2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли ходить на кладбище на Пасху

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Читать еще:  Что делать если сыпятся волосы

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день. праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

Можно ли ходить на Пасху на кладбище?

Многие люди привыкли к тому, что в Пасхальное воскресение нужно идти на кладбище и поминать умерших родственников. Так делали и продолжают делать несколько поколений в нашей стране. Но правильно ли это, и что по этому поводу говорит Церковь.

Почему на Пасху не ходят на кладбище

Пасха — это светлый христианский праздник, который напоминает нам о том, что когда-то Иисус Христос воскрес из мертвых, победив тем самым смерть, и вознесся на небеса. В этот день весь православный мир радуется. Поэтому посещать кладбище и предаваться грустным мыслям об усопших в Пасху нельзя.

Для этого предусмотрены специальные дни. Воскресение Христово — это один из самых почитаемых и древних религиозных праздников в христианстве, наряду с Рождеством и Благовещением Богородицы. В этот день необходимо идти в храм и разделить ту радость, которую испытывают все верующие в связи с воскресением Христа.

Откуда появилась традиция ходить на кладбище в Пасху

Обычай ходить на кладбище в Пасху появился в наших краях относительно недавно — с приходом советской власти.

Как правильно поминать усопших:

Как известно, в СССР православная религия жестоко преследовалась, храмы и монастыри закрывались. Людям стало некуда ходить в этот праздничный день, и они стали отправляться на кладбища, чтобы соблюсти хоть какую-то обрядовость. Там они имели возможность встретиться с родными и знакомыми, поздравить друг друга с Пасхой и помянуть усопших сродников.

Читать еще:  Как развить канал

Существует также мнение о том, что обычай посещать кладбища на Пасху появился еще до революции. Многие храмы располагались непосредственно возле погостов. Люди сначала шли на службу, а потом сразу отправлялись к могилам родных.

Сейчас многое изменилось, но старшее поколение по-прежнему считает необходимым идти на кладбище в Пасхальный день.

Важно! Церковь не одобряет этого и рекомендует приходить на божественную службу, а к усопшим приходить в отведенные для этого дни.

Когда лучше поминать усопших на кладбище

В православной традиции поминовение усопших приходится на девятый день после Пасхи — в Радоницу. Это название произошло от слова «радость». Ведь весь христианский мир радуется воскресению Иисуса Христа. И люди несут эту весть своим усопшим родным, делятся с ними этой радостью и верят в то, что встреча с близкими произойдет в положенное время.

Молитвы об усопших:

К сожалению, люди невоцерковленные не слишком задумываются о смысле упомянутых праздников. Они знают, что на Пасху принято поминать и идут на кладбище в воскресный день. Но Пасха — это не один день, это длительный период.

Внимание! Пасха длится сорок дней до самого Вознесения Господня. И в этом отрезке отведен специальный день для поминовения усопших.

Не лишним будет знать и то, что на кладбище, в первую очередь, нужна молитва, а не цветы с едой.

Покойному не требуются украшения и яства, его душа нуждается в молитве. Ведь сама душа уже не может творить добра, которым умилостивишь Бога.

  • Долг каждого православного христианина — возносить за душу близкого человека поминальное молитвословие. Лучше всего в Радоницу с утра пойти в храм и подать записку с именами усопших для поминовения в алтаре.
  • Не лишним будет выстоять панихиду в храме. После этого отправиться на кладбище и прочитать молитву самому.

Важно! Недопустимо оставлять на могиле водку и закуску — это пережитки язычества, возродившегося в советскую эпоху. Максимум, что разрешается — это принести окрашенное пасхальное яйцо, как символ вечной жизни.

Поскольку церковные традиции возрождаются и больше никто не запрещает идти в храмы, то людям следует отходить от сложившихся в Советском Союзе обычаев и поддерживать христианские обряды. Делать все осмысленно и с пониманием — для чего и как.

Можно ли ходить на кладбище на пасху

Вопрос, можно ли верующим ходить на кладбище на Пасху, интересует многих людей. Православные священники говорят, что – нет, этого делать не стоит. Пасха или Светлый праздник (Велик день) – самый главный праздник в христианской религии. В этот день и всю последующую неделю (Светлую седмицу), христиане всех конфессий радуются и приветствуют знакомых словами – «Христос воскрес».

Когда возник обычай ходить на погост в Пасхальные дни

Народный обычай посещать на кладбище могилы родственников на Пасху, как отвечают историки и некоторые батюшки, мог зародиться несколько раньше революции. Тогда погосты располагались рядом с церквями или часовнями, в больших селах. Жители небольших деревень должны были пешком преодолевать значительные расстояния или брать подводы, чтобы прийти в храм. На Пасху верующие, отстояв праздничную службу, утром могли пойти и посетить перед возвращением могилы родных и близких. Некоторые начинали там разговляться, перед дальней дорогой домой.

Советская традиция посещения на Пасху, могил родных на кладбище, возникла после революции, когда храмы закрывались, священники подвергались репрессиям, а верующих людей могли выгнать с работы, посадить в тюрьму или психбольницу. Единственное место, где люди могли безнаказанно встретиться с единоверцами, поприветствовать их, обменяться куличами — было кладбище. Места захоронения родственников, являлись своеобразным символом протеста верующих против произвола атеистов. Власти не препятствовали подобному общению, так как это не являлось православной традицией. Сейчас, когда вера больше не преследуется законом, нельзя ходить и поминать усопших на кладбище на Пасху, больше нет такой причины.

Почему не следует на Пасху поминать усопших

Пасха – это главный праздник христиан всего мира. В этот день происходит торжество жизни над смертью, радость, которую не следует омрачать скорбью о тех, кто уже находится с Господом. Неуместно и не правильно приносить эту радость в место печали, которым является погост, как и скорбеть в этот Великий день, тем более заниматься уборкой. В Пасхальную неделю, не работают, в храмах не звучат молитвы о усопших, не служат панихиды, не принято устраивать поминки. А если кто-то умирает в эти дни, служат особое отпевание, где звучат Пасхальные песнопения. Вот почему православные на Пасху и не ходят на кладбище.

Читать еще:  Как сделать слайд

Когда следует поминать усопших

В православии существуют службы особого (сугубого) поминовения умерших близких людей. Такими днями являются Родительские субботы, три из них, специально предназначены для поминовения в дни Великого поста. Накануне, в пятницу проходит служба, где священник вычитывает 17 кафизму (заупокойную) из Псалтири, зачем следует особый канон. Утром служится литургия, на которой поминают усопших, пишут записки об упокоении (только крещеных православных христиан, не самоубийц), носят в церковь – сладости, хлеб, масло, другие продукты, в память об умерших родственниках. После литургии служат панихиду, где идет обязательная молитва об упокоении всех младенцев, воинов и всех православных христиан. А затем, ходят на кладбище, убираются там после зимы.

Идти на погост после празднования Пасхи

Если интересуются, в день Пасхи ходят ли на кладбище, ответ – лучше это сделать после окончания Светлой седмицы. На следующий после нее вторник ( на девятые сутки), празднуется Радоница. Надо найти время и прибраться на могилках заранее, в понедельник. Радоница — праздник, когда живые делятся с мертвыми радостью и благой вестью о воскресении Господа. В этот праздник необходимо навещать усопших, верующими признается факт, что Христос победил смерть. Этот праздник призывает христиан не печалиться о смерти родных и близких, а радоваться их рождению для вечной жизни. На Радоницу принято опять совершать заупокойное поминовение, которое не проводилось после наступления Пасхи, служить панихиду, и ездить на кладбище. Там нужно отслужить заупокойную литию ( особый молитвенный чин) на могиле близких.

Следующий день, когда положено поминать и надо сходить на кладбище – Троицкая вселенская родительская суббота. Убирать вернее накануне праздника. Этот поминальная традиция ведет свое начало с апостольских времен, и предваряет два великих праздника – Святой Троицы и Пятидесятницы (Сошествие святого Духа). Церковь в это время просит, чтобы благодать Святого Духа сошла не только на живых, но и на мертвых.

Как следует вести себя при посещении церкви (монастыря) или погоста

Часто православные верующие, стремятся не только идти на кладбище, но и помянуть своих умерших в различных храмах, посетить монастыри. Ехать в монастырь или его подворье, сделать в церкви поминание о близких, верующий может в любое время. О усопшем можно заказать одну обедню или сколько захочет – поминание священнослужителем за литургией, сорокоуст – поминовение в течение сорока дней. Есть более длительные числа – полгода, год, в некоторых монастырях принимают и вечное поминовение.

Многие, когда ходят на кладбище, несут и оставляют на могилах на Пасху куличи, яйца, конфеты. Это языческий обычай, не приветствуется православной традицией. Особенно неуместно выглядят те, кто стремится взять на погост алкоголь и помянуть покойного рюмкой на могиле. Самое лучшее поминовение – это молитва за их души, церковная или домашняя, раздача милостыни нуждающимся, и добрые дела, которые делают в память об усопшем.

Территории церкви или монастыря, являются местом, где приняты правила Православной церкви:

  • Женщины должны быть одеты в платья или юбки, закрывающие колени, плечи прикрыты, головы должны быть накрыты платками или шарфиками;
  • Мужчины должны быть в брюках, одежде, прикрывающей плечи, без головного убора;
  • Приходить в храмы (на кладбища) с животными;
  • Вести себя вызывающе;
  • Недопустима громкая музыка, сквернословие, распитие алкоголя и курение.

Является ли грехом поминания на кладбищах в праздники

В священном писании нет прямого запрета на посещения погоста в праздники или Светлую седмицу. Если человек хочет сходить на могилы родственников на Пасху, то это не является смертным грехом. Позиция церкви объясняется наличием определенных правил, специально отведенных дней для радости и скорби. Когда наступает Пасха, и люди спрашивают, можно ли идти на кладбище, то священнослужители не запрещают, а настоятельно рекомендуют отказаться от поминания на кладбищах родных, и тем более, уборки на могилках.

Верующих людей становится больше с каждым годом. Для православного человека, исполнение правил празднования, имеет большое духовное значение. Поэтому воцерковленные люди отказываются ходить на погост в праздничные дни, предпочитая помолиться о своих близких в определенное поминальное время.

Источники:

http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1165410
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/mozhno-li-na-pashu-na-kladbishhe.html
http://rins.ru/mozhno-li-hodit-na-kladbishhe-na-pashu/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector