространении организационно-контрольных функций государства за пределы оптимального соотношения государства и общества. Процесс етатизації общественной жизни ведет к ослаблению гражданского общества, его влияния на государство, что, в свою очередь, негативно отражается на самой государстве, вызывая ее упадок.

Етатизація общественной жизни в наибольшей степени происходит за недемократических, особенно тоталитарных политических режимов. За тоталитаризма централизация власти, ущемление прав и свобод граждан, произвола и волюнтаризм правящей верхушки приобретают крайних форм. Некоторые черты етатизму сохраняются и в демократическом обществе, но здесь он охватывает, главным образом, сферу экономики и контролируется политическими институтами гражданского общества.

Формой взаимодействия государства и гражданского общества является политический режим как система методов и средств осуществления политической власти, а различные типы политических режимов — демократический, авторитарный и тоталитарный — являются разными способами этого взаимодействия.

Главной особенностью тоталитарного политического режима является всеобъемлющее огосударствления общественной и частной жизни, тотальный контроль государства над обществом и гражданами, который опирается на систематическое использование насилия. За тоталитаризма общество не оказывает ощутимого влияния на государство. Так, по социализма в СССР произошло огосударствление всех сфер общественной жизни. Государство фактически была владельцем всех средств производства, в лице одержавленої правящей партии монополизировала политическую власть в обществе, навязывала ему единую идеологию, направляла деятельность общественных организаций. Общество не имело реальных средств воздействия на государство. Выборы в представительные органы власти и сами эти органы имели формальный характер. Другие средства прямой демократии или не использовались вовсе, или также были формальными. Не было многопартийности, деятельность общественных организаций направлялась и жестко контролировалась коммунистической партией. Это же касалось и средств массовой информации.

По тоталитарного режима государство фактически поглощает гражданское общество. Зачатки этого общества существуют разве что в семье, домашнем хозяйстве, церкви, хотя и они не лишены произвольного вмешательства государства или одержавленої партии. Отсутствие развитых структур гражданского общества, прежде всего его экономической основы — частной собственности — и политических институтов, обратного влияния общества на государство приводят к деформации самого государства. Она прибегает к насилию, произвольных экспериментов над обществом, втягивается в войны и т.д.

Главной особенностью авторитарного политического режима является сосредоточение власти в одном ее органе, в руках одного лица или группы лиц и осуществления власти в основном с опорой на принуждение. Под углом зрения взаимодействия государства и гражданского общества авторитаризм отличается от тоталитаризма в лучшую сторону. За авторитарных режимов сохраняется автономия личности и общества в непо-літичних сферах, существует негосударственный сектор экономики, государство не осуществляет тотального контроля над обществом, не навязывает ему единую идеологию. Авторитаризм формально может предполагать разделение властей, многопартийность, выборность органов государственной власти и др. Однако реально государственная власть сосредоточена в руках главы исполнительной власти. Доминирует одна политическая партия; другие партии, общественно-политические организации, средства массовой информации не оказывают ощутимого влияния на осуществление государственной власти. Органы местного самоуправления если и существуют, то находятся под жестким контролем центральной власти. Выборы в представительные органы власти имеют формальный характер, преобладают силовые методы правления. Это означает, что в распоряжении гражданское общество не контролирует государство. Такое соотношение государства и гражданского общества в той или иной мере присуще большинству стран мира, хотя формально в них могут быть и признаки правового государства и демократического политического режима.

Читать еще:  Кто такой фрилансер

Партнером государства гражданское общество выступает лишь в правовом государстве за демократического политического режима. Понятие «правовое государство» и «демократическое государство» близкие по смыслу, но не тождественны. Демократическое государство не может не быть правовым. Однако не всякая правовое государство является действительно демократическим. Понятие «правовое государство» является формально-юридическим характеристикой государственности. За формального наличия основных признаков правового государства — конституционном произнесении принципов верховенства права, разделения властей, прав и свобод человека в стране на самом деле может существовать авторитарный политический режим, который прикрывается демократической риторикой и через низкий уровень политической культуры масс воспринимается именно как демократический.

Правовое государство не может существовать без гражданского общества. Особенность их взаимодействия по демократического политического режима заключается в том, что гражданское общество подчиняет себе государство и контролирует ее. Связь гражданского общества с государством, его влияние на нее основывается прежде всего на принципах демократии. Исходным из них является принцип народного суверенитета, который провозглашает народ единственным источником и верховным носителем власти в обществе. А это означает, что власть государства, его суверенитет производные от суверенитета народа, что гражданское общество создает государство для удовлетворения собственных нужд, а не ради нее самой, что государство не должно возвышаться над обществом и призвана служить ему, что, в конце концов, чиновники существуют для граждан, а не наоборот. Осознание гражданами именно такого соотношения между гражданским обществом и государством имеет принципиально важное значение для их формирования демократической политической культуры. Демократическая политическая культура гражданского общества проявляется тогда, когда гражданин не склоняется слепо перед государством, хотя бы какой демократической она издавалась, а задается вопросами вроде: что такое государство и для чего она нужна? что государство берет от меня и что я имею от нее? почему и для чего государство собирает налоги? куда идут собранные средства и сколько их нужно? в какой мере я принимаю участие в осуществлении государственной власти? почему чиновники за мой счет живут лучше, чем я? и др.

Принцип выборности как принцип демократии предусматривает формирование органов государственной власти путем выборов. Выборы являются важнейшим средством влияния гражданского общества на государство. От качества избирательного законодательства и его соблюдение на практике решающей степени зависят демократизм и эффективность государственной власти. Важным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство, политические партии. В демократических государствах они выступают и главными субъектами избирательного процесса. Влияние на государство гражданское общество осуществляет также через общественные организации и средства массовой информации.

Наиболее полно связь гражданского общества и государства проявляется через права и свободы личности. С одной стороны, конституционное провозглашение и закрепление прав и свобод человека является политико-правовой основой разграничение гражданского общества и государства. С другой стороны, права и свободы являются главным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство; благодаря наличию у граждан политических прав они подчиняют государство своему влиянию и осуществляют контроль над ней. Поскольку реальность прав и свобод человека является одновременно одним из основных признаков правового государства и важнейшим достоянием гражданского общества, то это означает, что они — правовое государство и гражданское общество — взаимно предполагают друг друга.

Однопорядковим с понятием «правовое государство» является относительно новое для политологии понятие «социальное государство». Правовая государственность как формально-юридическая характеристика государства сама по себе ничего не говорит о реальной жизни граждан. С помощью права (в его обычном понимании — как совокупности законов и всевозможных подзаконных актов: постановлений, приказов, должностных инструкций и т.д.) можно более изощренно издеваться над людьми, чем с использованием открытого и грубого насилия. Причем власть способна добиться легитимности, то есть признание, такого «права» гражданами, которые на ее потребность кричать «Распни его!» или потребуют наказания «врагов народа» или будут осуждать диссидентов.

Создатели и сторонники теории правового государства считали, что такое государство, обеспечивая каждому свободу и равенство, делая частную собственность доступной для каждого, стимулируя конкуренцию, предприимчивость и активность граждан, приведет их к всеобщего благосостояния. Однако этого не произошло. Абсолютизация индивидуальной свободы, невмешательства государства в экономическую и социальную сферы гражданского общества привели к усилению монополизации экономики и социального неравенства, обострение социальных противоречий, обесценивание самих идей свободы и равенства, поскольку большинство граждан в буржуазному государству не имели для них материального подоплеку.

При этих условиях конструктивным дополнением правовой государственности стали теория и практика социального государства. Понятие «социальное государство» возникло в послевоенной политической и общественной теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Каждое государство является социальным учитывая выполнения ею социальной функции. Особенностью современного социального государства является осуществление ею активной социальной политики, направленной на обеспечение прав человека, трудоустройства населения, защита прав работника на предприятии, создание систем здравоохранения и социального страхования, поддержку малоимущих, семьи и материнства, достижение высокого уровня благосостояния всех слоев населения. Политические права человека дополняются социально-экономическими правами, предусматривающие предоставление всем членам общества определенного минимума материальных и социальных благ. С этой целью государство активно вмешивается в экономику и социальные отношения, посредством налогов и различных социальных выплат перераспределяет через бюджет значительную часть национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения.

Начали такую социальную политику социал-демократические партии, которые в послевоенные годы долгое время находились у власти в некоторых западноевропейских странах, в частности в Швеции и Германии. Созданная ими в 60-х годах государственность достала сначала несколько идеологизированную название «государство всеобщего благоденствия», а впоследствии стала сказываться научным понятием «социальное государство».

Итак, социальное государствоэто правовое государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение прав и свобод человека, достижение высокого уровня благосостояния всех слоев населения.

Активную социальную политику проводит и социалистическое государство. Однако происходит это за отсутствия правовой государственности и гражданского общества, что приводит к произвольного распределения государством материальных благ и социальных услуг, уравниловки, снижение стимулов к трудовой деятельности, вызывает застой производства. Последнее, в свою очередь, делает невозможным выполнение в полном объеме намеченных социальных программ. Как показала практика социал-де-тического правления, подобные последствия социальной политики возможны и в правовом государстве в случае абсолютизации социальных задач и чрезмерного вмешательства государства в экономику и перегрузки ее налогами. Правовая и социальная принципы организации и осуществления государственной власти находятся в противоречивом единстве. Абсолютизация формально-правовой стороны государственности вредит решению социальных задач. И наоборот, преувеличение значения последних ограничивает индивидуальную свободу, порождает уравнительные тенденции и другие негативные последствия в общественной жизни. Оптимальное сочетание правового и социального принципов в функционировании государства иногда обозначается термином «социально-правовое государство».

Источники:

http://rrepetitor.ru/law/grazhdanskoe-obshhestvo-osnovy-vzaimodejstviya-s-gosudarstvom/
http://studwood.ru/899067/pravo/vzaimodeystvie_gosudarstva_grazhdanskogo_obschestva
http://banauka.ru/2272.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector