Когда не сошел благодатный огонь в Иерусалиме
Что будет, если Благодатный огонь не сойдет
Ольга Егорова
Сперва о происхождении события.
“Упоминания о схождении небесного огня есть еще в Ветхом завете. Там описаны несколько случаев, когда Господь посылал огонь с небес в знак того, что ему угодна принесенная жертва, что Он ее принимает. В дни Нового Завета, самые первые сведения о схождении Благодатного огня встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской. Они датируются IV веком. Хотя есть и более ранние упоминания. По свидетельству Апостолов и святых отцев, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа. Это увидел один из апостолов – Петр. Однако называть какую-то конкретную дату нельзя. Можно только говорить, что Огонь начал сходить со времен первых христиан, а это уже более двух тысяч лет тому назад.
Этим чудом Господь как бы подтверждает благосклонность, благодать Божию к людям. Это когда Бог благоволит к нам, к нашим молитвам, к нашему покаянию.
Крайне важно, сойдет ли благодатный огонь, или нет, потому, что его схождение является символом того, что жизнь будет продолжаться, что Бог благословил человечество. ”
Было три случая не схождения огня.
– В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.
– В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.
Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.
– Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.
В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.
По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел…
Так что же будет, если не сойдет благодатный огонь? Существует много легенд и поверий на счет того, что будет, если Святой Огонь не сойдет.
Христианское предание гласит, что когда Святой Свет не появится в Кувуклии, настанет конец света.
Огонь не сходил (выше свидетельства), а пророчество не выполнилось, почему?
Оказывается одного не схождения огня не достаточно, должно быть три предвещающих события для выполнения пророчества.
1. Обнаружится точное местонахождение Ноевого Ковчега.
2. Засохнет 5000-летний Мамврийский дуб (там Авраам повстречал Святую Троицу).
3. Не сойдет Благодатный Огонь.
По Ковчегу. Предположительно на горе Арарат в Турции, следы его обнаружены.
Мамврийский дуб. Судя по фотам, он засох. Хотя пишут, что там что-то зазеленелось от корня, но близких фот нет, какие листья не видно, а на дуб непохоже.
О дубе.
Мамрийский, или, в русской религиозной традиции Мамврийский дуб (он же Дуб Авраама, он же Палестинский дуб, он же Русский дуб (т.к. принадлежит Православной Русской миссии), он же дубрава Мамре.), считается древнейшим деревом, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога: «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» ( Быт 18:1). Мамврийский дуб ознаменован славою Богоявления. Полагают, что возраст этого дерева около пяти тысяч лет. Более того, религиозные тексты сообщают, что мамврийский дуб растет с момента сотворения мира. Возможно этот дуб есть символ Мирового Дерева.
Это если с т.з. физических явлений. А я так думаю, что “физика” вторична. Да и аллегории вполне имеют место тут быть.
Вспомнилась легенда о Прометее (кстати есть мнение, что он один из прообразов Христа).
Так какой огонь принёс Прометей людям? Можно рассудить возвышенно и сказать – внутренний, духовный, свет разума, озарений. Вполне допустимо. Тем более похитил он его у Богов.
Можно рассудить прагматично и сказать, что да, огонь он дал, но не сам огонь, а дал секрет его добычи. Но какой? Не думаю, что он научил людей пользоваться подручными предметами, чтоб выбить искру. А если вспомнить, что огонь божественный, то скорее всего речь была о неком магическом действе, которое “пробьёт завесу” и чутка подпитает души изнутри светом божественного Разума, а как доказательство того, что действо имело место быть, в пространстве свершения магического обряда концентрировался и сходил (проявлялся) уже физический огонь, который сразу по проявлению был чутка не такой, а “холодный”…
Так… Что за обряд это магический? Вопрос вопросов. Скорее всего Посланник дал людям Слово(заклинание, звук, “вибрацию”), резонирующее с другими условиями. Только выполнение обряда по всем тонкостям и в определённый промежуток пространственно временного коридора, можно было рассчитывать на успех.
Теперь о том “что будет, если не сойдёт благодатный огонь”.
Всё имхо. Раз огонь этот – Свет божественного разума, дарованный людям во спасение, то его не схождение не повлечёт за собой катаклизмов и всемирного краха, а будет ровно то, что люди, лишившись ежегодной “подпитки”, начнут деградировать умственно, причём по нарастающей. И уже это приведёт к тяжёлым последствиям, ибо “сон разума породит чудовищ“… войны, распри, алчность и прочие негативные аспекты… И да… будет ещё кой что, как и было сказано: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29) – это речь о Духе(РАзуме). Поэтому будет и сбор и жатва… Духа.
Но тел это не коснётся... будет жить человечество так же как и жило, есть пить и наслаждаться. На чём же отразится деградация? Да на том, на том, что произойдёт замена ценностей, будет морально-нравственный тяжелейший упадок, неверие и тьма в душах и т.д…
Когда не сошел благодатный огонь в Иерусалиме
Чудо схождения Благодатного огня, которое один раз в году в Великую Субботу происходит в храме Гроба Господня, в Кулуквии, на месте, где лежало тело Христа, каждый раз говорит лишь об одном – о величии и истинности православной церкви.
При этом событии по традиции присутствуют три группы участников – это католики и православные, причем, в Кулуквию для молитвы имеет право заходить только патриарх Иерусалимской православной церкви (сейчас это Феофил III, патриарх Иерусалима, Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона) или по его благословению – один из архиереев Иерусалимского патриархата; так было, например, в 1999 или 2000 годах, тогда в Кулуквию входил и принимал Благодатный Огонь Хранитель Гроба митрополит Даниил.
Сначала зажигались лампады
Первые свидетельства о чуде схождения Благодатного огня относятся в IX веку, а до этого у православных христиан Иерусалима существовал обряд возжжения «вечернего света». Но начиная с IX века о чуде появления огня говорят и латинские паломники, и православные священники, и даже арабские авторы, например, аль-Масуди.
Правда, все они свидетельствуют, что в те времена Господь сводил огонь на лампады, висевшие над входом в Кулуквию, а в самой пещере, где некогда лежало тело Христа, в этот миг никого не было: священники и прихожане молились в храме, а то и вовсе за его пределами. Известно, что лампады зажигались вплоть до XV века, о чем в 1420 году свидетельствовал русский иеродьякон Сергиевой Лавры Зосима.
Латинянам и армянам огонь не дается
Священники всех христианских церквей знают, что Огонь сходит только по молитвам православного патриарха: опыт, когда в Кулуквию допускались священники других христианских конфессий, ни к чему хорошему не привел.
Например, в 1101 году глава латинян Даймберт попытался изгнать из Святогробского храма христиан других конфессий, в том числе и православных, лишив их не только возможности молиться в храме, но и запретив им доступ к ближайшим зданиям и церквям.
В этот же год в Великую Субботу чуда схождения Благодатного Огня не произошло. Это весьма опечалило короля крестоносцев Болдуина I, и после его вмешательства православные вновь получили доступ в Гроб Господень и в Кулуквию.
Следующий подобный случай приключился в 1578 году, когда Иерусалимом владели турки. Во время смены градоначальника армянские священники, очевидно, подкупили турецкого чиновника и получили исключительное право на доступ в Кулуквию, причем, православным было запрещено даже входить в храм.
И снова Господь явил людям свою волю: огонь не сошел в Кулуквию, в которой в это время усиленно молился армянский патриарх, но сошел на одну из внешних колонн храма, у которой вместе с верующими молился иерусалимский патриарх – колонна в этом месте треснула, и трещину эту можно видеть и сейчас.
После такого явления латиняне и армяне были вынуждены договариваться в православными и признали, что Бог имеет волю давать Благодатный огонь только в руки служителя православной церкви. Известно, что для появления огня существует и еще одно условие – в Святогробском храме с песнями и плясками обязательно должны появится местные православные арабы, возносящие молитву к Богородице и Христу на арабском языке.
Все строго регламентировано
Все действия, предшествующие чуду, регламентированы: с утра в Кулуквии гасят все лампады и доливают в них масло, затем её трижды проверяют, в том числе и израильские полицейские, которые не заинтересованы в чуде, двери Кулуквии запечатывают воском, на котором 40 дней служилась Литургия, затем идет возглавляемый патриархом крестный ход.
Ровно в 12 часов печати с Кулуквии снимают, и патриарх с пучками свечей (в каждом пучке по 33 свечи – по количеству земных лет Спасителя) входит в Кулуквию, где по его молитвам на обнаженном Гробе возгорается Благодатный огонь.
В это время все пространство храма озаряется голубыми и белыми молниями, и часто бывает так, что свечи зажигаются не только в Кулуквии, но и у некоторых прихожан, от всполохов зажигаются и лампады. Патриарх передает возгоревшиеся свечи православным, армянам и католикам, и огонь быстро распространяется по храму. Свидетели его схождения умываются им, так как в первые минуты он не обжигает.
Чудеса продолжаются
Однако это еще не все чудеса, которые происходят в храме Гроба Господнего в Великую Субботу. В книге РПЦ «Чудеса истинные и ложные» молящиеся сообщают о появлении возле Кулуквии светящихся шаров, наподобие шаровых молний, которые двигаясь, пробираются через толпы людей, не обжигая их, но зажигая по пути лампады и свечи.
Другие видят над Кулуквией облака, из которых исходят молнии, иногда молящиеся слышат трехкратные раскаты грома, например, наш современник, священник из Новгорода архимандрит Илларион рассказывает, как при ясном небе в Великую Субботу над Святогробским храмом звучали раскаты грома в течение трех часов. Монахи и священники уверяют, что загоревшиеся от Благодатного огня клобуки и другие предметы одежды никогда не повреждаются.
Свидетельство очевидца
Несмотря на мнение отдельных людей о том, что Благодатный огонь – это обман, тысячи верующих каждый год убеждаются в его истинности и божественной природе. В 2002 году в Афинах вышла книга «Я видел Благодатный огонь», в которой отец Митрофан Папаиоанну, который служил хранителем Гроба больше полувека, рассказывал, как в юности, сомневаясь в чуде, осмелился спрятаться на крыше Кулуквии, чтобы увидеть миг схождения огня на свечи.
Перед этим он долго просил Бога о милости и об укреплении веры, и Бог попустил ему видеть чудо. По словам Митрофана, он видел, как патриарх, склонив колена, стал молиться над Гробом, как Кулуквия осветилась ослепительно-белым сиянием, над головой первоиерарха Иерусалимской православной церкви воссиял нимб, и когда патриарх поднял четыре пучка свече до уровня плеч, они зажглись сами.
После Митрофану пришлось исповедываться патриарху, который был немало удивлен рассказом, так как сам он не видел ни света, ни сияния.
Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей.
Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви.
Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.
В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе.
В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.
В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.
Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»:
«Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».
Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…
Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.
Средние века
В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху.
В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.
Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.
Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.
Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.
Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «. однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».
141-й Патриарх Иерусалимский Феофил III. Полный титул: Блаженнейший и Всесвятейший Кир Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона. Раз в год, на богослужении совершающемся во Храме Гроба Господня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, ровно в 12:55 он, вместе с армянским архимандритом, входит в Гроб Господень. Там, стоя на коленях перед Ложем Спасителя, они читают молитву, после чего возжигают свои пучки свечей от явившегося чудесным образом огня, и выносят его ожидающему народу.
XX век
Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.
В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.
По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.
А вот , что пишет английский историк Стивен Рансимен о гонениях на православных после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году.
Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия.
Источники:
http://blognews.am/rus/news/605972/chto-budet-esli-blagodatniyiy-ogon-ne-soiydet.html
http://russian7.ru/post/pochemu-blagodatnyy-ogon-skhodit-to/
http://cont.ws/post/260692