38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объясните понятие однополюсный и многополюсный мир

Однополярный многополярный мир

Однополярный, Биполярный, Многополярный мир

Сегодня, в условиях глобализации все больше происходит финансовое, экономическое, технологическое смещение с Запада на Восток, а следовательно усиливается влияние стран восточного и азиатского регионов на политические процессы.Актуальность проблемы перехода от однополярного мира к многополярному (многополюсному) или к бесполярному очевидна. К началу XXI в. глобализационные процессы привели к формированию целостной системы информационного, коммуникативного, экономического, экологического пространства, не сформировав политическую глобализацию. Глобальный мир оказался без глобальной системы управления. Международные структуры, к примеру, ООН и др. с этой ролью не способны справиться, ибо создавались в других условиях и были ориентированы на решение иных задач. Кроме того, на фоне обострившегося современного кризиса стало очевидным, что управление глобальной системой невозможно из одного центра, какой бы сильный он ни был.

Сложившаяся система международных отношений 50 – 60 гг. характеризовалась соревнованием капитализма и социализма. В партийных документах КПСС 60 – 80 гг. подчеркивалось, что борьба двух систем составляет главное содержание современной эпохи. До 60-х годов в данной системе отношений доминировала тенденция однополярности – значительного влияния на мировые процессы США. На первом этапе брежневского правления наблюдался рост международного влияния СССР, достигшего наивысшей точки к началу 70-х годов. Это было время, когда военный потенциал страны приблизился к уровню США. В эти годы отношение СССР и США и их союзниками значительно улучшились, получившие название «разрядка». Международные отношения приобретают биполярный характер – противостояние двух «сверхдержав» – СССР и США – одна олицетворяла социалистический мир, другая – капиталистический.

Отношения СССР строились в двух направлениях – со всеми странами осуществлялась внешняя политика как таковая, а с другой стороны – формировались особые отношения с коммунистическими государствами. Но важным партнером во внешней политике СССР были США. В данной системе взаимоотношений главный вопрос был – не допустить ядерной катастрофы, т.к. Карибский кризис 1962 г. показал возможность таковой. Максимальные усилия дипломатической работы Москвы сосредотачивались на Соединенных Штатах. На втором месте стояла западная Европа, где в основном внимание уделялось Федеративной Республике Германии. Следующее место в иерархии интересов СССР занимали страны, т.н. «третьего мира» – Азии, Африки, Латинской Америки. В целом на протяжении всего периода биполярного мира отношения между двумя его главными акторами были разными. Они носили волнообразный характер – периоды «холодной войны», накалы отношений менялись «разрядкой», «политическим потеплением». Большой вклад в изменение международного политического климата внесла перестройка 1985-1991 гг., осуществляемая под руководством М.Горбачева. Результатом политики «нового мышления», проводимой М.Горбачевым, явились такие события, как падение Берлинской стены и объединение двух Германий, вывод войск из Афганистана, подписание ряда договоров с США о сокращении различных видов оружия. Они положили начало нового периода «разрядки» в системе международных отношений биполярного мира и окончания «холодной войны».

Главным последствием развала СССР явилось установление однополярного мира. И распад СССР, и неудавшиеся, проводимые первые десять лет, радикально-либеральные реформы, значительно ослабляли Россию, которая оказалась неспособной влиять на мировые процессы, в том числе на посткоммунистическом пространстве. США оставались единственной сверхдержавой. И казалось, что данный однополярный мир более устойчив и сохранится надолго. Но достаточно было неполных двух десятков лет, чтобы увидеть радикальные сдвиги в системе международных отношений и изменения в политической картине мира. Тенденция на усиление роли России на мировой арене, определившаяся с приходом В.Путина к власти, стала все больше нарастать. У России для этого есть потенциал: она входит в состав Совета Безопасности ООН, имеет сопоставимый с уровнем США ядерный потенциал. Именно Россия вместе с США ведет последовательную борьбу за сокращение и нераспространение ядерного оружия. Кроме того, Россия располагает определенным преимуществом: великая энергетическая держава (1/3 мировых полезных ископаемых находится на территории России, самые большие запасы чистой воды и воздуха); влиятельный трансрегиональный политический актор (как производитель, поставщик и транзитер сырьевых ресурсов, доминирует на европейском и центральноазиатском пространствах); достаточно крупный международный инвестор.

Потенциал России и ее преимущество позволяет ей занимать ведущие позиции в мировой политике, а с другой – отстаивать свой суверенитет и безопасность с помощью «мягкой и жесткой силы». Сегодня, в условиях глобализации все больше происходит финансовое, экономическое, технологическое смещение с Запада на Восток, а следовательно усиливается влияние стран восточного и азиатского регионов на политические процессы. Там создаются международные, региональные центры, полюсы, которые становятся конкурентными Западу, постепенно превосходя его по своим возможностям и потенциалу. Теперь они будут предлагать глобальные проекты и привлекательные модели.

Считают, что та страна, которая сможет предложить на собственном опыте наиболее эффективные решения современных социально-политических и экономических проблем, будет иметь большие возможности увеличить свое международное влияние. Но это не обязательно должно быть связано с собственным военным или экономическим потенциалом региональных держав. К новым региональным структурам, в рамках которых возрастает число государств, претендующих на статус региональных, субрегиональных держав, можно отнести: АТЭС, БРИК, РИК, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. В рамках этих структур выдвинулись новые гиганты: в Азии – Индия, Китай, в Латинской Америке – Бразилия. Государства через эти организации предпринимают попытки повысить свой статус на международной арене. К примеру, в 2009 г. значительно увеличился международный вес Китая, который превращается во вторую сверхдержаву, после США. Арабские государства претендуют на статус системообразующего центра через региональные и отраслевые структуры (Лига арабских государств (ЛАГ), Африканский союз (АС), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и др.). В рамках большинства этих объединений Россия успешно сотрудничает и доминирует. А поэтому и ее внешнеполитический статус, и других государств (Индии, Китая и др.) можно определить как трансрегиональных и региональных держав.

Таким образом, сегодня формируется новая конфигурация мирового порядка, в котором, вероятно, ни одна из стран, даже великая и экономически сильная, не будет доминировать. Однополярный мир во главе с США, который так и не сложился, уже сегодня полностью исчерпал себя. Мир переходит к ситуации сосуществования многочисленных полюсов, центров силы, которые относительно будут «равны», насколько это будет возможно в этом мире. К примеру, среди стран-участниц G-20 ни одна из них не доминирует, хотя потенциал каждой – разный. Как видим, мир действительно меняется в сторону многополярности, пришедшей на смену мировой геополитической вертикали во главе с США, а также исчезла система «избранных стран» и стран «первого сорта».

Читать еще:  Можно ли вылечить межпозвоночную грыжу

Одни считают, что многополярный мир будет более справедливым и стабильным, т.к. сформируются несколько центров силы, которые будут соблюдать международный баланс и мир. Но известно, что мировые войны начинались в условиях многополярного мира. Другие полагают, что многополярность может принести миру усложнения и нестабильность (увеличатся разного рода конфликты). Вместе с тем, есть суждение, что мир движется не в сторону формирования многополярности, а в сторону мира бесполярного, в котором не будет глобальных доминирующих центров силы, возможности региональных держав будут ограничены, роль международных организаций будет сведена на нет. В бесполярном мире глобальная война маловероятна, он будет расколот на много частей. Региональные конфликты и войны, нестабильность будет составлять основу мировой политики и нового миропорядка в ближайшем будущем.

Таким образом, второе десятилетие XXI века внесет изменения в новую конфигурацию политического мира, контуры которого уже сегодня зримо проглядываются. Будет ли это многополярный или бесполярный мир, с отсутствием или наличием мирового лидера (но не господство его), наряду с региональными лидерами – время покажет. На наш взгляд, наличие мирового лидера вовсе не исключает коллективное управление миром, в котором политические игроки будут «наравных». У России есть возможность стать одной из ведущих мировых держав, наряду с другими, но не за счет ядерного или энергетического потенциала (хотя это тоже важные факторы), а за счет того какую она будет иметь репутацию. Насколько эффективной и конкурентоспособной будет ее национальная модель развития и способность обеспечить качество: экономики, управления, социального благополучия, российской политики и «мягкой силы». Это требует радикальной модернизации страны, раскрепощения политической жизни и решения традиционных ее проблем – коррупции, организованной преступности, бюрократизации экономики, технологического отставания, нехватки инвестиций в современные технологии, энергетику и людей.

Многополярный мир

Многополярный мир (многополюсный, мультиполярный мир) — политическая модель мироустройства, предполагающая наличие многих центров силы (политических, военных, экономических и культурных), сравнимых по своим возможностям и не стремящихся распространить своё влияние друг на друга путём насилия или обмана, в противоположность модели однополярного мира (один мировой гегемон) или биполярного мира (два мировых центра, находящихся в жёстком противостоянии).

Многополярность иногда отличают от простой многоцентричности, которая была характерна для политической истории человечества вплоть до новейшего времени. Первое отличие — в глобальном характере модели, при котором малых независимых центров практически уже не остается (все в той или иной степени встроены в ту или иную цивилизацию), второе отличие — во взаимосвязи, взаимодействии и взаимной доброй воле разных полюсов силы: все признают разграничение существующих цивилизационных зон и не вмешиваются в чужие дела без согласия на это; при этом идет взаимовыгодное экономическое и культурное сотрудничество.

Многополярный мир представляет собой более справедливую и гармоничную концепцию мироустройства по сравнению с однополярным или биполярным: исключается доминирование одной-двух держав над всем миром, снижается опасность глобальной войны или локальных войн за удержание мировой гегемонии, сохраняется в определенной степени возможность внешнеполитического выбора и здоровой конкуренции между цивилизациями.

Содержание

[править] История

Впервые некое искажённое подобие глобального многополярного или многоцентричного мира сформировалось на Земле к концу XIX — началу XX века: практически все населенные территории мира стали либо независимыми государствами, либо колониями европейских держав или США. Однако о справедливости и гармоничности такого мироустройства говорить не приходилось: западные державы невозбранно эксплуатировали свои колонии, при этом формально независимые страны Азии, Латинской Америки и Африки находились в жёсткой экономической зависимости от Запада, а в Российской Империи западные агенты всячески разжигали революционные настроения с целью развалить страну. Между самими европейскими странами также шла жесткая политическая и экономическая схватка. В 1914—1918 гг., вскоре после того, как завершился раздел колоний и внешних рынков, западные страны, США и Россия столкнулись в Первой мировой войне, за которой последовали революции и развал Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Но мир по результатам этой войны более справедливым не стал, и спустя пару десятилетий произошла Вторая мировая война (1939—1945), в ходе которой Третий Рейх и Японская империя пытались реализовать имперские проекты (Великогерманский рейх и Восточноазиатская Сфера Сопроцветания) по переделу мира и стать таким образом мировыми гегемонами, оспорив созданную победившей в Первой мировой Антантой де-факто однополярную систему. Необходимо отметить, что германский реваншизм был вызван именно несправедливостью существовавшей системы.

После падения Третьего рейха и японского великодержавия и отложения от Британии всех ее колоний и доминионов установился биполярный (двуполярный) мир — главными мировыми державами стали США и СССР, возглавившие, соответственно, социалистический и капиталистический лагеря стран. Большинство прочих стран, охотно или вынужденно, присоединились к одному из этих двух лагерей, а государства, вошедшие в так называемое «движение неприсоединения», особой роли не играли.

Однако постепенно на мировой карте начали появляться новые центры силы. В результате социалистической революции, а затем и советско-китайского раскола Китай отделился как от западного, так и от советского лагерей. Постепенно начала набирать силу и самостоятельность Индия, имеющая теперь, как и Китай, более чем миллиардное население, превосходящее по размеру население Запада. Ряд крупных исламских государств, прежде всего Иран, начали пытаться проводить независимую политику. Также возросла роль и самостоятельность ряда латиноамериканских государств — прежде всего Бразилии, хотя американцы всячески этому препятствовали путем устройства военных переворотов в странах Латинской Америки. После развала СССР, объединения Германии и вступления в ЕС части восточноевропейских стран на роль самостоятельного игрока начал претендовать Евросоюз — чему, однако, активно противятся США, пытаясь сохранить своё доминирование в Европе.

Читать еще:  Где находится страна Швеция

На какое-то время после краха СССР в 1990-е гг. в мире создалось впечатление полного если не политического, то экономического и культурного доминирования западной цивилизации во главе с США — эту ситуацию охарактеризовали как однополярный мир. Американский философ Фрэнсис Фукуяма даже написал по этому поводу книгу «Конец истории», в которой провозгласил, что распространение либеральных демократий во всём мире станет концом эволюции человечества и формой общечеловеческого правительства. Однако Фукуяма ошибся, что сам частично и признал спустя 20 лет.

Американцы не слишком хорошо распорядились доставшейся им позицией сильнейшей державы в мире: они продолжили свои военные карательные операции в неугодных им странах (в том числе под ложными предлогами), с новой силой начали развязывать цветные революции по всему миру, вместо равноправного сотрудничества сделали ставку на финансово-экономическую эксплуатацию и развал России, а затем, с приходом к власти Путина, на политическую конфронтацию с РФ, а также с Китаем и рядом других стран. Современная долларовая, финансовая и биржевая система позволяет американцам в определенной степени манипулировать процессами в мировой экономике, в частности, спекулировать ценами на нефть или осуществляя финансовые спекулятивные атаки на валюты неугодных стран, способствуя девальвации национальных валют даже в отсутствие фундаментальных факторов для снижения их курса. Двойные стандарты Запада и беззастенчивая ложь западных СМИ также подорвали доверие к американскому лидерству. Всё это происходит в условиях усиливающегося мирового экономического кризиса, вызванного в первую очередь проблемами в экономике США и других стран Запада, обременённых неподъёмными долгами и крупными объёмами необеспеченных реальными ценностями денег и ценных бумаг.

По словам лауреата Нобелевской премии Джозефа Штиглица, мировые финансовые, экономические, налоговые и другие институты нуждаются в реформах с учетом возросшей роли развивающихся стран в мировой экономике, однако развитые страны во главе с США препятствуют этому.[1]

После событий Евромайдана Россия присоединила Крым, нарушив таким образом план восточной экспансии и отвергнув существующую систему международных отношений. Параллельно с конфликтом на Украине развивалась дипломатическая борьба между Китаем и американскими сателлитами в Южно-Китайском море. США и их союзники — Евросоюз и Япония — ввели санкции против России, надеясь нанести невосполнимый ущерб российской экономике и принудить ее к капитуляции, однако Россия оказалась более устойчивой, чем считали глобалистские элиты: она пережила нефтяной кризис и вступила в борьбу с «Исламским государством» в Сирии, чем существенно увеличила свой международный авторитет. Одновременно Кремль основал Евразийский экономический союз и объединился с Китаем в рамках проекта «Разворот на Восток», параллельно выстраивая связи в БРИКС и Ираном. Возвышение второго полюса в лице российско-китайского союза и поражение ближневосточной политики Обамы подорвали международное влияние Америки, что стало причиной умножения полюсов: страны, ранее считавшиеся сателлитами мирового гегемона, стали сами преобразовываться в полюса и вести собственную игру. Особенно это относится к Израилю, Саудовской Аравии, Турции и Японии. Более того, после победы евроскептиков в Британии в Евросозе усилилось движение за независимость. Германия и Франция саботировали Трансатлантическое партнерство и начали взращивать параллельные военные структуры, не зависящие от НАТО. Всё это стимулировало процессы перехода к многополярному миру — происходит дедолларизация, укрепляются торговые и транспортные связи между незападными мировыми державами, ведутся попытки противодействия американскому информационному доминированию и развязыванию американцами конфликтов в Евразии.

Однополярный многополярный мир

Однополярный, Биполярный, Многополярный мир

Сегодня, в условиях глобализации все больше происходит финансовое, экономическое, технологическое смещение с Запада на Восток, а следовательно усиливается влияние стран восточного и азиатского регионов на политические процессы.Актуальность проблемы перехода от однополярного мира к многополярному (многополюсному) или к бесполярному очевидна. К началу XXI в. глобализационные процессы привели к формированию целостной системы информационного, коммуникативного, экономического, экологического пространства, не сформировав политическую глобализацию. Глобальный мир оказался без глобальной системы управления. Международные структуры, к примеру, ООН и др. с этой ролью не способны справиться, ибо создавались в других условиях и были ориентированы на решение иных задач. Кроме того, на фоне обострившегося современного кризиса стало очевидным, что управление глобальной системой невозможно из одного центра, какой бы сильный он ни был.

Сложившаяся система международных отношений 50 – 60 гг. характеризовалась соревнованием капитализма и социализма. В партийных документах КПСС 60 – 80 гг. подчеркивалось, что борьба двух систем составляет главное содержание современной эпохи. До 60-х годов в данной системе отношений доминировала тенденция однополярности – значительного влияния на мировые процессы США. На первом этапе брежневского правления наблюдался рост международного влияния СССР, достигшего наивысшей точки к началу 70-х годов. Это было время, когда военный потенциал страны приблизился к уровню США. В эти годы отношение СССР и США и их союзниками значительно улучшились, получившие название «разрядка». Международные отношения приобретают биполярный характер – противостояние двух «сверхдержав» – СССР и США – одна олицетворяла социалистический мир, другая – капиталистический.

Отношения СССР строились в двух направлениях – со всеми странами осуществлялась внешняя политика как таковая, а с другой стороны – формировались особые отношения с коммунистическими государствами. Но важным партнером во внешней политике СССР были США. В данной системе взаимоотношений главный вопрос был – не допустить ядерной катастрофы, т.к. Карибский кризис 1962 г. показал возможность таковой. Максимальные усилия дипломатической работы Москвы сосредотачивались на Соединенных Штатах. На втором месте стояла западная Европа, где в основном внимание уделялось Федеративной Республике Германии. Следующее место в иерархии интересов СССР занимали страны, т.н. «третьего мира» – Азии, Африки, Латинской Америки. В целом на протяжении всего периода биполярного мира отношения между двумя его главными акторами были разными. Они носили волнообразный характер – периоды «холодной войны», накалы отношений менялись «разрядкой», «политическим потеплением». Большой вклад в изменение международного политического климата внесла перестройка 1985-1991 гг., осуществляемая под руководством М.Горбачева. Результатом политики «нового мышления», проводимой М.Горбачевым, явились такие события, как падение Берлинской стены и объединение двух Германий, вывод войск из Афганистана, подписание ряда договоров с США о сокращении различных видов оружия. Они положили начало нового периода «разрядки» в системе международных отношений биполярного мира и окончания «холодной войны».

Читать еще:  Почему Персидская империя является восточной деспотией

Главным последствием развала СССР явилось установление однополярного мира. И распад СССР, и неудавшиеся, проводимые первые десять лет, радикально-либеральные реформы, значительно ослабляли Россию, которая оказалась неспособной влиять на мировые процессы, в том числе на посткоммунистическом пространстве. США оставались единственной сверхдержавой. И казалось, что данный однополярный мир более устойчив и сохранится надолго. Но достаточно было неполных двух десятков лет, чтобы увидеть радикальные сдвиги в системе международных отношений и изменения в политической картине мира. Тенденция на усиление роли России на мировой арене, определившаяся с приходом В.Путина к власти, стала все больше нарастать. У России для этого есть потенциал: она входит в состав Совета Безопасности ООН, имеет сопоставимый с уровнем США ядерный потенциал. Именно Россия вместе с США ведет последовательную борьбу за сокращение и нераспространение ядерного оружия. Кроме того, Россия располагает определенным преимуществом: великая энергетическая держава (1/3 мировых полезных ископаемых находится на территории России, самые большие запасы чистой воды и воздуха); влиятельный трансрегиональный политический актор (как производитель, поставщик и транзитер сырьевых ресурсов, доминирует на европейском и центральноазиатском пространствах); достаточно крупный международный инвестор.

Потенциал России и ее преимущество позволяет ей занимать ведущие позиции в мировой политике, а с другой – отстаивать свой суверенитет и безопасность с помощью «мягкой и жесткой силы». Сегодня, в условиях глобализации все больше происходит финансовое, экономическое, технологическое смещение с Запада на Восток, а следовательно усиливается влияние стран восточного и азиатского регионов на политические процессы. Там создаются международные, региональные центры, полюсы, которые становятся конкурентными Западу, постепенно превосходя его по своим возможностям и потенциалу. Теперь они будут предлагать глобальные проекты и привлекательные модели.

Считают, что та страна, которая сможет предложить на собственном опыте наиболее эффективные решения современных социально-политических и экономических проблем, будет иметь большие возможности увеличить свое международное влияние. Но это не обязательно должно быть связано с собственным военным или экономическим потенциалом региональных держав. К новым региональным структурам, в рамках которых возрастает число государств, претендующих на статус региональных, субрегиональных держав, можно отнести: АТЭС, БРИК, РИК, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. В рамках этих структур выдвинулись новые гиганты: в Азии – Индия, Китай, в Латинской Америке – Бразилия. Государства через эти организации предпринимают попытки повысить свой статус на международной арене. К примеру, в 2009 г. значительно увеличился международный вес Китая, который превращается во вторую сверхдержаву, после США. Арабские государства претендуют на статус системообразующего центра через региональные и отраслевые структуры (Лига арабских государств (ЛАГ), Африканский союз (АС), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и др.). В рамках большинства этих объединений Россия успешно сотрудничает и доминирует. А поэтому и ее внешнеполитический статус, и других государств (Индии, Китая и др.) можно определить как трансрегиональных и региональных держав.

Таким образом, сегодня формируется новая конфигурация мирового порядка, в котором, вероятно, ни одна из стран, даже великая и экономически сильная, не будет доминировать. Однополярный мир во главе с США, который так и не сложился, уже сегодня полностью исчерпал себя. Мир переходит к ситуации сосуществования многочисленных полюсов, центров силы, которые относительно будут «равны», насколько это будет возможно в этом мире. К примеру, среди стран-участниц G-20 ни одна из них не доминирует, хотя потенциал каждой – разный. Как видим, мир действительно меняется в сторону многополярности, пришедшей на смену мировой геополитической вертикали во главе с США, а также исчезла система «избранных стран» и стран «первого сорта».

Одни считают, что многополярный мир будет более справедливым и стабильным, т.к. сформируются несколько центров силы, которые будут соблюдать международный баланс и мир. Но известно, что мировые войны начинались в условиях многополярного мира. Другие полагают, что многополярность может принести миру усложнения и нестабильность (увеличатся разного рода конфликты). Вместе с тем, есть суждение, что мир движется не в сторону формирования многополярности, а в сторону мира бесполярного, в котором не будет глобальных доминирующих центров силы, возможности региональных держав будут ограничены, роль международных организаций будет сведена на нет. В бесполярном мире глобальная война маловероятна, он будет расколот на много частей. Региональные конфликты и войны, нестабильность будет составлять основу мировой политики и нового миропорядка в ближайшем будущем.

Таким образом, второе десятилетие XXI века внесет изменения в новую конфигурацию политического мира, контуры которого уже сегодня зримо проглядываются. Будет ли это многополярный или бесполярный мир, с отсутствием или наличием мирового лидера (но не господство его), наряду с региональными лидерами – время покажет. На наш взгляд, наличие мирового лидера вовсе не исключает коллективное управление миром, в котором политические игроки будут «наравных». У России есть возможность стать одной из ведущих мировых держав, наряду с другими, но не за счет ядерного или энергетического потенциала (хотя это тоже важные факторы), а за счет того какую она будет иметь репутацию. Насколько эффективной и конкурентоспособной будет ее национальная модель развития и способность обеспечить качество: экономики, управления, социального благополучия, российской политики и «мягкой силы». Это требует радикальной модернизации страны, раскрепощения политической жизни и решения традиционных ее проблем – коррупции, организованной преступности, бюрократизации экономики, технологического отставания, нехватки инвестиций в современные технологии, энергетику и людей.

Источники:

http://studfile.net/preview/1811152/
http://ruxpert.ru/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80
http://studfile.net/preview/1811152/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector