1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как животные связаны с растениями

Стр.154–157. Проверочная работа 2. Мозаика заданий

Подробное решение часть 1 (страница) Стр. 154–157 по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов 2014

  • Гдз по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2

1. Как называется условная линия на глобусе и карте, которая одинаково удалена от полюсов?

2. Назови причину смены дня и ночи.

Вращение нашей планеты вокруг своей оси.

3. Приведи примеры разнообразия условий жизни на Земле.

На Земле выделяют разные природные зоны. Каждая зона характеризуется своим условиями. Тундра – длинная и суровая зима, которая длится 8 — 9 месяцев. Почти два месяца не появляется Солнце. Температура воздуха опускается до – 60 °С. По несколько дней подряд дуют сильные ветры, свирепствует пурга. Лето — короткое и холодное. Солнце не заходит почти два месяца, но согревает землю очень слабо. В любой летний день могут быть заморозки или снегопад. Почва оттаивает всего на 40 см. Глубже находится многолетняя мерзлота, которая никогда не оттаивает.

Зона лесов – Солнце здесь поднимается над горизонтом гораздо выше, чем в тундре, и сильнее нагревает поверхность Земли. Поэтому лето в лесной зоне длиннее и теплее, а зима короче и мягче. В течение года выпадает много осадков. Испарение влаги в лесной зоне больше, чем в тундре.

Степная зона – Солнце поднимается над горизонтом выше, чем в лесной. Поэтому в степи много света и тепла. Здесь длинное жаркое лето, короткая зима. Летом часто бывают сильные ветры — суховеи. Иногда они перерастают в чёрные пыльные бури. Зима на западе степной зоны тёплая, а на востоке холодная, с сильными ветрами — буранами. Снега выпадает мало, поэтому почва глубоко промерзает. Летом на большей части территории выпадает мало осадков. Это приводит к недостатку влаги. Почвы степей очень плодородны, они содержат много перегноя. Их называют чернозёмами.

Пустыня – лето жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов. Зима длится 2-3 месяца. Тип климата — теплый, сухой (засушливый). Пустынные ветры захватывают и переносят находящийся на поверхности рыхлый материал. Таким образом, формируются песчаные и пыльные бури. Для пустыни характерны сухие, горячие ветра – сухове́и.

4. Почему в лесной зоне теплее, чем в тундре?

Это зависит от положения Солнца. Солнце поднимается над горизонтом гораздо выше, чем в тундре, и сильнее нагревает поверхность Земли.

5. Как растения степей приспособлены к недостатку воды?

У них длинные ветвистые корни, которые могут добывать влагу с большой глубины. Узкие листья испаряют мало воды.

6. Какое звено пропущено в цепи питания: водоросли рачки (рыба) белый медведь. Для какой природной зоны характерна эта цепь питания?

Для зоны арктических пустынь.

7. Назови основное занятие населения степей.

Основное занятие населения степей — земледелие.

8. Приведи примеры трёх растений лесной зоны, которые занесены в Красную книгу России.

Венерин башмачок, ятрышник, волчье лыко.

1. Приведи примеры доказательства шарообразности Земли.

Доказательством шарообразной формы Земли служит то, что на открытой местности линия горизонта представляется нам в виде окружности. А когда мы поднимаемся, то линия горизонта как бы отодвигается. Шарообразность Земли подтверждают и наблюдения за лунными затмениями. Луна вращается вокруг нашей планеты и раз в месяц Земля оказывается между Луной и Солнцем. При этом наша планета загораживает от Луны Солнце и на полный диск Луны наползает круглая тень от Земли. Так происходит лунное затмение. Но только шар всегда имеет круглую тень. Получены фотографии Земли из космоса, на которых отчётливо видно, что Земля — шар.

2. Чем карта полушарий отличается от карты России?

На карте России представлена одна страна, поэтому она более подробная. На карте полушарий представлены все материки и океаны.

3. Чего на Земле больше: суши или воды?

На Земле 2/3 воды и 1/3 суши.

4. Моря какого океана омывают нашу страну с востока?

5. В каком полушарии будет лето, а в каком зима при положении Земли относительно Солнца, показанном на рисунке?

В Северном полушарии будет лето, а в Южном – зима.

6. Приведи примеры связей природы с обществом, а общества с природой.

Природа обеспечивает общество необходимыми ресурсами для жизни: водой, теплом, светом, полезными ископаемыми. Чем больше развито общество, тем больше ресурсов оно потребляет, т.е. возникает проблема истощения планеты. С другой стороны, при добычи ресурсов нарушается экологическое равновесие, что негативно сказывается на развитии общества. Несмотря на все достижения, общество еще зависит от природных сил. Так, разгул стихии каждый год уносит человеческие жизни.

Читать еще:  Что написано на бите у Харли Квинн

7. Какие приспособления помогают растениям переносить засуху?

Длинные корни, которые добывают воду из глубоких слоев земли. Листья изменяются. Они превращаются в чешуйки или колючки, чтобы меньше испарять влаги. Или приобретают плотные восковые покровы, чтобы уменьшить испарение.

8. Как животные связаны с растениями? Приведи примеры.

Животные и растения связаны пищевыми связями. Растения образуют органические вещества, которые необходимы животным для жизни. Поэтому животные поедают растения. Так, заяц поедает кору, бабочки – нектар цветов, гусеницы – листья. Животные могут использовать растения, как убежища. Так, белка живет в дупле дерева, бурундук устраивает гнездо под сваленными ветром деревьями.

9. Почему животные зоны арктических пустынь имеют белую окраску, а животные степей серо-бурую?

Это окраска помогает им выживать в данных условиях. Благодаря такой окраске животные становятся незаметными на фоне окружающей среды.

10. Какие приспособления помогают животным переносить жару, а какие холод?

Чтобы перенести жару многие животные ведут ночной образ жизни. Тело некоторых животных покрыто роговой чешуей, которая не дает воде испаряться. Верблюды способны длительное время обходиться без воды, так как имеют запасы в горбах. Чтобы перенести холод у животных становится более густой мех, они постоянно в движении, чтобы добыть себе пищу.

11. Чем животноводство лесной зоны отличается от животноводства тундры?

Из-за скудной растительности животноводство тундры представлено только разведением северных оленей, с которыми нужно постоянно кочевать по тундре в поисках корма. Животноводство лесной зоны более многообразно, так как там различная растительность, поэтому много пищи.

12. Представь себе, что ты едешь по Волге от истока до устья. Как будет изменяться природа?

Сначала будут леса, потом степи.

13. Как охраняют природу тундры?

Многие животные тундры занесены в Красную книгу России. Белый журавль занесен и в Красную книгу Международного союза по охране природы. На полуострове Таймыр организованы государственный заповедник и несколько заказников, где животные находятся под особой охраной.

• Какие реки и озёра нашей страны нуждаются в охране?

Озеро Байкал. Все реки России нуждаются в охране: Волга, Енисей, Обь и т.д.

• Что является причиной загрязнения водных объектов и какие последствия оно вызывает?

Причина загрязнения – это сбросы сточных и промышленных вод в водоемы, что приводит к нарушению водных экосистем и гибели растений и животных.

• Нуждаются ли водные объекты вашей местности в охране?

В моей местности в охране нуждаются озера.

• Как загрязнение воды в реках и озёрах влияет на растительный и животный мир?

Поступление в водоемы отходов промышленного и особенно химического производства и коммуникационных сточных вод вызывает омертвление водоемов. Вредные вещества накапливаются в организмах растений и животных. Загрязнение отдельных водоемов достигло таких масштабов, что выловленные рыбы и моллюски являются непригодными для употребления в пищу.

• Как загрязнение воды влияет на здоровье человека?

Питьевая вода не должна содержать химических компонентов. Так как они обладают особенностью накапливаться в клетках, и впоследствии становятся причиной развития большинства заболеваний, вплоть до онкологических.

Конспект НОД «Растения и животные леса нашего края и их охрана»

Елена Иванова
Конспект НОД «Растения и животные леса нашего края и их охрана»

Методическая разработка по теме «Растения и

животные леса нашего края и их охрана».

воспитатель Иванова Е. П.

Цель: систематизировать знания детей о роли животных в природе и жизни человека; раскрыть факторы отрицательного влияния людей на животных; определить меры охраны природы, формирование у детей положительного отношения к природе, норм поведения в природе.

Ход занятия:

Группа делится на 4 команды.

Воспитатель:Сегодня мы на некоторое время перенесемся в лес. Лес так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок.

(По одному человеку от каждой команды читают стихи)

1 ребенок: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

2 ребенок: Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

3 ребенок: Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

4 ребенок: Кто в глуши твоей таится?

Всё открой, не утаи!

Все: Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: О лесе придумано много пословиц и поговорок.

Подумайте, почему так говорят:

Возле леса жить – голодному не быть.

Не от добра дерево лист роняет.

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Враг природы тот, кто леса не бережёт.

Много встреч вас ждёт в лесу.

Если вы отгадаете лесные загадки, то узнаете, кого можно там встретить.

Читать еще:  Как ведёт себя стеснительный влюбленный мужчина

Сосны, ёлки, берёзы, клёны.

Это лес – наш друг зелёный!

Добрый друг, он шумит, поёт

И в прохладную тень зовёт.

А вы знаете, для вас

Он загадки свои припас?

К загадке первой мы идём.

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон

Народом дружным заселён.

Народ весёлый, трудовой

Охотно дом построил свой.

Все что-то тащат, все снуют,

Стараются, не устают.

Ты видел этих силачей?

Тогда скажи, дом этот чей?

Нет катушки ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет.

Но зато иголки есть.

Сколько? И не перечесть.

Где тут сладкий мёд? –

Зря ты, сладкоежка,

К пчельнику пошёл,

Попадёт от пчёл!

В сенокос горька, а в мороз сладка.

В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пёстрая придёт,

На зубок он попадёт.

Подмигнёт тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

На кустах растёт

И сладка, как мёд.

Сидит рядом с нами,

Смотрит чёрными глазами.

Черна, сладка, мала

Мы с вами попали в лесное царство. Смотрите, какой-то старичок сидит прямо на травке муравке. Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка! Лесовичок: День добрый! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?

Детям предлагается выбрать правило вежливости:

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Зелени много – ещё вырастет!

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!

4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Воспитатель: Кто из вас знает, какую роль играют животные в природе и жизни человека? Дети высказывают свои предположения.

Далее детям предлагается прочитать текст из конверта №1 и сказать, о каком значении животного в нём говорится:

• продукты питания, расселение растений

• источник красоты и познания

• лекарство, опыление растений

• волокно для тканей, кожа и мех

Воспитатель: Мы видим, что животные связаны с растениями: они их опыляют и помогают растениям расселяться. А как ещё животные связаны с растениями?

Дети: Животные связаны с растениями цепями питания.

Детям предлагается составить цепи питания по карточкам из конверта №2.

Получаются следующие цепи:

Пшеница полёвка змея орёл

Яблоня тля божья коровка воробей

Орешник мышь куница

Дуб кабан медведь

Воспитатель: И так, мы видим, что животные связаны с растениями, а растения с животными. Какой вывод можно сделать?

Дети: Всё в природе взаимосвязано. Далее проводится игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Цель: повторить правила поведения в лесу.

Ход игры: Воспитатель читает строки стихотворения. Если дети согласны с действием в стихотворении, то отвечают дружно хором «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет, то молчат.

Мухомор, увидев, я, Мимо прохожу друзья.

Муравейник мы найдём, Понаблюдаем и уйдём.

Выпал птенчик из гнезда, В лес собачек мы возьмём,

Трогать нам его нельзя. Спокойней птичкам будет в нём.

Кто брусникусобирает, Ландышей нарву в лесу,

С корнем кустик вырывает?

На праздник маме принесу.

По тропинке кто шагает, Мы ежонка увидали,

На жуков не наступает? И домой его забрали.

Веточки мы не ломаем, Съедобные грибы в корзинку собираем,

Когда по лесу гуляем. А несъедобные мы топчем и сбиваем.

Далее идёт обсуждение по группам о причинах исчезновения животных.

Воспитатель: Какую помощь вы можете оказать животным. ?

Дети отвечают по группам.

Воспитатель: Сейчас на дворе зима. Птицы нам прислали телеграмму. Послушайте её текст:

Помогите! Мы гибнем! На дворе сильные морозы. Нам холодно и голодно. Весь доступный летом корм сейчас спрятан под снегом. Нет ни зелёных растений, ни насекомых. Мы надеемся на вашу помощь, ребята. Помогите нам. А мы отблагодарим вас весной своим звонким пением.

Воспитатель: От чего гибнут птицы? Как вы можете им помочь?

Каких можно встретить птиц зимой?

Детям предлагается собрать из мозаики из конверта №3 изображения птиц, а на обратной стороне прочитать советы, которые дают птицы.

Синица: Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза и крошками белого хлеба.

Дятел: нельзя давать птицам жареные семена. Крошки чёрного хлеба вредны для птиц.

Клёст: Семена для птиц лучше раздавливать.

Читать еще:  Как правильно обшить балкон вагонкой

Поползень: Не навреди!

Далее каждой команде раздаются мешочки с буквами, из которых дети должны сложить названия животных и растений нашего края и кратко рассказать о каждом.

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?

Дети: Всё в природе взаимосвязано.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

«Животные нашего леса». Конспект занятия с использованием ИКТ Цель: познакомить детей с животными нашего леса (средняя полоса РФ) Задачи: 1. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни.

Дидактическая игра «Дикие животные нашего края» Цель. Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Задачи. -Способствовать расширению знаний.

Дидактическая игра «Животные нашего края» Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Развитие связной речи детей. Задачи:Закрепить.

Дидактическое пособие лэпбук «Растения и животные родного края» Дидактическое пособие по познавательному развитию- лепбук. (тематическая папка с развивающими материалами) Тема: «Растения и животные.

Конспект по ФКЦМ «Дикие животные нашего края» старший дошкольный возраст Цель:Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накоплению знаний о многообразии диких животных. Задачи:Расширять знания детей.

Чем связаны растения и животные? Помогите, чем связаны растения и животные?

Первичные гетеротрофы, т. е. организмы, питающиеся друг другом, органическими соединениями, не могли бы развиваться длительное время без автотрофов. В конце концов запас органического вещества был бы исчерпан. Для беспрерывного развития и протекания жизни необходим биологический круговорот веществ. Пополнение запаса органических соединений, потребных для гетеротрофов, и энергии, потребной для жизни вообще, осуществляется автотрофными организмами, зелеными растениями в первую очередь. Поэтому в современных условиях последние по праву считаются источником жизни во всем ее многообразии.

Но автотрофы в свою очередь не могут развиваться без гетеротрофов. Если органическое вещество, создаваемое растениями, не будет перерабатываться гетеротрофами до минерализации с освобождением простых неорганических веществ, то не сможет осуществляться круговорот веществ в биосфере. Без круговорота веществ не может быть жизни. Взаимное сосуществование автотрофов и гетеротрофов исторически закономерно, и только при этом условии может осуществляться круговорот вещества и энергии, могут протекать все жизненные процессы на Земле.

Животные и растения с первых дней своего возникновения развиваются совместно, обусловливая возможность существования друг друга. С незапамятных времен до настоящего момента растения и животные проходят свой эволюционный путь развития в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, «рука об руку». В процессе такой совместной, сопряженной эволюции у различных видов растений и животных выработались обоюдные взаимные приспособления друг к другу, столь прочные, что раздельно существовать в современных условиях они уже не могут. В этом проявляется единство животного и растительного мира.

На различных участках Земли исторически сформировались свои сообщества растений и животных, биоценозы. Отдельные виды в них прочно связаны друг с другом и зависят один от другого. Биоценозы при постоянстве внешних условий являются устойчивыми образованиями. Эта устойчивость обеспечивается тем, что их основу обычно составляет группа видов растений, животных и микроорганизмов, возникших в одном месте и проделавших эволюцию в тесной связи друг с другом. Правда, в каждом сообществе можно встретить растения и животных, которые исторически возникли в других местах. Такие организмы в разное время входят в тот или иной биоценоз, но, как правило, не составляют его основу, зато более или менее тесно связывают различные биоценозы между собой.

Животные не могут жить без растений и существуют за счет автотрофов. Но и растения в своей жизни тесно связаны с животными. О связи растительных и животных организмов в биоценозе вполне определенно писал еще в 1912 году в классической работе «Учение о лесе» Г. Ф. Морозов: «. жизнь животных в лесу тоже тесно спаяна со свойствами леса. тоже находится в зависимости от леса, с одной стороны, а с другой стороны, влияет на жизнь леса. В лесу стихийной, или девственном, нет ни полезных, ни вредных животных,— там все полезны для леса; и белка, и сойка, и другие животные, поедающие желуди, не являются, однако, в силу этого истребителями дуба, а наоборот, агентами распространения его, факторами жизни и распространения леса. Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собою общежитие более широкого порядка; в нем не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным; все это взаимно приспособлено друг к другу».

Источники:

http://resheba.me/gdz/okruzhajushhij-mir/4-klass/ivchenkova/154
http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-teme-rastenija-i-zhivotnye-lesa-nashego-kraja-i-ih-ohrana.html
http://otvet.mail.ru/question/176867728

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: