Откуда берется душа
Откуда берется и где находится душа человека до рождения
До сегодняшнего дня остается тайной, где душа находится до рождения. А все неизвестное привлекает внимание человека. У разных культур существуют разные версии, и никто не знает, какая из них правдивая. Каждый выбирает наиболее приемлемую теорию для себя.
Религиозные толкования
Верующие люди имеют свое представление о душе и ее происхождении. В зависимости от религиозных предпочтений меняются и взгляды на это.
Ислам
Согласно мнению мусульманских народов, энергетическая субстанция у плода образовывается спустя 4 месяца после зачатия. По словам пророка Мухаммеда, выделяют такие аспекты создания новой жизни:
- всякий человек образовывается в утробе на протяжении 40 дней в виде семенной капли;
- дальше такое же время пребывает в лоне как сгусток крови;
- потом еще 40 дней в виде части плоти;
- позже к плоду прилетает ангел, вдувающий в него дух.
Появление души может происходить быстрее, чем через 120 дней, т. к. в оригинале не отмечено точное время. Если бы не дыхание Аллаха, которое называют Рух, то люди были без энергетической сущности и без жизни, остались статуями из глины. В нем заключены все качества человека.
Когда вдувается дух, одновременно записываются такие вещи:
- человеческий удел;
- срок земной жизни;
- дела личности, а также ее судьба.
Мусульмане считают, что жизнь есть до оплодотворения — это существование сперматозоидов и яйцеклетки, не имеющих Рух. В Священной книге говорится, что душа — это дело Аллаха, и ее секрет известен только ему. Согласно исламской вере, она возникает по велению Господа и обычному человеку об этом знать не суждено.
Христианство
Рождение души — великая тайна. Ни одному верующему неизвестно, как происходит процесс. Согласно христианскому учению, сразу после зачатия эмбрион одухотворен. Это не обычный комочек плоти и крови, а уже человек, хотя еще очень маленький. Он является уникальным, подобных в мире нет. У него определен пол, цвет глаз, заложены способности. Независимо от того, эмбрион ли это, плод, младенец или взрослый человек, он является образом Божьим. Поэтому аборт в этой религии считается смертным грехом.
В Священном Писании нет упоминаний о бессмертии души. О ее сотворении судят, принимая во внимание мнение святых отцов и отношения к ним Церкви. В Библии указывается следующее:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
Из этих слов можно понять, что энергетическая субстанция появляется от соединения тела и дыхания. Существуют разные мнения святых отцов насчет того, откуда берется душа.
- Бог творит ее из ничего и потом соединяет с телом — так думали Ефрем Сирин, Феодорит, Иоанн Златоуст и др.
- Душа рождается от родителей, как и тело. Они вместе получают свое начало и развиваются. Так считали Тертуллиан, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др. Эта версия не раскрывает тайны многих вопросов. Для примера, неизвестно почему случается удивительные отличия между родителями и их чадами. Многих интересует, от кого происходит субстанция — от матери или от отца.
После Пятого Вселенского собора начала господствовать первая теория. В дальнейшем распространилось мнение о рождении энергетической субстанции.
Церковь опровергла взгляд Оригена. В его догматической системе есть понятие предсуществование душ. Согласно этой теории, субстанции приходят на землю из горного мира. Концепция заимствована из философии Платона, но получила осуждение церковью, потому что она:
- опровергает учение Священного Писания о следствиях греха предков;
- не позволяет объяснить Боговоплощение.
Иудаизм
Рождение души, согласно иудаизму, случается на сороковой день после зачатия. Когда у малыша мать — еврейка, то он получает дополнительную субстанцию. Такая возможность появляется вследствие присоединения к народу. Сама душа формируется поэтапно.
- Капля семени, попадая в женский организм, вкладывает в него энергию Духа — хают. Она дается Всевышним.
- Хают хранится 3 дня, на протяжении которых должно произойти зачатие. Этот период символизирует такие свойства: интеллект, интуиция и стремление к высшим задачам.
- После соединения женской и мужской клеток они должны создать так называемый духовный пар. Взвесь капелек сформирует емкость для души. Для этого требуется 37 дней.
- По истечении 40 суток сосуд готов принять энергетическую субстанцию. Число связано со словом маим — вода, что означает приобретение Торы, разума Создателя.
С этого времени говорят о существовании плода. Дальше происходит развитие личности в лоне матери. Она получает задание от Творца. Душа формируется на протяжении 9 месяцев. Духовная пища исходит от материнской души: она становится тем каналом, по которому с небес идет энергия для построения, и приобретает его «оттенки».
Рождение души в тонком мире
Часто в популярных статьях авторы указывают на то, что душа находится в тонком мире. Она существует там до рождения человека и после его гибели возвращается. Но многих интересует, откуда она берется в тонком мире, является чистой или имеет определенные способности. Догадок существует много и вопросы будут возникать до того времени, пока перед человеком не откроется картина Мироздания. Была попытка открыть ее в книге Абд-ру-шина «В Свете Истины» Послание Граля, из которой выделяют два тезиса.
- Душа является «тонким убранством», сутью Духа. Формируется в результате его странствий через Творение.
- Дух — единая живая суть в человеке. Все остальное — его одеяние. Сюда относится физическое тело, другие оболочки. Они даются духовному семени в дар в начальном воплощении.
Согласно мнению автора, душа — это оболочки Духа, более тонкие, чем астральное тело. На первых этапах своего развития они чистые. Потом их направление зависит от целей Духа. Когда физическое тело умирает, душа отлетает в тонкий мир. Она там пребывает долго в окружении, которое ей подобно. Новое воплощение происходит в середине беременности. Процесс обуславливается одним из двух законов:
- притяжение подобного;
- взаимодействие.
Задатки души рождаются в результате опыта многочисленных воплощений и пребываний в тонком мире. Человек является духовным существом и не может преобразиться в другую сущность. У него есть два пути.
- Тот, что ведет в Рай — такой вариант движения возможен, если человек очистился, избавился от вредных привычек, грехов. Тогда у него есть надежда выдержать Страшный суд.
- Ведущий к тому, что душа будет выжжена — такое случается, если желания Духа направлены только на материальное. Тогда он получает вечное проклятие. Его ожидают мучения и потеря самосознания. После этого возможно возвращение в Рай, но это уже будет бессознательное семя.
Место пребывания души до рождения
Существуют разные мнения, где находится душа до рождения.
Древние наблюдения
В старину люди связывали энергетическую сущность с дыханием, которое исходило извне и после смерти исчезало. Существовало также мнение, что носительницей нематериальной субстанции является кровь. Ей приписывали свойства тончайшего вещества. Об этом говорили греческие философы Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Согласно учению Аристотеля, душа зарождается на 40 день после зачатия у мальчиков и на 60 день у девочек.
Биологи утверждали, что нематериальная субстанция появляется вместе со способностью мыслить. Но такую теорию можно опровергнуть, т. к. получается, что люди с нарушением работы мозга не имеют души.
Материалистическая теория
Согласно материализму, жизнь после смерти не существует. Она определяется в пределах существования на земле. Эволюции души не существует. Все человеческие чувства основаны на физико-химических процессах, что происходят внутри организма. Проявления, которые с точки зрения физиологии тяжело истолковать, объясняются несовершенством современной науки.
Атеистическая теория
Атеисты утверждают, что душу создает Природа — часть Вселенной, которую человек воспринимает органами чувств. Соединение двух разных субстанций — энергетической сущности и физического тела не требует вмешательства Высших сил. Природа сама заложила в себя Разумную жизнь. Без ее соучастия человек существовать не может.
При встрече младенца с природой, проявления внешнего мира беспрепятственно проникают в его тело. Создается зеркальный и чувственный ее вид. Без такого процесса не было бы мироощущения и самоощущения человека. Природа, поселяющаяся в теле ребенка, становится его живой душой.
Реинкарнация
Приверженцы теории о перевоплощении говорят, что все духовные субстанции вечные. Они жили и будут жить всегда. Жизнь на земле бренная. Все, кто на ней находятся, смертные. Душа после вселения в тело пытается пребывать в нем как можно дольше. После смерти этого физического тела субстанция находит себе другое. Если человек прожил хорошо, то следующее перевоплощение будет еще лучшим. В противном случае жизнь, которая его ждет, переполнится мучениями и страданиями. За воплощения этого принципа отвечают высшие силы, о которых человек ничего не знает. О предыдущей оболочке он не помнит.
Чтобы понять суть реинкарнации, стоит рассмотреть один жизненный цикл души. Субстанция вселяется в человека, когда он находится в утробе матери. Случается это на 10-20 день после момента зачатия. Душа крепко укореняется в эмбрионе, если ребенок желанный. Может также покинуть плод, когда у матери возникают мысли о прерывании беременности. Иногда она находит другую оболочку. При условии, что женщина оставит ребенка, может возвратиться. На таком человеке будет всегда отпечаток его нежелательности.
Когда физическое тело прекращает свое существование на земле, душа покидает его через пару минут. Первые 10 дней она находится где-то поблизости. Потом освобождает занимаемое ею пространство и отлетает. Но бывает так, что душа не может найти покоя. Такое случается когда:
- человек погиб не своей смертью;
- родственники хранят личные вещи покойного — вставную челюсть, кошелек с деньгами, расческу с волосами, одежду и т. д.
Чтобы души освободились, проводят разные ритуалы. Необходимо также сжечь вещи, которые несут отрицательный заряд. Запрещается так поступать с рукописями, поделками, картинами, которые были созданы человеком.
Спустя 10 дней после смерти начинается подготовка души к реинкарнации. Она очищается от земных забот, трансформируется, приобретает вид шара. Процесс длится до 40 дня.
Сознание у нее не проявляется. В это время из памяти стираются воспоминания о прошлой жизни. Перед душой встают новые задания, у нее формируются другие качества. Начинается поиск иной оболочки, который может длиться очень долго.
Версии о вселении духа в тело
Восточные учения говорят, что душа вселяется в яйцеклетку за 3 месяца до зачатия. До этого времени она находится над предполагаемыми родителями. Разговоры в семье о ребенке становятся предпосылками для зарождения новой личности. Такая теория приемлема, если беременность желанная. Существует и противоположная версия, согласно которой собственной души у малыша нет до 3 лет. До этого времени у матери и ее чада она общая.
Просвещенные умы выдвигают также теорию о вхождении Духа во время оплодотворения. На седьмой год он полностью завладеет телом. Многие считают, что душа не вселяется в тело. А из нее все развивается, вырастает тело. Среди популярных версий выделяют также такие:
- Душа вселяется в младенца с первым вдохом. До этого она не существует. Бог не дает энергетическую сущность, пока нет подходящего тела.
- Душа формируется вместе с телом. Последнее создается из соединенных клеток родителей. Духовная субстанция образовывается же из частичек их душ, а также других людей.
- Энергетическая сущность приходит к родителям при зачатии. Она находится возле матери, постепенно проникая в ее лоно.
- Во время соединения яйцеклетки и семени женская сексуальная энергия раскручивается как воронка, мужская — как торнадо. В результате их соединения образовывается вихрь, который проникает в астральный слой и извлекает из него душу. Чем сильнее у пары желание зачать малыша, тем большую силу будет иметь вихрь. В этом случае он сможет ворваться в высокие слои и притянет чистую субстанцию. Эта теория имеет много противоречий. Среди них — беременность, которая появляется вследствие изнасилования.
Откуда берутся качества души?
Здравствуйте. Во всех православных материалах говорится о свободной воле человека и о том, что благодаря выбору между добром и злом, осуществленному этой волей, человек получает спасение или муку вечную. Но разве направление и сила воли не зависят всего от двух факторов: 1) врожденных качеств души, 2) того, где, кем и в каком окружении человек воспитывался? Первый фактор зависит от Бога как творца души, второй так же от Бога, так как именно Он посылает душу в конкретную точку пространства-времени. Человек не может выбрать, кем ему родиться или как себя воспитывать. Чтобы осознать необходимость самоисправления и самовоспитания во взрослом возрасте, человек уже должен иметь набор необходимых для этого качеств, полученных от Бога и не убитых воспитанием.
Не получается ли так, что тех людей, которые не смогли прийти к спасению в силу врожденной или приобретенной слабости воли для преодоления страстей, или воспитанной ненависти (или безразличия) к Богу, Бог создал специально для мучения- сначала в этой жизни, а потом в жизни вечной? Это совсем не похоже даже на самую слабую любовь.
Давно пытаюсь воцерковиться, но вопросы, подобные этому, не дают поверить Богу и полюбить Его. С помощью приходского священника их не смог понять. Спасибо за ответ.
Отвечает иерей Евгений Мурзин:
Относительно происхождения души каждого человека в святоотеческом наследии нет единого мнения. Одни отцы Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин) полагали, что Бог действительно является Творцом каждой души, другие (Григорий Богослов, Григорий Нисский, Макарий Великий) – что душа ребенка, хотя и при участии творческой силы Божией, происходит от душ родителей, равно как и тело от тел родителей. Последнее мнение обосновывается утверждением, что в Адаме Господь сотворил все человечество. Как сказано в книге Деяний святых апостолов: “от одной крови Он произвел весь род человеческий” (Деян. 17, 26). То есть Бог творит души не непосредственно, а опосредованно, в соответствии с первой заповедью, данной Адаму и Еве: “плодитесь и размножайтесь” (Быт. 1, 28), творит из душ родителей. Отсюда следует, что душа, хотя и возникает в результате творения, тем не менее, несет в себе тяжесть первородного греха, чего не было бы, если бы Бог творил наши души как и душу первого человека из ничего. Применительно к вашему вопросу, это означает, что врожденные качества души зависят не от Бога, а во многом определяются наследственностью.
Что касается второй части вопроса об условиях, в которых возрастает и живет человек, то похожим вопросом задавался еще Антоний Великий, который, размышляя как-то о путях Домостроительства Божия помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?” И Бог ему ответил следующим образом: “Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божий, потому что это — душевредно”. По поводу же спасения, мы можем быть уверены в том, что Бог, по слову апостола Павла “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познание истины” (1 Тим. 2, 4). Каждому человеку, где бы он ни родился и в каком бы окружении ни вырос, открыт путь ко спасению и вечной жизни. И у каждого, даже самого закоренелого злодея, есть представление о том, что хорошо, а что плохо. Убийца знает, что убивать плохо. Вор — что нехорошо воровать. В каждом из нас говорит голос Божий – наша совесть. Главное – слушать его и следовать ему.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Когда возникает душа: мнение православного священника
Недавно наткнулся в интернете на материал одного священника. В общем-то, ничего особенного – обычные нападки на аборты и современные репродуктивные технологии со стороны, так сказать, функционера РПЦ.
«Буквально на днях довелось общаться с одним профессором, доктором медицинских наук. Он занимает достаточно высокую должность в системе здравоохранения, и я просил посодействовать нам административным ресурсом в противостоянии абортам. Профессор искренне загорелся и рассказал, как бы по секрету, очень много интересных вещей. Например, о том, что дети, зачатые методом ЭКО, не дают потомства. Совсем. В 100 процентах!
– А откуда это известно? – спрашиваю. – Разве ведется статистика?
– Да, в Москве таких экошных детей сейчас уже много. Они выросли, начали вступать в браки, а детей родить не могут. Природу не обманешь… Только прошу вас, не ссылайтесь нигде на меня.
Профессор вздохнул. Я его понял: он мог сказать об этом только по секрету – процедура экстракорпорального оплодотворения стоит несколько сотен тысяч рублей, и отказываться от таких прибылей система здравоохранения не собирается. Этакая корпоративная этика, или, лучше сказать, омерта – обет молчания, как у сицилийской мафии».
Даже комментировать этот бред не хочу. Привел его только в качестве доказательства, что уж в качестве защитника ВРТ этого человека точно можно не рассматривать.
И тем ценнее пассаж, который меня поразил точно гром небесный. Приведу его полностью, несмотря на некую сложность в изложении, чтобы нельзя меня было обвинить в предвзятом сокращении:
«Вопрос опосредованного или последующего одушевления обсуждался некоторыми отцами Церкви с целью опровержения так называемой теории “передачи”, предложенной Тертуллианом, который для объяснения передачи первородного греха исходил из предположения, что не только тело, но и душа передается ребенку от родителей, – читаем мы в учебнике по биоэтике. – Для опровержения этого богословского тезиса другие отцы, а затем и святой Фома Аквинат, предложили теорию последующего внедрения души.
Эта теория утверждает, что душа, будучи предназначенной к субстанциональному единству с телом, онтологически имеет иное происхождение и создается непосредственно Богом. Кроме того, томистская гипотеза предполагает, что для внедрения души необходима определенная организация тела, некая “форма”, которая, будучи душой, формирует тело. Святой Фома считает, что растительная и животная душа существует уже с момента оплодотворения. Таким образом, хронологическая проблема приобретает онтологическое значение.
Момент внедрения души отнесен к периоду между 30-м и 40-м днем после оплодотворения, по аналогии с библейскими предписаниями, связанными с очищением женщины после родов. Следует немедленно добавить, что не все отцы Церкви придерживались такого мнения, в особенности это относится к греческим отцам, и прежде всего к святителю Григорию Богослову, который утверждал, что душа возникает в первый же момент после зачатия, в чем ему следовали другие отцы, в частности святой Максим.»
Выделяю главное – по мнению большинства отцов церкви, зарождение души происходит на 30-40-ой день после зачатия. Кстати говоря, это во многом совпадает с мусульманской доктриной о зарождении души, но не суть.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Как популярно объясняют нам деятели РПЦ, церковь против ЭКО потому, что в процессе процедуры остаются «лишние» эмбрионы, которые якобы впоследствии уничтожаются (тот еще бред!). А, поскольку душа в эмбрионе возникает с момента зачатия, то вот это выдуманное уничтожение эмбрионов есть ни что иное как убийство человеческих душ.
Т.е. получается, что даже если на секунду представить, что святые отцы правы и что бяки-репродуктологи действительно уничтожают эмбрионы, ничего страшного не происходит, поскольку они имеют дело с неодушевленным куском плоти? Тогда откуда нападки на ВРТ?
Теперь позвольте спросить – если внутри церкви большинство теологов (судя по словам автора материала) считает, что душа не зарождается в момент зачатия – тогда к чему эта сказка про «душу с момента оплодотворения»? Для того чтобы было проще обыдлить обывателя, а потом науськать его на то, что невыгодно тебе по совершенно другим причинам? Так получается?
Как сказал один мой знакомый, «я боюсь и ненавижу фанатиков от веры, поскольку именно именем веры совершались самые чудовищные преступления на земле. Больше них я ненавижу только тех, кто использует этих фанатиков в своих целях».
Источники:
http://duhmaga.ru/astral/dusha-do-rozhdeniya.html
http://foma.ru/otkuda-berutsya-kachestva-dushi.html
http://www.probirka.org/religios/8539-kogda-voznikaet-dusha-mnenie-pravoslavnogo-svyaschennika.html