Какие приспособления помогают растениям переносить засуху
Какие приспособления помогают растениям переносить засуху?
Растения научились выживать в непростых климатических условиях, в том числе и переносить засуху. Это хорошо видно на примере растений пустынь. Вот несколько вариантов приспособлений растений:
- Мясистые листья, в которых накапливается запас влаги.
- Колючки – видоизмененные листья, которые испаряют мало влаги.
- Толстый мясистый стебель, в котором запасена влага. Он покрыт слоем воска для уменьшения испарения.
- Длинные корни. Само растение может быть не очень большим, а корневая система – сильно разветвленной, чтобы максимально поглощать влагу. Корни могут уходить на много метров в глубину до грунтовых вод.
- Некоторые растут на довольно большом расстоянии друг от друга, чтобы не конкурировать за влагу. У них корневая система разрастается так сказать вширь.
- Есть растения (травянистые) с очень коротким вегетационным периодом: они быстро вырастают и дают семена после дождя, пока в почве еще есть влага. Многолетники тоже активны не круглый год, а цветут и плодоносят после осадков.
В пустынях и степях тоже имеются растения, и это несмотря на высокие температуры и постоянную засуху. Эти растения приспособились к жизни в таких суровых условиях, умудряются расти и развиваться. А все благодаря специальным приспособлениям.
Одно из самых хитроумных приспособлений – колючки, которые не только защищают растения от съедения животными. Колючки представляют собой видоизмененные листья, через которые испаряется мало влаги. Кактусы прекрасно переносят засуху благодаря колючкам, которые конденсируют водяной пар и удерживают на себе редкие капли дождя и росы.
Кроме колючек, некоторые растения могут похвастаться мясистыми листьями, в них и удерживается запас воды. Другие растения имеют толстые стебли, которые осуществляют аналогичную функцию. Если долго нет дождей, то растения расходуют эти запасы воды.
Хорошо развитая корневая система – еще одно приспособление растений для выживания в условиях засухи. Корни уходят на приличную глубину, и это позволяет растениям добывать воду из глубинных слоев почвы. Пример: верблюжья колючка, её корневая система может доходить до грунтовых вод, а корни углубляются на 10 – 20 метров.
Некоторые растения могут похвастаться опушкой – очень эффективное приспособление для того, чтобы пережить засуху. У таких растений и листья, и стебель опушены волосками, которые быстро отмирают. После этого они заполняются воздухом, а как известно, воздух пропускает тепло слабо. Поэтому такие растения обладают способностью не нагреваться под солнечными лучами. Пример: вероника сизая – она прекрасно переносит высыхание, и даже если теряет около 50 % содержащейся в ней влаги, успешно переживает засуху.
Какие приспособления помогают растениям переносить засуху
Какие приспособления к добыванию и сохранению воды имеются у растений — обитателей пустынь?
1) сильно развитая запасающая ткань
2) поверхностная корневая система
3) крупные хлоропласты
4) тонкие тёмно-зелёные листья
5) длинные мощные корни
6) крупные листья
Приспособления к добыванию и сохранению воды имеются у растений — обитателей пустынь: сильно развитая запасающая ткань, поверхностная корневая система, длинные мощные корни
Приспособления растений к жизни в пустыне
Многолетние растения, не имеющие возможности пережить засуху в виде семян, приспосабливаются к засушливому климату пустынь по-другому. Многие могут запасать влагу в листьях или стеблях. Такие растения называют суккулентами. К этой группе принадлежат кактусы, опунции, алоэ и молочаи (эуфорбии). Часто их листья и стебли защищены от испарения восковым налетом или густо опушены волосками. Некоторые, главным образом деревья и кустарники, с помощью чрезвычайно глубоко проникающей корневой системы могут достигать уровня грунтовых вод. Многие растения пустынь имеют колючки. Чтобы уменьшить испарение, их мелкие листья густо опушены. Часто листьев вовсе нет, а фотосинтез происходит в побегах, имеющих вид прутьев или колючек (саксаул). При недостатке воды немногочисленные устьичные щели закрываются.
Ксерофиты — растения сухих местообитаний, способные переносить продолжительную засуху, оставаясь физиологически активными. Это растения пустынь, сухих степей, саванн, сухих субтропиков, песчаных дюн и сухих, сильно нагреваемых склонов.
Структурные и физиологические особенности ксерофитов нацелены на преодоление постоянного или временного недостатка влаги в почве или воздухе. Решение данной проблемы осуществляется тремя способами: 1) эффективным добыванием (всасыванием) воды, 2) экономным ее расходованием, 3) способностью переносить большие потери воды.
Интенсивное добывание воды из почвы достигается ксерофитами благодаря хорошо развитой корневой системе. По общей массе корневые системы ксерофитов примерно в 10 раз, а иногда и в 300—400 раз превышают надземные части. Длина корней может достигать 10—15 м, а у саксаула черного — 30—40 м, что позволяет растениям использовать влагу глубоких почвенных горизонтов, а в отдельных случаях и грунтовых вод. Встречаются и поверхностные, хорошо развитые корневые системы, приспособленные к поглощению скудных атмосферных осадков, орошающих лишь верхние горизонты почвы.
Экономное расходование влаги ксерофитами обеспечивается тем, что листья у них мелкие, узкие, жесткие, с толстой кутикулой, с многослойным толстостенным эпидермисом, с большим количеством механических тканей, поэтому даже при большой потере воды листья не теряют упругости и тургора. Клетки листа мелкие, плотно упакованы, благодаря чему сильно сокращается внутренняя испаряющая поверхность. Кроме того, у ксерофитов повышенное осмотическое давление клеточного сока, благодаря чему они могут всасывать воду даже при больших водоотнимающих силах почвы.
К физиологическим адаптациям относится и высокая водо-удерживающая способность клеток и тканей, обусловленная большой вязкостью и эластичностью цитоплазмы, значительной долей связанной воды в общем водном запасе и т. д. Это позволяет ксерофитам переносить глубокое обезвоживание тканей (до 75% всего водного запаса) без потери жизнеспособности. Кроме того, одной из биохимических основ засухоустойчивости растений является сохранение активности ферментов при глубоком обезвоживании.
Стр.154–157. Проверочная работа 2. Мозаика заданий
Подробное решение часть 1 (страница) Стр. 154–157 по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов 2014
- Гдз по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2
1. Как называется условная линия на глобусе и карте, которая одинаково удалена от полюсов?
2. Назови причину смены дня и ночи.
Вращение нашей планеты вокруг своей оси.
3. Приведи примеры разнообразия условий жизни на Земле.
На Земле выделяют разные природные зоны. Каждая зона характеризуется своим условиями. Тундра – длинная и суровая зима, которая длится 8 — 9 месяцев. Почти два месяца не появляется Солнце. Температура воздуха опускается до – 60 °С. По несколько дней подряд дуют сильные ветры, свирепствует пурга. Лето — короткое и холодное. Солнце не заходит почти два месяца, но согревает землю очень слабо. В любой летний день могут быть заморозки или снегопад. Почва оттаивает всего на 40 см. Глубже находится многолетняя мерзлота, которая никогда не оттаивает.
Зона лесов – Солнце здесь поднимается над горизонтом гораздо выше, чем в тундре, и сильнее нагревает поверхность Земли. Поэтому лето в лесной зоне длиннее и теплее, а зима короче и мягче. В течение года выпадает много осадков. Испарение влаги в лесной зоне больше, чем в тундре.
Степная зона – Солнце поднимается над горизонтом выше, чем в лесной. Поэтому в степи много света и тепла. Здесь длинное жаркое лето, короткая зима. Летом часто бывают сильные ветры — суховеи. Иногда они перерастают в чёрные пыльные бури. Зима на западе степной зоны тёплая, а на востоке холодная, с сильными ветрами — буранами. Снега выпадает мало, поэтому почва глубоко промерзает. Летом на большей части территории выпадает мало осадков. Это приводит к недостатку влаги. Почвы степей очень плодородны, они содержат много перегноя. Их называют чернозёмами.
Пустыня – лето жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов. Зима длится 2-3 месяца. Тип климата — теплый, сухой (засушливый). Пустынные ветры захватывают и переносят находящийся на поверхности рыхлый материал. Таким образом, формируются песчаные и пыльные бури. Для пустыни характерны сухие, горячие ветра – сухове́и.
4. Почему в лесной зоне теплее, чем в тундре?
Это зависит от положения Солнца. Солнце поднимается над горизонтом гораздо выше, чем в тундре, и сильнее нагревает поверхность Земли.
5. Как растения степей приспособлены к недостатку воды?
У них длинные ветвистые корни, которые могут добывать влагу с большой глубины. Узкие листья испаряют мало воды.
6. Какое звено пропущено в цепи питания: водоросли рачки (рыба) белый медведь. Для какой природной зоны характерна эта цепь питания?
Для зоны арктических пустынь.
7. Назови основное занятие населения степей.
Основное занятие населения степей — земледелие.
8. Приведи примеры трёх растений лесной зоны, которые занесены в Красную книгу России.
Венерин башмачок, ятрышник, волчье лыко.
1. Приведи примеры доказательства шарообразности Земли.
Доказательством шарообразной формы Земли служит то, что на открытой местности линия горизонта представляется нам в виде окружности. А когда мы поднимаемся, то линия горизонта как бы отодвигается. Шарообразность Земли подтверждают и наблюдения за лунными затмениями. Луна вращается вокруг нашей планеты и раз в месяц Земля оказывается между Луной и Солнцем. При этом наша планета загораживает от Луны Солнце и на полный диск Луны наползает круглая тень от Земли. Так происходит лунное затмение. Но только шар всегда имеет круглую тень. Получены фотографии Земли из космоса, на которых отчётливо видно, что Земля — шар.
2. Чем карта полушарий отличается от карты России?
На карте России представлена одна страна, поэтому она более подробная. На карте полушарий представлены все материки и океаны.
3. Чего на Земле больше: суши или воды?
На Земле 2/3 воды и 1/3 суши.
4. Моря какого океана омывают нашу страну с востока?
5. В каком полушарии будет лето, а в каком зима при положении Земли относительно Солнца, показанном на рисунке?
В Северном полушарии будет лето, а в Южном – зима.
6. Приведи примеры связей природы с обществом, а общества с природой.
Природа обеспечивает общество необходимыми ресурсами для жизни: водой, теплом, светом, полезными ископаемыми. Чем больше развито общество, тем больше ресурсов оно потребляет, т.е. возникает проблема истощения планеты. С другой стороны, при добычи ресурсов нарушается экологическое равновесие, что негативно сказывается на развитии общества. Несмотря на все достижения, общество еще зависит от природных сил. Так, разгул стихии каждый год уносит человеческие жизни.
7. Какие приспособления помогают растениям переносить засуху?
Длинные корни, которые добывают воду из глубоких слоев земли. Листья изменяются. Они превращаются в чешуйки или колючки, чтобы меньше испарять влаги. Или приобретают плотные восковые покровы, чтобы уменьшить испарение.
8. Как животные связаны с растениями? Приведи примеры.
Животные и растения связаны пищевыми связями. Растения образуют органические вещества, которые необходимы животным для жизни. Поэтому животные поедают растения. Так, заяц поедает кору, бабочки – нектар цветов, гусеницы – листья. Животные могут использовать растения, как убежища. Так, белка живет в дупле дерева, бурундук устраивает гнездо под сваленными ветром деревьями.
9. Почему животные зоны арктических пустынь имеют белую окраску, а животные степей серо-бурую?
Это окраска помогает им выживать в данных условиях. Благодаря такой окраске животные становятся незаметными на фоне окружающей среды.
10. Какие приспособления помогают животным переносить жару, а какие холод?
Чтобы перенести жару многие животные ведут ночной образ жизни. Тело некоторых животных покрыто роговой чешуей, которая не дает воде испаряться. Верблюды способны длительное время обходиться без воды, так как имеют запасы в горбах. Чтобы перенести холод у животных становится более густой мех, они постоянно в движении, чтобы добыть себе пищу.
11. Чем животноводство лесной зоны отличается от животноводства тундры?
Из-за скудной растительности животноводство тундры представлено только разведением северных оленей, с которыми нужно постоянно кочевать по тундре в поисках корма. Животноводство лесной зоны более многообразно, так как там различная растительность, поэтому много пищи.
12. Представь себе, что ты едешь по Волге от истока до устья. Как будет изменяться природа?
Сначала будут леса, потом степи.
13. Как охраняют природу тундры?
Многие животные тундры занесены в Красную книгу России. Белый журавль занесен и в Красную книгу Международного союза по охране природы. На полуострове Таймыр организованы государственный заповедник и несколько заказников, где животные находятся под особой охраной.
• Какие реки и озёра нашей страны нуждаются в охране?
Озеро Байкал. Все реки России нуждаются в охране: Волга, Енисей, Обь и т.д.
• Что является причиной загрязнения водных объектов и какие последствия оно вызывает?
Причина загрязнения – это сбросы сточных и промышленных вод в водоемы, что приводит к нарушению водных экосистем и гибели растений и животных.
• Нуждаются ли водные объекты вашей местности в охране?
В моей местности в охране нуждаются озера.
• Как загрязнение воды в реках и озёрах влияет на растительный и животный мир?
Поступление в водоемы отходов промышленного и особенно химического производства и коммуникационных сточных вод вызывает омертвление водоемов. Вредные вещества накапливаются в организмах растений и животных. Загрязнение отдельных водоемов достигло таких масштабов, что выловленные рыбы и моллюски являются непригодными для употребления в пищу.
• Как загрязнение воды влияет на здоровье человека?
Питьевая вода не должна содержать химических компонентов. Так как они обладают особенностью накапливаться в клетках, и впоследствии становятся причиной развития большинства заболеваний, вплоть до онкологических.
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3070318-kakie-prisposoblenija-pomogajut-rastenijam-perenosit-zasuhu.html
http://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=12634
http://resheba.me/gdz/okruzhajushhij-mir/4-klass/ivchenkova/154