1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая важнейшая функция семьи в области воспитания

Воспитание детей — важнейшая функция семьи

Воспитание детей, подготовка их к будущей самостоятельной жизни является одним из наиболее важных вопросов педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни — основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Семья для ребенка — первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.

И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость.*

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» играет первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийной, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах в образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Например, обезопасив предметно-пространственное окружение (убрав из поля зрения малыша лекарства, ножницы, иголки, средства бытовой химии и пр.), родители исключают из арсенала своих воспитательных приемов одергивание, окрики, предупреждения, которые сковывают активность ребенка, делают его нерешительным.*

Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

Особенность воспитательной деятельности семьи — в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы.**

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла.

Семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:

Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики.

Носителями объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана.

В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулись далеко вперед.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка.

Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, — его право на текущий час и сегодняшний день.*

Принцип планомерности, последовательности, непрерывнисти.

Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.

Принцип комплексности и систематичности.

Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

Принцип согласованности в воспитании.

Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений. Необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности.*

Важнейшие функции семьи

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяй­ственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функцияЭто воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25—30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, ко­личество детей в каждой семье должно быть не менее двух. Статистика показывает, что для простого воспроизводства на­селения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% — по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает боль­шую озабоченность у многих специалистов. Для нее характер­ны снижение уровня рождаемости, старение населения, увели­чение количества однодетных и бездетных семей, рост вне­брачной рождаемости. По данным социологических исследова­ний, из общего количества новорожденных в середине 80-х го­дов примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей составляет почти половину. Многие из этих детей пополняют контингенты детских домов, потому что родители попросту отказываются от каких бы то ни было обязательств по отношению к ним. Наряду с этим пятая часть супружеских пар вообще не желает иметь детей. Среди мотивов ограничения числа детей или отказа от деторождения в 80-х годах преобладали следующие: не с кем оставить ребен­ка, необходимо дать хорошее воспитание уже имеющимся де­тям, стесненные жилищные условия, материальные затрудне­ния, перегрузка домашним хозяйством, желание «пожить для себя».

Читать еще:  Хризоколла камень свойства кому подходит

В 90-х годах происходят существенные изменения в моти­вации ограничения рождаемости: на первый план выходят ма­териально-экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье «стимулируется» и ростом разводов (или их угрозой).

Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и сравнительно благополучные в плане стабильности пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие другие. Наблюдаются непропорционально боль­шие различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показа­тель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин с на­чальным образованием. Примерно во столько же раз превыша­ет среднюю норму рождаемости число детей у психически больных и умственно отсталых лиц.

Сложившаяся ситуация чревата по меньшей мере двумя опасностями. Первая состоит в том, что ряд регионов оказался перед чертой, за которой может начаться депопуляция. Вторая опасность — возрастание у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний.

Вместе с тем надежды на рост рождаемости при сохранении существующего положения, когда подавляющее большинство женщин вне зависимости от числа воспитываемых детей, от своего отношения к профессиональной деятельности и мате­ринству должны работать,— всего лишь прекраснодушная уто­пия. Если к этому прибавить угрозу безработицы (а в нашей стране безработица уже имеет ярко выраженное женское лицо), рост цен на товары детского ассортимента, никак не соотноси­мый с размерами дотаций на детей, уровень и качество бес­платного медицинского обслуживания и постепенный перевод его на платную основу, то перспективы становятся почти ката­строфическими. Социологические исследования по демографи­ческой проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: иде­альное количество детей всегда выше желаемого, желаемое — выше фактического. При этом с увеличением возраста опраши­ваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения.

Таким образом, семьи, обладающие оптимальными возмож­ностями в области воспроизводства и воспитания нового поко­ления, почти до предела ограничивают свою репродуктивную функцию. Особенно заметен этот процесс в крупных городах. При сходстве основных тенденций репродуктивного поведения населения (снижение рождаемости, уменьшение числа много­детных и увеличение числа бездетных семей) социологи отме­чают и некоторые различия между странами. Так, в Германии в отличие от России нет тенденции к увеличению удельного веса семей с одним ребенком.

Воспитательная функция С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общест­венными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного ко­личества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоцио­нального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально зна­чимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжи­тельное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянст­во родителей является одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности. По не­которым данным, у несовершеннолетних правонарушителей более чем в 80% случаев пьянствовали один или оба родителя. Большинство фактов детского аморализма и преступности под­ростков связано с употреблением спиртного. Особую озабоченность вызывает растущий алкоголизм женщин. При этом на­блюдается весьма тревожный симптом: темпы роста женского алкоголизма в полтора-два раза превышают темпы роста муж­ского алкоголизма.

Многие факторы падения воспитательной роли семьи тесно связаны с происходящими в ней серьезными переменами. Пе­реход от семьи традиционного типа к современной, основан­ной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого ав­торитета мужчины и снижению согласованности воспитатель­ных воздействий родителей (показательно, что большинство подростков воспринимают отца и мать автономно, изолирован­но, для них родители как единое целое будто бы не существу­ют). В современной семье нередки разные, а то и взаимоис­ключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырас­тают избалованными, не приемлют разумных запретов и обя­занностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и де­душек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом прежде всего материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно об­суждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо разви­та потребность во взаимодействии со старшими, что впоследст­вии может осложнить его социальные контакты.

Читать еще:  Почему германн проиграл пиковая дама

3. Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной ма­териальной выгоды. Очевидно, что существует опасность уси­ления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское пове­дение расценивается па уровне обыденного сознания как наи­более адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

В семье главным образом воспитываются дети. Но этим да­леко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для само­реализации не только детей, но и взрослых.

Хозяйственно-экономическая функцияЭта функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. В нашей стране, где невысок уровень механизации в бы­ту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ло­жатся в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей — противоречия между профессио­нальной деятельностью женщины и ее семейными обязанно­стями, между ролью жены, матери и труженицы. Однако мас­совые опросы показывают, что лишь небольшой процент жен­щин (5%) выбирает в качестве наиболее привлекательного об­раз жизни семейной неработающей женщины, посвятившей се­бя исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, продолжительности рабо­чего времени и размеров отпусков допускает всего 1% опро­шенных женщин. Между тем более половины считают, что ра­бочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск — длиннее.

Однако учитывая существующее положение дел, сознавая, что государство не способно предоставить женщинам выбор предпочтительного для них образа жизни, единственный реаль­ный вариант решения проблемы двойной занятости женщин -перераспределение семейно-бытовых обязанностей.

Рекреационная функция Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста вся­кого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя осо­бую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спо­койствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечи­вать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизнен­ного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духов­но-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни тес­нейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи во­обще, на ее стабильность и в конечном счете на само сущест­вование брачной пары.

Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

Воспитательные функции семьи

Семья – многослойное социальное образование и является предметом изучения разноплановых дисциплин. Социальный портрет современной семьи, прежде всего, характеризуется демографическими показателями: численностью, размером и составом семей, коэффициентами брачности, детности и разводимости, числом детей, проживающих в неполных семьях.

Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных, установок, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной психолого-педагогической, специализированной медицинской и социально-правовой помощи. Одновременно педагоги, школьные психологи, социальные работники испытывают затруднения в работе с такими семьями, так как слабо разработано методическое обеспечение компетентного отношения к проблемному поведению детей.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

Воспитательная функции семьи

Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья.

Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.

Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

· Демографический — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).

· Социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

· Социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Читать еще:  Можно ли спать на кровати умершего человека

· Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.

Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Заключение

Воспитательная функция тесно связана с репродуктивной, когда речь идет о социальном воспроизводстве населения. Семья дает первичную социализацию индивиду, ребенку, учит его жить среди людей. Но этими мерами не ограничивается ее воспитательная функция. Семья прививает ребенку основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты, особенности. Да и фундамент физического здоровья и развития закладывается в семье. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, то есть целенаправленному воздействию на ребенка с целью привития ему определенных заранее заданных качеств с учетом требований общества. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками, всеми людьми, с которыми семья поддерживает более или менее постоянные отношения. Такая первичная социализация служит как бы соединительным звеном между «малым» миром ребенка, где он получает свои первые впечатления от жизни, с «большим» миром, в который он переходит по мере созревания.

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: — Питер; 2011 г., 400 стр.

2. Баркан А. Рядовые семейных войн, или Как мы создаем проблемы своим детям: — АСТ; 2009 г., 416 стр.

3. Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: — Сфера; 2009 г., 256 стр.

4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: — Либроком; 2010 г., 218 стр.

Источники:

http://vuzlit.ru/713521/vospitanie_detey_vazhneyshaya_funktsiya_semi
http://studopedia.ru/8_20385_vazhneyshie-funktsii-semi.html
http://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-09-23/vospitatelnye-funktcii-semi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector