27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая религия в Боспорском царстве

Религия

Боспорцы почитали греческих и восточных богов — Кибелу, Деметру, Кору. Афродиту, Артемиду, Диониса, Зевса, Аполлона, Асклепия, Астарту и других. Особенно популярными были культы, связанные с плодородием и земледелием. Открыты редкие в Северном Причерноморье храмовые комплексы — святилище Деметры в Нимфее и, по-видимому, одно из трех упомянутых древними авторами святилищ Апатур на Таманском полуострове. Образы божеств боспорские мастера запечатлели в скульптуре и терракотовых статуэтках. Одним из лучших таких памятников является статуя Астарты второй половины IV в. Разносторонними стали культурные запросы боспорцев. Их интересуют история и философия, поэзия и театр, изобразительное искусство и спорт. Недошедшими до нас сочинениями боспорских историков пользовались греческие писатели при передаче некоторых событий истории Боспора. Усилилось влияние греческой культуры на местное население и фактически впервые можно отметить обратный процесс.

Экономика

Монета из Пантикапея. III в. до н. э.Ведущая роль на Боспоре принадлежала товарному производству злаков — пшеницы, ячменя, проса. Основу Боспорской торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров: Демосфен рассказывает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба — около 16 тысяч тонн в год. Помимо хлеба, Боспор вывозил в Грецию солёную и вяленую рыбу, скот, кожи, меха, рабов. В обмен на все эти товары государства Греции отправляли на Боспор вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства — статуи, терракоту, художественные вазы. Часть этого импорта оседала в боспорских городах, другая часть переправлялась боспорскими торговцами в степь для знати окружающих племён. Гермонасса, Фанагория, Горгиппия становятся крупными торговыми центрами. В Горгипии строится крупный морской порт, через который вывозится хлеб из Прикубанья. При Спартокидах в городах Боспора расцветает и ремесленное производство. В Фанагории, Горгиппии и других городах существуют небольшое мастерские и крупные эргастерии, где применяется труд рабов.

В первой половине III в. до н. э. в государстве разразился острый денежный кризис. Прекращена чеканка золотой и серебряной монеты Пантикапея. Монетная реформа Левкона II в третьей четверти III в. до н. э. — выпуск номиналов медной монеты с именем и титулом царя — способствовала восстановлению денежного хозяйства и в то же время укрепляла авторитет династии. После Левкона царская чеканка (но уже золотая) стала традиционной. Был возобновлён выпуск пантикапейского серебра. Во второй половине III—II веков до н. э. возродилась автономная чеканка в Феодосии, Фанагории, Горгиппии. После присоединения Боспора к Понту начали активно развиваться торговые отношения с городами этого государства, в первую очередь с Синопом. По словам Страбона, ежегодно из Боспора в Понт поставлялось 180000 мединов (7200 тонн) и 200 талантов (4000 килограмм) серебра. После попадания Боспора под влияние Рима начинается новый экономический подъём, продолжавшийся на протяжении I и II веков нашей эры. С боспорских товаров римские власти не взимали обычной обязательной пошлины в размере 1/2 части всего товара. Боспорские купцы торговали с далёкой Александрией Египетскиой и даже далёкими итальянскими городами. В начале 40-х годов IV века в Боспоре прекращается чеканка монеты, что свидетельствует о глубоком экономическом упадке государства.

Боспорское царство — античная монархия на территории Крыма

опубликовано: январь 2016

Боспорское царство: краткий исторический очерк

Боспорское царство — греческое монархическое образование Северного Причерноморья. История его возникновения начинается с момента появления переселенческих полисов, выросших в прибрежных зонах Керченского полуострова Крыма и Тамани. Эти апойкии возводились малоазийцами и эллинами с Эгейского моря.

Среди них были демократические республики и полисы с олигархической формой управления. Богатая земля позволяла новоприбывшим грекам заниматься земледелием, разводить скот, рыбачить и, конечно же, торговать с метрополией, соседними племенами и полисами. В городах зарождались объединительные тенденции, которые усиливались под влиянием угрозы нападений варваров-скифов. Пантикапей постепенно приобретал статус столичного полиса.

Если верить античному писателю Диодору Сицилийскому, Боспорское царство существовало с 480 г. до н. э. Им тогда управляли Археанактиды – выходцы с Милета, сумевшие удерживать тираническую власть на протяжении 42 лет, передавая ее по наследству.

Археанактидов сменили Спартокиды, которые возглавляли Боспорское царство почти до I в. до н. э. Как Спарток пришел к власти, историки не знают. Можно только предполагать, что произошли события наподобие переворота. Впрочем, так же можем предполагать, что произошла добровольная передача власти.

Первые властители царства — архонты Боспора. Несмотря на тиранический характер управления, города Боспорского царства, все еще имели некоторые признаки автономии. Это подтверждает информация о существующих там народных собраниях и советах. Кроме того, должности в таких полисах были выборными.

Очередная эпоха Боспорского царства связана с деятельностью Сатира I, Левкона I и Перисада I. Они увеличили территорию державы (в нее входили устье Дона, низовья Кубани и восточная часть Приазовья), покорили Феодосию, а позже — проживающих поблизости синдо-меотов и скифов.

Читать еще:  Муж мне изменил что делать

На литографии Карло Боссоли, ошибочно названной «Могила Митридата», изображена усыпальница Царского кургана, предназначался для погребения
боспорского царя Левкона I.

С конца IV в. до н. э. Боспорское царство приобретает иной характер: с эллинистического оно становится греко-варварским, появляется титул «царь».

В начале III в. до н. э. продолжилось процветание Боспорского царства, но при Перисаде I (347–311 гг. до н. э.) бывали военные столкновения между эллинами и воинами-скифами. После кончины Перисада I руководство Боспорским царством переходило к двум старшим сыновьям, тогда младший Евмел отважился заполучить власть, жестоко расправился с братьями-конкурентами и их сторонниками, после чего четыре года занимал престол (до 304 г. до н. э.).

История Крыма имеет пробелы. О Боспорском царстве с III по I в. до н. э. рассказано немного. Государство переживало материальный кризис, возможно, связанный с засухами. Пантикапейская власть прогрессивно ослабевала. Во II в. до н. э. Боспорское царство вынуждено было сплачивать поборы, но историки не знают кому. Есть два варианта ответа: скифам или савроматам.

В 104 г. до н. э. Боспор оказался в руках Митридата VI Евпатора – правителя Понтийского царства. Спартокид Перисад V добровольно отдал бразды правления, за что был убит повстанцами, организованными Савмаком. Чтобы успокоить непокорных граждан Боспорского царства, понтийский правитель отправил туда войско Диофанта, но оно не выдержало сопротивления и позорно бежало. Во время второго похода Диофанту удалось покорить Пантикапей и Феодосию, полководец жестоко наказал бунтарей, их главаря велел отвезти Митридату (есть версия, что непокорного смельчака казнили). Так Боспорское царство стало частью Понтийского.

Этап истории Боспора, как составляющей единицы Понтийского государства, характеризуется непростой материальной ситуацией. Митридат взимал с его жителей налоги небывалой величины, деньги шли на борьбу с Римом, а потом царь вовсе переехал жить в Пантикапей. Впрочем, вскоре разгорелось восстание, организованное его отпрыском Фарнаком, и в 63 г. до н. э. неугодный многим царь покинул этот мир, скрываясь от обозленной армии.

Рим полагал, что, поддержав Фарнака, ему удастся контролировать территории Понта, но потомок Митридата решил действовать самостоятельно. Посадив в Боспорском царстве наместника Асандра, он организовал поход в Малую Азию и больше не вернулся. Асандр вскоре взял в жены дочку Фарнака и с 47 г. до н. э. три десятка лет властвовал в Боспоре, очередной расцвет которого произошел во времена правления бывшего наместника и его последователя Аспурга.

При Аспурге произошло слияние с Херсонесом, он нормально уживался с Римом. Его наследник Митридат ненадолго прервал и без того хрупкий мир, но с середины I в. н. э., со времен правительства Котиса I, отношения с римлянами приобретают качественно новый характер: бывшие враги становятся покровителями Боспора, финансируют его армию, поддерживают строительство укреплений.

В середине III в. Боспор страдал от набегов варварских племен, в основном готов. В конце века и без того полуразрушенное царство вынуждено было вести боевые действия с армией Херсонеса. В IV в. боспорский царь попросил помощи у Рима, но тот не смог стабилизировать ситуацию, поскольку сам не справлялся с надоедливыми германцами. В IV в. царство взяли гунны, а в VI в. оно стало частицей Византии.

Экономические связи Боспорского царства

Экономика Боспорского царства держалась на торговле. Вначале его полисы сотрудничали с населенными пунктами Малой Азии и греческими островами Средиземноморья. Потом, около V в. до н. э., товары начали возить в Афины. Параллельно шел обмен с зависимыми варварскими племенами.

Скифы, меоты и синды были хорошими поставщиками рабов, а невольники ценились на заморских рынках. Эллада снабжала Боспорское царство винами, оливковым маслом, изделиями, выполненными ремесленниками. Главный товар Боспора – зерно, но, кроме него, на заморский импорт шли рыба, шкуры, шерсть. Все это греки получали благодаря собственному труду и стараниям зависимых варваров, которые продавали продукты земледелия и промыслов. Взамен на эти товары эллины отдавали племенам предметы, изготовленные местными ремесленниками и вещи, доставленные морем.

Боспорское царство также имело торговые связи с Ольвией и Херсонесом, с Южным Причерноморьем и Восточным Понтом.

Ближе к концу VI в. до н. э. в Пантикапее наладили чеканку собственных денег. Позже выпуск монет продолжался, но известно, что в период экономического кризиса III в. до н. э. золото и серебро заменили низкокачественные медные эквиваленты. После реформы Левкона II ситуация стабилизировалась.

Земледелие, скотоводство и ремесла в Боспорском царстве

В государстве, которое активно экспортировало зерновые культуры, земледелию уделяли особое внимание. Сельскохозяйственные округи располагались вокруг городских центров, некоторые земледельцы обитали в деревнях-комах. Немало зерновых выращивалось на скифских участках и на землях синдо-меотов.

Жители античных поселений использовали плужный метод и двупольную систему обработки грунта. У них произрастали такие культуры, как пшеница, ячмень, вика, чечевица, просо. Греки также выращивали зернобобовые, чередуя их со злаками. Ощутимую прибыль приносило виноградарство.

В Боспорском царстве держали крупный рогатый скот, с помощью которого обрабатывали земли.

Ремесленники Боспорского царства достигли высокого уровня мастерства. Особенно в деревообработке и в камнетесном строительстве. Они умели делать корабли, дома, мебель, именную черепицу. Местные мастера искусно обрабатывали металлы, найдено немало железных и бронзовых предметов, сделанных в греческих полисах Боспора.

Читать еще:  Почему русский язык называют языком межнационального общения

Не менее поражающими были ювелирные изделия боспорян: украшения, которые крепились на одежду или сбрую, перстни, браслеты и т. д. Много таких вещей найдено в скифских захоронениях. Кроме того, эллины умели ткать, самостоятельно обрабатывали кожу, делали поделки из костей и, конечно же, глиняные изделия. В гончарных мастерских Боспорского царства производилась кухонная утварь, которая распространялась среди греков и представителей подневольных им племен.

Боспорское царство: быт, религия и особенности культуры

Все население Боспорского царства представляло собой три социальные группы: невольники, верхушка и средняя прослойка (крестьяне-общинники, иностранцы, люди, которые не имели рабов). Этнический состав государства был достаточно пестрым, так как в него входили представители варварских племен. Кстати, многие из них умудрялись занимать высокие позиции в обществе.

Количество пахотных земель значительно преобладало над городскими территориями, поэтому среди населенных пунктов Боспорского царства присутствовали не только полисы, но и небольшие деревни, в которых обитали земледельцы.

Города отличались пышностью. Среди них наиболее величественным был Пантикапей: его дома, храмы, общественные здания богато украшались, во время строительства расположенных там сооружений использовались новейшие для того времени технологии, делались искусственные террасы.

Феномен боспорской культуры – художественное ремесло. На предметах, изготовленных в античных полисах, много сюжетов из жизни скифов. Вероятно, вещи делались на заказ и в Боспорском царстве существовала целая школа мастеров, которые занимались такого рода росписями.

О высоком уровне культуры боспорян говорят развитая поэзия и существующее у них театральное искусство, которые не уступало настоящему греческому. Стихи рассказывали под музыку и даже организовывали своеобразные соревнования, в которых побеждал лучший декламатор. В Боспорском царстве любили лирику и танцы, так же, как в средиземноморских городах. С проникновением сарматов там начали прослеживаться элементы традиций кочевого ираноязычного народа.

Жители Боспорского государства почитали богов плодородия. Их божества имели греческое и восточное происхождение. Среди них – Афродита, Аполлон, Астарта, Киберу, Кору, Зевс и т. д. В их честь греки строили храмы, изготавливали скульптуры и статуэтки. На сегодняшний день открыто два религиозных комплекса античных времен: нимфейское святилище Деметры и Апатур в Тамани.

Таким образом, Боспорское царство возникло в V в. до н. э. и просуществовало до последних десятилетий IV в. н. э. Это восемь сотен лет. Оно было основано Археанактидами, но через каких-то 42 года их сменили Спартокиды, которые управляли до I в. до н. э. Сатир I, как и его последователи, включая Перисада I, сумел расширить территории монархии.

С конца IV в. до н. э. важное место в жизни царства занимали варвары. Все закончилось тем, что во II веке до н. э. эллины платили им дань. В конце II в. до н. э. состоялись походы Диофанта и Боспорское царство вошло в состав Понтийского государства. Известно, что этот этап истории монархии ознаменовался экономическим кризисом. Почти все деньги, которые могли пойти на развитие городов, отдавались для борьбы с Римом.

В середине I в. н. э. все изменилось: бывший враг Боспорского государства стал его союзником, хотя так и не смог защитить боспорян от разрушительных набегов гуннов. Несмотря на старания врагов, в этом государстве развивались экономика, культура. В лучшие времена условия жизни боспорских граждан напоминали римские.

История Боспора: возникновение и существование

Люди заселяли Тавриду с древнейших времен. Историки знают, что хорошие климатические условия по всему миру стимулировали быстрое развитие хозяйства и общества и появление государственности. На Крымском полуострове она тоже возникла рано, но была привнесена колонистами-греками. Сильнейшим из греческих государств выступило в Крыму Боспорское царство. Рассмотрим причины его возникновения, историю во время существования, население и территорию.

СОДЕРЖАНИЕ

Причины возникновения Боспорского царства

Боспор Киммерийский (не путать с Босфором, что в Турции) – Керченский пролив. Древние греки были хорошими моряками и не могли не понимать его значения. Положение тут во многом способствовало могуществу царства.

Причины возникновения Боспора – те же, что и других колоний Греции в Причерноморье. Эллада невелика, поэтому была нужда в импорте продовольствия. Для этого они искали новые земли (свободные или населенные слабейшими, отсталыми народами, которые легко было «подвинуть), плодородные, желательно похожие на Грецию и в «транспортной доступности», то есть у моря. Крым в целом и Керченский полуостров в частности вполне подходили под эти условия.

Колонизация района современной Керчи началась в VI столетия до нашей эры. Но тогда вопрос о возникновении какого-то «царства» еще вовсе не ставился. Монархия как таковая народности этой была мало свойственна. И колонии напоминали свои метрополии-полисы – были рабовладельческими городами-государствами с более или менее коллективным правлением. Иногда они враждовали между собой, особенно если враждовали их метрополии, иногда заключали союзы.

Но колонии имели беспокойных соседей – тавров, меотов и особенно скифов. Против них удобнее было действовать вместе. На Боспоре Киммерийском объединение произошло вокруг Пантикапея – крупной колонии, удобно расположенной на самом проливе. Поначалу к нему присоединились такие города, как Тиритака, Мирмекий, Порфмий. Позже в союз добровольно вступили другие полисы, а некоторые, такие как Феодосия, были принуждены к этому силой. Официальной датой возникновения Боспорского царства считается 480 год до н.э.

Читать еще:  Как рассчитать потребительский кредит

Но «царством» Боспор можно считать только с натяжкой. Формально главами его считались архонты (старейшины) Пантикапея. Изначально это была выборная должность. Постепенно (вероятно, с 480 г. до н.э.) она стала наследственной, но названия не поменяла. Получилась такая себе неофициальная монархия. Мера была вынужденной – враждебность греков и персов, достигшая в ту пору пика, вызывала у эллинов сильную аллергию на само монархическое понятие.

Сохранились и другие признаки традиционного полисного устройства. Так, отдельные города царства имели широкие права по организации внутренней жизни, избирали свое руководство, чеканили свои монеты.

Правителей Боспора называют «царями» с подачи византийских историков. Среди них попадались действительно выдающиеся деятели. Первым был представитель рода Ареанактидов (личное имя неизвестно). Затем власть перешла к некоему Спартоку, которого многие считают варваром и даже фракийцем (но это, вероятно, из-за сходства его имени с именем знаменитого предводителя восстания). Но этот предводитель стал основателем династии, правившей царством с 430 до 108 г. до н.э. Спартокиды заметно увеличили территорию Боспора, на период правления ближайших наследников Спартока Сатира I, Левкона I и Перисада I приходится расцвет страны.

Самыми известными в истории персонажами во главе Боспора были понтийский царь Митридат VI Евпатор и его сын-заговорщик Фарнак II (тот самый, которого Юлий Цезарь «пришел, увидел, победил»).

Два берега крымского Боспора

В лучшие дни Боспорское царство занимало значительные территории – весь Восточный Крым и все восточное побережье Азовского моря. По представлениям того времени оно было крупным и сильным. Даже покоривший Боспор Митридат VI не присоединил его полностью к своему Понтийскому императорству, а лишь сделал подвластным себе лично как правителю периметру.

Население было пестрым – греки-колонисты смешались с местными варварами, крестьянское население вообще было почти полностью местным. По данным реконструкций внешности, большинство боспорцев походили скорее на меотов (варварская народность азовского побережья), чем на греков. Было также множество рабов самого разного происхождения.

Основным занятием боспорцев было земледелие. Зерновые (ячмень, просо, пшеница) целенаправленно производились на продажу. Зерно отправляли в Грецию (это была существенная составляющая всех подобных поступлений в Элладу). В метрополии везли рыбу, кожи, рабов. Последние «товарные пункты» зачастую приобретались у соседей – те же скифы вели активную торговлю продуктами скотоводства и пленными, захваченными во время постоянных набегов (сами скифы мало применяли рабский труд, но торговали рабами массово). Скифам боспорцы предлагали в обмен местное вино, ремесленные изделия. В Понтийское царство вывозилось серебро. Боспорские купцы добирались до Египта и Италии. На крымском побережье, кроме Пантикапея, важным торговым центром была Феодосия; на таманском – Горгиппия и Фанагория.

В лучшие свои дни государство было весьма богатым. Жители жили обеспеченно (по понятиям того времени) – об этом свидетельствуют многочисленные шикарные надгробия, обнаруженные археологами, а также особенности застройки боспорских городов.

Экономический упадок Боспора начался после конфликта Фарнака II с Римом и его разгрома Цезарем, а затем политическими противниками. Столкновение спровоцировало и внутренние войны. Подчиненное положение не способствовало хозяйственному подъему. Затем последовало Великое переселение.

Высокая культура населения

При этом долгие века Боспор был эталоном не только богатства, но и культуры. Огромное количество найденных археологами надписей (поминального, религиозного и другого содержания) свидетельствуют о широком распространении грамотности. Предположительно, боспорские школы устраивались по греческому образцу.

Известными среди греков были работы боспорских философов Смикра, Стильпона, Сфера. Часто боспорцы приезжали в Грецию и добивались там высокого положения. Здесь почиталось также музыкальное и театральное искусство. Первый факт подтвержден находками музыкальных инструментов, их многочисленными изображениями. Второй – строительством театров и упоминаниями в письменных источниках «гастролей» в Боспоре знаменитых актеров-греков. В римское время вошли в моду и гладиаторские бои.

Говорили в Боспоре на греческом, но «варваризированном». Если сравнивать примерно, боспорский вариант был схож с афинским, как белорусский или украинский языки с русским. Здесь почитали древнегреческих богов, но тоже «с нюансами». Вместо Зевса и Афины «любимчиками» боспорцев были Деметра (богиня земледелия и плодородия), Афродита (рожденная из моря), Геракл (по слухам, он бывал в Крыму). Столица Пантикапей особо почитала Аполлона Врача – на главной площади был возведен его храм.

Боспорцы переняли и некоторые «варварские» обычаи. Так, тут была более модной роскошь, считающаяся в Греции признаком отсутствия вкуса. Цари Боспора и знатные граждане сооружали себе роскошные гробницы (некоторые из них исследованы).

Мирный путь в Византию

История Боспорского царства продолжилась до VI века н.э. и закончилась мирно. Оно избежало разрушительного нашествия гуннов, хотя подверглось нападению готов во время Великого переселения народов. Варварский «протекторат» над ним был чисто номинальным.

В начале VI ст. н.э. протекторат над Боспором получила Восточная Римская империя – Византия. Произошло это мирным путем. К этому времени греческую религию в стране уже сменило христианство и противоречий с новой метрополией было немного.

История Боспора доказывает – исчезновение государства с карты мира не всегда бывает трагедией. Боспорское царство знало много бедствий, но исчезло в результате полюбовного соглашения. Возможно, присоединение к Византии стало для него лучшим из возможных вариантов. В заключение – тематическое видео, приятного просмотра!

Источники:

http://studbooks.net/608493/istoriya/religiya
http://krymkrymkrym.ru/bosporskoye-tsarstvo-antichnaya-monarkhiya-na-territorii-kryma
http://krymania.ru/istoriya-bosporskogo-carstva/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector