4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой характер присущ военной доктрине рф

Военная доктрина РФ: основные положения и изменения

Указ о Военной доктрине РФ был подписан 25 декабря 2014 г. Этот документ выступает в качестве основополагающего концептуального акта в сфере обеспечения обороноспособности страны. Военная доктрина РФ утверждена с целью нормализовать вопросы, касающиеся применения вооружения в политических интересах государства.

Предпосылки

Военная доктрина национальной безопасности РФ стала результатом широкой дискуссии в СМИ и конференции ВАГШ, где обсуждались теоретические вопросы, касающиеся использования вооружения в рамках политической деятельности государства. Необходимость формирования единого документа, включающего ключевые аспекты проблемы, появилась в конце прошлого столетия. К тому времени почти все развитые страны уже создали комплекс нормативных документов такого рода. Основные положения Военной доктрины РФ были приняты в ноябре 1993 года.

Суть концепции

Существующая сегодня новая Военная доктрина РФ провозглашает официально принятые взгляды руководства на использование вооружения для обеспечения обороноспособности государства. Согласно теоретическим требованиям, этот документ отвечает на следующие вопросы:

  1. С какими противниками и каким образом предотвращать вооруженные конфликты.
  2. Каким характером могут обладать борьба, задачи и цели государства и армии при ведении боевых действий.
  3. Какая военная организация должна быть создана для решения вооруженных конфликтов, и в каких направлениях ее следует развивать.
  4. Какие формы и способы должны использоваться в рамках военных действий.
  5. Как осуществлять подготовку государства и армии к войне или применению вооруженных сил в конфликтах.

Доктрина военной безопасности РФ ориентирована на защиту экономических интересов страны. Ее содержание определяется возможностями государства вести вооруженные конфликты. Они, в свою очередь, зависят от состояния экономики, уровня развития научно-технического прогресса и социальной инфраструктуры. Военная доктрина РФ исполняет информационную, организационную и нормативную функции. Они определяют его ключевое значение в вопросах подготовки государства и армии к защите интересов страны с использованием вооруженных сил.

Понятия

Военная доктрина РФ 2015 года содержит термин «система сдерживания». Под ней следует понимать комплекс определенных мер, ориентированных на предотвращение агрессии с использованием неядерных средств против России. В документе обозначены приоритеты государственной политики в вопросах оборонного строительства. В порядке убывания они выглядят так:

  1. Ядерное сдерживание со сравнительно высоким уровнем сил при упоре на первый либо ответный встречный удар. При возрождении боевых ж/д ракетных комплексов и усилении потенциала ударных стратегических подлодок — на ответ агрессору.
  2. Воздушно-космическая защита от массированных ударов высокоточными неядерными средствами со стороны Америки и ее союзников.
  3. Крупные конфликты регионального уровня с НАТО на юго-западных, западных и северных границах России и СНГ.

  • Региональная борьба на Дальнем Востоке.
  • Территориальные конфликты с Японией, отражение провокационных одиночных либо случайных ударов ракетами.
  • Локальные конфликты, операции миротворческого характера внутри государства по периметру границ России и на постсоветском пространстве, мероприятия в Арктической зоне и действия против пиратства в акватории Индийского океана.
  • Внутренние опасности

    В этом вопросе Военная доктрина РФ придерживается прежней позиции. К внутренним опасностям относятся:

    1. Попытки насильственно изменить конституционный строй России.
    2. Дестабилизация социальной и внутриполитической ситуации в стране.
    3. Дезорганизация деятельности органов госвласти, важнейших военных, государственных объектов, а также информационной инфраструктуры РФ.

    Особую актуальность сегодня представляют террористические действия бандформирований и прочих организаций. Опасение вызывает и информационное влияние на население, направленное на подрыв патриотических, духовных и исторических традиций в сфере обеспечения защиты Отечества, провоцирование социальной и межнациональной напряженности, разжигание национальной и этнической вражды.

    Главные угрозы

    В качестве них Военная доктрина РФ признает:

    1. Резкое обострение межгосударственных отношений.
    2. Формирование условий для использования вооруженных сил.
    3. Воспрепятствование деятельности систем военного и государственного управления в РФ.
    4. Нарушения в функционировании ядерных стратегических сил, систем предупреждения о ракетных атаках, контроля над космическим пространством, объектами химической промышленности, атомной энергетики, хранения ядерного оружия и прочих потенциально опасных участков.

    Важной угрозой Военная доктрина РФ считает активизацию вооруженных сил отдельных стран или групп государств с частичной либо полной мобилизацией.

    Второй раздел

    Эта часть документа подвергалась неоднократным корректировкам. Изменение Военной доктрины РФ было обусловлено внешними обстоятельствами, нарастающей угрозой терроризма. Эти проблемы связываются с усилением конкуренции и соперничества в мире, неустойчивостью глобальных экономических процессов. Немаловажное значение в нарастании напряженности отводится перераспределению влияния в пользу новых силовых центров. Опасной признается и тенденция смещения угроз во внутреннюю сферу и информационное пространство России.

    Во втором разделе Доктрины отмечается, что на некоторых направлениях усиливаются военные опасности для государства. Документ конкретизирует источники внешней угрозы относительно складывающейся обстановки, изложенной в Стратегии государственной защиты. Это в первую очередь наращивание военного потенциала и укрупнение блока НАТО, приближение его боевой инфраструктуры к границам России, дестабилизация обстановки в ряде стран и регионов.

    Политика Российской Федерации в сфере обороны

    Она изложена в третьем, основном разделе Доктрины. Под оборонной политикой страны следует понимать деятельность власти по организации и обеспечению защиты территории государства и интересов союзников. В третьем разделе четко определяется направленность этой работы:

    1. Сдерживание и предупреждение вооруженных конфликтов.
    2. Совершенствование армии страны.
    3. Развитие способов и форм использования вооруженных сил, военных органов.
    4. Усиление мобилизационной готовности для обеспечения обороны и защиты территории государства и интересов его союзников.

    Военная доктрина подтверждает, что ядерные средства, которые имеются в распоряжении государства, рассматриваются главным образом в качестве сдерживающего фактора при проявлениях агрессии. Россия оставляет за собой возможность применения такого оружия в ответ на использование такового против нее либо ее союзников. Ядерная мощь будет задействована также в том случае, если обычные виды вооружения противника ставят под угрозу непосредственно само существование страны.

    Вопросы применения силы

    Они также отражены в третьем разделе документа. Военная доктрина признает правомерным использование силы с целью отражения агрессии, восстановления или поддержания мира, обеспечения защиты российских граждан, находящихся за пределами страны. Деятельность вооруженной организации при этом будет осуществляться решительно, комплексно и целенаправленно. Применение силы станет основываться на заблаговременном и постоянном анализе военной политической и стратегической обстановки в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляет международное право.

    Третий раздел четко определяет главные задачи, которые стоят перед военной организацией государства в мирное время, а также в условиях усиления опасности проявления агрессии со стороны других субъектов.

    Мобилизационная подготовка

    Основополагающие ее принципы излагаются в четвертом разделе. В действующей редакции документа мобилизационной подготовке и готовности уделяется особое внимание. В Военной доктрине четко определены цели мероприятий. Они состоят в подготовке страны, вооруженных сил, органов и войск к обеспечению защиты территории и населения государства от нападения, а также к удовлетворению нужд граждан во время боевых действий. Это указывает на то, что политическое руководство учитывает нарастание вероятности втягивания России в крупномасштабную войну. Это, в свою очередь, потребует полной мобилизации вооруженных, экономических и моральных сил государства и граждан. В данном случае в виду имеется не столько армия, сколько страна в целом.

    Обеспечение обороны

    Этому вопросу посвящен пятый раздел документа. Военно-экономическое обеспечение оборонного комплекса направлено на формирование условий для стабильного развития и поддержания потенциала страны на уровне, который необходим для реализации принятой политики государства. В качестве главных задач в этой сфере выступают:

    1. Оснащение армии и военных органов вооружением, спецтехникой.
    2. Обеспечение материальными средствами. При непосредственной опасности со стороны агрессоров — дооснащение войск в соответствии с нормами военного времени, в мирные периоды — накоплением, эшелонированием и содержанием запасов.
    3. Восполнение потерь техники, вооружения, материальных средств в ходе боевых действий.
    4. Усовершенствование оборонной промышленности, обеспечение независимости страны, формирование комплекса технологий первостепенной важности, активизация инновационной инвестиционной деятельности, сохранение госконтроля.
    5. Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными государствами для обмена передовыми идеями и получения прибыли для оборонной промышленности.

    Заключение

    Военная доктрина формулирует четкие ориентиры на формы, способы, порядок использования вооруженной силы для обеспечения защиты суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, а также национальных интересов государства, исполнения союзнических обязательств, условий международных договоров.

    Новая военная доктрина России сохранила оборонительный характер

    В России сегодня обновлена военная доктрина — документ, в котором, в частности, сформулированы опасности для страны и перечислены возможные ответы на эти вызовы. Ключевое слово — «сдерживание», то есть, доктрина по-прежнему оборонительная. При этом инструменты сдерживания приводятся в соответствие времени.

    11 часов 2 минуты по московскому времени. С военного космодрома «Плесецк» в Архангельской области стартует межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 «Ярс». Запуск испытательный, хотя «Ярсы» уже несколько лет состоят на вооружении РВСН. Задача подтвердить высокие характеристики оружия успешно выполнена.

    Пройдя шесть тысяч километров, учебная боеголовка точно поразила мишень на камчатском полигоне Кура. Наш ответ американской ПРО — разделяющаяся головная часть РС-24 способна сбить с толку ракеты-перехватчики. В этот же день, и тоже в Архангельской области, в Северодвинске закладывают новый подводный ракетоносец. «Генералиссимус Суворов» продолжает линейку субмарин класса «Борей». Минувшей осенью в Баренцевом море головной корабль проекта «Юрий Долгорукий» провел успешные пуски межконтинентальной ракеты «Булава».

    «Бореев» у России три, последний, «Владимир Мономах», поднял андреевский флаг буквально неделю назад. Но «Суворов» — это новый, усовершенствованный «Борей-А», таких подлодок флот получит еще три. От предшественниц их отличает радикально сниженный уровень шума — огромная стратегическая субмарина в море становится буквально невидимкой.

    «Сейчас создается новое оборудование с новыми качествами, с новыми требованиями. Это, конечно, уменьшение виброактивности оборудования, которое там стоит. Вот это главное. Это значит — невозможность обнаружить подводную лодку средствами противника на определенных условиях», — поясняет генеральный директор и генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит.

    Зримое подкрепление новой военной доктрины России, точнее — новой редакции, одобренной Президентом на совещании с членами Совета Безопасности. Учтены последние изменения в мире, где возникли новые центры притяжения, и усилилась глобальная конкуренция. Не только экономическая и политическая — речь идет о соперничестве ценностей и моделей развития. И хотя угроза полномасштабной войны против нашей страны снижается, основная внешняя опасность исходит от Североатлантического блока.

    «Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока», — говорится в новой военной доктрине России.

    Такое наращивание военной мощи может использоваться для политического и военного давления на Россию, отмечается в доктрине. Другие внешние опасности — международный терроризм, развертывание американской ПРО, подрывающей сложившийся ракетно-ядерный баланс, территориальные претензии к России и ее союзникам, очаги напряженности у наших границ. Учтены в этой связи и события на Украине. Опасными признаны перевороты в соседних странах, когда к власти приходят режимы, угрожающие интересам России. Впервые отмечена угроза со стороны иностранных военных наемников, действующих на территории сопредельных государств.

    Тенденция последнего времени — угрозы смещаются в информационное пространство и внутреннюю сферу России. На взгляд неспециалиста они кажутся не военными, но оттого только более опасными. Впервые в военной доктрине упоминаются управляемые и финансируемые извне политические и общественные силы, использующие в своих целях протестный потенциал населения.

    «США уже не скрывают, что целенаправленные санкции против России носят в себе скрытый характер — дестабилизировать ситуацию, привести к смене власти. Думаю, что военная доктрина обеспечит готовность общества к такого рода угрозе, обеспечит стабильность», — объясняет Андрей Кошкин, член Ассоциации военных политологов-экспертов.

    Наряду с угрозой насильственного изменения конституционного строя и террористической деятельностью, в числе внутренних опасностей:

    «Деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;

    — провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды».

    Актуальные положения доктрины 2010 года остались в силе. Сохранен ее принципиальный оборонительный характер. Использовать военную силу Россия будет только в том случае, когда все другие меры исчерпаны.

    Неизменны и принципы применения ядерного оружия: только в качестве ответного удара, если под угрозу поставлено существование государства. Вашингтон, громко упрекающий Россию в якобы агрессивных действиях, задолго до украинского кризиса дал своим военным право на превентивный ядерный удар.

    Недопущение атомного, как и любого другого конфликта положено в основу военной политики нашей страны. Гарантировать это можно, в том числе, совершенствованием сил ядерного сдерживания. Но в новой редакции российской военной доктрины вводится также понятие «неядерное сдерживание», направленное на предотвращение агрессии против нашей страны без использования оружия массового поражения. Ключ к этому — в поддержании высокой боеготовности и технической оснащенности российских вооруженных сил.

    Военная доктрина РФ

    Военная доктрина РФ

    5 февраля 2010 года президент Российской Федерации утвердил новую военную доктрину РФ.

    Военная доктрина — научно обоснованная и официально принятая на достаточно длительный период времени система руководящих установок, определяющих применение средств военного насилия в политических целях, характер военных задач и способы их решения, направленность военного строительства.

    Военная доктрина подчинена военной политике, являясь ее главной производной. Она является исходной научно-практической базой для разработки военных концепций, программ, планов, других государственных документов, углубляющих и конкретизирующих ее содержание.

    Военная доктрина России определяет военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности страны. Она является одним из основных документов стратегического планирования в РФ и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ.

    Пересмотр и обновление военной доктрины РФ, главной задачей которой является определение основных угроз для нее, происходит в связи с изменениями в военно-политической ситуации на мировой арене, геополитической и геостратегической ситуации в стране.

    До 1991 года Россия, находясь в составе СССР, руководствовалась военной доктриной Советского Союза, принятой в 1987 году и носящей ярко выраженный оборонительный характер. После распада СССР она утратила свою силу.

    Военная доктрина России была принята в 1993 году. Документ назывался «Основные положения Военной доктрины Российской Федерации переходного периода».

    В нем было заявлено, что у России нет вероятных противников, и было принято обязательство не использовать военную силу, кроме как для самообороны. Ядерное оружие стало рассматриваться не как средство ведения боевых действий, а как политическое средство сдерживания. В отношении военного потенциала был принят принцип «разумной достаточности»: потенциал должен поддерживаться на уровне, адекватном существующим угрозам.

    В «Основных положениях Военной доктрины Российской Федерации 1993 года» НАТО вообще не упоминалось.

    Дальнейшее развитие событий (расширение НАТО, операция НАТО в Югославии в 1999 году) вынудило скорректировать ряд положений доктрины.

    Первая в истории Российской Федерации полноценная военная доктрина была утверждена в 2000 году. В ней были сделаны системные и твердые акценты относительно характера военно-политической обстановки, ее дестабилизирующих факторов и источников современных угроз. Наращивание группировок войск (сил) других государств вблизи границ России было оценено как «основная внешняя угроза».

    В 2010 году была принята новая военная доктрина РФ, так как характер угроз оборонной безопасности страны за годы, прошедшие с принятия предыдущего документа, существенно изменился.

    Военная доктрина 2010 года разделена на четыре части. Первая посвящена терминологии и общим положениям, вторая — военным опасностям и угрозам РФ, третья — военной политике страны, четвертая — перспективам военно-экономического обеспечения обороны страны.

    В тексте военной доктрины отмечается, что вероятность развязывания против России крупномасштабной войны снизилась, но на ряде направлений военные опасности усиливаются.

    Среди основных военных угроз для страны, перечисленных в документе, — усиление НАТО за счет присоединения новых членов, развертывание систем противоракетной обороны (ПРО), обострение военно-политической обстановки и межгосударственных отношений, а также создание условий для применения военной силы.

    К военным угрозам России также отнесены создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее союзников; демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с РФ или ее союзниками государств с провокационными целями; активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

    Доктрина направлена на мирное, не силовое предупреждение и разрешение кризисов и конфликтов. Россия готова защищать и отстаивать не только свои национальные интересы и безопасность, но также и интересы союзных ей государств.

    Главное отличие данного документа от предыдущей доктрины, принятой в 2000 году, заключается в возможности использовать вооруженные силы за пределами страны для защиты ее интересов и ее граждан, а также для поддержания международного мира и безопасности применения ядерного оружия в различных военных конфликтах. Решение об оперативном использовании Вооруженных сил РФ за пределами страны, в соответствии с законом, принимает президент.

    Как подчеркивается в военной доктрине, важным фактором предотвращения крупномасштабных или региональных войн будет оставаться ядерное оружие. В документе отмечается, что «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Данная формулировка подразумевает принцип «оборонительного ядерного сдерживания», не предполагая нанесения «превентивного» или «упреждающего» ядерного удара.

    Основные направления развития военной организации военная доктрина РФ видит в совершенствовании системы противовоздушной обороны и создании системы воздушно-космической обороны. Среди приоритетов также «повышение престижа военной службы и всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации».

    Одной из основных задач военно-экономического обеспечения обороны является достижение уровня финансового и материально-технического обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных на нее задач.

    Отдельный подраздел доктрины посвящен оборонно-промышленному комплексу, еще один — военно-политическому и военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами.

    В документе отмечается, что положения военной доктрины могут уточняться с изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий развития Российской Федерации.

    В 2014 году в связи с появлением новых угроз для России, к которым, в частности, отнесены продвижение НАТО к российским границам, планы создания глобальной ПРО и размещения стратегического оружия в космосе, в программный документ были внесены поправки.

    26 декабря 2014 года президент РФ утвердил текст новой редакции военной доктрины.

    Основные положения документа остались прежними, но впервые появились пункты про обеспечение интересов в Арктике, союзнические отношения с Абхазией и Южной Осетией. К новым аспектам, включенным в военную доктрину, относится определение деятельности сотрудников иностранных частных военных компаний рядом с границами РФ как внешней опасности. Также в новой редакции документа к внешним угрозам отнесено установление в сопредельных с Россией государствах режимов, политика которых угрожает интересам РФ, и подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против РФ.

    В документе отмечается, что наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу страны.

    В качестве мер по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов Россия рассматривает расширение круга государств-партнеров, в том числе членов БРИКС (нововведение в доктрину), ОДКБ, СНГ, ОБСЕ и ШОС.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Российские военнослужащие. Архивное фото

    Источники:

    http://www.syl.ru/article/216485/new_voennaya-doktrina-rf-osnovnyie-polojeniya-i-izmeneniya
    http://www.1tv.ru/n/31868
    http://news_enc.academic.ru/4661/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D0%A4

    Читать еще:  Что эффективнее для похудения бег или ходьба
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector