Кульминируют ли светила на Северном полюсе Земли
Урок решения задач по астрономии
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
Астрономические задачи в егэ решение задач Учитель физики и астрономии Бурдыгина Н.А.
Определение экваториальных координат Эваториальные координаты: δ – склонение (аналог географической широты) α – прямое восхождение (аналогично географической долготе) высота видимого полюса мира над горизонтом равна модулю географической широты места наблюдения hp = |ȹ| Кульминации (верхняя и нижняя) – прохождение светила через небесный меридиан
Верхняя кульминация – кульминация светила, ближайшая к точке зенита. Нижняя кульминация – кульминация светила, более удаленная от точки зенита, чем верхняя кульминация, происходящая через половину суток после верхней кульминации. Звезда кульминирует между точками юга (S) и зенита (Z) hВ= (90-φ)+δ hВ- верхняя кульминация светила над горизонтом φ – географическая широта, которая равна высоте полюса мира над горизонтом δ – склонение – угловое расстояние звезды от небесного экватора. Звезда кульминирует между точками зенита (Z) и полюсом мира (PN) hВ=90+ φ- δ Нижняя кульминация hН=δ-(90º- φ)
Вопрос №1 Как определить в любом месте географическую широту? (по высоте Полярной звезды. Высота полюса мира над горизонтом всегда равна широте места. Недалеко от северного полюса РN находится достаточно яркая звезда Малой Медведицы, называемой Полярной звездой. Координаты Полярной на 2001 г. = 38°45′ и = 89°16′. Следовательно, её полярное расстояние = 90° –
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Бурдыгина Наталья Анатольевна
- Написать
- 378
- 07.11.2019
Номер материала: ДБ-784446
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 07.11.2019
- 76
- 07.11.2019
- 103
- 06.11.2019
- 36
- 06.11.2019
- 87
- 05.11.2019
- 73
- 05.11.2019
- 45
- 04.11.2019
- 45
- 04.11.2019
- 58
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Кульминируют ли светила на Северном полюсе Земли
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 589 979
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 669
ОРИЕНТИРОВКА ПО ЗВЕЗДАМ
С давних времен и до настоящего времени звезды были и остаются надежными ориентирами, по которым человек определял направление точек горизонта и свое местонахождение, т. е. ориентировался на суше и на море, а затем и в воздухе.
Еще в древнее время, наблюдая ежедневный восход и заход Солнца, его видимое движение по небесной сфере, люди замечали, что в середине дня оно достигает наивысшей точки на небе, что время восхода и захода, а также высота Солнца над горизонтом в полдень меняются в течение года. Вместе с тем меняется продолжительность светлого и темного времени. Наблюдения ночью помогли обнаружить также закономерность вращения звездного неба, закономерность движения и изменения вида Луны. Это дало возможность людям использовать наблюдения за небесными светилами для решения важнейших жизненных задач: счета времени и определения направления в пространстве.
Данные об астрономических явлениях накапливались очень медленно. Наблюдения проводились преимущественно старейшинами племен или жрецами, которые держали в тайне свои открытия, чтобы легче было поддерживать не только физическое, но и духовное порабощение народа.
Не умея объяснить причины видимых движений небесных светил, грома, молнии, ветра, люди слепо преклонялись перед этими непонятными им явлениями природы, обожествляли их. Весь мир казался им полным чудес, творимых богами.
Почитание небесных светил, религиозные заблуждения, непонимание биологических и социальных явлений, происходящих в природе, породили ложные представления о зависимости земных явлений от небесных светил. На этой основе возникла фантастическая вера в «счастливые звезды» и «несчастливые планиды» (планеты).
Постепенно распространение правильных научных представлений о Вселенной все более и более ограничивало область суеверий, освобождало людей от беспомощности перед силами природы, помогало им решать очень важные практические задачи.
Слово «ориентироваться», обычно употребляемое в смысле разобраться в чем-либо, связано с направлением точек горизонта. Оно происходит от латинского слова oriens, что в переводе означает восток. С первобытных времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце — источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали алтари православных церквей.
Первые записи астрономических наблюдений велись примерно за 3000 лет до нашей эры народами Африки и Азии.
Более 2000 лет назад великий древнегреческий астроном Гиппарх составил список около тысячи хорошо различимых звезд. Он впервые определил яркость каждой звезды, положение ее на небе, ввел определение положения точки на земной поверхности при помощи широты и долготы.
Ф. Энгельс в «Диалектике природы», говоря о последовательности развития отраслей естествознания, указывает, что раньше начала развиваться астрономия, «которая уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов».
Изучение законов Вселенной помогло также развитию математики, физики и других наук. Например, известно, что один из химических элементов — гелий вначале был открыт на Солнце спектральным анализом и только после усиленных поисков через 27 лет (в 1895 г.) его нашли и на Земле.
Помогая развитию других наук, астрономия в свою очередь широко пользовалась их данными. Так, с помощью математики производились многочисленные астрономические вычисления, физика помогала изучать законы движения, строение небесных светил.
Более ста лет назад французский ученый Леверье, анализируя уравнение движения планеты Уран, установил, что данные расчетов не совпадают с астрономическими наблюдениями. Он предположил, что существует еще одна планета, своим притяжением влияющая на планету Уран. Леверье рассчитал, где должна находиться эта планета. И когда астрономы направили телескопы в указанную точку, они действительно обнаружили новую планету, впоследствии названную Нептуном.
Астрономия на протяжении всей своей долгой истории играла исключительно большую роль в развитии материалистического мировоззрения. И в настоящее время она помогает разоблачать неправильные, лженаучные, буржуазно-идеалистические представления о мире.
С возникновением и развитием торговых отношений между различными народами появилась необходимость в передвижении на значительные расстояния. Преодоление больших морских пространств вдали от берегов до появления магнитного компаса было возможно только при помощи небесных светил, наблюдение за которыми помогало мореплавателям держаться нужного направления и определять в открытом море свое местонахождение. Небесные светила служили первыми ориентирами. Но с течением времени простых наблюдений оказалось недостаточно, началось детальное изучение звездного неба и закономерностей движения небесных светил, производились более точные расчеты.
Ориентироваться на местности по звездам люди начали с тех пор, как научились определять широту места. Известно, что еще за 250 лет до нашей эры Эратосфен определил широту городов Александрии и Сиены, а по расстоянию между ними приближенно определил радиус земного шара.
В развитии методов и средств ориентировки на незнакомой местности по звездам большая роль принадлежит выдающемуся ученому-астроному Улуг-беку. Правитель могущественного государства, располагавшегося на территории нынешнего Узбекистана, внук монгольского завоевателя Тимура, Улуг-бек построил в Самарканде в первой половине XV века самую большую в то время в мире астрономическую обсерваторию. Основной задачей этой обсерватории было использование звезд для ориентировки на незнакомой местности. Создание обсерватории было вызвано жизненной необходимостью, так как, не умея ориентироваться, было трудно совершать большие переходы в пустынной местности на огромной территории государства, простиравшегося от Кавказа до Индии.
Великий узбекский поэт Алишер Навои писал, что таинственное и недоступное небо благодаря работам Улуг-бека стало служить с большой пользой людям, что «небо стало близким и опустилось вниз».
Интересно отметить, что по звездам ориентируются не только люди, но и некоторые птицы.
В одном из зарубежных планетариев был проведен простой и убедительный опыт. Несколько небольших птиц — славок, совершающих свои перелеты по ночам, выпустили в планетарии, погасили свет и «зажгли» звезды, создав искусственную ночь. Птицы полетели в направлении, в котором они обычно совершают свои сезонные перелеты. Потом искусственное небо повернули на 180° и птицы довольно скоро заметили это и тоже развернулись в обратном направлении.
Положение звезд меняли несколько раз, и каждый раз славки правильно ориентировались и летели в ту сторону, где привыкли зимовать. Эти маленькие пернатые «штурманы», по-видимому, хорошо помнили звездную карту, и, когда намеренно искажали положение звезд на небе, они начинали беспокойно метаться по планетарию, жалобно кричать.
Исключительную роль в развитии материалистического мировоззрения, в победе материализма над идеализмом сыграли открытия в астрономии, математике и физике таких ученых, как Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон.
Новые знания о законах движения небесных светил меняли представление не только о небесном своде, но и о форме и размерах Земли.
Астрономия и в настоящее время служит познанию различных явлений природы. В астрономических обсерваториях регулярно ведется наблюдение за Вселенной, производятся различные измерения движений небесных светил, обработка данных, получаемых от искусственных спутников Земли и космических ракет, и т. д. Все эти данные используются в различных отраслях науки и техники, в быту.
Так, например, данные наблюдений за движением небесных светил помогают точно определять время и проверять часы. Измерение и «хранение» точного времени производит Служба времени во многих странах. У нас в СССР она находится. при астрономических институтах и обсерваториях. Например, в Москве Служба времени Астрономического института им. П. К. Штернберга ведет систематические наблюдения за небесными светилами, и по их положению определяет и «хранит» время с точностью до тысячных долей секунды.
Тематическое оценивание №1по теме «Введение в астрономию»
Тематическое оценивание №1по теме «Введение в астрономию»
1.Что изучает астрономия.
2.Какие важнейшие типы небесных тел вам известны.
3.Какие вы знаете типы телескопов.
4.Что такое небесная сфера.
5.Нарисуйте небесную сферу и покажите на ней ось мира, истинный горизонт, точки севера и юга.
6.Какие наблюдения убеждают нас в суточном вращении небесной сферы.
7.Что такое верхняя кульминация светила.
8.Дайте определение восходящим и заходящим светилам.
9.Назовите экваториальные координаты.
10.Что такое эклиптика.
1.Определите широту места, для которого верхняя кульминация звезды Арктур (а Волопаса) наблюдается на высоте 530 48
2.Определите по звёздной карте экваториальные координаты звезды Ригель ( β Ориона).
3.Экваториальные координаты Солнца 22 декабря а= 18 ч, δ=-23 0 27 В каком созвездии находится в этот день Солнце?
1.16 октября координаты Солнца а= 1Зч 24 мин, δ= -8 0 50 . Какая яркая звезда находится недалеко в этот день от Солнца?
2.Каково склонение звезды, проходящей в верхней кульминации через зенит города Архангельска (φ= 64 0 32′).
3.21 июня в Краснодаре (n1=2) часы показывают 9ч 25 мин. Какое среднее, поясное и летнее время в этот момент во Владивостоке (п2=9,λ2= 8 ч 47 мин
1.В чём специфика астрономии по сравнению с другими науками.
2.Какова роль наблюдений в астрономии и с помощью каких инструментов они выполняются.
3.Что такое созвездие.
4.Назовите горизонтальные координаты.
5.Что такое нижняя кульминация светила.
6.Дайте определение незаходящим светилам.
7.Нарисуйте небесную сферу и покажите ось мира, небесный экватор и точку весеннего равноденствия.
8.До какого склонения нанесены звёзды на карту.
9.Под каким углом плоскость экватора Земли наклонена к плоскости эклиптики.
10.Кульминируют ли светила на Северном полюсе Земли.
1.Каково склонение звезды, наблюдавшейся в Минске (φ= 54 0 31) в верхней кульминации на высоте 43 °?
2.Чему равна высота Альтаира (а Орла) в верхней кульминации для Архангельска
3.На какой высоте кульминирует в Петербурге (φ= 60 °) звезда Регул (а Льва).
1.Склонение светила + 30, прямое восхождение 7ч. В каком созвездии находится светило.
2.Начальные координаты искусственного спутника Земли: а=10ч20мин, δ=+150, конечные: а= 14ч 30 мин, δ= +300. Через какие созвездия пролетел этот спутник?
3.В Омске ( n1=5) 20 мая 7ч 25мин вечера. Какое в этот момент среднее, поясное и летнее время в Новосибирске (λ2= 5ч 31 мин, n2=6).
Тематическое оценивание №2 по теме «Строение Солнечной системы»
1.Почему на звёздных картах не указывают положения планет.
2.Назовите внутренние планеты.
3.Назовите конфигурации внешних планет.
4.Что такое сидерический период.
5.Запишите уравнения синодического движения.
6.Что такое гелиоцентрическая система мира.
7.За что сожгли Джордано Бруно.
8.1 закон Кеплера.
9.Что следует из 2 закона Кеплера.
10.3 закон Кеплера.
1.Чему равна большая полуось Юпитера, если звёздный период обращения этой
планеты составляет 12 лет.
2.Через какой промежуток времени повторяются противостояния Урана, если звёздный период его обращения равен 84 года.
3.Чему рана большая полуось Венеры, если нижние соединения повторяются через 2 года.
1.Горизонтальный параллакс Солнца равен 8,8 “.На каком расстоянии от Земли оно находится?
2.Определить горизонтальный параллакс Луны, если расстояние до неё 384000км
3.На каком расстоянии от Земли находится Юпитер, если его горизонтальный параллакс составляет 0,25″.
4.Во сколько раз линейный радиус Юпитера превышает Радиус Земли, если угловой радиус Юпитера 1,2″, а его горизонтальный параллакс 0,25″.
1. Что такое конфигурации планет.
2. Назовите внешние планеты
3.Назовите конфигурации внутренних планет.
4.Что такое синодический период.
5.Что такое геоцентрическая система мира.
6.Чем знаменит Галилео Галилей
7. Чем характеризуется орбита планеты.
8. 2 закон Кеплера.
9. Чему равна большая полуось Земли.
10.Что такое параллакс.
1.Определите синодический период обращения Плутона, если его звёздный период составляет 248 лет.
2.Какой будет звёздный период обращения планеты вокруг Солнца, если её нижние соединения будут повторяться через 0,8 лет.
3.Чему равна большая полуось орбиты Нептуна, если сидерический период его равен 165 лет.
1.Чему равна большая полуось Меркурия, если восточная элонгация повторяется через 1,5 года.
2.Сколько времени шёл луч радиоизлучения, если расстояние до Луны 384000км
3.Вычислите линейный размер Венеры, если её угловой размер 3,3″, а горизонтальный параллакс составляет 1,4″.
4.Наибольший горизонтальный параллакс Сатурна 1,7″. Каково наименьшее расстояние от Земли до Сатурна.
Тематическое оценивание №3 по теме «Физическая природа тел Солнечной системы»
1.Назвать основные движения Земли.
2.Какова форма Земли?
3.Дайте характеристику Луны по размерам
4.Что такое сарос7 Чему он равен7
5. Дайте характеристику поверхности Луны
6.На какие группы делятся планеты Солнечной системы?
7.Чем Венера отличается од других планет земной группы?
8.Чем знаменит Плутон?
9.Почему Марс красный?
10. Назовите спутники Марса и их перевод.
]. Нарисуйте схему лунного затмения и дайте определение.
2. Что такое фазы Луны? Нарисуйте схему фаз.
3. Перечислите планеты земной группы. Дайте им общую характеристику,
1.Что представляют собой кольца планет.
2.Дайте физические характеристики астероидов (форма, масса, размеры).
3.Каков химический состав метеоритов.
4.Обоснуйте вывод о том, что нельзя считать Луну и планеты земной группы небесными телами, эволюция которых уже завершена
1.Почему на Земле происходит смена времён года?
2.Что такое Луна?
3.Дайте характеристику Луны по составу лунных пород.
4.Вспомните названия некоторых лунных кратеров, морей и гор.
5.Чем похожи Марс и Земля.
6.Назовите особенности атмосферы Венеры
7.Чем уникальна поверхность Марса?
8.Какие нужно знать характеристики планеты, чтобы определить её среднюю плотность?
9.Какая из планет Солнечной системы самая большая по размерам?
10.Какая из планет – гигантов движется «лёжа на боку»?
1 Нарисуйте схему Солнечного затмения и дайте определение.
2. Дайте характеристику физическим условиям на Луне
3 Перечислите планеты-гиганты. Дайте им общую характеристику.
1. Зачем нужно изучать метеориты?
2. Перечислите и зарисуйте основные части кометы. Из чего состоит ядро кометы.
3.В своё время кратеры образовались на всех планетах земной группы и на Луне. Где и почему они лучше (хуже) всего сохранились к настоящему времени?
Тематическое оценивание №4 по теме «Солнце и звезды»
1.Как называется звезда нашей планетарной системы.
2.Что можно наблюдать на Солнце,
3.Каковы размеры Солнца,
4.Что такое светимость Солнца.
5.Каков химический состав Солнца.
6. В каком физическом состоянии находится вещество на Солнце
7. Что представляет собой фотосфера.
8.Что такое протуберанцы,
9.Чем сопровождаются вспышки,
10.Что такое солнечная активность
1.Определить светимость звезды, радиус которой в 400 раз больше Солнца, а температура 12000 К.
2. Найти параллакс звезды, которая на расстоянии 12 740 000 а е
3. Найти радиус звезды, светимость которой в 200 раз больше солнечной, а температура 3000 К
4. Найти параллакс Капеллы, если до неё 45 световых лет.
1. Каково расстояние до звезды в км, если ее годичный параллакс составляет 0,95″.
2. Вычислить светимость Капеллы, если её видимая звёздная величина +0,2m, а расстояние до неё 45 световых лет.
3. Во сколько раз Ригель (+0,3m) ярче Антареса (+1,2m).
4. Определить абсолютную звёздную величину Полярной звезды, если её видимая величина +2,1m, а расстояние до неё 650 св. лет.Светимость Солнца – 4*10 26Вт, радиус Солнца -0,6*109 м.
1. как называется телескоп, с помощью которого наблюдают Солнце,
2.Как можно определить, что Солнце вращается.
3.Какова масса Солнца.
4.Что такое эффективная температура, чему она равна для Солнца,
5.Из каких слоев состоит атмосфера Солнца,
6.Что представляют собой тёмные пятна.
7.Что такое корпускулы.
8.Назовите цикл солнечной активности.
9.Равенство каких сил поддерживают равновесие Солнца как раскалённого плазменного шара,
10.Как можно определить расстояние до звезд,
1. Найти параллакс Ригеля, если до него 1100 световых лет,
2.Найти температуру звезды, если её светимость в 105 раз превышает светимость Солнца, а радиус в 26 раз превышает радиус Солнца,
3.Каково расстояние до звезды в а, е,, если её годичный параллакс составляет 0,76″.
4.Во сколько паз звезда больше Солнца, если её светимость в 400 раз больше Солнечной, а температура 4000 К.
1.Температура Регула 13200К, а радиус в 4 раза больше Солнца. Определить его светимость.
2.Определить светимость Веги, если её видимая звездная величина составляет +0,1m, а расстояние до неё 27 световых лет,
3.Во сколько раз Арктур (+0,2m) ярче Бетельгейзе (+0,9m).
4.Определить абсолютную звёздную величину Кастора, если его видимая величина +2,0m, а расстояние до него 45 св. лет. Светимость Солнца – 4*1026Вт, радиус Солнца -0,6*109 м
Тематическое оценивание №5по теме «Строение и эволюция Вселенной»
1.Что такое галактика.
2.Что входит в состав галактики.
3 Какие бывают звездные скопления.
4.Плеяды относятся к скоплению.
5.Какие звёзды входят в шаровые скопления
6.Назовите виды туманностей.
7.В созвездии Лиры находится туманность.
8 Назовите пример пылевой туманности.
9.Перечислите виды галактик.
10.Как можно определить расстояние до галактик.
1.Назовите основные закономерности в Солнечной системе.
2.Во сколько раз число звезд, входящих в Галактику, больше числа звёзд, которые доступны наблюдению невооружённым глазом (3*103)?
1.В 1974 г. было отправлено в сторону шарового скопления в созвездии Геркулеса (расстояние 7000 пк) радиопослание нашим братьям по разуму. Когда земляне в лучшем случае получат ответ?
1.Как называется наша Галактика.
2.Что такое звездные скопления.
3.Шаровое скопление находится в созвездии
4.Какие звезды входят в рассеянные скопления.
5.Крабовидная туманность относится к туманностям.
6.Что такое космические лучи.
7.Каков диаметр нашей Галактики в св. годах и пк..
8.К какому Виду галактик относится каша Галактика.
9.Где расположено Солнце в Галактике.
10.Какие объекты открыты за пределами нашей Галактики.
1.Как, согласно современным представлениям, образовались Земля и другие планеты.
2.Считая, что население земного шара составляет 5,5*10 9 человек, определите, сколько звёзд Галактики «приходится» на каждого жителя нашей планеты.
1.Сколько времени будут лететь до ближайших звёзд АМС, которые в конце XX в. покинут Солнечную систему, имея скорость 20 км/с?
Источники:
http://infourok.ru/urok-resheniya-zadach-po-astronomii-3929863.html
http://www.litmir.me/br/?b=176111&p=7
http://pandia.ru/text/80/382/27328.php