7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие у удмуртов есть зимние национальные праздники

Новый год по-удмуртски: ряженые гости в доме и пельнянь на столе

nazaccent.ru

Йошкар-Ола, 27 декабря. Под Новый год удмурты любят ходить по домам в виде ряженых персонажей… потустороннего мира, а царем на их столе становится пельнянь.

МедиаПоток продолжает серию публикаций о том, как встречают Новый год разные народы и национальности, населяющие нашу полиэтническую республику. Сегодня черед удмуртского праздника с его особенностями и традициями, о которых нам рассказали представители удмуртской диаспоры в Марий Эл.

…В древности удмурты, как и многие народы, отмечали Новый год весной. Время празднования выпадало примерно на дни, когда православные отмечают Пасху.

aif.ru

Впрочем, важными в жизни каждой удмуртской деревни были и зимние праздники. Стартовали они в день зимнего солнцестояния, проводились праздничные народные гулянья, причем в развлечениях участвовали жители всей деревни. Причем праздник растягивали на несколько дней, чтобы жители одной стороны деревни ходили в гости в другую, черед дорогу. И так по очереди.

Обязательной традицией удмуртского народа являются новогодние ряжения. Ряжение по своей сути схоже с русскими колядками. В Новый год и на Рождество люди надевали вывернутые наизнанку тулупы, маски, мазали лица сажей и ходили по домам. Ряженые пускались в пляс, но при этом… не произносили ни звука — просто издавали громкий шум, используя различные предметы. И задача хозяев дома заключалась в том, чтобы опознать, кто же скрыт под маской ряженого.

aif.ru

Таким образом ряженые распугивали банных духов, изгоняли болезни, приносили удачу в делах и способствовали большому урожаю, поэтому их приветливо встречали в каждом доме. Всякому ряженому, кто входил в дом, подносили угощенье. Во многих деревнях это была выпечка: хлеб, перепечи или просто горсть муки. Такими подарками ряженые затем делились со скотом, чтобы он был крепким и здоровым.

Древние считали, что период перехода к новому году… опасен. В удмуртской традиции есть божество такого перехода — Вожо. В ходе обрядов запрещалось издавать громкие звуки железной утварью. Персонажи ряженых представляли собой мир предков, потусторонний мир. Именно потому они и не говорили ни слова или издавали странные звуки.

ludorvay.ru

Традиционные блюда удмуртов живут из века в век. На праздничном столе у них сегодня, как и триста лет назад, стоят пироги со всевозможными начинками: это каша, мясо, рыба, картофель и даже… малина. С давних пор очень любимы пироги с калиной.

Самое уважаемое для удмуртов мясо — говядина, баранина. Свинина также бывает на столе, но не так часто. Удмурты, в том числе и марийские, издревле разводили в своих хозяйствах домашнюю птицу: куры, утки, гуси, но предпочтение отдавали мясу уток.

Удмуртский стол на празднике нельзя представить без пельменей. «Пельнянь» — так они называют свои пельмени. В переводе с удмуртского слово значит «хлебное ухо». Готовят пельмени по-удмуртски не только с мясом, но и с рыбой, овощами, грибами, творогом, ягодами и даже с травами — рецептов у такого блюда тьма.

vyatich.livejournal.com

Перепечи — также обычный гость на удмуртском праздничном столе. Это корзиночка из теста, края которой приподняты и защипнуты, в которую кладут начинку — это может быть все что угодно. В перепечах может быть мясо, картофель, грибы, капуста, редька, каша, различные лесные травы, перемешанные с омлетом и луком.

Блины удмурты готовят в печи, делая их из пресного теста, которое называется мильым. А вот оладьи на дрожжах, кислом молоке или кефире зовутся табань.

Тол Бабай — так называют удмуртского Деда Мороза. Древние удмурты считали, что на прикамских просторах жили великаны — алангасары. Но когда здесь появились люди, великаны ушли далеко на север, в полуночный край Уйпал. И лишь один великан не покинул родные места.

rk.karelia.ru

Со временем этот алангасар набрался знаний, постиг язык зверей и птиц, узнал пользу растений и принял облик мудрого старца. Но к людям не выходил, боялся напугать. Однажды, когда он тайком следил за игрой детей, они заметили его, но… не испугались. Вместе они стали играть в снежки и кататься с гор. Детвора увлеченно слушала волшебные рассказы великана. Нового друга малыши назвали Тол Бабай, что значит «зимний дед»…

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • вязание (867)
  • кофты, полуверы, кардиганы (220)
  • вязание шапок (207)
  • летние наряды крючок (141)
  • для деток (101)
  • накидки шали (71)
  • гетры носки, следочки (54)
  • жилетки (50)
  • шапки-звери (23)
  • солфеточки (22)
  • варежки (18)
  • юбки (14)
  • для мужчин вязание (11)
  • подушки покрывала (9)
  • для детей (489)
  • одежда для девочки (166)
  • поделки руками детей (129)
  • к новому году творим (78)
  • одёжки для мальчугана (46)
  • умные книжки (27)
  • учимся рисовать (17)
  • школьнице (12)
  • открытки своими руками (9)
  • мультики и мультяшки (6)
  • здоровье (1)
  • рисуем на лице (1)
  • рукотворство (443)
  • бижутерия (71)
  • сумки (65)
  • дизайн для дома (63)
  • фетр (24)
  • газетные трубочки (21)
  • упоковка (20)
  • изделия из проволки (18)
  • цветы из бумаги (14)
  • букет из конфет (11)
  • чудеса из пластиковых бутылок (11)
  • к пасхе (9)
  • вышивка (9)
  • валяние — игрушки (8)
  • готовимся к пасхе (7)
  • браслеты (6)
  • квилинг (5)
  • повязки на голову (4)
  • сутаж (4)
  • для детской (3)
  • трафореты (3)
  • ткачество на бёдрышке (2)
  • роспись по стеклу (2)
  • пластика (2)
  • еда-еда- вкуснятина (349)
  • торты (57)
  • закуски (54)
  • салаты (50)
  • выпечка (49)
  • мясо готовим (42)
  • пироги (24)
  • творог (13)
  • вкусняшки (10)
  • супчики (9)
  • заготовки (9)
  • кабачок (6)
  • рыба (4)
  • запеканки (3)
  • меню на неделю (2)
  • кофе и напитки (2)
  • варенья (1)
  • шитьё идеи (311)
  • лоскутное творчество (59)
  • цветы из ткани (59)
  • платья (37)
  • летние наряды шитьё (35)
  • текстильные куклы (22)
  • шторы (12)
  • брюки (5)
  • юбки (5)
  • куртки (4)
  • шорты (4)
  • домашние тапочки (3)
  • халаты (1)
  • это меня интересует (159)
  • для руководителя хора (55)
  • отношения (37)
  • для успешной карьеры (27)
  • конкурсы игры (6)
  • 10 лет семейной жизни (2)
  • моя кожа (50)
  • для волос (13)
  • моя печень (8)
  • моё тело (6)
  • программки в помощь (4)
  • браслеты (2)
  • моя козюля (2)
  • масленница (1)
  • блины (1)
  • (0)
Читать еще:  Когда Новый год отмечали 1 сентября

Метки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

новый год у удмуртов

Рождественские традиции и обычаи удмуртского народа
Пожалуй, только новогодние праздники способны вернуть любого, даже самого серьезного взрослого человека в детство, подарить массу приятных впечатлений и светлых переживаний. Все мы на рубеже старого года и нового года вопреки всему верим в сказку и ждем новогодних чудес. А ведь сказка в это время всегда рядом, да и чудеса частенько сбываются на фоне звездного неба и тихо падающих снежинок. К сожалению, в удмуртских семьях этот светлый праздник проходит в русских традициях. Многое из того, что знали и умели наши предки мы стали забывать, а это ведет к отмиранию нации народа.

Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния и назывался Вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание. Начинался он праздником, назывался раньше Толсур, позже — ымусьтон, рошво (рождество). На него приглашали гостей, назначали свадьбы. Звали гостей и на крещение.

Что представляет собой новогоднее ряжение? Надевают вывернутые наизнанку тулупы, лица мажут сажей или надевают маски и ходят так из дома в дом, а хозяева должны их ублажать. Интересен процесс узнавания. Ряженые пляшут, импровизируют и при этом не произносят ни звука — просто создают много шума. А хозяева в этот момент должны узнать их. Это ведь все знакомые — соседи, родственники, живущие на соседней улице. Хозяева пытаются сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он заорал и выдал себя. Считается, что если узнаешь ряженого, то в этот год все будет хорошо в твоей семье.

Наступление нового года — это время перехода, время транзита. Из старого года в новый, из зимы в лето. Время зимнего солнцестояния, солнцеворот в конце декабря. А переходное состояние само по себе таит опасность. В удмуртской традиции есть даже особое божество этого перехода — Вожо. Это скорее злой божок, поэтому все связано еще и со страхом. Отсюда — предостережения, запреты. Во время обрядов-переходов нельзя было греметь, издавать громкие звуки железом, железными предметами. Персонажи ряженых — это все представители мира предков, представители иного, потустороннего. Они не говорят или пытаются говорить на каком-либо странном языке.

У удмуртов в святочную неделю было распространено много гаданий. Например, девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону указывает его носок. В какую указывает – значит, в ту сторону девушка и выйдет замуж. Еще наливали в большую ложку воды и клали эту ложку на подоконник, туда, где холодно – чтобы вода замерзла. Утром смотрели: если на замерзшей поверхности появляются бугорки – это недобрый знак. Значит, у девушки будет внебрачный ребенок. Если ровная поверхность, то никаких подобных ситуаций не будет. Другой пример. Девушки шли по направлению к забору с раскрытыми руками (насколько хватало размаха рук) и пытались «захватить» как можно больше досок забора. Затем доски пересчитывали слева – направо, при этом приговаривая: «Мешок – короб, мешок – короб » Если «мешок» — выйдет замуж за бедного, если «короб» — за богатого.

В русских традициях и удмуртских традициях гадания имеют много общего.

Зимний цикл праздников и обрядов у куединских удмуртов был не развит. К нему можно отнести проводимое в начале зимы моление Тол вось и праздник Масленицы Вой. Ритуалами были наполнены первый и последний дни праздника Масленицы.

В первый день молодежь обходила дома деревни, спящих вытаскивали на улицу и бросали в снег. В течение масляной недели устраивали катания на лошадях, катание с гор. На Масленицу приезжали гости из других деревень. Но самым любимым развлечением молодежи было катание с гор на санях, санках, ледянках, лотках, лошадках, жердях

Ель как символ жизни

С глубокой древности у европейских народов (германских, финно-угорских, славян) вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница) символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем сакральным жизненной силы, имели культовое значение.

Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитавших в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елке.

Читать еще:  Чем счет отличается от вклада

А откуда пришел обычай наряжать елку? При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. А что было до этого? По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни и свечи мира горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель. Но справедливости ради, следует отметить, что обычай наряжать елку то же очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Уж очень велика была в древности магия дерева. В известном Гороскопе друидов ( древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связанна с его деревом ( у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками.

УДМУРТСКИЕ НОВОГОДНИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛЕГЕНДА О ТОЛ БАБАЕ (ДЕД МОРОЗ)

В древние времена, когда не было еще на свете людей, в окрестностях Кар-горы (сейчас это центральная часть природного парка «Шаркан») жили алангасары. Эти великаны не отличались большим умом. Потом появились люди. Алангасары, опасаясь их разума, спрятались в яме на самой вершине Кар-горы. И только самый маленький из них, перед тем как прыгнуть в нее, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем. С тех пор их дружба продолжается, а Тол Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками.

Поселился Тол Бабай в Шарканском районе и что-то грустно ему стало. Тогда обратился он к метели. Она соткала ему из снежинок ледяную девочку. Так с 2007 года у Тол Бабая появилась помощница – Лымыныл (Ледяная девочка). С тех пор Лымыныл всегда рядом с Тол Бабаем, она помогает ему во всех делах. Внучке, как и деду, сшили костюм. За основу взяли костюм древних удмурток, живших в 3-7 веке нашей эры. На голове у Лымыныл шапочка (такья), она скрывает волосы снежной красавицы. Грудь закрывает оберег.

Изучив все особенности нарядов новогодних персонажей мне захотелось нарисовать открытку к новому году. Вот что у меня получилось.

Какие у удмуртов есть зимние национальные праздники

Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.

Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки)

Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия — Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника — Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).

Народные обычаи, свойственные празднику Толсур: уборка в доме, приготовление кушанья, пива и кумышки (вотский самогон), приглашение гостей, назначение к этому дню свадеб (сюан). Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника — это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали.

Вой дыр (Масленица)

Вой дыр — последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля — начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) — вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) — вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей — спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали — много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй — её проводы.

Йо Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием — вскрытием реки). Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому — провожали лёд.

Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)

Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг (в 2008 году это 24 апреля) от нечистой силы.

Читать еще:  Как удалить свои данные с 1хбет

Акаяшка — весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).

Праздник продолжался три дня (вывоз сохи, проводы льда и чествование сохи) и сливался с Пасхой — Акашка уй (букв. «Пасхальная ночь»). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца. Существовало поверье: в первый день Пасхи надо христосоваться с усопшими, зарывать яйцо в могилу.

Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников — молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).

Гырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время — в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.

За праздником Гербер следовал церковный праздник Петров день, наступающий 12 июля. Удмурты его называли Куарсур (буквально: «Праздник травы»). В сельской местности с этого дня дружно начинался нырысете турнан (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают петь. В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.

Куриськон, Пужмерлы Вось

Большие праздники-моления с жертвоприношением после окончания весенних полевых работ.

Семык Келян (Троица)

Празднуется по православному календарю. До этого дня нельзя купаться и заготавливать веники.

Выль жук (Ильин день)

Выль жук — осенний праздник в честь нового урожая. Выражение означает «новая каша, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в этот день все кушанья готовили из нового урожая. На родовом току (кутсаськон инты) молотили снопы цепями (кулэс), и зерно провеивали на ветру (тол шорын) с помощью деревянных лопат. После помола пекли хлеб из муки свежего урожая, а также варили овсяной кисель. Кроме того, хозяева с полей приносили колосья ржи (уег) и ячменя (йыды), листья овощей, окунали их в суп и освящали, а затем молились, прося у Бога (Инмар) обильного урожая в будущем. Пучок из разных колосьев и листьев овощей каждая семья вывешивала в своем святилище — куале.

На праздник Выль жук приходился Ильин день. Этот религиозный праздник христиан удмурты отмечали 2 августа ежегодно. На празднование дня Ильи-пророка верующие приносили в церковь вареное мясо (голову и бок) и раскладывали его перед образами, а священник, отслужив молебен, освещал святой водой кушанье и кумышку. Отведав даров, он угощал ими прихожан. Из сельскохозяйственных работ к Ильину дню убиралась рожь, а затем начиналось боронование пара, посев ржи и сбор бобовых (гороха). Время начала посева ржи определялось тем, «когда воробьи стаями начнут садиться на птичью гречу». На Ильин день выпекали уег нянь колды (каравай ржаного хлеба), резали барана и вдоволь угощали приглашенных гостей.

Пукрол, Пукро (Покров)

Праздник Покров день — Пукро (Пукрол) удмурты отмечают каждый год 14 октября. К Покрову дню люди утепляли свое жилье. Снаружи дома делали завалинки, а изнутри промазывали щели и оконные рамы. Совершается куриськон — моление духу голбца (погреба).До Покрова дня с полей собирался весь урожай зерновых, шел обмолот. Около Покрова дня происходили малые поминки (пичи кисьтон), а в Покровскую субботу — поминки на могилах (шай вылын кисьтон).

После Покрова дня играли свадьбы, а молодежь приходила в кенос (клеть), чтобы посмотреть невесту и ее одеяние (доськут). В Покров день тоже проводилась обрядовая игра — ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой.

Этот праздник знаменует конец хороводов, начало посиделок.

Источники:

http://potokmedia.ru/longread2/71493/
http://www.liveinternet.ru/users/4009736/post442927301/
http://ok.ru/ranniedrev/topic/62254197850154

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector