0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужна ли лицензия для преподавания английского языка

Планируется создать организацию, основной деятельностью которой будет преподавание иностранных языков преимущественно для детей. По окончании курсов какие-либо дипломы или свидетельства выдаваться не будут. Возможно ли создание указанной организации без получения лицензии? Какая должна быть организационно-правовая форма данной организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если осуществляемая организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность по организации занятий иностранным языком не предполагает проведения по окончании обучения итоговой аттестации и выдачи документа об образовании (квалификации), лицензия для осуществления подобной деятельности не требуется.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). К ним относится, в частности, и образовательная деятельность (п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 2 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании)). Осуществление образовательной деятельности организацией, не имеющей лицензии, может явиться основанием для привлечения организации и ее должностных лиц к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). При определенных обстоятельствах осуществление такой деятельности может повлечь и уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).
В силу ст. 11.1 Закона об образовании образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Отсюда следует, что по общему правилу коммерческие организации не могут осуществлять образовательную деятельность (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 02.12.2005 N А54-3068/2005-С2 и ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2004 N Ф04-9145/2004(7358-А27-35)). Исключение из данного правила установлено ст. 21 Закона об образовании, согласно которой такой вид образовательной деятельности, как профессиональная подготовка, может осуществляться в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии. Отсутствие определения «некоммерческих» позволяет распространять действие этой статьи и на коммерческие организации (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 24.04.2008 N А57-23018/07-9). Таким образом, коммерческие организации вправе получить соответствующую лицензию и осуществлять образовательную деятельность только в части профессиональной подготовки. Аналогичный вывод можно обнаружить в письмах Минобразования РФ и Минтруда РФ от 21.07.1998 NN 06-51-48ин/23-10, 4226-НП, Минобразования РФ от 25.11.2003 N 17-51-240/13.
Согласно преамбуле Закона об образовании под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), а под получением гражданином (обучающимся) образования — достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Как указано в п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (далее — Положение), лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. При этом образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию (п. 4 Положения).
Образовательные уровни, установленные в России, перечислены в п. 5 ст. 27 Закона об образовании: основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (бакалавриат и подготовка специалиста или магистратура), послевузовское профессиональное образование. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: общеобразовательные, профессиональные (основные и дополнительные) и профессиональной подготовки (ст. 9 Закона об образовании). Из п. 4, п. 5 ст. 15, п. 1 ст. 27 Закона об образовании следует, что освоение образовательных программ должно заканчиваться обязательной итоговой аттестацией, по итогам которой образовательное учреждение, в соответствии с лицензией, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. На основании изложенных норм можно сделать вывод, что под образовательной деятельностью в Законе об образовании понимается требующая получения лицензии деятельность по обучению, в результате которого обучающийся получает определенный государством уровень образования, профессию и (или) квалификацию, что и подтверждается выдачей документов установленного государством образца. Таким образом, если осуществляемая организацией деятельность по организации курсов (иных занятий) иностранного языка не предполагает проведения по окончании обучения итоговой аттестации и выдачи документа об образовании (квалификации), лицензия для осуществления подобной деятельности не требуется (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 N 17АП-4997/11).
2. Что касается индивидуального предпринимателя, отметим следующее. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Согласно п. 3 той же статьи к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (абзац 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ). Таким образом, с момента государственной регистрации предприниматель вправе заниматься любыми видами не запрещенной законом деятельности. Согласно п. 2 ст. 48 Закона об образовании не лицензируется индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки (смотрите также п. 4 Положения). Кроме того, еще раз упомянем, что в силу вышеназванных норм законодательства под образовательной деятельностью в Законе об образовании понимается требующая получения лицензии деятельность по обучению, в результате которого обучающийся получает определенный государством уровень образования, профессию и (или) квалификацию, что и подтверждается выдачей документов установленного государством образца.
Следовательно, если по результатам организованных индивидуальным предпринимателем курсов проверка соответствия приобретенных знаний и умений установленным государством образовательным уровням (цензам) не производится, деятельность по проведению таких курсов (даже если по каким-либо причинам она не может быть признана индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) не требует получения лицензии. Выдача же лицам, прослушавшим указанные в вопросе курсы, документа, подтверждающего прохождение обучения, закону не противоречит, поскольку такой документ не может рассматриваться в качестве документа об образовании (квалификации). Сказанное подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 19.07.2010 N Ф09-5502/10-С1 по делу N А50-5997/2010, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 N 04АП-2003/11, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 N 17АП-6321/11, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 N 07АП-5363/11, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 N 17АП-5772/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 N 11АП-5400/11).

Читать еще:  В чём разница между IELTS и TOEFL

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

7 ноября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Записки директора языковой школы о проверках. Продолжение

В марте я опубликовал запись “Записки директора языковой школы о проверках госорганов”. Запись не только помогла многим коллегам избежать штрафов, но и позволила им сэкономить время на исследовании законодательства. Добрые отзывы о записи побудили меня написать продолжение. Как и раньше, я убеждён, что любая проверка госорганов — это важная и полезная форма аудита. В абсолютном большинстве то, что от нас, языковых школ, требуется в плане обеспечения безопасности учеников и качества оказания образовательных услуг — это верные необходимые требования. Хотя в записи будут представлены и некоторые исключения из этого общего правила )))

Предлагаю разобрать несколько актуальных кейсов.

Кейс 1. Нужна ли языковой школе лицензия на образовательную деятельность?

Да, нужна, причем на все адреса вашей школы. Я много езжу по России с визитами в языковые школы разных городов. Иногда владельцы небольших школ доказывают, что можно провести курсы английского языка как “клубную деятельность”, “репетиторство”, “консультационную деятельность”. Не буду объяснять свою позицию, но скажу, что не наблюдал ни одного случая, когда организация, оказывающая услуги обучения на курсах английского языка, получила предписание от прокуратуры за отсутствие лицензии на образовательную деятельность и выиграла суд. Ни одного! На самом деле всё просто: учителю ставят задачу, он реализует образовательный процесс определёнными педагогическими методами и приводит ученика к результату. Это образовательная деятельность, независимо от того, длится она 144 часа или 15 минут. А образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Мораль. Лицензия на образовательную деятельность нужна всем организациям, обучающим английскому языку.

Хорошие новости. Получить лицензию — это не всегда быстро, но и не очень сложно, зато очень полезно. Во-первых, все проверяющие органы к вам добры, потому что вы сами их позвали ))) . Представители этих органов охотно дают полезные советы и время на исправление недостатков. Во-вторых, то, что надо исправить, нужно НЕ проверяющим органам, а именно нам, коллеги. Согласитесь, что нам самим хочется иметь школы, соответствующие пожарным и санитарным требованиям и работающие по качественным образовательным программам. В-третьих, лицензия на образовательную деятельность — это наше конкурентное преимущество, так как ученики могут подать документы на налоговый вычет и вернуть большую сумму денег. Некоторые школы большими буквами на сайте указывают цену за занятие уже с учётом налогового вычета — интересная отстройка от конкурентов. И, наконец,лично я отдал бы детей только в школу, имеющую лицензию.

Кейс 2. Нужны ли учебные программы в частной языковой школе?

Конечно. Мы знаем, что программа курса — это живой инструмент, который может меняться в процессе реализации курса. Но, чтобы программу менять, её надо написать ))) Как-то кто-то прокомментировал мою запись про контроль качества в частных языковых школах фразой: “Учителя бегут из общеобразовательных школ в частные, чтобы не писать программы, а вы их тоже программы писать заставляете!”. Ну, во-первых, не так уж и массово бегут ))) . Во-вторых, негативный образ частной языковой школы как “шаражкиной конторы” ушёл, к счастью, в прошлое. Наконец, я не видел ни одного учебника по методике преподавания английского языка, где было бы написано, что программы курсов не нужны. Они необходимы именно как значимый методический инструмент, а не как формальность. А ещё они нужны по требования законодательства РФ (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). К документам, которые у вас могут запросить проверяющие органы, относятся список программ по уровням образования, календарно-учебный график, дополнительная образовательная программа для дошкольников, дополнительная образовательная программа для школьников (1-6 классы), дополнительная образовательная программа для школьников (7-11 классы), дополнительная образовательная программа для взрослых, учебные программы по каждому курсу. Интересно, что иногда речь идёт и о “рабочих программах”. Мы такого понятия в действующем законе не нашли. Поясню: образовательная программа является более общей для всего образовательного учреждения, а учебная программа (то, что иногда называют “рабочей программой”) — конкретная программа для конкретного курса, написанная на основе одной из образовательных программ. Кроме того, вы обязаны разместить все эти программы на сайте вашей организации.

Читать еще:  Как из углерода получить карбид алюминия

Мораль. Вы должны иметь целый блок программных документов.

Хорошие новости. Наличие образовательных программ 1) позволит сделать процесс обучения более системным и, соответственно, качественным; 2) даст возможность структурировать уже готовые курсы; 3) будет большим конкурентным преимуществом при продаже услуг корпоративным клиентам.

Кейс 3. Что требуется разместить на сайте языковых школ?

В этом году и Роспотребнадзор, и прокуратура начали работать онлайн. Внимательно смотрели сайты частных школ на соответствие части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому документу, на сайте у вас в разделе “Информация об учреждении” должна быть размещена следующая информация:

  • основные сведения об учреждении
  • структура управления организацией
  • органы управления организацией
  • информация о руководстве
  • лицензия на образовательную деятельность
  • решение учредителя
  • свидетельство о государственной регистрации
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе
  • устав
  • правила внутреннего трудового распорядка
  • положение о защите персональных данных сотрудников
  • положение о защите персональных данных учеников
  • договоры на обучение
  • ссылка на федеральные государственные образовательные стандарты
  • внутренние образовательные документы организации
  • информация о педагогическом составе
  • информация о материально-техническом обеспечении и оснащённости образовательного процесса
  • информация о стипендиях и иных видах материальной поддержки
  • положение об оказании платных образовательных услуг
  • вакантные места для приёма
  • документы по программам обучения (список в предыдущем кейсе).

Нормально так, да? ))) Моя первая реакция — не отдам! ))) Договоры вычитаны юристами, положения и программы составляли месяцам, жалко как-то. Потом понял, что воспроизвести образовательные процессы на основе только этих материалов, конечно же, не получится, успокоился и выложил все требуемые документы на сайт Школы Дмитрия Никитина. Да, где-нибудь обязательно напишите фразу: “Обучение ведётся на русском языке”. За её отсутствие на сайте меня дважды судили )))) . Оправдали, но всё же… )))

Кстати, суть нарушения описана в части 2 статьи 5.57 КоАП РФ. Часто суды оправдывают языковые школы за неполное размещение требуемой на сайте информации на основе пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда №5 от 24.05.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», где разъясняется, что при определении малозначительности должен учитываться характер совершённого правонарушения, роль правонарушения, размер причинённого вреда и тяжесть наступивших последствий. Согласитесь, что как вред для общества, так и тяжесть последствий от неразмещённых учебных программ на сайте не очень велики.

Мораль. Проконсультируйтесь с юристом, какие документы должны быть размещены на сайте, и выложите их, чтобы избежать неприятностей с контролирующими органами!

Хорошие новости. Многие коллеги размещают требуемые документы на сайтах так, что найти их практически невозможно. А мне, наоборот, наличие таких документов на главной странице сайта Школы кажется конкурентным преимуществом. Конечно, я не буду заменять ссылки на главные услуги ссылкой на данный раздел, но прятать в глубине сайта тоже не буду: некоторые въедливые клиенты на самом деле смотрят и программы, и положения и на основе их наличия/отсутствия делают выбор. Не стоит говорить, что корпоративных клиентов этот раздел тянет как магнит )))

Кейс 4. Возрастные ограничения на рекламной продукции

Одну мою коллегу, директора образовательного учреждения, вызывали в прокуратуру, а потом два раза судили (мировой суд и районный суд, оба оправдали) за то, что на размещенной в городе рекламной афише с приглашением на концерт не были указаны возрастные ограничения, то есть не было одного из таких знаков.

“Отягчающим обстоятельством” действий коллеги было то, что во время концерта дети-подростки исполняли рок-музыку, а она «может содержать призывы к насилию».

Хорошие новости. Теперь вы знаете, что лучше бы поставить на рекламные афиши знаки с возрастными ограничениями. Ваши юристы проконсультируют вас, какое может быть оптимальное соотношение знаков и контента.

Кейс 5. Зачем и как организовывать детское питание во время летних программ дополнительного образования?

Некоторые коллеги — директора языковых школ — перестали оказывать услугу «летний городской языковой лагерь», так как форма работы «городской лагерь» — это, во-первых, не совсем то, что хочет получать клиент языковой школы; во-вторых, эта форма работы накладывает на языковую школу очень большой объём дополнительной работы и согласований. Именно поэтому коллеги во многих городах России летом предлагают не детские городские языковые лагеря, а дополнительные образовательные программы. Часто их делят на собственно учебную программу (4 часа в день: занятия иностранными языками) и присмотр за детьми (4 часа в день: собственно присмотр, развивающие занятия, развлекательные мероприятия). Клиент может отдать ребёнка как на одну из программ, так и на обе. Обычно, конечно же, родителю удобнее отдать ребёнка в языковую школу на весь день, при этом заключить два договора: один на первую половину дня, другой — на вторую. И тут начинается интересное. Если ребёнок находится в вашей языковой школе более 4 часов, вы должны обеспечить его питанием. Это значит найти учреждение общепита, которое имеет право кормить детей, и обязательно заключить с ним договор на обслуживание детей, находящихся в лагере. Ланчбоксы не подходят, также как и питание в кафе, с которыми вы не заключили договор.

Читать еще:  Что такое нейросеть

Хорошие новости. Заключить договор не сложно. Организация питания детей по договору сразу же позволит отсеять недобросовестные кафе, которых испугает ответственность за предоставление некачественных услуг, оговоренная в договоре. Серьёзный подход к организации питания детей — это большое конкурентное преимущество языковой школы.

Кейс 6. Нужно ли новым филиалам существующей языковой школы проходить проверки госорганов при открытии?

Если вы собрались расширять бизнес и открывать новые школы в вашем городе, вам потребуется внести новые адреса в лицензию на образовательную деятельность. Для этого вам необходимо получить разрешения (заключения) от Роспотребнадзора и МЧС.

Мораль. При выборе помещения для новых филиалов вашей школы держите в голове требования, которые предъявляются к школьным помещениям проверяющими органами: всё равно придётся проводить эти помещения через проверки на соответствие требованиям пожарной безопасности и санитарных норм.

Хорошие новости. Именно понимание необходимости получения разрешений позволяет с самого начала максимально серьёзно подходить к выбору помещений для новых школ.

Представленные в записи кейсы помогут вам не только избежать неприятностей во время проверок госорганами, но и сделать вашу школу более привлекательной для клиентов, поскольку люди, готовые платить деньги за образование, хотят получать услуги в серьёзной организации, которая ведёт свою деятельность легально и несёт ответственность за свою работу.

Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность

Законодательство, регулирующее в России сферу образовательных услуг, в последние годы весьма существенно изменилось. С одной стороны, теперь обучение могут осуществлять не только государственные учреждения, но и коммерческие организации, с другой же, было введено обязательное лицензирование любой подобной деятельности. Именно поэтому особую актуальность приобрел вопрос, нужна ли образовательная лицензия в том или ином случае.

Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.

Законодательные акты, определяющие необходимость образовательной лицензии

Перед тем, как рассмотреть виды услуг, когда нужна лицензия на образовательную деятельность, необходимо перечислить основные законодательные акты, регулирующие сферу образования в настоящее время. К их числу относится:

  • Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, изданный 29.12.2012 года
  • Закон «О лицензировании…» №99-ФЗ, подписанный 04.05.2011 года
  • Постановление Правительства РФ №966, датированное 28.10.2013 года

В первых двух указанных Федеральных Законах содержатся основные положения, регулирующие сферу оказания образовательных услуг. Особенно много нововведений содержит принятый недавно Закон об образовании. Именно в нем содержится утвердительный ответ на актуальный и злободневный вопрос, нужна ли образовательная лицензия.

Разработанное и подписанное несколько позднее Постановление №966 содержит конкретный перечень услуг, когда нужна образовательная лицензия, а также описание случаев, когда ее получение не требуется.

Виды образовательных услуг, при оказании которых нужна лицензия

Указанными выше законодательными актами предусматривается обязательное получение лицензии на образовательную деятельность, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению. Для более точного представления о конкретных видах образовательной деятельности, которая подлежит лицензированию, следует рассмотреть каждый из них в отдельности.

Дошкольное и среднее общее образование

Вид образовательной деятельности, с которым сталкивается абсолютно каждый человек. После внесения изменений в федеральное законодательство, подобные услуги могут оказывать как некоммерческие, так и коммерческие организации. При этом им требуется обязательное получение лицензии.

Профессиональное образование

Один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня:

  • среднее профессиональное;
  • высшее с присвоением степени бакалавра;
  • высшее с присвоением степени магистра или специалиста;
  • высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура).

Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.

Дополнительное профессиональное образование

Данный вид образовательных услуг могут оказывать только некоммерческие организации. Различают два основных типа образовательных программ, целью которых является:

  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.

Профессиональное обучение

Образовательные услуги по профессиональному обучению также могут оказываться любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. При этом различают три вида программ:

  • подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
  • переподготовка рабочих и служащих;
  • повышение квалификации рабочих и служащих.

Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.

Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется

В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.

Оформление образовательной лицензии под ключ от 48 000 рублей в любом регионе России

Источники:

http://www.garant.ru/consult/civil_law/431223/
http://nikitindima.name/notes-of-the-director-of-language-school-about-checks-continuation/
http://xn--80ajpfhbgomfh1b.xn--p1ai/blog/licenzirovanie/komu-ne-trebuetsya-licenziya-na-obrazovatelnuyu-deyatelnost/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector