141 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие особенности восприятия автором повествователем быта Матрены

Часть I

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с краткимответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ 8

Каковы особенности восприятия автором-повествователем быта Матрены?

В отрывке из рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» представлено описание жилья главной героини произведения. Автора-повествователя, попавшего в дом Матрены по стечению обстоятельств, в первую очередь удивило, что любой человек с легкостью мог зайти в дом героини: «Проводница легко устранила заверку – нехитрую затею против скота и чужого человека». Далее гость убедился: из ценных вещей здесь только «темное тряпье» и фикусы. Цветы спасали хозяйку от одиночества, и именно им она отдала «лучшую приоконную часть просторной избы». А они на радость хозяйке «разрослись привольно». На окончательное решение остановиться у Матрены повлияло еще одно обстоятельство: покой и тишина в доме «одинокой женщины лет шестидесяти». Таким образом, в необустроенном и неуютном доме героини рассказчик нашел то, что ему не хватало: простоту, тишину и покой.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ 9


В каких произведениях русской классики герои попадают в новую для них среду и в чем эти произведения можно сопоставить с «Матрениным двором»?

В мире художественной литературы часто можно наблюдать, как герои произведений попадают в новую для себя среду. Автор-повествователь рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицына знакомит читателя с условиями быта русской «праведницы». В описании обстановки очевидна необустроенность, но именно в доме Матрены решает остановиться повествователь.

Главный герой произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» тоже оказывается в непривычной обстановке. Петербургские балы, театры, светские приемы персонаж вынужден сменить на усадьбу, доставшуюся ему по наследству. А здесь «всего два дня ему казались новы», далее Евгения Онегина настигла хандра. Оба героя произведений русской классики оказываются в новой для себя среде, но только повествователь рассказа А. И. Солженицына смог по достоинству оценить спокойную и тихую атмосферу дома Матрены, персонаж А. С. Пушкина же скучает, оказавшись в новых условиях, и после трагических обстоятельств (убийство Ленского), навсегда покидает «прелестный уголок».

Равнодушное отношений к новой среде демонстрирует и Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Для убежденного нигилиста становится чуждой аристократическая обстановка дворянской усадьбы Кирсановых. Комфортно ему только в своем кабинете, где он ставит опыты. Для Базарова, в отличие от повествователя рассказа Солженицына, новая среда не понятна, поэтому нигилист с легкостью покидает дом своего друга. Герой-рассказчик же, побывав когда-то у Матрены, хранит в своем сердце воспоминания об этой удивительной женщине и обстановке, в которой она жила, долгие годы.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ 15

Что имеет в виду Пушкин, призывая поэта «не дорожить любовию народной» (стихотворение “Поэту”)

В 30-е годы XIX столетия в творчестве А. С. Пушкина окончательно утверждается реализм. Поэту, определившему для себя роль пророка, «царя», становится важно описание окружающей действительности без искажений, преувеличений и умолчаний. Но только историческая правда, изображаемая «свободным умом», не всегда совпадает с общественным мнением. И в одночасье народная любовь меняется на «суд глупца и смех толпы холодной». В такой ситуации поэт в своем послании призывает не поддаваться толпе, а идти «свободною дорогой» и создавать произведения, не зависимые от чужого мнения, быть самому «своим высшим судом». «Взыскательный художник» дол­жен оста­вать­ся «твёрд, спо­ко­ен и угрюм» в любой ситуации. Лирический герой А. С. Пушкина не боится признаться в своем одиночестве, ведь это не делает его несчастным. Сохраняя свою независимость, он может жить и творить «совершенствуя плоды любимых дум».

Читать еще:  Ваз 2107

Именно поэтому ли­ри­че­ский герой при­зы­ва­ет не дорожить любовью толпы, ведь она часто бывает непостоянной.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ 16

Кто из русских поэтов обращается в своем творчестве к теме назначения поэта и поэзии и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А. С. Пушкина «Поэту».

На основе стихотворений трех поэтов

Поэты самых разных эпох размышляли в своем творчестве о назначении поэта и поэзии. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов отмечают избранность поэта, его умение видеть нечто больше, чем все остальные. Центральные стихотворения, описывающие роль и назначение сверхчеловека, даже называются одинаково: «Пророк». А. С. Пушкин продолжает эту тему и в послании «Поэту», которое становится эмоционально близким произведению М. Ю. Лермонтова.

Поэтические строки Пушкина «Поэту» и Лермонтова «Пророк» проникнуты мотивом одиночества и отчужденности. Лирический герой Лермонтова «из городов бежал нищий» и «живет в пустыне». Свой приговор слышит и «взыскательный художник» Пушкина: «Живи один». И если лирический герой Лермонтова в своем положении глубоко несчастен (он «угрюм, и худ, и бледен», его «все презирают»), то А. С. Пушкин призывает никем не понятого поэта не унывать и не поддаваться толпе, а идти «свободною дорогой» и продолжать создавать произведения, не зависимые от чужого мнения, быть самому «своим высшим судом».

Противоположную позицию – единения поэта и народа – раскрывает в своем творчестве Н. А. Некрасов. Назначение поэта, по его мнению, должно заключаться не в разобщенности с людьми, а в служении им. «Я лиру посвятил народу своему…», «я ему служил — и сердцем я спокоен» – пишет он в стихотворении «Элегия». Лирический герой Н. А. Некрасова не видит себя в отрыве от толпы, он «страдает» за народ и жаждет его освобождения.

Таким образом, поэты XIX века затрагивают в своих произведениях одинаковую тему, но видят свое собственное назначение по-разному.

Какие особенности восприятия автором повествователем быта Матрены

Каковы особенности восприятия автором-повествователем быта Матрены?

Дом Матрёны стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низкий – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка.Калитка была на запоре, но проводница моя не стала стучать, а просунула руку под низом и отвернула завёртку – нехитрую затею против скота и чужого человека. Дворик не был крыт, но в доме многое было под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались на просторные мосты , высоко осенённые крышей. Налево ещё ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи, и ступеньки вниз, в подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем.Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти.Когда я вошёл в избу, она лежала на русской печи, тут же, у входа, накрытая неопределённым тёмным тряпьём, таким бесценным в жизни рабочего человека.Просторная изба, и особенно лучшая приоконная её часть, была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны. В остатке света, и к тому же за трубой, кругловатое лицо хозяйки показалось мне жёлтым, больным. И по глазам её замутнённым можно было видеть, что болезнь измотала её.Разговаривая со мной, она так и лежала на печи ничком, без подушки, головой к двери, а я стоял внизу. Она не проявила радости заполучить квартиранта, жаловалась на чёрный недуг, из приступа которого выходила сейчас: недуг налетал на неё не каждый месяц, но, налетев, —– …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею. А избу бы не жалко, живите.И она перечисляла мне других хозяек, у кого будет мне покойней и угожей, и слала обойти их. Но я уже видел, что жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублёвыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты. Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрёна не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать.

Читать еще:  Что интересного посмотреть в питере

Восприятия автором-повествователем быта Матрены совершенно особенное.

Во-первых, герой подметил “завертку-нехитрую затею против скота и чужого человека”. Для автора-повествователя не остались незамеченной открытость и доверчивость, с которой живет героиня. Любой сосед может зайти к Матрене совершенно свободно.

Во-вторых, рассказчик обратил внимание на большое количество растений, которым Матрена выделила самую светлую часть дома:”особенно лучшая приоконная её часть, была уставлена по табуреткам и

Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

  • 2 из 2 К1 Соответствие ответа заданию
  • 2 из 2 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 6 из 6

Роман Борисович Щетинин

1. От­вет на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ве­дён­но­го фраг­мен­та. Но здесь мож­но бы­ло бы ещё до­ба­вить, что ав­тор-по­вест­во­ва­тель от­ме­ча­ет на­дёж­ность до­ма (это срав­не­ние ха­рак­те­ра ге­ро­и­ни и до­ма – важ­ный мо­мент в по­вест­во­ва­нии).
2. Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем и де­та­лей, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют.
3. От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки.

Какие особенности восприятия автором повествователем быта Матрены

Какие черты ха­рак­те­ра Матрёны рас­кры­ва­ют­ся в приведённом фрагменте?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, — и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать — дадут ли пенсию.

Читать еще:  Как похудеть во внутренней части бедра

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца — то за точкой, то за запятой. Каждая проходка — день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

— Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

— Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, — говорила она о торфе. — Ну и местечко, любота одна!

— Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

— Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько — тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

Источники:

http://trifonovang.ru/chast-i-2
http://neznaika.info/check/lit-write/18066.html
http://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=1305

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: