19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие приспособления помогают растениям переносить засуху

Какие приспособления помогают растениям переносить засуху?

Растения научились выживать в непростых климатических условиях, в том числе и переносить засуху. Это хорошо видно на примере растений пустынь. Вот несколько вариантов приспособлений растений:

  1. Мясистые листья, в которых накапливается запас влаги.
  2. Колючки – видоизмененные листья, которые испаряют мало влаги.
  3. Толстый мясистый стебель, в котором запасена влага. Он покрыт слоем воска для уменьшения испарения.
  4. Длинные корни. Само растение может быть не очень большим, а корневая система – сильно разветвленной, чтобы максимально поглощать влагу. Корни могут уходить на много метров в глубину до грунтовых вод.
  5. Некоторые растут на довольно большом расстоянии друг от друга, чтобы не конкурировать за влагу. У них корневая система разрастается так сказать вширь.
  6. Есть растения (травянистые) с очень коротким вегетационным периодом: они быстро вырастают и дают семена после дождя, пока в почве еще есть влага. Многолетники тоже активны не круглый год, а цветут и плодоносят после осадков.

В пустынях и степях тоже имеются растения, и это несмотря на высокие температуры и постоянную засуху. Эти растения приспособились к жизни в таких суровых условиях, умудряются расти и развиваться. А все благодаря специальным приспособлениям.

Одно из самых хитроумных приспособлений – колючки, которые не только защищают растения от съедения животными. Колючки представляют собой видоизмененные листья, через которые испаряется мало влаги. Кактусы прекрасно переносят засуху благодаря колючкам, которые конденсируют водяной пар и удерживают на себе редкие капли дождя и росы.

Кроме колючек, некоторые растения могут похвастаться мясистыми листьями, в них и удерживается запас воды. Другие растения имеют толстые стебли, которые осуществляют аналогичную функцию. Если долго нет дождей, то растения расходуют эти запасы воды.

Хорошо развитая корневая система – еще одно приспособление растений для выживания в условиях засухи. Корни уходят на приличную глубину, и это позволяет растениям добывать воду из глубинных слоев почвы. Пример: верблюжья колючка, её корневая система может доходить до грунтовых вод, а корни углубляются на 10 – 20 метров.

Некоторые растения могут похвастаться опушкой – очень эффективное приспособление для того, чтобы пережить засуху. У таких растений и листья, и стебель опушены волосками, которые быстро отмирают. После этого они заполняются воздухом, а как известно, воздух пропускает тепло слабо. Поэтому такие растения обладают способностью не нагреваться под солнечными лучами. Пример: вероника сизая – она прекрасно переносит высыхание, и даже если теряет около 50 % содержащейся в ней влаги, успешно переживает засуху.

Какие приспособления помогают растениям переносить засуху

Какие при­спо­соб­ле­ния к до­бы­ва­нию и со­хра­не­нию воды име­ют­ся у рас­те­ний&nbsp— оби­та­те­лей пу­стынь?

1) силь­но раз­ви­тая за­па­са­ю­щая ткань

2) по­верх­ност­ная кор­не­вая си­сте­ма

3) круп­ные хло­ро­пла­сты

4) тон­кие тёмно-зелёные ли­стья

5) длин­ные мощ­ные корни

6) круп­ные ли­стья

При­спо­соб­ле­ния к до­бы­ва­нию и со­хра­не­нию воды име­ют­ся у рас­те­ний — оби­та­те­лей пу­стынь: силь­но раз­ви­тая за­па­са­ю­щая ткань, по­верх­ност­ная кор­не­вая си­сте­ма, длин­ные мощ­ные корни

При­спо­соб­ле­ния рас­те­ний к жизни в пу­сты­не

Мно­го­лет­ние рас­те­ния, не име­ю­щие воз­мож­но­сти пе­ре­жить за­су­ху в виде семян, при­спо­саб­ли­ва­ют­ся к за­суш­ли­во­му кли­ма­ту пу­стынь по-дру­го­му. Мно­гие могут за­па­сать влагу в ли­стьях или стеб­лях. Такие рас­те­ния на­зы­ва­ют сук­ку­лен­та­ми. К этой груп­пе при­над­ле­жат как­ту­сы, опун­ции, алоэ и мо­ло­чаи (эу­фор­бии). Часто их ли­стья и стеб­ли за­щи­ще­ны от ис­па­ре­ния вос­ко­вым на­ле­том или густо опу­ше­ны во­лос­ка­ми. Не­ко­то­рые, глав­ным об­ра­зом де­ре­вья и ку­стар­ни­ки, с по­мо­щью чрез­вы­чай­но глу­бо­ко про­ни­ка­ю­щей кор­не­вой си­сте­мы могут до­сти­гать уров­ня грун­то­вых вод. Мно­гие рас­те­ния пу­стынь имеют ко­люч­ки. Чтобы умень­шить ис­па­ре­ние, их мел­кие ли­стья густо опу­ше­ны. Часто ли­стьев вовсе нет, а фо­то­син­тез про­ис­хо­дит в по­бе­гах, име­ю­щих вид пру­тьев или ко­лю­чек (сак­са­ул). При не­до­стат­ке воды не­мно­го­чис­лен­ные устьич­ные щели за­кры­ва­ют­ся.

Читать еще:  С какой целью государство регулирует образовательную деятельность

Ксе­ро­фи­ты — рас­те­ния сухих ме­сто­оби­та­ний, спо­соб­ные пе­ре­но­сить про­дол­жи­тель­ную за­су­ху, оста­ва­ясь фи­зио­ло­ги­че­ски ак­тив­ны­ми. Это рас­те­ния пу­стынь, сухих сте­пей, са­ванн, сухих суб­тро­пи­ков, пес­ча­ных дюн и сухих, силь­но на­гре­ва­е­мых скло­нов.

Струк­тур­ные и фи­зио­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти ксе­ро­фи­тов на­це­ле­ны на пре­одо­ле­ние по­сто­ян­но­го или вре­мен­но­го не­до­стат­ка влаги в почве или воз­ду­хе. Ре­ше­ние дан­ной про­бле­мы осу­ществ­ля­ет­ся тремя спо­со­ба­ми: 1) эф­фек­тив­ным до­бы­ва­ни­ем (вса­сы­ва­ни­ем) воды, 2) эко­ном­ным ее рас­хо­до­ва­ни­ем, 3) спо­соб­но­стью пе­ре­но­сить боль­шие по­те­ри воды.

Ин­тен­сив­ное до­бы­ва­ние воды из почвы до­сти­га­ет­ся ксе­ро­фи­та­ми бла­го­да­ря хо­ро­шо раз­ви­той кор­не­вой си­сте­ме. По общей массе кор­не­вые си­сте­мы ксе­ро­фи­тов при­мер­но в 10 раз, а ино­гда и в 300—400 раз пре­вы­ша­ют над­зем­ные части. Длина кор­ней может до­сти­гать 10—15 м, а у сак­са­у­ла чер­но­го — 30—40 м, что поз­во­ля­ет рас­те­ни­ям ис­поль­зо­вать влагу глу­бо­ких поч­вен­ных го­ри­зон­тов, а в от­дель­ных слу­ча­ях и грун­то­вых вод. Встре­ча­ют­ся и по­верх­ност­ные, хо­ро­шо раз­ви­тые кор­не­вые си­сте­мы, при­спо­соб­лен­ные к по­гло­ще­нию скуд­ных ат­мо­сфер­ных осад­ков, оро­ша­ю­щих лишь верх­ние го­ри­зон­ты почвы.

Эко­ном­ное рас­хо­до­ва­ние влаги ксе­ро­фи­та­ми обес­пе­чи­ва­ет­ся тем, что ли­стья у них мел­кие, узкие, жест­кие, с тол­стой ку­ти­ку­лой, с мно­го­слой­ным тол­сто­стен­ным эпи­дер­ми­сом, с боль­шим ко­ли­че­ством ме­ха­ни­че­ских тка­ней, по­это­му даже при боль­шой по­те­ре воды ли­стья не те­ря­ют упру­го­сти и тур­го­ра. Клет­ки листа мел­кие, плот­но упа­ко­ва­ны, бла­го­да­ря чему силь­но со­кра­ща­ет­ся внут­рен­няя ис­па­ря­ю­щая по­верх­ность. Кроме того, у ксе­ро­фи­тов по­вы­шен­ное ос­мо­ти­че­ское дав­ле­ние кле­точ­но­го сока, бла­го­да­ря чему они могут вса­сы­вать воду даже при боль­ших во­до­от­ни­ма­ю­щих силах почвы.

К фи­зио­ло­ги­че­ским адап­та­ци­ям от­но­сит­ся и вы­со­кая водо-удер­жи­ва­ю­щая спо­соб­ность кле­ток и тка­ней, обу­слов­лен­ная боль­шой вяз­ко­стью и эла­стич­но­стью ци­то­плаз­мы, зна­чи­тель­ной долей свя­зан­ной воды в общем вод­ном за­па­се и т. д. Это поз­во­ля­ет ксе­ро­фи­там пе­ре­но­сить глу­бо­кое обез­во­жи­ва­ние тка­ней (до 75% всего вод­но­го за­па­са) без по­те­ри жиз­не­спо­соб­но­сти. Кроме того, одной из био­хи­ми­че­ских основ за­су­хо­устой­чи­во­сти рас­те­ний яв­ля­ет­ся со­хра­не­ние ак­тив­но­сти фер­мен­тов при глу­бо­ком обез­во­жи­ва­нии.

Стр.154–157. Проверочная работа 2. Мозаика заданий

Подробное решение часть 1 (страница) Стр. 154–157 по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов 2014

  • Гдз по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2

1. Как называется условная линия на глобусе и карте, которая одинаково удалена от полюсов?

2. Назови причину смены дня и ночи.

Вращение нашей планеты вокруг своей оси.

3. Приведи примеры разнообразия условий жизни на Земле.

На Земле выделяют разные природные зоны. Каждая зона характеризуется своим условиями. Тундра – длинная и суровая зима, которая длится 8 — 9 месяцев. Почти два месяца не появляется Солнце. Температура воздуха опускается до – 60 °С. По несколько дней подряд дуют сильные ветры, свирепствует пурга. Лето — короткое и холодное. Солнце не заходит почти два месяца, но согревает землю очень слабо. В любой летний день могут быть заморозки или снегопад. Почва оттаивает всего на 40 см. Глубже находится многолетняя мерзлота, которая никогда не оттаивает.

Зона лесов – Солнце здесь поднимается над горизонтом гораздо выше, чем в тундре, и сильнее нагревает поверхность Земли. Поэтому лето в лесной зоне длиннее и теплее, а зима короче и мягче. В течение года выпадает много осадков. Испарение влаги в лесной зоне больше, чем в тундре.

Читать еще:  Почему остров называется Васильевским

Степная зона – Солнце поднимается над горизонтом выше, чем в лесной. Поэтому в степи много света и тепла. Здесь длинное жаркое лето, короткая зима. Летом часто бывают сильные ветры — суховеи. Иногда они перерастают в чёрные пыльные бури. Зима на западе степной зоны тёплая, а на востоке холодная, с сильными ветрами — буранами. Снега выпадает мало, поэтому почва глубоко промерзает. Летом на большей части территории выпадает мало осадков. Это приводит к недостатку влаги. Почвы степей очень плодородны, они содержат много перегноя. Их называют чернозёмами.

Пустыня – лето жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов. Зима длится 2-3 месяца. Тип климата — теплый, сухой (засушливый). Пустынные ветры захватывают и переносят находящийся на поверхности рыхлый материал. Таким образом, формируются песчаные и пыльные бури. Для пустыни характерны сухие, горячие ветра – сухове́и.

4. Почему в лесной зоне теплее, чем в тундре?

Это зависит от положения Солнца. Солнце поднимается над горизонтом гораздо выше, чем в тундре, и сильнее нагревает поверхность Земли.

5. Как растения степей приспособлены к недостатку воды?

У них длинные ветвистые корни, которые могут добывать влагу с большой глубины. Узкие листья испаряют мало воды.

6. Какое звено пропущено в цепи питания: водоросли рачки (рыба) белый медведь. Для какой природной зоны характерна эта цепь питания?

Для зоны арктических пустынь.

7. Назови основное занятие населения степей.

Основное занятие населения степей — земледелие.

8. Приведи примеры трёх растений лесной зоны, которые занесены в Красную книгу России.

Венерин башмачок, ятрышник, волчье лыко.

1. Приведи примеры доказательства шарообразности Земли.

Доказательством шарообразной формы Земли служит то, что на открытой местности линия горизонта представляется нам в виде окружности. А когда мы поднимаемся, то линия горизонта как бы отодвигается. Шарообразность Земли подтверждают и наблюдения за лунными затмениями. Луна вращается вокруг нашей планеты и раз в месяц Земля оказывается между Луной и Солнцем. При этом наша планета загораживает от Луны Солнце и на полный диск Луны наползает круглая тень от Земли. Так происходит лунное затмение. Но только шар всегда имеет круглую тень. Получены фотографии Земли из космоса, на которых отчётливо видно, что Земля — шар.

2. Чем карта полушарий отличается от карты России?

На карте России представлена одна страна, поэтому она более подробная. На карте полушарий представлены все материки и океаны.

3. Чего на Земле больше: суши или воды?

На Земле 2/3 воды и 1/3 суши.

4. Моря какого океана омывают нашу страну с востока?

5. В каком полушарии будет лето, а в каком зима при положении Земли относительно Солнца, показанном на рисунке?

В Северном полушарии будет лето, а в Южном – зима.

6. Приведи примеры связей природы с обществом, а общества с природой.

Природа обеспечивает общество необходимыми ресурсами для жизни: водой, теплом, светом, полезными ископаемыми. Чем больше развито общество, тем больше ресурсов оно потребляет, т.е. возникает проблема истощения планеты. С другой стороны, при добычи ресурсов нарушается экологическое равновесие, что негативно сказывается на развитии общества. Несмотря на все достижения, общество еще зависит от природных сил. Так, разгул стихии каждый год уносит человеческие жизни.

Читать еще:  Какой лучший интернет провайдер в Санкт Петербурге

7. Какие приспособления помогают растениям переносить засуху?

Длинные корни, которые добывают воду из глубоких слоев земли. Листья изменяются. Они превращаются в чешуйки или колючки, чтобы меньше испарять влаги. Или приобретают плотные восковые покровы, чтобы уменьшить испарение.

8. Как животные связаны с растениями? Приведи примеры.

Животные и растения связаны пищевыми связями. Растения образуют органические вещества, которые необходимы животным для жизни. Поэтому животные поедают растения. Так, заяц поедает кору, бабочки – нектар цветов, гусеницы – листья. Животные могут использовать растения, как убежища. Так, белка живет в дупле дерева, бурундук устраивает гнездо под сваленными ветром деревьями.

9. Почему животные зоны арктических пустынь имеют белую окраску, а животные степей серо-бурую?

Это окраска помогает им выживать в данных условиях. Благодаря такой окраске животные становятся незаметными на фоне окружающей среды.

10. Какие приспособления помогают животным переносить жару, а какие холод?

Чтобы перенести жару многие животные ведут ночной образ жизни. Тело некоторых животных покрыто роговой чешуей, которая не дает воде испаряться. Верблюды способны длительное время обходиться без воды, так как имеют запасы в горбах. Чтобы перенести холод у животных становится более густой мех, они постоянно в движении, чтобы добыть себе пищу.

11. Чем животноводство лесной зоны отличается от животноводства тундры?

Из-за скудной растительности животноводство тундры представлено только разведением северных оленей, с которыми нужно постоянно кочевать по тундре в поисках корма. Животноводство лесной зоны более многообразно, так как там различная растительность, поэтому много пищи.

12. Представь себе, что ты едешь по Волге от истока до устья. Как будет изменяться природа?

Сначала будут леса, потом степи.

13. Как охраняют природу тундры?

Многие животные тундры занесены в Красную книгу России. Белый журавль занесен и в Красную книгу Международного союза по охране природы. На полуострове Таймыр организованы государственный заповедник и несколько заказников, где животные находятся под особой охраной.

• Какие реки и озёра нашей страны нуждаются в охране?

Озеро Байкал. Все реки России нуждаются в охране: Волга, Енисей, Обь и т.д.

• Что является причиной загрязнения водных объектов и какие последствия оно вызывает?

Причина загрязнения – это сбросы сточных и промышленных вод в водоемы, что приводит к нарушению водных экосистем и гибели растений и животных.

• Нуждаются ли водные объекты вашей местности в охране?

В моей местности в охране нуждаются озера.

• Как загрязнение воды в реках и озёрах влияет на растительный и животный мир?

Поступление в водоемы отходов промышленного и особенно химического производства и коммуникационных сточных вод вызывает омертвление водоемов. Вредные вещества накапливаются в организмах растений и животных. Загрязнение отдельных водоемов достигло таких масштабов, что выловленные рыбы и моллюски являются непригодными для употребления в пищу.

• Как загрязнение воды влияет на здоровье человека?

Питьевая вода не должна содержать химических компонентов. Так как они обладают особенностью накапливаться в клетках, и впоследствии становятся причиной развития большинства заболеваний, вплоть до онкологических.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3070318-kakie-prisposoblenija-pomogajut-rastenijam-perenosit-zasuhu.html
http://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=12634
http://resheba.me/gdz/okruzhajushhij-mir/4-klass/ivchenkova/154

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: