10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие задания в ОГЭ по географии

Шпаргалка для подготовки к сдаче ОГЭ по географии для учащихся 9 классов

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Шпаргалка для подготовки к ОГЭ по географии 2019.

Составитель: Жигайлова А.Ю. МОУ «СОШ № 36»

1. Первые 10 стран по численности населения : 1. Китай, 2. Индия, 3. США , 4. Индонезия, 5.Пакистан, 6. Бразилия., 7. Нигерия., 8. Бангладеш., 9. Россия, 10. Япония.

Первые 10 стран по площади территории: 1. Россия, 2. Канада, 3. США., 4. Китай., 5. Бразилия., 6. Австралия.,

7. Индия., 8. Аргентина., 9. Казахстан., 10. Судан.

Страны и их столицы ( атлас 7 класс . «Политическая карта мира» или «Страны мира»).

Рекордсмены мира: Самое глубокое место – Марианский желоб; самая высокая t – Триполи (Сев. Африка); самая низкая t – Антарктида, в РФ Оймякон, самое влажное место – Черапунджи (Индия); самый большой остров –Гренландия; самая длинная река – Нил (Африка); самая высокая точка – Джомолунгма (Евразия); самая большая низменность – Амазонская (Юж.Америка); самый высокий водопад – Анхель (Юж. Америка); самый высокий вулкан – Льюльяйльяко (Юж. Америка); самое большое озеро – Каспийское (Евразия); самое глубокое озеро – Байкал (Евразия) ; самая многоводная река – Амазонка (Юж. Америка).

2 . Страны, граничащие с Россией. Крайние точки .

Атлас 8 класс . Карта «Географическое положение России».

Крайние точки России: Северная — м. Челюскин (материковая), м. Флигели (островная), Южная точка — г. Базардюзю , Западная точка —Балтийская коса, Восточная точка — м. Дежнёва (материкова), 0. Ратманова (островная)

Крайняя восточная точка РФ находится в западном полушарии.

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс . Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

Макс. кол-во осадков: г. Сочи, г. Петропавловск-Камчатский, Мин.кол-во осадков: г. Астрахань, г. Якутстк. Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зима-г. Якутск.

Атлас 8 класс . Природные зоны. Почвы. Самые плодородные почвы – черноземы ( в степях).

4. Атлас 8 класс . « Опасные природные явления РФ » (землетрясения, вулканы)

Землетрясения, вулканы – Камчатка, Курильские о-ва; пыльные бури, засухи, суховеи – Астрахань, низовья Волги; лавины, обвалы, сели – все горы; цунами – около Охотского моря; таяние ледников – на берегу морей; многолетняя мерзлота – Атлас 8 класс «Водные ресурсы».

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

Западная Сибирь – нефть, газ. Кемерово – уголь. Курская обл. – железо. Европейский Север-лес. Волга- машиностроение. Юг РФ – с/х.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. « Природные святыни России» или «Особо охраняемые природные территории» + «Административно-территориальное деление РФ» («Федеративное устройство РФ»)

7. Плотность населения РФ.

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше – чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8 .Вопросы по графикам.

Определить по графику, таблице необходимую величину.

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность ЕП= Р-С

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост С= Р- ЕП

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция МП= И-Э Иммигранты – приехавшие, эмигранты-уехавшие

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения – Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения – Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Естественная убыль – самый отрицательный ЕП.

10 . Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11 . Вопрос по синоптической карте .

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13 . В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни (увеличение горожан)

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое (переезд, въезд, смена места жительства)

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений (родилось, умерло)

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Отраслевая структура хозяйства России – это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова, половодье).

Дельта реки— низменность у устья реки, сложенная речными наносами.

Доли́на реки — отрицательная, линейно-вытянутая форма рельефа с однообразным падением.

Б ассейн реки — район земной поверхности, с которого в данную реку собираются все атмосферные осадки, питающие ее.

Паводок – поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней.

Барханы- песчаные холмы, гейзеры – горячая вода под давлением.

Карстовые процессы – с овокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот (пещер).

Погода – состояние тропосферы в данном месте в данное время.

Климат – многолетний режим погоды определенной территории.

14. Определить координаты .

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.

Широта : северная и южная, отсчитывается

от экватора Долгота : западная и восточная, отсчитывается от Гринвича (нулевого)

15. Причины различных природных явлений:

Землетрясения, вулканизм (границы литосферных плит)

Континентальность климата (чем восточнее город, тем больше амплитуда t и меньше среднегодовое кол-во осадков)

Многолетняя мерзлота (резко-континентальный климат, холодная зима, мало снега)

Отсутствие осадков в пустыне (тропический климатический пояс – сухие воздушные массы, берега омываются холодным течением).

Большая суммарная радиация (тропический климатический пояс – повышенное давление и нет облачности. Чем ближе к экватору – тем больше угол падения солнечных лучей)

Тропические циклоны (приводят к природным явлениям – наводнениям и цунами)

Образование оврагов (перепады высот +большая степень распаханности территорий)

Оползни (верхний слой пропитался дождевыми водами и стал тяжелым, уровень подземных вод поднялся, верхний слой пород соскользнул вниз по поверхности водоносного горизонта)

Бриз (теплоемкость воды больше, чем теплоемкость суши; разница атмосферного давления . Бриз ночью дует с суши на океан)

Читать еще:  Tracker update что это за программа

Почему люди селятся радом с вулканом и занимаются земледелием? (около вулканов плодородная почва + субтропический климатический пояс)

О́ползень — опасное явление, смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов.

Лави́на — значительный объём снежной массы, падающей или соскальзывающей с крутых горных склонов.

Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и вызываемый ливневыми осадками или бурным таянием снегов.

Цуна́ми — крупные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение участка морского дна.

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

Относительная влажность= меньшее

Определить температуру на вершине горы. 1) высоту горы /1000, результат умножить на 6.

2) Из температуры у подножия отнять полученный результат (1)

Определить высоту горы по разности атмосферного давления: 1) Из атмосферного давления у подножия отнять атмосферное давление на вершине. 2)полученный результат умножить на 10,5

Определить соленость – количество солей в граммах, растворенное в1 литре (кг.) воды. (Измеряется в промилле % 0, если соленость 15% 0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения .

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам (пунсонам).

Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например, в 1 см.100 м)

4 см х 100 = 400 м

19 . Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

20 . Определить какой из участков подходит для:

-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

-футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

– фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога) Южный склон- цифры на горизонталях обращены вверх.

21. Определить какой профиль подходит (по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

Сначала определяем высоту точки А, далее высоту точки В. Если протекает река, то на профиле изображается углубление. Чем ближе располагаются горизонтали друг к другу- тем круче склон. Отметки высот на горизонталях своим верхом обращены в сторону повышения рельефа.

22 .Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование» или «Географическое районирование»

23. Природные ресурсы: лесные, водные, полезные ископаемые. Например, для ЦБК – лесные+водные, для азотных удобрений – много природного газа, для калийных удобрений – залежи калийных солей.

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке .

25. Слоган – регионы Атлас 8 кл Слоган – страна Атлас 7 класса

Музей янтаря –Калининградская обл. Фьорды – Норвегия

Белые ночи –Ленинградская обл, Карелия,

располагается в западном и восточном полушарии – Чукотский АО.

26 . Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

27. По климатограмме определить точку на карте.

Сначала определяем полушарие: СП (летние температуры выше, чем зимние) ЮП (зимние температуры выше летних). Далее по графику определяем t января и июля, по столбчатой диаграмме среднегодовое кол-во осадков. Сопоставляем данные с Атласом 7 класс «Климатическая карта» либо по карте климата отдельных материков.

Арктика, субарктика – t низкие весь год, осадков мало.

Умеренный – t изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района.

Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимние

Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория)

Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки –летом

Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни)

28 . Задания по таблицам. Анализируем таблицы

Сначала рисуем схему по градусной сетке расположения всех четырех точек. Далее определяемся в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки)

29 . – В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом ? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

– Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим. (т.е. солнце в зените)

23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)

22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком)

21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)

22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком)

Широта тропиков – 23 градуса с.ш. и 23 градуса ю.ш.

-Где наиболее длинный день или длинная ночь? 22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь. 22 декабря – юж. Полюс –полярный день, северный полюс – полярная ночь. № 30. Определение страны. Атлас 7 класс «Политическая карта мира», определение города или региона РФ – Атлас 8 класс «Административная карта» или «Федеративное устройство РФ»

Как сдать ОГЭ по географии

Спойлер: легко, если ориентироваться в карте России, внимательно читать задания и давать развёрнутые ответы.

В ОГЭ по географии 30 заданий, которые нужно выполнить за 2 часа:

  • 17 заданий, где ответ состоит из одной цифры;
  • 7 заданий, в которых ответом служит число или ряд цифр;
  • 3 задания, ответом на которые будет слово или словосочетание;
  • 3 задания, в которых требуется дать развёрнутый комментарий.

Все задания с кратким ответом и задание 23 оцениваются в 1 балл, за задания 15 и 20 можно получить до 2 баллов. Максимальный балл за всю работу — 32.

Сколько времени нужно на подготовку

Если школьник регулярно посещает уроки и имеет по географии отметку «4», ОГЭ не представит для него никакой трудности. Некоторые мои ученики уже в сентябре пишут пробное ОГЭ на «хорошо» и почти «отлично». С такими ребятами я занимаюсь дополнительно только в мае.

Бывает, что ученика совсем не увлекает учёба и в школе он находится в школе «в фоновом режиме». Даже в таком случае реально сдать ОГЭ на «тройку». Подготовка займёт месяца 4–5, то есть начинать нужно уже в феврале.

Успешный школьник может подготовиться к экзамену самостоятельно, при этом полезно будет взять хотя бы одну консультацию у преподавателя. Опытный учитель подскажет, какими атласами нужно пользоваться при выполнении того или иного задания, чтобы не тратить время на долгие поиски информации.

Какие материалы лучше использовать

ОГЭ практически не содержит заданий, которые бы проверяли знания географии. На экзамене нужно показать, что ученик умеет пользоваться атласом. Поэтому штудировать учебники бессмысленно, нужно разбирать задания прошлых лет с сайта ФИПИ.

Читать еще:  Какая мойка лучше из мрамора или кварца

Для выполнения первых 12-ти заданий пригодятся атласы. Важно помнить, что в атласе за 7 класс содержатся карты мира, материков и океанов, атлас за 8 класс посвящён природе, а за 9 класс — экономике России. Если школьник растерялся, нужную карту можно найти с помощью оглавления.

Запомнить расположение гор, морей и городов поможет тренировка с контурными картами или картой-пазлом. В остальных заданиях необходимая информация дана в условии.

Как выполнять задания

Рассмотрим задание 4 из демоварианта. Нужно определить, в каком регионе снежные лавины представляют особую угрозу. В первую очередь обратимся к здравому смыслу и сообразим, что для схода лавин нужны горы и снег. Теперь с помощью карты осадков, физической и административной карты России определяем, что самые высокие горы и снегопады встречаются в Алании — ответ № 2.

Задания 10 и 11 выполняются на основе предложенной метеорологической карты. Школьнику нужно знать, что буквой «Н» обозначают циклон, а «В» — антициклон. Остальные условные обозначения подписаны, например, выпуклости — тёплый атмосферный фронт, зазубринки — холодный.

Предположим, в задании 10 требуется определить, какой из городов (Новороссийск, Салехард, Тюмень или Благовещенск) находится в зоне действия циклона. На карте чётко видно, что тёплый атмосферный фронт подошёл вплотную к Благовещенску. Остальные города расположены слишком далеко от зоны циклона.

Поскольку на Благовещенск надвигается тёплый атмосферный фронт, этот город следует выбрать в качестве ответа на задание 11. Проверим другие варианты: к Петрозаводску подходит холодный фронт, а Элиста и Абакан расположены далеко от зоны действия циклона.

В задании 26 нужно знать, что чем глубже залегает порода, тем она древнее, чем ближе к поверхности, тем моложе. В данном примере верный ответ «2|1|3».

Вопрос, в котором пригодится географическое мышление, встретится в задании 27. Даны 4 точки, как правило, две на севере и две на юге. Необходимо разобраться, к какому городу относится климатограмма. Советую действовать по алгоритму:

1. Определяем, в каком полушарии находится искомый город. Если тепло в январе, а холодно в июле, значит, в южном, если наоборот — в северном.

2. Смотрим, сколько выпадает осадков. Я предлагаю ученикам ориентироваться на показатель 600 мм в год для Москвы и сравнивать данные с этим количеством.

В нашем примере самые тёплые месяцы обозначены буквой «и» — июнь и июль, значит, город в северном полушарии, отсекаем точки C и D. Число 760 указывает на количество осадков. В данном случае — не намного больше, чем в Москве, так что вряд ли город расположен у океана. Таким образом между A и B выбираем второй вариант, расположенный в глубине материка.

Как избежать ошибок

Перечитывать задание перед ответом

Типичные ошибки ученики допускают в спешке и по невнимательности. Например, в задании 26 требуется перечислить породы, начиная от более древних, а школьник указывает в обратном порядке. Другой случай: в задании 24 школьник прекрасно понимает, что первыми Новый год встречают жители Чукотки и Камчатки, а в ответе всё перепутает. Поэтому задание следует читать внимательно и перечитывать его снова перед тем, как записать ответ.

Давать полный, развёрнутый ответ

В задании 20 требуется показать, что ученик умеет читать карту. Здесь нужно не полениться и описать каждый из приведённых участков, иначе ответ будет неполным.

Например, в задании к данной карте фермеру нужно выбрать участок, где рано сходит снег, а летом больше солнечного света. Также с него должно быть удобно увозить урожай на консервный завод. В поддержку своего варианта ответа школьнику необходимо привести два довода.

В хорошем ответе ученик напишет, что участок № 3 находится на южном склоне, но слишком далеко от дороги, а участок № 1 расположен близко к дороге, но на северном склоне, поэтому ни один из них не отвечает требованиям фермера в полной мере. Участок № 2 находится на южном склоне горы, и рядом проходит шоссе, так что растения получат достаточно света, а фермер сможет увезти урожай.

В каком порядке выполнять задания

На ОГЭ по географии следует хотя бы примерно ориентироваться в карте страны. Экзамен не предполагает, что ученик будет выискивать Валдай или Республику Татарстан в течение 15 минут. Советую выбирать стратегию работы на экзамене в зависимости от уровня владения картой.

Если школьник легко ориентируется в географии России, то лучше выполнять задания по порядку. Такому выпускнику будет несложно, например, выбрать из перечня страну, с которой Россия граничит на море и на суше.

Если с картой проблема, то стоит пропустить задания подобного типа. К ним можно будет вернуться, если останется время. Лучше сосредоточиться на заданиях 8–21, в которых вся необходимая информация содержится в вопросе и пояснении к нему.

Что запомнить

1. Физическую и административную карту мира нужно изучить заранее — на экзамене времени на долгие поиски рек и городов не будет.

2. Вместо учебника лучше сразу взяться за демоварианты. Полезно выполнять и задания прошлых лет, чтобы запомнить расположение географических объектов.

3. Подготовиться к экзамену самостоятельно можно с помощью сайта ФИПИ и трёх атласов: за 7, 8 и 9 класс. Для этого нужно изучить кодификатор и спецификацию ОГЭ по географии, а также внимательно прочитать критерии оценивания и примеры правильных ответов.

4. Опытный преподаватель научит действовать по алгоритму и подскажет, в каком атласе искать информацию к каждому заданию.

5. Если ученик не знаком с географией России, лучше сосредоточиться на заданиях 8–21, не требующих знаний карты.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Как сдать ОГЭ по географии. Советы профессионалов

23 сентября 2019

Для подготовки к ОГЭ нужно использовать надёжные источники информации и онлайн-тренажёры, отрабатывающие типовые задания экзамена. Проблема в том, что некоторые из открытых источников предлагают устаревшие варианты вопросов, а в некоторых даже встречаются ошибки. Каким ресурсам и пособиям можно доверять и как лучше готовиться, читайте в нашем материале.

student-3038994_960_720.jpg

Избежать двоек за ОГЭ по географии пока не получается – в 2019 году 4,3% учеников, выбравших этот предмет, с экзаменом не справились.

“Беда в том, что зачастую географию выбирают не потому, что интересуются предметом, – поясняет Максим Сергеевич Соловьев, к.п.н., ведущий эксперт отдела естественно-научного образования МЦРКПО, учитель географии в ОЧУ “Первая московская гимназия”. – Порой ОГЭ по географии идут сдавать, считая, что это “меньшее из зол” и что возможность пользоваться атласом упрощает задачу. В общем-то, это верно: атлас действительно поможет справиться со значительным количеством заданий. Но при одном условии: ученик умеет им пользоваться”.

mercatormapfulleurope16thcentury.jpg

Зачем нужен атлас и как его выбрать

Правило первое. Атлас должен быть подробным

Для подготовки к экзамену необходимо приобрести полный комплект атласов с 6-го по 9-й класс, рекомендованных Министерством образования. Чем больше в атласе карт, тем лучше: пусть он будет стоить чуть дороже, но и информации в нём будет больше. Лучше определиться с покупкой в самом начале года.

Читать еще:  Какой хороший сериал посмотреть

“Я бы рекомендовал взять атласы Омской картографической фабрики или издательства “Дрофа” из серии “Учись быть первым”, – уточняет Максим Соловьёв. – На самом деле, можно найти и более подробные атласы, но есть опасность, что их запретят использовать именно из-за чрезмерного количества дополнительной информации. Во всяком случае, при разработке регламента для олимпиад эта тема уже обсуждается очень активно. Лучше не рисковать”.

globes-1246245_960_720.jpg

Правило второе. Атлас должен быть актуальным

Ещё один нюанс, который стоит учитывать, – актуальность атласа, поскольку информация в них регулярно обновляется. Карты, по которым учился старший брат, здесь не подойдут – для ОГЭ-2020 необходимы наборы карт, изданные не позже 2018 года.

Правило третье. Атлас надо покупать как можно быстрее

Почему необходимо сразу выбрать именно те пособия, с которыми ученик пойдёт на экзамен? Важно понимать, что наличие атласа на столе само по себе ничего не значит – если школьник не способен найти на карте Африку или озеро Байкал, ему ничто не поможет. Девятиклассник должен очень хорошо знать свои атласы: освоить работу с информацией, выучить карты и географическую номенклатуру. Тогда найти ответы на большинство вопросов не составит труда.

earth-776_960_720.jpg

Правило четвертое. Научитесь правильно работать с атласом

“Атлас – самая лучшая и притом легальная “шпаргалка” на экзамене, – уверен Василий Сергеевич Богатырёв, учитель географии школы №825, руководитель московского Молодёжного клуба РГО “Столица”. – Для того чтобы освоить работу с ним в экстренном режиме, полезно будет запомнить содержание атласов по классам (чтоб не искать итальянский вулкан в атласе за 9-й класс и не тратить драгоценное время). Кроме того, нужно потренироваться читать карту. Этот навык вполне можно освоить самостоятельно – для начала достаточно признать, что ничего сложного в атласе нет. И приступать к работе, переходя от простых карт к более сложным”.

“Прежде всего, нужно внимательно прочитать легенду каждой карты, изучить условные знаки, – подсказывает Максим Соловьёв. – Тогда будет понятно, на какой вопрос она может ответить. Дальше можно приступать к её чтению. Хорошее упражнение – составлять рассказы, опираясь на информацию, заложенную в карте”.

learning-928638_960_720.jpg

Потренироваться работать с атласом можно с помощью онлайн-приложения “Атлас +”, который предоставляет образовательная платформа Lecta. Проделав несколько сотен заданий самого разного типа, ученик волей-неволей начнёт уверенно ориентироваться в своей “легальной шпаргалке”. Приложение работает с атласами издательств “Дрофа” и “Вентана-Граф”.

Типичные ошибки и как с ними бороться

Зачастую ошибки возникают из-за простой невнимательности. Школьники могут перепутать последовательность в заданиях, где нужно расставить объекты в порядке увеличения или уменьшения, порой ухитряются переставить местами отрицательные числа, так что температура -40° оказывается выше, чем -30°. В заданиях на определение субъектов России или стран по описанию, поспешив, девятиклассники делают вывод на основании нескольких, но не всех приведённых фактов, описывающих территорию (и хорошо, если не одного из них). Самый лучший способ избежать ошибок – довести навык до автоматизма.

mav_9473-x3.jpg

“Все задания ОГЭ – шаблонные, – поясняет Максим Соловьёв. – Для того чтобы научиться их выполнять, достаточно знания карты и общей географической грамотности. Вопросы, а соответственно, и ответы, в принципе, однотипны, так что нужно просто выучить основные законы географии и потренироваться”.

Для того чтобы не разместить случайно Москву в сейсмическом поясе и не указать в качестве причины землетрясения перепад атмосферного давления, можно почитать справочник для подготовки к ОГЭ – не нужно даже корпеть над всеми учебниками географии за прошедшие годы.

Полезные пособия и сайты для подготовки к ОГЭ:

  • “Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ”, М. С. Куклис, В. П. Гаранин. Пособие написано педагогами-предметниками в сотрудничестве с Министерством образования РФ и с учётом действующей учебной программы.
  • “ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ”, Ю. А. Соловьёва, А. Б. Эртель. Пособие составлено на основе федеральных стандартов, включает в себя не только справочную информацию, но и примеры заданий.
  • “Решу ОГЭ. География“. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Тренировать навыки выполнения заданий лучше всего на практике. Портал предлагает бесконечное количество тренировочных вариантов к экзамену, – рекомендует Василий Богатырёв. – Задания регулярно обновляются, к каждому вопросу есть правильный ответ с пояснением. В принципе, одного этого сайта достаточно для полноценной подготовки – проверено на личном опыте!”. “Этот сайт – один из самых простых и адекватных, – подтверждает Максим Соловьёв. – Есть задания по темам, есть тренировочные варианты ОГЭ, к ответам на вопросы даны развёрнутые пояснения, поэтому сайт удобен при самоподготовке”.
  • ЕГЭ ОГЭ География“. Группа во “ВКонтакте” Ещё одна рекомендация от экспертов – найти соответствующую группу в “ВКонтакте”. В днной группе, по мнению экспертов интересные тренинги, таблицы и вебинары.
  • ГЕОГРАФИЯ| ОГЭ 2020 | ВЕБИНАРИУМ. Ещё одна группа во “ВКонтакте”, посвящённую только ОГЭ. В ней отрабатываются задания экзамена, размещаются краткие и ёмкие материалы по разным темам, проводятся бесплатные вебинары.
  • Яндекс. Репетитор. Сервис с тренировочными вариантами для подготовки к ОГЭ-2020. Секундомер позволит оценить, сколько времени уходит на работу. Получив результат, можно проверить себя и посмотреть пояснения к вопросам, требующим развёрнутого ответа.

Практические навыки и как их отработать

При подготовке непременно нужно заглянуть на официальный сайт ФИПИ и ознакомиться с официальной демоверсией экзамена: ФИПИ. Демоверсии ОГЭ 2020

Одно из заданий, которые требуют особой отработки, – определение координат. Чтобы не промахнуться, необходима точность. “Во-первых, здесь желательно брать карты крупного масштаба, – советует Максим Соловьёв. – Во-вторых, работать с линейкой. А главное, потренироваться: определить город или гору по координатам – проверить себя с помощью интернета”.

shelf-2784896_960_720.jpg

Ещё один вопрос, с ответом на который порой возникает путаница, – определить, в какой очерёдности в разных городах наступает Новый год. Здесь главное – запомнить, что солнце движется с востока на запад, дальше поможет атлас.

Часто сложности вызывают задания с развёрнутым ответом, – отмечает Василий Богатырёв. – По опыту заметил – многие боятся даже вчитываться в текст этих заданий, что уж говорить об их выполнении. А зря – тем в вопросах подобного типа не очень много. Достаточно порешать пробные варианты, чтоб составить о них представление и подготовиться к ответу на экзамене”. Обрести уверенность помогут вышеупомянутые тренажёры с ответами и развёрнутыми пояснениями.

i-x6wv4ds-x3.jpg

В конечном итоге, нет ничего сложного в подготовке к ОГЭ по географии. Главное – приступить к занятиям как можно раньше, не затягивая до апреля, и тренироваться регулярно. А там – дорогу осилит идущий. Удачи!

Источники:

http://infourok.ru/shpargalka-dlya-podgotovki-k-sdache-oge-po-geografii-dlya-uchaschihsya-klassov-3824794.html
http://media.foxford.ru/oge_geography/
http://www.rgo.ru/ru/article/kak-sdat-oge-po-geografii-sovety-professionalov

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: