0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие виды транспорта образуют транспортную систему

Виды транспорта

Виды транспорта (transpon modes) в течение многих десятилетий развивались независимо. Исходной предпосылкой их обособления стали очевидные технологические различия, которые, в свою очередь, предопределили особенности: отраслевого управления (каждый вид транспорта имеет свою организационную структуру и собственные органы управления);

  • — нормативной правовой базы (каждый вид транспорта регулируется своей системой нормативных правовых актов, в том числе — на международном уровне);
  • — механизмов регулирования доступа на рынок и т.д. Разобщенность видов транспорта углублялась в ходе развития конкуренции между ними. Только начиная со второй половины XX в., благодаря возникновению интермодальных перевозок и развитию логистических подходов к транспортировке, наметилась тенденция к межвидовому взаимодействию, координации и интеграции.

В современной транспортной системе принято выделять следующие виды транспорта:

  • железнодорожный транспорт (rail transport);
  • морской транспорт (maritime transport);
  • внутренний водный транспорт (inland water transport);
  • автомобильный транспорт (road Iranspoit);
  • авиационный транспорт (airtransport); трубопроводный транспорт (pipeline transport).

Виды транспорта иногда подразделяют:

  • — по характеру природной среды, в которой они действуют, — на наземный (железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт), водный (морской и внутренний водный) и воздушный;
  • — по месту в цепях поставок и возможности межвидовой конкуренции — на межконтинентальный (морской и воздушный) и внутренний (железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, трубопроводный). ЕЭК ООН при анализе деятельности внутреннего транспорта на европейском континенте включает в рассмотрение также морские перевозки грузов между европейскими портами (short-sea shipping).

Особенности отдельных видов транспорта рассмотрены в гл. 9.

Элементы транспортной системы.

Наряду с видами транспорта, существуют так называемые элементы транспортной системы, к которым относят городской транспорт и промышленный транспорт.

Городской транспорт (urban transport) — это комплекс транспортных систем, обеспечивающих перемещение людей и грузов в пределах городов и в пригородной зоне.

При рассмотрении городского транспорта основное внимание обычно уделяется его пассажирской компоненте, поскольку обеспечение транспортной подвижности городского населения в условиях массовой автомобилизации является одной из главных проблем современных крупных городов.

Вместе с тем грузовая транспортная система города также имеет свою специфику. Она должна строиться па основе системного подхода с учетом необходимости выполнения автомобильных грузовых перевозок в условиях высокой загруженности городских улиц и дорог, особенностей стыковки входящих, внутренних и исходящих грузопотоков города, на основе оптимизации размещения транспортных терминалов, складов, логистических центров и т.д.

Промышленный транспорт (on-site transport, industrial transport) — это совокупность транспортных средств, механизмов, сооружений и путей, находящихся, как правило, в собственности нетранспортных организаций и применяемых для непосредственного обслуживания производственного процесса этих организаций.

В состав промышленного транспорта входят транспортные системы, применяемые на территории промышленных предприятий (внутризаводские железные дороги, технологический автомобильный транспорт, а также конвейеры, транспортеры, канатные дороги и т.п.), а также внезаводские транспортные системы необщего пользования — например, железная дорога, соединяющая порт с горнодобывающим предприятием, принадлежащая этому предприятию и предназначенная исключительно для перевозки его продукции.

Принято считать, что городской и промышленный транспорт не могут быть отнесены к числу видов транспорта (рис. 2.2), поскольку они не имеют:

  • — технологического единства. Городской и промышленный транспорт используют технические средства и технологии различных видов транспорта;
  • — организационного единства. Городской транспорт находится в ведении региональных властей и местных органов управления.

Промышленный транспорт управляется в рамках соответствующих отраслей экономики и их производственных структур;

— единой правовой базы. Элементы транспортной системы регулируются нормативными правовыми актами и административными решениями регионального и отраслевого уровня, в отдельных случаях — нормативными правовыми актами отдельных видов транспорта.

Рис. 2.2. Группировка видов транспорта и элементов транспортной системы

Корпоративные транспортные системы

Корпоративными транспортными системами (КТС) называются транспортные системы, создаваемые предприятиями различного профиля. Следует различать КТС транспортных и нетранспортных предприятий.

КТС, создаваемые предприятиями, для которых предоставление транспортных услуг является основным видом деятельности, являются бизнес-ориентированными структурами, управление которыми нацелено на достижение предприятием определенных позиций на рынке транспортных услуг. Производимые ими транспортные услуги должны быть конкурентоспособны, а их реализация должна приносить прибыль. Транспортные средства, оборудование и технологии выбираются в зависимости от потребностей целевых сегментов рынка, обслуживаемых предприятием.

Читать еще:  Что является формой чувственного познания

КТС предприятий нетранспортного профиля ориентированы на транспортное обеспечение основной деятельности предприятия — производства, торговли, строительства и т.п. Организация, управление, техническое оснащение и функции таких КТС подчинены нуждам профильных подразделений, приносящих прибыль. В структуре предприятия такие КТС чаще всего рассматриваются как центры издержек.

Транспортная система — это что такое? Развитие транспортной системы России

Современные условия жизни диктуют необходимость стремительного развития глобальной транспортной системы. Экономика и социальная сфера любого государства напрямую зависят от рациональной организации транспортных систем, включающих в себя как пассажирские, так и грузоперевозки.

Необходимо отметить также личную зависимость каждого человека от транспорта. Транспортная система, так или иначе, участвует в нашей ежедневной деятельности. От степени ее налаженности (хорошие дороги, отсутствие пробок, безаварийное движение) зависит не только настроение населения и эффективность трудовой деятельности, но порой и здоровье, и даже жизнь человека.

Терминология

Транспортная система – это взаимосвязанное объединение транспортных средств, оборудования, составляющих инфраструктуры транспорта и субъектов перевозки (в том числе и элементов управления), а также занятых в этой отрасли работников. Цель любой транспортной системы заключается в организации и осуществлении эффективной перевозки как грузов, так и пассажиров.

Компонентами транспортной системы являются транспортная сеть, комплекс, продукция, инфраструктура, подвижный состав и другие технические сооружения, связанные с производством, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств, а также различные методы и системы организации процесса перевозок. Кроме того, в систему входят организации и предприятия, которые занимаются деятельностью, направленной на совершенствование и развитие транспортной системы: отраслевое машиностроение, строительство, топливоэнергетические системы, научные и образовательные центры.

Инфраструктура – это комплекс материальных составляющих транспортной системы, неподвижно зафиксированных в пространстве, которые образуют транспортную сеть.

Такой сетью называют совокупность связей (отрезки автомобильных и железнодорожных магистралей, трубопроводов, водных путей и другое) и узлов (дорожные развязки, терминалы), которые используются при осуществлении транспортных перевозок. Передвижение транспортных средств по сетям обуславливает образование транспортных потоков.

При проектировании сетей необходимо учитывать характеристики транспортных средств, для которых создается инфраструктура, так как от габаритов, массы, мощности и некоторых других параметров транспортного средства, для которого предназначается разрабатываемая сеть, зависят ее геометрические и технические параметры.

Обеспечение пропускной способности транспортной инфраструктуры, соответствующей требованиям проходящих через них пассажирских и грузопотоков, является важной задачей в деятельности специалистов транспортного комплекса.

Особенности управления

Рассмотрим эти системы как объект управления. Контроль работы транспортных систем – это комплекс, включающий в себя две подсистемы: управление транспортными потоками и управление транспортными средствами.

Система управления транспортными потоками осуществляет деятельность по регулированию движения транспорта посредством световых сигналов (светофоры), дорожной разметки и знаков в соответствии с принятой на государственном или международном уровне системой правил.

Система управления транспортом зависит от технологии конкретного транспортного средства и обычно является компонентом инфраструктуры. Водитель, непосредственно выполняющий целевые задачи, считается субъектом данной системы. К субъектам системы контроля функционирования транспортных средств также можно отнести диспетчеров (например, при пассажирских авиа- или железнодорожных перевозках).

Участие человека в процессе управления транспортной системой позволяет определять ее как организационную, или человеко-машинную, систему, а кроме того, обуславливает необходимость в учете человеческого фактора. Активный компонент транспортной системы – это множество людей, которые обладают способностью к адаптации в быстро изменяющихся условиях, поведение которых нацелено на достижение собственных целей. Присутствие человеческого фактора как активного элемента системы является причиной формирования устойчивых (стационарных) режимов функционирования транспортных систем, так как любое внешнее воздействие на индивидуальный объект компенсируется решением активного субъекта (в частности, водителя).

Задачи транспортной системы

К основным задачам относится обеспечение мобильности населения, а также удовлетворение экономических требований к перевозочным процессам, заключающихся в максимально эффективном перемещении грузов. Поэтому определение эффективности транспортной системы – это установление равновесия между диаметрально противоположными точками: потребностями общества и получением экономической выгоды. В качестве очевидного примера противоречий между требованиями общества и экономики можно привести систему общественного транспорта: пассажир желает сэкономить время и доехать до места назначения с комфортом, поэтому с его точки зрения транспортных средств на маршруте должно быть как можно больше, а ездить они должны как можно чаще.

Читать еще:  Как распечатать билеты РЖД купленные через интернет

Однако для перевозчика выгоднее полностью заполнять как можно меньшее число транспортных средств с целью получения максимального дохода, а удобство и время ожидания пассажира отходят на второй план. В данном случае необходим компромисс – установление не слишком длинного интервала движения, а также обеспечение хотя бы минимального комфорта для пассажиров. Отсюда следует, что для эффективной организации и развития транспортной системы следует изучать не только теорию транспортных систем и технические науки, но и экономику, географию, социологию, психологию и градостроительные науки.

Глобальная транспортная система

Транспортные инфраструктуры всех государств мира объединяются на более высоком уровне в глобальную систему. Мировая транспортная сеть распределена по континентам и государствам довольно неравномерно. Так, транспортная система Европы (в частности, Западной), а также Северной Америки отличается наибольшей густотой. Наименее развитой транспортной сетью отличаются наиболее бедные страны Африки и Азии. В структуре глобальной транспортной системы преобладает автомобильный транспорт (86 %).

Общая длина мировой транспортной сети, включающей в себя все виды транспорта (кроме морского), превышает 31 млн км, из них на наземные магистрали (не считая воздушные линии) приходится приблизительно 25 млн км.

Железнодорожный транспорт

Протяженность мировой сети железных дорог приблизительно равна 1,2 млн км. Длина российских железнодорожных линий составляет всего около 7 % от этого числа, однако на их долю приходится 35 % мирового грузооборота и примерно 18 % пассажирооборота.

Очевидно, что для многих стран (в том числе и европейских), отличающихся развитой транспортной системой, железнодорожный транспорт является ведущим с точки зрения перевозки грузов. На первом месте по использованию железнодорожного транспорта находится Украина, где посредством железнодорожных перевозок осуществляется 75 % грузооборота.

Автомобильный

Автотранспорт используется для осуществления 85 % общего объема грузоперевозок России, а также более 50 % внутренних пассажирских перевозок. Автомобильный транспорт представляется основным компонентом транспортной системы многих европейских государств.

Развитие автомобильных перевозок зависит от трех ключевых факторов: увеличение численности населения, интенсивная урбанизация и увеличение числа индивидуальных легковых автомобилей. Исследователи отмечают наиболее вероятное возникновение проблем с обеспечением пропускной способности транспортной инфраструктуры в тех странах и регионах, где наблюдаются интенсивные темпы роста всех трех перечисленных критериев.

Трубопроводный

Зависимость современной экономики от нефте- и газодобычи обуславливает стремительное развитие системы трубопроводов по всему миру. Так, протяженность российской системы трубопроводов составляет 65 тысяч км, а в США – более 340 тыс. км.

Воздушный

Обширная территория России, а также низкий уровень развития транспортных сетей в некоторых районах на востоке и севере страны способствуют развитию системы воздушного транспорта. Протяженность воздушных линий РФ составляет около 800 тысяч километров, из которых 200 тыс. км приходится на международные пути сообщения. Крупнейшим российским авиаузлом считается московский. Ежегодно он отправляет более пятнадцати миллионов пассажиров.

Транспортная система России

Транспортная сеть является неотделимой частью экономики Российской Федерации. В современную транспортную систему РФ входят автомобильные, железнодорожные, воздушные, речные, морские и трубопроводные транспортные сети. Транспортный комплекс также включает виды промышленного и городского пассажирского транспорта.

Перечисленные выше коммуникации связывают воедино все регионы страны, формируя единую транспортную систему, которая является важным условием обеспечения территориальной целостности государства и единства его экономического пространства. Кроме того, государственная инфраструктура является частью глобальной транспортной системы, являясь средством интеграции России в мировое экономическое пространство.

Благодаря своему благоприятному географическому расположению, Россия получает существенные доходы от оказания транспортных услуг, в частности реализации транзитных грузоперевозок по своим коммуникациям. Удельный вес различных элементов и характеристик транспортного комплекса в таких совокупных экономических показателях, как основные государственные производственные фонды (примерно одна третья), валовый внутренний продукт (приблизительно 8 %), полученные инвестиции на развитие отраслей (более 20 %) и другие, отражает значимость и актуальность развития транспортной системы в России.

Какой вид транспорта наиболее популярен? В транспортной системе РФ таковым являются автомобили. Автомобильный парк нашей страны составляют более 32 млн легковых и 5 млн грузовых единиц, а также примерно 900 тысяч автобусов.

Читать еще:  Как избавиться от запаха кошки

Предпосылки формирования транспортной системы

Развитие транспортных сетей (водных, наземных или воздушных) зависит от следующих факторов:

  • особенности климата;
  • географическое положение;
  • численность и уровень жизни населения в регионе;
  • интенсивность товарооборота;
  • мобильность населения;
  • существование естественных путей сообщения (например, речная сеть) и другие.

В основе формирования единой транспортной системы России лежит несколько предпосылок, основными из которых являются:

  • обширная площадь;
  • высокая популяция (большая численность населения);
  • неравномерный демографический уровень в Федеральных округах;
  • интенсивность развития промышленности по отраслям;
  • неравномерное размещение месторождений сырьевых и энергоресурсов;
  • географическое положение производственных центров;
  • количество валовой продукции в государстве;
  • исторически устоявшаяся система путей сообщения.

Транспортные компании России

Как было сказано выше, организации, деятельность которых связана с производством транспорта или оказанием транспортных услуг, также являются частью транспортной системы. Рассмотрим, чем же именно могут заниматься подобные компании на примере двух организаций.

ООО «Транспортные системы» — это общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Москве, занимается организацией грузоперевозок практически на любом виде транспорта: наземном, включая железнодорожный, морском, воздушном и даже космическом. Кроме того, ООО » Транспортные системы » дополнительно занимается арендой легковых автомобилей и другого транспорта, оборудования, почтовыми и курьерскими услугами, обработкой и хранением грузов. Как видно, спектр деятельности компании весьма широк.

Организация «РТ Транспортные системы» осуществляет с 2015 года создание, внедрение в эксплуатацию и обслуживание системы сбора платы за ущерб, наносимый дорогам федерального назначения грузовыми транспортными средствами весом более 12 тонн. Создание системы сбора платы заключается в формировании комплекса организационных мероприятий, программных и технических средств, в частности средств видеорегистрации и видеонаблюдения, а также устройств спутникового позиционирования, принцип действия которых основан на использовании датчиков ГЛОНАСС или GPS. Система «Платон» позволит выполнять взимание платы посредством идентификации автомобиля и обработки информации о нем, а также вычисления пройденного расстояния с помощью систем GPS/ГЛОНАСС, списания финансовых средств с указанного владельцем транспорта счета.

Какие виды транспорта образуют транспортную систему?

Я постоянно слышу, как все ученые твердят, что транспорт очень сильно загрязняет атмосферу. Это действительно так, но вот лично я каждый день езжу на общественном транспорте, в том числе, на автобусах и маршрутках, и даже не представляю, как можно без них обойтись. Думаю, со мной многие согласятся.

Что такое транспортная система и для чего она нужна

Нет никаких сомнений, что транспорт — это одна из важнейших отраслей хозяйственной деятельности любой страны. Если бы не было транспорта, то никто бы из нас не смог отправиться на работу, поехать или полететь в отпуск в другой регион, почтовые отправления так и не были бы доставлены адресату, а груз не был бы отправлен в точку назначения. Все это привело бы к полному хаосу.

Именно благодаря транспортной системе осуществляются все пассажирские и грузовые перевозки, что помогает стране развивать экономику и поддерживать отношения с другими государствами. Россия — очень большая страна, а благодаря широко разветвленной транспортной системе, получается поддерживать ее единство и связь между отдаленными регионами. Кроме этого, благодаря организации транзитных перевозок через свою территорию, государство может получать хорошую прибыль.

На развитие транспортной системы влияют многие факторы:

  • особенности климата;
  • география местности;
  • уровень жизни в регионе;
  • необходимость в перевозках;
  • наличие природных транспортных сетей (рек).

Именно поэтому в разных странах или даже в разных регионах одной страны один вид транспорта может быть более развит, чем другой.

Какие виды транспорта входят в транспортную систему

Транспортная система — понятие довольно широкое, включает она в себя несколько видов транспорта:

  • автомобильный;
  • железную дорогу;
  • речной и морской;
  • воздушный;
  • трубопроводный.

За каждым из видов закреплены свои особые функции, без выполнения которых невозможно развитие социальной и экономической сфер страны. При выборе того или иного вида транспорта, например, для переправки груза, учитывают скорость доставки, стоимость, а также географическую доступность.

Источники:

http://studme.org/1056040623364/logistika/vidy_transporta
http://fb.ru/article/356735/transportnaya-sistema—eto-chto-takoe-razvitie-transportnoy-sistemyi-rossii
http://travelask.ru/questions/88610-kakie-vidy-transporta-obrazuyut-transportnuyu-sistemu

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector