2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие события предшествовали принятию христианства

§ 5. Владимир Святославич. Принятие христианства

Подробное решение парараф § 5 по истории для учащихся 6 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 2012

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 6 класс можно найти тут

Назовите основные традиционные для России религии.

Пользуясь дополнительными источниками, составьте сравнительную таблицу организации византийской и русской православных церквей в этот период.

Русская православная церковь являлась метрополией Византийской церкви.

Была ли при князе Владимире церковь на Руси независимой организацией? Аргументируйте свою позицию.

Нет, потому что глава церкви – митрополит – назначался из Константинополя. Епископы подчинялись митрополиту.

Проверяем свои знания

1. Как князь Владимир расширил и укрепил границы Древнерусского государства?

В результате двухлетней войны Владимир возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 году князь разгромил ополчение радимичей. Ещё раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.

После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию, которая стала чинить препятствия русской торговле. В 981 году Владимир завоевал польские города Червень, Перемышль и др., значительно расширив территорию своего государства.

Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. Поэтому на южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа, состоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападение печенегов. Сотни русских сёл и городов были избавлены от печенежских набегов.

Также этому способствовало крещение Руси.

2. Каковы были причины принятия христианства Древнерусским государством?

Стремление сплотить все восточнославянские племена и укрепить власть киевского князя. Укрепить международный авторитет Руси.

3. Какие события предшествовали Крещению Руси? О чём они свидетельствовали?

Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт, и тот обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя — до сих пор ещё ни одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму — Херсонес (Корсунъ), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить.

4. Каково значение принятия Русью христианства?

Христианство изменило быт наших далёких предков и их нравы. Церковь решительно запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и другие языческие традиции. Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим. На Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. Древнерусское государство встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси.

5. Используя материал параграфа, опишите процесс крещения киевлян.

Сбросил в Днепр всех идолов языческих богов. Устроил массовое крещение жителей Киева.

6. Что общего было в деятельности Владимира и первых киевских князей? Чем Владимир отличался от них?

Стремились укрепить власть на присоединенных территориях и на территории всех восточнославянских племен.

Учимся быть историками

1. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение на тему «Языческие традиции дохристианской Руси».

Культ предков, анимизм, различные энергетические практики и гадания черпают свою.

2. С помощью Интернета проведите исследование, подтверждающее необходимость принятия князем Владимиром христианства.

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной мере архаичных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев или к ближневосточным земледельческим культам, воспринятым первоначальным христианством.

Одним из элементов были солнечные фазы: зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие и летнее солнцестояние. Осеннее равноденствие очень слабо отмечено в этнографических записях.

Вторым элементом был цикл молений о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай. Третьим элементом был цикл празднеств урожая. Четвёртым элементом были дни поминовения предков (радуницы). Пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца. Шестым элементом были христианские праздники, часть которых тоже отмечала солнечные фазы, а часть была связана с аграрным циклом южных областей Средиземноморья, имевшим иные календарные сроки, чем аграрный цикл древних славян.

В результате постепенно создалась очень сложная и многоосновная система русских народных праздников.

Одним из главных элементов святочных обрядов было ряженье в звероподобные одежды и пляски в «машкерах». Ритуальные маски изображались на серебряных браслетах.

Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый разгул во вторую их половину — от 1 по 6 января, в «страшные» велесовы дни.

После принятия христианства в качестве государственной религии происходило календарное замещение и столкновение древних языческих праздников с новыми, церковно-государственными, обязательными для правящих верхов. В ряде случаев христианские праздники, возникшие, как и славянские, на первобытной астрономической основе, на солнечных фазах, совпадали по срокам (рождество христово, благовещенье), нередко они расходились.

Читать еще:  Какой в Японии тип воспроизводства населения

Русальские заклинательные обряды и пляски были начальной стадией языческого празднества, завершавшегося обязательным ритуальным пиром с обязательным употреблением мясной скоромной жертвенной пищи: свинины, говядины, кур и яиц.

Так как многие языческие праздники совпадали или календарно соответствовали с православными, то внешне приличия были почти соблюдены: пир устраивался, например, не по случаю праздника рожаниц, а по причине дня рождества богородицы, но продолжался и на следующий день уже как «беззаконная вторая трапеза».

3. Подсчитайте, сколько лет существует христианство в России.

1. В каком году и в каком городе происходят описываемые события?

988 г, город Киев.

2. Как восприняли идею крещения наши предки?

Одни были недовольны отходом от традиций (вооруженное столкновение в Новгороде), другие с радостью приняли христианство, потому что так сделал великий князь.

Какие события предшествовали принятию христианства

1. Начало правления князя Владимира.

После смер­ти Святослава между его сыновьями началась борь­ба за власть. Победу в этой борьбе одержал Влади­мир Святославич (980—1015).

Владимир начал княжение с наведения порядка в собственном государстве. Ведь после гибели Свя­тослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. В резуль­тате двухлетней войны Владимир возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 году князь разгромил ополчение радимичей. Ещё раньше он покорил По­лоцкое княжество на Западной Двине.

После этого Владимир возглавил поход в Волж­скую Булгарию, которая стала чинить препятствия русской торговле. Одержав победу, Владимир за­ключил с булгарами мир на выгодных для Руси ус­ловиях.

При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей — только что возникшим государ­ством западных славян. В 981 году Владимир завое­вал польские города Червень, Перемышль и др., зна­чительно расширив территорию своего государства.

Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. Поэтому на южных границах Руси Вла­димир построил четыре оборонительных рубежа, со­стоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападе­ние печенегов. Сотни русских сёл и городов были избавлены от печенежских набегов.

2. Причины принятия христианства на Руси.

Вла­димир понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Влади­мир увидел в христианстве.

Ещё в 980 году, едва заняв киевский престол, Вла­димир попытался приспособить язычество к потреб­ностям государства. На высоком холме князь прика­зал поставить деревянных идолов шести богов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной бородой и золотыми усами. Тем самым жителям Ру­си давали понять, что Перун является главным сре­ди богов, так же как киевский князь — среди славян.

Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны принижен­ным состоянием своих главных божеств и возвыше­нием Перуна, которому поклонялись киевские дру­жинники. Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран. Ведя широкую торговлю, Русь обща­лась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями — хазарами, мусульманами — булгарами, христианами из евро­пейских стран.

Владимир решил принять христианство по визан­тийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посяга­ли на восточнославянские территории. К тому же Русь поддерживала тесные торговые связи с Визан­тией. Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Со времён Аскольда и Дира христианами становились некоторые княже­ские дружинники и купцы, посещавшие Византий­скую империю. При Игоре киевские христиане воз­вели для себя храм Святого Ильи. Христианкой бы­ла и бабка Владимира княгиня Ольга.

Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущест­венная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способство­вала её укреплению. К тому же византийская цер­ковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.

К принятию христианства Владимира подталки­вало и стремление укрепить международный авто­ритет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров. Рус­ские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.

3. Крещение Руси.

Крещению Руси предшествова­ли следующие события. В 987 году в войсках визан­тийского императора вспыхнул бунт, и тот обратил­ся к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согла­сился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Ан­ну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя — до сих пор ещё ни одна визан­тийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребо­вал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствую­щий договор, и русский отряд разгромил мятежни­ков. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму — Херсонес (Корсунъ), получив удобную базу для последующих нападений на импе­рию с моря. Император был вынужден уступить.

Читать еще:  Каково значение источника тока в электрической цепи

В 988 году Владимир принял крещение и женил­ся на византийской принцессе, отдав Корсунь в ка­честве выкупа за невесту. Вернувшись домой в со­провождении византийских священников, он устро­ил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих бо­гов во главе с Перуном.

Новая религия стала распространяться но всей Руси, частью мирно, а кое-где, например в Новгоро­де, в результате ожесточённых столкновений языч­ников с княжеской дружиной, принявшей христиан­ство вслед за Владимиром.

По свидетельствам летописей, Владимир после креще­ния очень сильно изменился. Из сурового и жестокого че­ловека он превратился в мягкого и доброго.

По приказу князя бедным людям стали раздавать бес­платную пищу и одежду. До принятия христианства Влади­мир имел несколько жён, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.

Владимир начал строительство на Руси церквей. Он пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы, зачастую силой заставляя родителей по­сылать в них сыновей.

4. Русская православная церковь.

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложи­лась чёткая церковная организация. Во главе церк­ви стоял киевский митрополит, присылавшийся из Константинополя.

Русь была разделена на церковные округа во гла­ве с епископами, подчинёнными митрополиту. Духовенство подразделялось на белое и чёрное. К белому относились священники, служившие в го­родских и сельских церквях. Чёрное духовенство жило в монастырях. Монахи отказывались от мир­ских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и мо­литвах.

При Владимире был принят церковный устав. Он предоставлял церкви широкие права. Она имела свой собственный суд. Церковные суды судили за преступления против веры — ереси, языческие мо­ления, а также за все проступки нравственного ха­рактера.

5. Значение принятия христианства.

Принятие христианства оказало огромное влияние как на даль­нейшее развитие Русского государства, так и на каж­дого русского человека.

Христианство изменило быт наших далёких пред­ков и их нравы. Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Но она решительно запретила жертво­приношения, многожёнство, кровную вражду и дру­гие языческие традиции. Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим.

Вместе с христианством на Русь пришли пись­менность, образование, церковное искусство.

Существенно изменилось и международное поло­жение Древнерусского государства. Оно встало в об­щий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византи­ей. Именно она оказывала в то время на Русь осо­бенно сильное влияние.

Князь Владимир объединил восточнославян­ские племена в границах Древней Руси.

Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения, способство­вало развитию культуры.

Видео YouTube

Принятие христианства на Руси: кратко

Россия и православие… Испокон веков понятия эти едины и неразделимы. Православие не просто религия, это образ жизни, духовность и менталитет нации. Поэтому принятие христианства на Руси кратко – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации. Трудно переоценить его значение не только для истории государства, но и мировой истории вообще.

Предпосылки принятия Христианства

Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.

Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.

В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.

В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.

В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых. «Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью. Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.

Читать еще:  Как закрепляются гендерные роли

Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.

Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.

Как это было

Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался. А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира. В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».

К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами. Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства. Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».

28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.

И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.

Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.

Расцвет культуры и письменности

Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.

На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.

Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.

Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.

Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.

Заключение

Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.

Источники:

http://resheba.me/gdz/istorija/6-klass/danilov-kosulina/5
http://www.sites.google.com/site/ist6kl/urok-5-vladimir-svatoslavic-prinatie-hristianstva
http://ege59.ru/2017/04/14/prinyatie-xristianstva-na-rusi-kratko/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: