1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какую роль в средневековой Европе играла инквизиция

Инквизиция в Европе

Эта тема, до сих пор вызывает у людей самые разные ощущения. Впрочем, я думаю, — всех адекватных людей — а об остальных мы говорить здесь и сейчас не будем — объединяет то, что ощущения у них в этой связи примерно одни и те же: страх, ужас и недоумение: чувства, — незнакомые, похоже, средневековым инквизиторам.

Мы вовсе и не собирались затрагивать эту тему — инквизиция в Европе — на сайте, но…

Довелось мне недавно побывать на острове Мальта и посетить там музей инквизиции. И оказалось, что не рассказать вам об этом уже невозможно. Потому что слишком уж наглядно всё это предстало теперь и передо мною… И именно в средневековье руками инквизиции творил свое правосудие в Европе церковный суд.

История инквизиции в средние века —

вещь интересная. В сущности, само значение слова инквизиция — а точнее, — святая инквизиция или “святой трибунал” определяет старинный институт римско-католической церкви, ставивший перед собой задачу розыска, суда и наказания еретиков. И само слово инквизиция (от лат. inquisitio) именно это и обозначает: расследование, розыск.

Можно сказать, что времена инквизиции начались уже в XII веке, когда в Западной Европе церковь столкнулась с ростом недовольства оппозиционных настроений населения по отношению к религиозному движению. И, как результат, — на епископов была возложена обязанность выявлять, судить и передавать религиозных оппозиционеров для наказания светским властям. А в Германии и в Италии с 1226 по 1227 год высшей мерой наказания стало и вовсе сожжение еретиков на костре.

Начиная с 1231 года, дела о ереси были отнесены к сфере канонического права, и Григорий IX, Папа Римский, для их расследования, собственно, и создал инквизицию — уже как постоянный орган церковной юстиции. Вскоре инквизиция как таковая расширила свои границы и полномочия и начала полномасштабное преследование как представителей самых разных еретических сект, так и всех остальных колдунов, ведьм и богохульников.

К этому ставшим массовым европейскому движению примкнули такие страны как Испания (Арагона), Франция, центральная, северная и южная Италия. Инквизиция в России была тоже. Так называемые ведовские процессы появились у нас еще в XI веке, вскоре после утверждения христианства. А в «Уставе князя Владимира о церковных судах» — одном из древнейших юридических памятников, было сказано, что к делам, разбиравшимся и судимых православной церковью, относились ведовство, волхование и чародейство.

Торжество

Среди великих и ужасных деяний и ритуалов человеческой изощренности, имевших место в средние века в Европе, можно назвать такую процедуру как аутодафе: торжественную религиозную церемонию, а проще сказать, — торжество, которое устраивалось в тот период инквизицией по поводу объявления того или иного приговора несчастным еретикам.

Такую практику установила в конце XV века испанская инквизиция и первое торжественное сожжение там шести еретиков было проведено в Севилье в 1481 году.

Распространение инквизиции по миру

Интересно, что законы инквизиции действовали и в американских испанских колониях; менее широкие масштабы она носила в Португалии, имела место в Мексике, Бразилии и Перу. А инквизиция в Испании привела к тому, что с 1481 по 1808 год здесь было сожжено живьем 31912 человек и свыше 29-ти тысяч было замуровано и отправлено на галеры с конфискацией имущества.

«Пребудьте во Мне, а Я в вас! — гласила словами из Евангелия святая церковь, отправляя людей таким образом в мир иной… — Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6)

Вот так, можно сказать, и зарождалась европейская демократия. И, как ни странно, может быть, именно пережив такой генетический опыт, люди здесь стали так трепетно относиться к индивидуальному праву человека в обществе… — впрочем, — это лишь мое предположение.

Инквизиционный бум наблюдался в Европе не один раз

Так, свое второе рождение в Испании он пережил уже в конце XV века и в течение трех с половиной столетий орудия пыток инквизиции и ее костры стали реальным орудием королевского абсолютизма. А Томас Торквемада, великий инквизитор всех времени и народов, прославил, можно сказать, суд инквизиции в веках особой его жестокостью и изощренностью.

Читать еще:  Что делать при передозировке Корвалолом

Так что, если говорить о таком явлении как европейская священная инквизиция в целом, то несколько ее исторических периодов будут выглядеть следующим образом:

  • XIII-XV вв., — период начальный, когда жертвой инквизиции были, в основном, разного рода сектанты;
  • Года Эпохи Возрождения — когда сожжение еретиков — это была, в основном, расправа над деятелями науки и культуры;
  • И третий период — времена эпохи Просвещения, когда церковь, а с нею и государство, избавлялись от сторонников Великой Французской революции.

Кстати, во Франции инквизиционные пытки были отменены Наполеоном, в то время как в Испании они просуществовали вплоть до середины XIX века.

Но — вернемся на Мальту.

Здесь в темные времена средневековья правил орден госпитальеров. Здесь же было и представительство Святой инквизиции. И то, что великая инквизиция и на этом небольшом острове процветала — красноречиво подтверждают экспонаты музея, с рассказа о котором и началось это повествование.

Изначально у меня не было цели проследить все исторически-юридические закономерности этого скорбного — с нашей точки зрения — и вполне себе зрелищно-торжественного — с точки зрения наших европейских предков — процесса. Мне просто хотелось вам показать, как всё это выглядит сегодня.

Эти фотографии я сделала в музее инквизиции на Мальте, — и с удовольствием теперь познакомлю с ними и вас:

Трибунал Великий инквизитор Платье Великого Инквизитора

Спальня Великого инквизитора Небо с овчинку… Тайное вечере

Священная книга Библейский сюжет Что значит инквизиция Клетки-казематы

Камера-одиночка Инструменты инквизиции Инструменты инквизиции в камере

Кухня инквизиции Крупным планом Дом, где жил палач

Почетный знак почетного человека: топорики Без надежды Библейская композиция

Инквизиция, Европа, Дворец правосудия Знак инквизиции: музей на Мальте Столовая

Стол дома инквизиторов Средневековая кухонная утварь Посуда инквизитора

Горшки инквизиции Уже не раскаленные сковородки Свет в конце тоннеля

Прощание Без лица Средние века

Разговор Maita, Birgu, Ла Валетта Несмотря ни на что…

§19. Западная Европа в XI-XIII вв. Инквизиция и крестовые походы

Подробное решение параграф §19 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014

1. Проследите процесс становления средневековых городов в Европе. Подумайте, почему в городах складывалась система самоуправления.

После уничтожения Западной Римской империи её города приходили в упадок из-за господства натурального хозяйства. Как известно, в таком хозяйстве производиться всё необходимое для жизни, ему не нужна торговля. Ремесленными изделиями людей обеспечивали сельские мастера. Осталась только изготовление предметов роскоши для знати и торговля ими, но знать также обеднела, её вкусы перестали быть изысканными. Влиял также демографический фактор: в Европе было слишком мало жителей, деревни находились далеко друг от друга, также и поэтому им было сложно торговать.

Однако постепенно в Европе осваивается применение естественных удобрений, активнее начинают выращиваться бобовые. Это ведёт к росту населения, как следствие, его специализации, как следствие, оживлению торговли. Знать также расслаивается и начинает снова нуждаться в предметах роскоши. По этим причинам в XI-XII вв. постепенно оживает торговля. Торговцы и снабжающие их товаром ремесленники начинают основывать на пересечении торговых путей новые города, возвращаться в старые римские, которые изначально стояли на таких пересечениях (не стоит забывать, что в Европе все Средние века продолжали активно использоваться старые римские дороги, ведь новых такого уровня строить не умели). Однако феодалы, уже привыкшие контролировать территорию из своих укреплённых резиденций часто рассматривали города наровне с деревнями просто в качестве источников доходов. Они не поставили их вовремя под контроль, не обозначили там своего присутствия в достаточной мере. В то же время городам было выгодно самоуправление, потому что таким образом регулировались, прежде всего, финансовые вопросы. Обычно именно с вопросов об очередных выплатах начинались конфликты городов с феодалами. Но так, как феодалы изначально позиционировали себя отдельно от городов, жили вне их, а города вскоре сами обзавелись крепкими стенами, феодалы часто проигрывали борьбу.

2. Укажите причины обострения конфликтов между церковной и светской властью. Объясните, почему церковь в противостоянии со светской властью одерживала верх.

На протяжении XI в. папы римские проводили целенаправленную политику централизации церкви под своей властью. В итоге они смогли в основном добиться своей цели. Между тем католическая церковь на тот момент стала крупнейшим землевладельцем в Западной Европе. Почувствовав свою силу, папы римские начали открыто претендовать на верховную власть, была разработана концепция двух мечей (духовного и светского), причём ими обоими владеет папа. Такие идеи выражались в конкретных претензиях римских пап к светским правителям, на которые последние не могли не ответить.

Читать еще:  Что такое театрализованное чтение

В борьбе в итоге победила церковь потому, что она была более централизована, а светская власть наоборот всё сильнее дробилась. Римские папы играли на противоречиях правителей с их вассалами и обычно выходили победителями. Когда королевства стали более централизованными, они одно за другим отказывались повиноваться папе в более или менее открытой форме и обычно выходили из противостояния победителями.

3. Объясните суть взглядов Фомы Аквинского. Почему его теория стала официальной доктриной католической церкви?

Теология до Фомы Аквинского во много основывалась на принципе «Верую, ибо это абсурдно». Эта фраза основывала веру на догме, отвергая логическое постижение божественное. Более того, к логике, как и к остальным измышлениям греческих и римских (языческих) философов относились с подозрением. Но со временем античные знания стали проникать в Западную Европу (по большей части из арабского мира, где они сохранялись). Проникали они, прежде всего, в церковную среду, где были сосредоточены в то время всё учёные. Это вызвало значительный конфликт. Учение Фомы Аквинского примеряло логику и веру, трактаты древних философов с христианскими догмами, потому было и остаётся ценным.

Кроме того доктрина Фомы Аквинского была выгодна католической церкви, потому что допускала возможность злоупотребления власти со стороны светских властей и право на свержение таких властей. Право решать, какой из властителей ведёт себя неправильно, церковь оставляла себе, и пользовалась этим правом, пока обладала достаточными для этого политическими ресурсами.

4. Какую роль играла инквизиция в европейском Средневековье?

Инквизиция играла роль карающего меча. Её расправы усиливали власть папы римского над светскими властями, а также над местными епископами, которым она не подчинялась. Но нельзя забывать, что действовала инквизиция только на тех землях, где власть папы была уже сильна, на многие территории её представителей просто не пускали.

Также инквизиция была важной частью средневековой духовной жизни, как и борьба за правую веру в принципе. Именно по этому наряду с папской существовали и другие инквизиция (к примеру, ярко проявила себя в XV в. на Иберийском полуострове инквизиция королевская).

Какую роль играла Святая инквизиция на самом деле

Инквизиция как историческое и церковно-политическое явление до сих пор окутана мрачной романтикой. Общим местом стало то, что инквизиторы в Европе, в период расцвета этого института, уничтожили сотни тысяч, а то и миллионы людей. Однако цифры эти преувеличены, как и масштаб «зверств».

И хотя Святую Инквизицию нельзя назвать клубом гуманистов и милосердных пастырей, но и бандой кровавых маньяков она никогда не была. Инквизиторы всегда старались следовать букве закона, как Божьего, так и государственного.

«Расследование»

Сама инквизиция, а слово это в широком смысле означает «исследование» или «расследование», как судебный церковный трибунал возникла в 1215 году по указу папы Иннокентия III. Аналогичный церковный трибунал был учреждён папой Григорием IX во Франции в 1229 году.

Хотя ещё веком ранее, король Германии Фридрих Барбаросса и папа Луций III инициировали систему выявления религиозных преступлений и розыска виновных в них. Был разработан первый универсальный опросный лист для дознавателей, которые назначались из числа местных жителей правящими епископами.

Испания

Своего расцвета в качестве полноценной системы церковного дознания и суда Инквизиция достигает в Испании в 1478 году. В 1483 году во главе ее встает Томас Торквемада. И здесь, кстати, стоит затронуть тему многочисленных жертв.

Торквемада рисуется в популярных и не совсем научных источниках как массовый убийца и кровавый маньяк. Тем более что Испания того времени, а это период правления Изабеллы Кастильской и арагонского короля Фердинанда, прозванного Католиком, была «католичнее, чем сам папа Римский».

Тем не менее последние исследования, проведенные в начале XXI века говорят о том, что за все годы испанской инквизиции, а это 15 лет — с 1483 по 1498 год — Торквемада подверг смертной казни 2000 человек.

Читать еще:  Чем полезно пиво для мужчин

При этом надо также отметить одну крайне важную деталь: инквизиторы никогда не казнили еретиков сами, более того, их суд юридически не был «последней и решающей инстанцией» для ведьм, колдунов и еретиков. После церковного суда обвиняемые передавались суду светскому, который и выносил окончательный приговор и повелевал привести его в исполнение.

Симпатичные инквизиторы

Что интересно, современники о многих инквизиторах высказывались восторженно или, как минимум, с большой симпатией. Например, испанский хронист Себастьян де Ольмедо называл Торквемаду не иначе как «молот еретиков, свет Испании, спаситель своей страны, чести своего ордена».

К слову, Торквемада был из Ордена братьев-проповедников, который основал святой Доминик, прославившийся своей проповедью и увещеванием французских еретиков-гностиков альбигойцев.

Впоследствии доминиканцы и возглавляли инквизицию, и именно поэтому инквизиторов часто называли «Domini canes», псы Господни. Кстати, изначально это было уважительное прозвище — по названию одноименной фрески Симона Мемми в одной из флорентийских церквей. На фреске изображены пастушьи псы чёрно-белой окраски (форма Доминиканского ордена – белая ряса и черный плащ), отгоняющие волков от стада овец.

Обвинитель Джордано Бруно

Можно, конечно, предположить, что это была своеобразная «придворная лесть». Но вот история еще одного инквизитора, Роберто Беллармина, Великого Инквизитора Рима с 1602 года, который будучи советником Святой Палаты (это еще одно название инквизиции), в 1600 году был главным обвинителем по делу Джордано Бруно.

Кстати, тоже монаха-доминиканца, а параллельно оккультиста и лидера своей собственной секты «новой философии», а не «великого учёного», как о нём стало принято говорить впоследствии.

В народной традиции Италии после смерти Роберто Беллармина появились специальные бутылочки со святой водой, которые люди использовали, как обереги «от сил зла». И называются эти сосуды «белларминами». Кстати, Беллармин был в итоге прославлен, как святой и один из Отцов Католической Церкви, но процесс канонизации инквизитора растянулся с 1621 по 1930 годы.

И сначала он стал поместным святым, к могиле которого потянулись паломники, а официальная католическая церковь очень долго медлила с канонизацией любимого народом инквизитора.

Репутация убийц

Свою репутацию массовых убийц инквизиторы получили, как и говорилось выше, от протестантов во время и после Реформации. Во-первых, чтобы еще более дистанцироваться от Католической Церкви, а во-вторых, чтобы отвлечь внимание от массовых убийств, которые практиковали и сами последователи протестантизма.

Такие, например, как анабаптисты Мюнцера, периодически сжигавшие целые города за отказ населения «принимать новое Крещение». Впрочем, это не отменяет того, что только испанская инквизиция с 1481 по 1809 осудила на смерть 31 912 человек. И значит, речь все же идет о сотнях тысяч казненных по всей Европе.

Великий Инквизитор

Оставила свой след инквизиция и в российской истории. Например, в виде «Легенды о Великом Инквизиторе» из «Братьев Карамазовых». Скорее всего, герой Достоевского имел вполне реальный прототип в лице кардинала и великого инквизитора Испании, Альфонсо Манрике де Лары.

Впрочем, когда русский классик приписывает ему «тысячи сожжённых еретиков» одним днём, писатель все же несколько преувеличивает. За свою карьеру, которая длилась шесть лет, начиная с 1523 года, де Лара и подотчетные ему испанские инквизиционные трибуналы приговорили к смерти 1344 человека.

Интересен и тот факт, что была своя, православная инквизиция в истории России. Она была учреждена в рамках многочисленных реформ Петра I.

В 1721 году протоинквизитором был назначен строитель Данилова монастыря иеромонах Пафнутий. Инквизиция Русской Церкви, фактически, выполняла сугубо фискальные функции. Следила за выплатами со стороны приходского духовенства, православных прихожан и «раскольников»-старообрядцев соответствующих налогов. Широкого распространения, однако, эта система не получила, и была отменена указом Екатерины I.

В Европе же в XIX и начале XX века Святая Палата в своем изначальном виде прекратила свое существование. Впрочем, под названием «Конгрегация доктрины и веры» инквизиция существует до сих пор.

Самым известным её представителем был кардинал Йозеф Ратцингер, он же «Папа на покое» Бенедикт XVI. Теперь эта структура занимается проблемами сугубо внутри церкви: следование католической доктрине и морали священниками и мирянами католической церкви.

Источники:

http://pravdaisud.ru/yuridicheskaya-mozaika/inkvizitsiya-v-evrope
http://resheba.me/gdz/istorija/10-klass/zagladin/19
http://cyrillitsa.ru/history/60710-kakuyu-rol-igrala-svyataya-inkviziciya-n.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector