2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такой Теодор Драйзер

Драйзер, Теодор

(1871-1945) крупнейший американский писатель и общественный деятель

Теодор Драйзер родился на Среднем Западе в семье разорившегося мелкого предпринимателя, эмигранта из Германии. Мать — славянского происхождения, из моравских крестьян. Из-за бедности Теодор рано начал самостоятельную трудовую жизнь, в 16 лет уехав в Чикаго на заработки. С большим трудом добился места репортера чикагской газеты. В 1897 г. появились его первые рассказы и очерки. В 1898 г. Теодор Драйзер поступил в Индианский университет, но проучился только год из-за отсутствия средств. Переходя из газеты в газету, он работал в разных крупнейших промышленных центрах — Чикаго, Сент-Луисе, Толедо, Кливленде, Буффало, Питтсбурге. С 1894 г. Теодор Драйзер надолго поселяется в Нью-Йорке.

Основные темы творчества Теодора Драйзера намечены уже в его первом романе — «Сестра Керри» (1900), который открыл новую страницу в американской литературе. Роман обстоятельно и неторопливо рассказывает историю простой американской девушки Каролины Мибер, дочери бедных фермеров. Приехав в Чикаго, она после многих испытаний становится знаменитой актрисой. Но успех ее куплен ценой унижений и компромиссов с собственной совестью и потому безрадостен. Огромный капиталистический город разрушает ее патриархальную мораль, губит ее чистоту, делает ее эгоистичной. Каролина рвется к успеху, переступая через гибель своего возлюбленного Герствуда. Завоевав материальный успех, она не нашла счастья. Стремясь угодить публике, она губит свой талант.

Драйзер развенчал легенду о великих американских возможностях, о материальном успехе как основе счастья, гуманистически раскрыл характер «маленького человека». Роман вызвал бурю негодования критики, обвинившей произведение в безнравственности. Причина же была одна: он разоблачал «американский образ жизни», а не воспевал «американские возможности».

Непрочность, эфемерность успеха, ненадежность человеческого благоденствия в условиях беспощадной конкуренции, отчаянной борьбы за существование подчеркивается горестной судьбой Герствуда. Драйзер включает описание массовой безработицы, разразившейся в Нью-Йорке и поднявшей рабочих на отчаянную борьбу за хлеб.

Теодор Драйзер — мастер композиции, глубокого психологического анализа, всестороннего, аналитического описания среды и характеров. Книга построена как роман-биография, но включает грозные социальные проблемы Америки.

Роман был запрещен, тираж законсервирован в подвалах издательства. Теодор Драйзер голодал, даже подумывал о самоубийстве. Но он выдержал борьбу за право писать правду о своей стране.

После издания в 1904 г. романа «Сестра Керри» в Лондоне он был опубликован в США (1907). А через четыре года романом «Дженни Герхардт» Драйзер показал, что он не отступил с избранного пути. На материале банального сюжета о любви миллионера к горничной он создает социально-психологический роман, исполненный трагизма и глубоких обобщений. С большим сочувствием и симпатией рисует Теодор Драйзер семью бедняков Герхардтов. Совсем иные нравственные принципы главенствуют в семье капиталиста Арчибальда Кейна, который заставляет своего сына Лестера покинуть любимую женщину, потому что она дочь рабочего. Это мораль «большого бизнеса». Потеря денег здесь расценивается как большее несчастье, чем потеря близкого человека.

С огромной любовью и нежностью Драйзером нарисован образ Дженни, способной на великие жертвы ради семьи и любимого. Но сын миллионера не выдерживает проверки трудностями и женится под угрозой лишения отцовского наследства на вдове миллионера, покинув Дженни после 8 лет их счастливой жизни. Потеряв все: отца, мать, дочь Весту, Лестера, Дженни не теряет душевной стойкости и берет на воспитание двух детей-сирот, посвятив им остаток жизни. Образом Дженни, наделенной душевным величием и нравственной силой, ТеодорДрайзер выразил веру в огромные потенциальные силы народа.

Если в первых двух романах власть денег показана на материале частной жизни американцев, то в огромной эпической трилогии, названной «Трилогией желания», Драйзер показал неизбежность социально-экономических процессов, происходивших в Америке, проник в «кухню бизнеса», показал капитал «за работой». В трех романах — «Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Стоик» (вышел посмертно в 1947 г.) — Драйзер показывает путь к богатству и власти американского дельца Фрэнка Кауиервуда, воплотившего черты монополистического хищника. Писатель исследует исторический процесс, в результате которого американский капитал перерастает в империализм. В 60—70-х гг., в период расцвета биржевых спекуляций, сын банковского служащего превращается в финансиста. В 80-е годы стремительно растут тресты и синдикаты, богатеют монополии. Действие происходит в Чикаго, крупнейшем монополистическом городе, где Каупервуд становится транспортным магнатом. В «Стоике» он уже стоит во главе политики внедрения американского капитала в промышленность других стран. Обращаясь к материалу недавнего прошлого Америки, Теодор Драйзер раскрывал истоки богатства династий миллиардеров — Моргана, Рокфеллера, Вандербильта.

Все в жизни Каупервуд подчинил одной страсти — личному обогащению. В погоне за властью и богатством главный герой не раз терпит поражение, разоряется и даже попадает в тюрьму. Выйдя оттуда, он возвращается к мошенническим махинациям, используя в своих интересах крах «финансового пирата» Джея Кука. В Чикаго он быстро ориентируется в иерархии власти. И Каупервуд умело прибирает к рукам транспорт города, вступив в сговор с всесильным боссом Чикаго Мак-Кенти. Драйзер блистательно ориентируется в политической и экономической жизни Америки. Так, писатель помимо портрета Мак-Кенти, характера и его личной жизни указывает на причины, породившие этот тип: «Уже в молодости с чем только не пришлось познакомиться Мак-Кенти: с воровством, мошенничеством — во время голосования с продажей голосов, с грубой властью политиканов. с жестокой эксплуатацией, — со всем тем, что составляло и составляет борьбу политиканов в Америке в пользу той или иной финансовой группы».

Еще более могущественный враг на пути Каупервуда — народное, антимонополистическое движение. Этот конфликт — кульминация романа «Титан». В этом конфликте Каупервуд терпит поражение: в страхе перед народом муни-ципалитет отклоняет законопроект, выдвинутый в пользу Каупервуда.

«Трилогия желаний» — серьезные социальные романы; но Теодор Драйзер сумел увлечь читателя драматизмом событий, своим вдохновением, особенно во второй книге, когда стиль его становится более совершенным. Богатства Каупервуда, наворованные им у прошлых грабителей, в результате тяжб переходят к новым грабителям, и после смерти Каупервуда ничего не остается городу, хотя он завещал Нью-Йорку картинную галерею и больницу для бедных. Все идет с молотка, чтобы расплатиться с истцами. Каупервуд ушел из жизни, не оставив после себя ничего.

Читать еще:  Можно ли загадывать желание на Пасху

Новый роман «Гений» (1915), ставил тему гибели таланта в буржуазном обществе. Началась новая травля писателя. Только в 1923 г. Драйзер добился опубликования романа.

На взгляды Драйзера в первый период творчества оказала влияние пессимистическая философия Спенсера, по которой ни при каком общественном строе человек не может быть счастлив, ибо в природе существует вечный закон угнетения слабых сильными.

Теодор Драйзер положительно воспринял весть об Октябрьской революции в России, наблюдал за успехами социалистического строительства, а в 1945 г. на 74-ом году жизни вступил в ряды компартии.

В 20-е годы в мировоззрении Драйзера нарастают оптимистические настроения, отразившиеся в сборнике философ -скосоциологических статей и сборнике рассказов. Человек, по его мнению, должен бросить вызов судьбе и преодолеть преграды на пути к счастью. Писатель обратился к рассказам, потому что ему хотелось рассказать о мире так много, что надо было спешить. Это сжатые до предела повести и романы.

Но все же Драйзера тянуло к большим социальным полотнам. Подобно Данте, он хотел изобразить ад и чистилище американского бытия.

Замысел был воплощен в новом романе Теодора Драйзера «Американская трагедия» — одном из лучших романов американской литературы. Сын бедных родителей, уличных проповедников, Клайд Гриффите под воздействием кричащей рекламы и газет, превозносящих «равные возможности для всех», превращается в эгоистичного и жестокого юнца, который даже собственной матери в минуту, тяжелую для семьи, не дает денег и тратит их на увеселительную прогулку. Город, с его контрастами богатства и бедности, разжигает в Клайде страсть к роскоши и богатству, в погоне за которым он губит любящую его девушку, Роберту, и себя. Он «устраняет» Роберту, которая ждет от него ребенка, чтобы жениться на дочери богача, и попадает на электрический стул. Роман и осуждает героя, и сострадает ему — сбитому с толку и одураченному фальшивыми идеалами.

В 1927 г. Теодор Драйзер побывал в Советском Союзе и написал книгу «Драйзер смотрит на Россию». Затем он пишет двухтомный сборник «Галерея женщин» (1929). На фоне безрадостных женских судеб писатель в новеллах «Оливия Бранд» и «Эрнита» сближает героинь с вождями рабочего и социалистического движения Америки.

В 1931 г. по призыву бастующих горняков Драйзер отправляется в г. Горлан, штат Кентукки, и видит дикие картины расправы правительства с восставшими горняками. Он пишет гневную документальную книгу «Говорят горняки Горлана», затем «Трагическая Америка» (1931). С помощью массы фактов он развенчивает миф об Америке как стране демократии и свободы. Теодор Драйзер видит безумие в самой экономической системе страны.

В 1938 г. писатель едет в Испанию, где идут сражения республиканских интербригад, и в своих выступлениях клеймит Англию и Америку как пособников фашизма. На втором Всемирном конгрессе деятелей культуры в Париже (1938) его избирают председателем, и он произносит речь о миссии писателя как глашатая правды и защитника народных интересов.

Во время Второй мировой войны Теодор Драйзер ездил по США и призывал к открытию второго фронта. В последние годы он работал над окончанием романов «Оплот» и «Стоик».

Теодор Драйзер

Биография

Один из самых ярких представителей классической школы натурализма Теодор Драйзер пришел в литературу, когда читатели всего мира уже с головой были погружены в произведения Гэмлина Гарленда, Стивена Крейна и Фрэнка Норриса.

Теодор Драйзер

Писатель, развивший в работах основные идеи творчества современников, на примере конкретной человеческой жизни изучал сплетение сил природы и социальных тенденций. Будучи романистом, Драйзер не забывал и о теме «проклятия плоти», неизменно сострадая героям своих творений.

Детство и юность

Теодор Герман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 года в расположенном на Среднем Западе городе Терре-Хот (штат Индиана). Жили Драйзеры бедно. Глава семейства брался за любую работу, но денег на содержание девятерых детей катастрофически не хватало. В связи с плачевностью материального положения будущий писатель по окончании школы покинул отчий дом и уехал в Чикаго на заработки. Там не боявшийся тяжелого труда парень успел поработать и уборщиком в ресторане, и разнорабочим в лавке, и даже грузчиком.

Родители Теодора Драйзера

В 1889 году амбициозный юноша успешно сдал вступительные экзамены в Индианский университет в Блумингтоне. Правда, по причине отсутствия денег окончить учебное заведение Герману так и не удалось. В поисках лучшей жизни Драйзер переезжал из города в город. За годы скитаний (с 1892 по 1894 гг.) Теодор успел побывать репортером в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго, Сент-Луиса и Нью-Йорка.

Литература

Дебютный роман «Сестра Керри» увидел свет в 1900 году. В основе сюжета – история провинциальной девушки Каролины (Керри) Мибер, которая в поисках лучшей жизни приехала в Чикаго. В произведении отчетливо прослеживается традиционный для американского автора мотив денег. Писатель в красках описывает те низости, на которые способен пойти человек ради собственного благосостояния.

Портрет Теодора Драйзера в молодости

Ключевым персонажам романа – Керри и двоим мужчинам (Друэ и Герствуд), сыгравшим в ее жизни определяющую роль, – физиологически чужды привязанность, признательность, истинная благодарность, сострадание и любовь. Все трое заботятся лишь о собственной выгоде и в любой момент в угоду своим интересам готовы пойти по головам.

Дом Теодора Драйзера

Читать еще:  Чем подкормить гладиолусы для обильного цветения

Вторая работа – «Дженни Герхардт» – была опубликована в 1911 году. В произведении речь идет о милой, но бедной как церковная мышь девушке с комплексом жертвы, которая ради благополучия близких переходит в статус содержанки. В 1912 году в свет вышел первый роман из трилогии «Желание» – книга «Финансист». Произведение, в основу сюжета которого положена биография американского миллионера Чарльза Йеркса, рассказывает читателям историю жизни Фрэнка Каупервуда.

Теодор Драйзер в молодости

Главный герой родился в семье мелкого банковского служащего, который по достижении сыном зрелого возраста устроил горячо любимое чадо на работу в фирму, в которой сам трудился. Зарекомендовавший себя в организации как талантливый коммерсант, Фрэнк через некоторое время уехал покорять Филадельфию. Там биржевой маклер провел пару удачных операций и стал миллионером. Новый статус позволил юному предпринимателю попасть в элитарные круги филадельфийского высшего общества.

Теодор Драйзер с сестрой

В книге, наряду с описанием финансовых махинаций главного героя, также проводится вторая сюжетная линия, повествующая о личной жизни Каупервуда. Драйзер описывал персонажа своего романа без прикрас, наделяя его как положительными, так и отрицательными качествами. В конце концов не желавшая считаться с общепринятыми принципами и правилами поведения в высшем обществе, бунтарская натура Фрэнка доводит его до тюрьмы.

Книги Теодора Драйзера

Действия следующего романа «Титан» 1914 года разворачиваются в Чикаго. Не умеющий делать выводы Фрэнк возвращается в родную ему среду махинаторства. Теперь его цель – газовые и транспортные компании. Финансовый гений выбирает для себя метод кнута и пряника. Одних чиновников он подкупает, а других запугивает. Конкуренты, чьи интересы ненароком задел коммерсант, вступают с неугодным предпринимателем в ожесточенную войну за власть.

Трилогия «Желание» Теодора Драйзера

Фрэнк Каупервуд проигрывает сражение и уходит в тень. В этот же период и в семейной жизни главного героя наступает черная полоса. Жена, прознав о связи супруга с молоденькой девчушкой, пытается покончить с собой. Фрэнк спасает благоверную и уговаривает ее уехать вместе с ним в Лондон, где, по его заверениям, они начнут новую жизнь.

Книга Теодора Драйзера «Гений»

Действия третьего, заключительного романа «Стоик» (издан уже после смерти писателя в 1947 году) разворачиваются в столице Франции. Там Каупервуд занимается строительством линии метрополитена. Несмотря на солидный возраст, баловень судьбы все так же пытается положить в свой карман все деньги мира. На этот раз в его планы вмешивается болезнь почек. После очередного обострения мужчина, чьи амбиции не позволили ему прожить счастливую и спокойную жизнь, умирает, успев перед кончиной исповедаться в грехах перед супругой и любовницей.

Книга Теодора Драйзера «Оплот»

Между публикациями книг серии «Желание» на прилавки вышли «Гений» (1915 год), «Американская трагедия» (1925 год) и «Оплот» (1946 год). Наполовину автобиографический роман «Гений» знакомит читателя с жизнью художника Юджина Витлы, личность которого претерпевает изменения, когда тот попадает в буржуазную среду. Весь жизненный путь Юджина, описанный в романе, Драйзер разделяет на три этапа: юность, борьба, бунт. История, сотканная из творчества и страстей, из любви к женщинам и живописи, из головокружительного успеха и горьких падений, не оставит никого равнодушным.

Теодор Драйзер

В основе сюжета второй работы («Американская трагедия») – реальные события, произошедшие в Америке в 1906 году. Данное произведение логически можно разделить на три части. В первой читатель знакомится с главным героем Клайдом Гриффитсом, который вместе со своей набожной семьей путешествует по городам Америки с религиозной миссией. Живущему в бедности юноше чуждо мировосприятие родителей, которые считают своим долгом наставить на путь истинный как можно большее количество человек.

Роман Теодора Драйзера «Американская трагедия»

Молодой парень, всей душой стремившийся к лучшей жизни, устроился рассыльным в отель, где новые друзья приобщили не знающего хорошей жизни парня к алкоголю и посещению проституток. Стремление наблюдавшего за праздным времяпрепровождением состоятельных постояльцев Клайда к богатству неумолимо росло. Вторая часть романа начинается в Чикаго. Именно туда главный герой бежал после произошедшего с ним в родных краях неприятного инцидента.

Книга Теодора Драйзера «Американская трагедия»

В городе больших возможностей он познакомился со своим дядей, который предложил ему работу на фабрике по производству воротничков. Гриффитс принял предложение и незамедлительно переехал в Ликург (штат Нью-Йорк). На производстве трудолюбивый юноша в кратчайшие сроки добивается повышения. В этот же период и его личная жизнь претерпевает изменения. Он влюбляется в свою подчиненную — Роберту — и, добиваясь расположения скромной барышни, остывает к некогда вызывающей в нем интерес особе. Затем в его жизни появляется своенравная аристократка Сондра.

Писатель Теодор Драйзер

Третья часть посвящена метаниям Гриффитса между богатой кокеткой и любящей его бескорыстной любовью девушкой. Ситуация осложняется тем, что Роберта носит под сердцем ребенка, поэтому просто так уйти от нее Клайд не может. В книге «Оплот» рассказывается история жизни принадлежащей к ортодоксальному религиозному течению квакеров семьи Барнсов. Конфликт поколений, связанный с взрослением пятерых детей, составляет центральную линию произведения.

Личная жизнь

Первой женой литературного гения была Сара Осборн Уайт. С рыжеволосой прелестницей писатель познакомился в 1893 году. Тогда молодому репортеру сент-луисской газеты «Репаблик» Теодору Драйзеру поручили сопровождать победительниц конкурса «Лучший учитель» на Чикагскую всемирную выставку. Среди призерш была и его будущая супруга. Простодушие, красота и застенчивость девушки пленили писателя. В состоянии любовной эйфории пара помолвилась. Однако вскоре после этого прозаик стал замечать существенные различия между ним и возлюбленной.

Теодор Драйзер и жена Сара Осборн Уайт

Общество того времени осуждало физические контакты между не узаконившими свои отношения молодыми людьми. Драйзеру не была близка такая философия, а вот Уайт свято верила в институт брака и на протяжении пяти лет не подпускала к себе Теодора, заявляя, что интимная близость произойдет только после свадьбы. 28 декабря 1898 года в Вашингтоне Герман Теодор Драйзер и Сара Осборн Уайт сочетались законным браком.

Читать еще:  Ваз 2107

Поскольку писатель постоянно контактировал с тогдашней интеллектуальной богемой, он попытался ввести в этот круг и Сару. Попытка оказалась неудачной: девушка не могла расслабиться в чуждой ей буржуазной атмосфере. Однако данное обстоятельство не мешало барышне с чисто женской проницательностью наблюдать неравнодушное отношение представительниц этого общества к ее мужу.

Теодор Драйзер и вторая жена Хелен Ричардсон

Достоверно известно, что в Нью-Йорке у Драйзера были другие женщины. Он быстро влюблялся и столь же быстро остывал. Так происходило до того момента, пока в жизни литератора не появилась Тельма Кудлипп. Тельма была дочерью одной из сотрудниц журнала, редактором которого являлся Драйзер. Герман признался жене, что воспылал чувствами к другой. В 1909 году состоялся их развод. Уже на закате жизни, в 1944 году, Теодор женился на своей двоюродной сестре Хелен Ричардсон.

Смерть

Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности 28 декабря 1945 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния).

Могила Теодора Драйзера

Творческое наследие писателя сохранилось в сборниках романов и рассказов. Помимо прочего, в 1931 и 1951 годах в США режиссерами Джозефом фон Штернбергом и Джорджем Стивенсом по мотивам романа прозаика «Американская трагедия» были сняли фильмы. Также были экранизированы произведения писателя «Дженни Герхардт» (1933 год) и «Сестра Кэрри» (1952 год).

Теодор Драйзер — список книг по порядку, биография

Биография

Ранние годы

Родители Драйзера — Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец, эмигрировавший в США в 1844 году) и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана). Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.

Через некоторое время Драйзер решил стать репортёром. В 1892—1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переехал в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организовал музыкальный журнал «Every month», и Драйзер начал работать в нём редактором. В 1897 году покинул журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».

Литература

В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с «Paramount» о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателюСинклеру Льюису.

В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.

Драйзер — художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях, он вводит документы,иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

Общественная деятельность

В 1927 году Драйзер принял приглашение посетить СССР и принять участие в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. В начале ноября он прибыл в Советский Союз и 7 ноября был наКрасной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других советских городах, встречался сВладимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. После поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».

В начале 1930-х годов в горнорудных районах США — Харлане и Белле — произошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией комитета защиты политических заключённых Драйзер отправился на место событий. Его встретили угрозы физической расправы со стороны владельцев шахт и полиции. Против Драйзера возбудили судебный иск и предложили его отозвать при условии, что писатель прекратит освещение событий. Однако Драйзер продолжил выступления в газетах и на радио, сообщая о положении дел — избиениях членов профсоюза и полицейских расправах. В 1931 году он издал книгу «Трагическая Америка».

Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В 1932 году поддержал кандидата от американской компартии Уильяма Фостера в избирательной кампании. В 1932 году был членом всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.

В 1938 году Драйзер был делегирован на антивоенную конференцию в Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Летом посетил Барселону, где встречался с президентом и премьер-министром страны. На обратном пути посетил Англию, где надеялся встретиться с членами английского правительства. В США ему удалось добиться кратковременной встречи с Рузвельтом. После этого безуспешно пытался организовать комитет для поставки продовольствия в Испанию. В итоге в Испанию по указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.

В июле 1945 года Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.

Теодор Драйзер скончался в пригороде Лос-Анджелеса Голливуде 28 декабря 1945 года на 75-м году жизни.

Источники:

http://biografiivsem.ru/drayzer-teodor
http://24smi.org/celebrity/4906-teodor-draizer.html
http://knigopoisk.org/authors/teodor_drayzer

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector