Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах
какие виды искусства объединяются в религиозных ритуалах?
Искусство, например, музыка существовало всегда и вне церкви как фольклор,
а примерно с XII века историки музыки прослеживают и то, чему было дано
название “третий пласт” – светское, бытовое искусство, от трубадуров,
карнавальной музыки и т. п. до современной оперетты и рока. Однако церковь
растила, формировала и использовала музыку высокого духовного плана,
в которой развивалась и форма, техника искусства и его высокие художественные
нормы.
Искусство неоценимо важно в религиозном ритуале, так как оно обладает
удивительной способностью укреплять восприятие интуитивных (в том числе
мистических) идей, эмоций, мироощущений, доводя людей до экстаза, катарсиса.
Синкретическое искусство ритуала, совокупное действие различных его видов
является особым дополнительным фактором.
Православные
ОБЫЧАИ и ТРАДИЦИИ
В древней Руси существовали тесная связь и взаимодействие между церковной и домашней жизнью наших предков. Православные люди большое внимание уделяли не только тому, что готовят на обед, но и как готовят. Делали они это с непременной молитвой, в мирном состоянии души и с добрыми помышлениями. И еще особенное внимание уделяли церковному календарю — смотрели, какой нынче день — постный или скоромный.
Особенно строго соблюдали правила в монастырях.
Древние русские монастыри владели обширными вотчинами и угодьями, имели самые благоустроенные хозяйства, дававшие им средства делать обширные продовольственные запасы, что в свою очередь давало им обильные средства для широкого странноприимства, завещанного обитателям их святыми основателями.
Но и дело странноприимства в монастырях было подчинено как общему церковному, так и частным уставам каждой обители, то есть, одна пища предлагалась братии, слугам, странникам и нищим в праздничные и кормовые (поминовенные по вкладчикам и благотворителям) дни, иная в дни будние; одна — в дни скоромные, другая — в дни постные и в посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровки, — все это строго определялось уставами, которые тоже различествовали по месту и средствам.
В наши дни далеко не все установления церковного устава, ориентировавшиеся прежде всего на монастыри и церковнослужителей, можно применить в повседневной жизни. Однако православному человеку необходимо усвоить некоторые правила, о которых мы уже упоминули выше.
Прежде всего, перед тем как приступить к приготовлению еды, надо обязательно помолиться Богу.
Что значит молиться Богу?
Молиться Богу — значит прославлять, благодарить и просить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.
Для чего нужно молиться Богу?
Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни. Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.
Как мы молимся?
Молимся мы иногда внутренне — умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.
Когда нужно молиться?
Молиться следует во всякое время, непрестанно.
Когда особенно надлежит молиться?
Утром, по пробуждении от сна, — чтобы благодарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благословения на наступающий день.
При начале дела — чтобы просить Божией помощи.
По окончании дела — чтобы благодарить Бога за помощь и успех в деле.
Перед обедом — чтобы Бог благословил нам пищу во здравие.
После обеда — чтобы благодарить Бога, питающего нас.
Вечером, перед отходом ко сну, — чтобы благодарить Бога за проведенный день и просить Его о прощении наших грехов, о мирном и безмятежном сне.
На все случаи положены Православной Церковью особенные молитвы.
Молитва перед обедом и ужином
Отче наш. или:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всяко животно благоволения.
На Тя — на Тебя. Уповают — обращаются с надеждой. Во благовремении — в свое время. Отверзаеши — открываешь. Животно — живое существо, все живущее. Благоволение — доброе расположение к кому-нибудь, милость.
Проверочная работа по теме “Воздействующая сила искусства” 9 класс
Автор материала: Коляева Елена Викторовна
Содержимое документа:
Тестовое задание №1 по теме: «Воздействующая сила искусства». Искусство 9 класс.
1.Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей? Назовите типичные черты, символизирующие власть.
2. К какой мировой религии относятся эти храмы? Опишите их специфику. Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах?
3. Перечислите средства художественной выразительности, которые являются общими для всех видов искусства (живопись, графика, музыка, литература, архитектура, скульптура, танец.)
4. Как называется данное произведение искусства? Кто его автор? Каков художественный образ этого произведения?
5. Объясните, как вы понимаете термины «композиция», «ритм», «фактура», «форма».
6. Что такое синтез искусств?
А. Выделение одного вида искусства.
Б. Соединение нескольких разных видов искусства.
7. Что такое контрфорс?
А. Дополнительная наружная подпорка
Б. Металлическая балка внутри храма, стягивающая противоположные стены.
А. Маленькая мечеть.
Б. Башня при мечети.
Тестовое задание №1 по теме: «Воздействующая сила искусства». Искусство 9 класс.
1. В чем сходства и различия произведений искусства, символизирующих власть? Выделите общие (типичные) черты?
2. К какой мировой религии относятся эти храмы? Опишите их специфику. Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах?
3. Назовите особенности языка, каждого вида искусства (живопись, графика, музыка, литература, архитектура, скульптура, танец).
4. Как называется данное произведение искусства? Кто его автор? Каков художественный образ этого произведения?
5. Объясните, как вы понимаете термины «композиция», «сюжет», «фактура».
Тест №2 по теме: «Искусство предвосхищает будущее» Искусство 9 класс.
1.Напиши названия картин и их авторов. Какие явления и события будущего предвосхитили эти художники?
2. Рассмотри гравюру М.Эшера «День и ночь». Какие эмоциональные состояния она передает? Какова, по-вашему, интерпретация сюжета этой гравюры?
3. Соотнеси названия картин и имена художников.
2. Б.Кустодиевб) «Четыре всадника»
3.Дюрерв) «Какое мужество»
4.Что является жанром изобразительного искусства? Напиши формулировки.
1. Сонет4. Натюрморт
2. Портрет5. Ноктюрн
5. Приведи пример художника или композитора, творчество которого на тебя произвело наиболее глубокое впечатление. Что тебе о нем известно? Приведи примеры его произведений.
Тест №2 по теме: «Искусство предвосхищает будущее» Искусство 9 класс.
1.Напиши названия картин и их авторов. Какие явления и события будущего предвосхитили эти художники?
2. Рассмотри гравюру М.Эшера «Солнце и Луна». Какие эмоциональные состояния она передает? Какова, по-вашему, интерпретация сюжета этой гравюры?
3. Соотнеси названия картин и имена художников.
2. Б.Кустодиевб) «Новая планета»
3.К. Юонв) «Скорбное предчувствие будущего»
4.Что является жанром музыки? Напиши формулировки.
1. Сонет4. Натюрморт
2. Портрет5. Ноктюрн
5. Приведи пример художника или композитора, творчество которого на тебя произвело наиболее глубокое впечатление. Что тебе о нем известно? Приведи примеры его произведений.
Тест №3 по теме: «Дар созидания. Практическая функция» Искусство 9 класс.
1.Какой исторической эпохе принадлежат данные архитектурные произведения? Почему вы так решили?
2. Рассмотри дом, построенный американским архитектором Франком Ллойдом Райтом. В чем вы видите новаторство? К какому архитектурному стилю вы отнесли бы данную постройку?
3. Соотнеси названия народных промыслов и материалы (сырье), из которых можно было бы их сделать.
Изделия из глины. а). Хохломская роспись. Русские матрешки Роспись по дереву.б). Финифть.Изделия из металла.в).Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка
4. Объясни понятия:
5. Какие виды ДПИ вам известны? Какие из них можно встретить в наши дни? Расскажи об одном из них.
Тест №3 по теме: «Дар созидания. Практическая функция» Искусство 9 класс.
1.Какой исторической эпохе принадлежат данные архитектурные произведения?
2. Рассмотри дом, построенный французским архитектором Ле Корбюзье. В чем вы видите новаторство? К какому архитектурному стилю вы отнесли бы данную постройку?
3. Соотнеси названия народных промыслов и материалы (сырье), из которых можно было бы их сделать.
Изделия из глины. а). Богородская игрушка, Ложкарный промыселРезьба по дереву.б). Палехская миниатюра, Федоскинская росписьИзделия из папье-маше. в). Гжель.
4. Объясни понятия:
5. Какие виды ДПИ вам известны? Какие из них можно встретить в наши дни? Расскажи об одном из них.
Синтез храмового искусства. Проблема синтеза искусств
Общечеловеческие законы искусства, воплощённые в верованиях, обрядах, религиозных ритуалах, канонах архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, художественного слова и музыки в слиянии одного художественного целого, – вот неполный список того, что преподносит человечеству синтез храмового искусства. Причём и возникновение, и развитие, и само существование этого феномена отличаются у разных народов редкостным сходством. Здесь отражается мироощущение эпох, все представления человечества о мире.
Единство земного и небесного
Основная ценность абсолютно любой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, – храмы, воплощающие образ мироустройства. Такие культовые постройки – жилища вездесущего неземного Бога на Земле. Это места, где происходит обретение Бога через молитву, единение с Ним через таинство и спасение души.
Идея божественного содержится в самом образе Храма Вышнего, которая живёт за пределами человеческого сознания и соединяет в себе представления людей о мироустройстве. Там убежище от суеты мирской, там осознание единства небесного и земного. Так же работает синтез искусств в эстетическом воспитании.
Высокая музыкальность слова, древние иконы со строгими ликами, торжественная архитектура храмов, монументальные фрески, полная достоинства пластика скульптур, красивые и точнейшим образом взвешенные мелодии церковной музыки – всё это рождает возвышенные нравственные чувства, когда приходят мысли о жизни и смерти, о грехе и о раскаянии, когда душа стремится к идеалу и истине. Синтез храмового искусства обращается к состраданию и сочувствию, покою и умилению, одухотворению и просветлённой радости.
Обустройство православного храма
Православный храм отводит для молящихся всё подкупольное пространство, алтарное же помещение предназначено для божественной сверхреальности. Напоминают о Боге и призывают к Нему иконы. До восемнадцатого века вся церковная музыка была строго одноголосой, перекликаясь с аскетизмом икон, фресок, мозаик. После музыкальные композиции, сопровождавшие службы, стали многоголосыми и более концертными, часто композиторскими. Этому послужили храмовый синтез искусств и слияние церковного и светского начал.
Художественное оформление храмов тоже стало богаче по форме и ярче по палитре. Золото, киноварь, пурпур, смальта – образы святых стали выразительнее, интенсивнее и разнообразнее, пение – более профессиональным, даже искусным. Всё это настраивает паству на торжественный молитвенный лад, и сама служба прирастает благолепием.
Синтез храмового искусства в католичестве
Католический собор грандиозен и величественен в архитектурном плане, интерьер светел, пространство наполнено воздухом и полётом. Все части декора устремлены вверх: столбы и колонны тонкие и изящные, арки стрельчатые, окна витражные, ажурные, преграды между внутренней территорией собора и внешним миром кажутся эфемерными.
В отличие от хора без инструментального сопровождения в православном храме, в католическом звучат и хор, и орган. Архитектура, живопись, скульптура, как и таинство службы, – все виды синтеза искусств тоже коренным образом отличаются.
Постижение истины в мусульманстве
Огромный купол мусульманского храма – мечети – является символом единого Бога (Аллаха), а башня около него – минарет – символизирует пророка его Магомета. Мечеть состоит из двух соразмерных пространств – открытого двора и затенённого молитвенного зала. Все архитектурные части мусульманского храма отображают понятия мусульман о красоте: купол словно парит над мечетью, ниши нависают друг над другом, словно ступени в бесконечное небо, минарет устремлён ввысь к божественному величию.
На стенах мечети можно увидеть только красиво оформленные изречения из священной книги мусульман – Корана, поскольку тут храмовый синтез искусств вобрал в себя только архитектуру и поэтическое слово под аккомпанемент струнных. Изображать богов или любое живое существо категорически запрещено и считается святотатством. Здесь присутствует только орнамент как явление мусульманского мироощущения – символ бесконечности в ритмических повторах основных мотивов. В свою очередь, повторы – это самый надёжный способ выразить преданность Аллаху и постичь его истину.
Проблема синтеза искусств в буддизме
Буддисты организуют празднества на свежем воздухе. Их шествия очень красочно театрализованы, сопровождаются музыкой и танцами. Особенно впечатляет буддийское горловое пение. Эти нечеловеческие звуки словно связывают молящихся с далёкой непредсказуемой древностью, одновременно уносят сознание в космос, в музыку сфер.
Старинный буддийский храм сооружён из огромных плит и камней как основа для тяжёлого и пышного скульптурного и орнаментального декора, который охватывал практически всю его поверхность. Арок и сводов в буддийском храме нет. На кровлях обычно звенят многочисленные колокольчики, раскачиваясь от малейшего порыва ветра, мелодично позванивая и отгоняя злых духов. Колокольчики – предмет ритуальный, который используется в богослужениях. Тем не менее, храмовый синтез искусств в буддизме и мусульманстве не столь полон, как в христианстве.
Флоренский о Троице-Сергиевой лавре
Лавра не может быть просто музеем именно потому, что предмет искусства не есть вещь – он не может быть неподвижной, стоячей, мёртвой мумией художественной деятельности. Нужно сделать его никогда не иссякающей, вечно бьющей струёй творчества. Предмет искусства является живой, пульсирующей деятельностью самого Творца, пусть отодвинутой от Него через время и пространство, но неотделимой и переливающейся всеми цветами жизни, всегда волнующегося духа.
Искусство должно быть жизненным, и это зависит от степени объединённости впечатлений и способа их выражения. Единством содержания нас привлекает истинное искусство. Удаляя какую-либо одну грань из полносодержательной функции, получим фикцию реального содержания.
Лавра должна рассматриваться как синтез храмового искусства, как единое целое в культурном и художественном плане, как центр и памятник высокой культуры. Нужно ценить каждую малость: её быт, её своеобразную, отошедшую в область далёкого прошлого жизнь.
Синтетические виды искусства
Различные виды искусств активно объединяются в театре, кино и на телевидении. Здесь чаще всего взаимодействуют музыкальное, драматическое, изобразительное искусство и литература.
Прежде всего, слушатель или зритель воспринимает именно литературную основу спектакля или фильма. Зрительному восприятию образа помогают костюмы и декорации для создания атмосферы реальности, которую преподносит сюжет. Музыка же создаёт и усиливает эмоциональные переживания.
Уникальный жанр на сцене – мюзикл, где потребовался и особый синтез искусств. Примеры раскрытия серьёзного материала самыми доступными для зрительского восприятия средствами следующие: мюзикл “Собор Парижской Богоматери” по Гюго, где воедино слились искусства музыкальное, драматическое, хореографическое, вокальное, пластическое и художественное. Мюзикл имеет черты водевиля, оперетты, варьете, эстрадного шоу, за счёт чего отличается яркостью материала.
Синтез искусств на телевидении включает не только художественные телевизионные фильмы и сериалы, но и множество шоу, которые проводятся по определённым сценариям. Здесь к оформлению и декорированию студий подключаются цветомузыкальные осветительные приборы, которые помогают создать предусмотренную сценарием атмосферу, пространство и определённую звуковую среду. Синтез искусств на телевидении включает особенно много компонентов.
Философия как синтез
Наука открывает человечеству общее, а искусство – частное. Философия и является тем мостиком, который связывает одно с другим. Наука – оплот разума. Искусство – территория чувств. Философия, как шутят писатели, – уже не искусство, но ещё не наука. Она – синтез науки и искусства, поскольку совмещает два подхода – всеобщий и индивидуальный, соединяя разум и чувства, объективизм и абстракцию науки и конкретный субъективизм искусства.
Философии способна познать экстаз в научных понятиях, ей необходим и холод научного рационализма, и эмоциональность искусства, и откровения религии. Она способна отвечать на вопросы не только о вселенском бытии как целом, но и о месте человека в нём. Синтезируя разум, чувство и веру, на первое место философия выводит всё-таки разум.
Синтез искусств в ДОУ
Для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) разработаны специальные программы, помогающие развитию детского восприятия, за основу которых взят синтез искусств. Здесь взаимодействуют три вида деятельности: музыка, изобразительное искусство и художественная литература.
Взаимообогащённые в синтезе искусства элементы усиливают познавательность и благотворно влияют на гармоничное развитие личности ребёнка. Литература, живопись и музыка всесторонне заполняют духовную сущность, снабжают новыми знаниями, обогащают внутренний мир, дарят новые возможности.
Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие обогащает каждое из них новыми чертами и возможностями. На занятиях в ДОУ план предусматривает включение в работу художественной деятельности детей в самых различных видах: чтение стихов и прозы, прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов, рисование, танцы.
Интегрированные занятия
Направлением образовательной программы ДОУ стала эмоциональная сфера восприятия воспитанников. Богатый художественный опыт даёт ребёнку точность суждений, логику, делает выразительным его творчество.
Дети получили возможность узнать, что одно явление отражается в различных видах искусства. Круг музыкальных впечатлений расширяется, обогащается словарный запас, появляется представление о костюмах и декорациях, о причёсках и гриме, о различных предметах старины. Лучшие увлекательные барабаны PlayFortuna на веб-странице play fortuna официальный сайт которые регулярно заносят денег.
Торжество музыки души
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи помогают развитию речи и полезны для восприятия музыкального образа. Хорошо для такой работы запастись образцами прикладного искусства, народного промысла, среди которых следующие: городецкая роспись, вышивки, разнообразные валяные поделки, дымковская игрушка. Литература, прочитанная одновременно с изучением художественного промысла, должна быть соответствующей – фольклор или стилизации. И прежде всего это должно работать на восприятие музыкального произведения, которое запланировано программой для прослушивания в данный момент. Музыка в этом синтезе искусств обычно главенствует.
Детей необходимо знакомить и с оперой, и с балетом. Сначала есть смысл показать эскизы костюмов и декораций либо программную живопись по данной тематике, попутно проводя знакомство с сюжетом. Тогда при первом же прослушивании или просмотре музыкальное зерно будет падать на уже подготовленную почву. Дети не будут отвлекаться от музыки, и она останется в приоритете.
Источники:
http://otvet.mail.ru/question/80783654
http://vseuroki.pro/doc/proverochnaya-rabota-po-teme-vozdeystvuyushchaya-sila-iskusstva-9-klass.html
http://fb.ru/article/164538/sintez-hramovogo-iskusstva-problema-sinteza-iskusstv