0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая церковь изображена на картине московский дворик

История одного шедевра: “Московский дворик” Василия Поленова

“Отправляю вам что поприличнее….” Примерно такими словами Василий Поленов сопроводил свой «Московский дворик», когда посылал его на выставку передвижников. Как это часто бывает, когда решаешь проблему в последний момент, сдаешь хоть что-нибудь. Так получилось, что скромная картина, написанная на скорую руку, стала программным произведением художника.

Москва — большая деревня. Вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.

Сопоставление вида московского дворика с картины Василия Поленова 1877 года и карты Хотева 1852 года

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882

«Дорогой дядя, — писал Поленов своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры, — благодарю Вас за гостеприимство и т. д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».

«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово. А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.

Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.

По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.

Читать еще:  Каковы были условия Брестского мира

После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером интимного пейзажа. Здесь слово «интимный» предстает в своем истинном значении, то есть «глубоко личный, задушевный, сокровенный». А само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотно, на котором очевидно выражено эмоциональное состояние художника.

Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не шибко ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.

Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья, многообразие тонов зелени, воздух и свет — с каком любовью выписан этот вид из окна. Тургеневское настроение в работах Поленова почувствовали все. Даже сам Тургенев. Василий Дмитриевич подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич Василию Дмитриевичу — «Записки охотника» с дарственной надписью. Книгу эту Поленов очень любил и называл бриллиантом русской литературы.

Василий Поленов и Савва Мамонтов

Поленов родился в Петербурге, но в детстве жил с семьей на Русском севере, в Карелии. Любил он смотреть на ширь полей, гущь лесов и бег рек. Поэтому как только заработал на первый дом — сразу купил землю и построил дом по собственному эскизу. Ныне это усадьба-музей Поленово в Тульской области.

Сегодня широкий зритель помнит Поленова в основном как автора элегических сюжетов с тургеневским настроением. А между тем, художник писал и на религиозные, и на военные, и на античные темы. Например, во время русско-турецкой войны он состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича — будущего императора Александра III. А на исходе XIX века Поленов специально путешествовал на Ближний Восток, чтобы зарядиться местной атмосферой и собрать натуру для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».

Впоследствии Поленов как заслуженный мастер делал, что хотел. Практически полная свободна творчества. Хочешь — по твоим эскизам дом построят. Хочешь — оперу твою поставят. Хочешь — благотворительность устроят. Все, что душе Василия Дмитриевича угодно.

Скончался Поленов жарким июльским днем (его любимое время года, когда березовый лист полон). И похоронили его на крутом берегу с видом на Оку, откуда он так часто писал родные просторы.

Самый известный «Московский дворик»: история шедевра Василия Поленова

18 октября 2019

17 октября в Третьяковке открылась выставка Василия Поленова — художника, без которого история нашей живописи немыслима. Искусствовед Анастасия Постригай @op_pop_art рассказала Time Out, как Поленов нашел свой «Московский дворик» и написал картину, которая стала визитной карточкой русского пейзажа.

Василий Поленов — москвич

В 1877 году Поленов, потомственный аристократ из Петербурга и блестящий выпускник Академии художеств, приезжает в Москву. Он уже пожил в Европе в качестве «пенсионера» — так называли медалистов, для которых Академия спонсировала учебные командировки в столицы искусств. Вена, Флоренция, Неаполь, Венеция, Мюнхен и, конечно, Париж.

Читать еще:  Какие есть развлечения в Севастополе

Когда Василий Поленов вернулся в Россию, многие удивились: мол, с его-то дворянскими корнями и отцом-дипломатом было бы логичнее остаться в той же Франции. Но нет. Поленова тянет на Родину. А именно — в Москву.

Сиюминутная красота пейзажей

Василий Поленов, «Московский дворик», 1878

Поленов начал искать квартиру. И по одному из объявлений его ждало нечто большее, чем крыша над головой: он выглянул в окно и увидел тот самый пейзаж, которому суждено было стать золотой страницей в истории русской живописи.

Еще во Франции художник узнал, что такое «работать на пленэре» (то есть на открытом воздухе) — за этим они с Ильей Репиным специально ездили в Нормандию. Метод, обожаемый импрессионистами, прекрасно лег в основу поленовских координат: он понял, как надо писать пейзажи, чтобы не расплескать сиюминутную красоту.

Как на «Московском дворике» появились люди

Храм Спаса на Песках с картины художника

С видом из окна потенциальной квартиры было именно так: сиюминутная красота. И Поленов тут же «сел и написал его». Поначалу это был безлюдный этюд: только зелень, белизна храма Спаса на Песках и сам воздух, ласково прогретый полуденным солнцем. Та версия «Московского дворика» была вертикальной, но потом Поленов перевернул картину и напитал ее жизнью, разбросав по холсту фигурки.

Вот женщина несет ведро — ей тяжело, это заметно по вытянутой в противовес руке. Чуть поодаль двое малышей резвятся на траве, а третий (или третья — на голове платочек) плачет, широко раскрыв рот и от досады сжимая кулачки. Тут же рядом — самый большой из детей и такой же светловолосый. Он чем-то увлечен, не замечает ни истошного рева, ни кудахтанья кур, ничего, что может переключить его внимание с заманчивого предмета в руках.

С появлением женщины, детей и животных поленовский дворик стал по-настоящему «московским». Случайно схваченный кадр вот-вот оживет, и с полотна хлынет зной, звон, запах. Само мгновение, схваченное нежной кистью художника.

Мнение художника о картине

А что думал о картине сам Поленов, который признавался в подражании французам, но хранил верность русским сюжетам в своей голове? Он. стеснялся «Московского дворика»! И когда посылал пейзаж на выставку передвижников, извинялся: мол, это «потерянное для искусства время».

Почтовая марка с изображением картины

На наше счастье, то была классическая история, когда создатель шедевра не верил в успех работы. Но работу заметили, в работу влюбились, работу вознесли на русский живописный Олимп. Павел Третьяков, великий собиратель отечественного искусства и большой друг передвижников, купил «Московский дворик» прямо на выставке.

Еще одна версия навсегда осталась в кабинете у Ивана Тургенева — подарок самого художника. Потом шедевр Поленова перекочевал на почтовые марки и стал символом Москвы.

Читать еще:  Какие самые красивые города Европы

Чем нам мил «Московский дворик»?

Василий Поленов, фото

Не «колоритом» и «световоздушной средой», как сказали бы искусствоведы. Не контекстом, как заметили бы историки. Эта картина — манифест Поленова, воплощение его главной мысли: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

Василий Дмитриевич, будьте спокойны: ваша картина бесценна.

Тот самый московский дворик, с которого Поленов рисовал свою картину, хранит покой и спустя век

1 июня со Дня рожедния художника Поленова исполнилось 175 лет

1 июня исполнилось 175 лет со дня рождения Василия Поленова. Его картина «Московский дворик» знакома каждому с детства. Репортёры Metro нашли тот самый дворик.

Полотно было написано в 1878 году вскоре после переезда художника в Москву. «Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид, – вспоминал Поленов. – Я тут же сел и написал его».

Квартира находилась возле Арбата, в доме на углу Дурновского и Трубниковского переулков. Дома давно нет, Дурновский переулок стал Композиторской улицей.

Нет и большинства построек, запечатлённых на картине. Осталась лишь пятиглавая церковь с шатровой колокольней. Это храм Преображения на Песках. Возведённый в начале XVIII века, он горел в 1812 году, богослужебная утварь была расхищена. В позднесоветскую эпоху в нём находилось кукольное отделение «Союзмультфильма» (именно здесь «родились» Чебурашка и Крокодил Гена), алтарь превратили в столярную мастерскую. Лишь в середине 90-х церковь полностью избавили от арендаторов.

В глубине композиции справа видна другая церковь – Николая Чудотворца в Плотниках. Простояв два с половиной столетия, в 1932 году она была снесена, сегодня на этом месте (Арбат, 45/24) шестиэтажное жилое здание.

В левой части картины – старинный белый дом с колоннами. Он был разрушен ещё при жизни живописца. «В настоящее время нет ни дворика, ни барского дома», – писал Поленов в 1916 году. На этом участке ныне вы увидите два особняка – резиденции послов Испании и США. Последняя носит неофициальное название Спасо-Хаус. В 1935 году здесь состоялся приём с участием множества высоких гостей, послуживший прообразом бала Воланда в «Мастере и Маргарите» Булгакова.
Нет уже и невысоких домов с серебристыми крышами, виднеющимися за двориком, и длинного деревянного сарая, мимо которого идёт женщина с ведром, и зарослей сирени, перекинувшихся через глухую ограду.

Впрочем, зелени во «дворике» и сегодня немало. Тут, на Спасопесковской площади, разбит Пушкинский сквер с памятником поэту. Аллеи засажены берёзами, липами, клёнами. На лавочках отдыхают горожане, любуясь золотистыми куполами церкви. Покой и безмятежность, словно разлитые на полотне Поленова, ощущаются и спустя полтора века.

Источники:

http://pikabu.ru/story/istoriya_odnogo_shedevra_moskovskiy_dvorik_vasiliya_polenova_7079206
http://www.timeout.ru/msk/feature/489589
http://www.metronews.ru/novosti/moscow/reviews/tot-samyy-moskovskiy-dvorik-s-kotorogo-polenov-risoval-svoyu-kartinu-hranit-pokoy-i-spustya-vek-1551642/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×
×
×