0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем опера рыбникова юнона и авось

Краткое содержание Юнона и Авось рок опера Рыбникова для читательского дневника

Рок-опера «Юнона и Авось» основана на реальных событиях. Изначально это была поэма «Авось», которую Андрей Вознесенский создал, впечатлившись историей любви путешественника Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо.

После встречи с композитором Алексеем Рыбниковым поэт пишет либретто. После переработки которого появляется рок-опера «Юнона и Авось». Это было новое веяние в искусстве – на сцене звучали песни-молитвы с современным музыкальным сопровождением. И вот уже почти 37 лет рок-опера, поставленная режиссёром Марком Захаровым, успешно идет на подмостках театра имени Ленинского комсомола.

Сюжет поэмы – о большой любви, для которой нет преград и расстояний, нет возрастных ограничений, также очень выпукло звучит тема веры и служения Отечеству, тема жертвенности во имя России.

Вознесенский показывает нам главного героя либретто с высоким чувством патриотизма, преданности Родине, человека ищущего смысл, истину жизни. Резанов относит себя к неприкаянному поколению, которым тяжело и дома, и в чужой стороне.

Николай Резанов не находит отраду в повседневности, душа его в вечном поиске несбыточных мечтаний. В юности ему приснилась Богородица и с тех пор она завладела его мыслями. По прошествии лет образ Святой Девы стал роднее. Молодой человек думает о ней как о своей возлюбленной с вишневыми глазами. Сердце его пребывает в постоянном смятении.

И вот ему 40 лет, а он как потерянный мечется в поисках призрачной свободы, нового жизненного пути. Не находя ни в чем отрады, Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отчизне, воплотить в жизнь свой замысел – найти новые земли.

Он пишет многочисленные прошения, веря лишь в русское «авось», государю Алексею Николаевичу с просьбой поддержать его затею и направить корабли к берегам Калифорнии для осуществления российско-американской торговой компании, для упрочения славы и мощи России.

От безысходности Резанов молится Богоматери и стыдливо признается в тайной любви к ней, как к обычной женщине. В ответ он слышит голос, который благословляет его на дела. И неожиданно камергер получает положительный ответ на поездку. Государь возлагает на Резанова ответственную миссию — наладить российско-американские и испанские торговые отношения.

В ответ Румянцев милостиво, ввиду бывших подвигов Резанова и скорби после потери супруги, а также из-за сложной внешней обстановки, поддерживает проект графа.

Резанцев выходит в море под Андреевским флагом на кораблях «Юнона» и «Авось». Уже на подходе к берегам Калифорнии, у команды не оставалось продовольствия, многие заболели цингой.

Путешественники останавливаются на испанском берегу. Комендант форта настолько был впечатлен величием миссии Резанова, что дал бал в честь российского миротворца. Это было роковым решением.

Российский путешественник дарит дочери коменданта Сан-Франциско золотую диадему с драгоценными камнями в знак дружбы между двумя великими державами. Русский мореплаватель приглашает на танец дочь Хосе Дарио Аргуэьо, которая сразу влюбилась в него. Это переломный момент в рок-опере.

Эмоции переполняют главных героев. Дочери губернатора было всего 16 лет, сеньор Федерико считался ее женихом. Но Резанцев уже не может отказаться от юной красавицы и приходит к Кончите ночь со словами нежности. Они становятся близки.

Им приходится совершить тайную помолвку, которая не имела никакой силы. Разные вероисповедания не позволяли им быть вместе – Кончита должна была получить согласие Папы Римского, Резанов –российского императора.

Общество осуждает действия русского, назревает скандал. Резанов с грустью покидает свою невесту; держит путь в Санкт-Петербург, чтобы получить разрешение на брак с Кончитой. К тому же Резанову нужно продолжить начатую миссию во благо Отечества.

Обратный путь был печальным. Резанов пишет государю, что хотел прославления родины, но его мечты разбились вдребезги. Возвращаясь в Петербург, путешественник заболевает горячкой и умирает, так и не осуществив свой замысел.

Кончита остается ждать Резанова. Когда ей сообщают о гибели любимого, она отвергает эти слухи. И продолжает ждать. Много завидных женихов сваталось к дочери губернатора, но она вновь и вновь отказывала им. Сердце ее принадлежало только далекому русскому. Мать и отец состарились, Кончита заботилась о них. И ждала.

Шло время, ушли в мир иной родители. Минуло тридцать лет. И только когда Кончита увидела официальные бумаги о гибели Резанова, она становится монахиней, проведя остаток дней в доминиканском монастыре.

«Юнона и Авось» — о верности, силе любви, которую Кончита гордо пронесла через всю жизнь. В конце рок-оперы звучит «Аллилуйя» — как символ великой любви, то, ради чего стоит жить.

«…В море общем сливаются реки,

Аллилуйя любви, аллилуйя!»

Читать краткое содержание Рыбников — Юнона и Авось. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

О чем опера рыбникова юнона и авось

Лучшие номера

История создания и постановок рок-оперы «Юнона и Авось»

Вначале было слово. И слово это пришло с берегов Америки, тех самых, что хранили в недрах своих эту историю. Именно там Андрей Вознесенский познакомился с поэмой Брета Гарта «Консепсьон ди Аргуэльо». Его поразил и сам сюжет, и то, что американцы знали о нем гораздо лучше, чем русские. По возвращении в Москву Вознесенский начал собирать сведения об этих событиях, по результатам архивных поисков в 1970 году родилась поэма «Авось!». Поэма писалась с таким вдохновением, что Андрей Андреевич отменил даже ближайшие выступления и поездки.

Читать еще:  Можно ли восстановить удаленную страницу в вк

Спустя несколько лет поэт познакомился с Марком Захаровым, главным режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола, они обсудили несколько идей, возникших у Захарова и композитора Алексея Рыбникова, который написал аранжировки на темы православной духовной музыки и хотел воплотить их на сцене. Вознесенский сразу отбросил прочие темы и предложил Захарову почитать «Авось!». На следующее утро вопрос сюжета нового спектакля решился.

В 1980 году была записана пластинка, ее презентация состоялась при странных обстоятельствах одним зимним вечером в московском храме. Алексей Рыбников рассказал о своем новом произведении и несколько десятков человек в неотапливаемом помещении полтора часа слушали музыку рок-оперы.

Создатели «Юноны и Авось» шли такими путями, поскольку их произведение не издавалось студией «Мелодия». Рыбникову пришлось через суд с Министерством культуры устанавливать свое авторство. Пластинка вышла уже после спектакля и стала одной из самых успешных в Советском Союзе, превысив тираж в 10 млн. экземпляров.

Постановку ожидала куда более счастливая судьба – ее с первого же раза приняла госкомиссия, несмотря на молитвы, рок и провокационный текст, и 9 июля 1981 года состоялась премьера. На этом спектакле, как и на всех остальных вплоть до 2005 года роль Николая Петровича Резанова исполнял Николай Петрович Караченцов. Первой Кончитой стала Елена Шанина. Хореографию поставил Владимир Васильев, которого в театр привел Караченцов, он создал не просто танцевальные номера, а сложный пластический рисунок.

Параллельно материал рок-оперы попал в труппу, созданную на базе ансамбля «Поющие гитары» в Ленинграде. Режиссер Владимир Подгородинский выпустил спектакль 31 декабря 1985 года. Это было самостоятельное произведение, не похожее на постановку Захарова, но получившее признание даже московской публики. Ленинградская труппа состояла из профессиональных вокалистов, поэтому сделала музыкально безупречный спектакль, в то время как у коллег из столицы явно главенствовала драматическая линия. С 1989 года коллектив называется «Санкт-Петербургский театр «Рок-опера»».

Успех «Юнона и Авось» невероятен – московский спектакль идет по сей день с аншлагами, петербургский выдержал более 2000 представлений, обе версии за годы своего существования с гастролями посетили несколько континентов.

Предыстория «Юноны и Авось»

Николай Петрович Резанов происходил из семьи обедневшего дворянского рода. Еще подростком поступил на военную службу, но через 9 лет внезапно покинул ее, перейдя на службу гражданскую. Здесь карьера его развивается стремительней и успешней, к 30 годам он уже в штате первого фаворита Екатерины Второй П.А. Зубова. Получив задание сопровождать духовную миссию в Сибирь и передать несколько поручений императрицы местному губернатору, Резанов отбывает в Иркутск.

Одним из виднейших предпринимателей восточной окраины страны был Г.И. Шелехов, чья компания практически монополизировала торговлю в регионе и благодаря своей деятельности присоединила Аляску к России. В Резанове Шелехов увидел близкого по духу человека, помимо хватки и предпринимательской жилки обладающего еще и столь нужными качествами как близость к первым лицам государства и дворянский титул. Соединение денег, влияния и общественного положения было заманчиво для обеих сторон, и Шелехов выдает за Резанова свою дочь Анну, которой в тот момент было только 15 лет.

Всего полгода спустя после свадьбы Резанов становится обладателем части капитала Шелехова – тесть скоропостижно скончался в 1795 году. Резанов на высшем уровне радеет за создание единой компании для развития русской Америки и становится ее главой.

В 1802 году после сложных вторых родов супруга Николая Петровича умирает. Он был очень счастлив в браке и с большим трудом нашел в себе силы жить дальше.

В некоторых письмах Резанов писал, что настоящей его любовью осталась покойная супруга Анна, а обручение с Кончитой было только дипломатическим шагом. Про юную красавицу тоже сообщали, что она воодушевлена более положением и состоянием жениха, нежели романтическими чувствами. Тем не менее Резанов гнал коней через Сибирь, рискуя жизнью, чтобы как можно скорее вернуться в Петербург за разрешением на брак, а Кончита в течение года ежедневно приходила на побережье, ожидая появления русских кораблей на горизонте. Разве это не лучшее доказательство того, что любовь оказалась «сильнее расчета».

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Рок-опера «Юнона и Авось»

Юнона и Авось (рок-опера)

записи оригинальной версии: 1980

«Юно́на» и «Аво́сь» — одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.

В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.

Содержание

История создания

В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею Вознесенскому (это была их первая встреча), однако тот эту идею не поддержал:

Читать еще:  Как проявлять любовь к мужчине

Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!“ о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор. [1]

В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970), хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. Поскольку слово «рок-опера» в то время было запрещено (как и рок-музыка вообще) [1] , авторы написали под названием произведения: «современная опера». Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене.

В отличие от предшествующей рок-оперы Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия отклоняла 11 раз, новый спектакль был разрешён сразу. При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров поехал с ним на такси в Елоховский собор, где они поставили свечи у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере). [1] Три освященных иконки они привезли в театр и поставили в гримерке на столике у Николая Караченцова, Елены Шаниной и Людмилы Поргиной, исполнительницы роли Богоматери («Женщины с младенцем», как было написано в программке [2] ).

Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Фернандо). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам:

Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка — это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться. [3]

Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Нидерландах и других странах. Впоследствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее.

В «Ленкоме» более чем за четверть века спектакль выдержал сотни представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, до несчастного случая, выступал Николай Караченцов. В настоящее время роль Резанова исполняют Дмитрий Певцов и Виктор Раков. Роль Кончиты с успехом играет Алла Юганова.

Первоисточник сюжета

Сюжет поэмы «Авось!» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско.

По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». [4] Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764-1807). Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу.

Читать еще:  Как обезвредить минные поля в Mad Max

Естественно, и поэма, и опера — не документальные хроники. Как говорит об этом сам Вознесенский:

Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных. Да и трагедия евангельской женщины, затоптанной высшей догмой, — недоказуема, хотя и несомненна. Ибо не права идея, поправшая живую жизнь и чувство. [1]

Сюжет

Камергер Резанов, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие. Перед отъездом Резанов говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление, которое произвела на него икона Казанской Божьей Матери — с тех пор он относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к Матери Божьей. Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не ужасаться своему чувству и обещает молиться за него…

Под Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона» и «Авось». В испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Фернандо. Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец — и это событие становится роковым в их жизнях и в жизни Фернандо. Жених открыто ревнует, спутники Резанова заключают циничное пари, сможет ли тот «сорвать калифорнийский цветок». Мужчины понимают, что никто из них не отойдет в сторону без боя.

Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви… В душе Кончиты в этот момент зарождается ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью.

Но счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Жених Кончиты вызывает его на дуэль. Дела Российско-Американской компании идут плохо. Скандал, вызванный поступками Резанова, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.

Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать пять лет — с шестнадцати до пятидесяти двух, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни.

Список музыкальных тем

  1. Пролог
  2. Отпевание
  3. Романс «Я тебя никогда не забуду»
  4. Ария Резанова «Душой я бешено устал»
  5. Сцена в церкви, молитва
  6. Ария Пресвятой Девы
  7. Песня моряков «Авось»
  8. Плавание
  9. Прибытие в Америку
  10. Сцена на балу
  11. Белый шиповник
  12. Ночь. Спальня Кончиты.
  13. Ария Резанова «Ангел, стань человеком»
  14. Дуэль с Фернандо
  15. Помолвка
  16. Монолог Резанова «Принесите мне карты открытий»
  17. Хор и сцена «Воздайте Господу»
  18. Сцена в келье. Ожидание Кончиты
  19. Финал
  20. Эпилог. «Аллилуйя»

Пластинка с музыкой из спектакля, вышедшая в 1983, содержит запись 1980 года, то есть еще до премьеры самой рок-оперы в театре. [3]

Впоследствии был выпущен аудиодиск к двадцатилетию спектакля в исполнении актёров театра «Ленком» (диск 1983 года был записан без их участия), с несколько другим содержанием:

  1. Пролог
  2. Романс Офицеров
  3. Душой Я Бешено Устал
  4. Молитва Первая
  5. Молитва Вторая
  6. Ария Девы
  7. Авось
  8. Белый шиповник
  9. Ангел, Стань Человеком
  10. Я Тебя Никогда Не Забуду
  11. Хор Воздайте Господу
  12. Я Умираю От Простой Хворобы
  13. 35 Лет Ожидания
  14. Реплика Человека От Театра
  15. Аллилуйя
  16. В честь пятнадцатилетия

Исполнители

Резанов

  • 1981-2005 — Николай Караченцов
  • 2005-н.в. — Дмитрий Певцов
  • 2005-н.в. — Виктор Раков

Кончита

  • 1981 — 1988 — Елена Шанина
  • 1988 — 1990 — Инна Пиварс
  • 1990 — 1994 — Алёна Хмельницкая
  • 1994 — 1999 — Инна Пиварс
  • 2000 — 2007 — Анна Большова
  • 2008 — н.в. — Алла Юганова
  • 2010 — н.в. — Александра Волкова

Фернандо

  • 1981 — 19?? — Александр Абдулов
  • 1999 — 2005 — Виктор Раков
  • 2005 — н.в. Станислав Рядинский
  • 20?? — н.в. Кирилл Петров

Исполнители оригинальной аудиоверсии

  • Резанов — Геннадий Трофимов
  • Кончита — Анна Рыбникова
  • Фернандо — Петерис Тилс
  • Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий — Феликс Иванов
  • Голос Богоматери — Жанна Рождественская
  • Солист в прологе — Роман Филиппов
  • Давыдов — Константин Кужалиев
  • Хосе Дарио Аргуэльо — Александр Самойлов
  • Молящаяся женщина — Р. Дмитриенко
  • Молящаяся девочка — Оля Рождественская
  • Моряк — В. Ротарь
  • Группа молящихся — А. Садо, О. Рождественский, А. Паранин

Телеверсии

Существует две телеверсии спектакля — 1983 и 2002 годов. В первой версии запечатлен классический вид спектакля с Николаем Караченцовым, Еленой Шаниной и Александром Абдуловым. В новой версии, снятой к 20-летию спектакля, заняты Николай Караченцов, Анна Большова и Виктор Раков.

Источники:

http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/opery/rybnikov-yunona-i-avos
http://soundtimes.ru/myuzikly/yunona-i-avos
http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/354212

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector