2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая ведущая деятельность в подростковом возрасте

Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Подростковый возраст (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происхо­дят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразова­ние младшего подросткового возраста. Возникает страстное жела­ние если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. От­стаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. В отечественной литературе существует по крайней мере три варианта определения ведущей деятельности подростничества. Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д.И. Фельдштейн — общественно полезную деятельность, В.В. Давыдов — общественно значимую деятельность.в этот период становится интимно-личностное обще­ние. Появляются подростковая дружба и объединение в нефор­мальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе (Он может переживать отсутствие куртки — такой же, как у всех в его компании, — как трагедию . Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в без­опасности, психологи рассматривают как механизм психологи­ческой защиты и называют социальной мимикрией), хотят заслужить уважение и бра­вируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благо­даря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным само­воспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влия­ниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, об­разуя на границе ранней юности «Я-конпепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.Общение со сверстниками.Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих от­ношений), становится своеобразным психотерапевтом.В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их об­щение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Для подростка важно иметь референтную группу, цен­ности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех под­ростков принимают в группы, часть из них оказывается изолиро­ванной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе осо­бого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответ­ствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказы­вают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.

Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте

Подростковым традиционно считается возраст от 10 до 14 лет. Это один из самых непростых периодов в жизни ребенка и его близких.

Читать еще:  Что такое муниципальное унитарное предприятие

Определение ведущей деятельности в жизни подростка – задача нелегкая. Существует несколько точек зрения на этот вопрос, каждая из которых имеет право на существование. Вопрос ведущей деятельности в том или ином возрасте нельзя рассматривать без учета контекста, то есть всей ситуации развития в целом.

Психологическая характеристика подросткового возраста

Говоря о подростках, нельзя не упомянуть возрастные особенности подросткового возраста. Ребенок попадает в новую для себя социальную ситуацию развития, находясь между детством и взрослостью. У него резко меняется сфера интересов, что грозит снижением успеваемости в школе. Для получения удовлетворения и полноценного развития ребенка требуются уже не хорошие оценки и одобрение любимого учителя, а общение со сверстниками, возможность стать членом группы, выразить и утвердить свою личность. Подросток начинает претендовать на личное пространство, возможность иметь и высказывать собственное мнение, быть услышанным и принимать участие в решении важных вопросов.

Анализируя поведение ребенка в этот непростой и для родителей и для ребенка период нужно учитывать, что поведение регулируется не только психически, но и гормонально. Подростковый период является еще и временем полового созревания, сопровождающегося грандиозной гормональной перестройкой, что не может не сказаться на настроении ребенка и его эмоциональной стабильности.

На пути развития подросток проходит через два важнейших кризиса:

  1. кризис идентичности,
  2. кризис отделения от семьи и приобретения самостоятельности.

Первый кризис связан с необходимостью определения собственной идентичности. Подросток пытается познать себя, разобраться в своих мыслях и чувствах, а главное – понять, кем он является и кем хочет быть в дальнейшем. Ребенок находится на распутье и должен сделать свой выбор прежде, чем вступит в настоящую взрослую жизнь.

В этот период отмечается наиболее интенсивное развитие сознания и самосознания ребенка, становление его Я-концепции и установление модели его взаимоотношений с миром. Подросток изучает себя и окружающих, и вместе с тем через подражание и взаимодействие он находит самого себя. Очень часто примерами для подражания подростки выбирают известных личностей, героев фильмов и книг, но героем подростка легко может стать и другой подросток, выделяющийся девиантными наклонностями. В случае обнаружения попыток подобного подражания родителям и педагогам стоит бить тревогу и обращаться за советом к специалистам.

Кризис отделения от семьи – это становление самостоятельности подростка, активное изучение им своих собственных возможностей и их границ. Подобное исследование нередко приводит к противостояниям внутри семьи, однако, именно эти противостояния научат ребенка действовать самостоятельно и принимать решения, ответственность за которые ляжет на его собственные плечи. Главное – не упустить момент, когда семейное противостояние примет опасные формы Для того, чтобы избежать трагических последствий, родителям необходимо с самого начала уделять значительное внимание своему ребенку, изучать его и его характер.

Ведущий вид деятельности подростка – это то, что больше всего занимает его мысли и его ежедневное существование, отодвигая все остальное на второй план.

Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение с такими же подростками, как и он сам. Именно в процессе такого общения и происходит вхождение ребенка во взрослую жизнь. Ему жизненно необходимо научиться самостоятельно взаимодействовать с окружающими, решать проблемы, принимать решения и нести ответственность. Это напоминает обучение езде на велосипеде. Подростковый возраст – это почти что самостоятельная езда, когда взрослый идет рядом, страхуя ребенка от падения, но позволяя ехать самому. Общение с себе подобными как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте – это необходимый этап на пути к окончательному личностному становлению.

Подростковый возраст. Советы психолога – видео

Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

Читать еще:  Здоровый человек это

Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками [1] . Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть “значимым” – реализуется в сообществе сверстников.

У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он “уходит” из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10–11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12–13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14–15 лет).

В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на “кодексе товарищества”, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки и т.д. В подростничестве только наоборот – снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости.

Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Фельдштейну [2] . Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность, включающая, в частности, и интимно-личностное общение.

Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности – дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка – быть лично ответственным, самостоятельным.

Общественно полезная деятельность имеется и в младшей школе, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10–11-летних – получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12–13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14– 15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему “я и общество”, развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества.

По мнению Фельдштейна, интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков.

Отметим, что вопрос о ведущей деятельности в подростковом возрасте остается дискуссионным. Мы рассмотрели интимно-личное общение по Д. Б. Эльконину и общественно полезную деятельность по Д. И. Фельдштейну. Однако обсуждаются и другие варианты, которые в общем взаимодополнительны.

Читать еще:  Как лечить содой рак шейки матки

Проектная деятельность. К. Н. Поливанова предлагает считать ведущей проектную деятельность, в которой реализуется “авторское действие” подростка [3] . В период предподросткового кризиса для развивающейся личности принципиален авторский замысел: важно заявить и отстоять свою позицию, пусть в дальнейшем он и не будет реализован. Для полноценного развития в подростковом возрасте необходимо полное действие – “встреча замысла с его результатом”, что и составляет авторское действие подростка. Деятельность, внутри которой происходит воплощение авторского действия, называется проектной и считается ведущей для подросткового возраста. Подросток нуждается в помощи взрослого для реализации задуманного.

Социально-психологическое экспериментирование, выделяемое как ведущая деятельность подросткового возраста, содержит активную авторскую позицию подростка в построении собственной жизни в целом, а не только отдельных поступков, как в более ранних возрастах. Г. А. Цукерман указывает, что существует подростковое стихийное экспериментирование как относительно самостоятельная деятельность, состоящая из поисков друзей, конфликтов, выяснения отношений с родителями, учителями и сверстниками [4] . Цукерман подчеркивает, что подростковый возраст является сензитивным для постановки и решения задач саморазвития. Но это только “естественная” тенденция подросткового возраста, и чтобы превратить ее в норму развития, свойственную большинству, необходимо проектировать, специально организовывать социально-психологическое экспериментирование, где взрослый поможет найти оптимальные средства осуществления и интерпретации результатов этих социально-психологических экспериментов.

Существует точка зрения о многоплановости и полидеятельностном характере ведущей деятельности подросткового возраста. М. Ю. Кондратьев считает “ядерными компонентами” ведущей деятельности подростка интимноличное общение со значимыми другими и учебно-профессиональную деятельность, которые должны находиться в гармоничном сочетании между собой [5] .

Преобладание одной из деятельностей, или запаздывающий, или опережающий характер ее развития (“деятельностные деформации”) провоцируют определенные типы отклоняющегося поведения подростка. Первый тип – “ботаник” – возникает, когда учебная деятельность, ведущая в младшем школьном возрасте, остается ведущей в подростковом возрасте в своей индивидуальной форме. “Зацикленность” на учебе ради учебы, отсутствие интереса к другим сферам жизни препятствует налаживанию содержательного интимно-личного общения со сверстниками. Со взрослыми сохраняются отношения типа “ребенок – взрослый”, нужды в партнерстве не возникает, и основная задача подростничества но вхождению во взрослое общество нс решается. Второй тип деятельной деформации возникает, когда ведущей деятельностью остается игра (такой подросток не живет, а играет в жизнь). Третий вариант, выделяемый Кондратьевым, характеризуется противопоставлением интимно-личной и учебно-профессиональной сторон ведущей деятельности (или – или). При доминировании значимости интимно-личного общения возникает ориентация на ближайшее окружение – референтную группу сверстников, а позиция остального общества игнорируется. При акцентировании учебно-профессиональной деятельности у подростков возникает обостренное чувство взрослости, сверстники кажутся глупыми, несерьезными, нарушается взаимодействие с ними и развитие личностной сферы, ощущается неудовлетворенность своим положением в обществе.

Более радикальную позицию высказывает А. Г. Асмолов: исходя из того, что личность сама определяет ту деятельность, которая ее определяет, он утверждает, что нет и не может быть нормативной унифицированной ведущей деятельности подросткового возраста [6] . Ведущая деятельность, по мнению А. Г. Асмолова, не дана подростку, а задана конкретной социальной ситуацией развития, в которой он растет.

  • [1] См.: Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. С. 72–75.
  • [2] См.: Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987. С. 46–55.
  • [3]Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20-33.
  • [4]Цукерман Г. А. Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста // Вестник МАРО. 2000. № 7. С. 34-43.
  • [5]Кондратьев М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. № 3.
  • [6]Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

Источники:

http://studopedia.ru/15_38742_vedushchaya-deyatelnost-v-podrostkovom-vozraste.html
http://www.rastut-goda.ru/teenager/8285-vedushchij-vid-deyatelnosti-v-podrostkovom-vozraste.html
http://studme.org/88704/psihologiya/veduschaya_deyatelnost_podrostkovom_vozraste

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: