На каких событиях основан фильм Ледокол
Ледокол
- Жанры : Приключения, Драма
- Год создания : 2015
- Режиссёр : Николай Хомерики
- Дата выхода в РФ : 20 октября 2016
- Страна : Россия
- Студия : Наше кино
- Продолжительность : 120 мин.
Актёры и команда 12
Фото 15
Видео 4
Фильм-катастрофа от режиссера Николая Хомерики.
Сюжет картины «Ледокол» основан на реальных событиях: в 1985 году ледокол «Михаил Сомов» был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. В течение 133 дней экипаж судна боролся за жизнь и пытался выбраться из ледового плена. На помощь «Сомову» из Ленинграда был направлен ледокол «Владивосток» – экспедицию возглавил опытнейший полярник Артур Чилингаров.
Производством картины «Ледокол» занималась «Продюсерская фирма Игоря Толстунова» («ПРОФИТ»), выпустившая в 2013 году фильм-катастрофу «Метро». Съемки ленты стартовали 19 апреля 2015 года в Мурманске на первом в мире надводном судне с атомным двигателем «Ленин». Также съемочная группа будет работать в Санкт-Петербурге (для съемок будет задействован ледокол «Ермак»), все интерьерные сцены будут сняты в декорациях. Съемочный процесс завершится в июле 2015 года.
Сюжет фильма Ледокол
В центре повествования – человек и то, как он сумеет или не сумеет им остаться в экстремальных условиях, в условиях тяжелейшего эмоционального напряжения.
Основано на реальных событиях. 1985 год. Навстречу ледоколу «Михаил Громов» движется огромный айсберг. Уходя от столкновения с ним, судно попадает в ледовый плен и оказывается в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды.133 дня во тьме полярной ночи экипаж «Громова» пытается выбраться из ловушки. Вокруг зловещая тишина и жуткий холод. Горючее на исходе… Нервы на пределе… И даже если можно было бы уйти – деваться все равно некуда. У командования ледокола нет права на ошибку. Одно неверное решение – и тяжелые льды раздавят судно…
Подробности съемок фильма Ледокол
Пронизывающий холодный ветер и ледяная вода в Мурманске, снежные пещеры и грохот взрывов в Хибинах, дождь из брандспойта и вой сирены скорой помощи в Питере, невыносимая жара и снег в Севастополе – за 3,5 месяца съемочная группа фильма-катастрофы «Ледокол» побывала в четырех экспедициях и ощутила на себе все разнообразие погодных условий.
Перед съемками фильма Пётр Фёдоров, исполнивший роль капитана Петрова, встречался со своим прототипом – капитаном «Сомова» Валентином Родченко, который был удостоен звания Героя Советского Союза после окончания дрейфа.
За достоверность происходящего в кадре отвечает консультант проекта – почетный полярник, капитан «Михаила Сомова» с 1998-го по 2014 годы Юрий Настеко. Его участие в фильме не ограничилось ценными советами – он исполнил роль члена команды, принимающего на борт ледокола вертолет.
Съемки картины начались в апреле в Мурманске на атомном ледоколе «Ленин» – действующем городском музее, который закрыли для посетителей на весь подготовительный и съемочный период.
Поручни и мелкие детали декорировали спреем, им же «снежили» усы и бороды всех членов команды, а мощный ветродуй и бумага создавали снежную бурю и покрывали палубу ледокола. Для декорации судна и создания вьюги было задействовано более 12 видов синтетических снегов, ушло 7 тонн парафина и такое же количество бумаги.
После съемок в Мурманске группа фильма переместилась в Хибины – крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Заснеженные просторы не только отличная фактура для натурных съемок – именно здесь толщина снежного покрова достигает нескольких метров, что было необходимо для сооружения под снегом специальных конструкций для съемки сцены падения главного героя в снежную пещеру. На строительство самой пещеры ушло несколько дней: вся внутренняя часть – это декорация из досок, воска, пенопласта и других материалов, залитых расплавленным воском и засыпанных целлюлозным снегом. Размер пещеры (3,5 на 14 метров) позволял вмещать около десяти человек в полный рост, но двигаться нужно было очень аккуратно, чтобы не нарушить целостность конструкции. Самая сложная часть работы досталась Петру Фёдорову – съемки пробуждения его героя в пещере после падения снимали в настоящем снегу, в котором ему пришлось пролежать в общей сложности не один час.
Здесь же снимали взрыв бочек с горючим. Декоративные бочки, в одной из которых была взрывчатка, устанавливались на определенной точке и взрывались дистанционно. Взрыв снимали в нескольких ракурсах, используя скайлифт и креш-бокс, а убегающих от взрыва актеров оператор снимал вручную. Сложность съемки этой сцены была в том, что весенний снег уже не был таким устойчивым, и съемочная группа и актеры часто уходили по колено, а то и по пояс под снег – бежать в таких условиях было почти невозможно. К тому же, очень важно было сохранить целостность снежного покрова для съемки крупных планов. Поэтому после каждого дубля все следы тщательно маскировались, а съемочная группа ходила друг за другом по узкой тропинке.
Здесь снимали сцену затопления трюма, когда торосы пробивают борт судна. Трюм величиной в несколько этажей возводили из бруса и фанеры, которые потом обрабатывали так, чтобы придать им металлический блеск, а чтобы добавить многослойности и ржавчины, всю конструкцию изнутри покрывали специальными красками. В итоге получилась точная копия трюма «Михаила Сомова».
Участие в картине «Ледокол» требовало от актеров серьезной физической и эмоциональной подготовки, ведь им приходилось выполнять сложнейшие трюки.
Сцену падения героя за борт снимали с каскадером. На носу судна крепили специальную конструкцию, состоящую из контейнера и горки, из которой на каскадера за один дубль срывались 20 тонн воды и смывали его в ледяное море.
Сцены с капитанскими женами в исполнении Анны Михалковой и Ольги Смирновой снимали в Санкт-Петербурге – город оказался единственным местом, где не возводили крупных массивных декораций. В общежитии, где по сюжету живет жена и сын капитана Петрова, декорировали комнату и коридоры. Общежитие настоящее – и все его жители на некоторое время оказались в середине 80-ых. Также съемки проходили в больнице, где на свет появляется сын второго капитана Севченко.
Сцены спасательной экспедиции снимали в Морском порту на дизельном ледоколе «Ермак». Здесь, как и в Мурманске, были установлены хромакейные фоны и использовался бутафорский снег.
Съемочная группа фильма Ледокол
Авторы сценария: Алексей Онищенко, Андрей Золотарев, Василий Соловьев, Оксана Карас
Режиссер-постановщик: Николай Хомерики
Оператор-постановщик: Фёдор Лясс
Художник-постановщик: Денис Бауэр
Продюсер: Сергей Козлов
Сопродюсер: Анна Кагарлицкая
Генеральный продюсер: Игорь Толстунов
В главных ролях: Пётр Фёдоров, Сергей Пускепалис, Анна Михалкова, Ольга Смирнова, Александр Яценко, Александр Паль, Виталий Хаев, Алексей Барабаш, Дмитрий Муляр и др.
О чём фильм «Ледокол»?
В четверг, 20 октября, в широкий прокат вышел российский фильм-катастрофа «Ледокол», рассказывающий о том, как оказаться в ледяном плену в Антарктике и остаться человеком.
Сюжет фильма
Советский ледокол «Михаил Громов», уходя от столкновения с огромным айсбергом, попадает в ледовый плен. Целых 133 дня экипаж пытается выбраться из ловушки. Выдержать испытание морозом, голодом и гнетущим ощущением неопределённости удается лишь самым стойким. Впрочем, и они, похоже, готовы потерять чувство самообладания, когда понимают, что все их усилия были тщетны.
Правда ли, что фильм «Ледокол» основан на реальных событиях?
Да, это правда. В основе фильма лежат реальные события, произошедшие с советским ледоколом под названием «Михаил Сомов» (назван в честь советского океанографа и полярного исследователя Михаила Михайловича Сомова, (1908-1973 гг.)). Судну предстояло обеспечить снабжение и смену зимовщиков на станции Русская, которая расположена в тихоокеанском секторе Антарктики. Ему удалось подойти к станции и отчасти выполнить свою миссию. Однако 15 марта 1985 года погода резко ухудшилась, поднялся ураганный ветер. Тяжёлые льды сомкнулись, зажав судно. В результате «Михаил Сомов» оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Капитан корабля Валентин Родченков сумел, маневрируя, выйти из района скопления айсбергов. Но вскоре лёд забил винты, и судно потеряло управление. Подробнее читайте в статье >>
Где снимали фильм «Ледокол»?
Съёмки фильма «Ледокол» проходили в тяжёлых погодных условиях в Мурманске, Санкт-Петербурге, Севастополе и в горах Кольского полуострова — Хибинах — в течение трёх с половиной месяцев.
Прототип «Михаила Громова» — ледокол «Михаил Сомов» — до сих пор находится в строю, продолжая снабжать российские научные экспедиции. Поэтому задействовать его в съёмках создатели картины не смогли. Но выход был найден. В порту Мурманска на приколе стоял похожий списанный атомный ледокол «Ленин», на нём и были отсняты ключевые сцены фильма.
Режиссёр-постановщик: Николай Хомерики («Беляев», «Завтра утром», «Я скоро вернусь»)
Авторы сценария: Алексей Онищенко при участии Андрея Золотарёва
Оператор-постановщик: Фёдор Лясс
Художник-постановщик: Денис Бауэр
Продюсер: Сергей Козлов
Сопродюсер: Анна Кагарлицкая
Генеральный продюсер: Игорь Толстунов
Жанр: фильм-катастрофа
Год: 2016
Страна: Россия
Бюджет: $10 000 000
Продолжительность: 120 мин.
Возрастная категория: 12+
В главных ролях
Пётр Фёдоров — Петров
Сергей Пускепалис — Севченко
Александр Яценко — Цимбалистый
Александр Паль — Кукушкин
Виталий Хаев — Банник, второй помощник капитана
Анна Михалкова — Галина, жена капитана Петрова
Рецензия на фильм «Ледокол»
Основанная на реальных событиях тягомотная трагикомедия о советских полярниках, застрявших в антарктических льдах
Антарктида 1985 года. Сняв полярников с исследовательской станции, советский ледокол «Михаил Громов» пробивается сквозь льды и едва не натыкается на огромный айсберг. Один из полярников оказывается за бортом, и спасти его не удается. Так как капитан Петров (Петр Федоров) рисковал судном и экипажем во время смертельно опасной спасательной операции, Москва снимает его с командования и назначает нового капитана – Севченко (Сергей Пускепалис). Вскоре после этого «Михаил Громов» застревает во льдах, и команде остается лишь ждать спасения и считать сокращающиеся запасы топлива, еды и питьевой воды.
Кадр из фильма “Ледокол”
«От создателей фильма “Метро”» – так завлекает зрителей постер новой картины режиссера Николая Хомерики («Сказка про темноту»). Очевидно, публика должна подумать, что ее ждет захватывающий фильм-катастрофа с советскими полярниками вместо московских пассажиров. Действительно, лента получилась катастрофической. Но не в хорошем смысле этого слова.
Кадр из фильма “Ледокол”
Реальную историю антарктического плена ледокола «Михаил Сомов» (в фильме его переименовали в «Михаила Громова») можно рассказывать двумя способами. Можно вести повествование в героическом ключе, а можно выбирать неприглядные стороны этого плавания и заострять внимание на них. Поскольку наше кино привыкло «мочить» советскую эпоху, а не прославлять ее, то «Ледокол» выбрал второй вариант, пусть и с небольшой примесью первого.
Кадр из фильма “Ледокол”
Иными словами, это не героическая история, а повесть о не особенно компетентных людях, которые поперлись в Антарктиду, застряли во льдах, долго не могли добиться операции спасения (в СССР тогда была правительственная пересменка, и большим начальникам было не до того), а потом чудом выбрались на свободу. Правда, определенный героизм они при этом проявили, но это были все больше отчаянные, порой глупые поступки, а не осмысленный, мудрый героизм настоящих полярных профессионалов. В фильме ни словом не упоминается, например, о том, что моряки во время ледяного сидения проводили научные исследования, которые должны были помочь следующим поколениям полярников. Зато в красках изображается реально случившийся на корабле бунт, который опускают все «героические» статьи о «Громове».
Кадр из фильма “Ледокол”
Поскольку «Ледокол» не претендует на дотошный документализм и основывает свое изображение моряков и чиновников на подлинных прискорбных событиях (пусть и не столь известных, как героическая сторона истории «Михаила Сомова»), то упрекать его в перевирании подвига вряд ли стоит. Хомерики и его команда имеют право на такое видение прошлого. Было у них художественное право и на то, чтобы сделать ключевым героем картины молодого капитана Сухорукова (в фильме – капитан Петров), который в реальности покинул судно, как только его отстранили от командования и заменили опытным полярником Родченко (в фильме – Севченко). Но нельзя простить того, что в результате получилось не захватывающее, а тягомотное кино, не способное выжать драматизм из драматичных событий.
Кадр из фильма “Ледокол”
«Ледокол» легко разделить на три части: насыщенный спецэффектами зачин, чуть менее насыщенная концовка и основное «тело» картины, которое на вечернем сеансе вполне может усыпить. История кино показывает, что не так уж трудно создать занимательное зрелище о нескольких десятках мужчин, запертых в огромной консервной банке. Но персонажи «Ледокола» ни враждуют так, чтобы это завораживало, ни объединяют знания и усилия, чтобы хитроумно спасти судно. В основном они скучают, страдают ерундой и вяло собачатся. Даже вышеупомянутый бунт оказывается таким «мягким», что драматическая температура фильма почти не поднимается.
Кадр из фильма “Ледокол”
Вроде бы героический Петров почти всю картину проводит в сюжетном анабиозе, неприятный Севченко рявкает приказы с упоением сержанта из «Цельнометаллической оболочки», а из прочих персонажей запоминаются лишь подвинутый на Викторе Цое комичный вертолетчик в исполнении Александра Паля и комичный же боцман, сыгранный Виталием Хаевым. Парадоксально, но в этом якобы триллере в память врезаются преимущественно комедийные моменты. Может, надо было не мучиться с неудобным жанром, а просто снять фарс о недотепах в Антарктиде?
Кадр из фильма “Ледокол”
Чтобы поддержать драматические штаны постановки, Хомерики несколько раз показывает жен главных героев (Анна Михалкова и Ольга Филимонова), одна из которых готовится родить, а другая разводится, но не знает, правильно ли поступает. Эти сцены, однако, получились не столько сентиментальными, сколько нелепыми, и фильм они никак не украшают. Зато они подчеркивают важную для «Ледокола» мысль, что советским чиновникам не было дела до советских граждан.
В общем, в плане спецэффектов (там, где они есть) картина удалась, а вот с драйвом и увлекательностью у «Ледокола» неважно. И это отнюдь не героическое полотно, воспевающее советских полярников и советскую эпоху.
Источники:
http://www.vokrug.tv/product/show/ledokol/
http://aif.ru/dontknows/file/o_chyom_film_ledokol
http://www.film.ru/articles/zateryannye-vo-ldah-0